Какие свойства воздуха используют животные когда прячутся

Какие свойства воздуха используют животные когда прячутся thumbnail

Цели:

  • познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием “атмосфера”;
  • закреплять представления о газообразных веществах;
  • формировать умение постановки проблемных вопросов;
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах;

Тип урока: изучение нового материала.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

  • оборудование для проведения опытов;
  • презентация (Приложение 1);
  • учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, 3 класс, 1 часть;
  • рабочая тетрадь А.А. Плешакова по окружающему миру 1 часть;
  • полиэтиленовые пакеты, шприцы

Ход урока

 I. Оргмомент. Повторение пройденного материала

– Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Тему урока, мы определим, отгадав кроссворд. (слайд 1)

Вопросы:

  • Наука о веществах (химия)
  • С его помощью можно обнаружить крахмал (йод)
  • Лимонная, муравьиная, щавелевая, молочная… (кислота)
  • Кислота, используемая для приготовления консервов (уксус)
  • Овощ, из которой получают сахар (свёкла)
  • Разновидность сахара (глюкоза)

II. Сообщение темы урока

(слайд 2) Тема урока «Воздух и его охрана»

(слайд 3) – Что вы знаете о воздухе?

– Что вы хотите узнать?

III. Работа по теме урока

1. Что такое воздух.

Воздух является «невидимкой». Мы его не видим, но знаем, что он повсюду вокруг нас. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри, или обмахиваемся веером. В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты:

  1. Наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
    – Легко ли он сжимается?
  1. Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
    – Можно ли сжать воздух?
    – Что произойдёт, если отпустить палец?

(слайд 4) Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств, что мы сейчас и делали.

Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. (слайд 5). Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова.

Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном. Так ли нужен Пятый океан Земле?

– Люди, растения и животные живут на дне воздушного океана. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была лишь безжизненным небесным телом.

(чтение учеником стихотворения «Воздух»)

Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах.

2. Состав и свойства воздуха

Так что же такое воздух? Это газ, а вернее, смесь газов (слайд 6). Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

– Откройте рабочую тетрадь стр.18 и восстановите диаграмму (слайд 7), записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркни название газа, который живые существа поглощают при дыхании.

– Какими же свойствами обладает воздух? (слайд 8)

  1. Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
    – Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
    – Нет.
    – Через стену мы видим соседний класс?
    – Нет.
    – А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
    – Да.
    – О каком свойстве воздуха это говорит?
    Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

  2. – Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
    – Зелёные.
    – Какого цвета школьная парта?
    – Коричневая.
    – А какого цвета воздух?
    – Он бесцветен.
    Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

  3. Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному?
    – В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
    – Чистый воздух не пахнет.
    Воздух не имеет запаха.

  4. Сейчас мы проделаем опыт, чтобыузнать ещё одно свойство воздуха.Чтобы убедиться в этом, можно проделать опыты:

    Опыт 1
    Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
    Что происходит?
    – Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
    Почему это стало возможным?
    – Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

    Опыт 2
    –Положим на колбу холодную влажную салфетку. Для чего я это делаю? Что же мы видим?
    – Мы видим, как вода поднимается по трубке. Воздух, как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

    При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

  5. Воздух плохо проводит тепло.

    У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

    – Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

    – У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

    – И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

    – А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

    – Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

    – А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

    Веет стужею январь,
    Рябчик, тетерев, глухарь
    Глубоко зарылись в снег.
    Он их греет, словно мех.

    Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (воздух плохо проводит тепло)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

Вопросы Почемучки? (слайд 9)

  1. Почему в сильные холода птицы сидят нахохлившись?
  2. Почему в домах устанавливают двойные рамы на зиму?
  3. Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!»
Читайте также:  Какое свойство воздуха при двойных рамах

– В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

А вот в городах воздух совсем другой, загрязненный. Вы мне можете объяснить с чем или с кем это связано?

Источники загрязнения: (слайд 10)

  • фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль,
  • автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ,
  • пожары, извержения вулканов,
  • загрязнение земли непереработанным мусором.

Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? Используя текст учебника на стр.47, найдите пути решения этой проблемы. (слайд 11)

IV. Закрепление изученного материала

Тест «Воздух. Его охрана» (слайд 13,14)

  1. Какие вещества входят в состав воздуха?

    А. водород, медь, цинк
    Б. кислород, азот, углекислый газ
    В. хлор, фтор, йод

  2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

    А. азот
    Б. кислород
    В. углекислый газ

  3. Какими свойствами обладает воздух?

    А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
    В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

  4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

    А. При нагревании воздух расширяется
    Б. При охлаждении воздух сжимается
    В. Воздух плохо проводит тепло

  5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

    А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
    Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: (слайд 15,16) 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б 

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

(слайд 18) Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!

(слайд 19) Домашнее задание: стр. 44-47, читать, отвечать на вопросы, рабочая тетрадь стр. 20 № 5.

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 7858789
Таня Масян

более месяца назад

Просмотров : 3   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

Какие свойства воздуха используют животные когда прячутся

 Почему в холодный зимний день воробей такой нахохленный? (Между перьями воробья – воздух, он сохраняет тепло тела воробья).
тоже самое и с лисой и другими животными

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

Какие свойства воздуха используют животные когда прячутся

Лучшее из галереи:

Какие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутсяКакие свойства воздуха используют животные когда прячутся

    Какие свойства воздуха используют животные когда прячутся

    Другие вопросы:

    Главный Попко

    Есть слова общелитературные, а есть диалектные. В одном и том же предмете крестьяне разных областей могли увидеть разные отличительные черты и дать очень интересное название этому предмету. Какое растение в диалектах названо группой синонимов пьяная ягода, пьяника, пьяничка, пьяница, синий виноград…

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 3   
    Ответов :    

    Суррикат Мими

    Скажите, пожалуйста, как это на литературном языке: “Да ты что!”

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 1   
    Ответов : 1   

    Пармезан Черница

    упр 161!!!!! прошу вас помогите!!! срочнооо) спасибо заранее

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 2   
    Ответов :    
    Картинок: 1   

    Энджелл

    Розберите пословицу”ни богатство ни славо не делоет человека ещё счастливым .

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 2   
    Ответов : 1   

    Васян Коваль

    Прочитай слова.Раздели их на слоги.Поставь знак ударения.Пронумеруй слова в алфавитном порядке.Берег,деревня,календарь,иней,облако,осина,язык,русский,праздник,хозяин,морковь,оранжевый.

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 2   
    Ответов : 1   

    Источник

    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. 3-й класс

     «Свойства воздуха.

    УМК «Планета знаний» разработан в соответствии с ФГОС НОО.

    Программа курса «Окружающий мир» авторы: И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова, Е.В. Саплина, А.И. Саплин.

    Учебник: Г.Г Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир», учебник для 3 класса в 2 частях.

    Рабочая тетрадь: И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин, рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику «Окружающий мир» 3 класс.

    Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

    Урок в 3-м классе по теме «Свойства воздуха. Охрана воздуха» изучается в разделе «Вода, воздух, горные породы» после изучения темы «Значение воздуха для жизни. Состав воздуха».

    определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;

    Читайте также:  Что такое магнитное поле какими свойствами оно обладает имеет ли источники вихри

              воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

    Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

    Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.

    Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма урока: урок-исследование.

    ТСО: проектор, экран, компьютер.

    – видео фрагмент «Загрязнение воздуха» (Приложение 3).

    1. Организационный момент. 1 мин

    2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 3 мин

    3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

    1) Доказываем реальность воздуха. Опыты. 5 мин

    2) Свойства воздуха. Опыты. 10 мин

    4. Физкультминутка. 2 мин

    5. Продолжение знакомства с новым материалом.

    1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 10 мин

    2) Охрана воздуха. 7 мин

    6. Закрепление изученного. 3 мин

    7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин

    8. Домашнее задание. 1 мин

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент

    Окружающий нас мир

    Интересно познавать

    Его тайны и загадки

    Мы готовы разгадать.

    – Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

    Учащиеся  сидят в группах.

    2. Постановка проблемы, актуализация знаний.

    Сообщение темы урока.

    – Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте  её.

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас! Что это?

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1

    – Сформулируйте тему урока.

    – На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?

    – А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?

    – Сегодня на уроке вы будете исследователями.  Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

    – А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

    – Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

    – А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?

    – Что же такое воздух?

    – На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2

    – Восстановите диаграмму.

    Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.

    (Мы продолжаем изучать тему воздух).        

    – Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)

    – Что такое воздух? (смесь газов)

    – Как обнаружить воздух?

    – Какие свойства есть у воздуха?

    – Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.

    – проведем опыты или исследования

    – используем свой жизненный опыт

    – воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.

    (Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).

    (Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).

    Восстанавливают диаграмму.

    3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

    1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.

    – Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

    – Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?

    – В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

    Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

    – Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:

    (Да)

    Ответы детей

    1. Работать дружно.

    2. Быть внимательным друг к другу.

    3. Быть вежливым.

    4. Помогать товарищу.

    5. Доброжелательно относиться друг к другу.

    ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?

    Проводят опыт.

    Делают вывод – (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).

    ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела,  сахара. Что вы увидели?

    – А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р.т.стр.20 зад.42).

    Проводят опыт.

    Делают вывод –  (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).

    ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.

    Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.  Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

    2) Свойства воздуха. Опыты.

    – Какими же свойствами обладает воздух?

    Слайд 3

    – Как нам это узнать?

    – Результаты будем записывать в таблицу.

    Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    Будем проводить опыты

    ОПЫТ 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь  и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?

    – А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

    – О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4

    Проводят опыт

    Нет, нет

    Да

    Заполняют таблицу.

    (Воздух прозрачен.)

    ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета?

    – Какого цвета школьная парта? Школьная доска?

    – А какого цвета воздух?

    – О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5

    Проводят опыт. (Зеленые)

    Ответы детей.

    (Нет цвета)

    Заполняют таблицу.

    (Воздух безцветен.)

    ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.

    – Заполните третий столбик таблицы. Слайд 6

    – Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

    Проводят опыт.

    Заполняют таблицу.

    (Воздух не имеет запаха.)

    Проверка таблицы.

    – У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

    – Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

    – У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

    Читайте также:  Какое из суждений о свойствах воды неверно

    – И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

    – Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

    – А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

    Веет стужею январь,

    Рябчик, тетерев, глухарь

    Глубоко зарылись в снег.

    Он их греет, словно мех.

    – Какое свойство воздуха объясняет эти факты? Слайд 7, 8

    – Заполните четвертый столбик таблицы.

    – Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

    Заполняют таблицу.

    (Воздух плохо проводит тепло.)

    (В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).

    – Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик?

    Обратимся к учебнику стр. 52

    (Еще есть свойства воздуха).

    ОПЫТ 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку – ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит?

    – Почему это стало возможным?

    – Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим?

    – Почему?

    Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха».

    – Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой.  Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.

    – Послушаем стихотворение. О каких свойствах воздуха говорится в стихотворении?

    (Из трубки стали выходить пузырьки воздуха)

    – Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

    (Выделение пузырьков прекратится)        

    – Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

    Читает ученик.

    Воздух

    Он прозрачный невидимка,

    Лёгкий и бесцветный газ.

    Невесомою косынкой

    Он окутывает нас.

    Он в лесу – густой, душистый,

    Как целительный настой,

    Пахнет свежестью смолистой,

    Пахнет дубом и сосной.

    Мы его не замечаем,

    Мы о нём не говорим,

    Просто мы его вдыхаем –

    Ведь он нам необходим.

    4. Физкультминутка

    – Вы, наверное, устали?

    – Воздух поможет вам отдохнуть.

    1. Упражнение « Цветочная поляна».

     – А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

    – Какое слово выразит его душистый аромат?

    – Сделайте глубокий вздох и скажите… ( АХ! )

    2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

    3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».

    5. Продолжение знакомства с новым материалом. 1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.

    – Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Слайд 9

    В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.

    – Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

    – А вот в городах воздух совсем другой. А какой?

    – К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»

    – Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?

    – Ребята, от чего воздух может загрязняться?

    – Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

    – Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

    – Какая играла музыка во время просмотра фильма?

    – Источниками загрязнения воздуха могут быть:

    – Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10

    (Загрязненный.)

    (Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень).

    ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ.

    ___________________

    ___________________

    ___________________

    (Очень тревожная).        

    – В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

    – Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

    – Пожары.

    – извержения вулканов,

    – загрязнение земли непереработанным мусором (свалки).

    2) Охрана воздуха.

    – Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

    – Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.

    – Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?

    – Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

    Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

    – Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

    Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

    – Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

    – Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

    – Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

    Сделайте вывод.

    (На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)

    Работа в группах.