Какие свойства у совести своей

Какие свойства у совести своей thumbnail

В предыдущей заметке, посвященной теме вдохновения, мы только лишь прикоснулись к вопросу о том, в чем заключается значение совести в жизни человека. Поэтому было бы совсем неплохо рассмотреть данную тему немного подробнее.

Тем более, что понятие совести человека имеет самое непосредственное отношение к  каждому из нас. А если воспользоваться некоторыми знаниями из этой области и применить их на практике, то можно получить дополнительный козырь в игре под названием жизнь.

Хотя и говорят, что все знать невозможно, ибо сколько не учись, все равно дураком помрешь, но тем не менее, бывают редкие исключения. Думаю, что погружение в тему совести человека позволяет существенно повысить уровень своей личной эффективности и стоит того, чтобы уделить ей некоторую часть своего свободного времени и внимания. 

Что такое совесть

Если попытаться рассмотреть понятие совести человека с разных сторон и существующих сегодня точек зрения, то формата данной заметки явно не хватит, так как в данном вопросе действует принцип: “сколько людей, столько и мнений”.

Я не практикующий психолог и не воинствующий доктор богословия, а всего лишь обычный обыватель, интересующийся данным вопросом, чтобы получить свое личное представление и желающий поделиться с окружающими своими впечатлениями от полученной информации.

По аналогии с популярным сегодня слоганом, утверждающим, что “жизнь черных тоже имеет значение”, смею заметить, основываясь на своих внутренних ощущениях, что моя совесть тоже имеет значение для моей собственной жизни, причем в ряде случаев решающее и первостепенное.

Так что, с позиции среднестатистического обывателя могу утверждать, что совесть человека представляет собой моральное осознание и оценку того, что является  добром и злом, а также чувство ответственности за свои поступки и поведение в целом. 

Но если углубиться в значение самого слова “совесть” и попытаться проникнуть в его тайный смысл, то окажется, что речь идет о неком глобальном знании, так как буквально расшифровывается как “согласно Весте” или совместно с Вестой”.

Вестой или Великой Вестой называли древние изначальные знания о нашем мироздании, которые первоначально были запечатлены в виде текста на 16 тысячах бычьих шкур и включали в себя наиболее полную информацию о проявленной и непроявленной жизни нашей Вселенной.

Эти знания передавались из уст в уста и получили статус сакральных и совершенно сокрытых от непосвященных. Получить доступ к ним можно было только при условии опережающего развития духовного начала человека, главным инструментом которого выступает совесть.

Поэтому на полном основании можно сказать, что  совесть – это сокровенный голос  души человека. 

Не будем вдаваться в подробности о том, что собой представляет душа человека, так как у каждого на этот счет существует свое личное мнение, которое имеет право на свое существование.

Поэтому ограничимся лишь тем, что душой будем считать ту часть человеческого существа, которая сотворена тонкими энергиями высшего порядка  и не принадлежит нашему материальному миру, а живет в нем по законам и правилам своего создателя, именуемого Богом или Творцом.

Чтобы лучше понять взаимосвязь духовного и материального, а также роль и значение совести в этом процессе, попробуем представить в своем воображении обычное куриное яйцо. В этом случае физическому телу человека будет соответствовать яичная скорлупа, а роль души будет играть куриный желток

Взаимодействие между этими структурами происходит посредством находящейся между ними прослойки в виде белковой оболочки, которую можно сравнить с сознанием человека, которому предоставлен выбор какую часть яйца питать своей энергией: оплодотворенный желток или твердую скорлупу.

Как скорлупе для выполнения своих функций по защите и поддержанию безопасности яйца требуется некоторая энергия, так и оплодотворенному желтку необходима пища для своего развития. Поэтому, находящийся в яйце белок является энергетической пищей для обеих составляющих.

Как в яйце для зачатия плода и рождения новой жизни необходим акт его оплодотворения, так и у человека для жизни и развития его души необходимо божественное таинство рождения и последующего развития его совести.

Если момент рождения человеческой совести совпадает с моментом рождения его души, то последующее развитие этой души зависит от состояния его совести, которая является своеобразным посредником и каналом для общения Творца со своим творением.

Поэтому на совесть человека возложена роль посредника  в сообщении воли Божьей для жизни человеческой души.  

Получается таким образом, что душа человека способна улавливать тонкие энергетические сигналы, исходящие от ее Творца, и посредством совести переводить их на язык, понятный сознанию человека. После чего уже само сознание решает как именно поступить в той или иной ситуации и насколько правильным окажется это решение.

Результат принятого решения будет зависеть от того, чью сторону примет в конечном итоге сознание человека: послушает голос своей совести или же обратит внимание на потребности и желания собственной плоти.

Если победителем окажется совесть, то духовное начало человека получит необходимую энергию для дальнейшего развития, а если чаша весов окажется на стороне эгоистичной плоти, то животное начало такого человека станет еще сильнее.     

Лично мне практически каждый день приходится иметь дело с множественными проявлениями моего животного начала, что приводит к необходимости поиска эффективных средств противостояния и борьбы с его негативным воздействием. 

Лучшим из них, на мой взгляд  является моя собственная совесть, так как позволяет сосредоточить внимание на развитии своего духовного начала. По этой причине меня больше всего интересует именно то, что имеет отношение к совести как таковой. 

Функции совести

Оказывается совесть человека призвана быть не только голосом и проводником божественной воли, но и источником новых знаний для приобретения необходимых навыков и умений, что открывает перед человеком совершенно немыслимые возможности для его одновременного развития на разных уровнях бытия.

На самом деле нет ничего плохого в том, если человек научится воспринимать себя как самостоятельную и абсолютно уникальную личность, а также овладеть способностью гармоничного взаимодействия и осознанного развития всех ее начал.

К тому же осознанный выбор в пользу собственного духовного начала позволит ему раз и навсегда решить извечный вопрос смысла жизни и за счет этого получить все необходимые ресурсы для жизни наполненной радостью и счастьем. 

Законодательная совесть

Так, по мере взросления человека и обретения им нового опыта в познании окружающего мира постепенно расширяются и углубляются его знания в вопросе о добре и зле, исходя из новых представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо лично для него.

Соответственно увеличивается общий суммарный потенциал его возможностей и способностей, что в свою очередь увеличивает степень его ответственности за любые совершенные поступки и действия. 

Если, к примеру,  в первые годы своей жизни ребенок чаще всего питается  коровьим молоком и ни о чем больше не думает, то впоследствии обязательно переходит на более твердую пищу и учится отвечать за все свои поступки. 

Мерилом наших действий в этом случае выступает так называемая законодательная совесть, так как взвешивает наши слова, поступки и действия. Другими словами, она выступает в роли масштаба  для измерения наших действий.

А поскольку масштаб представляет собой некое соотношение между величинами, то получается что законодательная совесть определяет насколько наши фактические поступки соответствуют тем, которые мы считаем для себя приемлемыми и допустимыми.

У каждого человека существуют свои внутренние правила и принципы, некий индивидуальный кодекс чести, нарушить которые он ни при каких условиях не может или не хочет. Такое проявление совести в человеке обусловлено ее законодательной функцией.

Именно такое свойство совести помогает человеку определять для себя рамки  приличия и не переступать дозволенную красную черту, чтобы оставаться в чужих и своих собственных глазах человеком, достойным всяческого признания и уважения.

Судящая или наказующая совесть

Насколько это удается человеку на протяжении определенных этапов его жизни подскажет его судящая или наказующая совесть, которая представляет собой результат измерения наших поступков и действий. 

Благодаря этой функции происходит ревизия личного кодекса чести на предмет его соответствия общепринятым нормам морали и нравственности и дается соответствующая оценка полученным результатам.

Если противоречий не возникает, то совесть погружается в состояние умиротворенного покоя и утешается осознанием истинности совершенного выбора. Но когда несоответствие найдено, то мучительная тревога и беспокойство нарастают до тех пор, пока такое положение дел  не будет устранено.

Именно по этой причине говорят о муках или угрызениях совести, так как нет, на самом деле, страшнее суда, чем суд собственной совести. Если телесное наказание за совершенный проступок носит временный характер, то судящая совесть всегда будет напоминать о совершенном злодеянии.   

Какой бывает и как действует совесть

Правда, это относится только к тем людям, которые несмотря на все трудности жизни сумели сохранить в себе если не всю, то хотя бы некоторую, пусть даже самую  малую часть своей первозданной совести.

Поскольку у каждого человека, живущего на земле, один создатель, то и его любовь  изливается на его творение одинаково и в равной степени. Способность же слышать голос своего творца зависит только от особенностей слуха каждого отдельного человека как духовного существа.

Если слуховой аппарат человеческого сознания настроен на ежедневную суету и в большей степени воспринимает звуки своего животного начала, а шепот собственной души улавливает лишь изредка, то можно говорить об ущербной или уязвленной,  а также нечистой или запятнанной совести. 

Чем дольше сохраняются такие пропорции во внутренних настройки, тем тише и незаметнее становится голос души. Лишившись питательной энергии сознания человека, она начинает слабеть, а ее голос-совесть постепенно угасает, фактически выгорает от несправедливого и неподобающего отношения к себе.

Сегодня встретить людей с фактически выгоревшей совестью можно практически в любом месте. Ведь их никто и ничто не интересует, кроме своей собственной персоны, а чужая боль и страдания им неведомы. Более того, их материальные успехи возводятся восхищенными обожателями в ранг наивысших ценностей и достоинств в жизни. 

По правде сказать, для некоторых людей понятие совести является просто пережитком прошлого и совершенно бесполезным и даже вредным качеством, препятствующим достижению их меркантильных материальных целей.    

Но не будем о грустном, тем более, что при любых негативных условиях окружающей действительности всегда находятся люди, для которых вопрос преимущественного духовного развития остается их первостепенной задачей, даже если они не принадлежат к какой-либо религиозной деноминации или религиозному течению.

Во всяком случае у таких людей есть вполне реальный шанс перевести свою совесть из состояния подавленности материальным началом своей сущности в активную фазу коллективного творчества и созидания. Такое состояние принято называть чистой или просветленной совестью. 

Прекрасно понимаю, что в условиях потребительского формата нашего бытия говорить о каком-то просветлении почти бесполезно. Но твердо уверен в том, что в любом случае это необходимо делать. Ведь даже вода камень точит. А чтобы это произошло нужно просто немного времени, в течение которого “терпение и труд все перетрут”.

Кто-кто, а наша совесть в этом отношении самый настоящий и великий труженик, так как никогда не спешит и никогда не опаздывает со своей помощью. Она прекрасно знает лучшие времена и сроки, когда человек способен принять ее помощь. 

В этом отношении она похожа на любящую мать, для которой ее чадо всегда останется единственным и самым любимым на свете без оглядки на достигнутый им  социально-экономический статус и положение в обществе.

 Значение совести в жизни человека

Вот и получается,что значение совести состоит не в обвинении человека во всех смертных грехах и наказании за это, а в стремлении обратить внимание его сознания на потребности страждущей души, тем самым оправдать за совершенные проступки и освободить от чувства вины.

К сожалению, за понимание данной истины приходится порой очень дорого платить. Ведь человеку свойственно задумываться о смысле жизни, только пребывая в весьма стесненных обстоятельствах или вообще у самой последней черты.

Но зато когда такое происходит, начинаешь совершенно по другому относиться к окружающему миру и своей роли в нем. Каким-то внутренним чутьем начинаешь осознавать и воспринимать себя чем-то намного большим, чем бренное физическое тело.

Наступает момент, когда возникает стремление к изучению нравственных и духовных законов бытия, принципов и правил устройства мироздания. Появляется желание и даже жажда как можно быстрее узнать, как все устроено на самом деле.

Все чаще и чаще возникает потребность посмотреть на самого себя и свои собственные поступки глазами посторонних, но близких сердцу людей, так как понимаешь, что несешь колоссальную моральную ответственность за их здоровье и благополучие.

В такие минуты понимаешь, что глубоко внутри тебя живет новое существо, способное видеть и слышать, чувствовать и сопереживать, жизнь которого всецело зависит от твоей доброй воли, передающейся ему по связующей пуповине совести.

Насколько трудно отрицать метафизическую связь матери со своим ребенком, даже если он уже давным-давно вырос и сам стал родителем, настолько же трудно отрицать роль совести человека в становлении и развитии его души.

Так что для того, чтобы подружиться со своей собственной совестью нужно только уметь отличать ее тихий и любящий голос от всего прочего множества голосов и быть послушным в исполнении ее советов и рекомендаций. 

Только в этом случае можно быть уверенным, что ничего плохого с таким человеком  больше не произойдет в отличие от одного бледнолицего ковбоя, попавшего однажды в щекотливую историю из-за своего удивительного слуха.

Однажды, на бескрайних просторах Северной Америки целое племя индейцев гналось за бледнолицым ковбоем, который им изрядно надоел своим скверным и бесчестным  характером и склонностью ко лжи и обману.

Благодаря своему быстрому скакуну бледнолицему брату уже почти удалось убежать от своих преследователей, как вдруг он услышал свой внутренний голос: “Остановись!” На что ковбой ответил: “Они же меня убьют!”

На что голос ответил: “Не бойся, ведь я тебя никогда не обманывал!.” И то правда, – подумал ковбой и остановил своего коня.Тем временем индейцы, до того бывшие почти на линии горизонта, теперь оказались рядом с ковбоем на расстоянии выстрела из лука, выстроившись в одну линию за спиной своего вождя.

Внутренний голос не переставал говорить и сыпал новыми приказами: ”Слезь с коня, подойди к вождю племени, ударь его!!!”. Ковбой все выполнил в точности, да так хорошо, что вождь мгновенно слетел с лошади и укрылся перьями своего боевого наряда.

В атмосфере всеобщей тишины, возникшей от растерянности, удивления и даже страха от неслыханной и невиданной наглости совершенного поступка до слуха ковбоя донеслось: “Что сейчас будет?!” О дальнейшей судьбе нашего бледнолицего брата история скромно умалчивает.    

Так что всегда необходимо помнить, что не всякий внутренний голос обязательно принадлежит совести человека, а вполне может исходить от лица его избалованной и даже развращенной плоти. 

Как правило, когда говорит и обличает наша совесть, это, чаще всего, сопровождается чувством стыда и сожалением по поводу совершенного поступка или действия, в отличие от голоса животного начала человека, стремящегося утвердить в нем его самость и гордыню. 

Заключение

Как бы там ни было, а по моему мнению, значение совести человека  заключается в ее способности стать лакмусовой бумажкой и индикатором совершаемых человеком поступков и действий, какими бы причинами они не были обусловлены. 

Честно говоря, роль надежного и опытного адвоката, которую способна исполнять совесть любого человека, мне нравится намного больше, чем роль сурового, хотя и справедливого, судьи, карающего за совершенное деяние.   

Поэтому лично для меня процесс налаживания взаимного диалога и выстраивания доверительных отношений со своей совестью является жизненно необходимым, так как позволяет быть более значимым и полезным для окружающего мира и осознанно идти по пути личного саморазвития.

Пользуясь случаем, желаю и вам, дорогой читатель,обрести верного друга и мудрого советника в лице своей собственной совести. А что вы лично думаете по данному поводу? Ваше мнение очень важно для меня, потому смело оставляйте свои честные комментарии ниже…    

Источник

Долг

Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

Долг — это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он

обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.

Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

Свойства долга:

Осознание необходимости

Заинтересованность в исполнении

Добровольность принятия

Особенности проявления долга:

1. Добровольность. В зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно-необходимым требованиям или личным обязательствам, независимое от внешних или внутренних принуждений.

2. Активная гражданская позиция. Люди нравственного долга активны, деятельны, не проходят равнодушно мимо морального или иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у таких людей чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело.

3. Множественность долгов. Существует сложная «иерархия» долгов; долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед друзьями, перед самим собой. Это порождает определенные трудности, связанные с необходимостью выбирать какой из долгов надлежит выполнить в первую очередь, особенно если они противоречат друг другу.

Совесть — способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Она помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям.

Совесть — это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора.

Совесть проявляет себя:

а) как побудитель, направляющий на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку;

б) как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение;

в) как корректирующий фактор во время действия;

г) как оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценку наших поступков.

Функции совести:

побудительно-разрешительно-запретительная (до поступка);

коррекция (во время поступка);

моральная оценка (после поступка)

Основные «свойства» совести:

1. «Интимный» характер совести. В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, но обмануть собственную совесть невозможно: это «свидетель, который всегда с тобой».

2. Относительность совести как средства самооценки. В самооценке, производимой совестью, проявляется способность к моральному компромиссу или бескомпромиссность личность. Поэтому нельзя целиком полагаться на совесть, она может быть снисходительной. Ее нельзя обмануть, но можно «уговорить», «усыпить», найти себе оправдание – «так сложились обстоятельства». Но ведь обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служит совесть.

3. Совесть как стыд за совершенное, как форма раскаяния. В этом качестве совесть являет себя в одном из наиболее жестоких своих обличий: она выступает как угрызения совести, муки совести, осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий. Мера переживаний, степень «мук совести» зависит, от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать

4. собственное поведение и поведение других. Моральным результатом этих переживаний является раскаяние, нравственный смысл которого — гармонизация отношений между Долгом и Совестью.

Источник