Какие свойства воздуха 3 класс
Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Универсальные действия
- Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока.
2мин
Включение в деловой ритм и игровую деятельность.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?
( с друзьями )
Я с вами полностью согласна.
- звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».
Подготовка к работе
Личностные:самоопределе
ние;регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний
Цель:
1) актуализировать знания о природе;
2мин
Ответите на вопросы
Учитель задаёт вопросы:
– Что на глобусе обозначено голубым цветом?
– Как назвать одним словом снег, дождь, град?
– Время года после осени?
– Что летом бывает грибным?
– Время суток подходящее для завтрака?
– Деревья бывают лиственные и :..?
1 | Вода |
2 | Осадки |
3 | Зима |
4 | Дождь |
5 | Утро |
6 | Хвойные |
– А теперь из выделенных букв прочитайте слово .
Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии (ПОЗН);
учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра ( ком);
3.Постановка учебной проблемы
Цель:
1) определение темы и целей урока
2мин
Создание проблемной ситуации.
Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.
– Какое слово у вас получилось?
– Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?
– Верно. Так какой же будет тема нашего урока?
-Что бы вы хотели узнать о воздухе? Прочитайте вопросы и выберете интересующие вас .
- Что такое воздух?
- Из чего он состоит?
- Каковы свойства воздуха?
- Как человек их использует
Цель нашего урока ответить на эти вопросы.
Показать детям пустой стакан и спросить:
– Что находиться в стакане? (Ответы детей)
Затем предложить рассмотреть сложенные целлофановые пакеты у них на партах.
– Рассмотрите свои целлофановые пакеты. Что в них есть? О каком пакете мы говорим: «Он пустой?»
– А теперь положите в пакеты ручки, карандаши, тетрадь. Что стало пакетом? Его стенки стали выпуклыми. Чем больше предметов лежит в пакете, тем более выпуклыми становятся его стенки.
– Выньте все из пакета и возьмите его сверху у отверстия. Какая форма у пакета? Он стал выпуклым. Значит, в нём что–то есть? (ответы детей) А что есть в пустом стакане?
-Мы можем теперь вместе определить, о чём будет наше занятие. Сегодня мы будем говорить о воздухе и его свойствах, научимся, как находить воздух, узнаем, как воздух служит человеку и зачем надо охранять его чистоту.
.
Предлагают пути разрешения проблемы.
-воздух
-Это тема урока
Узнать:
- Состав воздуха
- Свойства воздуха
- Значение воздуха
У детей формируется интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатия – понимание чувств других, сопереживание ( ЛИЧН); учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ( РЕГ); осуществлять поиск нужной информации( ПОЗН);
4.Построение проекта выхода из затруднения
20мин
Организует исследование проблемной ситуации.
– А что такое воздух?
– Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?
– А кто- нибудь знает, из каких газов состоит воздух? Откройте учебники на С25 и найдите из каких газов состоит воздух.
Посмотрите на диаграмму
– Какого газа в воздухе больше всего?
– Какой газ в воздухе самый важный? Почему?
– Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?
– Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?
В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? Предлагаю Вам провести несколько опытов.
Работа в группах. Задание для проведения опытов
1 группа
Опыты:
Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Что вы чувствуете? Ветер – это движение воздуха. Он заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает тучи пыли.
– Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?
.
– Мы с вами смогли почувствовать воздух, А можно ли его увидеть?
Опыт 2. Возьмите трубочки и подуйте через них в воду. Что вы видите?
Значит, воздух можно увидеть.
Опыт 3. На партах стоят тазики с водой и лежат кусочки губки. Возьмите губку в руку, опустите на дно тазика и сожмите губку пальцами. Что вы видите?
– А как можно доказать, что воздух есть, например, в воронке?
Опыт 4. Посмотрите, у меня в руках большая воронка, к её узкой части прикреплён резиновый шарик. Я сейчас буду опускать воронку широкой частью в воду. Что происходит с шариком? Почему он надувается?
Опыт 5. Возьмите в одну руку книгу. Что вы чувствуете? Весит ли книга? А тяжёлый ли воздух? Имеет ли вес?
Давайте возьмём два шарика, Надутых по-разному и взвесим их. (К аптечным весам подвешиваю два шарика – надутый и раздутый). Посмотрите, какой шарик тяжелее? Значит, воздух обладает и весом.
Опыт 6.А теперь я задам вам трудную задачу, Как можно опустить на дно тазика с водой плавающий на поверхности кусочек пробки, не замочив её верхнюю часть, и замочив рук?
– Это можно сделать с помощью перевёрнутого вверх дном стакана, поместив его над пробкой и опустив на дно тазика. Воздушный колокол вытесняет воду, и пробка опускается вместе с уровнем воды.
Использование этого свойства.
– При подводных работах, когда нужно сделать работу в сухой обстановке, опускают в воду огромные колокола – кессоны. Под таким колоколом остаётся воздух и человек может работать без акваланга и подводного костюма. Этим свойством пользовались давным–давно. Когда тонули корабли, люди искали сокровища.
Опыт 7. Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустить в кипящую воду и через 1 – 2 минуты быстро вынуть и опустить трубочкой вниз в стакан подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик.
– Подумайте, почему образуется фонтанчик?
Значит, воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Какие ещё полезные человеку свойства есть у воздуха? Подумайте, какие варежки тёплые: матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы к зиме надевают тёплые пушистые шубки?
А как вы думаете, почему снегом укрывают кусты, грядки, делают
снегозадержание на полях?
А как вы думаете, какого цвета воздух?
Открываем первое свойство воздуха: чистый воздух невидимый и бесцветный.
А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?
( Небо) Какого оно цвета ?Каким оно может быть? Почему?
Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.
Мы можем почувствовать воздух при его движении
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.
-Мы привыкли называть воздушный океан – небом. Какова роль воздушного океана на Земле?
Может ли жить человек без воздуха?
Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
Опыт 8
А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза.
А сейчас?
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
. Задаются вопросы:
Какое действие сейчас было совершено? Как вам удалось ощутить запах на небольшом расстоянии?
Где вы чувствуете сильные запахи?
Значит, какой вывод?
Физминутка
Воздух поможет вам отдохнуть.
Упр. « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.
Какое слово выразит его душистый аромат?
Сделайте глубокий вздох и скажите ( АХ! )
Где люди могли применить это свойство воздуха?
Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.
Продолжение опыта: Воду в чашке разбавили холодной водой и шарик сдулся.
Вывод: Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Опыт 9.
На надутый шарик положить книгу.
– Что произошло с шариком?
Убрать книгу
– А теперь, что мы видим? ( Приобрёл круглую форму)
– Воздух сопротивляется сжатию. Это свойство называется упругостью.
Показать 2 воздушных шарика – один более упругий.
– Какой шарик более упругий? Почему?
– Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как первый? Как?
– А что же произойдёт с воздухом во втором шарике, если мы добавим туда ещё воздух? (Воздух сожмётся) Значит, воздух можно сжать► Вывод: Воздух сжимаем и упруг.
Где применяется свойство сжимаемости?
– На этом свойстве основано использование воздуха в мячах, автомобильных шинах. нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице, в реанимации). Используют пожарные, чтобы получить сильную струю воды для тушения огня. С помощью сжатого воздуха маляры разбрызгивают краску, покрывая ею стены. Приводится в действие отбойный молоток, которым шахтёры откалывают уголь. С помощью сжатого воздуха работают тормоза трамваев и поездов.)
Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает тепло и холод. Почему? Почему в окнах двойные рамы? Что находится между ними? Какое свойство воздуха проявляется
ВЫВОД: Воздух плохо проводит тепло
Почему одежда сохраняет тепло нашего тела?
– Почему воробьи в холодную погоду
сидят нахохлившись?
В чём теплее зимой: в валенках или кожаных сапогах?
Составляют алгоритм решения проблемы
газ
азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%.
азота
кислород
углекислого
Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.
Работа в группах
Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.
-Человек строит ветряные мельницы, ветряные двигатели и электростанции. Ветер надувает паруса кораблей
Нет. Мы не смогли его почувствовать и увидеть.
Через трубочку в воду выходят пузырьки воздуха.
Да.
В воде появились пузырьки.
Воздух, находящийся в широкой части воронки, вытесняется водой и уходит в шарик, раздувая его.
Да, она достаточно тяжёлая.
Воздух обладает весом
Когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух нагревался, расширился и вышел из неё, в бутылке образовалось разряжённое пространство, и вода стала поступать внутрь флакона.
Пуховые.
Воздух хорошо проводит тепло.
Воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.
Бесцветный
( В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)
Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.
Открыть нос.
Непонятный запах
Чистый воздух запаха не имеет.
Запах духов.
Запах распространяется по воздуху,
В парикмахерской, булочной и т.д.
Чистый воздух запаха не имеет.
Не имеет формы
Без вкуса
Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается
Он сжался
Воздух при охлаждении сжимается
Добавить воздуха.
Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не даёт телу потерять тепло.
Они делают так, чтоб между перьями было как можно больше воздуха, чтоб он удерживал тепло тела.)
В валенках, они сделаны из войлока, а он содержит больше воздуха, чем кожа
На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке ( ЛИЧН); учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ); осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте ( ПОЗН); формулировать собственное мнение и позицию (КОМ).
Физминутка 2 мин
Интерактивная физминутка
Первичное закрепление
5мин
Устанавливает осознанность восприятия.
О каких свойствах воздуха вы узнали из наших исследований ?
А теперь заполните таблицу
Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика:
Работа в парах
Цвет воздуха | бесцветный голубой душистый без запаха круглый нет формы газ жидкий |
Запах воздуха | |
Форма воздуха | |
Состояние воздуха |
– Почему же воздух одно из главных богатств природы?
Работа в группах
Какое значение имеет воздух для нас? ►
Благодаря воздуху мы…
- Дышим
- Слышим
- Плаваем на яхтах и парусниках;
- Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах;
- Убираем пыль пылесосом;
- Сушим бельё
- Сушим волосы феном
Работа в группах
– Объясните значение фразеологизмов.Что такое фразеологизмы?
Бросать в воздух шапки
Взлететь на воздух
Глотай воздух
Говорить/ сказать на воздух
Ловить воздух
Выполняют типовые задания с проговариванием во внешней речи. Работа в парах и в группах.
Выражать крайнюю радость, ликовать
Взорваться,подорваться. Бесследно исчезнуть
Угроза расправы
Говорить впустую
Убегать откуда-л.
Осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят ( ПОЗН); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра ( Личн.УУД);
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
3 мин
Организует деятельность по применению новых знаний.
Сейчас вы выполните самостоятельную работу.
Детям выдаются карточки.
Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха:
Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный
Найди у Вовы ошибки и исправь их.
Самопроверка.
Для самопроверки выдаётся карточка эталон.
Бесцветный нет запаха
Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный
– Кто допустил ошибку?
– Почему?
– Над чем надо поработать?
– Кто выполнил без ошибок?
Самостоятельная работа. Самопроверка с пошаговым сравнением с эталоном
В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя развивающего обучения- дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке ( ЛИЧН);
Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы
повторение знаний об охране природы и воздух
6 мин
– Как вы думаете, а что называют “лёгкими Земли”?
– Почему?
– Значит, важно ли охранять растения?
– Почему?
– А можете ли вы принимать в этом участие?
Ребята, людям и животным, заводам и машинам – всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?
( ответы )
Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.
Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
Теперь мы знаем:
- Что такое воздух ….
- Как доказать, что воздух существует …
- Какие свойства воздуха …
- Каково значение воздуха ….
- Почему воздух загрязняется …
- Как охранять воздух …
В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.
Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?
На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..
А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.
Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
Рефлексия деятельности
2мин
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение | |||
1. Мое настроение в начале урока | |||
2. Мое настроение в конце урока | |||
Отметь знаком «+» , оцени себя | Хорошо | Не очень | Плохо |
1. Данную тему я усвоил (а) слайд20 |
Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для вторклассника задачей
Дом.задание слайд 21
1мин
Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 25 -28). или в тетради № 71
Источник
Цели:
- познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием “атмосфера”;
- закреплять представления о газообразных веществах;
- формировать умение постановки проблемных вопросов;
- воспитывать культуру общения, умение работать в группах;
Тип урока: изучение нового материала.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Оборудование:
- оборудование для проведения опытов;
- презентация (Приложение 1);
- учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, 3 класс, 1 часть;
- рабочая тетрадь А.А. Плешакова по окружающему миру 1 часть;
- полиэтиленовые пакеты, шприцы
Ход урока
I. Оргмомент. Повторение пройденного материала
– Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд. (слайд 1)
Вопросы:
- Наука о веществах (химия)
- С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)
- Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)
- Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)
- Овощ, из которой получают сахар (свёкла)
- Разновидность сахара (глюкоза)
II. Сообщение темы урока
(слайд 2) Тема урока «Воздух и его охрана»
(слайд 3) – Что вы знаете о воздухе?
– Что вы хотите узнать?
III. Работа по теме урока
1. Что такое воздух.
Воздух является «невидимкой». Мы его не видим, но знаем, что он повсюду вокруг нас. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером. В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты:
- Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
– Легко ли он сжимается?
- Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
– Можно ли сжать воздух?
– Что произойдёт, если отпустить палец?
(слайд 4) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.
Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. (слайд 5). Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.
Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле?
– Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.
(чтение учеником стихотворения «Воздух»)
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.
2. Состав и свойства воздуха
– Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 6). Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
– Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму (слайд 7), записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.
– Какими же свойствами обладает воздух? (слайд 8)
Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
– Зелёные.
– Какого цвета школьная парта?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.
Воздух не имеет запаха.- Сейчас мы проделаем опыт, чтобыузнать ещё одно свойство воздуха.Чтобы убедиться в этом, можно проделать опыты:
Опыт 1
– Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
Что происходит?
– Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
Почему это стало возможным?
– Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.Опыт 2
–Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
- Воздух плохо проводит тепло.
У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.
– А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
Вопросы Почемучки? (слайд 9)
- Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?
- Почему в домах устанавливают двойные рамы на зиму?
- Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»
– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.
А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?
Источники загрязнения: (слайд 10)
- фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,
- автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,
- пожары, извержения вулканов,
- загрязнение земли непереработанным мусором.
Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника на стр.47, найдите пути решения этой проблемы. (слайд 11)
IV. Закрепление изученного материала
Тест «Воздух. Его охрана» (слайд 13,14)
- Какие вещества входят в состав воздуха?
А. водород, медь, цинк
Б. кислород, азот, углекислый газ
В. хлор, фтор, йод - Какой газ воздуха необходим для дыхания?
А. азот
Б. кислород
В. углекислый газ - Какими свойствами обладает воздух?
А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха - В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?
А. При нагревании воздух расширяется
Б. При охлаждении воздух сжимается
В. Воздух плохо проводит тепло - Как нужно охранять воздух от загрязнения?
А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
(слайд 18) Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!
(слайд 19) Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь стр. 20 № 5.
Источник