Какие свойства русской лексики использует григорьев

Задания для 5-6 классов

Блок заданий I. (30 баллов)

Каждое задание оценивается 2 баллами.

1.  Расставьте ударение в следующих словах.

Алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева.

2.  Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

3.  Отгадайте загадку. Определите, сколько раз встречается в ней звук С:

Через поле и лесок

Подается голосок

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь,

А слышно там.

4.  Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[Ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[Ш] Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, что для дела гож.

[Т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

5.  Иногда мы употребляем выражение от а до я, что означает «все на свете», «от начала до конца». Почему до реформы русской азбуки (1918 года) в этом случае говорили от аза до ижицы ?

6.  Подберите антоним к слову живот, встречающемуся в выражениях: живота не жалеть, живот положить. Укажите значение этих фразеологизмов.

7.  Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как? Обоснуйте свой ответ.

8.  Слова базар и рынок – синонимы. Но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означает выражение птичий базар и птичий рынок?

9.  Объясните разницу в значении слов абонентабонемент, факт – фактор, болотный – болотистый, эффектный – эффективный. Как называются такие слова?

10.  У А. Пушкина в сказке «О рыбаке и рыбке» дед, возмущенный жадностью старухи, возмущенно говорит ей «Что ты, баба, белены объелась? Что это за белена? И к кому народу относят слова: «Он точно белены объелся»?

11.  Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перевести ударение с последнего слога на первый?

12.  Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе – пещеру, преимущественно искусственную.

13.  Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный завод, военная походка, все были дома, чтецы, прошел мимо, читки, скорый, более скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.

14.  Какие свойства русской лексики использует поэт О. Григорьев? Для создания комического эффекта.

1)  Велосипед меня понес,

Понес куда-то под откос.

Он там остался без колес,

А дальше я его понес…

2)  Председатель Вова

Хотел взять слово.

Пока вставал,

Потерял слово

3)  Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил стакан!

15.  Напишите слова, значение которых дано ниже.

1)  Место на реке, где ее можно перейти;

2)  отверстие вулкана;

3)  наука о небесных светилах;

4)  место, где скрещиваются улицы;

5)  речь, произнесенная одним актером.

Блок заданий II.(10 баллов)

Каждое задание оценивается 5 баллами.

1.  Выпишите фразеологические обороты и раскройте их значение.

Три загадки.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит.

– Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

– Ишь разошелся, прямо из кожи лезет вон!

Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их расталкивать. А они на него напустились:

– Все следишь? Наверное, и спишь с открытыми глазами.

А дежурный вдруг как крикнет:

– Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!

– Какие еще загадки? – удивились ребята и кулаки разжали.

– А вот какие, – сказал дежурный. – Слушайте, где раки зимуют, кто из кожи вон лезет и спит с открытыми глазами?

(По Н. Сладкову)

2.  Забытое слово коло… Коло – окружность, круг, обод, обруч, колесо. Слово исчезло, но живы до сих пор родившиеся от него слова. Какие? Запишите родственные слова, образованные от этого корня. Объясните происхождение слова кольчуга.

Когда гуляла смерть по кругу,

Булатный меч щиты крошил,

Мой предок выковал кольчугу

Она в плечах его стеснила,

Зато по многу раз на дню

Ломала копья вражья сила

Об искрометную броню.

(В. Махалов. «Кольчуга»)

Блок заданий III. (10 баллов)

Напишите сочинение на предложенную тему (по выбору).

1.  Книга – духовное завещание одного поколения другому (А. Герцен)

2.  Слово о русском языке.

3.  Я люблю свой родной язык! (А. Яшин)

4.  Встреча с прекрасным (впечатления о прочитанной книге, просмотренном спектакле, фильме, посещении музея, выставки)

5.  Почему надо беречь русский язык?

6.  Слово о Санкт-Петербурге.

7.  Мои помощники – словари русского языка.

Источник

Фамилия

Имя

Отчество

нас. пункт

область

школа, гимназия, лицей

баллов

Читайте также:  Каков физический смысл силы каким свойством она обладает

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

чч

мм

г. рожд

ответ

199

Дом учителя Уральского федерального округа Курганский городской инновационно-методический центр

IV Олимпиада по основам наук первый этап.

Русский язык 5 класс (Время выполнения работы 1 час 15 минут)

Посвящается Андрею Андреевичу Вознесенскому

Задания, оцениваемые в 2 балла

1. Определите, в каком слове ударение падает на 3 слог:

А) библиотека Б) хозяева В) красивее Г) комбайнер Д) положил

2. Укажите, сколько раз встречается звук [ш] в пословице: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6 Д) 7

3. Определите слово, в котором только твёрдые согласные звуки:

А) водит Б) пашешь В) верит Г) фанера Д) смех

4. Найдите слово, которое неправильно разделили для переноса:

А) профес-сор Б) подъ-езд В) по-дписать Г) под-лиза Д) боль-ница

5. Какое из данных слов является родственным слову нос?

А) носильщик Б) поднос В) переносица Г) подношение Д) занос

6. Какой пример не является словосочетанием?

А) кончить дело Б) чудесный день В) в солнечный день Г) красный и синий Д) вдали от родины

7. Определите, в каком слове двойные согласные СС относятся к корню:

А) ссылка Б) ссора В) воссоединение Г) восстание Д) русский

8. Найдите слово с пропущенной буквой Ё:

А) крыж…вник Б) обж…Ра В) капюш…н Г) ш…пот Д) пятач…к

9. Выберите слово, в корне которого пишется А:

А) кл…ду Б) пол…жу В) т…лкнуть Г) зар…сли Д)прик…снулись

10. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

А) всадник Б) наездник В) человек Г) верховой Д) конный

Задачи, оцениваемые в 3 балла

11. Какое свойство русской лексики использует поэт О. Григорьев для создания комического эффекта?

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат её мальчик Иван

Тоже разбил … стакан.

А) синонимия Б) антонимия В) омонимия Г) многозначность Д) фразеология

12. В каком словосочетании неправильно определено главное слово, выделенное жирным шрифтом:

А) любить Родину Б) верный друг В) жить далеко Г) в нашем доме Д) собрал гербарий

13. Выберите выражение, в котором неправильно образована форма имени существительного во множественном числе родительного падежа:

А) побеги яблонь Б) салат из помидоров В) покупка носок Г) пять килограммов Д) нет сапог

14. Определите, какое из данных слов имеет приставку по-:

А) подошва Б) подушка В) подоить Г) подозрение Д) подрезать

15. Определите, какая пара слов не имеет сходства по значению:

А) преграда – помеха Б) привлекать – манить В) скука – горе Г) склон – откос Д) дорога – путь

16. Вспомните, о каком правиле правописания идёт речь в стихотворении. Догадайся, в каком слове надо написать букву Ы:

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…кле разъезжал

И ц…фр знал немало.

Из рукава он доставал

Морковку и шары.

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы.

А) ц…пленок Б) ц…рк В) ц…мбалы Г) мотоц…кл Д) ц…фра

17. Определите, где прилагательное “золотой” употреблено в прямом значении:

А) золотое сердце Б) золотые руки В) золотой характер Г) золотая середина Д) золотой браслет

18. Выберите слово, в котором нужно писать букву «Ь»:

А) помощ…ник Б) настеж… В) Париж… Г) горяч… Д) об…яснение

19. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Вознесенского «Щенок по имени Авось»:

Как ты живёшь, Авоська,

Без сосен без савойских?

Московская француженка,

Мадемуазель Авось?

Потешно вдоль Манежа

Бежит щенок надежды.

Как кожаная кнопка

Блестит потёртый нос.

Выберите правильное объяснение постановки запятых в первом предложении:

А) разделение однородных членов предложения Б) выделение обращения

В) сложное предложение Г) выделение междометия Д) прямая речь

20. В каком предложении неправильно определена грамматическая основа:

А) Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника. Б) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

В) Хмуро тянется непогожий день. Г) Дневное солнце рушит снежные крепости.

Д) Солнце с высоты согрело землю.

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. Найдите, к какой “тройке” существительных неправильно по смыслу подобрано общее определение-прилагательное.

А) Подушка, характер, требования “мягкий”

Б) Друг, ответ, выигрыш “верный”

В) Старик, вопрос, воображение “главный”

Г) Нитка, тетрадь, работа “тонкий”

Д) Дуб, держава, талант “могучий”

22. Найдите предложение без речевых и грамматических ошибок. А) Он испытывал сильное чувство зависти.

Б) Я взял книгу с этажерки и переставил её на другое место. В) Девочка оробела и бегом убежала.

Г) Старик обратно вернулся домой. Д) Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.

Читайте также:  Какие свойства у растворимости

23. Разберитесь, какой фразеологизм подобран к выражению “Бежать очень быстро” неправильно:

А) Со всех ног Б) Сломя голову В) Во весь дух Г) Только пятки засверкали Д) Гонять лодыря

24. Правильно поставьте в приставки буквы З или С. Сосчитайте, сколько слов с приставкой, оканчивающейся на “З”: бе…вкусный, бе…сильный, бе…кровный, бе…звучный, бе…жалостный, бе…чувственный, бе…корыстный, бе…сонница, бе…злобный, и…следовательский.

А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6 Д) 7

25. Какой словарь поможет узнать о значении и происхождении слов?

А) толковый Б) этимологический В) словообразовательный Г) орфоэпический Д) орфографический

26. Определите, какое из представленных слов является архаическим синонимом к современному слову “возражать”:

А) противоречить Б) перечить В) прекословить Г) спорить Д) полемизировать

27. Сколько в русском языке букв, которые никогда не бывают большими в именах людей и кличках животных?

А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 5

28. Определите, какое из предложенных ниже слов относится к одушевленным именам существительным:

А) народ Б) зрачок В) молодёжь Г) семья Д) чудовище

29. Допишите окончания имён прилагательных: Мать говорит сыну: “Ты неисправим… неряха!”

Мой сосед Витя – противн… забияка. Моя подруга Лена – всем известн… тихоня.

Ваня – больш… умница. Все ребята говорят, что Оля – настоящ… разиня.

Сколько раз вы написали окончание “ЫЙ”? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 5

30. Прочитай предложение из статьи А. Вознесенского: “Как счастливо наша поэзия началась со “Слова о полку Игореве”!

Найдите неправильное высказывание:

А) Грамматическая основа предложения “поэзия началась”.

Б) В слове “счастливо” звуков меньше, чем букв.

В) В слове “началась” ударение падает на третий слог.

Г) В данном предложении значение слова “наша” – “русская”.

Д) В слове «счастливо» количество букв и звуков одинаковое.

Источник

Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

Лексическое значение слова – это закрепленное в языке содержание слова, которое отражает информацию о предмете, процессе, явлении и т.д.

В русском языке слово может иметь одно или несколько значений.

Слова с точки зрения количества значений все слова делятся на:

Однозначные (имеют одно значение)
Многозначные (имеют несколько значений)

Значения многозначного слова связаны, они зависят друг от друга. Большинство слов в русском языке многозначны. Так, слово «идти» мы используем, когда говорим «иду пешком», «тебе идет этот костюм», «фильм идет два часа».

Одно значение многозначных слов является прямым, другие выступают как переносные.

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение, которое сразу вызывает представление о предмете, явлении.

Переносное значение – вторичное значение слова, которое вытекает из основного содержания слова и, как правило, зависит от контекста.

От многозначных слов следует отличать омонимы.

Омонимы – это одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова.

Примеры: брак (супружество) и брак (изъян, дефект); такса (точно установленная расценка) и такса (порода охотничьей собаки); бычок (молодой бык) — бычок (маленькая рыбка); больно (наречие от «больной») и больно (просторечная частица со значением «очень» и др.

Омонимы бывают полными (все грамматические формы слова совпадают) или частичными (совпадают только некоторые грамматические формы).

В отличие от многозначных слов при омонимии никаких смысловых связей между названными явлениями для носителя современного русского языка не существует.

Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Примеры: инвестиции – вложения, избиратели – электорат, плохо – отвратительно, будущий – грядущий и т.д.

Синонимы бывают:

  • Языковые (зафиксированы в словарях)
  • Контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях)

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.

Антонимы бывают:

  • Языковые

Например:
молодой — старый, умный — глупый, холодный — горячий, начало — конец, дружба — вражда, рождение — смерть, высоко — низко, хорошо — плохо, приезжать — уезжать, любить — ненавидеть, встречать

  • Контекстные – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста.

Например:
И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая — большая или крошечная?» (В. Маяковский) Фразеологизмы – устойчивые неделимые словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Значение фразеологизма зачастую можно выразить одним словом. Например, кот наплакал – мало, пятое колесо в телеге – лишний и др.

Примеры: не покладая рук, сбить с толку, повесить нос, вешать лапшу на уши, нести крест, не в своей тарелке,

Читайте также:  Какие нормы уместнее при описании свойств личности и почему

Стилистическая окраска слова

Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:

  • Нейтральная
  • Книжная
  • Разговорная
  • Просторечная

Нейтральная лексика – это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики.

Например:
стол, ходить, весело, сдержать слово, иметь в виду, время, год, дом, жизнь, молоко, надежда, порция, размер, страна и др.

Книжные слова – это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе.

Например:
Катаклизм, сентенция, профанация, сгущать краски, абориген, гипотеза, гиперболизировать, воззрение, дисгармонировать, данный, дезориентировать, декларативный, буффонада, внедрение, возникновение, врожденный, выспренний, гегемония, иллюзия, иллюзорный, интуиция, искоренение, иссякнуть и др.

К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность.

Например: вертушка, верхогляд, возомнить, восвояси, вот-вот, вояка, всезнайка, всяческий, глупить, говорун, грязнуля, деликатничать, допотопный, досюда, живность и др.

К просторечной лексике относятся слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи.

Например: дрыхнуть, харя, чесать языком, у черта на куличиках, брюхо, варганить, взашей, выкамаривать, взбелениться и др.

Лексика по сфере употребления

С точки зрения употребления лексика бывает:

  • Общеупотребительная
  • Ограниченная в употреблении

Общеупотребительные слова – это те, которые известны всем носителям языка, независимо от рода их деятельности и территории проживания.

К словам с ограниченной сферой употребления относятся:

  • Диалектизмы
  • Жаргонизмы
  • Профессионализмы
  • Просторечная лексика

Диалектизмы – слова, известные только жителям определенной местности.

Примеры: бурак – свёкла, баской – красивый, яруга – овраг, завируха – метель, канка – индюшка, сугибель – крутой поворот

Термин – слово или сочетание слов, являющееся официально принятым, узаконенным наименованием какого-либо понятия науки, техники и т.д. Термины, как правило, однозначны, эмоционально и стилистически нейтральны.
Термины могут быть узкоспециальными и общеупотребительными.

Профессионализмы – слова, употребляемые в речи людей, работающих в одной области, имеющих общую специальность (бахтарма (внутренняя сторона кожи), подмалевок (подготовительная работа над картиной)

К терминам и профессионализмам примыкают профессиональные жаргонизмы — неофициальные обозначения понятий, используемые представителями той или иной профессии (соляная кислота – солянка, гауптвахта — губа, гражданская жизнь — гражданка, демобилизация — дембель, боцман — дракон, капитан — кэп и др.). Профессиональные жаргонизмы, как правило, экспрессивно окрашены.

Жаргонизмы – слова, употребление которых ограничено социальной средой, возрастом, профессией, общностью интересов.
Жаргон может возникать в любом достаточно устойчивом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодежный и армейский жаргоны, жаргоны музыкантов и любителей спорта, жаргон любителей спиртного, жаргон уголовников, жаргон торговцев и т.п.

Происхождение слов

С точки зрения происхождения лексика русского языка состоит из:

  • Исконно русской лексики

Например: мать, брат, сестра, два, три, берег, болото, ветер, бобр, волк, выдра, гусь, брать, быть, вертеть и др.

  • Заимствованной лексики (к заимствованным относятся слова, пришедшие из других языков)

Например: бордо, боржоми, ампер, ватт, абстрактный, доктрина, импорт, экспорт, аншлаг, армия, ахинея, эвакуация, эдем, экран, элемент вафли, графин, гений, герой, анкета, кеды и т.д.

Активный и пассивный запас лексики

Лексика активного запаса
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке. Лексика пассивного запаса
К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.

Неологизмы – новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.
Примеры: грант, дайджест, импичмент, кикбоксинг, брокер, бутик и т.д

Пополнение словаря осуществляется за счет заимствований, появления новых значений у уже имеющихся в языке слов или по моделям русского словообразования.

После того как новое слово становится общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом.

В зависимости от условий создания неологизмов их можно разделить наобщеязыковые (появившиеся вместе с новыми понятиями и явлениями) и индивидуально-авторские (введенные в употребление конкретным автором).

Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления.

К устаревшей лексике относятся:

Историзмы – названия исчезнувших предметов, явлений

Например: опричник, боярин, стрелец, кольчуга, городовой

Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке. Объяснить их значение можно только прибегнув к энциклопедическому описанию.

Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.

Например: сей – этот, брадобрей – парикмахер, вседневно – всегда, чадо – ребенок, перст – палец, глаголить – говорить

Устаревшими, архаичными могут быть как однозначные слова, так и отдельные значения многозначного слова: красный (красивый), изрядно (отлично), натура

Источник