Какие свойства воздуха используются при надувании мяча

Какие свойства воздуха используются при надувании мяча thumbnail

Ольга Чуракаева
Конспект занятия-исследования «Воздух упругий»

Конспект занятия-исследования

«Воздух упругий»,

подготовительная группа детского сада.

Цель:

расширить представления детей о свойствах воздуха;

расширение представлений о изменении воздуха при разных температурах окружающей среды.

познакомить детей с тем, что воздух может надувать разные предметы (шары, мешочки);

воспитание интереса к окружающему миру;

развитие познавательной активности, логического мышления;

развитие исследовательских способностей детей, формирование умений делать умозаключения и выводы на основе проведенного исследования.

Задачи:

Формирование у детей знаний о воздухе на базе элементарных естественно – научных представлений, опытнической практики.

Развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать познавательный интерес.

Форма проведения:

исследование.

Интеграция:

развитие речи, ознакомление с окружающим миром, прогулка.

Демонстрационный материал и оборудование для эксперимента:

бумажные и целлофановые пакеты, воздушные шары, резиновые мячи, перышки, игрушка Пяточка.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей стать учениками школы «Профессора Всезнамуса». Дети садятся вокруг большого стола. В дверь раздается стук.

Воспитатель: кажется, к нам спешит еще один ученик.

в группу вносят игрушку Пятачка, в лапах у него порванный воздушный шарик.

Воспитатель: Пятачок скажи, что у тебя случилось?

Пятачок: Я, наконец, подарил своему другу Винипуху воздушный шар, он так обрадовался, крепко – крепко его обнял и шарик лопнул. Я не знаю, что с ним произошло.

Воспитатель: Все понятно! В нашей школе юных исследователей мы все тебе объясним, что же случилось с твоим шариком. Проходи, садись.

Воспитатель: И так начнем! Ребята давайте все подуем ртом (все дуют). Что у вас получилось?

Дети: Получился ветер.

Воспитатель: Подставьте руку к своей струе воздуха, и вы сможете его почувствовать (дети выполняют).

Воспитатель: Вот таким образом можно надувать разные мягкие предметы. Ребята посмотрите на свои воздушные шарики. Какие они сейчас?

Дети: Шарики мягкие, плоские, не имеют формы.

Опыт 1.

Предлагает детям надуть свои воздушные шары.

Воспитатель: Воздух заполнил шары, у них появилась форма.

Какой можно сделать вывод?

Дети: Воздух приобрел форму предмета.

Воспитатель: Правильно, значит, воздух может приобретать форму предметов.

Опыт 2.

Предлагает детям потрогать свои воздушные шары.

Воспитатель: Какие теперь стали ваши шарики?

Дети: Упругими.

Воспитатель: Правильно, воздух внутри становится упругим, и надутые предметы тоже становятся упругими от воздуха. Какой теперь можно сделать вывод?

Дети: воздух делает надутые предметы упругими.

Воспитатель: Правильно, значит, воздух может придавать предметам упругость.

Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?

Дети: нет.

Опыт 3.

Воспитатель: Какими стали ваши пакеты?

Дети: Пакеты стали выпуклыми.

Воспитатель: Они наполнены воздухом, но мы его не видим, значит, воздух невидим.

Опыт 4.

Воспитатель сообщает, что сейчас сделает интересную хлопушку, показывает бумажный пакет, обращает внимание на то. Что у него нет формы, он мягкий, не упругий. Надувает пакет, показывает, какую форму он приобрел, дает всем потрогать и почувствовать его упругость, а затем предупреждает (чтобы дети не испугались, что сейчас хлопнет по нему. Хлопает и показывает, как пакет разорвался.

Предлагает детям сделать со своими пакетами тоже.

Воспитатель: как вы думаете, почему разорвался пакет?

Дети дают разные варианты ответов.

Воспитатель: Пакет разорвался потому, что воздух внутри сделал его упругим. Таким образом, можно сделать вывод, что от упругости воздуха предметы могут лопаться или рваться.

Воспитатель: Скажите ребята, теперь мы можем объяснить Пяточку, что случилось с его воздушным шариком?

Дети: Шарик лопнул потому, что его сильно сжали, а в нутрии у него был воздух. Он придавал шару упругость.

Воспитатель: правильно. Шарик сильно сжали, и воздуху стало мало места, он сделал шар более упругим и стенки шарика не выдержали сильной упругость воздуха, они становились все тоньше и тоньше, пока не лопнули и воздух не вышел наружу.

Пятачок: Спасибо ребята теперь я все понял почему лопнул мой шарик. Побегу и подарю Винипуху новый шарик, только предупрежу, что бы он его сильно не сжимал.

Физминутка:

Игра с перышком. Дети встают парами. Воспитатель предлагает каждой паре дуть на свое перышко и как можно дольше удерживать его в воздухе.

Воспитатель загадывает загадку: «Кинешь в речку – не тонет, бьешь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать – станет кверху летать» (мяч).

Опыт 5.

Воспитатель показывает мяч и говорит:» вот удивительный предмет – круглый, плотный, упругий, ото всего отскакивает, играть с ним – одно удовольствие! Почему же он такой? Что у него внутри?

Дает детям потрогать, нажать почувствовать упругость.После ответов делает вывод: «Мяч надут воздухом, поэтому он такой упругий. Чем лучше мяч надут, тем более он упругий и тем лучше прыгает.

Дидактическая игра с мячом «Упругий – не упругий».

Воспитатель: ребята вы были хорошими учениками в школе «Профессора Всезнамуса». Но у нас остались воздушные шары, давайте пойдем гулять и узнаем еще про одно свойство воздуха.

Дети выходят на прогулку.

Опыт 6.

Воспитатель: Ребята посмотрите наши шарики в группе были упругими, ими хорошо было играть. А сейчас что с ними случилось?

Дети: шары стали маленькими и не упругими.

Воспитатель: Да шары как будто сдулись, но они по-прежнему завязаны и воздух из них не мог выйти, значит, произошла, что- то другое.

Дети: Да шарики завязаны.

Воспитатель: А произошло вот что. Когда мы были в группе, температура воздуха была высокая и наши шарики были большими и упругими, воздух в них был расширенным. А когда мы вышли на улицу, то температура воздуха резко понизилась, и воздух в шарах сжался, место в шариках освободилась, потому что воздух сжался и шары стали не упругими.

Читайте также:  Какие есть свойства живого организма

Предлагает детям потрогать шарики.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего опыта?

Дети: От холодной температуры воздух сжимается, а от теплой расширяется. От этого шарики то упругие, то нет.

Итог занятия:

Воспитатель: Правильно. Ребята скажите, что нового мы сегодня узнали о свойствах воздуха?

Дети:

воздух может принимать форму предмета, который надувают;

воздух придает предметам упругость;

воздух невидим;

от упругости воздуха предметы могут рваться или лопаться;

воздух от разной температуры может сжиматься или расширяться;

чем больше предмет надут воздухом, тем сильнее он упругий.

Воспитатель: Правильно ребята, вы все хорошо запомнили.Я даю вам домашнее задание: поговорите с родителями про насос, которым можно накачивать воздух; выясните, какие предметы накачивают воздухом, зачем нужны эти предметы, что с ними делают. На следующем занятии вы расскажете, что нового узнали.

Источник

Урок окружающего мира. 4 класс. 26.11.2014

Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.

Тема: Как человек использует свойства воздуха.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели и задачи:

Образовательные:

– сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах;

– рассмотреть примеры использования человеко воздуха.

.Метапредметные:

– развивать умение наблюдать, проводить опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта; выводы и умозаключения;

– развивать интерес к предмету;

– создавать условия для высказывания аргументированного мнения;

– развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

обобщать полученную информацию в виде кластера;

– воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.

Личностные:

– формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;

– воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.

– воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь

Ведущий вид деятельности: продуктивный

Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)

Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.

Педагогические технологии:

– деятельностный метд обучения;

– объяснительно – иллюстративного обучения;

– педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ – технология (презентация).

Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.» А.А.Вахрушев

Оьорудование:

1. Презентация к уроку

2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)

Проверка домашнего задания.

Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.

Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!

– Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)

-Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):

– Как называется водная оболочка земли?

– Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

– Назовите основные свойства воды.

– Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

– Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

– Где человек использует выталкивающее свойство воды?

– Какое свойство воды используется при стирке ?

– Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

– Какое свойство воды используется в паровом двигателе?

– Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.

Индивидуально на карточках:

Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.

Текучесть Паровой двигатель

Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи

Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции

Расширяется при нагревании Изобретение кораблей

Растворитель Водопровод

2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока.

Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)

– Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)

– Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.

– Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?

– Каковы будут цели урока?

Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.

2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.

– Какой предложите план работы над темой?

1) Вспоминаем то, что знаем

2) Опыты, наблюдения – сводная таблица

3) Выводы

3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)

Вспоминаем то, что знаем:

– Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

– Что такое воздух? (смесь газов)

– Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?

– Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)

– Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)

– Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)

– Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).

– Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)

– Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.

Читайте также:  Какие свойства ионной связи

Опыт 1.

Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)

– Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) – почувствовали

При движении, воздух – осязаем.

Опыт 2.

Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.

– Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)

– Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)

Опыт 3.

Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.

– Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.

– Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)

– Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?

(ветер надувает паруса – уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)

– таблица

Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.

-Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.

– Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)

– Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.

– Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)

– Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

( при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается)

Опыт 2.

Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.

На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица

– Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) – таблица

– Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?

(выталкивающая сила ) – таблица

– Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов

Опыт 3.

Бросить листик бумаги в воду.

– Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?

(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица

– Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?

(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)

– Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.

– Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)

– Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.

– Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?

– Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?

(воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица

– Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?

– Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.

– Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)

(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) – таблица

– Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и

Читайте также:  Вспомните какими химическими свойствами обладают

провести для этого такой опыт:

Опыт 4. (проводит ребенок у доски)

Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.

(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)

– Такое свойство называется – упругость – таблица.

– Где можно использовать упругость накачанного воздуха?

( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) – таблица

– Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.

К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.

Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.

Работа в группах.

Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.

– Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?

Азот – азотные удобрения

Кислород – используют для сварки

Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку

Водородом наполняют воздушные шарики

Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?

(силу ветра, свойства и состав воздуха)

5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний.

(2 минуты)

– Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?

– если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?

– если бы воздухе не было углекислого газа?

– если бы воздух был более плотным, чем есть?

– если бы в воздухе не было кислород?

– Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?

– Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)

Работа в тетради (при наличии времени)

– Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:

– Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –

парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары

– Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты)

Работа в тетради. Стр. 34. № 2

– Напишите какие свойства воздуха используют

Вертолет

плотность

Двойное остекление

низкая теплопроводность

Растение

наличие в воздухе углекислого газа

Ракета

плотность

Надувной матрац

упругость

Костёр

наличие в воздухе кислорода

Проверьте свою работу по эталону.

У кого получилось без ошибок?

У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)

7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)

Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)

Достигли ли цели? Докажите:

– Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)

– Какие свойства воздуха запомнили?

– Кто доволен уроком и собой на уроке?

– У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? – внимательно поработать дома

– Кто очень доволен и уроком и собой?

Спасибо за урок. Спасибо за внимание.

Или блиц-опрос:

– Что такое воздух?

– Какие газы входят в состав воздуха

– Имеет ли воздух определенную форму и объем

– Как называется воздушная оболочка земли

– Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям

– Что делает воздух при нагревании

– Почему не падают самолеты. Вертолеты

– Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах

– Какой газ используют при производстве газировки

– Сколько человек может прожить без воздуха

– Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться

Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.

Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)

– Следовательно?…(воздух имеет вес, массу)

– Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.

– Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.

Личностные:

осознанное

отношение

к учению

Познавательные:

– сравнение

– синтез

– структуриро

-вание знаний

– выдвижение

гипотез

Познават-е:

– постановка

проблемы

– выдвижение

гипотез

Регулятивные:

-целеполагание

– планирование

– знаково-

символическое

моделирование

Познавательные:

– структуриро-

вание знаний

– выдвижение

гипотез

Познавательные:

– структуриро-

вание знаний

Регулятивные:

– контроль

– оценка

– коррекция

– волевая

саморегуляция

Коммуника-

тивные:

– выражать

свои мысли

в партнерстве

Регулятивные:

– волевая

саморегуляция

– самооценка

Познавательные:

– рефлексия

познавательного

процесса

Регулятивные:

– волевая

Саморегуляция

– контроль,

– самооценка

Познавательные:

– рефлексия

познавательного

процесса

Источник