Какие свойства воздуха для детей

Ольга Типкова
Конспект занятия в старшей группе «Воздух и его свойства»

Конспект занятия в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»

Провела Типкова О. П.

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира.

Создать условия для развития интереса детей к опытно – экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

– расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

– познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

– активизировать и расширять словарный запас детей.

– развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

– развивать умение делать выводы.

– воспитывать интерес к окружающей жизни.

Предшествующая работа: Беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстрации; наблюдения на прогулке за ветром.

Оборудование:

Использование ИКТ

Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.

Через нас проходит в грудь

И обратно держит путь

Он не видимый,и все же.

Без него мы жить не можем!

Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель: – Правильно, это воздух Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?

Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.

Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (Дети подходят к столу стоят во круг него). Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?

Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Как вы думаете, что вы вздохнули?

Дети: Воздух

Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Значить какой воздух?

Дети: Невидимый.

Опыт №1 (воздух можно увидеть)

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

Вывод: Воздух прозрачный.

Опыт №2 (Воздух занимает место)

Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.

Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)

Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)

Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.

Она намокла или нет?

Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.

Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)

Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)

Это из стакана вышел воздух.

Проверьте полоску бумаги снова.

Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.

ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все почувствовали, только Дима ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Дима ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

ОПЫТ №4 (воздух можно услышать)

Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать – звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали? (звук) Почему возник звук? (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).

Читайте также:  Какие волновые свойства проявляет свет

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

ОПЫТ №5 (воздух жизненно необходим)

Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети. Нет, без воздуха человек умрет.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух? (растениям, животным)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики. Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)

Какой в лесу воздух? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород – это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений – больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).

(Продолжение презентации фото с заводами, машинами.)

Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)

Вывод: Значит, воздух бывает чистым и грязным.

-А теперь давайте мы с вами немножко отдохнем.

Сильный ветер сосна крутит, Наклоны вниз

Словно самый тонкий прутик.

Если наклонились тоже, Вращение корпусом влево-вправо.

Мы с тобой на них похожи.

Вот по веткам белка мчится, Прыжки на месте.

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всём нужна сноровка.

А куда медведь идёт? Ходьба на месте.

Ищет ягоды и мёд.

Ну а нам пора садиться,

Заниматься не лениться. Дети садятся на места.

ОПЫТ №6 (воздух может двигаться)

Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас. Что вы чувствуете? (ветер)

Вывод: Значит, воздух может двигаться.

Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)

А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто?Послушайте загадку:

Я осинку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.

Слайд с изображением урагана, смерчи

Сильный ветер – это ураган, смерч, бури, торнадо.

Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?

Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.

Воспитатель: И так, мы с вами выяснили, что ветер – это и есть воздух. Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.

Слайд с изображением природы

Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).

А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?

Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны, активными. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы!

Читайте также:  Какие продукты обладают слабительными свойствами

Источник

Елена Милиева
Конспект занятия «Удивительные свойства воздуха»

«Удивительные свойства воздуха»

Тема: Удивительные свойства воздуха

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности и

интереса.

Задачи:

1. Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха через экспериментирование. Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование;

2. Развивать навыки в проведении несложных опытов с использованием подручных средств и предметов;

3. Воспитывать навыки сотрудничества.

Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, беседа, вопросы, объяснения, показ, выполнение практических заданий, презентация, музыкальное сопровождение, физминутка.

Ход основной образовательной деятельности:

Воспитатель с детьми заходят в группу.

Воспитатель: Дети! Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте! (обращаются к гостям, присутствующим на занятии)

Воспитатель: Ну что все в сборе, мы можем начинать.

Встаньте рядышком по кругу

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

Все: «Доброе утро»

Меня зовут Елена Владимировна.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. (На слайде видео-письмо)

«Здравствуйте, ребята. Я шарик из страны волшебных воздушных шаров Шарландия. У нас приключилась беда. Злой волшебник обидел моих друзей, и они улетели. А мы скоро будем отмечать праздник Новый год. Помогите мне вернуть моих друзей! А для этого вы должны попасть в Шарландию и разгадать секреты воздуха».

Воспитатель: Ребята, а как мы можно попасть в Шарландию, что бы помочь жителям?

Дети: Нужно отправиться в путешествие.

Воспитатель: А вы хотите путешествовать? Если Шарландия – это страна воздушных шаров, значит, она находится в воздухе, а на чем мы туда можем полететь?

Дети: на самолете, на вертолете, на планере, на воздушном шаре, дельтаплане.

Воспитатель: Замечательно! Предлагаю отправиться в необычное путешествие на воздушном шаре. А как вы думаете, с помощью чего будет лететь воздушный шар?

Дети: с помощью воздуха.

Воспитатель: А вот и воздушный шар. (дети проходят в воздушный шар, воспитатель чуть качнувшись). Ой, ребята, кажется, мы взлетаем, воздушный шар заполняется горячим воздухом, который расширяется внутри шара и поднимает нас вверх.

(на экране слайд с воздушным шаром звучит музыка)

Воспитатель:

Ает-ает-ает – воздушный шар взлетает,

Ех-ех-ех- мы поднялись вверх,

Ками-ками-ками – шар под облаками,

Ами-ами-ами – мы их трогаем руками,

Та-та-та – ну просто красота.

Али-али-али – уже мы полетали,

Али-али-али – в Шарландию попали!

Воспитатель: Вот мы и приземлились с вами в волшебной стране. Ребята, а вы не забыли, для чего мы прилетели в Шарландию?

Дети: нет. Мы должны помочь шарику вернуть его друзей и разгадать секреты воздуха.

Воспитатель: Правильно! Ребята, а как вы думаете, кто нам сможет помочь узнать о свойствах воздуха?

Дети:

Воспитатель: Есть такие люди – ученые, которые изучают свойства различных предметов. А где же ученые этим занимаются?

Дети: В научной лаборатории.

Воспитатель: Я знаю, что в Шарландии есть такая лаборатория и нам разрешили там поработать. Пройдемте. Сейчас мы оденем научные шапочки и превратимся в ученых.

1 опыт. Воздух повсюду, но он невидим

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в этом зале (руками обвести зал). Попробуйте его взять в руки! Ты его видишь? А ты?

Дети: Не вижу. В руках ничего нет, пусто.

Воспитатель: Как вы думаете, значит, воздух какой!

Дети: Воздух невидимый.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, какая необычная шкатулка. Вам интересно узнать что в ней? Мне тоже. (открывает)

Воспитатель: Ой, в ней лежат пакеты. Может мы с помощью пакетов сможем увидеть воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы ловим в пакет воздух и закручиваем его.

Воспитатель: Каким стал пакет?

Дети: Толстым.

Воспитатель: Как вы думаете, что в пакете?

Дети: Воздух

Воспитатель: Правильно, пакет наполнился воздухом. На что похож пакет?

Дети: на подушку, на шарик, на мешочек.

Воспитатель: Совершенно верно. Воздух занял всё пространство в пакете. А теперь выпустите его?

Воспитатель: Пакет опять стал?

Дети: Тонким.

Воспитатель: Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: воздух не видимый.

Воспитатель: Чтобы увидеть воздух мы закрыли его в пакете, пакет стал толстым, но мы смогли увидеть воздух?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит, как можно еще сказать про воздух?

Дети: Он прозрачный, и не имеет цвета.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Что воздух невидим, бесцветный. Ребята ученые все свои открытия записывают в журнал. А мы с вами будем отмечать с помощью символов. Подумайте, как можно изобразить прозрачность и бесцветность воздуха. Кто желает?

Читайте также:  Какое из свойств является обязательным признаком аморфного тела

(ребенок на доске маркером рисует графический рисунок)

Воспитатель: Проверим (на экране высвечивается «перечеркнутое цветное пятно» и «бесцветное пятно»).

Воспитатель: Посмотрите, один из шариков вернулся. (Из-за двери вылетает шарик).

2. Опыт «Воздух необходим всему живому»

Воспитатель: (на экране высвечивается картинка из мульфильма для детей «Октонавты»). Ребята, посмотрите, появились наши друзья Пейза, Твик, Квази, Пинта, Туник. Они опять идут на задание. А как вы думаете, почему они одели скафандры?

Дети: Чтобы дышать под водой.

Воспитатель: Правильно, потому, что под водой нет воздуха, и долго не продержишься.

Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы чувствовать себя хорошо без воздуха? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как вы себя чувствуете?

Дети: Плохо, не комфортно, нечем дышать.

Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух человеку?

Дети: Чтоб дышать, чтобы жить.

Воспитатель: Ребята, скажите, кому еще нужен воздух для жизни?

Дети: животным, насекомым, растениям, рыбам, птицам, человеку.

Воспитатель: Молодцы, вы много знаете. Сейчас проверим ваш ответ. (на экране высвечиваются цветные картинки: люди, насекомые, растения, рыбы). Какой же мы открыли секрет?

Дети: Воздух очень нужен всему живому и человеку.

Воспитатель: Как мы можем обозначить это свойство?

(ребенок на доске маркером рисует графический рисунок)

Воспитатель: Ребята, я знаю, что человек может прожить без еды – 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха не больше 5 минут. Мы можем изобразить таким символом (на экране символ «живая природа и человек»)

Воспитатель: Ой, еще один шарик вернулся. (Из-за двери вылетает шарик).

Физминутка «Зимой»

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

3. Опыт «Передвижение воздуха»

Воспитатель: Ребята, движение воздуха в природе называют ветром. Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться буквально все живое и неживое. Рассмотрите картины с изображением ветряной мельницы, парусника, шторма, деревья во время большого ветра. (на экране высвечиваются картинки).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а мы сможем сделать ветер? Если да, то как?

Дети: Можно подуть на ладошку, и тогда почувствуешь движение воздуха, помахать веером.

Воспитатель: Проверьте свою версию (дети дуют на ладошку). Что чувствуете?

Дети: ветерок

Воспитатель: Предлагаю устроить соревнование лыжников. Я их кажется, видела в нашей необычной шкатулке (достают из шкатулки бумажных лыжников и дуют)

Воспитатель: Что произошло? Что доказали этим опытом?

Дети: Лыжники передвигаются.

Воспитатель: Движением воздуха, т. е. ветерком лыжники передвигаются. Как мы можем изобразить это свойство?

(ребенок на доске маркером рисует графический рисунок)

Воспитатель: Давайте проверим (на экране высвечивается символ «движение воздуха»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы отгадали еще один секрет. Еще один шарик вернулся. (Из-за двери вылетает шарик).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, все шарики вернулись в Шарландию. Как вы думаете, мы помогли шарику и жителям страны воздушных шаров?

Воспитатель: Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Какие секреты воздуха мы узнали?

Дети:

-Выяснили, что воздух прозрачный, бесцветный (символ)

-Воздух необходим человеку и всему живому (символ)

-Так же мы знаем, что воздух движется и передвигает предметы. (символ) .

Воспитатель: Ребята, мне, очень понравилось с вами работать в лаборатории и открывать секреты. На этом наше путешествие в лаборатории опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своим родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! Я предлагаю подойти к желтому воздушному шарику, тех детей, которым понравилось путешествие и открытие секретов воздуха, а к белому шарику, кому не понравилось путешествовать.

Воспитатель: Вот и настало время возвращаться нам обратно. Пройдемте в воздушный шар

(звучит музыка)

Ает-ает-ает – воздушный шар взлетает,

Ех-ех-ех- мы поднялись вверх,

Ками-ками-ками – шар под облаками,

Ами-ами-ами – мы их трогаем руками,

Та-та-та – ну просто красота.

Али-али-али – уже мы полетали,

Али-али-али – в детский сад попали!

Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. В благодарность за помощь жители волшебной страны приготовили для вас подарки (воспитатель раздает мыльные пузыри).

ЛИТЕРАТУРА

1. Окружающий мир : интегрированные занятия с детьми 4–7 лет / авт. -сост. М. П. Костюченко. –Волгоград : Учитель, 2014.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации / под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. – 3-е изд, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008.

Источник