Какие свойства включает в себя надежность
Надежность – это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Чтобы четко уяснить понятие надежности необходимо иметь в виду следующие три основные момента.
Что понимается под «объектом» (было рассмотрено выше).
К параметрам, характеризующим способность выполнять требуемые функции, относятся кинематические и динамические характеристики, показатели производительности, скорости, грузоподъемности, экономичности, точности и т. п.
Требование к объекту выполнять необходимые функции распространяется только при соблюдении заданных режимов и условий применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки. Например, если двигатель изготовлен для северных районов, а эксплуатируется в южных, где он будет перегреваться, то нельзя считать, что этот двигатель низкой надежности. Также нельзя считать, что машина низкой надежности, если не проводят технические обслуживания и ремонты, соответствующие технической документации.
Актуальность надежности возрастает в связи со сложностью современных машин и важностью функций, которые они выполняют. Современные технические средства состоят из множества взаимодействующих механизмов. Отказ в работе хотя бы одного ответственного элемента сложной системы без резервирования приводит к нарушению работы всей системы.
Недостаточная надежность машин и оборудования приводит к огромным затратам на ремонт и простою в работе, иногда к авариям, связанным с большими экономическими потерями и с человеческими жертвами.
Надежность – сложное свойство, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения состоит из сочетания четырех свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Для каждого объекта характерны все или часть свойств надежности. Так, для объектов, подлежащих длительному хранению, важно свойство сохраняемости. Рассмотрим эти четыре свойства.
1. Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работо способное состояние в течение некоторого времени или наработки.
Это свойство особенно важно для объектов, отказ которых опасен для жизни людей. Отказ рулевого управления или тормозов автомобиля может иметь тяжелые последствия, поэтому для таких объектов безотказность -наиболее важная составная часть надежности.
Первостепенное значение безотказность имеет для объектов, отказ которых вызывает перерыв в работе большого комплекса машин или остановку автоматизированного производства.
2. Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное со стояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Долговечность и безотказность – не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга и связанные между собой показатели. Различие же заключается в следующем. Безотказность характеризует свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки. Долговечность же характеризует продолжительность работоспособного состояния объекта по суммарной наработке, прерываемой периодами на техническое обслуживание, устранения отказов и ремонтов.
В зависимости от характера производства и вида объекта на первый план при оценке его надежности может выдвигаться безотказность или долговечность. Например, для дереворежущего станка общего назначения или трелевочного трактора отсутствие отказов в течение смены скорее желательное, чем необходимое условие, поскольку после непродолжительного ремонта они вновь поступают в работу. Для сложной и высокопроизводительной автоматической линии, работа которой в значительной степени определяет технико-экономические показатели всего предприятия, свойство безотказности выдвигается на первый план.
Как видно из приведенных определений, свойство безотказности определяется, в основном, совершенством конструкции машины и качеством ее изготовления. Свойство долговечности же определяется еще и качеством ремонта, регулярностью и тщательностью технического обслуживания.
Все объекты делятся на ремонтируемые и неремонтируемые.
Ремонтируемым называется объект, для которого проведение ремонтов предусмотрено в нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Очевидно, что для перемонтируемых объектов понятия «безотказность» и «долговечность» совпадают. Машины и оборудование лесного комплекса относятся к категории ремонтируемых, следовательно, для них важную роль играют такие свойства, как ремонтопригодность и сохраняемость.
3. Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и повреждений, к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.
С усложнением систем все труднее становится находить причины отказов и отказавшие элементы. Так, в сложных электрогидравлических системах поиск причин отказов может занимать более 50% общего времени восстановления работоспособности. Поэтому облегчение поиска отказавших элементов закладывается в конструкцию новых сложных систем. Возможность быстрого обнаружения и устранения отказа, легкий доступ ко всем узлам определяют малые затраты времени на ремонт. Таким образом, важность ремонтопригодности определяется простоями, связанными с обнаружением отказов и проведением ремонта, что в свою очередь ведет к недовыпуску продукции и значительным убыткам.
4. Сохраняемость – свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции в течение и после хранения и (или) транспортирования, т.е. здесь речь идет о сохраняемости значений показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности. Сохраняемость характеризует способность объекта противостоять отрицательному влиянию условий хранения и транспортирования (дождь, снег, пыль).
Продолжительность хранения и транспортировки иногда не оказывает заметного влияния на поведение объекта во время нахождения в этих режимах, но при последующей работе их свойства могут быть значительно ниже, чем аналогичные свойства объектов, не находящихся на хранении и не подлежащих транспортировке. Например, после продолжительного хранения аккумуляторных батарей их наработка до отказа существенно снижается. Сохраняемость данных объектов обычно характеризуется таким сроком хранения в определенных условиях, в течение которого снижение средней наработки до отказа, обусловленное хранением, находится в допустимых пределах.
Вследствие воздействия внешней среды на незащищенные составные части машин во время хранения, сокращаются сроки их службы, увеличиваются затраты на ремонт.
Коррозионное поражение во время хранения – это, например, одна из главных причин выбраковки втулочно-роликовых цепей (23% – передающие звенья, транспортеры). Кроме того, эксплуатационные испытания вту-лочно-роликовых цепей показали, что условия хранения оказывают влияние на их износ.
При хранении в сыром неотапливаемом помещении резиновых манжет в течение 3, 4 и 5 лет их ресурс, соответственно, снижается до 70, 30 и 3% по сравнению с новыми манжетами. Более 40% клиновых ремней выбраковывают из-за расслоения и трещин, возникающих вследствие неправильного хранения.
Ресурс резинотехнических изделий снижается и при хранении в сухих отапливаемых помещениях, так как естественный процесс старения можно только замедлить, но предотвратить полностью нельзя.
Ресурс клиновых ремней уменьшается вследствие снижения механической прочности, модуля упругости и прочности связи между элементами конструкции клиновых ремней. Физико-механические свойства клиновых ремней минимально снижаются при их хранении в сухих отапливаемых помещениях при температуре 18-23°С и относительной влажности воздуха 55- 70%.
Свойство сохраняемости имеет особое значение для нового поколения машин и оборудования лесного комплекса, имеющего в своем составе системы программного управления, микропроцессорную технику, следящие системы, сложные пневматические и гидравлические устройства, для которых должны выполняться особые условия и правила хранения и транспортировки.
Источник
Основные понятия надежности
Понятия надежности, а также методы прогнозирования, оценки, нормирования и обеспечения надежности применимы клюбым техническим системам, в том числе к строительным машинам, механическому оборудованию и механизмам. Строительные машины и оборудование целиком или в основной части представляют собой механические системы.
Термин «объект» является общим наименованием изделия: строительной машины, оборудования и механизма. Объект, предназначенный для самостоятельного выполнения заданных функций, называется системой. Следовательно, можно рассматривать определение надежности для строительной техники как комплексное свойство. При необходимости в понятие объект может быть включена информация или ее носитель, а также человеческий фактор, например, в понятие объект может входить система строительная машина — оператор.
Остановимся на некоторых свойствах объекта:
• Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения, ремонта и транспортирования [ 14).
Строительные машины и механическое оборудование являются сложными техническими системами, и под их надежностью следует понимать комплексное свойство, включающее безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Каждое из свойств в конкретных условиях эксплуатации имеет важное значение, оно определяет возможность строительной машины, оборудования и механизмов удовлетворять предъявляемым требованиям в соответствии с их назначением.
- • Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки. Это свойство обычно применяют к использованию объекта по назначению. Данное свойство важно для оборудования, отказ в работе которого связан с опасностью для жизни людей или с перерывами в работе большого комплекса машин и оборудования.
- • Долговечность — свойство объекта длительно сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Очевидно, что для невосстанавливаемых изделий понятия долговечности и безотказности совпадают.
- • Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения технического обслуживания и ремонта.
Долговечность и ремонтопригодность являются определяющими свойствами уровня надежности СМиО [42]. Важность свойства ремонтопригодности машин определяется огромными затратами на ремонт. Ремонтопригодность определяет доступность, контролепригодность, легкосъемность, взаимозаменяемость, унификацию и количество смазываемых точек.
В документации наряду с термином «ремонтопригодность» в узком смысле применяют термины «обслуживаемость», «контролируемость», «диагностируемость» и «эксплуатационная технологичность». При хранении и транспортировании технические объекты подвергаются неблагоприятным воздействиям температуры, вибрациям и другим воздействиям. В результате после хранения объект может оказаться неработоспособным и даже достичь предельного состояния.
• Сохраняемость — свойство объекта непрерывно сохранять безотказность, долговечность и ремонтопригодность в течение и после хранения и транспортирования. Практическая роль свойства велика для машин и оборудования сезонного использования. Наиболее эффективные методы повышения сохраняемости: консервация, применение защитных специальных покрытий, профилактические мероприятия.
В идеальных условиях объект полностью сохраняет работоспособное состояние, а в реальных происходит ухудшение параметров. Поэтому в зависимости от условий и режимов применения объекта требования к сохраняемости бывают разные.
• Безопасность — свойство объекта при изготовлении и эксплуатации не создавать угрозу для населения и окружающей среды.
Это свойство обычно не включают в понятие надежности, но при некоторых условиях безопасность очень тесно переплетается с понятием надежности.
В зависимости от назначения объекта различные свойства надежности имеют большее или меньшее значение. Для неремонги- руемых объектов основным свойством является безотказность, а для ремонтируемых — свойство ремонтопригодности.
Для технических объектов, которые являются источниками опасности, основным является понятие безопасности.
Источник
Надёжность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.Надёжность в «широком» смысле — комплексное свойство, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации может включать в себя свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости, а также определённое сочетание этих свойств.
Надёжность закладывается на этапе проектирования, реализуется при производстве и поддерживается в ходе эксплуатации.
Отказ — событие, заключающееся в полной или частичной утрате работоспособности.
Неисправность — состояние аппаратуры, при котором затрудняется её эксплуатация, но основные параметры находятся в пределах, заданных техническими условиями.
Сбой — самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора.
Ресурс — наработка от начала эксплуатации до наступления предельного состояния.
Прочность — свойство материала сопротивляться разрушению под действием внутренних напряжений, возникающих под воздействием внешних сил.
Живучесть — свойство объекта сохранять работоспособность при отказе отдельных функциональных узлов.
Срок службы — календарная продолжительность от начала эксплуатации до наступления предельного состояния.
Долговечность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность от начала эксплуатации до наступления предельного состояния, то есть такого состояния, когда объект изымается из эксплуатации.
Ремонт — комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного или исправного состояния какого-либо объекта и/или восстановлению его ресурса.
Косметический ремонт — восстановление внешнего вида без вмешательства в конструкцию.
Текущий ремонт — ремонт с целью восстановления исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей.
Восстановительный (Средний) ремонт — обычно производится с заменой частей устройства, подвергшихся износу, либо с их модификацией (наплавка, расточка, пайка и т. д.)
Капитальный ремонт — существенный ремонт основных фондов, наибольший по объёму вид планового ремонта, при котором производится разборка агрегата, замена всех изношенных деталей и узлов, повторяемый не менее чем через год (при текущем ремонте агрегат или совсем не разбирается, или разбирается частично, без замены или ремонта базовых деталей). После капитального ремонта технические параметры машины должны приблизиться к первоначальным. Часто заодно проводится и модернизация.
Плановый (планово-предупредительный) ремонт, ППР — ремонт в запланированный регламентом промежуток времени. Производится после выработки устройством ресурса, либо в случае, если работоспособность устройства после неисправности частично сохраняется, или частично восстанавливается в результате восстановительного ремонта. Позволяет заранее уведомить пользователей о прекращении функционирования, а также спланировать издержки, связанные с простоем оборудования.
Техническое обслуживание — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке. Так же как и ремонт, может включать в себя замену каких-либо частей. В отличие от ремонта, техническое обслуживание необходимо для исправных и не потерявших своих эксплуатационных качеств изделий.
Реставрация, в отличие от просто ремонта, предполагает значительную исследовательскую работу, направленную на максимальное сохранение внешнего вида, а иногда и внутреннего устройства реставрируемого объекта.
Все термины и определения взяты из технической литературы и ГОСТов, собраны в одну заметку и опубликованы с целью просвещения автовладельцев в области технической эксплуатации и теории надёжности.
Источник
Безотказность
– свойство объекта непрерывно сохранять
работоспособное состояние в течение
некоторого времени или некоторой
наработки.
Долговечность
– свойство объекта непрерывно сохранять
работоспособное состояние до наступления
предельного состояния при установленной
системе технического обслуживания и
ремонта.
Кроме того все ЭМС
и её составные части делятся на
ремонтируемые и неремонтируемые.
Ремонтируемым называется тот объект,
исправность и работоспособность которого
в случае возникновения отказа или
повреждения подлежит восстановлению.
Объект, у которого исправность и
работоспособность не подлежат
восстановлению называют неремонтируемым.
Ремонтопригодность
– свойство объекта, заключающееся к
приспособленности к предупреждению и
обнаружению причин возникновения
отказов (повреждений), к поддержанию и
восстановлению работоспособного
состояния путём проведения технического
обслуживания и ремонтов.
В
процессе эксплуатации ЭМ может
транспортироваться, а также храниться
иногда в течении длительного времени.
Сохраняемость
– свойство объекта сохранять значения
показателей безотказности, долговечности
и ремонтопригодности в течение и после
хранения и (или) транспортировки.
Показатель надежности
– количественная
характеристика одного или нескольких
свойств, составляющих надёжность
объекта.
Восстанавливаемый
объект –
для которого в рассматриваемой ситуации
проведение восстановления работоспособного
состояния предусмотрено в нормативно
технической и (или) конструкторской
документации. (Пример:
коллекторно-щеточный узел, подшипниковый
узел, пускорегулирующая аппаратура).
Невосстанавливаемый
объект не
подлежит восстановлению в рассматриваемой
ситуации. Следует отметить, что в
зависимости от ситуации даже один и тот
же объект может быть отнесён к тому или
иному виду. (Пример:
обмотки ротора и статора ЭМ, щетки,
подшипники).
Переход
из одного состояния в другое называется
событием.
Событие,
заключающееся в нарушении исправного
состояния ЭМС или её частей вследствие
различных воздействий и в переходе её
в неисправное состояние, называют
повреждением.
Событие,
заключающееся в нарушении работоспособности
ЭМ, называют отказом.
Как следует из определения под отказом
нужно понимать не только полную потерю
работоспособности но и её ухудшение
вследствие изменения значений параметров.
Классификация отказов эмс
Отказы
разделяются:
По объёму:
Полный
отказ –
отказ, при котором функционирование
изделия невозможно.
Частичный
отказ –
отказ вследствие выхода за допустимые
пределы одного или нескольких параметров,
причём функционирование изделия частично
возможно в зависимости от допустимости
изменения его соответствующей функции.
Катастрофический
отказ –
неожиданный полный отказ (пробой
изоляции, КЗ, разрушение вала и т.д.
Деградирующий
отказ –
постепенный частичный отказ.
По характеру
изменения параметров до момента
возникновения отказа – на внезапные
и постепенные.
Внезапным
называется отказ, характеризующийся
скачкообразным изменением одного или
нескольких параметров.
Постепенным
называют отказ, характеризующийся
постепенным изменением одного или
нескольких заданных параметров.
По взаимосвязи
между собой – на зависимые и независимые
Зависимым
называют
отказ элемента объекта, обусловленный
отказом другого элемента (отказ обмотки
при разрегулировании токового реле).
Независимымназывают отказ элемента объекта, не
обусловленной отказами других элементов
(отказ подшипника при повышенном искрении
коллектора машины постоянного тока).
По характеру
времени нарушения работоспособности
– на сбои и перемежающиеся.
Сбоем
называют самоустраняющийся отказ,
приводящий к кратковременному нарушению
работоспособности.
Перемежающимся
отказом
называют многократно возникающий сбой
одного того же характера. Перемежающийся
отказ – отказ в результате многократно
возникающих, чаще всего зависящих от
нагрузки изменений параметров; в
большинстве случаев такой отказ
соответствует постепенному.
По наличию внешних
признаков на явные и неявные.
Явный
– это отказ, который обнаруживается
сразу после его появления без применений
измерительных приборов.
Неявный
(скрытый) –
это отказ, который не имеет внешних
признаков проявления и может быть
обнаружен только с помощью соответствующих
измерений.
Рис.1. Идеальная
кривая изменения частоты отказов.
I
– приработка; II
– постоянная интенсивность отказов(случайные
отказы);
III
– отказы в результате старения.
По времени
проявления делятся на:
Приработочный
отказ –
отказ, обусловленный недостаточным
качеством изделия, проявляется в
начальной фазе – фазе приработки,
характеризующийся снижением интенсивности
отказов.
Случайный
отказ –
отказ в фазе нормальной эксплуатации
в результате статического взаимодействия
большого числа не зависящих друг от
друга факторов. Эта фаза характеризуется
постоянством интенсивности отказов.
Отказ
в результате старения
– отказ в конце периода эксплуатации
в результате усталости, износа, старения
материала и т.п. В этой фазе интенсивность
отказов увеличивается.
Систематический
отказ –
отказ в результате известной взаимосвязи
влияющих факторов к определённому
моменту времени, интенсивность отказов
при этом изменяется.
По причинам
возникновения – на конструкционный,
производственный и эксплуатационный.
Конструкционным
называют отказ,
возникающий в результате нарушения
установленных правил или норм
конструирования объекта.
Производственным
называют отказ,
возникший в результате нарушения
процесса изготовления или ремонта
объекта.
Эксплуатационным
называют отказ,
возникший в результате нарушения
установленных правил или условий
эксплуатации объекта.
Соседние файлы в папке Полный курс ЛЕКЦИЙ
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник