Какие свойства воздуха используются в мяче

Урок окружающего мира. 4 класс. 26.11.2014

Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.

Тема: Как человек использует свойства воздуха.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цели и задачи:

Образовательные:

– сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах;

– рассмотреть примеры использования человеко воздуха.

.Метапредметные:

– развивать умение наблюдать, проводить опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта; выводы и умозаключения;

– развивать интерес к предмету;

– создавать условия для высказывания аргументированного мнения;

– развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

обобщать полученную информацию в виде кластера;

– воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.

Личностные:

– формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;

– воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.

– воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь

Ведущий вид деятельности: продуктивный

Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)

Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.

Педагогические технологии:

– деятельностный метд обучения;

– объяснительно – иллюстративного обучения;

– педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ – технология (презентация).

Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.» А.А.Вахрушев

Оьорудование:

1. Презентация к уроку

2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)

Проверка домашнего задания.

Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.

Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!

– Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)

-Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):

– Как называется водная оболочка земли?

– Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

– Назовите основные свойства воды.

– Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

– Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

– Где человек использует выталкивающее свойство воды?

– Какое свойство воды используется при стирке ?

– Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

– Какое свойство воды используется в паровом двигателе?

– Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.

Индивидуально на карточках:

Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.

Текучесть Паровой двигатель

Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи

Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции

Расширяется при нагревании Изобретение кораблей

Растворитель Водопровод

2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока.

Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)

– Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)

– Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.

– Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?

– Каковы будут цели урока?

Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.

2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.

– Какой предложите план работы над темой?

1) Вспоминаем то, что знаем

2) Опыты, наблюдения – сводная таблица

3) Выводы

3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)

Вспоминаем то, что знаем:

– Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

– Что такое воздух? (смесь газов)

– Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?

– Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)

– Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)

– Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)

– Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).

– Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)

– Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.

Опыт 1.

Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)

– Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) – почувствовали

При движении, воздух – осязаем.

Опыт 2.

Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.

– Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)

– Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)

Опыт 3.

Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.

– Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.

– Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)

– Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?

(ветер надувает паруса – уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)

– таблица

Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.

-Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.

– Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)

– Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.

Читайте также:  Какое свойство инновации является первым

– Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)

– Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

( при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается)

Опыт 2.

Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.

На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица

– Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) – таблица

– Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?

(выталкивающая сила ) – таблица

– Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов

Опыт 3.

Бросить листик бумаги в воду.

– Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?

(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица

– Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?

(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)

– Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.

– Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)

– Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.

– Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?

– Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?

(воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица

– Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?

– Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.

– Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)

(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) – таблица

– Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и

провести для этого такой опыт:

Опыт 4. (проводит ребенок у доски)

Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.

(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)

– Такое свойство называется – упругость – таблица.

– Где можно использовать упругость накачанного воздуха?

( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) – таблица

– Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.

К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.

Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.

Работа в группах.

Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.

– Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?

Азот – азотные удобрения

Кислород – используют для сварки

Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку

Водородом наполняют воздушные шарики

Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?

(силу ветра, свойства и состав воздуха)

5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний.

(2 минуты)

– Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?

– если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?

– если бы воздухе не было углекислого газа?

– если бы воздух был более плотным, чем есть?

– если бы в воздухе не было кислород?

– Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?

– Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)

Читайте также:  Какие полезные свойства есть в морошке

Работа в тетради (при наличии времени)

– Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:

– Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –

парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары

– Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты)

Работа в тетради. Стр. 34. № 2

– Напишите какие свойства воздуха используют

Вертолет

плотность

Двойное остекление

низкая теплопроводность

Растение

наличие в воздухе углекислого газа

Ракета

плотность

Надувной матрац

упругость

Костёр

наличие в воздухе кислорода

Проверьте свою работу по эталону.

У кого получилось без ошибок?

У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)

7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)

Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)

Достигли ли цели? Докажите:

– Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)

– Какие свойства воздуха запомнили?

– Кто доволен уроком и собой на уроке?

– У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? – внимательно поработать дома

– Кто очень доволен и уроком и собой?

Спасибо за урок. Спасибо за внимание.

Или блиц-опрос:

– Что такое воздух?

– Какие газы входят в состав воздуха

– Имеет ли воздух определенную форму и объем

– Как называется воздушная оболочка земли

– Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям

– Что делает воздух при нагревании

– Почему не падают самолеты. Вертолеты

– Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах

– Какой газ используют при производстве газировки

– Сколько человек может прожить без воздуха

– Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться

Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.

Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)

– Следовательно?…(воздух имеет вес, массу)

– Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.

– Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.

Личностные:

осознанное

отношение

к учению

Познавательные:

– сравнение

– синтез

– структуриро

-вание знаний

– выдвижение

гипотез

Познават-е:

– постановка

проблемы

– выдвижение

гипотез

Регулятивные:

-целеполагание

– планирование

– знаково-

символическое

моделирование

Познавательные:

– структуриро-

вание знаний

– выдвижение

гипотез

Познавательные:

– структуриро-

вание знаний

Регулятивные:

– контроль

– оценка

– коррекция

– волевая

саморегуляция

Коммуника-

тивные:

– выражать

свои мысли

в партнерстве

Регулятивные:

– волевая

саморегуляция

– самооценка

Познавательные:

– рефлексия

познавательного

процесса

Регулятивные:

– волевая

Саморегуляция

– контроль,

– самооценка

Познавательные:

– рефлексия

познавательного

процесса

Источник

Цели:

  • ознакомить учащихся с составом и основными
    физическими свойствами воздуха, закреплять
    представления о газообразных веществах;
  • учить быть наблюдательными.
  • развивать познавательный интерес.
  • воспитывать культуру общения, умение работать в
    группах;

Оборудование:

  • колба, стакан (2 шт.),1 с марганцевой  водой.
  • пробирки, стеклянная трубка d = 1,5-2 см
  • картофель, деревянная палочка длиной 20 см, d = 1,5
  • мяч, спиртовка,  марганцевокислый калий,
    свеча.
  • компьютер, мультимедийный проектор,
    презентация “Состав и свойства воздуха” (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Проверка Д.З.

2) Узнай меня

1. Миллиарды  лет назад я был могучим деревом.
 А сейчас я обогреваю жилье, привожу в движение
машины и даю людям лекарство. Вы меня
узнали?    (Каменный уголь)

2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела. (Мел)

3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)

– Какое из этих полезных ископаемых добывают в
нашем районе? Как его используют?

II. Введение в тему  урока

Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

– Сформулируйте тему урока.

(Высказывания детей)

Тема нашего урока «Состав и свойства воздуха»

– На какие вопросы вы хотите найти ответ?  (Целеполагание)

  • Что такое воздух?
  • Из чего он состоит?
  • Каковы свойства воздуха?
  • Как человек их использует?

III. Работа по теме урока

– В классе мы видим доску, парту, стены, а за
окном дома, деревья. А можно ли увидеть воздух? Мы
не видим окружающего нас воздуха, Но в некоторых
случаях можем его обнаружить. Вы все видели
мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана. Если
опустить в стеклянную емкость с водой стакан
вверх дном и медленно наклонять его, то вы
увидите, как из стакана выходит воздух, а на его
место в стакан входит вода.
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным
покрывалом – атмосферой. Воздух есть
везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое
свободное пространство на Земле заполнено
воздухом. Без воздуха невозможна жизнь на Земле.
Без воздуха вечно царствовали бы пустота и
безмолвие. Если бы Земля утратила воздух, она,
подобно Луне, была  бы лишь безжизненным
небесным телом. (Приложение 1,
слайд 9)

– Что такое воздух? Это не просто газ, а
смесь  разных газов. (Приложение
1
, слайд 10).  Как вы понимаете слово
«смесь»?  Всего лишь 2 века назад учёные узнали,
что воздух – смесь многих газов, в основном азота
(его в составе воздуха больше всего) – 78%,
кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
Известно, что воздушная оболочка окружает не
только нашу планету, она есть и на Венере, и на
Марсе. Однако жизни на этих планетах не
существует. Почему?

Читайте также:  Каким свойствами обладают живые организмы краткий ответ

– Какой из  газов в воздухе  необходим для
дыхания, какой газ самый важный? Это кислород.
Попробуем получить этот газ.

Опыт 1.  Получение  кислорода
 путем нагревания марганцевокислого калия и
обнаружение газа при помощи тлеющей лучинки или
тонкой стальной проволоки с угольком на ее конце.

– Почему ярко вспыхнула стальная проволока?
Кислород поддерживает горение. Без него мы не
смогли бы завести машину, разжечь  печь,
сварить на газовой плите обед.  Почему  же
кислород самый важный газ? (Он необходим для
дыхания и поддерживает горение)

– Всегда ли состав воздуха одинаков?

Опыт 2 со свечой. (Приложение
1
, слайд  11) Почему потухла свеча? (Кислород
сгорел, а под банкой остался воздух, в котором нет
газа, поддерживающего горение. Значит, состав
воздуха изменился.)

Дышат люди, животные,  и все выдыхают
углекислый газ, горит огонь – образуется
углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в
воздух целые облака углекислого газа. Все живое
давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно
они возвращают в воздух кислород.  Чем больше
зелени, тем чище воздух.

Физкультминутка

– Сегодня вы еще больше узнаете о
воздухе (его свойствах). Их много, но сегодня мы
узнаем только часть свойств. Подрастая, вы будете
знакомиться и с другими свойствами.

– Какие свойства воздуха вы знаете?

–  Почему я вас вижу? (Воздух 
прозрачный)

– Тетрадь  Саши голубая, доска в классе
зеленая.  А какого цвета воздух? (Воздух
бесцветный)
Только толстый слой воздуха имеет
голубой цвет.

Опыт 3. Попробуйте сжать воздух?
Получилось? А я покажу вам как его сжать.

Опыт 4. (Приложение 1,
слайд  13)  При продвижении 1 картофельного
кружка внутрь трубки, второй с шумом вылетает.

– Почему вылетел 2-й кружок? (Трубка была
наполнена воздухом. При движении 1-го кружка
происходило сжатие воздуха. Сжатый воздух
вытолкнул 2-ой кружок)

– Какой вывод можно сделать? (Воздух сжимаем,
воздух упруг)
. Это свойство
используется в авто- и железнодорожном
транспорте для торможения, используется в шинах
колес, нужен космонавтам, водолазам,
используется в больнице, в реанимации).

(Опыты  5 ,6, 7  дети выполняют  в
группах. Делают вывод)

Опыт 5. Резиновый мяч при ударе о пол,
отскакивает от пола вверх.
Почему? Почему шины велосипеда, машины пружинят?
(Мяч наполнен воздухом. От пола отскакивает
потому, что воздух, сжатый при ударе мяча об пол,
стремится расшириться и занять первоначальный
объем).  Значит воздух упругий

– Чем сжимают воздух? (Компрессором, насосом).

Опыт 6. Загадка «Он  такой большой,
что занимает весь мир, он такой маленький, что
 пролезет в любую щель ».  Это загадка про
воздух. Воздух занимает место
(пробирку опустить в стакан вверх дном, вода не
может зайти в пробирку,  т.к. воздух занимает
место; приподнимают пробирку – выходят пузырьки
воздуха) (Приложение 1,
слайд 14)

– В нашем учебнике на с 38 есть такое
высказывание «Воздух окружает нас повсюду: на
улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть,
но его можно  почувствовать, если…»  Как
почувствовать воздух?

Опыт 7. Что произойдет, если воздух
нагреть?

– Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в
воду. Заметим, что вода не входит в трубку – ее
«не пускает» воздух. Будем нагревать колбу.
– Что происходит?
– Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
– Почему это стало возможным?
– Этот опыт показывает, что воздух при
нагревании расширяется.
– Теперь положим на колбу холодную влажную
салфетку. Что же мы видим?
– Мы видим, как вода поднимается по трубке. Это
происходит потому, что воздух при охлаждении
сжимается.

Вывод:  Воздух при нагревании
расширяется, при охлаждении сжимается.

Объем воздуха изменяется в зависимости от его
температуры. При нагревании расширяется, при
охлаждении сжимается. (Приложение
1
, слайд 15)

Воздух плохой проводник тепла. (Приложение 1, слайд 16)

Многие растения, зимующие под снегом, не
замерзают потому, что между холодными частицами
снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает
теплое одеяло, укрывающие стебли и корни
растений.
– В сильные морозы вы наденете пальто или шубу?
Почему?

(Приложение 1, слайд
17) Воздух имеет вес: теплый весит
меньше, холодный – больше.
Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет
тому назад взвесил воздух. Он взял медный шар с
отверстием и поставил на весы. Затем откачал из
шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на
весы. Шар стал легче! Так ученый пришел к выводу,
что воздух имеет вес.

IV. Закрепление знаний

Работа по учебнику. Чтение, ответы на вопросы

V. Вопросы  Почемучки:

Перечислите свойства воздуха и подумайте , о
каких свойствах воздуха идет речь.

  • Почему при ударе мяч отскакивает от пола?
  • Почему окна делают с двойными рамами?
  • В  чем будет теплее: в 10-ти  шелковых
    блузках или в 1-й шерстяной?
  • Почему в сильные морозы птицы  сидят
    нахохлившись?
  • Что происходит с объемом воздуха при
    нагревании?
  • Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?

VI. Итог урока

– На какие вопросы мы искали ответы?
– Что нового узнали на уроке?

VII. Рефлексия

В начале урока раздаются карточки
для  самооценки  учащихся, в конце урока
дается время на заполнение карточек.
карточка на выявление уровня комфортности на
уроке, самооценку уровня усвоения
материала,   работы на уроке

Отметь знаком «+» , оцени  свое
настроение
1. Мое настроение в начале урока   
2. Мое настроение в конце урока   
Отметь знаком «+» , оцени себяХорошоНе оченьПлохо
1. Данную тему  я усвоил (а)   
2. На уроке я работал (а)   

VIII. Домашнее задание: стр. 44-47, читать,
отвечать на вопросы

1 вариант – Составить задачу на свойства
воздуха
2 вариант – Нужно ли охранять воздух? Что для
этого нужно сделать?

Источник