Какие свойства воздуха используют животные

Какие свойства воздуха используют животные thumbnail

ТЕМА УРОКА: “Свойства воздуха”

ЦЕЛЬ УРОКА: расширить и углубить
знания учащихся о свойствах воздуха, показать
практическое применение человеком этих знаний.

ТИП УРОКА: усвоение новых знаний.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Урок начинается с беседы по вопросам,
позволяющим выяснить состав воздуха.

1. Воздух – это тело или вещество?

2. Какие газы входят в состав воздуха?
Записать на доске формулы веществ, которые
входят в состав воздуха, и указать их процентное
содержание.

3. Кто и как использует атмосферный
азот?

Затем на экране появляется рисунок, на
котором показан опыт Пристли.

4. Почему мышь оставалась живой только
под тем колпаком, в котором была веточка мяты?

5. Откуда мы получаем кислород зимой?

6. Что может нарушить равновесие
газового состава атмосферы?

Затем учитель сообщает тему урока и
предлагает учащимся ответить на вопросы.

1. Имеет ли воздух цвет и запах?

2. Почему мы можем смотреть через
стекло?

3. Как можно доказать прозрачность
воздуха?

Учитель: воздух прозрачный и
бесцветный. Мы его не видим, не замечаем, но он
постоянно напоминает нам о себе.

Задание: при помощи секундомера нужно
выяснить, на сколько минут вы можете задержать
дыхание.

После выполненного задания необходимо
ответить на вопрос.

Как вы понимаете выражение: “Нам нужно
это как воздух?”

Затем учитель говорит о том, что в
сутки человеку нужно около 11 тысяч литров
воздуха. Но воздух необходим нам не только для
дыхания. Воздушная оболочка предохраняет Землю
от смертоносных лучей и от бесконечного
множества метеорных тел.

Отсутствие атмосферы на Луне приводит
к тому, что днем поверхность нагревается до 100-170
градусов, а с наступлением ночи остывает до- 200
градусов. Наша планета находится на том же
расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность
Земли благодаря воздушной оболочке не остывает и
не нагревается так сильно, как Луна.

После этого учитель показывает опыт,
доказывающий свойство воздуха занимать
пространство. (для опыта нужна стеклянная банка с
водой и стакан)

Вопросы к классу:

1. Почему вода не заполняет стакан
полностью?

2. Что вам известно о воздушных пробках
в трубах отопительных систем? Почему в этих
трубах человек ставит краны?

3. Как животные используют это свойство
воздуха занимать пространство?

После этого ученик показывает
водяного скорпиона из коллекции и рассказывает о
нем.

Водяной скорпион – это клоп, которого
сразу и не заметишь. Он напоминает буроватый
гнилой листок. Но как только перед скорпионом
появляется мелкое животное, “ листок” оживает, в
сторону жертвы мгновенно выбрасываются передние
мощные, клешневидные ноги, клешня захлопывается
и жертва схвачена.

У водяного скорпиона сзади есть
длинный хвостовой отросток. Состоит он из двух
сложенных вместе трубочек. Это дыхательные
трубочки. Для дыхания водяной скорпион
выставляет их кончики над поверхностью воды. С
воздухом, который находится в этих трубочках,
скорпион опускается на дно. Вода в эти трубочки
не заходит, так как воздух занимает пространство.

Затем на экране появляется
изображение паука-серебрянки. Ученик
рассказывает о нем.

В воде среди водных растений
паук-серебрянка строит себе из паутины убежище в
виде колокола. Дышит в нем паук воздухом,
принесенным с поверхности. Для этого он
высовывает наружу, над поверхностью воды брюшко,
а затем ползет с захваченным воздухом по стеблям
водных растений вниз, к колоколу. В воде воздух
вокруг брюшка выглядит как блестящий серебряный
пузырек – отсюда и название. Принеся несколько
порций воздуха, паук садится в колоколе у входа и
поджидает добычу – различных водных обитателей.
Зимует серебрянка либо в специально сделанном
коконе, либо в пустой раковине брюхоногих
моллюсков.

После этого на экране появляются
фотографии кубышки желтой, кувшинки белой,
виктории регия. На столах у учащихся имеются
листья ряски, взятые из аквариума.

Учитель: летом на поверхности водоема
плавают крошечные растения, словно кто-то
насыпал на воду мелкие зеленые листочки. Это
ряска. Попробуйте утопить ряску. Она сразу же
всплывает, потому что в тканях листовых
пластинок находятся крошечные аэрокамеры,
наполненные воздухом.

Вопрос к классу: какие еще слова с
приставкой аэро вам известны?

У нас на прудах растут желтые кубышки и
белые кувшинки. Листья этих растений служат
плотиками для лягушек. Сидят на них квакушки
спокойно. Листья эти не тонут. А вот в Южной
Америке растет водное растение – виктория регия.
Женщины из индейских племен, когда собирают
семена водных растений, сажают на листья
виктории маленьких детей. Дети спокойно играют
на них и даже не соскальзывают в воду, потому что
края листа загнуты вверх. Листья у виктории
огромные, двухметровые, и порой они, словно
гигантские блюдца, закрывают всю воду. Не тонут
же эти листья потому, что в них много воздушных
ходов. Есть воздух и в цветоножках, поэтому
цветок держится вертикально и не уходит на дно.

Как и кубышка, кувшинка стала редким
растением. И хотя растут они порой на глубине и в
букетах совсем не стоят, охотников добыть их
остается по-прежнему много. Увидите в летнюю пору
эти цветки, не трогайте их, пусть украшают они
наши водоемы.

Читайте также:  Какие основные физические свойства металлов

Затем на экране появляется
изображение водоросли, которая называется
ягодоносный саргассум.

Ученик рассказывает о ней. Особенно
буйно морские водоросли разрастаются по берегу
Мексиканского залива, где господствует
водоросль ягодоносный саргассум. Именно это
растение во время бушующие волны массами
отрывают, а чередующие отливы подхватывают и
передают течению Гольфстрим, которое и несет
водоросли далеко в океан. Среди бурной Атлантики
скопление этих водорослей образует спокойное
Саргассово море. Никаких ягод у этой водоросли
нет. Вся она увешана такими образованиями,
которые при более пристальном рассмотрении
оказываются всего лишь воздушными
вздутиями-пузырьками, которые выполняют роль
поплавков.

Учитель: существует такая наука
бионика, девиз которой: живые организмы – ключ к
новой технике.

Задание: найдите в тексте параграфа
описание водолазного колокола и кессона. После
этого необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Для чего человек сделал водолазный
колокол?

2. Как подается воздух людям,
находящимся под колоколом?

3. Что такое кессоны? Для чего
использует их человек?

4. Каким воздухом выдавливается вода из
кессонов?

После этого двум ученикам
предлагается сжать резиновый мяч и воздушный
шарик. Нажимая на эти тела они сжимают воздух,
находящийся в них, уменьшая при этом его объем. А
когда действие силы прекращается, то воздух
вновь занимает все предоставленное ему
пространство. Дети объясняют, что перечисленные
свойства воздуха называются сжимаемостью и
упругостью.

После этого учитель вместе с учениками
обсуждают вопрос: где и как использует человек
свойства воздуха сжимаемость и упругость?

Сжатый воздух используют в
пневматических машинах. Это, например, отбойные и
заклепочные молотки, которые можно внедрять в
грунт или в уголь и откалывать его на куски.
Существуют пескоструйные аппараты, которые дают
сильную струю воздуха, смешанную с песком. Эти
аппараты применят для очистки стен.

Сейчас нередко можно видеть работу
специальных аппаратов, применяемых для окраски
стен, где краску распыляет сжатый воздух. Сжатым
воздухом открывают и закрывают двери вагонов
поездов метро, троллейбусов и автобусов.
Стоп-краны, имеющиеся в каждом вагоне, приводятся
в действие сжатым воздухом.

В некоторых автомобилях в тормозных
устройствах и в звуковых сигналах используется
сжатый воздух. Используется он и в двигателях
внутреннего сгорания. Человек придумал ружье для
подводной охоты с применением сжатого воздуха. В
целом ряде химических и металлургических
процессов применяется сжатый воздух.

Учитель: однажды ученые решили
выяснить, сколько нужно взять воздуха, чтобы
получить 1 тонну чугуна? Попробовали они воздух
взвесить и выяснили, что 1 кубический метр
воздуха равен 1290 граммам. Чтобы получить 1 тонну
чугуна нужно 16000 кубических метров воздуха, а для
получения 1 тонны меди воздуха нужно в 4 раза
больше. Сколько же?

После этого на экране появляются горы.
Учитель читает стихотворение А. Д Дементьева
“Горы” и после этого спрашивает у детей: “Что
еще вы хотите подрисовать в этом пейзаже?”

Какие горы!
Боже мой! Какая тишина….
Вот если б взять их все домой,
Поставить у окна.
И просыпаться среди гор,
И засыпать при них.
И чтоб наш коммунальный двор
Восторженно притих.
И чтоб в горах пылал закат.
И в нем кружил орел.
И чтобы твой весенний взгляд
Мои глаза нашел.

Учитель: эти красивые горы я показала
вам не просто так. Оказывается, у подножия горы
воздух тяжелее, чем на вершине. Нагреваясь от
поверхности Земли слои воздуха расширяются,
уменьшают свою плотность, становятся более
разряженными и, поднимаясь вверх, переносят
тепло в верхние слои атмосферы. По мере удаления
от земной поверхности температура воздуха
падает, водяной пар в нем охлаждается, образуются
капельки воды или кристаллики льда. Появляются
ледники и вечные снега на вершинах гор. Горные
вершины и в тропиках покрыты вечным снегом.

Затем учащимся предлагается записать
основные свойства воздуха в зашифрованном виде.

1. цвет (бесцветный)

2. стекло (прозрачный)

3. водолазный колокол (воздух занимает
пространство)

4. стоп-кран (сжимаемость и упругость)

5. 1 кубический метр воздуха равен 1290
граммам (воздух имеет вес)

Затем на экране появляется парусник.

Учитель: в какой цвет вы хотели бы
покрасить эти паруса? В жизни каждого человека
всегда есть свои надежды и мечты, всегда есть
свои паруса. Пройдет совсем немного времени и
кто-то из вас под парусом пойдет в океан “за
тридевять земель”. И встретит вас чистый
бесцветный и прозрачный как стекло воздух, а если
вы захотите поохотиться, то на помощь придет
ружье для подводной охоты с сжатым воздухом. А
потом ваш корабль остановится около красивого
острова, на котором находятся горы и вам
захочется на них подняться, то вы не забудьте
взять с собой теплые вещи, так как воздух там
холоднее.

Желаю всем попутного ветра!

После этого подводятся итоги урока и
объявляются оценки.

Источник

Цели:

  • познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием “атмосфера”;
  • закреплять представления о газообразных веществах;
  • формировать умение постановки проблемных вопросов;
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах;
Читайте также:  Каким лечебным свойством обладает петрушка

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

  • оборудование для проведения опытов;
  • презентация (Приложение 1);
  • учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, 3 класс, 1 часть;
  • рабочая тетрадь А.А. Плешакова по окружающему миру 1 часть;
  • полиэтиленовые пакеты, шприцы

Ход урока

 I. Оргмомент. Повторение пройденного материала

– Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд. (слайд 1)

Вопросы:

  • Наука о веществах (химия)
  • С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)
  • Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)
  • Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)
  • Овощ, из которой получают сахар (свёкла)
  • Разновидность сахара (глюкоза)

II. Сообщение темы урока

(слайд 2) Тема урока «Воздух и его охрана»

(слайд 3) – Что вы знаете о воздухе?

– Что вы хотите узнать?

III. Работа по теме урока

1. Что такое воздух.

Воздух является «невидимкой». Мы его не видим, но знаем, что он повсюду вокруг нас. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером. В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты:

  1. Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
    – Легко ли он сжимается?
  1. Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
    – Можно ли сжать воздух?
    – Что произойдёт, если отпустить палец?

(слайд 4) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.

Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. (слайд 5). Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле?

– Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

(чтение учеником стихотворения «Воздух»)

Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

2. Состав и свойства воздуха

Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 6). Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

– Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму (слайд 7), записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

– Какими же свойствами обладает воздух? (слайд 8)

  1. Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
    – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
    – Нет.
    – Через стену мы видим соседний класс?
    – Нет.
    – А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
    – Да.
    – О каком свойстве воздуха это говорит?
    Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

  2. – Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
    – Зелёные.
    – Какого цвета школьная парта?
    – Коричневая.
    – А какого цвета воздух?
    – Он бесцветен.
    Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

  3. Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?
    – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
    – Чистый воздух не пахнет.
    Воздух не имеет запаха.

  4. Сейчас мы проделаем опыт, чтобыузнать ещё одно свойство воздуха.Чтобы убедиться в этом, можно проделать опыты:

    Опыт 1
    Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
    Что происходит?
    – Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
    Почему это стало возможным?
    – Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

    Опыт 2
    –Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?
    – Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

    При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

  5. Воздух плохо проводит тепло.

    У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

    – Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

    – У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

    – И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

    – А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

    – Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

    – А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

    Веет стужею январь,
    Рябчик, тетерев, глухарь
    Глубоко зарылись в снег.
    Он их греет, словно мех.

    Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Вопросы Почемучки? (слайд 9)

  1. Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?
  2. Почему в домах устанавливают двойные рамы на зиму?
  3. Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»
Читайте также:  Какие свойства имеет резина по сравнению с каучуком

– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения: (слайд 10)

  • фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,
  • автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,
  • пожары, извержения вулканов,
  • загрязнение земли непереработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника на стр.47, найдите пути решения этой проблемы. (слайд 11)

IV. Закрепление изученного материала

Тест «Воздух. Его охрана» (слайд 13,14)

  1. Какие вещества входят в состав воздуха?

    А. водород, медь, цинк
    Б. кислород, азот, углекислый газ
    В. хлор, фтор, йод

  2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

    А. азот
    Б. кислород
    В. углекислый газ

  3. Какими свойствами обладает воздух?

    А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
    В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

  4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

    А. При нагревании воздух расширяется
    Б. При охлаждении воздух сжимается
    В. Воздух плохо проводит тепло

  5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

    А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
    Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б 

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

(слайд 18) Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!

(слайд 19) Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь стр. 20 № 5.

Источник