Какие свойства веществ представляют опасность для человека химия 8 класс

Какие свойства веществ представляют опасность для человека химия 8 класс thumbnail

Таблица 7. Наиболее распространённые аварийно химически опасные вещества (АХОВ)

Наименование и характеристика АХОВТоксическое действие на человекаЗащитаОказание первой помощи Хлор — зеленовато-жёлтый газ, с резким удушливым
запахом, тяжелее воздуха. Застаивается в нижних этажах зданий, в
низинах. Применяют для хлорирования воды, для получения пластмасс,
инсектицидов, растворителей, дезинфицирующих, отбеливающих и моющих
средств, в производстве глицерина; в металлургииПоражение вызывает резкую боль в груди, сухой кашель, рвоту,
нарушение координации движений, одышку, резь в глазах, слезотечение. При
вдыхании высоких концентраций возможен смертельный исходГражданские противогазы всех типов; камеры защитные детские.
Из подручных средств могут быть использованы ватно-марлевые повязки,
шарфы, платки, предварительно смоченные 2%-м раствором питьевой соды или
водой. Простейшие средства защиты кожи: плащи, накидкиНадеть на пострадавшего противогаз. Вынести его из опасной зоны,
освободить от одежды, стесняющей дыхание, создать покой. При попадании
на кожу обмыть водой, при появлении ожогов наложить повязку.
Транспортировка поражённого только в положении лёжа. При остановке
дыхания сделать искусственное дыхание, лучше методом «рот в рот» Аммиак — бесцветный газ с резким удушливым запахом,
легче воздуха. Проникает в верхние этажи зданий. Применяют для
производства азотной кислоты, нитрата и сульфата аммония, жидких
удобрений (аммиакатов), мочевины, соды, в органическом синтезе, при
хранении тканей, светокопировании, в качестве хладагента в
холодильниках, при серебрении зеркалСильно раздражает органы дыхания, глаза, кожу. Признаки отравления:
учащённое сердцебиение, нарушение частоты пульса, насморк, кашель, резь
в глазах и слезотечение, тошнота, нарушение координации движений,
бредовое состояние. При вдыхании высоких концентраций возможен
смертельный исходГражданские противогазы, ватно-марлевые повязки, шарфы, платки,
предварительно смоченные водой или 5%-м раствором лимонной кислотыНадеть на пострадавшего противогаз. Немедленно вынести из опасной
зоны, дать вдыхать тёплые водяные пары (лучше с добавлением уксуса или
нескольких кристаллов лимонной кислоты). Тщательно промыть глаза водой.
При попадании на кожу обильно обмыть водой, при появлении ожогов
наложить повязку. При остановке дыхания сделать искусственное дыхание,
лучше методом «рот в рот» Окислы азота — газы от бесцветного до красно-
бурого цвета в зависимости от состава. Встречаются при синтезе азотной
кислоты, нитратов, серной кислоты, анилиновых красителей; при
изготовлении целлулоида, фотоплёнки, шёлка; при получении искусственных
удобрений; при горении динамита, целлулоида, киноплёнкиОтравление начинается лёгким кашлем. С повышением концентрации
кашель усиливается, иногда появляются головная боль, рвота с кровью. На
свежем воздухе явления быстро проходят. Через 2—12 ч у поражённого
наблюдаются чувство страха и сильная слабость, нарастающий кашель,
иногда озноб, повышение температуры до 40 °С, учащённое сердцебиение,
тошнота и рвота, расстройство желудка. При отравлении высокими
концентрациями возможна смерть уже в течение первых сутокФильтрующие промышленные противогазыНадеть на пострадавшего противогаз. Перенести на свежий воздух
(недопустимо, чтобы пострадавший шёл сам даже при удовлетворительном
общем состоянии). Максимальный покой, предотвращение переохлаждения. Как
можно раньше обеспечить вдыхание кислорода. Искусственное дыхание (с
осторожностью) делать только при угрозе или остановке дыхания. При
раздражении верхних дыхательных путей — содовые ингаляции, горячее
молоко с содой или щелочной минеральной водой Сернистый ангидрид — бесцветный газ с резким
запахом, тяжелее воздуха. Применяют как сырьё для получения серной
кислоты, для отбеливания целлюлозы, шерсти, шёлка, сахара; как
консервант; в качестве хладагента; в некоторых производствах
органической химии; для дезинфекцииРаздражает дыхательные пути, вызывая спазм бронхов. Однократное
вдыхание очень высоких концентраций приводит к одышке и расстройству
сознания. Острые отравления со смертельным исходом редки. При отравлении
у людей наблюдаются сильная боль в носу, чихание, кашель, при более
длительном воздействии наблюдается рвотаФильтрующие промышленные противогазы; простейшие средства защиты
кожи: плащи, накидкиНадеть на пострадавшего противогаз. Вынести на свежий воздух,
освободить от стесняющей одежды. Ингаляции кислорода, промывание глаз,
носа; полоскание 2%-м раствором соды. Тепло на область шеи; тёплое
молоко с боржоми, содой, маслом и мёдом Синильная кислота — бесцветная жидкость с запахом
горького миндаля. Применяют в синтезе каучука, синтетического волокна,
пластмасс, органического стекла, молочной кислоты, в медицине; для
дезинфекции, борьбы с грызунами, окуривания плодовых деревьевВызывает нарушение дыхания. Сначала наблюдаются углубление дыхания и
повышение кровяного давления, затем — паралич дыхания и внезапное
сильное падение кровяного давления. При высоких концентрациях человек
почти мгновенно теряет сознание. При меньших концентрациях наблюдаются
першение в горле, слюнотечение, онемение рта и зева, мышечная слабость,
головокружение, головная боль, рвотаФильтрующие промышленные противогазы. При очень высоких
концентрациях — изолирующие противогазы. Простейшие средства защиты кожи
плащи, накидкиНадеть на пострадавшего противогаз. Вынести на свежий воздух, снять
загрязнённую одежду. Обеспечить покой, тепло. Ингаляция кислорода. При
нарушении или остановке дыхания — длительное искусственное дыхание Фосген — газ с удушливым неприятным запахом,
напоминающим запах гнилых плодов, прелого сена. Применяют для получения
красителей, производных мочевины; в фармацевтической промышленности; для
разложения минералов, содержащих платину; в алюминиевой промышленностиВызывает отёк лёгких (в результате поражения капилляров лёгких),
который приводит к кислородному голоданию. Раздражающее действие на
верхние дыхательные пути невелико. Вдыхание малых и средних концентраций
вызывает слезотечение, кашель, тошноту. При более высоких концентрациях
— рвота, боль за грудиной, ощущение удушьяФильтрующие промышленные противогазы. При опасности образования
больших концентраций — изолирующие противогазыНадеть на пострадавшего противогаз. Обмыть, заменить бельё. Срочно
госпитализировать даже при хорошем состоянии. Обеспечить абсолютный
покой и тепло. Как можно раньше сделать ингаляцию кислорода.
Искусственное дыхание делать только при нарушении или остановке дыхания.
При раздражении дыхательных путей — содовые ингаляции, горячее молоко с
содой или щелочной минеральной водой Угарный газ (оксид углерода) не имеет цвета и
запаха. Одномоментное массивное поступление оксида углерода в атмосферу
происходит во время степных и лесных пожаров, в гаражах, ангарах при
работе двигателей на холостом ходу и в случае нарушения правил
пользования отопительными системами. В быту его источниками нередко
становятся не полное сгорание топлива в печах, неисправность
газопроводов и газовой аппаратуры, пожары, а также табачный дым. При
пожарах отравление им бывает причиной гибели людей в 50% случаевЛёгкая степень отравления развивается при воздействии относительно
невысоких концентраций яда. У человека начинает сильно болеть и
кружиться голова, шумит в ушах, темнеет в глазах, ухудшается слух. Он
ощущает тошноту, иногда рвоту, мышечную слабость. Пульс и дыхание
учащаются.
Повышается кровяное давление. Теряется ориентировка во времени и в
пространстве.
При средней степен и сознание затемняется, появляется выраженная
мышечная слабость, нарушается координация движений, появляются
сонливость и безразличие к окружающей обстановке, одышка. Учащается
пульс, артериальное давление после кратковременного повышения снижается.
Слизистые оболочки и кожа приобретают розовую окраску.
При тяжёлой степени отравления человек теряет сознание, у него
развивается гипертонус мышц туловища и конечностей. Появляются судороги.
Кожные покровы и слизистые оболочки приобретают ярко-розовый цветГражданские противогазы с гопкалитовым патроном (комплект
дополнительного патрона — КДП) или изолирующие противогазы (при высоких
концентрациях оксида углерода). Кроме того, в опасной зоне применяют
защитные костюмы, резиновые сапоги и перчаткиНадеть на пострадавшего противогаз, вывести (вынести) его из зоны
заражения, согреть, дать вдыхать с ватки нашатырный спирт, а при
остановке или нарушении дыхания использовать искусственную вентиляцию
лёгких Ртуть — серебристый жидкий металл. Тяжелее всех
известных жидкостей. Применяют в термометрах, манометрах, газоразрядных
приборах, при производстве хлора и едкого натра. Ртуть легко испаряется
при низкой температуре, при разливе её пары равномерно распространяются
по всему объёму разлива. При температуре более 28 °С пары попадают в
воздухПоявляются повышенная утомляемость, слабость, сонливость и головная
боль. Позже начинают дрожать руки, веки, в тяжёлых случаях — ногиПротивогазы или респираторы, а также резиновые (полиэтиленовые)
перчатки, комбинезоны. Халаты закрытого типа и обувь с гладкими
подмёткамиОказавшиеся в поражённом очаге должны быстро покинуть опасное место
и срочно вызвать специалистов. Выйдя из очага заражения, постараться
сменить одежду, принять душ, тщательно прополоскать рот и обязательно
почистить зубы. Промыть желудок водой, на стакан которой добавить 20 –
30 г активированного угля. Затем выпить молока и слабительного Метиловый спирт (древесный спирт, метанол)
бесцветная прозрачная, легкоподвижная жидкость с характерным запахом
винного спирта и жгучим неприятным вкусом. Пары тяжелее воздуха.
Применяют в качестве растворителя красителей, лекарственных средствМолниеносная интоксикация наступает после приёма внутрь 200 – 300 мл
метилового спирта или после пребывания в атмосфере с очень высокой
концентрацией его паров. У пострадавшего быстро появляется состояние
оглушённости, наступает кома, развивается острая сердечно-сосудистая
недостаточность. Смерть может последовать через 2 – 3 чИзолирующие или фильтрующие промышленные противогазы, респираторы.
При их отсутствии — ватно-марлевые повязки, смоченные 2%-м раствором
питьевой соды. Кроме того, для действий в очаге нужно надеть защитные
костюмы, резиновые сапоги, перчаткиОбильно промыть глаза и лицо пострадавшего водой, надеть на него
противогаз или ватномарлевую повязку.
В случае попадания яда на кожу тщательно промыть это место. Затем
немедленно эвакуировать из опасной зоны в лечебное учреждение Дихлорэтан — бесцветная или слегка зеленоватая
маслянистая жидкость с запахом эфира или хлороформа. Быстро испаряется.
Пары в 3,5 раза тяжелее воздуха. Широко применяют в производстве
пестицидов, в фармацевтической промышленности. Входит в состав клеёв.
Дихлорэтан — хороший растворитель в производстве лаков, красителей,
высококачественных смазочных масел. Используют для растворения жиров,
масел, смол, восков, парафиновПри концентрации дихлорэтана 100—200 мг/м3 у человека в течение 6 ч
появляются тошнота и чувство тяжести в желудке. При 300 — 600 мг/м3 в
ближайшие 2—3 ч появляются головная боль, сонливость, сладкий привкус во
рту, тошнота и рвота, покраснение кожи лица.
При 250 000 мг/м3 пострадавший чувствует резкую слабость, головную боль,
сильную икоту, редкий и слабый пульс. У него возникает рвота, он теряет
сознаниеФильтрующие противогазы или респираторы.
В случае их отсутствия — ватно-марлевые повязки, смоченные 2%-м
раствором питьевой соды.
В условиях высоких концентраций применять изолирующие или шланговые
противогазы, а также пользоваться защитными костюмами, резиновыми
сапогами или кожаной обувью, • рукавицами или перчатками из стойкой
резины или других подобных материалов, шлемамиНужно промыть глаза и лицо пострадавшего 2%-м раствором питьевой
соды, надеть на него противогаз или ватномарлевую повязку, смоченную
указанным раствором, открытые участки кожи тоже промыть водой с мылом и
быстро эвакуировать из очага поражения. Без промедления обратиться в
лечебное учреждение Анилин — вязкая бесцветная маслянистая жидкость со
слабым запахом. На свету и воздухе быстро темнеет. Применяют для
производства анилиновых красителей, эпоксидных смол, взрывчатых веществ,
фармацевтических препаратов, фотореактивов. Используют в качестве сырья
при получении химических добавок для изготовления резины, полимерных
материалов, синтетических заменителей сахараОстрое отравление наблюдается при поступлении анилина в организм с
вдыхаемым воздухом, через кожу и при приёме внутрь (смертельная до за до
30 г). Признаки острой интоксикации: резкая слабость, головокружение и
головная боль, одышка, учащённый пульс, снижение артериального давления,
тошнота и рвота, желудочно-кишечные колики, посинение кожных покровов,
психическое возбуждение. В тяжёлых случаях пострадавший теряет сознание,
у него возникают судороги, кома. Признаки хронического отравления те же,
что и острого, но менее выраженыИзолирующие или фильтрующие промышленные противогазы, респираторы,
при их отсутствии — ватномарлевые повязки, смоченные 2%-м раствором
питьевой соды. Защитные костюмы, перчатки и очкиОбильно промыть глаза и лицо пострадавшего водой, надеть на него
противогаз или ватномарлевую повязку, открытые участки кожи промыть
водой с мылом. Немедленно эвакуировать его из очага поражения. При
попадании анилина в желудок дать выпить пострадавшему две столовые ложки
активированного угля (порошок), растворённого в стакане воды, промыть
желудок и дать ему солевое слабительное (касторовое масло
противопоказано). Затем направить пострадавшего в лечебное учреждение

Источник

Конспект урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс

Читайте также:  Какие свойства металлов и их сплавов относятся к технологическим

Учитель ОБЖ Махмутов Рустем Гильмутдинович

СОШ д. Первомайск

Тема урока: Опасная отрава или средства бытовой химии

Цель урока: выяснить степень опасности препаратов бытовой химии и научиться правилам безопасного обращения с ними

Задачи:

  • Научить определять степень опасности препаратов бытовой химии и разработать правила их хранения;

  • Развивать критическое мышление, умения работать в группе, решать логические задачи творческого характера;

  • Формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Педагогические технологии: технология развития навыков критического мышления, работа в группах, решение изобретательских задач.

Необходимое оборудование: компьютерная презентация, различные этикетки от препаратов бытовой химии

План урока:

1. Приглашение к обсуждению, активизация интереса к теме, целеполагание.

2. Основная часть:

А) Игра « верю- не верю» ( выявление уровня знаний);

Б) Плюсы и минусы препаратов бытовой химии ( работа в группах);

В) Классификация препаратов бытовой химии ( практическая работа);

Г) Составление памятки-инструкции ( работа в группах);

Д) Первоначальное закрепление знаний: решение ситуативных задач.

Е) Деловая игра «Требуется идея».

3. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вводное слово учителя: Эти вещества есть и в большом количестве в каждом доме. Они выпускаются нашей промышленностью в твёрдом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, так как они помогают ему.

Как вы думаете о чём идёт речь?

Правильно, это препараты бытовой химии. Приведите примеры этих средств. Но я сегодняшний урок хотела бы назвать несколько иначе – полезная отрава слайд №1, как вы думаете почему?

Правильно, все эти средства безопасны только при условии их правильного использования и хранения, но стоит только человеку нарушить эти правила, они становятся смертельно опасными. Исходя из этого сформулируйте , пожалуйста, задачи сегодняшнего урока./слайд №2/.

Читайте также:  Каким лечебным свойством обладает медуница

2. А) Предлагаю вам поиграть со мной в игру « верю- не верю».Сейчас на экране вы увидите список утверждений. Все, кто соглашается с утверждением, поднимает руку. Затем я подсчитываю, сколько человек согласились с утверждением, а сколько нет.

/ слайд 3№/

утверждения

согласились

не согласны

1. Насчитывается более 1000 наименований препаратов бытовой химии

2. Ежегодно около 300 тыс. отравлений, в том числе почти 20 тыс. со смертельным исходом связано в нашей стране с препаратами бытовой химии

3. Для эффективной очистки оконных стёкол можно использовать подсолнечное масло

4. Более 3 тыс. лет тому назад на Ближнем Востоке научились получать мыло

5. После работы с препаратами бытовой химии нужно тщательно вымыть руки

6. Любой из препаратов бытовой химии можно заменить более простыми и безвредными средствами

7. Обязательно после покупки препарата бытовой химии внимательно прочитайте инструкцию по использованию

8.Все упаковки с препаратами бытовой химии должны быть обязательно подписаны

9. Вся «домашняя химия» вредна для здоровья человека

10. Аэрозоли нельзя хранить вблизи источников тепла

Б) А теперь выясним, что вы знаете об использовании бытовой химии. Поскольку в теме сегодняшнего урока есть противоречие – полезная со знаком «+» и отрава со знаком «-« ,

Давайте попытаемся его разрешить и выяснить, чего больше полезного или вредного в этих средствах. Разбейтесь на группы и выполните следующее задание. Разделите лист бумаги на две половины, напишите на одной из них «хорошо», на другой «плохо» и запишите в них соответствующие характеристики вредных и полезных свойств бытовой химии./ слайд №4/. Методом «мозгового штурма» дети составляют список того, что им известно. Подводится итог этой работы делается вывод, что бытовая химия в современных условиях необходима, человек не может без неё обходиться, но нужно уметь её правильно использовать, а для этого нужно знать её свойства..

Читайте также:  Какое свойство магнитного поля может служить

В) По степени и характеру опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы:

1.Относительно безопасные. На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности. / слайд № 5

2.Опасные для глаз и кожи. На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза», « Не допускать пападания на кожу».

/ слайд № 6/

3. Огнеопасные. На флаконах и баллончиках с такими веществами написано:

«Огнеопасно», « Не хранить возле огня» / слайд №7

4.Ядовитые с надписями на упаковке: «Яд!», «Ядовито!» / слайд№ 8/

У вас на партах лежат упаковки от разнообразных средств домашней химии. Внимательно изучите инструкции и определите степень опасности этих веществ. Данные занесите в таблицу. Например: / слайд №9/

Название

Назначение

Внешний вид

Степень опасности

1. Мыло

Средство гигиены

Твёрдый предмет

Относительно безопасное

Проверка результатов этой работы пройдёт в виде игры. На экране вы увидите изображения некоторых препаратов бытовой химии. Если вы считаете, что они безопасны, то должны вытянуть руки вверх, как бы доставая его с высокой полки. Если вы считаете их относительно безопасными, то должны присесть, как бы поднимая что-то с пола. Если вы уверены, что они огнеопасные, сделайте наклоны туловища в левую и правую сторону.

Ну и, наконец, если оно ядовитое – покачайте головой . Если всё понятно, начнём.

/ слайды 10-17/

Г) Однажды в одном городе произошёл такой случай. Пятилетняя девочка увидела на столе бутылку из-под лимонада. При первом же глотке закричала от боли. Оказалось, что мать держала в этой бутылке уксусную эссенцию. В чём причина этого несчастного случая? Правильно, нарушены правила хранения бытовой химии. Давайте опять объединимся в группы и составим небольшую инструкцию по правилам хранения препаратов бытовой химии. Что бы направить ход ваших мыслей в правильную сторону воспользуйтесь опорными словами: хранить, использовать, не допускать, нельзя. / слайд № 18

Результатом работы должна стать примерно такая инструкция:

1.Хранить отдельно от пищевых продуктов, желательно, где есть вытяжка.

2. Нельзя использовать для игр и не по прямому назначению.

3.Не допускать попадания в рот, нос, глаза!

4. Хранить все вещества в заводской упаковке и обязательно подписанными.

5. Проверять сроки хранения и использования этих веществ.

6. Нельзя хранить эти вещества около огня!

7. Нельзя выбрасывать тару из-под средств бытовой химии у дома, в дороге, на лоне природы.19слайд

Д) А теперь выясним, сможете ли вы применить полученные знания при решении обычных жизненных ситуаций. Ваша задача- внимательно выслушать предлагаемую ситуацию и объяснить, кто поступает неправильно и почему?

1. Папа с сыном обрабатывали раствором ядохимикатов деревья и кустарники в саду от вредителей- насекомых, у них остался раствор. Чтобы не отравиться они вылили его в пруд. Опаздывая на автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой проводили обработку.

2. Люда торопилась успеть постирать бельё до прихода мамы. Она взяла пачку со стиральным порошком и быстро стала сыпать его в стиральную машину, наклонившись над ней как можно ближе, чтобы увидеть, сколько насыпать порошка.

3. Папа закурил. Была включена газовая плита. Мама в этот момент наносила из аэрозольного баллона чистящую жидкость на кафельную плитку.

4. Мама стала обрабатывать дихлофосом кухню от мух, не убрав со стола вымытую посуду.

Обсуждение и анализ предложенных ситуаций.

Е) Предлагаю деловую игру «Требуется идея!». Нужно решить изобретательскую задачу, которая была предложена на конкурсе в Англии.( эту задачу можно решить в классе, при недостатке времени это может стать домашним заданием)

Учитель даёт задание: Придумайте такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению.

3.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Слайд №1 относительно безопасные На их упаковках нет надписи, обозначающей степень опасности применения. Это мыло, чистящие и стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика.

hello_html_m4d9a4bc1.jpg

Слайд 2 Опасные для глаз и кожи На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза». Это отбеливающие, дезинфицирующие средства.

Что полезное ,а что вредно

Слайд 4

Относительно безопасные Опасные для глаз и кожи Огнеопасные Ядовитые Мыло, стиральные порошки, пасты, чернила, тушь, косметика. Отбеливающие, дезинфицирующие средства. Лаки, краски, растворители, бытовые средства для обработки растений и борьбы с насекомыми. Химические средства, сильнодействующие препараты для борьбы с насекомыми и грызунами пятновыводители, топливо для двигателей, метиловый спирт. Средства бытовой хим

Вот 4 группы ( два сверху )

Все ребята теперь очень хорошо знают ,как влияет бытовая химия на нас.

Источник