Какие свойства ученика изменяются в процессе обучения

Какие свойства ученика изменяются в процессе обучения thumbnail

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 466

Курортного района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

«Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения»

Автор: учитель математики ГБОУ СОШ № 466

Хамина  Ирина Анатольевна

Санкт-Петербург

2013

«Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения»

Лозунгом, зовущим к новым педагогическим вершинам, можно считать слова Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Как образно высказался Монтень, учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых тот мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать его он должен сам. Но как воплотить такие стремления в жизнь?

Если традиционное обучение предполагает жесткую регламентацию деятельности учеников, то экспериментальные системы Занкова Л.В., Амонашвили Ш.Я. и другие позволяют стимулировать познавательную деятельность и умственное развитие детей.

Возможно ли, используя современные методы, решить основные проблемы школы, связанные с неуспеваемостью и нежеланием учиться у ряда школьников?

Для этого необходимо поставить в центр процесса обучение ребенка со всеми его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», – писал Ушинский К.Д.

Что же нужно нам знать о детях в первую очередь?

Психологическими исследованиями установлено, что эффективность учебной деятельности зависит во многом от отношения школьника к выполняемой деятельности.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две большие группы. К первой относится недостатки в развитии мотивационной сферы детей, ко второй – недостатки познавательной деятельности.

Первый тип неуспевающих – ученик, не желающий учится, второй – не умеющий учится. И есть третий тип – ребенок, которого трудно учить. По выражению Амонашвили, обучение д.б. «вариативным и индивидуальным к особенностям»  школьников. В какой степени педагог должен ориентироваться на индивидуальную особенность своих учеников? И на какие?

В первую очередь к ним относятся черты основных свойств нервной системы учащихся.

Есть люди, со слабыми и инертными нейродинамическими способностями, а есть – с сильными.

Если ученик при напряженной работе быстро устает, – теряет работоспособность – это представитель слабого типа нервной системы.

Учащиеся с сильной нервной системой без особого напряжения могут работать долго без чувства усталости, они не теряются в экстремальных ситуациях, умеют собраться, их не смущает высокий темп, они легко переключаются на другие виды деятельности.

Поэтому среди неуспевающих реже встречаются дети с сильной нервной системой.

Однако, эти ученики не склонны к однообразной работе, требующей систематизации, упорядочения материала, не любят планировать свою деятельность, проверять выполненное, повторять пройденное. В учении самоконтролю отводится одно из важнейших мест. Сильные учащиеся игнорируют сторону учебной деятельности.

По отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать такие правила: не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа; предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку, желательно в письменной форме; по возможности, спрашивать их в начале урока и на первых уроках; не требовать отвечать новый, только что усвоенный материал; путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах, обязательно поощрять за старания, даже если результат далек от желаемого; осторожно оценивать неудачи; в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку; учить умению переживать неудачу, объясняя, что неудача неизбежна и это не повод к отчаянию.

Особенно важно обратить внимание на ребят со слабой нервной системой. Этим детям трудно готовить уроки, особенно устные, они быстро утомляются, нуждаясь в большом количестве перерывов.

Какого должна быть тактика учителя по отношению к ученикам с сильной нервной системой?

Работа монотонная, лишенная эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки, отсутствие возможности выбора быстро истощают умственные силы у сильных учащихся. При выполнении однотипных заданий направить их на поиск других способов работы, чередовать задания разных типов и т.д.

В целом сильные школьники хорошо приспособлены к условиям учебной деятельности. Но они часто не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения, пренебрегают планированием и организацией работы.

В ситуации, когда надо выполнять какие-либо поэтапные действия, следует обратить на этих учеников особое внимание, контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности, побуждать их к осознанным самостоятельным усилиям в этом направлении.

Как работать с инертными и подвижными учениками?

Учитель должен обратить внимания на следующие учебные ситуации:

1/ задания, разнообразные по содержанию и способам решения;

2/ ситуации, требующие высокого темпа работы;

3/ ситуации, требующие быстрого переключения внимания;

4/ ситуации, когда время работы ограничено;

5/ однообразная, монотонная работа;

6/ одновременное усвоения нового и повторения старого.

При работе с инертными учениками надо использовать следующие методы:

– помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые из них вообще отказываются выполнять такие задания;

– не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах;

– не спрашивать их в начале урока;

– избегать ситуаций, когда нужен быстрый устный ответ на неожиданный вопрос;

– в момент выполнения задания не надо их отвлекать;

– не следует требовать отвечать новый, только что пройденный материал.

Подвижные же учащиеся в гораздо большей степени нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя. Им надо помочь научится произвольно регулировать свою деятельность, должным образом ее организовывать; полезно обучать их умению быть сдержанным, выслушивать до конца. Внимательность на уроке нельзя потребовать, но можно выработать, воспитать терпеливым напоминанием, многократным повторениям требований без упреков и раздражения.

У каждого типа нервной системы есть свои преимущества, сильные стороны. Знают ли об этом дети? Конечно, чаще всего ученик воспринимает не сами неблагоприятные для обучения  особенности своего психофизиологического склада, а те затруднения, которые из них вытекают.

Поэтому одна из задач учителя – понять индивидуальные особенности ученика и учитывать их в своей работе. Другая задача – помочь осознавать их ученику и научить его использовать свои преимущества компенсировать недостатки.

Как компенсировать быструю утомляемость учеников со слабой нервной системой? Ни должны делать частые перерывы для отдыха, в первую очередь выполнять наиболее трудные работы. Уметь отвлекаться от умственной работы, переключаясь на общение, физические упражнения, игры, чтобы хоть отчасти восстановить трудоспособность.

Слабые учащиеся любят планировать свои занятия, умеют соблюдать распорядок дня, что помогает им распределить силы. Медленный темп они компенсируют тщательной предварительной подготовкой. Им нужны тишина и покой для работы, не успевая усваивать знания в классе, они восполняют это добросовестной самостоятельной работой. И еще, слабые пользуются усиленным контролем и проверкой. Если же они не умеют компенсировать свои природные недостатки, учитель обязан помочь ученику осознать свои особенности, их преимущества и недостатки, т.к. неумение использовать и компенсировать свои природные нейродинамические особенности может вызвать дефект познавательной деятельности и влиять на успеваемость. Речь, таким образом идет о формировании индивидуального стиля учебной деятельности.

Но у каждого учителя тоже есть индивидуальный педагогический стиль, включающий в себя мягкость или требовательность, доброту или твердость, авторитарность или демократизм, открытость или сдержанность и прямо влияющий на взаимоотношение с учениками и отражающийся на отношение учеников в учебе.

Формируется индивидуальный стиль при выполнении двух как минимум условий.

Во-первых, учитель должен осознать свои индивидуальные особенности и предоставлять, как они могут отразиться на результатах его деятельности.

Во-вторых, учитель должен желать и уметь использовать свои индивидуальные особенности, оптимально организуя, выстраивая свою педагогическую деятельность.

Так, чтобы добиться высокой плотности урока, подвижно учитель мог, не прибегая у специальным мерам, просто рассчитывать на свою достаточно высокую динамику. Для инертного учителя основное условие насыщенность урока – тщательная предварительная подготовка, продуманность заданий, наглядного материала и вопросов.

Нужно заметить, что любая работа с людьми невозможна без активной работы над собой – своим характером, поведением, отношением к окружающим. Педагог должен, прежде всего, быть готовым менять себя – иначе ему не получить хороших результатов. А это не просто. Поэтому так тяжел этот труд, часто неблагодарен, хотя на словах высоко превозносится в обществе.

Индивидуальный подход важен не только для того, чтобы ученик просто нормально развивался и учился, но и для нормирования таланта, творческой одаренности. Индивидуальность и одаренность – вещи взаимосвязанные. Массовая школа, часто игнорируя индивидуальность ученика, не дает ему возможности для развития, для укрепления творческого потенциала. Ориентируясь на «среднего ребенка» школа превращает ученика в посредственность. Ведь таланты произрастают из индивидуальности личности, а система воспитания «среднего ребенка» ведет к стиранию индивидуальных особенностей.

Лучшие педагоги всегда придерживались этой точки зрения.

Так, В.В. Розанов считал «принцип индивидуальности» краеугольным камнем образования: «только как личность, как этот определенный человек, а не «человек вообще», я могу быть наиболее изобретательным в мыслях, свои чувствованиях, упорен, тверд в стремлениях. Оставьте во мне «человека вообще», действуйте только на него и только общими же своими сторонами и вы, наверное, сделаете меня во всем недалеким, ко всему вялым, ни в чем ни ярким; незаметно для себя вы сделаетесь и сами такими же; вы многого еще не забудете, но лучше в себе потеряйте; многому меня обучите, но не пробудите никогда самого во мне лучшего, что уже есть, дремлет, заложено в особенностях моего душевного склада».

Источник

Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения.

Каждый учитель сталкивается в работе с многообразными индивидуальными различиями своих учеников: по темпераменту и характеру, способностям и знаниям, особенностям поведения и общения. Не все они, конечно, в равной степени влияют на результаты учебной деятельности, но есть и те, которые нельзя игнорировать.

К таким особенностям относится индивидуальная представленность основных свойств нервной системы, среди которых наиболее изучены СИЛА-СЛАБОСТЬ, т. е. степень выносливости, работоспособности нервной системы, устойчивость ее к разного рода помехам. Понятие СИЛЫ-СЛАБОСТИ нервной системы было введено Иваном Петровичем Павловым. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы – сила процесса возбуждения, которая отражает работоспособность и проявляется в возможности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения.

Знание силы-слабости нервной системы учащихся поможет учителю найти для каждого ученика определенный индивидуальный стиль деятельности, а следовательно, сделает обучение эффективным.

Следует сказать, что в определенных видах заданий могут проявиться как сильные, так и слабые стороны деятельности учащихся с разными типами нервной системы.. Поэтому успех или неуспех в учебе может быть объяснен не самими природными чертами школьника, а тем, насколько у него сформировались приемы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса, с одной стороны, и индивидуальным проявлениям основных свойств нервной системы – с другой.

Установить эти особенности можно с помощью специальных методик, а также путем наблюдений за учащимися в разных ситуациях.

Проявления силы—слабости нервной системы выражаются в показателях работоспособности человека, т.е. в умении в течение длительного времени выдерживать концентрированное возбуждение; в показателях, отражающих способность человека выдерживать действие сверхсильного раздражителя; в показателях помехоустойчивости, т.е. способности человека противостоять действиям посторонних раздражителей (внешних тормозов); в показателях реактивности, чувствительности к раздражителям.

Если ученик при напряженной работе на уроке быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленно усваивает материал, то его можно охарактеризовать как представителя слабого типа нервной системы.

Подтверждение этому – затруднения ребенка в ответственной, эмоционально напряженной ситуации (быстрый темп урока, неудачный ответ, необходимость распределения внимания, постоянное отвлечение и т.п.)

Согласно психологическим исследованиям, учащиеся со слабой нервной системой чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих, но и среди отличников могут встречаться дети со слабой и нервной системой.

Учащиеся с сильной нервной системой в перечисленных ситуациях ведут себя иначе. Они без особого напряжения могут работать в течение длительного времени, их не пугает ответственная, напряженная работа, даже если ее надо сделать за ограниченный промежуток времени. Правильность их ответов не зависит от того, какой темп работы задает учитель, их не смущают неожиданные вопросы, частое переключение внимания, неспокойная обстановка. Они чаще уверены в себе, в своих знаниях, возможностях. Но это не означает, что они вообще не испытывают затруднений. Так, напимер, при однообразной, монотонной работе у них часто возникает чувство раздражения, неудовольствия. Они начинают отвлекаться, разговаривать, задавать вопросы учителю, заглядывать в чужие тетради.

Опираясь на перечисленные жизненные проявления силы нервной системы, педагогу следует применять по отношению к тем или иным ученикам специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность.

Так, по отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать следующие правила:

1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;

3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

4) лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

5) путем построения правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.д.) нужно формировать у него уверенность в своих силах, в своих знаниях; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т.д.;

6) следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;

7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

При работе с учащимися, обладающими сильной нервной системой, особенно в ситуации монотонии, учителю следует в определенной степени разнообразить их деятельность. Необходимо направить учащихся на поиск иных форм разнообразия, например на анализ других путей решения задач, отличных от применяемой схемы; можно чередовать действия.    В ситуации, когда требуется выполнение поэтапных действий, таких детей нужно контролировать особенно, чтобы проверить постепенность, последовательность их действий. То же относится и к работе, связанной с систематизацией, планированием и проверкой выполненного. Нужно побуждать таких детей выполнять самоконтроль и взаимоконтроль.

Следует признать, что современные условия организации учебной деятельности, т.е. особенности приемов и методов обучения, работы учителя с классом в целом более соответствуют особенностям учащихся с сильной нервной системой. Для того, чтобы дети со слабой нервной системой чувствовали себя в классном коллективе комфортно и успевали в учебе, работа учителя должна строиться таким образом, чтобы слабые дети понимали, в чем преимущество их особенностей, а в чем недостаток.

Какие же есть преимущества у учащихся со слабой нервной системой?

Во-первых, установлено, что слабые легче действуют по шаблону, схеме. Они любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной планомерной работы. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности.

Слабые склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме, поэтому они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки. За счет тщательной подготовки слабые склонны самостоятельно проникать в более глубокие связи и отношения внутри учебного материала. Это достигается отчасти путем систематизации знаний. И наконец, слабые склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов. Если им представляется такая возможность, они допускают меньше ошибок, чем сильнее.

Итак, знание природных особенностей учащихся и их проявлений в учебной деятельности позволяет заранее предусмотреть, в каких учебных ситуациях, условиях эти проявления окажутся благоприятными для достижения успеха, а в каких могут препятствовать ему. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащемуся найти наиболее подходящий для него индивидуальный стиль деятельности, а не видеть всех обучающихся «на одно лицо». Если ученик научится строить свою работу с учетом своего потенциала, то сможет избежать таких нежелательных состояний, как переутомление и нгрузка.

Источник