Какие свойства социальной информации важны при ее качественном анализе

Какие свойства социальной информации важны при ее качественном анализе thumbnail

Социальная информация — это базовая, фундаментальная категория, определяющая и особенности потребностей людей, и возможности обслуживания, и цели деятельности библиотек или служб информации предприятий. Исследованием феномена информации заняты ученые — представители самых разных наук: философии, культурологии, психологии, социологии, кибернетики, биологии, информатики. Благодаря глубокому и многоаспектному, междисциплинарному изучению сегодня выявлены и охарактеризованы многие свойства информации. Однако, как это всегда происходит в науке, каждый следующий шаг в познании информационных явлений расширяет границы непознанного и ставит новые проблемы.

Социальная информация определяется как информация, передающаяся в человеческом обществе в процессе общения людей. Она служит способом обмена знаниями и опытом, демонстрации чувств, оказания волевых воздействий [ 6, c.24].

Главным и обязательным свойством социальной информации является ее содержательность, наличие смысла, значения. Она всегда отражает какой-либо чувственно-наглядный или логически осмысленный образ предмета реального мира. Поскольку же передача смысла осуществляется ради чего-то, для решения каких-либо задач, то другим свойством выступает целесообразность — способность информации оказывать воздействие на поведение отдельных людей, социальных групп или общества в целом. Причем информационному воздействию подвергаются все области жизнедеятельности человека: мораль, мировоззренческая и эмоциональная сфера, трудовое и обыденное поведение и т. д. Свойством целесообразности объясняется причина возникновения информационных потребностей в любых сферах деятельности человека и создания информационных сообщений самого разного целевого назначения. Установление соответствия между целью обращения людей к информации и целевым назначением предлагаемых им документов определяет действенность обслуживания.

Именно относительная независимость плана выражения от плана содержания приводит к рассеянию информации, смысла в документальном потоке. Ее выявление сопряжено со значительными трудностями, предполагает последовательное расширение и уточнение границ поиска с установлением ассоциативных связей и обращением к информационным ресурсам многих отраслей. Одновременно именно преодоление содержательного рассеяния составляет высший смысл труда библиографа или сотрудника информационного подразделения, так как его результатом является нахождение «неожиданно полезных» сведений.

Свойство кумулятивности учитывается при осуществлении информационного поиска в ситуации, когда его хронологические границы точно установить невозможно: столкнувшись с новой для себя проблемой, потребитель не знает, за какой период времени ему необходимы сведения. Выявление информации ведется в обратной хронологии до момента «насыщения», т. е. нахождения обобщающих, монографических работ, делающих ненужным обращение к предшествующим документам.

Аддитивность — это свойство физических или математических величин, состоящее в том, что значение величины целого объекта равно сумме значений величин, соответствующих его частям [5, c.88].

Источник

  • – Имеет смысловой характер
  • – Имеет языковую природу
  • – Способность к старению (уменьшение ценности информации со временем)
  • – Способность кумуляции (оценка «обобщение» информации)

Социальная информация передается в обществе различными средствами и способами. Способы и методы передачи социальной информации называются социальными коммуникациями.

Социальные коммуникации бывают 2-х видов:

1) Неформальный способ:

канал Код – правила языка, на котором выражено

ДОНОР – РЕЦИПИЕНТ сообщение.

код Контекст – ситуация в которой сообщение

контекст. приобретает всю полноту смысла

Недостатки неформальной коммуникации:

  • – Ограниченный круг распространения информации
  • – Отсутствие достоверной оценки передаваемой информации
  • – Невозможность хранения и использования информации в будущем
  • 2) Формальный способ (документный):

Осуществляется через специально созданные обществом организации.

Достоинства формальной коммуникации:

  • – Возможность долговременного хранения коммуникации
  • – Возможность передачи информации широкому кругу лиц

К недостаткам относят отсутствие быстрой обратной связи.

Определение понятия «документ». Функции и свойства документов.

В Библиотечно-информационной сфере под документом понимается социальная информация, зафиксированная на материальном носителе в целях её преобразования, хранения, распространения и использования.

Свойства документов:

  • 1) Атрибутивность – наличие у документа 2-х неотъемлемых слагаемых, без которых он не может существовать. (Информация и материальный носитель)
  • 2) Функциональность – предназначенность документа для передачи информации.
  • 3) Структурность – тесная взаимосвязь всех элементов документа.

Функции документа:

  • 1) Информационная – способность документа удовлетворять потребности общества в информации.
  • 2) Коммуникативная – способность документа быть средством общения.
  • 3) Функция памяти – закрепление, хранение и передачи во времени и в пространстве знаний социального опыта и культурных традиций.
  • 4) Правовая – способность документа подтверждать какие-либо факты или события.

Документ не может выполнять следующие функции:

  • – Полностью отражать частную жизнь людей
  • – Документ не может полностью фиксировать личное знание специалиста
  • – Плохо поддаются документоведению умение и навыки делать что-либо

Классификация документов.

I. Классификация с точки зрения особенностей языковой формы, закрепления информации.

  • 1) Читаемые документы на естественном и искусственном языках.
  • 2) Конические документы (документы, в которых знак подобен отражаемому объекту)
  • 3) Символьные документы (документы, существующие в 3-х измерениях, например: издания, паллетники)
  • 4) Аудиальные документы (документы, которые фиксируют и передают информацию в виде звуков)
  • 5) Матричные документы (документы, состоящие из кодовых ячеек с помощью которых осуществляется кодирование информации в форме доступной для прочтения машиной)
Читайте также:  Какие основные свойства электростатического поля

II. Классификация документов по материальному носителю информации.

  • 1) Бумажные
  • 2) Плёночные
  • 3) Пластиночные

III. Классификация документов по способу распространения в обществе.

  • 1) Опубликованные (документы, которые прошли редакционно-издательский цикл)
  • 2) Неопубликованные (документы, которые не прошли редакционно-издательский цикл и существуют в небольшом кол-ве экземпляров)
  • 3) Непубликуемые (документы, предназначенные для узкого круга пользователей, и имеющие распространение в рамках отдельных организаций и фирм, например: служебная записка, штатное расписание и т.д.)

IV. Классификация с точки зрения регулярного выхода в свет.

  • 1) Непериодические (документы, выходящие однократно и не имеющие распространения)
  • 2) Продолжающиеся (документы, выходящие через неопределенные промежутки времени по мере накопления материала)
  • 3) Периодические или сериальные (документы, выходящие через определенный промежуток времени, например: газеты, журналы, книги)

V. Классификация документов в зависимости от отношения к фиксируемой информации.

  • 1) Первичные документы (непосредственно фиксируют результат профессиональной деятельности, новое знание)
  • 2) Вторичные документы (результат аналитико-синтетической переработки содержания первичных документов, направленной на свертывание информации из первичного документа, например: реферат, библиографическое описание)

Типизация первичных документов – разделение их по типам литературы.

Тип литературы – исторически сложившиеся основные совокупности произведений, отличающиеся друг от друга по характеру материала, особенностям языка и композиции.

В профессиональной сфере выделяют 6 основных типов литературы:

  • – Научная
  • – Производственно – практическая
  • – Учебная
  • – Официально – документальная
  • – Справочная
  • – Научно – популярная

Внутри каждого типа литературы выделяется определенные виды документов. Вид документа – это форма, представления в нём информации. Для определенного типа литературы, к которому относится документ, существуют Типообразуюшие признаки:

  • 1) Макродокументы (документы с очень широкой тематикой, например: журналы, энциклопедии). Микро документы (документы по узкой проблеме, например: статьи, патенты)
  • 2) Структура документа.
  • – Документы со свободной структурой (научная литература, художественная)
  • – Документы с жесткой структурой (автор пишет строго по инструкции; вся официальная документальная литература)
  • – Документы с полужесткой структурой, которые пишутся на определенной программе (научно-популярная литература)
  • 3) Сложности языка.
  • – Язык бывает сложным (вся научная литература)
  • – Язык бывает простым (научно-популярная литература, официальная)
  • – Язык бывает средней сложности (учебная литература для вузов и производственно – практическая литература)

Источник

Информация– одно из самых употребительных понятий. Термин появился в 19 в. Первоначально называлось учение наставления, а информаторами называли домашних учителей, с лат. разъяснение, изложение.

В 19-20 в. Этот термин начал использоваться в журналистике как новость, сообщение. В кон 20 века философы стали рассматривать информацию как всеобщее свойство материи, как категорию отражения, но по сей день нет единого понятия.

1. Атрибутисты утв., что информация присуща всем уровням материи (жив. и нежив.)

2. Функционалисты утв., что информация присуща только живой материи.

С сер. 20 века обозначился кибернетический подход к феномену информации. Она рассматривается как сигнал, как управляемое воздействие, которое дается по системе связи. Автор теории информации – Шеннон рассматривал информацию как снятие неопределенности. Ученые пришли к выводу, что невозможно дать единого определения информации.

Информация – общенаучное понятие. Включает:

a) Обмен сведениями между людьми

b) Между человеком и автоматос

c) Обмен сигналами в животном и растительном мире

d) Передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

Исходя из этого определения, выделяют 3 типа информации:

a) Социальная информация

b) Механическая информация (на уровне передачи сигнала)

c) Биологическая информация

Социальная информация – передается в процессе общения людей и отражает знания, эмоции, волевые и управленческие возможности, т.е. вся информация, которая рождается в обществе – социальная.

Виды социальной информации:

Ø От способа передачи: вербальная или устная; визуальная; документальная (любая и. зафиксированная на носителе)

Ø От содержания: политическая, экономическая, психологическая, эстетическая, религ-филос.

Ø В зависимости от востребованности:

· Личная И. – передается от чел. К чел. И касается узкого круга лиц

· Специф.И. – адресована отдельным соц.группам, которые вырабатывают свою знаковую систему.

· Массовая И. – рождается в масс.аудитории, которая распространяется по инф.каналам и потребляется по инф.каналам аудитории. Бывает: обыденная (выражает общ.мнение, соц-псих. чувства и настроения, рассматривает поведение членов общества и ориентирует их в соц.среде – например, субкультура, нормы, обчаи), публицистическая (распространяется через СМИ), художественно-эстетическая. (канал распространения – ис-во, воздействует на эмоц.сферу чел.)

Специфика эстетической информации:

· используется особая знаковая система, которая воздействует на эмоции

· не поддается старению

· всегда субъективна, всегда художник присутствует при творчестве

· не поддается конспектированию и др.способам микроаналитическому свертыванию

· тематична, неисчерпаема

Свойства Социальной информации:

a) Семантический хар-р (семантика – смысл, значения)

b) Аксиологический хар-р (аксиос – ценный)

c) Достоверность (мы д.знать источники И.)

Читайте также:  Какие лечебные свойства груши

d) Кумулятивность – способность И. к уплотнению

Исследователи:

Урсул – вопросы соц.информации

Абдеев – философия информ. цивилизации

Соколов – Введение в социальную коммуникацию

Источник

Какие свойства социальной информации важны при ее качественном анализе

ТОП 10:

Культура выступает как гуманизирующая основа, как сово­купность всех наследственных информации, способов их органи­зации и сохранения. Социальная память, как хранилище тради­ций, нуждается в постоянном информационном питании. Многовековой опыт в системе современной культуры имеет три спосо­ба существования и развития: аутентичный, репродуктивный, адаптированный. Социальная память нашего народа наполнена негативной информацией. Сама культура России – это культура страдания: – многовековое наследие кровавых столкновений, войн, революций, голода, дефицита, дискомфорта. Сегодняшняя жизнь в режиме реформ также не наполнена розовым оптимиз­мом и утешительными фактами: 2 млн. беспризорных, 1,5 млн. детей от 7 до 18 лет нигде не обучающихся, сократившееся до 145 млн. население и многое другое.

Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения. Доверие к источ­нику информации определяет эффективность воспитательного воздействия. Люди, выступающие в роли коммуникаторов, мо­дераторов информации, должны владеть методами изложения материала, внушения, диалога, примера. Безусловно, главным инструментом обмена информацией и живого общения являют­ся вербальные средства: речь, язык. Даже в коммерческих «фирменных» досуговых структурах, возникающих на гребне моды, массового спроса, располагающих новейшими средствами воздействия, часто опорным информационным материалом являются лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, вос­поминания современников, чтение стихов, исполнение песен; ритуалов памяти и другие акции, аккумулирующие в себе те или иные важные факты, сведения, знания.

Безграничны возможности средств искусства в информацион­но-просветительской работе с населением. Примером органич­ной художественной пропаганды, технологии социальной ин­формации можно назвать: Всероссийский телеконкурс патриотической песни «Виктория», кинофорум славянских и право­славных фильмов «Золотой Витязь», правозащитный кинофестиваль «Сталкер» и др.

Таким образом, выделим особенности социально-культурной информации:

• актуальность, злободневность, своевременность;

• возможность использования самых разнообразных средств воздействия; таких, как – живое слово, печатные, на­глядные, художественные, электронные, синтетические средства;

• возможность и потребность выносить на общественное мнение проблемы частного (локального) и общего (глобального) значения.

Так, распространенная в европейских городах социокультурная программа «Воскресенье – пешком» получила всенародную поддержку и решает несколько задач:

1) разрядить экологическую и психическую напряженность от переизбытка автомобильной техники;

2) частично снять проблемы гиподинамии, приучив жите­лей города ходить пешком, больше двигаться физически;

3) провести разнообразные акции гражданской, правовой, политической культуры, зрелищные мероприятия, не отменяя специально движение транспорта. …

Все это сопровождается информационно-просветительной, культурно-воспитательной работой, публикацией и коммента­риями научных данных, прогнозов, предостережений и т.п.

Социальная информация – это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион­ный процесс.

Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по­коления; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества – к саморазвитию и прогрессу».

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура. Возникнув много веков назад, традиционная культура стала своеобразной системой жизнеобес­печения, т.к. пронизывает все сферы жизнедеятельности челове­ка и выполняет как утилитарные, так и эстетические функции. К тому же традиционная культура – это один из основных элемен­тов социальной памяти.

При этом следует отметить, что система передачи социаль­ной информации осуществляется по принципам:

• преемственности, т.е. естественного включения ребенка в общественную и личную жизнь;

• целостности, т.е. через разнообразные виды деятельно­сти, начиная от общения и отдыха и заканчивая трудом;

… • комплексности, т.е. когда одни и те же сведения, нормы и ценности передаются с помощью разнообразных форм народ­ного творчества. Это сказки, обряды, фольклорные произведе­ния, декоративно-прикладное творчество.

По свидетельству Л.В. Полагутиной, «традиционная культура, как коммуникационное явление, обеспечивает духовную .связь между поколениями, организует взаимодействие системы «природа-социум-человек». Следовательно, изначально являясь активным «участником» информационного процесса, традиционная культура выполняет функцию генетического механизма, хранящего информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности, этнического потенциала; при этом обладает высокой устойчивостью.

Культура как результат представляет собой совокупность основных норм, ценностей, идей и традиций, а также знаковых систем, которые характерны для социальной общности. Поэтому социальная информация, как и культура, не только создает тра­диции, нормы, ценности, но и осваивает их, сохраняет и превращает во внутренние качества личности. Остановимся на свойствах социальной информации:

первое, обязательное условие – это наличие у информации содержательной, смысловой структуры, наличие ценност­ных свойств;

во-вторых, социальная информация должна быть относительно независима как от плана содержания, так и плана выражения;

в-третьих, информация имеет только такое свойство, как кумулятивность (накопление, концентрация, способность к уп­лотнению);

Читайте также:  Какие лечебные свойства коры осины

четвертое свойство информации – это дискретность, т.е. прерывность потоко-информации.

Все эти свойства учитываются при создании информационно-поисковых систем и организации информационного обеспечения. Скажем, технология «дайджест» – массовое издание с адаптиро­ванными или сокращенными текстами, материалами. Или: технология социально-культурных паспортов социума позволяет более эффективно осуществлять социально-культурное проектирование и прогнозирование, выстраивать практическую социально-куль­турную деятельность населения и решать такие задачи, как: ин­формационное обеспечение культурного развития; пропаганда культурной политики; издание специальной литературы и перио­дической печати, выпуск теле-, радиоканалов и программ.

В 30-е годы «Великого кризиса» американцы сохранили интел­лектуальные ресурсы страны и создали «Фабрику грез» для под­держания духа людей. Голливуд моделировал и пропагандировал красивую жизнь, нормальные человеческие отношения, положи­тельного героя, закладывая в социальную память новый архитип современника как некую планку, стимул для совершенствования. Вспомним античные идеалы; храбрых героев этноса, средневеко­вых рыцарей, религиозных аскетов, просвещенных романтиков, пламенных революционеров. В этих социальных типажах кумуля­тивно отражалась социальная информация о времени и о себе.

Таким образом, социальная информация всегда должна быть объективной, достоверной, актуальной и наиболее полной, пере­даваемой способами адекватными содержанию, адресату, целям и задачам, общественного развития.

Средства массовой информации и учреждения досуга

СМИ – вполне самостоятельная социокулътурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объ­единяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, об­щественного сознания и поведения. Исторически сложились сле­дующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:

1) практика живых газет20-30-х годов, когда нехватка периодики восполнялась ее сценическим «прочтением» в клубах и избах-читальнях;

2) коллективное прослушивание радиопередач, позже – просмотр ТВ программ с последующим обменом мнениями, «оргвыводами» идеологов, проводившиеся в клубных холлах, библиотеках, красных уголках;

3) тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.

конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;

• театрализованные информационно-развлекательные про­граммы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;

• интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».

В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:

• традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;

• фестивали: «Радуга», «Виктория»:

• праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;

• клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань за­ходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;

• встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;

• всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых – клубный диспут, распространенный в зарубеж­ном досуге дискуссионный клуб;

4) практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в по­мощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;

5) освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досу­га; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.

6) развитие новых форм досуга на основе современной ин­формационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, ин-тернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуаль­ные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки…

7) создаваемые в системе общественного досуга мульти­медийные центры (обучение всех желающих навыкам овладе­ния современными информационными технологиями), медиаоб-разовательные программы (обучение рациональному пользова­нию информационными источниками); воспитание культуры по­требления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние ин­формируют население о деятельности культурно-досуговых уч­реждений по организации содержательного досуга и дают рек­ламу ближайших массовых мероприятий.

В информационном процессе важна роль модератора-посредника культурно-информационного обмена в живом или эфирном общении. Например, очень популярна в Америке телеведущая и актриса Опре Уинфри. Эта 46-летняя темнокожая женщина имеет колоссальное влияние на общественное мнение всех Соединенных Штатов. Ее телешоу собирает более 150 млн. зрителей каждую неделю. Ее годовой доход – до 200 млн. долла­ров в год.

Многолетняя популярность теле- и радиопередач, из кото­рых мы узнаем много интересного или полезного, связана с конкретными лицами: Ю. Сенкевич «Клуб путешествий», С. Капица «Очевидное – невероятное», Н. Дроздов «В мире животных», В. Татарский «История одного шедевра», «Встреча с песней», В. Ушканов «Персона Грата», В. Вульф «Серебряный шар», Ю. Скороходов «В поисках утраченного», В. Познер «Мы», «Времена», Л. Филатов «Чтобы помнили» и др. Эталоном органи­зации и ведения тематической программы «От всей души» была В. Леонтьева. Такие вечера тиражировались в клубных учрежде­ниях на местном материале. Манера речи, владение материалом, искусство диалога или публичной полемики – важный фактор в информационно-познавательных, просветительских программах. И, конечно, актуальность. Это обеспечивает спрос на программы типа: «Моя семья», «Ищу тебя», «Откровенно говоря», «Цивилизация».



Источник