Какие свойства воды человек использует в быту 2 класс

Какие свойства воды человек использует в быту 2 класс thumbnail

Многим известно, что благодаря воде зародилась жизнь на планете Земля. Именно это вещество ищут ученые на Марсе, чтобы доказать, что и здесь присутствует фауна и флора. Человек сегодня не может представить себе существования без воды. Все благодаря чудодейственным свойствам этого материала.

Вода в природе

Вода представляет собой жидкость без запаха и вкуса. Цвета этот природный материал практически также не имеет. В глубоких слоях вода может иметь голубоватый оттенок. Это одно из наиболее распространенных веществ в природе, без которого не может обойтись ни одно существо. Удивительно, гидросфера занимает более 70% всей биосферы.

как используют люди свойства воды

Вода – это минерал, с помощью которого сегодня организуется промышленность, строятся дома, а также существуют электростанции. Ученые выяснили, что вода является замечательным растворителем. Поэтому найти в природе идеально чистое вещество невозможно. Чаще встречается жидкость с различными примесями органических и неорганических материалов. Существует огромное количество разновидностей воды. Все они нашли свое применение в жизнедеятельности человека. Как используют люди свойства воды, будет описано ниже.

Свойства воды

Природный минерал может существовать в трех формах – в твердом, жидком и парообразном состоянии. Наиболее распространенной является именно жидкость. Свойства воды напрямую зависят от ее состояния. При замерзании вещество теряет свою плотность и поднимается на поверхность. Благодаря этому вода подо льдом всегда сохраняет свою температуру. Даже если температура воздуха опустилась ниже 40 градусов по Цельсию, подводные живые организмы продолжат свое существование.

 использование воды человеком

Рассматривая свойства и состояния воды, нельзя не вспомнить про поверхностное натяжение. Этот показатель значительно выше, нежели у любой другой жидкости. Именно благодаря этому могут образовываться дождевые капли. Поверхностное натяжение является одним из основных показателей, которые влияют на круговорот воды в природе. Мы можем воочию наблюдать свойства воды. Опыты можно проводить в домашних условиях. Это очень интересно и увлекательно. Все что нужно сделать, это набрать воду в стаканчик до края и бросать поочередно в нее монетки или другие мелкие предметы. Можно заметить, что вода не выливается сразу за края емкости, а образует небольшую горку. Это происходит благодаря силе поверхностного натяжения.

Температура кипения

Все жидкости, которые существуют в природе, имеют свою температуру кипения. Не исключением является и вода. Этот материал обладает наивысшей температурой кипения. Эти теплофизические свойства воды имеют огромное значение в существовании всего живого. Жидкость может кипеть при температуре около 100 градусов по Цельсию. Этот показатель может немного меняться в зависимости от того, какие примеси добавлены в воду. Именно температура кипения напрямую влияет на процессы испарения. Тем выше этот показатель, тем меньше потери воды в природе.

Теплофизические свойства воды широко используются также и в быту. Во время кипения в воде погибают различные болезнетворные микроорганизмы. Благодаря этому процессу можно очистить жидкость от различных примесей. Кипяченая вода может беспрепятственно употребляться в пищу. Такую жидкость используют также для обработки медицинских инструментов и ран.

Вода в теплоэнергетике

Люди уже на протяжении многих столетий ищут природные источники энергии. Таким источником может стать обычная вода. Неслучайно это вещество сегодня широко используется в теплоэнергетике. Этот материал играет сразу две роли – теплоносителя и рабочего тела. Для того чтобы произвести один мегаватт электроэнергии, необходимо использовать около 30 кубических метров воды в секунду. Жидкость используется также для охлаждения турбины конденсатора энергоблока. Получается, что без воды невозможно было бы и наладить доступ к электричеству, а многие здания бы попросту не отапливались.

свойства воды 2 класс

Во второй половине XX века 50% электричества вырабатывалось именно гидроэлектростанциями. Это позволяло людям нормально организовывать быт, а экологическая ситуация оставалась на уровне. Использование воды человеком не иссякаемо, если он делает все правильно. Наличие большого количества автомобилей, выхлопы с различных заводов и фабрик приводят к тому, что количество чистой воды уменьшается. Сегодня уже гораздо меньше электроэнергии вырабатывается благодаря воде.

Химия и вода

Если рассматривать химические свойства воды, то в первую очередь приходит на ум возможность жидкости растворять другие вещества. Именно вода является основным реагентом во многих химических реакциях. Это свойство широко используется в быту, а также производстве. Вода – это особое транспортное средство, которое позволяет перемещать продукты химической реакции из одного технологического аппарата в другой. В окружающую среду жидкие отходы попадают также в виде суспензий и растворов. Химическая промышленность просто не смогла бы существовать без воды.

свойства жидкой воды

В быту также можно легко отследить свойства воды как растворителя. Стоит отметить, что возможность растворять отдельные вещества зависит от температуры воды. Многие замечали, что жирную посуду легко удается отмыть в теплой воде. А вот низкая температура такой возможности не дает. В быту также можно заметить, как в воде растворяются такие общеизвестные продукты, как соль, сахар и сода. Чай – это водный раствор, который является не только полезным, но и еще и вкусным.

Вода в медицине

Очень распространено использование воды человеком в медицинских целях. Здесь вода чаще всего также выступает в качестве растворителя. Также она может использоваться в виде лекарственного средства и вспомогательного вещества для осуществления гигиены и санитарии. За последние годы значительно вырос уровень медицинского обслуживания. Количество населения планеты также с каждым годом увеличивается. Это приводит к тому, что возрастает необходимость водопотребления в медицинских целях.

свойства воды опыты

Для лечения многих недугов используются свойства жидкой воды. Конечно, вещество применяется не в чистом виде. С участием воды изготавливаются различные лекарства, растворы и суспензии. А температуру кипения жидкости используют для обработки медицинских инструментов и формы.

Многие медикаменты действуют эффективно только лишь при употреблении достаточного количества жидкости. Об этом всегда можно прочитать в инструкции по применению лекарства. Вода играет роль транспортного средства, позволяя медикаменту быстрее добраться до нужного органа.

Вода в сельском хозяйстве

Невозможно себе представить сельское хозяйство без жидкости. Как используют люди свойства воды в этой сфере? Вещество помогает доставить полезные микроэлементы и минералы до клеток животных и растений. Вода является обязательным участником различных обменных реакций, а также процесса фотосинтеза. Кроме того, с помощью жидкости регулируется температура животных и растений. Мало кто знает, что объемы воды, которые используются для полива растений, а также содержания скота, не уступают промышленным объемам.

Для того чтобы качественно выращивать овощи и фрукты, необходимо грамотно организовать полив. Во многих случаях не обойтись без специалистов. Только профессионал может наладить работу таким образом, чтобы вода доставлялась до каждого растения на участке. Надеяться только лишь на дождь – это значит загубить угодья.

Как используют люди свойства воды в косметологии

Ни одно косметологическое средство не может быть изготовлено без воды. Но в этой сфере чаще всего используется особая термальная вода, которая обладает свойствами омоложения и восстановления кожи. В состав жидкости из термальных источников входят микроэлементы и минералы, которые могут восстановить здоровье кожи и волос любого типа.

теплофизические свойства воды

Чистая вода также используется в косметологии в качестве растворителя. С помощью жидкости готовят различные кремы, маски и шампуни. Косметика нередко готовится также и в домашних условиях. Перед приготовлением продукции необходимо изучить свойства воды кратко. Необходимо строго следовать рецепту, чтобы косметика получилась действительно качественной и полезной.

Читайте также:  Какие свойства соответствуют каучукам

Вода в быту

Как используют люди свойства воды в домашних условиях? Здесь жидкость выступает чаще всего в качестве продукта питания, а также средства гигиены и санитарии. Вода может выступать также участником различных химических реакций, которые происходят при приготовлении пищи. Широко используются теплоэнергетические свойства жидкости. К примеру, в питании используется чаще всего кипяченая вода.

свойства и состояния воды

Теплообеспечение многоквартирных домов также организуется благодаря воде. Жидкость, нагреваясь до нужной температуры, может в течение продолжительного времени поддерживать тепло в домах.

Еще в начальной школе малыши начинают изучать свойства воды. 2 класс – это время, когда дети начинают знакомство с одним из важных веществ в природе. Задача учителя – научить ребенка экономить водные ресурсы, чтобы продлить жизнь на планете.

Источник

Тема урока: « Свойства воды. Вода – условие жизни на Земле».

Тип урока: обобщение знаний.

Цели урока:

  1. Обобщить, углубить, закрепить представление о воде и её свойствах.

  2. Помочь учащимся научиться определять по свойствам возможность использования воды и её значение для жизни на Земле.

  3. Создать условия при выполнении практической работы для наблюдения; сравнения; расширения кругозора; для формирования умения работать в паре, в группе; для развития логического мышления, воображения.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

– Вещество, с которым мы будем работать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без…(воды).

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда захочу

Даже камень источу.

(Вода)

– Итак, тема нашего урока – вода. Сегодня мы поговорим о свойствах воды, о её значении для жизни на Земле, будем исследовать, обобщать и углублять наши знания.

III. Постановка проблемного вопроса.

– В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: « Возможна ли жизнь на нашей планете без воды? »

  1. Беседа с учащимися о значении воды.

– Как вы думаете, много ли воды на Земле?

– Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одного цвета. Какого? (голубого)

– А как вы думаете, почему?

– Правильно. Моря, океаны, реки, озёра нашей планеты занимают в 2 раза больше места, чем суша.

Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, то все океаны, моря, реки и озёра разлились бы по его поверхности, а наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода повсюду. И в воздухе в виде облаков, и под землёй (родники). Вода входит в состав любого живого организма.

– А для чего ещё нужна вода? (для приготовления пищи, бытовых нужд; без неё не могут ни растения, ни животные, ни человек; это удобная дорога, место отдыха и многое другое)

– Вот она какая, вода! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил её свойства.

V. Практическая работа. Работа в парах.

На партах у учащихся для проведения опытов находится оборудование:

  • 2 стакана с чистой водой

  • Поваренная соль

  • Измельчённый мел

  • Чайная ложка

  • 3 полоски из цветной бумаги

  • Лист наблюдений

Опыт №1.

Какова прозрачность воды?

– В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: вода прозрачна.

Запись результатов в листе наблюдений.

Опыт №2.

Какого цвета вода?

– На столах у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите по очереди каждую полоску к стакану с водой и сравните цвет полоски и воды.

-Можно ли сказать, что вода оранжевая, синяя или зелёная? (Нет)

– Каков же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.

Опыт №3.

Каков запах воды?

– Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь ещё за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №4.

Вода растворитель?

-Насыпьте в один стакан с водой соли, а в другой измельчённый мел. Перемешайте аккуратно ложечками.

– Что вы заметили? (вода растворила кристаллы соли полностью, а часть мела осела на дно).

Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

– Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

– Сейчас я проведу ещё один опыт, а вы понаблюдайте. Возьму кристаллы пищевого красителя и растворю в воде. Мы получили раствор пищевого красителя, который используют в кулинарии. Скажите, пожалуйста, вода в этом растворе приобрела цвет? (Да, вода окрасилась в жёлтый цвет, но осталась прозрачной).

Опыт №5.

Можно ли очистить воду?

– А можно ли очистить мутную меловую воду? ( Да, пропустить её через фильтр). Сейчас я буду проводить опыт по очистке воды, а вы понаблюдайте.

– Что стало с нерастворённым мелом? ( Он остался на фильтре)

– Такая очистка воды называется фильтрованием.

Вывод: воду можно фильтровать, то есть очищать.

Опыт №6.

Текучесть воды.

– Что произойдёт с водой, если её вылить из посуды? ( Она растекается в разные стороны).

– Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? ( Да)

– Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: вода течёт. Свойство – текучесть.

– Именно этим свойством воды мы пользуемся, когда умываемся, пьём.

VI. Физкультминутка.

VII. « Проверь себя». Самопроверка. Самоконтроль. Самооценка.

Учащимся раздаются листы с проверочной работой на тему «Свойства воды».

После выполнения работы ученик сам себя проверяет и оценивает с помощью правильных ответов на проверочную работу, находящихся на втором листе. После выполнения учитель проводит фронтальный опрос.

VIII. Работа по учебнику.

Чтение и анализ текста на с. 19 – 20. Выполнение заданий к тексту.

– Является ли вода обязательным условием жизни на Земле?

– Зависит ли разнообразие и число растений от их близости к воде?

IX. Охрана воды. Беседа с учащимися.

Для человека очень важно знать свойства воды, т. к. в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете. Вода – одно из самых главных богатств. Трудно представить, если бы исчезла пресная вода, а такая угроза существует.

Почему? ( воду не берегут, засоряют)

От загрязнения воды страдает всё живое. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

Какие меры можно предпринять, чтобы сохранить воду чистой? (на предприятиях использовать очистные сооружения, не мыть машины в водоёмах, экономить воду, не мусорить).

Чтение стихотворения учеником.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане,

И в водопроводном кране.

Читайте также:  Какое из органических веществ проявляет амфотерные свойства

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Без меня вам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

X. « Книга жалоб». Работа в группах.

В каждую группу поступило письмо-жалоба от водоёмов и обитателей водоёмов. Учащиеся должны познакомиться с письмом, принять правильное решение или высказать своё предположение.

1) Строители решили проложить новую дорогу. Но для этого они хотят осушить меня. Озеро. Неужели ничего нельзя сделать? Ведь я являюсь «домом» для многих животных и растений. А люди любят ловить рыбу и просто отдыхать на моём берегу. Помогите! Как сохранить озеро и проложить дорогу?

2) Пишет вам Северный Ледовитый океан. Выскажите, пожалуйста, предположение, как в таком холодном большом океане учёные обнаружили частички стирального порошка. Значит ли это, что я скоро буду большим тазиком для стирки белья?

3) Обращается к вам акула.

Никогда мне страх не ведом,

Смело дам отпор врагу.

Острым носом, как торпедой,

Танкер я пробить могу.

Но я ничего не могу поделать с пятном нефти, которое расплылось по поверхности моря, где я живу. В результате аварии на танкере часть нефти попала в море. Помогите! Я и мои друзья постепенно погибаем. Посоветуйте, что делать!

XI. Ответ на проблемный вопрос.

« Возможна ли жизнь на нашей планете без воды?»

XII. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

Над какой темой работали?

– Что мы знаем о воде?

XIII. Рефлексия.

XIV. Оценка настроения учащихся.

– У каждого из вас на партах по 3 бумажных капельки. Определите, какое у вас сейчас настроение. Если хорошее – поднимите красную капельку; если не очень – жёлтую; а если плохое – синюю.

Дополнительно: сообщения детей об охране воды.

Источник

Цели:

  • познакомить со свойствами воды и их использованием;
  • расширять знания о формах существования воды в природе;
  • развивать наблюдательность, умение анализировать;
  • прививать навыки экспериментальной работы;
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитывать бережное отношение к воде

Оборудование:

  • слова-отгадки, записанные на карточках;
  • сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя);
  • подносы с лабораторным оборудованием: стакан с водой, пустая кружка,
    полоски цветной бумаги (красная, зелёная, белая, розовая, голубая, жёлтая и
    т.д.), ложки, сахар (на каждую парту);
  • две лабораторные пробирки, одна отмечена синей изолентой, пробки к
    пробиркам, подставка для пробирок;
  • листок с записью результата опыта по определению запаха воды;
  • вода, молоко, уксус (у учителя).

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли сегодня в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья!

– Сегодня у нас очень удивительный урок. Мы продолжим разговор об
удивительном мире нас окружающем.

2. Знакомство с темой урока

– Сегодня мы проведем научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной
особы. А что это за особа попробуйте отгадать.

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)

Шумит он в поле и в саду.
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)

Он как алмаз:
И твёрд, и чист,
На солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи,
Он тут же тает. (Лёд)

Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой. (Родник)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)

Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)

Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания
загадок.

– Посмотрите на слова, помещенные на доске: в какие группы их можно
объединить? Почему?

Град, лёд, снег.
Дождь, родник, роса.
Облако, туман.

– Что объединяет все эти явления природы? Из чего они состоят? (Это
состояния воды.
)

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.

– Что же такого особенного в ней? Вода – самое удивительное и полное тайн
вещество, (см. Приложение 1)

– Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса. Если бы земля быстро
вращалась, то она казалась бы вся голубой.

Вода занимает три четверти поверхности земного шара. Вода повсюду. В воздухе,
под землёй, в огромных скоплениях льда у Северного и Южного полюсов.

Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях
растений. Сок в плодах – это вода с растворёнными в ней различными веществами.

Наш организм в основном состоит из воды. Она содержится в крови. С помощью
воды из организма удаляются вредные вещества.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не
только поит, но и кормит. По морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов.
Вода «добывает» электрический ток на электростанциях. Вода моет всех людей,
города, машины, дороги. Вот она какая, вода!

– Многим кажется, что они хорошо знают воду. Но оказывается, не так всё
просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные стараются разгадать их. А мы пока
начнём с простого и постараемся определить свойства воды.

– Сегодня мы будем говорить о свойствах воды. (На доске записана тема
урока.
)

– Выясним свойства воды, выполняя практическую работу.

3. Практическая работа

– Вы сегодня побываете в роли учёных – исследователей.
– Проведём несколько опытов с целью определить свойства воды и значение этого
свойства для человека.

Опыт 1.

Демонстрирует учитель.

– На моём столе стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой
формы вода в них. О чём это говорит?

Вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму сосуда, в котором
находится (на доске рисунок – ассоциация: бесформенное пятно – вода не имеет
формы
).

– Чтобы обозначать свойства воды, я подобрала рисунки – ассоциации.

– Как вы понимаете эту ассоциацию?

– Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в
чайник, в чашку и т.д
.).

Опыт 2.

Коллективная работа под руководством учителя.

– Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и
сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода?

Читайте также:  Какими свойствами обладают микроорганизмы

Вывод: вода бесцветная (на доске прикрепляются несколько цветных
полосок по ассоциации: есть цвет – нет цвета
).

– Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай и т.д.)

Опыт 3.

Коллективная работа.

– Опустите ложку в стакан с водой. Что наблюдаете?
Посмотрите: я опустила ложку в стакан с молоком. Что наблюдаете? (В
стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком её не видно
).

Вывод: вода прозрачная (ассоциация: вода прозрачная – стекло прозрачное).

– Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на
дне реки, рыбок в аквариуме и т.д
.).

Опыт 4.

Коллективная работа.

– Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что
наблюдаете? (Вода перелилась в стакан.)

– Наблюдайте, что происходит с водой, когда вы несколько ее капель выльете на
ровную поверхность.

(Она растекается в разные стороны.)

– Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода
стекает под уклон
.)

– Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Какое?

Вывод: вода течёт (на доске учитель рисует стрелку, которая обозначает
текучесть воды по ассоциации: течёт-движется
).

– Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.).

4. Физкультминутка

Опыт 5.

– Слышали ли вы выражение, что вода «сладкая»? Почему так иногда говорят? (Когда
очень хочется пить.
)

– Какой же вкус у воды? (Без вкуса.)

Вывод: вода без вкуса (на доске ассоциация: конфета-вкус).

– Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.)

– Знание этого свойства воды помогут тебе избежать употребления в пищу воды,
которая имеет какой-то привкус или оттенок по цвету.

– Такая вода нанесет вред твоему организму.

Опыт 6.

– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями
квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

– А чем пахнет вода? Понюхай ее и сделай вывод. (Вода не имеет запаха.)

Демонстрирует учитель.

– Посмотрите на две пробирки с жидкостями у меня в руках.

– Чем они похожи? (В них прозрачные жидкости.)

– Чем отличаются? (На одной есть полоска, а на другой нет.)

– Как вы думаете: в какой пробирке вода? (У ребят сомнение.)

– Для проведения эксперимента мне понадобятся несколько помощников. Им нужно
будет почувствовать запах жидкостей в пробирках. Я расскажу, как это нужно
правильно делать. (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи
воздуха от пробирки к носу, вдохнуть воздух, почувствовать запах
.)

Предложить помощникам почувствовать запахи жидкостей, поочерёдно открыть
пробки. Результаты помощники сообщают тогда, когда понюхали обе жидкости.
Результаты сравнить с записью у эксперта.

Вывод: вода не имеет запаха (ассоциация: нос-запах).

– Когда человек использует это свойство воды? (Когда отличает одну жидкость
от другой
.)

Опыт 7.

– Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который
вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был
навьючен солью, а другой – ватой.

Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел
весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный
солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился
на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел,
глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее
становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче,
а второго – тяжелее?

Коллективная работа.

– Положите в стакан кусочек сахара, размешайте. И основываясь на своем опыте
скажите, что произошло? (вода стала сладкой)

Вывод: значит вода является растворителем (ассоциация – стакан с водой).

– Что же должен был нести второй осёл, чтобы с его грузом произошло то же
самое?

– Вода универсальный растворитель. Растворяет почти все. Даже металлы,
например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали
наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания.

Эту воду можно получить и в домашних условиях — опустить в стакан с водой
серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся –
этого глазом увидеть нельзя.

– Подумайте, где в быту, в жизни человек использует это свойство воды? (При
умывании, при приготовлении пищи, при стирке, уборке
.)

– Вода – растворитель. Это хорошо или плохо?

– Но эта способность воды может нести в себе опасность. Какую? (Загрязнение
воды
.)

– Посмотрите сценку и скажите: о чем нас просит рыбка?

5. Сценка «Старик, старуха и рыбка»

Ведущий: Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Говорит
как-то старуха.

Старуха. Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись Рыбке. Попроси у
нее чистой водицы – наша-то совсем загрязнилась(подаёт старику
кувшин).

Ведущий. Пришёл старик к синему морю, стал он кликать Золотую рыбку.
Приплыла к нему Рыбка, спросила.

Рыбка. Чего тебе надобно, старче?

Ведущий. Ей с поклоном старик отвечает.

Старик. Пуще прежнего старуха вздурилась, не даёт старику мне покою.
Надобно ей чистой водицы, наша-то совсем загрязнилась.

Рыбка берёт у старика кувшин, наливает чистой воды.

Рыбка. Не печалься, ступай себе с Богом! Возьми чистую водицу.

Старуха.

Как мне приятно выпить чаю –
Совсем не так, как в те года!
Спасибо, Рыбка золотая,
Что воду чистую дала.

Рыбка (обращаясь к залу и указывая на старуху).

Если лишь плясать и петь
И в мечтах всего хотеть,
Не поможет чудо вам,

Будет только горе там,
Где спускают все отходы
В наши реки, в наши воды.
Берегите воду сами,
Соревнуясь с чудесами!

– О чем же нас просит рыбка? (Ответы детей.)

6. Закрепление знаний

– Опираясь на план, расскажите о свойствах воды по указанным ассоциациям.
(Ученики рассказывают об изученных свойствах воды по плану, который записан на
доске)

План:

  1. Свойство воды.
  2. Как определить его.
  3. Как человек использует его.

После рассказов предложить детям закрыть глаза и, открыв их по команде,
назвать свойство воды, на условное обозначение (рисунок), которого показывает
учитель на доске.

7. Итог урока

– О чём мы говорили на уроке? О каких свойствах воды узнали?

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что бы стало с
нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза уже существует. От
загрязнения воды страдает всё живое, оно вредно и для жизни человека. Поэтому
воду надо беречь.

– Запасов воды достаточно много на земле, но можем ли мы расходовать её без
ограничений. (Ответы детей.)

– Ядумаю, что вы должны соблюдать правила и одно из них звучит
так:

Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

– Что следует из этого правила?

Источник