Какие свойства внимания присущи школьникам
Особенности развития внимания у младших школьников
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6(7) —10(11) лет). Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах [7, С. 222].
Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание [5, С. 251].
Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работ, например, между своим чтением и слушанием товарища. Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется [1, С. 20].
Например к возрасту 10-11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. более того, известно, что такая характеристика внимания, как переключаемость, у детей этого возраста развита существенно выше, сем средний ее показатель у взрослых. Вероятно, это обусловлено молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости» [5, С. 251].
Следует отметить, что развитие внимания у детей в этом возрасте вызвано не только биологическими причинами, но в первую очередь той деятельностью, которой занимается ребенок [5, С. 252].
Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа — «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главного и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Кроме того, внимание детей тесно связано с мышлением, и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале.
Но такая картина в развитии внимания не остается неизменной, в I—III классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно [6, С. 358].
Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием. Например, при целенаправленном выполнении фонетического анализа используются картонные фишки. Точная последовательность их выкладывания организует внимание детей, помогает сосредоточиться.
Самоорганизация ребенка есть следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой взрослыми, учителем. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребенка от достижения цели, поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей [6, С. 359].
По мнению Страхова И.В успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формирования волевых усилий в преодолении трудностей при овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они трудно сосредоточиваются на восприятии “неинтересного” материала, учителя пытаются использовать различные педагогические средства, чтобы сделать обучение интересным. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шести-семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится [3, С. 280].
Так, по мнению Шинтарь З.Л произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в легкой отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, затрудненной переключаемости внимания с одного объекта на другой. В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15-20 минут, поэтому учителя прибегают к разнообразным видам учебной работы, чтобы нивелировать перечисленные особенности детского внимания. Кроме того, психологи обнаружили, что в I-II классах внимание более устойчиво при выполнении внешних действий и менее устойчиво при выполнении умственных действий. Эту особенность тоже используют в педагогической практике, чередуя умственные занятия с материально-практическими (рисование, лепка, пение, физкультура). Обнаружено также, что дети чаще отвлекаются, если выполняют простую, но монотонную деятельность, чем при решении сложных задач, требующих применения разных способов и приемов работы [6, С. 359].
Разные дети внимательны по-разному: раз внимание обладает различными свойствами, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другое легко переключаются в процессе учебной работы, но так же легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом.
Встречаются невнимательные ученики, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чем-то другом — на своих мыслях, далеких от учебы, рисовании на парте и т.д. Если такой ребенок смотрит в учебник, он не видит правило и упражнение, а целенаправленно изучает текст или рисунок, не имеющий отношения к сегодняшнему уроку. Внимание этих детей достаточно развито, но из-за отсутствия нужной направленности они производят впечатление рассеянных. Для большинства невнимательных младших школьников характерны сильная отвлекаемость, плохая концентрированность и неустойчивость внимания [4, С. 54].
Развитие внимания связано также с расширением его объема, умением распределять его. Поэтому в младших классах очень эффективными оказываются задачи с попарным контролем: контролируя работу соседа, ребенок становится более внимательным к своей. Н. Ф. Добрынин установил, что внимание младших школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда работа требует максимума умственной и двигательной активности, когда ею захвачены эмоции и интересы [6, С. 359].
Интересные данные о развитии внимания в I-IV классах получены в исследовании Г. Н. Понарядовой. С помощью лонгитюдного метода она изучала развитие таких характеристик внимания, как его устойчивость, распределение и переключение. Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении данного периода развивается по-разному. У средне- и хорошо успевающих школьников внимание развито средне, у большинства неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. В дальнейшем в группе успевающих на “4” и “5” от класса к классу происходит интенсивное развитие произвольного внимания, в группах средне- и слабоуспевающих показатели I и II классов оказываются приблизительно равными (а по характеристикам переключения внимания во II классе даже снижаются), и лишь в III классе наблюдается некоторый рост.
Таким образом формирование внимания в наибольшей степени страдает у тех детей, которые уже в I классе являются слабоуспевающими, плохо подготовленными к школе [2, С.77-78].
Младший школьный возраст очень сензитивен для развития произвольного внимания. Это происходит, если учитель ставит цель перед учащимися сосредоточиться, на задании. У младших школьников произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение. Однако при соблюдении учителем ряда условий в учебной деятельности все эти недостатки можно исправить. Важным средством формирования произвольного внимания являются специальные методики, игры, упражнения. Они позволяют в непринужденной атмосфере развивать внимание, интересны детям.
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных процессов ребенка на более высокий уровень развития. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов, а именно внимания. К концу младшего школьного возраста внимание от непроизвольного переходит в произвольное.
Список литературы:
Долгова В. И, Шумакова О. А. Развитие внимание детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом: научно-методические рекомендации. – Челябинск: АТКСО, 2010.-93с.
Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. -Рабочая книга школьного психолога. – Москва: Просвещение, 1991 – с.303
Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
Кулагина И. Ю. /Младшие школьники: особенности развития -М.:Эксмо,2009.-176 с.: ил.-( Растим первоклашку).
Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012.-651с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект пресс, 2001 – 460 с.
Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Источник
Особенности внимания младших школьников
Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.
Внимание – концентрация сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.
Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления, более того – сами эти психические процессы «включаются» только, если возникло внимание. Например, мы можем слушать многоголосый шум на перемене и ничего при этом не слышать. Но если вдруг прозвучит наша фамилия, то орган слуха почему-то сразу различит важную для нас информацию. Что происходит при этом? Возникает та самая, упомянутая выше, концентрация сознания, т.е. внимание.
Внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов. Таким образом, невозможно в чистом виде работать над развитием внимания. Однако можно развивать свойства внимания: объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрацию.
Объем внимания – количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает 3 – 4 символа, а у некоторых и еще меньше. Объем внимания возрастает вместе с развитием мозга ребенка к окончанию подросткового возраста.
Устойчивость внимания – время сохранения концентрации сознания на определенном объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Для учителей это, прежде всего, означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 минут.
Переключаемость внимания – возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Так, давая следующее задание, учителя еще продолжают выслушивать ответы на предыдущее, а новое задание дети не слышали. Переключаемость внимания поддается тренировке легче, чем другие свойства. Для этого из урока в урок учитель должен регулярно менять виды деятельности и виды заданий.
Распределяемость внимания – наличие двух фокусов внимания одновременно, т.е. концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма (ребенок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно проверять правильность его написания), при проведении арифметических диктантов и т.д. Распределяемость внимания не формируется до 7 лет при нормальном течении психического развития ребенка. Поэтому в первом классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом записать предложение. К 8 годам распределение внимания на два учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых психических действий хоть в какой-то степени автоматизировано. Например, если у школьника автоматизировался процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может начать учиться одновременно при этом говорить.
Распределяемость внимания находится в обратной зависимости от другого свойства внимания – концентрированности. Чем больше учитель будет развивать у детей способность одновременно выполнять два вида деятельности, тем менее концентрированным окажется их внимание.
Концентрация внимания – возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии раздражающих (отвлекающих) факторов.
Самой распространенной педагогической ошибкой, препятствующей развитию концентрации внимания, был и остается телевизор, только теперь к нему прибавился еще и компьютер. Дело в том, что смена кадров при телевизионном изображении требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, они легко вырабатывают этот поверхностный взгляд и переносят его на другие виды деятельности.
Признаки невнимательности
Дети, начинающие обучаться в школе, нередко страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образцы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Возможно, причины школьной не успешности таятся в его невнимательности, которая проявляется в следующем:
- ·неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
- ·неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
- ·частое отвлечение на посторонние раздражители;
- ·беспомощность в доведении задания до конца;
- ·отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);
- ·потеря предметов, необходимых для выполнения задания.
Причины невнимательности
Среди нарушений внимания выделяют – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерную подвижность и инертность.
Отвлекаемость (отвлечение внимания) – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.
Рассеянность внимания – это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться:
а) в неспособности к сосредоточению;
б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
Рассеянностью иногда называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. Такой вариант рассеянности нередко встречается у болезненных и ослабленных детей. Эти дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5 – 2 раза чаще, че6м спокойные и здоровые.
Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:
- ·общее ослабление нервной системы (неврастения);
- ·ухудшение состояния здоровья;
- ·физическое и умственное переутомление;
- ·наличие тяжелых переживаний, травм;
- ·эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
- ·нарушения режима занятий и отдыха;
- ·нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают нарушения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания);
- ·чрезмерная подвижность.
Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
Используемый материал:
1.Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-464 с. С. 153-155.
2. Булыгина Елена Михайловна. Статья по теме:«Особенности внимания детей младшего школьного возраста»; https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
3. Лошкарёва Нина Александровна. Статья «Особенности развития внимания младшего школьника и его коррекция»; https://festival.1september.ru/articles/533153/
Источник