Какие свойства тела или вещества называют существенными
Применение технологий критического мышления
на уроках окружающего мира
Карнажицкая Ольга Геннадьевна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 10
Арсеньевского городского округа
Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т. д. Поэтому ученику важно не только получать знания, но и уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения; связывать жизненный опыт с новой информацией, размышлять над смыслом, который вкладывали писатели, учёные в свои труды.
Одной из такой технологией является технология развития критического мышления. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации.
Данная технология предполагает использование на уроках трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету
Задачи:
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
Урок окружающего мира. 3 класс
Тема: «Свойства тел и веществ».
Цель: формирование представлений о телах и веществах; определения детьми основных свойств тел с помощью критического мышления.
Задачи:
– обучения: помочь детям выяснить, какими свойствами обладают вещества.
– развития: развивать познавательный интерес, познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
– воспитания: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; прививать уважительное отношение друг к другу; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
делать выводы в результате работы своей группы.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные УУД:
формировать начальные представления о телах и веществах;
знать взаимосвязь между веществом и температурой, воздействующей на него.
Методы:
словесный
наглядный
практический
проблемный
поисковый
Оборудование:
1. Слайдовая презентация.
2. Картинки с заданием.
3. Металлический и пластмассовый мячи, коробки с различными телами.
4. Оборудование для практических работ.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит песня «Всё это называется природа», музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского (слайдовая презентация, состоящая из картинок, на которой изображена природа)
II. Актуализация знаний. Сстадия вызова)
1. – Какая замечательная песня. У вас настроение улучшилось? Почему? (Потому что эта песня о природе)
– А что такое природа? (Это то, что нас окружает)
– Что нас, ещё окружает? (Дома, машины и т. д.)
– А как, это назвать одним словом? (Тела)
На кластере появляется слово тела
2. – А вы верите, что это тела? (в руках шары металлический и пластмассовый)
Поиграем в игру «Верите ли вы?».
На партах лежат листочки для этой игры с номерами вопросов. Учитель говорит утверждения, а учащиеся, если согласны с данным утверждением, то ставят «+», если нет – «-».
а) Верите ли вы, что это кубики?
б) Верите ли вы, что эти тела разного цвета?
в) Верите ли вы, что в одной руке у меня шар, а в другой куб?
г) Верите ли вы, что это шары?
д) Верите ли вы, что они одинаковой массы?
(Проверка)
Возвращаемся к шарам.
– Давайте проверим. Почему у шаров разная масса? (Они сделаны из разного материала)
– А как называется то, из чего сделаны шары?
На кластере появляется слово вещество.
3. На парте лежат коробочки. В них находятся твёрдые тела.
– Можем мы их взять? Возьмите в руки. Какие они?
– Все ли тела мы можем взять?
– А почему не можем? (Ученики делают выводы о том, что тела бывают жидкие)
– Что вы назвали? (Свойства)
– Хотите узнать свойства разных тел?
– Давайте поставим задачу.
Задача. Рассмотреть свойства тел и веществ
– Сформулируйте тему урока. (Высказывания учеников) После высказываний учеников тема читается с экрана. (Тема урока «Свойства тел и веществ»)
Перед следующим заданием учитель делает вывод
– Тела состоят из веществ и имеют свойства этих веществ.
4. – Вернёмся к кубикам. К какому телу определим кубики? (Твёрдому)
– А воду? (Жидкому)
На кластере появляются слова жидкие и твёрдые.
III. Формирование новых знаний. (Стадия реализации смысла)
– А сейчас мы будем учёными-исследователями. Каждая группа будет работать в своей научной лаборатории. Прежде чем приступим к выполнению практической работы, повторим правила техники безопасности. Как надо обращаться с оборудованием?
Практическая работа (строго следуем инструкции и делаем выводы)
1. Налейте в один стакан немного воды, а в другой положите камешек. Перелейте воду в одну колбу, а камешек положите в другую. Что заметили? (Ученики делают вывод)
Вывод: твёрдые тела сохраняют форму, а жидкие не сохраняют.
На кластере появляются слова – сохраняют форму, не сохраняют форму.
2. Налейте стакан до краёв водой и поставьте его на блюдце. Опустите в стакан с водой камешек. Вы видите, что вода выливается из стакана. Её место занял камешек. Сделайте вывод, почему так происходит. (Ученики самостоятельно делают вывод)
Вывод: каждое тело занимает место, текучесть – это существенное свойство жидкости.
На кластере появляются слова – занимает место, текучесть.
– Молодцы! Из вас получились настоящие исследователи.
Физкультминутка (музыкальная зарядка)
– Вы уже достаточно много узнали о телах и веществах. Думаю, что следующее задание вам будет по плечу. У вас лежат картинки.
– Что вы видите? Чем они отличаются?
Проблемный вопрос.
– Объясните, почему зимой провода натянуты, а летом нет. (Рассуждения учеников)
– Давайте, попробуем ответить на этот вопрос, проделав опыт.
1. Опыт с монетой.
На деревянной дощечке укрепим два гвоздя так, чтобы между ними легко проходила монета. Затем возьмём её пинцетом и нагреем. Попробуем продвинуть нагретую монету между гвоздями. Она не проходит. Почему? (Ученики делают выводы)
Через несколько минут монета остынет. Попробуем снова продвинуть её между гвоздями. Монета снова легко проходит между гвоздями. Почему? (Ученики делают вывод)
Вывод: все твёрдые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.
На кластере – при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются.
Возвращаемся к проблемному вопросу. (Картинка на экране)
2. Опыт с водой
Нальём подкрашенную воду в колбу с длинной трубкой. Отметим на трубке место, до которого дошла вода. Поставим колбу в посуду с горячей водой. Что мы видим? (Ученики делают вывод, что при нагревании жидкие тела расширяются)
Теперь поставим колбу в посуду с холодной водой. Что произошло? (Ученики делают вывод, что при охлаждении жидкие тела сжимаются)
Вывод: все жидкие тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.
На кластере – при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются.
IV. Итог (Стадия рефлексии)
– Молодцы!
– О чём сегодня говорили? Что нового узнали? (Ученики работают с кластером)
Тела
вещество
жидкие твёрдые
не сохраняют форму сохраняют форму
текучесть
при нагревании при охлаждении
расширяются сжимаются
при нагревании при охлаждении
расширяются сжимаются
V. Рефлексия (ученики составляют синквейн)
Тело
Жидкое, твёрдое
Расширяется, сжимается, сохраняет
Тело состоит из вещества
Предмет
– Вы все очень хорошо работали. В нашей школе каждый год проходит Фестиваль наук. Я приглашаю вас на этот Фестиваль.
VI. Домашнее задание
– Вы любите отгадывать загадки?
– А что вам помогает отгадать загадку? (Сочиняя загадки, используют существенные признаки предметов или явлений)
– Придумайте загадку о любом теле.
– Спасибо за урок!
Источник
Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.
Вещества – это то, из чего состоят предметы (физические тела) окружающего мира. Вещества, существующие в природе, постоянно претерпевают различные изменения.
Явления – различные изменения, которые происходят с веществами.
Физические явления – явления, не сопровождающиеся превращениями одних веществ, в другие (обычно изменяется агрегатное состояние веществ или их форма).
Химические явления – явления, в результате которых из данных веществ образуются другие.
Иначе химические явления называют химическими реакциями.
Каждое вещество обладает строго определёнными свойствами.
Свойства веществ – признаки, позволяющие отличить одни вещества от других, или установить сходство между ними.
Физические свойства:
m – масса, V – объём, ρ – плотность.
Масса может быть выражена в граммах, объем в миллилитрах (если это жидкость) или литрах (если это газ).
1 мл = 1 см3, 1 л = 1 дм3, 1000 л = 1 м3
Поэтому плотность измеряют в г/мл, г/см3 (если это жидкость), или в г/л, г/дм3 (если это газ).
Если принять V = 1, то плотность – это масса единичного объёма вещества.
Химические свойства – это те химические реакции, в которые вступает данное вещество.
Так же можно сказать, что химические свойства – это те химические реакции, которые характеризуют группу веществ (класс веществ). Например, мы будем в дальнейшем изучать свойства воды, свойства класса оксидов, свойства класса алканов и т.д.
ООсновы атомно – молекулярного учения
Идея о том, что вещества состоят из мельчайших частиц возникла в Древней Греции в философских учениях Левкиппа и его ученика Демокрита. Эти частицы они назвали атомами (неделимые).
Существование атомов было доказано эмпирическим путём в конце 16 – начале 17 века Джоном Дальтоном и М. В. Ломоносовым. Ими же были заложены основы атомно – молекулярного учения.
В настоящее время, в связи с открытием делимости атома и появлением теории химической связи, основные положения атомно – молекулярного учения существенно изменились. Его суть можно свести к ряду важных положений, которые необходимо запомнить.
Все вещества, существующие в природе, представляют собой совокупность очень большого числа частиц (атомов, молекул или ионов). В зависимости от типа частиц все вещества условно подразделяют на две группы: вещества молекулярного строения и вещества немолекулярного строения (атомного или ионного).
Вещества молекулярного строения – вещества, основной структурной единицей которых является молекула.
Вещества немолекулярного строения – вещества, основными структурными единицами которых являются атомы или ионы.
Частицы, из которых состоит данное вещество, взаимодействуют между собой посредством электромагнитных (кулоновских) сил и находятся в постоянном движении. Движение частиц ограничено силами взаимодействия между ними.Каждое вещество, в зависимости от условий (температуры, давления) может находиться в определённом агрегатном состоянии.
В твёрдом агрегатном состоянии вещества, составляющие его частицы находятся относительно упорядоченно (кристаллическое состояние), их кинетическая энергия (энергия движения) существенно меньше чем потенциальная (энергия покоя). В газообразном состоянии, частицы свободно движутся в предоставленном им объёме и их кинетическая энергия существенно выше чем потенциальная.
В жидкости же потенциальная энергия частиц примерно равна их кинетической энергии. Это связано с тем, что часть частиц жидкости находится относительно упорядоченно в составе так называемых кластеров(англ. cluster— скопление). Другие же частицы свободно перемещаются по объёму жидкости. Чем ниже температура жидкости, тем больше в ней кластеров и наоборот.
Рис. Кластеры воды, где число молекул 20-220
Следует отметить, что существуют еще два дополнительные “состояния”. Это жидкокристаллическое состояние и состояние плазмы.
Цитоплазматическая мембрана клетки – типичный пример жидкого кристалла. Молекулы фосфолипидов в биологической мембране относительно упорядоченно распределяются в двух слоях, но при этом могут в пределах слоя свободно перемещаться, а также “перескакивать” из одного слоя в другой.
Жидкие кристаллы имеют широкое применение в технике (напр., ЖК-мониторы компьютеров).
Плазма (от греч. πλάσμα «вылепленное», «оформленное») — ионизованный газ.
Плазма в своём составе содержит свободные электроны, катионы (положительно заряженные ионы) и анионы (отрицательно заряженные ионы).
Так как плазма содержит заряженные частицы, то она проводит электрический ток и на неё можно воздействовать внешним магнитным полем. Различают низкотемпературную и высокотемпературную плазму.
Изучает свойства плазмы наука физика.
Вещество из одного агрегатного состояния может переходить в другие агрегатные состояния при изменении внешних условий – температуры (T) и давления (P). Такие переходы принято называть фазовыми переходами.
Так, при повышении температуры, твердое вещество превращается в жидкость, а жидкость при ещё большей температуре превращается в газ. Дальнейшее повышение температуры переводит газ в плазму. При таких переходах вещество в другие вещества не превращается. Напомним, что такие явления мы называем физическими. Поэтому фазовые переходы – это физические явления.
При понижении температуры происходят обратные фазовые переходы – газ превращается в жидкость, а жидкость переходит в твердое состояние.
Фазовые переходы имеют названия.
Твердое —> Жидкое (плавление, обратный переход – кристаллизация)
Жидкое —> Газообразное (испарение, обратный переход – конденсация)
Газообразное —> Плазма (ионизация, обратный переход – деионизация)
Твердое —> Газообразное (сублимация или возгонка, обратный переход – десублимация)
Вещество – совокупность большого числа частиц, находящаяся в определённом агрегатном состоянии в зависимости от условий (температуры и давления).
Поэтому, например, такая фраза как: “Вода – жидкое вещество”, является некорректной. Если мы говорим об агрегатном состоянии вещества, то следует обязательно уточнить условия в которых находится вещество – температуру и давление. Такая фраза как: “При нормальном атмосферном давлении и комнатной температуре, вода – жидкое по агрегатному состоянию вещество”, является правильной.
С точки зрения физики, что более точно, вещество – это форма материи, состоящая из частиц, обладающих массой покоя. Существуют частицы, не обладающие массой покоя, например, фотоны. Материя, состоящая из частиц, не обладающих массой покоя называется поле.
Протоны, нейтроны, электроны – это частицы, обладающие массой покоя, следовательно это частицы вещества. Но химия не изучает вещество, состоящее, к примеру, из электронов (электронный газ), или вещество, состоящее из нейтронов (нейтронный газ). Это удел физики.
Химия изучает вещества, состоящие из атомов, молекул или ионов.
Ввиду этого вещество условно можно подразделить на физическое (электронный газ в проводнике, нейтронный газ и т.д.) и химическое (состоящее из атомов, молекул, ионов, свободных радикалов).
Источник
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания о телах природы и сформировать знания учащихся о свойствах тел.
- Развивать память, мышление.
Задачи:
- Научить различать естественные и искусственные тела, разнообразные формы тел.
- Научить измерять массу тел при помощи электронных весов.
Оборудование: мяч, кубик-Рубика, коробка, цветок, кубик из пенопласта, колба, электронные весы, алюминиевые пластинки, геометрические фигуры, магниты.
Ход урока
I. Организационный момент:
а) взаимное приветствие;
б) отметка отсутствующих;
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята. На предыдущих уроках мы говорили с вами о природе и сегодня продолжим разговор о ней.
Вопрос: Вспомните, что такое природа?
Ответ: Природа – это всё многообразие окружающего нас мира, всё, что возникло естественным путём.
Человеку всегда было присуще замечательное свойство – любознательность, непреодолимая тяга познавать окружающий мир, исследовать его, постигать суть явлений, в нём происходящих. И это ему удавалось и удаётся при помощи различных научных методов.
Вопрос: Какие методы изучения природы вам известны?
Ответ: Наблюдение и эксперимент.
Вы знаете, что наблюдение и эксперимент взаимосвязаны. В ходе наблюдения за каким-либо явлением или событием, человек тщательно записывает все изменения, происходящие с телами, затем высказывает гипотезу о том, как происходит явление, о причинах, его вызывающих. Правильность гипотезы проверяет экспериментально. Потом делает выводы. При этом использует специальные слова – термины. Что же такое «термин»?
Термин – это слово или сочетание слов, точно обозначающее определённое понятие. (В листочках записывают определение термина). (Приложение 1, слайд № 2).
Вопрос: Посмотрите вокруг и скажите, что вас окружает?
Ответ: Вокруг нас расположены парты, стулья, книги, ребята и т. д.
Вопрос: Правильно, нас окружают различные предметы. Каким термином учёные называют все предметы?
Ответ: Телами.
Вопрос: Когда вы читаете или слышите слово «тело», что вы представляете?
Ответ: Тело человека, животного.
В словаре Ожегова есть такое значение: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение.
Телами называют все предметы, окружающие нас.
II. Изучение нового материала.
Природа состоит из огромного количества разнообразных тел. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тела.
Цель нашего урока – выяснить, какими свойствами обладают тела? Что такое свойства тел?
Ответ: Свойства тела – это признаки, по которым тела отличают друг от друга.
Вы знаете, что среди бесчисленных и разнообразных тел природы есть тела естественные, которые созданы природой, и ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными.
Вопрос: Посмотрите на картинки и назовите тела, которые относятся к первой группе.
Ответ: Дерево, трава, камень, Солнце, бабочка и другие.
Вопрос: Назовите тела, которые относятся ко второй группе.
Ответ: Карандаш, книга, ручка, стол, сумка и другие.
Вопрос: Посмотрите на картинкии скажите, на какие ещё две группы делятся тела?
Ответ: Тела делятся на живые и неживые.
Вопрос: Приведите примеры живых и неживых тел природы.
Ответ: Живые: растения, животные. Неживые: камень, Луна.
Первое свойство тел – это деление на живые – неживые.
На доске записана тема урока, затем при помощи магнита прикрепляем листочки со свойствами тел (слайд № 3).
На доске:
Другие свойства тел попробуем узнать, отгадав загадки (слайд № 4).
Загадки.
- Чудо-юдо – великан
На спине везёт фонтан.
(кит) - Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
(муравей)
Вопрос: Как вы думаете, о каком свойстве тела говорится в этих загадках?
Ответ: О размере, длине тела? Что же такое размер тела?
Размер – величина предмета, масштаб какого-нибудь явления (слайд № 5).
Размер тела находят при помощи линейки, сантиметровой ленты. Итак, второе свойство тела – это размер.
На доске:
А теперь послушайте другие загадки (слайд № 6).
- Блинчик плавает живой –
Он с хвостом и с головой.
(камбала) - Шар воздушный, золотой
Над рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом … за лесом скрылся!
(солнце)
Вопрос: О каком ещё свойстве тела говорится в загадках?
Ответ: О форме тела (слайд № 7).
Форма (лат. forma) – внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета.
Посмотрите на предметы, находящиеся на столе. С одной стороны расположены геометрические фигуры, с другой – тела. Какой они формы? (На столе находятся футбольный мяч (шар), гранит (без формы), карандаш (цилиндр), коробка от мела (прямоугольный параллелепипед), книга (прямоугольный параллелепипед), кубик-Рубика (куб), треугольная пирамидка-Рубика (тетраэдр), колба (конус), гайка (шестиугольная призма), цветок (без формы)).
Обратите внимание на то, что одни тела имеют правильную геометрическую форму, другие неправильной формы.
Ребята, вспомните, какие тела правильной геометрической формы вы уже видели?
(На слайде № 7 фотографии или рисунки предметов с разнообразными формами).
(В листочках записывают примеры тел с правильной геометрической формой и неправильной).
На доске:
А теперь посмотрите ещё раз на предметы, лежащие на столе и скажите, какое ещё свойство тела мы с вами не назвали? Опишите мяч. Какой он?
Ответ: Круглый, синий или голубой (или другого цвета).
Четвёртое свойство тел – это цвет.
На доске:
Кроме размера, формы, цвета тела обладают и другими характеристиками. Поговорим об одной из них. Посмотрите внимательно на стол. На столе лежат два кубика. Один из пенопласта, а другой сделан из пластмассы. Они одинаковые по размеру и форме, но между ними есть отличие.
Вопрос: Как вы думаете, чем друг от друга отличаются данные кубики?
Ответ: Они отличаются массой.
Правильно, каждое тело обладает массой. А знаете ли вы, в каких единицах измеряется масса? За единицу массы принят килограмм. Международный образец (эталон) килограмма хранится во Франции в городе Севре. С этого образца с большой точностью изготовлены копии для других стран. За единицу массы (килограмм) была принята платиноиридиевая гиря в форме цилиндра диаметром и высотой 39 мм. Она храниться под двумя стеклянными куполами, из которых выкачан воздух. Это делается для того, чтобы сплав не соединился с воздухом. В противном случае масса гири может значительно увеличиться.
Для измерения массы любого тела используют весы (слайд № 8).
Вопрос: Какие весы вам известны?
Ответ: Механические, электронные.
Посмотрите на экран (фотографии различных весов).
У нас тоже есть весы. Одни электронные, другие рычажные. На столе у вас лежат электронные весы. Они могут измерить только массу тел до 200 грамм. В синих штативах (коробочках) находятся пластинки из пенопласта и алюминия. Вам нужно будет измерить массу этих пластинок. Для этого необходимо достать весы из коробочки, поставить на стол, затем нажать на красную кнопку и подождать, пока не появиться два нуля. Потом взять поочерёдно пластинки и измерить их массу, результаты занести в листочек. Сформулируем цель лабораторной работы: определить массу пенопластовой и алюминиевой пластинок и сделать вывод о том, какое тел больше весит. Выполняйте работу, а затем полученные данные впишите в таблицу, сделайте вывод.
На следующем уроке мы с вами будем учиться измерять массу тел при помощи рычажных весов.
Итак, подведём итог. О каких свойствах тел вы узнали на этом уроке?
Ответ: Мы узнали, что тела бывают живыми и неживыми, естественными и искусственными, обладают разной формой, цветом, размером и массой.
На доске:
Вопрос: Ребята, как вы думаете, мы изучили все свойства тел?
Мы с вами сегодня не вспомнили ещё об одном свойстве. Как вы думаете, о каком свойстве мы не сказали? Это свойство тела всегда очень интересует врача. Когда мы заболевшие приходим на приём к врачу, то он всегда интересуется температурой тела заболевшего. Вы знаете, какая температура тела человека считается нормальной? (36,6 ºC) Температура измеряется в градусах по Цельсию (по фамилии шведского астронома и физика Андерса Цельсия).
Шкала Цельсия, температурная шкала, в которой 1 градус (1 °С) равен 1/100 разности температур кипения воды и таяния льда при атмосферном давлении, точка таяния льда принята за 0 °С, кипения воды — за 100 °С. Предложена в 1742 году А. Цельсием.
Как человеческое тело и другие тела обладают температурой. Например, какая может быть температура у кусочка льда? Нуль градусов или меньше. Для измерения температуры тела человека используют ртутный или электронный термометр (слайд № 9).
На доске:
Все написанные на доске свойства являются неотъемлемыми признаками тела как научного понятия. Теперь с вами мы можем дать полное определение тела (слайд № 10).
Тело — объект природы или рукотворного мира, обладающий определенной формой, цветом, массой, размером, температурой.
В науке чаще используется понятие «физическое тело».
III. Закрепление материала
1. Дидактическая игра «Внимание — физическое тело!».
Учитель произносит различные слова, обозначающие тела и явления. Ребятам нужно хлопать, услышав название тела.
Слова: закат, радуга, дождь, дерево, извержение вулкана, книга, медведь, линейка, восход солнца, часы, шкаф, гром, мяч, молния, Солнце, землетрясение, лягушка.
2. Работа с художественным текстом «Василий Прекрасный».
Задача детей — выделить признаки кота Василия как физического тела (написана текст на листочках).
Кот Василий (для близких и родных просто Васяня) был очень упитанным и по форме напоминал пирамиду Хеопса, если сидел, и бочонок для меда, если стоял. От кончика носа до кончика хвоста в нем было 92 см. Его полосатая спина плавно переходила в оранжево-жёлтый живот.
Василий был ласковым, терпеливым, любвеобильным, чистоплотным, умел поднимать настроение и улучшать самочувствие хозяина. Славился он и тем, что только однажды поймал мышь. Но когда вес его перевалил за 7 кг, охотничьи инстинкты в нем уснули навсегда, и не стало для него занятия лучше, чем вздремнуть на руках хозяина. От спящего на руках кота исходит такое тепло и рождается такое умиление. Это потому, что нормальная кошачья температура +38-39,5 °С.
IV. Выставление оценок за урок.
V. Задание на дом. § 11 (нарисовать на альбомных листах разные по форме и размерам тела или придумать ребусы о телах, заполнить рабочую тетрадь при помощи листочков.)
Приложение 2
Источник