Какие свойства восприятия проявляется в данных примерах

Восприятие — это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Условно восприятие можно представить как сумму ощущений, памяти и мышления.

Содержание

  • Физиологический механизм восприятия
  • Свойства восприятия
  • Принципы восприятия
  • Факторы восприятия
  • Эффекты восприятия
  • Классификация видов восприятия
  • Нарушения восприятия

    • Иллюзии восприятия
    • Галлюцинации

      • Эйдетизм как вид галлюцинаций

Если сравнить определения двух психических процессов, т.е. восприятия и ощущения, то можно заметить некоторые особенности. Так, например, восприятие является более сложным процессом. Если ощущения отражают отдельные свойства объектов, то восприятие — это целостное отражение. Таким образом, результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта, а не отдельное его свойство.

Физиологический механизм восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры, и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в сенсорные зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана сенсорная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Иван Петрович Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.

Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:
1. Образуемые в пределах одного анализатора;
2. Межанализаторные.

Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности (например, мелодия). Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых Сеченов объяснял существованием ассоциаций. Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.

Свойства восприятия

1. Предметность восприятия

Это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. По мнению Ивана Михайловича Сеченова, предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (движения рук; движения глаз, которые прослеживают контур предмета и др.). Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности.

2. Целостность восприятия

Восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.
Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями.

Целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

3. Структурность восприятия

Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различный свойств и частей, т.е. структура предмета.
Восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Можно сказать, что структурность восприятия — это отражение специфики взаимосвязи элементов целого. Например, ноты поступают в сознание, и мы узнаем мелодию, мы узнаем в фигуре треугольник, т.к. знаем соотношение сторон данной фигуры, или определенная буква остается той же буквой при разной манере написания. 

Структурность связана с другим свойством восприятия — целостностью.

4. Константность восприятия

Константность — это относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия (например, машина кажется нам большой на любом расстоянии от нее). В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Благодаря константности, проявляющейся в способности перцептивной системы (система восприятия, которая состоит из совокупности определенных анализаторов) компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.

Человек многократно воспринимает определенный предмет, причем, этот предмет воспринимается при совершенно разных условиях. Это позволяет системе поддерживать относительное постоянство свойств объектов и явлений. Без константности восприятия люди не смогли бы ориентироваться в окружающем их мире.

5. Апперцепция

Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта и особенностей личности воспринимающего.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт. В процессе восприятия, для того, чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов.

Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один предмет может по-разному восприниматься разными людьми.
Содержание восприятия определяется поставленной задачей, мотивами деятельности, интересами. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые легко могут изменить содержание восприятия.

6. Осмысленность восприятия

Осмысленность восприятия — свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект определенным смыслом. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, оно представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования полученных данных.

Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Вне зависимости от постоянно меняющегося содержания, мы узнаем один и тот же предмет. Восприятие человека, являясь своеобразным осознанием предметов и явлений, включает акт понимания, осмысления.

7. Активность (избирательность) восприятия

Избирательность восприятия заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты окружающего мира являются фоном нашего восприятия (не отражаются в сознании).

Например, находясь в лекционном зале, вы слушаете лекцию, не замечая, что позади вас кто-то обсуждает планы на вечер. Ваше восприятие направленно на лекцию, пока вас самих не спросят насчет планов. В этом случае, вы уже будете общаться, а не слушать лекцию, т.е. восприятие будет направленно на собеседников.

Читайте также:  Какими полезными свойствами обладает морковь

Принципы восприятия

Группа психологов, вместе с Максом Вертгеймером, немецким психологом и основоположником гештальтпсихологии, сформулировали законы восприятия, которые стали теоретической основой гештальтпсихологии. 

1. Принцип близости
Элементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно.

2. Принцип непрерывности
Существует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию. На рисунке мы видим не просто отдельные точки, а две пересекающиеся линии.

3. Принцип сходства
Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. Из-за цвета точки на рисунке мы воспринимаем как строки, а не столбцы. 

4. Принцип замыкания
Существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.

5. Принцип простоты (закон содержательности, принцип хорошей формы, закон прегнантности)
Мы воспринимаем и интерпретируем составные или сложные объекты как простейшую форму или объединение простейших форм. На рисунке мы видим три разные простые фигуры, а не одну сложную.

Прегнантный гештальт означает, что в любых условиях мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно.

6. Фигура-фон

Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигура) и задний фон, на котором он проявляется. Объект более ярок, значим, заметен.

Факторы восприятия

Наше восприятие зависит от внешних и внутренних факторов.

а) Внешние факторы:
— интенсивность раздражителя;
— размер раздражителя;
— контрастность раздражителя;
— движение раздражителя;
— узнаваемость раздражителя.

б) Внутренние факторы:
— 
установка человека;
— потребности;
— опыт;
— личностные особенности (самооценка, лево- или праворукость, оптимизм-пессимизм и др.);
— эффекты восприятия.

Эффекты восприятия

Выделим основные эффекты (ошибки) восприятия:

Эффект проекции — это свойство людей приписывать приятному для них человеку свои достоинства, а неприятному – свои недостатки. Т.е. эффект предполагает, что у других людей те же качества, что и у воспринимающего человека.

Эффект ореола — это формирование специфической установки на человека через направленное приписывание ему определенных качеств; информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Т.е. эффект заключается в распространении общего мнения на частности.

Эффект первичности и новизны  – это тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый).

Эффект физиогномической редукции  — это свойство людей делать выводы о характере и психологических характеристиках человека, исходя из черт его внешности.

Классификация видов восприятия

1)Разделение по модальности:
— зрительное восприятие;
слуховое восприятие;
тактильное восприятие;
— вкусовое восприятие;
— обонятельное восприятие.
Возможны сочетания различных видов восприятия.

2) Разделение по объекту восприятия:
— восприятие пространства (включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления);
— восприятие времени (отражение длительности и последовательности явлений или событий);
— восприятие движения (отражение направления и скорости пространственного существования предметов);
— восприятие скорости;
— восприятие направления;
— восприятие произведения искусства;
— восприятие основных явлений жизни человека.

3) Разделение по цели:
— преднамеренное (произвольное) восприятие (руководствуемся ранее поставленной целью или задачей);
— непреднамеренное (непроизвольное) восприятие (отсутствует волевая активность и цель).

4) Разделение по участию других психологических образований:
— эмоциональное восприятие (восприятие, связанное с эмоциями и чувствами);
— рациональное восприятие(восприятие, подчиненное процессу мышления) .

Нарушения восприятия

1) Иллюзии — это ошибочное восприятие реальных предметов и явлений.
Они могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

При определенных условиях возникают у большинства людей и могут вызываться физическими (восприятие ложки в стакане чай, кажущейся изломанной), физиологическими (раздвоение изображения предметов, если в момент восприятия надавить сбоку на глазное яблоко) и психологическими причинами (переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными).

Иллюзии восприятия

а) Иллюзия Эббингауза

Это оптическая иллюзия восприятия относительно размеров. Два предмета равного размера могут выглядеть по-разному. Если один предмет расположить среди более мелких предметов, то он будет казаться крупнее, чем если такой же предмет расположить среди более крупных предметов.

б) Иллюзия Понцо

Это оптическая иллюзия восприятия. Марио Понцо предположил, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. Он нарисовал два одинаковых отрезка на фоне двух сходящихся линий, наподобие уходящего вдаль железнодорожного пути. В итоге, горизонтальные линии воспринимаются разными.

в) Иллюзия Аристотеля

Это иллюзия осязания. Небольшой предмет (карандаш) помещают между (под) скрещенными пальцами (проще использовать средний и указательный пальцы) так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, а другого пальца — с наружной. При движениях пальцев (и руки) по предмету (вперед-назад) через некоторое время возникает впечатление, что пальцы касаются 2 предметов.

г) Иллюзия Цельнера

Оптическая иллюзия, которая заключается в том, что параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.

д) Иллюзия Мюллера — Лайера

Оптическая иллюзия, возникающая при наблюдении отрезков, обрамленных стрелками. Отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками.

е) Иллюзия Поггендорфа

Оптическая иллюзия, где красная линия является продолжением черной линии, а не синей.

Галлюцинации

2) Галлюцинации — это ошибочное восприятие при отсутствии предмета.

Галлюцинации встречаются при злоупотреблении спиртным (алкогольный делирий), наркотиками, психостимулирующими средствами (ЛСД, кокаин и пр.), медикаментами (например, антидепрессанты), при психических заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), органических поражениях головного мозга, при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).

Читайте также:  Какие аномалии физических свойств воды вы знаете

Эйдетизм как вид галлюцинаций

Эйдетизм, или, проще говоря, фотографическая память — это особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринимаемого ранее предмета или явления. В этот образ могут входить насыщенные образы и по другим модальностям восприятия (слух, вкус и др.).

Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологической основой эйдетических образов является остаточное возбуждение анализатора.

Эйдетизм означает, что человек сохранят в памяти детали образа после прекращения восприятия. В том или ином виде и степени, эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском и подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается редко. Чаще всего фотографической памятью обладают дети, во взрослом возрасте она встречается редко. Развить фотографическую память в первозданном виде невозможно, но с помощью упражнений можно улучшить зрительную память, запоминание информации, ее воспроизведение.

Советую прочитать книгу Александра Романовича Лурии, которая называется «Маленькая книжка о большой памяти». Несмотря на свой очень маленький объем, что удачно отмечается в названии, она весьма интересно написана. Книга затрагивает вопросы памяти, синестезии, эйдотехники.

В некоторые классификации галлюцинаций включают эйдетизм как подвид. Это связано с тем, что люди с эйдетизмом воспринимают объекты в их отсутствие, что так же является составляющей галлюцинаций. С этой точки зрения, определение фотографической памяти может выглядеть так:

Эйдетизм – это расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

В конце лекции рекомендую изучить два видеоролика по темам, связанным с ощущениями и восприятием. 

Источник

Практическое занятие

«Виды и свойства восприятия»

Цель: закрепить теоретические знания, полученные по теме;

научить различать ощущения и восприятия как ступени чувственного познания мира;

повторить виды и свойства восприятия, выделить их при решении психологических задач.

Основные понятия: восприятие, избирательность восприятия, константность восприятия, целостность восприятия, апперцепция, иллюзии, предметность восприятия, осмысленность восприятия.

Литература: Коломинский Я.Л. Человек-психология. – М., 1980.

Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. – М., 1971.

Практикум по общей психологии / под ред.А.И.Щербакова. – М., 1979.

Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2000.

Сборник задач по общей психологии / под ред. В.С.Мерлина. – М., 1974.

План занятия

        1. Приветствие.

        2. Повторение теоретического материала.

        3. Решение психологических задач.

        4. Работа по карточкам-заданиям.

        5. Заполнение итоговой таблицы по теме «Восприятие».

        6. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

  1. Приветствие.

  2. Повторение теоретического материала.

I. Классификация восприятий – по ведущему анализатору; по форме существования материи (работа у доски).

II. Фронтальный опрос.

– В чём сходство и различие ощущения и восприятия?

– Что называется восприятием времени?

– Что такое иллюзии?

– В чём выражается целостность восприятия? Константность восприятия?

– Что такое апперцепция?

– Какую роль в деятельности человека играет избирательность восприятия? Приведите примеры.

3. Решение психологических задач.

Вопросы-задачи

  1. Зная закономерности восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы?

  2. Какое значение для восприятия имеют подписи под картинками в детских книгах?

  3. Для чего ошибки в тетрадях учитель исправляет красными чернилами?

  4. Как помогают восприятию интонация голоса учителя при объяснении нового учебного материала?

  5. С какой целью учитель проводит предварительную беседу перед чтением нового текста?

  6. В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном:

« – … Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?

– Часто.

– Как часто?

– Ну, несколько сот раз.

– Отлично. Сколько же там ступенек?

– Сколько ступенек? Понятия не имею!

– Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели!

В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать …»

Какой вывод вы можете сделать из этого эпизода, зная общие закономерности восприятия?

  1. Объясните психологически следующий факт: когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет её вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

Задачи

А) Как воспринимался Гайдар автором рассказа, ночным сторожем, Еленой Васильевной, мальчишками, старушкой-жалобщицей? Чем объяснить различия в восприятии? Как влияет направленность личности на восприятие?

Широкоплечий, с добрыми ясными глазами, в военных сапогах, в гимнастерке, он был похож на солдата, приехавшего на побывку. Жил тихо. По три-четыре дня работал, не зная часов.

На цыпочках, крадучись, в расстегнутой гимнастерке, приходил ночами на кухню. Улыбался широкой улыбкой: “Дорогие, чайку бы мне, да почерней”.

Чай у нас всегда был горячий, ему наливали крепкого чая, и он осторожно, бесшумно исчезал в своей комнате.

Ночным сторожем работал у нас житель Ясной Поляны Венев Петр Иванович. Яснополянская жизнь наложила на Петра Ивановича неизгладимый след. Он любил писателей, любил литературу, говорил о Гайдаре: “Громадина-то какая. Руки большущие. Первым косарем был бы. А тихий… Лесником был бы, хороший лесник.

На Пролетарском проспекте жила у нас Елена Васильевна. Добрейшая женщина с такими ясными голубыми глазами, как будто ее детство еще не прошло. У нее мы снимали дачу для Гайдара. Иногда он уходил туда на несколько дней. И чего только не делала ему Елена Васильевна. Очень она любила его. И галушки варила, и сало с чесноком, молоко в горшке топила и делала какой-то смородиновый пунш. Комнату его убирала так, будто для невесты. Повесит белые шторы, на круглый стол скатерть – платок турецкий – положит, а на него поставит свою единственную, тонкую нежно-голубую чашку, подаренную кем-то когда-то: не то бабушке, не то прабабушке. Дача стояла в конце проспекта, проспект кончался тупиком, дальше – овраг. По оврагу протекал маленький ручей. Сюда вот и собирались мальчишки лет восьми – тринадцати. Садились на лежащие у канавы бревна, ждали Гайдара. Гайдар появлялся, и начиналась у них игра. Чаще всего играли в городки. Ребята кричали: “Бей, Гайдар!” Он ловко набивал рюхи. Мальчишки кричали: “Молодец, Гайдар!” А Гайдар – распоясанный, озорной – сам кричал: “Молодец, Гайдар, бей, Гайдар!”

Читайте также:  Какими свойствами должен обладать стол

Так по всему проспекту и неслось: “Бей, Гайдар – молодец, Гайдар – бей, Соловей!” Крик, шум.

Один раз в поссовет пришла старушка и стала жаловаться председателю:

-Что это у нас на проспекте творится… Писатель, вишь, поселился. Гайдар какой-то, ну и свел дружбу. Да с кем, с сорванцами! На тебе городки, на тебе горелки! Спокою нет, шум, гам! Ему ли – такому-то мужику с мальчишками возиться. И фамилия у него Гай… Ну и жил бы где за гаем, а не у нас тут.

Б) Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах?

1. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях).

Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин.

Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия.

2. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т.е. уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину.

3. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.

В) От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека?

Человек мгновенно может распознавать любую фигуру, например квадрат, не зависимо от того, большой ли он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку, выглядит параллелограммом.

Г) Какая особенность восприятия проявляется в данном примере?

На дорогу выскочила лягушка. Мальчик смотрит на нее с любопытством, женщина – с брезгливостью, дочка ее – с ужасом, отец равнодушно, а старичок-биолог с восхищением: “Какой красивый экземпляр! Обратите внимание на нежность тонов, на богатство раскраски, на форму тела, идеально приспособленную к жизни и в воде и на суше одновременно!”.

Д) Какая особенность восприятия проявилась в данном исследовании?

Испытуемым (студентам) показывали фотографии лиц людей, на которых требовалось составить характеристики. При первом предъявлении испытуемые давали «свободные» характеристики на основе информации, которую они получали при восприятии только внешности данных людей. При втором предъявлении им говорили, что это «старосты курса», при третьем – что это «отличники» и при четвёртом – что это «хвостисты».

Оказалось, что во всех случаях испытуемые одному и тому же человеку-объекту давали разные характеристики, приписывали ему различные потребности и способности, неодинаковое отношение к учению, жизни.

Е) Какая особенность восприятия отражена в этом стихотворении?

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течёт

Ненагружённое, пустое

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

С.Я.Маршак

Ж) Из перечисленных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.

  1. Восприятие, отражение, зрительные иллюзии, психика, чувственное познание.

  2. Отражение, зрительное восприятие, психика, восприятие, восприятие цвета.

4. Работа по карточкам-заданиям.

5. Заполнение итоговой таблицы по теме «Восприятие».

Определение

восприятия

Значение восприятия

Физиологические основы восприятия

Виды восприятия

Особенности восприятия

  1. Подведение итогов занятия.

Карточка № 1

«Виды и свойства восприятия»

  1. Дайте определение восприятию.

  1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

В ощущениях отражаются отдельные свойства вещей и явлений, а
восприятие дает их …..

  1. Прочитайте следующие высказывания о времени и прокомментируйте их. За счет чего человеку удается воспринимать время?

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Карточка № 2

«Виды и свойства восприятия»

  1. Что является физиологической основой восприятия?

  1. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

Почти все наши восприятия — результат предшествующего ….

  1. Прочитайте следующие высказывания о времени и прокомментируйте их. За счет чего человеку удается воспринимать время?

И. Курц: «Время измеряется не по длине, а по глубине».

Источник