Какие свойства внимания необходимы учителю

Какие свойства внимания необходимы учителю thumbnail

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смоль...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смоль

Описание слайда:

ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ к.п.н., профессор Смолькина Татьяна Петровна *

2 слайд

Внимание и наблюдательность как необходимые качества педагога Внимание есть н

Описание слайда:

Внимание и наблюдательность как необходимые качества педагога Внимание есть необходимое условие выполнения любой деятельности. Внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других. *

3 слайд

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит

Описание слайда:

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». К.Д.Ушинский «84% опрошенных студентов указали главной причине трудностей в их учебе – недостаток сосредоточенности во время занятий». Н.Д.Левитов Внимание обеспечивает более быстрое и прочное запоминание учебного материала и сохранение его в памяти на длительный срок. *

4 слайд

Внимание - необходимое условие быстрого формирования навыков. Развитое в дост

Описание слайда:

Внимание – необходимое условие быстрого формирования навыков. Развитое в достаточной степени ВНИМАНИЕ, нередко перерастает: в наблюдательность, как интеллектуальное качество и во внимательность, нравственное свойство личности, что выражается в чуткости и отзывчивости в понимании другого человека. *

5 слайд

Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подмечать сущ

Описание слайда:

Наблюдательность – способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. *

6 слайд

Основные качества внимания: избирательность - возможность успешной настройки

Описание слайда:

Основные качества внимания: избирательность – возможность успешной настройки (при наличии возможных помех) на восприятие информации, относящейся к созна­тельной цели; концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте; объем – количество объектов, которые могут быть охвачены внимани­ем одновременно; переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновре­менно несколько объектов; устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте. *

7 слайд

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Эмоциональная настройка

Описание слайда:

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Эмоциональная настройка Концентрация на идее позитивный настрой на активную работу; настрой на актуальность поступающей информации восприятие всего происходящего в аудитории как самого главного на данный момент *

8 слайд

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Необычная, яркая информ

Описание слайда:

Приемы, облегчающие применение произвольного внимания Необычная, яркая информация Конкретные примеры Изменение интонаций, темпа и пауз в речи Неполная информация Систематизация материала Изменение интонации *

9 слайд

Приемы привлечения внимания Прием новизны Практические вопросы Опора на интер

Описание слайда:

Приемы привлечения внимания Прием новизны Практические вопросы Опора на интересы слушателей Обратный порядок преподнесения материала – от самого интересного к менее интересному Прием персонификации – использование способности к сопереживанию Эмоциональная заразительность Создание проблемной ситуации Прием соучастия Юмор *

10 слайд

Упражнение. Муха *

Описание слайда:

Упражнение. Муха *

11 слайд

Ответьте на вопросы: Что происходит, если у учителя: маленький объем внимания

Описание слайда:

Ответьте на вопросы: Что происходит, если у учителя: маленький объем внимания; плохо развита концентрация внимания; плохо развито переключение внимания; малая длительность внимания; слабое распределение внимания. Как можно компенсировать слабое развитие этих особенностей внимания? *

12 слайд

Объясните с точки зрения психологии внимания: Что труднее - начало или конец

Описание слайда:

Объясните с точки зрения психологии внимания: Что труднее – начало или конец урока для учителя и для учеников? Допустимы ли продолжительные паузы на уроке? Что эффективнее для работы – когда учитель обращает вопрос ко всему классу или к отдельному ученику? Нужно ли ориентировать учеников на неоднократное чтение учебного материала, если они разобрались и поняли его с первого взгляда? *

13 слайд

Определите направленность внимания учителя: при объяснении нового материала;

Описание слайда:

Определите направленность внимания учителя: при объяснении нового материала; при проверке знаний; при выполнении учениками самостоятельной или контрольной работы; при проведении урока в целом. Какие внешние признаки деятельности учеников служат педагогу ори­ентирами для педагогических выводов при каждом виде деятельности? *

14 слайд

Домашнее задание Тренировка внимания и наблюдательности при выполнении специа

Описание слайда:

Домашнее задание Тренировка внимания и наблюдательности при выполнении специальных упражнений. *

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДA-036226

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Цель занятия: изучить свойства внимания.

Задачи:

  • дать определение понятия “внимание”;
  • описать свойства внимания;
  • с помощью упражнений и вопросов закрепить
    полученные на занятии знания.

Время проведения занятия: 40 минут.

Ход занятия

1. Определение понятия “внимание”.

В отличие от познавательных процессов
(восприятие, память, мышление) внимание своего
особого содержания не имеет, оно проявляется как
бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

Внимание – произвольная или непроизвольная
направленность и сосредоточенность
деятельности на каком либо объекте восприятия.

Внимание, так же как и восприятие, может быть произвольным
и непроизвольным.

Непроизвольное внимание оперирует только в
настоящем времени, тогда, как произвольное
внимание может быть обращено, как в прошлое, так и
в будущее. Например, мы пытаемся восстановить
смысл слов, только что сказанных нашим
собеседником, которого мы невнимательно слушали.
Другой пример обращения внимания в прошлое –
попытка извлечь определенную информацию из
долговременной памяти. Если человек ждет
появления определенного сигнала события, на
которое он должен отреагировать, то это пример
внимания, направленного в будущее. Такое
внимание демонстрирует человек, встречая
кого-либо на перроне вокзала.

Читайте также:  Какие свойства называют окислительными

2. Свойства внимания.

Внимание характеризуется определенными
свойствами.

1. Объем внимания определяется количеством
однородных предметов, которые охватывает
сознание.

2. Концентрация внимания – интенсивность
сосредоточения на одном или нескольких объектах.
Концентрация обеспечивает углубленное изучение
предмета. При концентрации внимания происходит
сужение объема внимания, но то, что попадает при
этом в поле зрения человека, представляется ему
подробно, отчетливо, ярко.

3. Переключение – перенос внимания с одного
объекта на другой. Хорошая переключаемость
внимания означает способность быстро
ориентироваться в ситуации и переходить от одной
деятельности к другой. Переключение внимания
может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Непреднамеренное переключение внимания –
защитный механизм от переутомления.

Обратной стороной высокой степени
концентрации внимания и плохой его
переключаемости является рассеянность.

4. Устойчивость – общая направленность
внимания в процессе деятельности. Максимальная
устойчивость внимания взрослого человека без
переключений составляет не более 2-3 минут. В тех
случаях, когда колебания внимания имеют место, но
человек тем не менее, постоянно возвращается к
одному и тому же обьекту, устойчивость может
измеряться часами. Например, оператор,
наблюдающий за приборами как раз должен обладать
хорошей устойчивостью внимания.

5. Распределение – возможность
концентрировать внимание не на одном, а на
нескольких различных предметах или явлениях. Это
свойство позволяет школьникам выполнять
самостоятельную работу и одновременно слушать
ответ у доски своего одноклассника, а учителю –
объяснять новую тему, писать на доске и следить
за классом.

6. Избирательность – способность выделить из
ряда объектов заданный. Человек обращает
внимание на то, что отвечает его потребностям,
желаниям, интересам. Избирательность внимания
позволяет концентрироваться на нужных предметах
или явлениях для более подробного изучения.

3. Упражнения для закрепления.

После выполнения каждого упражнения
целесообразно спросить у обучающихся: какие
свойства внимания помогли вам справиться с этим
заданием? в каких ситуациях от вас требуется
проявление этих свойств?

Можно сделать небольшое пояснение: различные
свойства внимания в значительной степени не
зависимы друг от друга: внимание, хорошее в
каком-то одном отношении, может быть не столь
совершенным в другом.

Упражнение 1.

(Распределение внимания)

Предложить написать по 10 несложных примеров,
поменяться примерами с соседом, и одновременно
решать их и рассказывать вслух хорошо знакомое
стихотворение. Такое упражнение целесообразно
проводить в небольшой группе. Для целого класса
можно читать сложный текст. Решая примеры, пусть
дети постараются запомнить как можно больше
информации из текста.

Упражнение 2.

(Избирательность внимания)

На большом листе нарисованы различные
разноцветные геометрические фигуры (квадраты,
треугольники, круги, прямоугольники). Можно
предложить детям сосчитать на рисунке все синие
квадраты, а затем красные треугольники и т.п.

Упражнение 3 “Шифровка”.

(Концентрация внимания, устойчивость,
избирательность).

На карточке напечатаны буквы в случайном
порядке. Ученики должны просмотреть внимательно
каждую строчку и попытаться обнаружить среди
случайных букв слова. Если прочитать эти слова по
порядку, то получится предложение. Предложения
не содержат частиц и предлогов. На карточке
напечатаны три аналогичных задания, значит нужно
“расшифровать” три предложения. Важно начинать
выполнение задания одновременно, что бы можно
было сравнить результаты.

Материал к упражнению:

  • тарвокплацшкнарииолраркнмподаривокшаыддаоегкепраосебеалпотьмечтупвпустьаприитльональдлнаполнитпокьйясмысломввголрукетвоюдлшщежизньл
  • жлдбюкрпанимтьсвжитьукамугшуккэхщораекунужнотимшнерхавысчястранствуяй
  • болвыаепимсболезньваыденкулюбвилдзхъжйцукмслашеыаглгрпмакнеизлечимауц

Ответы:

1. Подари себе мечту, пусть она наполнит смыслом
твою жизнь.

2. Жить нужно странствуя.

3. Болезнь любви неизлечима.

Упражнение 4 “Кто где”

(Объем внимания, его распределение).

Двое учащихся выходят к доске, пару секунд
смотрят на класс, а потом, не подглядывая, рисуют
на доске “схему класса”, отмечая, кто где сидел.

Упражнение 5 “Сложи числа”

(Объем внимания, распределение).

Попросить школьников сложить числа и
предъявить им на 2-3 секунды таблицу с числами,
записанными в разных геометрических фигурах. В
каких фигурах были цифры?

4. Вопросы для закрепления.

Является ли внимание познавательным процессом?

Какие свойства внимания вам известны?

Для каких профессий, какие свойства внимания
особенно важны?

Список литературы.

  1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов
    высш. пед. учеб. заведений. Кн.1. Основы общей
    психологии. – М., 1994. – 576 с.
  2. Рогов Е.И. Настольная книга практического
    психолога в образовании.- М., 1995.-529 с.
  3. Я познаю мир: психология: Дет.
    Энцикл./Е.В.Селезнева. – М.: ООО “Издательство
    АСТ”, 2003. – 425 с.
Читайте также:  Какими свойствами обладает масло облепиховое

Источник

Внимание — это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном  объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.), которая повышает уровень сенсорной , интеллектуальной или двигательной активности.

направленность и сосредоточенность учителя на каком-либо реальном или идеальном объекте педаг деятельности — личности учащихся, конкретной пед ситуации, предметном содержании и формах деят учащихся.

Виды внимания:произвольное (искусственное) — осознанно направленное и регулированное сосредоточение на объекте; непроизвольное (естественное) — сосредоточенность, которая возникает независимо от осознанных намерений и целей человека;постпроизвольное — целенаправленная сосредоточенность деятельности субъекта, для которой интересным и значимым становится содержание,  сам процесс деятельности,  а не только ее результат.

Свойства внимания:

1. концентрация   —   интенсивность   сосредоточения   на   объекте   на   протяжении   определенного промежутка

времени;

2.   объем — характеризует количество объектов, которые человек может одновременно осмыслить;

3.   устойчивость — характеристика внимания во времени, определяется тем. как долго сохраняется его интенсивность;

4.   распределяемость   — это средство помогает одновременно успешно заниматься двумя или более различными видами деятельности; 5.   переключаемость — проявляется в намеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому; 6.   отвлекаемость — способность отвлекаться.

Педагогическая наблюдательность— выборочная направленность восприятия учителя, которая проявляется в легкости выделения педагогически информированных деталей в деятельности и поведении других людей.                                                                             

Виды в.

  • 1. Непроизвольное — имеет пассивный характер, т.к. навязывается субъекту внимания по отношению к целям его деятельности, событиям — ориентировочная реакция.
  • 2. Произвольное — деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий — по своему происхождению связано с трудовой деятельностью.
  • 3. Постпроизвольное внимание — возникает по мере развития операционно-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий, а также в результате изменений мотивации. Сохр соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует спец умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

Показатели внимания. Избирательность — связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к осознанной цели. Объем — количество одновременно отчетливо  осозаемых объектов, зависит от организации запоминаемого материала и его характера (обычно понимается равным 5-7 объектам).

Переключаемость и устойчивость — опр путем выполнения познавательных действий во времени, в частности при смене целей. Распределение — исследуется в условиях одновременного выполнения двух и более действий, не допускающих возможности их выполнения путем быстрого последовательного переключения.

Педагогическая наблюдательность — способность сенсорной организации, базирующейся на ощущении и восприятии, предусматривающая хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность и дающая возможность учителю отобрать наиболее существенные характеристики, кот указывают на индивид особ учащихся.

Наблюдательность учителя явл проф значимой способностью учителя. Учитель должен уметь:

  • во внешнем поведении или в самой внешности ребенка увидеть его внутреннее псих сост и особенности; дифф признаки, благодаря которым ребенок проявляет себя внешне; ощущать интерес ребенка как объекта восприятия и наблюдения на основе чего формируется избирательность восприятия, быстро приобретается опыт наблюдения за учеником и осознание его псих сост;
  • воспринимать как объект наблюдения не только ученика, но и проц организации взаимод с ним.

Наблюдательность педагога зависит от наличия эмпатийного компонента, который обеспечивает внутреннее видение психического состояния, эмоциональной идентификации переживаний ребенка.

Характеристика холмса в пестрой ленте.

Сейчас вы читаете: Внимание и наблюдательность в деятельности учителя

Источник

При организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное вни­мание. Особенно велика роль непроизвольного внимания в начальных классах, так как у младших школьников слабо раз­вита способность к произвольному сосредоточению. Однако даже в младших классах строить учебно-воспитательный про­цесс только на основе этого вида внимания нецелесообразно.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, что, «сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помни­те, что не все может быть занимательным в ученье, а непре­менно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не зани­мает,— делать ради удовольствия исполнить свою обязан­ность». В школьной практике поэтому необходимо сочетать произвольное и непроизвольное внимание и, опираясь на не­произвольное, воспитывать произвольное.

Следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения. В связи с тем, что оно первоначально возникает как произвольное, необходима четкая организация начальных этапов деятельности, процесса «втягивания» в работу. Увлеченность, характерная для послепроизвольного внимания, связана с активностью личности, фор­мирование которой зависит от представленности в деятельнос­ти элементов творчества. В школьной практике этому способ­ствуют проблемность обучения, использование творческих за­даний и т.п. [5]

Читайте также:  По каким свойствам можно различить энантиомеры

Важным условием формирования внимания школьника яв­ляется правильная и четкая организация всего учебного про­цесса. Являясь одним из условий успешности обучения, вни­мание в нем и формируется.

Особенно велико значение учебной деятельности для вос­питания произвольного внимания. Школьный возраст является периодом его активного становления. Внимание учащихся на уроке определяется особенностями его построения, зависит как от содержания изучаемого материала, так и от способов его подачи учителем. Живое, яркое, динамичное и вместе с тем последовательное, логически стройное изложение богатого по содержанию и доступного для усвоения материала — важное условие обеспечения внимательности школьников на уроке.

Мобилизация внимания учащихся связана и с особенностя­ми речи учителя, ее четкостью и выразительностью, тем­пом и т. п. Сосредоточению способствуют оптимальная гром­кость голоса, ее педагогически целесообразное варьирование по ходу урока (утомляет как громкая, так и очень тихая речь, вызывающая напряженность у слушателей). Важно умелое ис­пользование интонационных средств речи (психологически оп­равданные паузы, правильно расставленные фразовые ударе­ния и т. п.).

Большое значение для привлечения внимания имеют целе­сообразное использование наглядности (картин, муляжей, таб­лиц, схем и др.), демонстрация и самостоятельное проведение опытов, применение технических средств обучения. Важно учи­тывать, что однообразная, продолжительная, нетворческая ра­бота ослабляет концентрацию внимания, снижает устойчивость сосредоточения. Еще К. Д. Ушинский писал: «…Губительно действует на ребенка всякая слишком долгая и постоянная деятельность в одном направлении». Поэтому следует, особен­но в начальных классах, применять разнообразные формы и методы обучения.

Большое значение для поддержания внимания и воспита­ния привычек быть внимательным имеет организация урока: четкое начало занятий, наличие необходимых условий для работы и т. п. Следует выделить темп ведения урока. Живой, энергичный темп лучше мобилизует внимание. При чрезмерно быстром темпе могут из-за поспешности появиться «ошибки на внимание», при медленном темпе — работа не захватывает уче­ника и создаются условия для отвлечения. Темп проведения урока зависит, конечно, от содержания материала, трудности и легкости его усвоения, возраста школьников. Существенную роль в организации внимании учащихся играет последователь­ная, систематическая требовательность учителя. При органи­зации внимания необходимо учитывать, что длительное слухо­вое сосредоточение представляет значительно большую труд­ность, чем зрительное. Для его поддержания необходимо ис­пользование «зрительных опор» и внешних практических дей­ствий, например составление плана по ходу восприятия мате­риала. Так как произвольное внимание связано с направлен­ностью личности, решающее значение в его воспитании имеет формирование устойчивых интересов, воспитание волн, созна­тельного и ответственного отношения к учебной деятельности. Включение учащихся в различные виды трудовой деятельнос­ти— лучший путь формирования произвольного внимания.

Некоторые советские психологи (П.Я.Гальперин и др.) по­нимают внимание как особое психологическое действие конт­роля. Считается, что невнимательность школьников связана с неполноценным формированием функций контроля в условиях, когда он складывается стихийно. В связи с этим задачи пла­номерного воспитания внимания видятся как постоянное целе­направленное формирование автоматизированных действий ум­ственного контроля.[9]

Важным условием успешного осуществления учебно-воспи­тательного процесса является учет и возрастных, и индивиду­альных особенностей внимания школьников. Так, например, причинами недостаточной сосредоточенности в младшем школь­ном возрасте могут быть недостаточная интеллектуальная ак­тивность, несформированность навыков и умений учебной дея­тельности, неокрепшая воля ребенка. В педагогической прак­тике важно учитывать и индивидуальные особенности внеш­него проявления внимания. По внешним признакам — специ­фической позе, выражению лица и устремленности взгляда можно определить направленность внимания и степень его сосредоточенности. Если, например, взгляд ученика устремлен на учителя, корпус несколько направлен вперед, лоб слегка сморщен, а губы сжаты, можно предположить, что он внима­телен. Однако эти внешние показатели могут не соответство­вать действительной направленности сосредоточения. Поэтому наряду с «действительной внимательностью» выделяют «кажу­щуюся внимательность», а также «действительную невнима­тельность» и «кажущуюся невнимательность» (И. В. Страхов). Так, внешне внимательный ученик иногда не в состоянии пов­торить только что поставленный вопрос учителя, продолжить ответ товарища и т. п. При этой кажущейся внимательности ученик может или сознательно, приняв позу внимательного “слушателя, заниматься посторонними делами, пли непроиз­вольно сосредоточиваться на собственных мыслях, воспомина­ниях. Так называемая кажущаяся невнимательность может проявляться как в чрезмерной подвижности ученика, так и в пассивности, внешнем безразличии к уроку. Однако в обоих случаях ученик может быть достаточно внимательным и фак­тически участвовать в работе класса. В этом случае школьник, например, может свободно ответить на вопрос учителя, хотя последнему казалось, что он отвлекался.

Источник