Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения ответ

Задания для олимпиады по русскому языку 5 класс.
1.В каком слове есть только твердые согласные звуки?
а) водит; б) пашешь; в) верит; г) смех
2.В каком слове ударение падает на первый слог?
а) цемент; б) фарфор; в) цепочка; г) хвоя
3.Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?
Дождик льет – кругом вода, Задрожал водопровод .
Мокнут столб и провода, Протекает небосвод –
Мокнут кони и подвода, На земле водоворот,
Дым над крышами завода, А по лужам у ворот
От бегущих быстрых вод Дети водят хоровод. (П.Яхнин)
Задрожал водоотвод.
4.В книге К.Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости
старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть ,мальчик
напрасно испугался? Докажите.
5.Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
6. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный ,прямой будут употреблены в
переносном значении.
7.Во что превратятся глаголы мели ,окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на
первый?
8.Сколько грамматических основ в следующем предложении?
Алый бархат вечереет, Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели, Колыбельной лаской млеет. (В.Брюсов)
9.Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?
Нес медведь, шагая к рынку, Дрался вырванной осиной,
На продажу меда крынку , Мог ли в ярость он не впасть,
Вдруг на Мишку – вот напасть- Если осы лезли в пасть.
Пчелы вздумали напасть. Жалили куда попало,
Мишка с армией осиной Им за это и попало. (В.Козловский)
10.Прочитайте текст, выполните задания.
Старина.
Старина- как сердцевина в дереве.
Она окружена более поздними кругами. Внутренние круги неживые. Живет только самый большой, самый поздний круг. Он дышит, гонит соки, растет.
Огромное дерево: люди берутся за руки, чтобы обхватить его. Обхватят вдвоем и смотрят на ветки, на листья, на птичьи гнезда под облаками.
Самый близкий к людям, обхватившим дерево,- живой круг. Но если вынуть из дерева старые, меньшие круги… Один большой круг не удержит веток, листьев, птичьих гнезд и сомнется, как бумажный.
Задания к тексту.
1.Докажите, что настоящее описание является иносказательным;
2.Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.
3.Закончите текст (напишите вывод).
Ваш ответ доложен иметь вид целостного и композиционно завершенного текста
Ответы. 5 класс
1.б-(1 балл)
2.г-(1 балл)
3.Вода, вод, водоотвод ,водоворот -однокоренные слова (1 балл);
В словах провода, подвода, завод, небосвод, водят, хоровод наблюдается омонимия корней (1 балл)
4. «Собаку съел» – имеет большой опыт, навык, основательные знания.
Мальчик напрасно испугался, так как он понял фразу в прямом смысле. (3 балла)
5.Пятитомник-(1балл)
6.Седой туман, бархатный голос, прямой вопрос (3 балла)
7.Превратятся в имена существительные.(1 балл)
8.4 (1 балл)
9.Омофоны- (2 балла)
10.Эссе- (10 баллов)
Максимальная сумма баллов-25 баллов
Источник
Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.
Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д.
В русском языке слово может иметь одно или несколько значений.
Слова с точки зрения количества значений все слова делятся на:
• Однозначные (имеют одно значение)
• Многозначные (имеют несколько значений)
Значения многозначного слова связаны, они зависят друг от друга. Большинство слов в русском языке многозначны. Так, слово «идти» мы используем, когда говорим «иду пешком», «тебе идет этот костюм», «фильм идет два часа».
Одно значение многозначных слов является прямым, другие выступают как переносные.
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение, которое сразу вызывает представление о предмете, явлении.
Переносное значение – вторичное значение слова, которое вытекает из основного содержания слова и, как правило, зависит от контекста.
От многозначных слов следует отличать омонимы.
Омонимы – это одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова.
Примеры: брак (супружество) и брак (изъян, дефект); такса (точно установленная расценка) и такса (порода охотничьей собаки); бычок (молодой бык) — бычок (маленькая рыбка); больно (наречие от «больной») и больно (просторечная частица со значением «очень» и др.
Омонимы бывают полными (все грамматические формы слова совпадают) или частичными (совпадают только некоторые грамматические формы).
В отличие от многозначных слов при омонимии никаких смысловых связей между названными явлениями для носителя современного русского языка не существует.
Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Примеры: инвестиции – вложения, избиратели – электорат, плохо – отвратительно, будущий – грядущий и т.д.
Синонимы бывают:
- Языковые (зафиксированы в словарях)
- Контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях)
Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.
Антонимы бывают:
- Языковые
Например:
молодой — старый, умный — глупый, холодный — горячий, начало — конец, дружба — вражда, рождение — смерть, высоко — низко, хорошо — плохо, приезжать — уезжать, любить — ненавидеть, встречать
- Контекстные – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста.
Например:
И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?» (В. Маяковский) Фразеологизмы – устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Значение фразеологизма зачастую можно выразить одним словом. Например, кот наплакал – мало, пятое колесо в телеге – лишний и др.
Примеры: не покладая рук, сбить с толку, повесить нос, вешать лапшу на уши, нести крест, не в своей тарелке,
Стилистическая окраска слова
Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:
- Нейтральная
- Книжная
- Разговорная
- Просторечная
Нейтральная лексика – это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики.
Например:
стол, ходить, весело, сдержать слово, иметь в виду, время, год, дом, жизнь, молоко, надежда, порция, размер, страна и др.
Книжные слова – это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе.
Например:
Катаклизм, сентенция, профанация, сгущать краски, абориген, гипотеза, гиперболизировать, воззрение, дисгармонировать, данный, дезориентировать, декларативный, буффонада, внедрение, возникновение, врожденный, выспренний, гегемония, иллюзия, иллюзорный, интуиция, искоренение, иссякнуть и др.
К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность.
Например: вертушка, верхогляд, возомнить, восвояси, вот-вот, вояка, всезнайка, всяческий, глупить, говорун, грязнуля, деликатничать, допотопный, досюда, живность и др.
К просторечной лексике относятся слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи.
Например: дрыхнуть, харя, чесать языком, у черта на куличиках, брюхо, варганить, взашей, выкамаривать, взбелениться и др.
↑ Лексика по сфере употребления
С точки зрения употребления лексика бывает:
- Общеупотребительная
- Ограниченная в употреблении
Общеупотребительные слова – это те, которые известны всем носителям языка, независимо от рода их деятельности и территории проживания.
К словам с ограниченной сферой употребления относятся:
- Диалектизмы
- Жаргонизмы
- Профессионализмы
- Просторечная лексика
Диалектизмы – слова, известные только жителям определенной местности.
Примеры: бурак – свёкла, баской – красивый, яруга – овраг, завируха – метель, канка – индюшка, сугибель – крутой поворот
Термин – слово или сочетание слов, являющееся официально принятым, узаконенным наименованием какого-либо понятия науки, техники и т.д. Термины, как правило, однозначны, эмоционально и стилистически нейтральны.
Термины могут быть узкоспециальными и общеупотребительными.
Профессионализмы – слова, употребляемые в речи людей, работающих в одной области, имеющих общую специальность (бахтарма (внутренняя сторона кожи), подмалевок (подготовительная работа над картиной)
К терминам и профессионализмам примыкают профессиональные жаргонизмы — неофициальные обозначения понятий, используемые представителями той или иной профессии (соляная кислота – солянка, гауптвахта — губа, гражданская жизнь — гражданка, демобилизация — дембель, боцман — дракон, капитан — кэп и др.). Профессиональные жаргонизмы, как правило, экспрессивно окрашены.
Жаргонизмы – слова, употребление которых ограничено социальной средой, возрастом, профессией, общностью интересов.
Жаргон может возникать в любом достаточно устойчивом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодежный и армейский жаргоны, жаргоны музыкантов и любителей спорта, жаргон любителей спиртного, жаргон уголовников, жаргон торговцев и т.п.
↑ Происхождение слов
С точки зрения происхождения лексика русского языка состоит из:
- Исконно русской лексики
Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть и др.
- Заимствованной лексики (к заимствованным относятся слова, пришедшие из других языков)
Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли, графин, гений, герой, анкета, кеды и т.д.
↑ Активный и пассивный запас лексики
Лексика активного запаса
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. Лексика пассивного запаса
К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.
Неологизмы – новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.
Примеры: грант, дайджест, импичмент, кикбоксинг, брокер, бутик и т.д
Пополнение словаря осуществляется за счет заимствований, появления новых значений у уже имеющихся в языке слов или по моделям русского словообразования.
После того как новое слово становится общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом.
В зависимости от условий создания неологизмов их можно разделить наобщеязыковые (появившиеся вместе с новыми понятиями и явлениями) и индивидуально-авторские (введенные в употребление конкретным автором).
Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления.
К устаревшей лексике относятся:
Историзмы – названия исчезнувших предметов, явлений
Например: опричник, боярин, стрелец, кольчуга, городовой
Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке. Объяснить их значение можно только прибегнув к энциклопедическому описанию.
Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.
Например: сей – этот, брадобрей – парикмахер, вседневно – всегда, чадо – ребенок, перст – палец, глаголить – говорить
Устаревшими, архаичными могут быть как однозначные слова, так и отдельные значения многозначного слова: красный (красивый), изрядно (отлично), натура
Источник
Работа с текстом при изучении и повторении лексики.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Синонимы. Антонимы.
1. Прочитайте отрывок из книги Льва Успенского «По дорогам и тропам
языка». Какие слова в названии книги употреблены в переносном значении
книги? Определите тему, основную мысль текста.
Слово — одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.
Какое слово? Да, в конце концов, любое: и устное, и письменное, потому что, различаясь в отдельных своих свойствах, они в главном чрезвычайно близки друг другу.
Вот в учебнике говорится: «Каждое слово что-нибудь обозначает, то есть имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение. Это значение указывается в толковых словарях».
Да, тут все совершенно точно. Раскрываю «Толковый словарь русского языка»…
- Объясните знаки препинания в предложении с прямой речью (с цитированием). Составьте схему этого предложения.
- Запишите два первых абзаца. Объясните известные вам орфограммы и пунктограммы.
- Перескажите текст, дополнив свой рассказ о слове, о его лексическом значении примерами из толкового словаря. Подумайте о том, как закончить свой рассказ.
2. Запишите отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Слова». Какова
основная мысль текста?
Люблю обычные слова, как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва, потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло, и в этом наше ремесло.
- Подберите синонимы к словам понятный, обычный, туманный.
- Выучите отрывок наизусть.
3. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Николая
Рыленкова. Определите тему, основную мысль текста. Какое слово мы можем
назвать добрым?
На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. Со словом обидным – нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Но слова правдивого остерегаться –
Не то же ль, что собственной тени бояться?
Я истины эти – знаю измлада,
А думать над ними – всю жизнь мне надо.
- Подберите синонимы и антонимы к словам добрый, правдивый, истина.
- Выпишите из текста глаголы в неопределенной форме, объясните орфограммы.
- Подготовьте сообщение на тему «Слово – это поступок».
4. Прочитайте стихотворение. Объясните смысл названия.
Будьте добры.
Сколько просьб начинается с «будьте добры»!
- Скажите, который час?
- Простите, глаза у меня стары…
- Придите, беда у нас!
- Будьте добры.
(Л. Татьяничева).
- Объясните, пользуясь словарем, значение слов просьба, беда.
- Запишите предложение с обращением, объясните пунктограммы.
- Составьте диалоги, используя, будьте добры и другие вежливые, добрые слова, на одну из тем: «В музее», «На остановке автобуса», «В библиотеке», «На экскурсии», «В магазине», «У кассы кинотеатра».
5. Запишите отрывки из стихотворения Новеллы Матвеевой «Было тихо..» В каких значениях употребляются в нем многозначные слова земля, стол?
Было тихо, очень тихо, – ночь на всей земле.
Лишь будильник робко тикал на моем столе…
Было тихо, очень тихо, – тихий час теней…
Лишь будильник робко тикал, мышь скреблась
Сверчок пиликал, козлик мекал, кот мяукал,
Поросенок дерзко хрюкал, бык ревел,
И две собаки дружно вторили во мраке ржанию коней.
- Какие слова повторяются в тексте? Какова роль этого повтора?
- Подберите синонимы к словам тихо, робко, дерзко, дружно.
- Докажите, что слово тихий является многозначным. Составьте и запишите несколько словосочетаний (или предложений) с этим словом, употребляющимся в разных значениях. Подберите синонимы и антонимы.
- Выпишите из текста глаголы, которые своим звучанием помогают нам представить звуки, издаваемые животными, предметами. Почему в этом стихотворении так много таких слов?
5) Выпишите из текста существительные, входящие в тематическую группу «Животные». Составьте кроссворд на эту тему (включив в нег слова из стихотворения и другие слова на эту тему).
6.Прочитайте стихотворение Александра Шибаева. Какова его основная мысль? На что указывает название текста: на тему или основную мысль?
Слова, слова, слова.
Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, а безымянных – нету! И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, -И все, что в памяти у нас, – означено словами. Они слышны и здесь и там, на улице и дома: Одно – давно привычно нам, другое — незнакомо… Язык — и стар и вечно нов! И это так прекрасно — В огромном море – море слов – купаться ежечасно!
- Как вы понимаете слова «Язык – и стар и вечно нов!»? Подтвердите примерами мысль, выраженную этими словами.
- С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) автор выражает свою любовь к слову, восхищение миром слов?
- Перечитайте третье четверостишие. К каким словарям мы обращаемся, чтобы узнать значение незнакомых слов? Какие словари вам известны?
- Подготовьте сообщение на тему «Словари – наши друзья и помощники».
- Подберите синонимы к словам старый, новый, вечно, полным-полно, огромный, ежечасно, давно.
- Какие слова употребляются в тексте в переносном значении? Что достигается благодаря их употреблению?
7.0тгадайте загадки, включенные в книгу поэта Георгия Ладонщикова «Скучать некогда».
Если знаешь зверей, назови их скорей! Эта рыжая плутовка и коварна и хитра. Быстрых зайцев ловит ловко, кур ворует со двора И мышами поживиться любит шустрая ….
Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он,
Видно, желуди искал. Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан. Очень грозный был ….
Смел и зол разбойник серый. Чуть козу вчера не съел он. К счастью, Тузик и Трезорка за старой смотрят зорко. Еле ноги уволок от собак матерый ….
Горбоносый длинноногий великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги. С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось встретить, знай, что это ….
- Запишите одну – две загадки, объясните орфограммы и пунктограммы.
- Подберите синонимы к словам ловко, зорко, смелый, грозный, шустрый. Какую стилистическую помету имеет в словаре слово шустрый?
- Докажите, что слова земля, острый – многозначные.
- В каком значении употребляется в одной из загадок многозначное слово матерый? (Обратитесь к словарю.)
- Выпишите из загадок сложные слова, разберите их по составу.
- Прочитайте словарную статью, посвященную слову лиса, в толковом словаре. Каково переносное значение этого многозначного слова? Какого человека (в разговорной речи) называют лисой!
8. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Заболоцкого «Вечер на Оке». В каком значении употребляется в нем многозначное слово пейзаж?
В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Сутра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, неочарованных людей…
- Какие слова употреблены в переносном значении? Что достигается благодаря их использованию в поэтическом тексте?
- Докажите, что слова художник, поля, труд являются многозначными.
- Подберите синонимы и антонимы к словам радость, подлинный. Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд?
- Сравните синонимы пейзаж, ландшафт. Чем они отличаются друг от друга? Выпишите пример на употребление слова ландшафт из «Школьного словаря иностранных слов»
- Какой синоним к слову работа используется в тексте?
- Объясните значение слова очарованье, подобрав к нему синонимы. Какой синоним помогает объяснить правописание безударной гласной в корне слова очарованье? Какое однокоренное слово используется в этом стихотворении?
9. Выпиши в два столбика прямые и переносные значения слов.
Крыло птицы. Крыло мельницы. Нос человека. Нос корабля. Горлышко бутылки. Горлышко ребенка. Язычок у котенка Язычок замка. Хребет животного. Хребет горы. Сердце человека. Центр- сердце города. Свет лампы. Свет науки. Корень зла Корень сосны. Портной вдевает нить в иголку. Потерять нить речи. Вода из горного источника. Сведения из надежного источника. Потерялся ключ от замка. Ключ к заданию.
10. Какое из слов,написанных в скобках, ты впишешь в каждое предложение?
Архитектор представил заказчику отлично разработанный (проект, набросок). Страшна в открытой степи снежная ( буря, гроза). На все вопросы он дает ….. ответ (подвижный, быстрый). Канат был достаточно (крепок, силен). После долгого размышления он принял …. решение (крепкое, твердое). Кошка подходит к птичке …. (тихо,крадучись).
11. Подбери к каждому слову антонимы.
Радость, слабость, друг, сытость, здоровье, ложь, бедность доброта, сладость, старость, конец, ум.
Источник