Какие свойства воздуха используют окружающий мир 4 класс

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса «Школа 2100»
Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Учитель: Фролова Марина Александровна.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели деятельности учителя: сформировать понятие о воздухе, его свойствах и способах применения свойств воздуха человеком.
Планируемые результаты:
Личностные: учатся осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; научатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, занимаются целеполаганием, ставят учебную задачу, проводят коррекцию, контроль полученных знаний, анализировать результаты своей деятельности.
Познавательные: расширят, уточнят и пополнят знания о воздухе и его свойствах. Проводят анализ, синтез, сравнение, извлекают необходимую информацию, самостоятельно создают способы решения проблемы путем творческого и поискового характера, осознанно строят речевые высказывания, строят логические цепи рассуждений и доказательств.
Личностные: учатся осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; научатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, чувства, учитывать разные мнения, формулировать свое мнение.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов 4 класс, часть 1; рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов 4 класс, часть 1; учебная презентация; раздаточный материал; оборудование для опытов; видео проведенного опыта; карточки на доску.
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте. Посмотрите, какой сегодня замечательный день. Давайте же и мы сейчас улыбнемся друг другу, чтобы на нашем уроке царили только доброта и хорошее настроение. И тогда у нас все получится.
-Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должно быть: учебник, дневник, рабочая тетрадь, пенал.
2. Постанова проблемы и актуализация знаний.
Сценка. Двое учащихся ставят кораблик в емкость с водой, один из них дует на кораблик. Диалог между ними:
– Не пойму, почему кораблик плывет? Между нами ничего нет, а я до него не дотрагиваюсь.
– Между вами воздух. Ты дуешь воздух на кораблик, а он двигается.
-Какие вопросы у вас ребята возникли после просмотра сценки?
(Что такое воздух? Какими свойствами он обладает и как люди научились использовать свойства воздуха.)
– Назовите тему нашего урока. (Слайд 1)
– Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
(Узнать, что такое воздух. Выяснить какими свойствами обладает воздух, как человек использует эти свойства).
– Предлагаю составить план урока.
1. Вспомним, что мы уже знаем о воздухе.
2. Узнаем свойства воздуха.
3. Узнаем, как человек использует свойства воздуха.
4. Научимся применять полученные знания.
– А сейчас я предлагаю вспомнить все, что мы уже знаем о воздухе, прослушав сообщения.
1 сообщение «Атмосфера – «земное одеяло».
В космосе царит пустота. Там намного холоднее, чем в морозилке. Зато предметы, освещенные солнцем, нагреваются, как сковородка.
Наша земля окутана воздушной оболочкой – атмосферой. Атмосфера, как одеяло, защищает Землю от космического охлаждения и перегрева.
В атмосфере происходят явления, которые определяют погоду. Облака, ветер, мороз, жара, дождь и снег, гроза и туман – это все атмосферные явления.
Все живые организмы дышат атмосферным воздухом.
– А сейчас нам Даша расскажет как используют воздух животные и растения.
2 сообщение « Как используют воздух животные и растения».
Растениям, как и всем живым организмам, надо дышать. Растения поглощают из воздуха углекислый газ, а выделяют кислород. С помощью углекислого газа воды и питательных веществ на свету у растений происходит фотосинтез, в процессе, которого выделяется кислород.
Животные, в том числе и человек, поглощают кислород, а выдыхают углекислый газ, необходимый растениям. Благодаря живым организмам превращение веществ бесконечно идет по замкнутому кругу. Так поддерживается жизнь на Земле.
3.Совместное открытие знаний
3.0. Сообщение учителя. (Слайд 2)
Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других. Газы не имеют формы и заполняют весь доступный им объем. (Слайд 3)
3.1. Работа по учебнику.
-Откройте учебник на стр.89 и прочитайте текст и подготовьтесь ответить на вопрос: Что произойдет с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?
Какую роль играет атмосфера?
3.2. Свойство – движение воздуха. (Слайд 4)
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер)
Ветер – это перемещение воздуха. Благодаря ветру тепло и влага переносятся по всей поверхности земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню. (Слайд 5)
Люди еще в древности научились использовать силу ветра. Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству Ветряное колесо не потеряло работу и в наше время.
В настоящее время строят ветряные мельницы, ветряные электростанции. В Туймазинском районе есть ветряные электростанции(если ехать в направлении г.Уфа справой стороны после с.Кандры). (Слайд 6)
Оказалось, что ветряные электростанции – это самый чистый способ получения электричества: окружающая природа при этом не загрязняется.
-Назовите минус ветряной электростанции, ветряной мельницы. ( Если нет ветра – они не работают).
3.3 Свойство – воздух при нагревании расширяется(Слайд 7)
– Воздух состоит из частиц. Они постоянно сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, частицы двигаются быстрее и сильнее сталкиваются. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. А теплый воздух поднимается вверх. Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили его использовать для подъема различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах, заполненных горячим воздухом. Во время полета его приходилось постоянно подогревать газовой горелкой).
3.4. Свойство – выталкивающая сила.
Комната заполнена воздухом. Теплый воздух – он более легкий и находится на верху комнаты, а внизу – холодный воздух. Если открыть окно, то можно увидеть, как в комнату заходит холодный воздух и выталкивает теплый воздух на улицу. Это свойство воздуха – выталкивающая сила.
Просмотр видеоролика с записью опыта со свечкой, который доказывает, что холодный воздух выталкивает из помещения теплый воздух.
– Откройте рабочую тетрадь с.34 №1. Выполняют. Проверяем – зачитывают ответы.
3.5. Низкая плотность воздуха. (Слайд 8)
Плотность воды 1000 кг/м3.
Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
– Что плотнее – воздух или вода? (Воздух менее плотный, чем вода.)
– Можно ли опереться на воду? (Да.)
– При каких условиях? (Если развить большую скорость.)
– А на воздух опереться можно? (да)
– При каких условиях? (если развить большую скорость)
Люди применили это свойство воздуха при создании летательных аппаратов. (Слайд 9)
– Как называются эти летательные аппараты? (Слайд 10)
-Первый самолет в 1903 году создан братьями Райт. Используя низкую плотность, человек понял, что можно быстрее передвигаться по воздуху, чем по суше или воде. (Слайд 11,12)
3.6. Воздух плохо проводит тепло. (Слайд 12)
Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы- перья, а человек надевает теплый свитер. Все это делается только для того, чтобы окружить себя воздушной оболочкой, которая плохо проводит тепло. Посмотрите на окна и ответьте на вопрос:
-Почему в окна вставляют вторые рамы? (стекла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха.)
-Зачем снегом укутывают кусты, грядки? (между снежинками есть воздух и он предохраняет от холода растения)
-Для чего звери одеваются в теплые шубки? (между шерстинками находится воздух и он становится преградой между теплом и холодом)
Очень трудно выживать животным и птицам зимой. Холодно, голодно. Но мы с вами можем помочь птицам преодолеть трудности. Что мы можем сделать для них? (Кормушки)
-Почему люди надевают варежки? (Шерстяные варежки удерживают много воздуха и он сохраняет тепло.
3.7. Упругость и сжимаемость воздуха. (Слайд 13, 14, 15)
Опыт со шприцом. С.91 учебника.
Воздух – упруг и сжимаем.
-Где человек использует это качество воздуха? (мячи, шины автомобильные, баллоны для купания).
4. Обзор книжной выставки.
Ели вы хотите больше узнать об использовании свойств воздуха людьми, об изобретениях, связанных со свойствами воздуха, обратите внимание на следующие энциклопедии и книги из школьной библиотеки….
Физминутка.
Человеку воздух необходим для дыхания.
Сделайте глубокий вдох и выдох( повторяют 2 раза).
Человек изобрел мельницу. Сделайте круговые движения правой рукой, левой рукой, плечами. А теперь сядем в корзину воздушного шара и начнем медленно подниматься. Теперь опускаемся вниз( повторяют 2 раза). Тяжело вам было приседать? А где легче приседать в воде или здесь?.Это потому ,что воздух имеет низкую плотность.
5. Применяем новые знания.
Работа парами.
В рабочей тетради в №3 предлагается сделать модели ветряного колеса, парашюта и планера. И сказать какое свойство воздуха использует модель.
Работа в группах.
Задание для 1, 3 группы:
Соедини названия наиболее важных свойств воздуха с их использованием.
Птица при полете Сила ветра
В футбольном мяче Плотность
Парусом Упругость
Всеми живыми существами Расширение при нагревании
Растениями Плохо проводит тепло
В двойных рамах Содержание кислорода
В воздушном шаре Содержание углекислого газа
Задание для 2 группы:
Соедини названия наиболее важных свойств воздуха с их использованием.
Для полета самолетов Сила ветра
В шинах автомобиля Плотность
При сжигании Упругость
В газированной воде Расширение при нагревании
В одеяле Плохо проводит тепло
Для получения электричества Содержание кислорода
В воздушном шаре Содержание углекислого газа
5. Итог урока.
Сегодня на уроке мы сделали много открытий о том, сколько удалось изобретений сделать человеку, благодаря свойствам воздуха.
– Из каких газов состоит воздух?
-Какие свойства воздуха вы узнали?
-Как человек применяет эти свойства воздуха?
6. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь с.35 задания № 4,5,6,7.
7. Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке.
У вас на столе лежат пакеты с кружочками разного цвета .Если урок был полезен и понятен ,выберите красный круг, если кое-что чуть-чуть не ясно- жёлтый, если ещё надо потрудиться- синий. Прикрепите их к доске.
8. Оценивание.
За работу на уроке ставлю…
«Спасибо за работу на уроке, за активность. Желаю вам удачи.»
Источник
– Отгадайте загадку:
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
– Пытаются отгадать, отгадывают. Это воздух.
– Правильно. А что мы знаем о воздухе?
1. О каких свойствах воздуха говорится в загадке? (Прозрачный, невидим, легкий, бесцветный газ) – первая строка левой части таблицы – СЛАЙД
2. Каким образом можно доказать, что воздух не пустое место? (Помахать руками перед лицом) И что мы почувствуем? (Прикосновение, хотя веер лица не касался. Значит, между веером и нами есть воздух)
3. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера) – вторая строка левой части таблицы – СЛАЙД
4. Какую роль играет атмосфера на нашей планете? (Защищает от перегрева, переохлаждения, падения метеоритов, космических лучей) – третья строка левой части таблицы – СЛАЙД
5. Сможет ли человек прожить без воздуха? (Нет, воздух необходим для дыхания) – четвертая строка левой части таблицы – СЛАЙД
– Итак, вот как много мы знаем о воздухе! – СЛАЙД
– А сегодня мы познакомимся с воздухом-незнакомцем…
– Заинтересованно: А что это значит? – И проч.
– Удивились? Хотите докажу, что воздух до конца вам не знаком?
– Соглашаются.
– Ну вот, например, вопрос – какие еще есть у воздуха свойства? Или – Как человек использует эти свойства помимо дыхания?…
– Не знаем.
– Это и станет темой сегодняшнего урока: КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА. – правая часть таблицы «Хотим узнать» – СЛАЙД
– Начнем…
– По ходу урока мы будем заполнять схему – «скелет рыбы», – которая напечатана на листах у вас на столе. А первая парта – имена ребят – будут заполнять схему прямо на компьютере.
– Голова нашего скелета – наша сегодняшняя тема. Как она звучит? Записываем в верхний треугольник.
– Записывают шапку: Как человек использует свойства воздуха.
– На левых веточках мы будем записывать свойства воздуха, на правых – методы использования этих свойств человеком.
Прозрачную стеклянную бутылочку со вставной трубкой опустим в горячую воду (бутылка может заранее находится в горячей воде) и через 1-2 минуты быстро вынем и опустим трубочкой вниз в стакан с подкрашенной водой. Образуется цветной фонтанчик.
– Подумайте – почему образуется фонтанчик?
– Объясняю: когда мы опустили бутылочку в горячую воду, воздух в ней нагрелся, расширился и вышел из нее – в бутылке образовалось разряженное пространство – и вода стала поступать внутрь.
– Итак, какое свойство воздуха мы наблюдали в этом опыте? (Воздух при нагревании расширяется)
– Подобное явление мы часто наблюдаем в жизни. Например, костер. (Над костром тепло, рядом с ним не так – это потому, что теплый воздух, т.к. он легче, поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.
– А где может быть использовано это свойство? (Полет на воздушном шаре)
– Заполните схему: свойство – воздух расширяется при нагревании – и где человек использует это свойство.
– Заполняют верхние веточки «скелета».
– О каком природном явлении идет речь в загадке?
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его.
– Что это такое? (Ветер)
– Ветер – это ни что иное, как движение воздуха.
– Давайте узнаем, как возникает ветер. – Просмотр видеосюжета.
Участки земной поверхности нагреваются солнцем по-разному, поэтом и воздух нагревается неравномерно. В жарком поясе (на Экваторе), где поверхность Земли нагревается быстро, воздух становится легким и поднимается вверх. Постепенно он перемещается к Северному и Южному холодным полюсам. Достигнув широт умеренного пояса, он охлаждается и опускается вниз. Т.Е. ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.
– Что происходит с воздушными массами благодаря ветру? (Ветер переносит тепло и влагу по всей поверхности Земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню)
– Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?
– Ответы: ветряные мельницы, двигатели и электростанции, ветер надувает паруса кораблей.
– Записываем свойство – движение воздуха – ветер – и как человек использует это свойство.
Плотность воды – 1000 кг/куб.м
Плотность воздуха – 1,29 кг/куб.м
– Что плотнее – воздух или вода?
– Можно ли опереться на воду? Казалось бы, нет. НО водному лыжнику это удается… т.к. он развивает достаточную для этого скорость.
– А можно опереться на воздух?
– Нет.
– А если так же, как и в случае с водой, развить достаточную для этого скорость?… Оказывается и это можно. При каких обстоятельствах?
– Самолеты и вертолеты.
– Записываем: свойство воздуха – какое? – и как человек это свойство использует.
– Самостоятельно формулируют и записывают.
– А вот теперь поразмышляйте вот над чем: какие варежки теплей – матерчатые или пуховые? Почему звери и птицы (да и люди) надевают к зиме теплые пушистые шубки? Ну или – зачем снегом укрывают кусты, грядки, поля?
– Рассуждают вслух.
– Учебник – стр.26 (2 абзац)…
– Формулируют вместе – воздух обладает еще одним свойством – сохранять тепло, не пропускать холод.
– Ищем в тексте – где человек использует это свойство? (рамы в окне, термос, теплые шерстяные вещи) – Заполняем четвертый уровень нашего «скелета».
– Заполняют.
– Чтобы познакомиться с еще одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в 3-ем задании, стр.26.
– Какой вывод? (стр.27)
– Как называется это свойство? (Упругость)
– Где человек его использует? (Автомобильные шины, мячи, надувные матрацы)
– Заполняем пятый уровень «скелета».
– Какой вывод можно сделать после заполнения всей схемы?
– Люди научились использовать свойства воздуха. Воздух играет большую роль в жизни человека и других организмов.
– Запишем это в нижний треугольник – основании нашего «скелета».
– Записывают.
– Теперь посмотрим, что получилось у первой парты, которая работала с компьютером. – через проектор выводится заполненная ребятами схема – проверка.
– Все правильно – у остальных должно быть заполнено точно так же. Эти схемы мы вклеим потом в тетрадь.
– Мы с вами увидели, что воздух обладает очень важными свойствами, необходимыми человеку, всем живым организмам, всей нашей планете.
– Давайте попробуем вместе составить известный нам уже синквейн на эту тему. Пример:
Воздух.
Невидимый, полезный.
Перемещается, расширяется, греет.
Очень интересная и полезная информация.
Жизнь.
– Что ж, урок подошел к концу. Спасибо вам ребята, было очень приятно с вами работать. До свидания.
Источник
Урок по теме:
«Как человек использует свойства воздуха».
Окружающий мир.
Учитель: Шитцылова Н.Н.
Объект: 4А класс
МОУ УНОШ №2
26 февраля 2009г.
Цель:
Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
Развивать речь, мышление, умение проводить опыты, делать вывод., умозаключения.
Развивать коммуникативные способности.
Оборудование:
Веера, банка с водой, стакан , керосиновая лампа, бумажная салфетка, спички, шприцы, вырезанные из бумаги шары красного, зеленого и синего цвета.
Ход урока:
I.Проверка домашнего задания.
– Как называется водная оболочка земли?
– Какую роль играет вода в жизни живых организмов?
– Сколько может прожить без воды человек?
– Назовите основные свойства воды.
– Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?
– Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?
– Чему равна выталкивающая сила? Где человек использует это свойство?
– Почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?
– Какое свойство воды используется при стирке ?
– Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?
– Какое свойство воды используется в паровом двигателе?
– Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.
II. Постанова проблемы и актуализация знаний.
Слайд №1.
– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.
Слайд №2.
– Ответьте на вопросы в начале учебника.
– Почему без атмосферы не возможна жизнь на других планетах и на земле?
– Почему люди не могут полететь к другим планетам?
– Что мы знаем о воздухе?
– Как доказать, что воздух не пустое место?
ОПЫТ №1.
– Помашите веером перед лицом. Что вы почувствовали? (Прикосновение , хотя веер до нас не прикасался. Значит между веером и лицом что-то есть. Это воздух.
ОПЫТ №2.
– Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его в банку с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему? Ответ: Нет. Препятствует воздух.
– К какому из трех состояний веществ относится воздух?
– Что такое атмосфера? Населена ли она ли она живыми веществами? Какими?
– Как используют воздух животные и люди?
– Как используют воздух растения?
– Все живые организмы состоят из воды и воздуха. Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?
-Сколько может человек прожить без воздуха и почему?
Слайд №3.
– Мы так много знаем о воздухе, атмосфере. На какие вопросы можно еще получить ответ? (Предположения.)
Слайд №4.
III. Открытие новых знаний.
Диалог Миши и Лены(стр. 24)
– Что произойдет с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?
– Какую роль выполняет атмосфера ?
Ответ: Воздух образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного облучения.
– Прочитайте ЗАДАНИЕ №1 НА СТР. 24.
Слайд № 5 .
Доклад на тему «Круговорот воды в природе»
Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.
Загадка:
- Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
2.Бырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)
– А что такое ветер?
– Как возникает ветер?
Ответ: Участки земной поверхности нагреваются по- разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.
– Что случилось , если бы не стало ветра?
– Прочитайте текст на стр. 24. Последний абзац.
– Человек издавна научился использовать ветер как источник энергии.
– Рассмотрите иллюстрации (Слайд №6). . Как человек использует ветер? Прочитайте верхний абзац.
– Человек изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.
– В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.
Однако и в современности ветряной двигатель играет большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.
– Почему возможно летать на воздушных шарах?
(Слайд №7)
,
– Одним из способов передвижения по воздуху является воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем , что воздух обладает выталкивающей силой.
– Так какой силой обладает воздух?
– Прочитайте текст «Для любознательных» на странице25
Опыт №3.
Над зажженной керосиновой лампой держу бумажную салфетку.
Что наблюдаем?
Почему поднимается салфетка?
– Какова температура воздуха над лампой?
– Так что происходит с воздухом при нагревании?
– Где используется это свойство воздуха?
– Прочитайте текст на странице 25 (последний абзац).
Слайд №8.
ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА,
– Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на большие расстояния с большой скоростью.
– Плотность воды 1000 кг/м3,
Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
– Что плотнее воздух или вода?
– Можно ли опереться на воду? При каких условиях?
– А опереться на воздух? При каких условиях?
– Где применяется это свойство?
Слайд № 9.
Прочитайте текст на странице 26 (верхний абзац).
О каком ещё свойстве воздуха вы узнали?
Слайд № 10.
НИЗКАЯ ПЛОТНОСИЬ,
– Почему самолеты развивают скорость до 800-900 км/ч, а корабли чуть больше 100 км?
Слайд № 11. Зачем птицам перья, зверям шерсть, а нам свитер?
– Почему рамы двойные? Что между стеклами?
– Прочитайте текст на странице 26 (нижний абзац).
– Выполните задание № 2.
Благодаря низкой плотности воздуха он обладает ещё одним свойством: плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.
Слайд № 12.
ПЛОХОЙ ПРОВОДНИК.
Физкультминутка.
-Чтобы познакомиться с ещё одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в задании № 3 на странице 26.
Опыт № 4.
– Возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Крепко зажав пальцем отверстие для иглы, попробуйте задвинуть и вытянуть поршень.
– Какой вывод? (страница 27). Слайд №13.
На этом свойстве основано использование воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.
– Как называется это свойство?
Слайд № 14.
УПРУГОСТЬ.
– Давайте вспомним, о каких свойствах воздуха мы узнали?
Свойства воздуха:
– расширение при нагревании;
– плохо проводит тепло;
– низкая плотность;
– упругость.
– Воздух – это одно вещество или смесь газов?
– Из чего состоит воздух?
В воздухе содержится: Слайд № 15.
21% кислорода
78% азота
0,9% благородных газов и
0,03% углекислого газа.
Выступление об использовании газов, входящих в состав воздуха. Слайд № 16.
Текст «Для любознательных» страница 27.
IV. Первичное закрепление.
Как человек использует свойства воздуха?
Слайд № 17.
Где человек использует газы, входящие в состав воздуха? Слайд №18.
V. Домашнее задание:
Параграф 20, задания №4, 5,6,10.
Приложение.
Ответы на вопросы в конце урока.
– Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта?
Для мяча – упругость,
Для одеяла _ слабое проведение тепла,
Для парашюта – плотность.
– Откуда берутся вещества, из которых состоят живые вещества? Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?
Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.
– Какой газ поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? Каким образом?
Ответы: Высокая температура нашего тела поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.
Задания № 4,5,6
Задание №7.
– Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету.)
Задание №8.
Для улавливания даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.
Задание № 9.
Из азота делают удобрения.
Кислород используют для сварки.
Углекислый газ – добавляют в газированную воду.
Водородом заполняют воздушные шары.
Задание №10.
– Какая сила поднимает в воздух воздушные шары?
Ответ: Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.
Источник