Какие требования содержатся в государственных стандартах

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

(часть 7 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория “федеральный университет” или “национальный исследовательский университет”, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Открыть полный текст документа

Источник

В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» 1993 г. (ст. 7, п. 2), Федеральным законом «Об энергосбережении» 1996 г., рядом других законов РФ для государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также межгосударственных стандартов (ГОСТ), применяемых на территории Российской Федерации, во всех случаях обязательными являются следующие требования:

– по обеспечению безопасности продукции, услуг и работ (производственных процессов) для жизни, здоровья и имущества;

– к продукции, услугам и работам (производственным процессам), устанавливаемые с целью охраны окружающей природной среды;

– к продукции и работам (производственным процессам), устанавливаемые для обеспечения всех видов совместимости и взаимозаменяемости продукции;

– к продукции, услугам и работам (производственным процессам), устанавливаемые для обеспечения единства методов (способов) и методик контроля (испытаний, измерений, анализа) за соблюдением обязательных требований к этим объектам;

– к продукции с целью обеспечения единства ее маркировки для потребителей;

– к продукции, услугам и работам (производственным процессам), устанавливаемые для обеспечения их экономичности при производстве, обращении (хранении и транспортировании) и потреблении (эксплуатации или использовании), оказании услуг, выполнении работ (при функционировании производственных процессов);

– иные, установленные законодательством Российской Федерации и относящиеся к продукции, услугам и работам (производственным процессам).

Перечисленные выше виды требований, установленные в ГОСТ Р и ГОСТ, являются императивно-обязательными для их соблюдения как субъектами хозяйственной деятельности (любых форм собственности на средства производства), так и государственными органами управления, а также местными (муниципальными) органами власти.

Обязательными требованиями на продукцию, услуги и работы (производственные процессы), устанавливаемыми для обеспечения их безопасности для жизни, здоровья, сохранения генетического фонда человека и его имущества и подлежащими проверке, являются следующие:

– по обеспечению механической безопасности;

– по обеспечению электробезопасности, а также электромагнитной безопасности;

– по обеспечению пожарной безопасности;

– по обеспечению взрывобезопасности;

– по обеспечению радиационной безопасности, в том числе безопасности ионизирующих излучений;

– по обеспечению химической безопасности, т.е. защиты от недопустимого уровня воздействия вредных химических и ядовитых загрязняющих веществ (в том числе предельно-допустимые выбросы и сбросы вредных химических веществ или входящих в них загрязняющих компонентов в воздух и сточные воды);

Читайте также:  В каких таблетках содержится статин

– по обеспечению биологической безопасности, т.е. защиты от недопустимого уровня воздействия вредных микробиологических, токсичных веществ, болезнетворных для человека микробов и бактерий.

Обязательными требованиями на продукцию и работы (производственные процессы), устанавливаемыми с целью совместимости и взаимозаменяемости продукции и подлежащими проверке, являются требования по обеспечению:

– функциональной совместимости и взаимозаменяемости;

– геометрической совместимости (стыкуемости, соразмерности) и взаимозаменяемости;

– электрической совместимости;

– электромагнитной совместимости;

– прочностной совместимости;

– надежностной совместимости;

– метрологической совместимости и взаимозаменяемости;

– информационной совместимости;

– технологической совместимости;

– диагностической совместимости;

– программной совместимости;

– организационно-технической совместимости.

Обязательными требованиями на продукцию, услуги и работы (производственные процессы), устанавливаемыми для обеспечения единства методов (способов) и методик их контроля (испытаний, измерений, анализа), являются следующие:

– обязательные требования к средствам инструментального контроля и вспомогательным устройствам, с использованием которых возможно использование данного метода (способа) контроля;

– обязательные требования к порядку (правилам, методике) подготовки к проведению контроля;

– обязательные требования к методике (порядку, режиму, правилам) проведения собственно контроля всех обязательных требований к качеству продукции (услуги), установленных в технических регламентах и стандартах на нее;

– обязательные правила (методика) обработки результатов инструментального, то есть объективного контроля;

– обязательные правила (методика) документального оформления результатов инструментального контроля;

– допустимая погрешность инструментального контроля с использованием данного метода (способа) и данной методики контроля (испытаний, измерений, анализа).

Обязательными требованиями на продукцию, устанавливаемыми с целью обеспечения единства маркировки для потребителей, является следующие их конкретные виды (по ГОСТ Р 51121-97);

– наименование товара;

– наименование страны-изготовителя;

– в наименование фирмы-изготовителя (может быть дополнительно обозначено буквами латинского алфавита);

– основное целевое (или функциональное) предназначение товара и область его применения;

– дата изготовления товара;

– обязательные правила и условия безопасного хранения, транспортирования товара, его безопасного и технически эффективного применения (потребления), ремонта (восстановления – при возможности), утилизации или захоронения, или уничтожения (при необходимости).

Обязательными требованиями на продукцию, услуги и работы (производственные процессы), устанавливаемыми для обеспечения оптимальной экономичности, могут быть следующие конкретные виды требований в стандартах:

– абсолютная и (или) удельная материалоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, оказания услуг, выполнения работ;

– абсолютная и (или) удельная энергоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, оказания услуг, выполнения работ;

– абсолютная и (или) удельная топливоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, а также оказания услуг и выполнения работ;

– абсолютная и (или) удельная фондоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, а также оказания услуг и выполнения работ;

– абсолютная и (или) удельная трудоемкость производства, хранения, транспортирования, потребления, ремонта, утилизации (или захоронения, или уничтожения) продукции, а также оказания услуг и выполнения работ.

К добровольным в современных хозяйственно-правовых условиях России относятся требования стандартов, характеризующие потребительные и иные свойства продукции и услуг, не отнесенные к изложенным выше обязательным требованиям стандартов. Необходимость выполнения добровольных требований стандартов изготовитель (поставщик) и потребитель (заказчик, покупатель) определяют самостоятельно при заключении договоров (контрактов) на разработку и поставку продукции (оказание услуг, проведение работ). Таким образом, добровольные требования стандартов становятся диспозитивно обязательными для поставщика (разработчика, изготовителя) и потребителя (заказчика и покупателя) при ссылке на них в договоре (контракте).

Источник

Российская система стандартизации опираясь на международный опыт, приближена к международным правилам, нормам и практике стандартизации, но имеет и свой отечественный опыт и свои особенности, не противоречащие международным.

Законом РФ «О стандартизации» установлены следующие нормативные документы по стандартизации:

– Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);

– применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

– общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

– стандарты отраслей (ОСТ);

– стандарты предприятий (СТП) ;

– стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

До настоящего времени действуют еще стандарты бывшего СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов – Госстрой России. В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

К обязательным требованиям относятся:

безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы;

техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий;

единство методов контроля и единство маркировки.

В некоторых случаях, если это целесообразно и необходимо для обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности отечественных товаров, в стандартах могут быть установлены перспективные (предварительные) требования, которые опережают возможности традиционных технологий. Это, с одной стороны, не противоречит положению о предварительных

стандартах, а, с другой – служит стимулом для внедрения новых, передовых технологических процессов на отечественных предприятиях.

Государственные стандарты обязательны для применения всеми предприятиями, организациями и учреждениями Российского и местного подчинения во всех отраслях страны.

Государственные стандарты устанавливаются главным образом на продукцию массового или крупносерийного производства, многократного и межотраслевого применения, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты, регламентация которых необходима для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных областей науки, техники, производства, культуры.

Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться маркированием продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам. Форму знака соответствия ГОСТ Р, порядок маркирования этим знаком, а также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на маркирование ими продукции или услуг этим знаком устанавливает Госстандарт России. Субъекты хозяйственной деятельности, которым выданы эти лицензии, а также сами продукция и услуги, маркированные знаком соответствия ГОСТ Р, вносятся в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

 
 

Рис.25. Знак соответствия системы обязательной сертификации ГОСТ Р.

Источник

Àíàëèç âëèÿíèÿ ñòàíäàðòèçàöèè íà ñîçäàíèå òåõíè÷åñêîé îñíîâû èçãîòîâëåíèÿ âûñîêîêà÷åñòâåííîé ïðîäóêöèè. Õàðàêòåðèñòèêà îñîáåííîñòåé ãîñóäàðñòâåííûõ ñòàíäàðòîâ. Ðàññìîòðåíèå ðåêîìåíäàòåëüíûõ è îáÿçàòåëüíûõ òðåáîâàíèé. Èçó÷åíèå îðãàíîâ ñòàíäàðòèçàöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ãîñóäàðñòâåííûå ñòàíäàðòû

2. Îðãàíû ïî ñòàíäàðòèçàöèè

3. Âèäû ñòàíäàðòîâ

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

ñòàíäàðòèçàöèÿ ãîñóäàðñòâåííûé âûñîêîêà÷åñòâåííûé

Ââåäåíèå

Ñòàíäàðòèçàöèÿ, è ñåðòèôèêàöèÿ ÿâëÿþòñÿ èíñòðóìåíòàìè îáåñïå÷åíèÿ êà÷åñòâà ïðîäóêöèè, ðàáîò è óñëóã – âàæíîãî àñïåêòà ìíîãîãðàííîé êîììåð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

Читайте также:  Какой витамин содержится в груше в большом количестве

Ïðîáëåìà êà÷åñòâà àêòóàëüíà äëÿ âñåõ ñòðàí íåçàâèñèìî îò çðåëîñòè èõ ðûíî÷íîé ýêîíîìèêè. ×òîáû ñòàòü ó÷àñòíèêîì ìèðîâîãî õîçÿéñòâà è ìåæäóíàðîäíûõ ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé íåîáõîäèìî ñîâåðøåíñòâîâàíèå íàöèîíàëüíîé ýêîíîìèêè ñ ó÷åòîì ìèðîâûõ äîñòèæåíèé è òåíäåíöèé.

Îòñòàâàíèå íàöèîíàëüíûõ ñèñòåì ñòàíäàðòèçàöèè è ñåðòèôèêàöèè âî ìíîãîì ïðåäîïðåäåëèëî òå òðóäíîñòè, êîòîðûå èñïûòûâàþò îòå÷åñòâåííûå ïðåäïðèÿòèÿ, ïðîèçâîäÿùèå âåðõíþþ îäåæäó, â óñëîâèÿõ ñîâðåìåííîé êîíêóðåíöèè íå òîëüêî íà âíåøíèõ ðûíêàõ, íî è íà âíóòðåííåì.

Ïåðåõîä Ðîññèè ê ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå îïðåäåëÿåò íîâûå óñëîâèÿ äëÿ äåÿòåëüíîñòè îòå÷åñòâåííûõ ôèðì è ïðåäïðèÿòèé ëåãêîé ïðîìûøëåííîñòè. Ïðàâî ïðåäïðèÿòèé íà ñàìîñòîÿòåëüíîñòü íå îçíà÷àåò âñåäîçâîëåííîñòü â ðåøåíèÿõ, à çàñòàâëÿåò èçó÷àòü, çíàòü è ïðèìåíÿòü â ñâîåé ïðàêòèêå ïðèíÿòûå âî âñåì ìèðå «ïðàâèëà èãðû». Ìåæäóíàðîäíîå ñîòðóäíè÷åñòâî ïî ëþáûì íàïðàâëåíèÿì è íà ëþáîì óðîâíå òðåáóåò ãàðìîíèçàöèè ýòèõ ïðàâèë ñ ìåæäóíàðîäíûìè è íàöèîíàëüíûìè íîðìàìè.

Ñòàíäàðòèçàöèÿ, ñåðòèôèêàöèÿ òîì âèäå êàê ýòî áûëî â ïëàíîâîé ýêîíîìèêå, íå òîëüêî íå âïèñûâàëèñü â íîâûå óñëîâèÿ ðàáîòû, íî è òîðìîçèëè ëèáî ïðîñòî äåëàëè íåâîçìîæíîé èíòåãðàöèþ Ðîññèè â öèâèëèçîâàííîå ýêîíîìè÷åñêîå ïðîñòðàíñòâî. Îñîáåííî ÿðêèì ïðèìåðîì ñëóæèò òîìó óñëîâèå âñòóïëåíèÿ íàøåãî ãîñóäàðñòâà â ÃÀÒÒ/ÂÒÎ.

Çàêîí ÐÔ «Î çàùèòå ïðàâ ïîòðåáèòåëåé», «Î ñòàíäàðòèçàöèè», «Î ñåðòèôèêàöèè ïðîäóêöèè è óñëóã», «Îá îáåñïå÷åíèè åäèíñòâà ñðåäñòâ èçìåðåíèé» ñîçäàëè íåîáõîäèìóþ ïðàâîâóþ áàçó äëÿ âíåñåíèÿ ñóùåñòâåííûõ íîâøåñòâ â îðãàíèçàöèþ ýòèõ âàæíåéøèõ äëÿ ýêîíîìèêè îáëàñòåé äåÿòåëüíîñòè.

Ñåãîäíÿ èçãîòîâèòåëü è åãî òîðãîâûé ïîñðåäíèê, ñòðåìÿùèåñÿ ïîäíÿòü ðåïóòàöèþ òîðãîâîé ìàðêè, ïîáåäèòü â êîíêóðåíòíîé áîðüáå, âûéòè íà ìèðîâîé ðûíîê, çàèíòåðåñîâàíû â âûïîëíåíèè êàê îáÿçàòåëüíûõ, òàê è ðåêîìåíäóåìûõ òðåáîâàíèé ñòàíäàðòà.  ýòîì ñìûñëå ñòàíäàðò ïðèîáðåòàåò ñòàòóñ ðûíî÷íîãî ñòèìóëà. Òàêèì îáðàçîì, ñòàíäàðòèçàöèÿ ÿâëÿåòñÿ èíñòðóìåíòîì îáåñïå÷åíèÿ íå òîëüêî êîíêóðåíòîñïîñîáíîñòè, íî è ýôôåêòèâíîãî ïàðòíåðñòâà èçãîòîâèòåëÿ, çàêàç÷èêà è ïðîäàâöà íà âñåõ óðîâíÿõ óïðàâëåíèÿ.

Ñòàíäàðòèçàöèÿ îñíîâûâàåòñÿ íà ïîñëåäíèõ äîñòèæåíèÿõ íàóêè, òåõíèêè è ïðàêòè÷åñêîãî îïûòà è îïðåäåëÿåò ïðîãðåññèâíûå, à òàêæå ýêîíîìè÷åñêè îïòèìàëüíûå ðåøåíèÿ ìíîãèõ íàðîäíîõîçÿéñòâåííûõ, îòðàñëåâûõ è âíóòðèïðîèçâîäñòâåííûõ çàäà÷. Îðãàíè÷åñêè îáúåäèíÿÿ ôóíêöèîíàëüíûå è ïðèêëàäíûå íàóêè, îíà ñïîñîáñòâóåò óñèëåíèþ èõ öåëåíàïðàâëåííîñòè è áûñòðåéøåìó âíåäðåíèþ íàó÷íûõ äîñòèæåíèé â ïðàêòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü.

Ñòàíäàðòèçàöèÿ ñîçäàåò îðãàíèçàöèîííî-òåõíè÷åñêóþ îñíîâó èçãîòîâëåíèÿ âûñîêîêà÷åñòâåííîé ïðîäóêöèè, ñïåöèàëèçàöèè è êîîïåðèðîâàíèÿ ïðîèçâîäñòâà, ïðèäàåò åìó ñâîéñòâà ñàìîîðãàíèçàöèè.

Ñòàíäàðò – ýòî îáðàçåö, ýòàëîí, ìîäåëü ïðèíèìàåìûå çà èñõîäíûå äëÿ ñîïîñòàâëåíèÿ ñ íèìè äðóãèõ ïîäîáíûõ îáúåêòîâ. Êàê íîðìàòèâíî-òåõíè÷åñêèé äîêóìåíò ñòàíäàðò óñòàíàâëèâàåò êîìïëåêñ íîðì, ïðàâèë, òðåáîâàíèé ê îáúåêòó ñòàíäàðòèçàöèè è óòâåðæäàåòñÿ êîìïåòåíòíûì îðãàíàì.

Ñòàíäàðò ðàçðàáàòûâàåòñÿ íà ìàòåðèàëüíûå ïðåäìåòû (ïðîäóêöèþ, ýòàëîíû, îáðàçöû âåùåñòâ), íîðìû, ïðàâèëà è òðåáîâàíèÿ ðàçëè÷íîãî õàðàêòåðà.

Èòàê, ïåðåõîä ñòðàíû ê ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå ñ ïðèñóùåé åé êîíêóðåíöèåé, áîðüáîé çà äîâåðèå ïîòðåáèòåëåé çàñòàâëÿåò ñïåöèàëèñòîâ êîììåðöèè øèðå èñïîëüçîâàòü ìåòîäû è ïðàâèëà ñòàíäàðòèçàöèè, ìåòðîëîãèè è ñåðòèôèêàöèè â ñâîåé ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè äëÿ îáåñïå÷åíèÿ âûñîêîãî êà÷åñòâà òîâàðîâ, ðàáîò è óñëóã.

1. Ãîñóäàðñòâåííûå ñòàíäàðòû

Ãîñóäàðñòâåííûé ñòàíäàðò (ÃÎÑÒ) – îäíà èç îñíîâíûõ êàòåãîðèé ñòàíäàðòîâ â ÑÑÑÐ, ñåãîäíÿ ìåæãîñóäàðñòâåííûé ñòàíäàðò â ÑÍÃ. Ïðèíèìàåòñÿ Ìåæãîñóäàðñòâåííûì ñîâåòîì ïî ñòàíäàðòèçàöèè, ìåòðîëîãèè è ñåðòèôèêàöèè (ÌÃÑ).

 ñîâåòñêèå âðåìåíà âñå ÃÎÑÒ ÿâëÿëèñü îáÿçàòåëüíûìè äëÿ ïðèìåíåíèÿ â òåõ îáëàñòÿõ, êîòîðûå îïðåäåëÿëèñü ïðåàìáóëîé ñàìîãî ñòàíäàðòà.  Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè Ôåäåðàëüíûì çàêîíîì î òåõíè÷åñêîì ðåãóëèðîâàíèè ¹ 184-ÔÇ îò 27 äåêàáðÿ 2002 ãîäà ðàçäåëåíû ïîíÿòèÿ «òåõíè÷åñêèé ðåãëàìåíò» è «ñòàíäàðò», â ñâÿçè, ñ ÷åì âñå ÃÎÑÒ äîëæíû óòðàòèòü îáÿçàòåëüíûé õàðàêòåð è ïðèìåíÿòüñÿ äîáðîâîëüíî. Íî â ïåðåõîäíûé ïåðèîä (äî ïðèíÿòèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ òåõíè÷åñêèõ ðåãëàìåíòîâ) çàêîí ïðåäóñìàòðèâàåò îáÿçàòåëüíîå èñïîëíåíèå òðåáîâàíèé ñòàíäàðòîâ â ÷àñòè, ñîîòâåòñòâóþùåé öåëÿì çàùèòû æèçíè èëè çäîðîâüÿ ãðàæäàí, èìóùåñòâà ôèçè÷åñêèõ èëè þðèäè÷åñêèõ ëèö, ãîñóäàðñòâåííîãî èëè ìóíèöèïàëüíîãî èìóùåñòâà; îõðàíû îêðóæàþùåé ñðåäû, æèçíè èëè çäîðîâüÿ æèâîòíûõ è ðàñòåíèé; ïðåäóïðåæäåíèÿ äåéñòâèé, ââîäÿùèõ â çàáëóæäåíèå ïðèîáðåòàòåëåé.

ÃÎÑÒ ðàçðàáàòûâàþò íà ïðîäóêöèþ, ðàáîòû, óñëóãè, ïîòðåáíîñòè â êîòîðûõ íîñÿò ìåæîòðàñëåâîé õàðàêòåð. Ñòàíäàðòû ýòîé êàòåãîðèè ïðèíèìàåò Ãîññòàíäàðò Ðîññèè.  ñòàíäàðòàõ ñîäåðæàòñÿ êàê îáÿçàòåëüíûå òðåáîâàíèÿ, òàê è ðåêîìåíäàòåëüíûå. Ê îáÿçàòåëüíûì îòíîñÿòñÿ: áåçîïàñíîñòü ïðîäóêòà, óñëóãè, ïðîöåññà äëÿ çäîðîâüÿ ÷åëîâåêà, îêðóæàþùåé ñðåäû, èìóùåñòâà, à òàêæå ïðîèçâîäñòâåííàÿ áåçîïàñíîñòü è ñàíèòàðíûå íîðìû, òåõíè÷åñêàÿ è èíôîðìàöèîííàÿ ñîâìåñòèìîñòü è âçàèìîçàìåíÿåìîñòü èçäåëèé, åäèíñòâî ìåòîäîâ êîíòðîëÿ è åäèíñòâî ìàðêèðîâêè. Òðåáîâàíèÿ îáÿçàòåëüíîãî õàðàêòåðà äîëæíû ñîáëþäàòü ãîñóäàðñòâåííûå îðãàíû óïðàâëåíèÿ è âñå ñóáúåêòû õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè íåçàâèñèìî îò ôîðìû ñîáñòâåííîñòè.

Ðåêîìåíäàòåëüíûå òðåáîâàíèÿ ñòàíäàðòà ñòàíîâÿòñÿ îáÿçàòåëüíûìè, åñëè íà íèõ åñòü ññûëêà â äîãîâîðå (êîíòðàêòå).

Ãîñóäàðñòâåííàÿ ñèñòåìà ñòàíäàðòèçàöèè ðåãëàìåíòèðóåò ïðîöåññû ïîñòðîåíèÿ, èçëîæåíèÿ, è ðàñïðîñòðàíåíèÿ ñòàíäàðòîâ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è âêëþ÷àåò ïÿòü îñíîâîïîëàãàþùèõ ñòàíäàðòîâ:

1) ÃÎÑÒ Ð 1.0-92 Ã.Ñ.Ñ. ÐÔ. Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ;

2) ÃÎÑÒ Ð 1.2-92 Ã.Ñ.Ñ. ÐÔ. Ïîðÿäîê ðàçðàáîòêè ãîñóäàðñòâåííûõ ñòàíäàðòîâ;

3) ÃÎÑÒ 1.3-92 Ã.Ñ.Ñ. ÐÔ. Ïîðÿäîê ñîãëàñîâàíèÿ, óòâåðæäåíèÿ è ðåãèñòðàöèè òåõíè÷åñêèõ óñëîâèé;

4) ÃÎÑÒ Ð. 1.4-92 Ã.Ñ.Ñ. ÐÔ. Ñòàíäàðòû ïðåäïðèÿòèÿ. Îáùèå ïîëîæåíèÿ;

5) ÃÎÑÒ Ð. 1.5-92. Ã.Ñ.Ñ. ÐÔ. Îáùèå òðåáîâàíèÿ ê ïîñòðîåíèþ, èçëîæåíèþ, îôîðìëåíèþ è ñîäåðæàíèþ ñòàíäàðòîâ.

Ãîñóäàðñòâåííûå ñòàíäàðòû ðàçðàáàòûâàþòñÿ, êàê ïðàâèëî, òåõíè÷åñêèìè êîìèòåòàìè ïî ñòàíäàðòèçàöèè, à ïðè èõ îòñóòñòâèè – ëþáûìè çàèíòåðåñîâàííûìè ëèöàìè.

Ãîñóäàðñòâåííûå ñòàíäàðòû îñíîâûâàþòñÿ íà ñîâðåìåííûõ äîñòèæåíèÿõ íàóêè, òåõíèêè, ìåæäóíàðîäíûõ è ìåæãîñóäàðñòâåííûõ (ðåãèîíàëüíûõ) ñòàíäàðòàõ, ïðàâèëàõ, íîðìàõ è ðåêîìåíäàöèÿõ ïî ñòàíäàðòèçàöèè, ïðîãðåññèâíûõ ñòàíäàðòàõ äðóãèõ ãîñóäàðñòâ, çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ, êîãäà òàêèå äîêóìåíòû ìîãóò áûòü íåïðèãîäíûìè èëè íåýôôåêòèâíûìè äëÿ îáåñïå÷åíèÿ:

– íàöèîíàëüíîé áåçîïàñíîñòè;

– çàùèòû æèçíè, çäîðîâüÿ è íàñëåäñòâåííîñòè ÷åëîâåêà;

– îõðàíû îêðóæàþùåé ñðåäû, ðàöèîíàëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ è ýíåðãîñáåðåæåíèÿ;

– ïðåäóïðåæäåíèÿ äåéñòâèé, ââîäÿùèõ â çàáëóæäåíèå ïîòðåáèòåëåé ïðîäóêöèè è óñëóã îòíîñèòåëüíî èõ íàçíà÷åíèÿ, êà÷åñòâà èëè áåçîïàñíîñòè.

Ãîñóäàðñòâåííûå ñòàíäàðòû â çàâèñèìîñòè îò îáúåêòà ñòàíäàðòèçàöèè ñîäåðæàò:

– òðåáîâàíèÿ ê ïðîäóêöèè, ïðîöåññàì åå ðàçðàáîòêè, ïðîèçâîäñòâà, ýêñïëóàòàöèè (èñïîëüçîâàíèÿ), õðàíåíèÿ, ïåðåâîçêè, ðåàëèçàöèè è óòèëèçàöèè èëè îêàçàíèþ óñëóã;

– òðåáîâàíèÿ ê ïðàâèëàì ïðèåìêè è ìåòîäèêàì êîíòðîëÿ ïðîäóêöèè;

– òðåáîâàíèÿ ê òåõíè÷åñêîé è èíôîðìàöèîííîé ñîâìåñòèìîñòè;

– ïðàâèëà îôîðìëåíèÿ òåõíè÷åñêîé äîêóìåíòàöèè;

– îáùèå ïðàâèëà îáåñïå÷åíèÿ êà÷åñòâà ïðîäóêöèè (óñëóã), ñîõðàíåíèÿ è ðàöèîíàëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ ðåñóðñîâ;

– òðåáîâàíèÿ ê ýíåðãîýôôåêòèâíîñòè è ñíèæåíèþ ýíåðãî- è ìàòåðèàëîåìêîñòè ïðîäóêöèè, ïðîöåññîâ åå ïðîèçâîäñòâà, ýêñïëóàòàöèè (èñïîëüçîâàíèÿ), õðàíåíèÿ, ïåðåâîçêè, ðåàëèçàöèè è óòèëèçàöèè èëè îêàçàíèÿ óñëóã;

– òåðìèíû è îïðåäåëåíèÿ, óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ, ìåòðîëîãè÷åñêèå è äðóãèå îáùèå òåõíè÷åñêèå è îðãàíèçàöèîííî-ìåòîäè÷åñêèå ïðàâèëà è íîðìû.

2. Îðãàíû ïî ñòàíäàðòèçàöèè

Îðãàíû ïî ñòàíäàðòèçàöèè – ýòî îðãàíû, ïðèçíàííûå íà îïðåäåëåííîì óðîâíå, îñíîâíàÿ ôóíêöèÿ êîòîðûõ ñîñòîèò â ðóêîâîäñòâå ðàáîòàìè ïî ñòàíäàðòèçàöèè.

Ãîñóäàðñòâåííîå óïðàâëåíèå äåÿòåëüíîñòüþ ïî ñòàíäàðòèçàöèè â Ðîññèè îñóùåñòâëÿåò Ãîñóäàðñòâåííûé êîìèòåò Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ïî ñòàíäàðòèçàöèè è ìåòðîëîãèè (Ãîññòàíäàðò Ðîññèè).

Ôåäåðàëüíîå àãåíòñòâî ïî òåõíè÷åñêîìó ðåãóëèðîâàíèþ è ìåòðîëîãèè îñóùåñòâëÿåò îêàçàíèå ãîñóäàðñòâåííûõ óñëóã è óïðàâëåíèå ãîñóäàðñòâåííûì èìóùåñòâîì â ñôåðå òåõíè÷åñêîãî ðåãóëèðîâàíèÿ è ìåòðîëîãèè, ëèöåíçèðîâàíèÿ äåÿòåëüíîñòè ïî èçãîòîâëåíèþ è ðåìîíòó ñðåäñòâ èçìåðåíèé (äî âíåñåíèÿ èçìåíåíèé â çàêîíîäàòåëüíûå àêòû Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè).

Читайте также:  Какой витамин содержится в солнечном свете

Ôåäåðàëüíîå àãåíòñòâî ïî òåõíè÷åñêîìó ðåãóëèðîâàíèþ è ìåòðîëîãèè (ÐÎÑÑÒÀÍÄÀÐÒ, áûâøåå Ðîñòåõðåãóëèðîâàíèå, áûâøèé Ãîññòàíäàðò) – ôåäåðàëüíûé îðãàí èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, îñóùåñòâëÿþùèé ôóíêöèè ïî îêàçàíèþ ãîñóäàðñòâåííûõ óñëóã, óïðàâëåíèþ ãîñóäàðñòâåííûì èìóùåñòâîì â ñôåðå òåõíè÷åñêîãî ðåãóëèðîâàíèÿ è ìåòðîëîãèè. Íàõîäèòñÿ â âåäåíèè Ìèíèñòåðñòâà ïðîìûøëåííîñòè è òîðãîâëè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

Ôåäåðàëüíîå àãåíòñòâî ïî òåõíè÷åñêîìó ðåãóëèðîâàíèþ è ìåòðîëîãèè îñóùåñòâëÿåò ïîëíîìî÷èÿ â óñòàíîâëåííîé ñôåðå äåÿòåëüíîñòè, â òîì ÷èñëå:

âûïîëíÿåò ôóíêöèè êîìïåòåíòíîãî àäìèíèñòðàòèâíîãî îðãàíà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â ñîîòâåòñòâèè ñ Ñîãëàøåíèåì î ïðèíÿòèè åäèíîîáðàçíûõ òåõíè÷åñêèõ ïðåäïèñàíèé äëÿ êîëåñíûõ òðàíñïîðòíûõ ñðåäñòâ, ïðåäìåòîâ îáîðóäîâàíèÿ è ÷àñòåé, êîòîðûå ìîãóò áûòü óñòàíîâëåíû è/èëè èñïîëüçîâàíû íà êîëåñíûõ òðàíñïîðòíûõ ñðåäñòâàõ, è îá óñëîâèÿõ âçàèìíîãî ïðèçíàíèÿ îôèöèàëüíûõ óòâåðæäåíèé, âûäàâàåìûõ íà îñíîâå ýòèõ ïðåäïèñàíèé, çàêëþ÷åííûì â ã. Æåíåâå 20 ìàðòà 1958 ã.;

îðãàíèçóåò ýêñïåðòèçó ïðîåêòîâ íàöèîíàëüíûõ ñòàíäàðòîâ;

îñóùåñòâëÿåò ðóêîâîäñòâî äåÿòåëüíîñòüþ Ãîñóäàðñòâåííîé ìåòðîëîãè÷åñêîé ñëóæáû, Ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáû âðåìåíè, ÷àñòîòû è îïðåäåëåíèÿ ïàðàìåòðîâ âðàùåíèÿ Çåìëè, Ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáû ñòàíäàðòíûõ ñïðàâî÷íûõ äàííûõ î ôèçè÷åñêèõ êîíñòàíòàõ è ñâîéñòâàõ âåùåñòâ è ìàòåðèàëîâ, Ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáû ñòàíäàðòíûõ îáðàçöîâ ñîñòàâà è ñâîéñòâ âåùåñòâ è ìàòåðèàëîâ, à òàêæå óòâåðæäåíèå íàöèîíàëüíûõ ñòàíäàðòîâ;

âåäåò ôåäåðàëüíûé èíôîðìàöèîííûé ôîíä òåõíè÷åñêèõ ðåãëàìåíòîâ è ñòàíäàðòîâ.

3. Âèäû ñòàíäàðòîâ

Âèä ñòàíäàðòà – õàðàêòåðèñòèêà, îïðåäåëÿþùàÿñÿ åãî ñîäåðæàíèåì â çàâèñèìîñòè îò îáúåêòà ñòàíäàðòèçàöèè.

ÃÎÑÒ Ð 1.0 óñòàíîâèë ñëåäóþùèå îñíîâíûå âèäû ñòàíäàðòîâ:

– ñòàíäàðòû îñíîâîïîëàãàþùèå;

– ñòàíäàðòû íà ïðîäóêöèþ;

– ñòàíäàðòû íà óñëóãè;

– ñòàíäàðòû íà ïðîöåññû (ðàáîòû);

– ñòàíäàðòû íà ìåòîäû êîíòðîëÿ;

– ñòàíäàðòû íà òåðìèíû è îïðåäåëåíèÿ.

Îñíîâîïîëàãàþùèé ñòàíäàðò – ñòàíäàðò, èìåþùèé øèðîêóþ îáëàñòü ðàñïðîñòðàíåíèÿ è/èëè ñîäåðæàùèé îáùèå ïîëîæåíèÿ äëÿ îïðåäåëåííîé îáëàñòè.

Îñíîâîïîëàãàþùèé ñòàíäàðò ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ íåïîñðåäñòâåííî â êà÷åñòâå ñòàíäàðòà èëè ñëóæèòü îñíîâîé äëÿ ðàçðàáîòêè äðóãèõ ñòàíäàðòîâ è èíûõ íîðìàòèâíûõ èëè òåõíè÷åñêèõ äîêóìåíòîâ.

Ñóùåñòâóåò äâà ïîäâèäà ñòàíäàðòîâ – îðãàíèçàöèîííî-ìåòîäè÷åñêèå è îáùåòåõíè÷åñêèå.

Ïðè ñòàíäàðòèçàöèè îðãàíèçàöèîííî-ìåòîäè÷åñêèõ è îáùåòåõíè÷åñêèõ îáúåêòîâ óñòàíàâëèâàþòñÿ ïîëîæåíèÿ, îáåñïå÷èâàþùèå òåõíè÷åñêîå åäèíñòâî ïðè ðàçðàáîòêå, ïðîèçâîäñòâå, ýêñïëóàòàöèè ïðîäóêöèè è îêàçàíèè óñëóã, íàïðèìåð: îðãàíèçàöèÿ ðàáîò ïî ñòàíäàðòèçàöèè; ðàçðàáîòêà è ïîñòàíîâêà ïðîäóêöèè íà ïðîèçâîäñòâî; ïðàâèëà îôîðìëåíèÿ òåõíè÷åñêîé, óïðàâëåí÷åñêîé, èíôîðìàöèîííî-áèáëèîãðàôè÷åñêîé äîêóìåíòàöèè; îáùèå ïðàâèëà îáåñïå÷åíèÿ êà÷åñòâà ïðîäóêöèè è äðóãèå îáùåòåõíè÷åñêèå ïðàâèëà.

Îñíîâîïîëàãàþùèå îðãàíèçàöèîííî-ìåòîäè÷åñêèå ñòàíäàðòû óñòàíàâëèâàþò îáùèå îðãàíèçàöèîííî-òåõíè÷åñêèå ïîëîæåíèÿ ïî ïðîâåäåíèþ ðàáîò â îïðåäåëåííîé îáëàñòè (íàïðèìåð, ÃÎÑÒ Ð 1.2 – 2004 «Ñòàíäàðòèçàöèÿ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Ïðàâèëà ðàçðàáîòêè, óòâåðæäåíèÿ, îáíîâëåíèÿ è îòìåíû»).

Îñíîâîïîëàãàþùèå îáùåòåõíè÷åñêèå ñòàíäàðòû óñòàíàâëèâàþò: íàó÷íî-òåõíè÷åñêèå òåðìèíû, ìíîãîêðàòíî èñïîëüçóåìûå â íàóêå, òåõíèêå, ïðîèçâîäñòâå; óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ ðàçëè÷íûõ îáúåêòîâ ñòàíäàðòèçàöèè – êîäû, ìåòêè, ñèìâîëû ( íàïðèìåð, ÃÎÑÒ 14192 – 96 «Ìàðêèðîâêà ãðóçîâ»); òðåáîâàíèÿ ïî îáåñïå÷åíèþ åäèíñòâà èçìåðåíèé (ÃÎÑÒ Ð 8.000 – 2000 «Ãîñóäàðñòâåííàÿ ñèñòåìà îáåñïå÷åíèÿ åäèíñòâà èçìåðåíèé») è ïð.

Ñòàíäàðò íà ïðîäóêöèþ – ñòàíäàðò, óñòàíàâëèâàþùèé òðåáîâàíèÿ, êîòîðûì äîëæíà óäîâëåòâîðÿòü ïðîäóêöèÿ èëè ãðóïïà îäíîðîäíîé ïðîäóêöèè, ñ òåì ÷òîáû îáåñïå÷èòü åå ñîîòâåòñòâèå ñâîåìó íàçíà÷åíèþ .

Íà ïðîäóêöèþ ðàçðàáàòûâàþò ñëåäóþùèå îñíîâíûå ïîäâèäû ñòàíäàðòîâ: 1.ñòàíäàðò îáùèõ òåõíè÷åñêèõ óñëîâèé; 2. ñòàíäàðò òåõíè÷åñêèõ óñëîâèé.  ïåðâîì ñëó÷àå ñòàíäàðò ñîäåðæèò îáùèå òðåáîâàíèÿ ê ãðóïïàì îäíîðîäíîé ïðîäóêöèè, âî âòîðîì – ê êîíêðåòíîé ïðîäóêöèè. Óêàçàííûå ñòàíäàðòû â îáùåì ñëó÷àå âêëþ÷àþò ñëåäóþùèå ðàçäåëû: êëàññèôèêàöèÿ, îñíîâíûå ïàðàìåòðû è (èëè) ðàçìåðû; îáùèå òåõíè÷åñêèå òðåáîâàíèÿ; ïðàâèëà ïðèåìêè; ìàðêèðîâêà, óïàêîâêà, òðàíñïîðòèðîâàíèå, õðàíåíèå. Ïî ãðóïïàì îäíîðîäíîé ïðîäóêöèè ìîãóò ðàçðàáàòûâàòüñÿ ñòàíäàðòû óçêîãî íàçíà÷åíèÿ: ñòàíäàðòû òåõíè÷åñêèõ òðåáîâàíèé; ñòàíäàðòû ïðàâèë ïðèåìêè; ñòàíäàðòû ïðàâèë ìàðêèðîâêè, óïàêîâêè, òðàíñïîðòèðîâàíèÿ è õðàíåíèÿ.

Ñòàíäàðòû íà ïðîöåññû óñòàíàâëèâàþò òðåáîâàíèÿ ê âûïîëíåíèþ ðàçëè÷íîãî ðîäà ðàáîò íà îòäåëüíûõ ýòàïàõ æèçíåííîãî öèêëà ïðîäóêöèè (óñëóãè) – ðàçðàáîòêà, èçãîòîâëåíèå, õðàíåíèå, òðàíñïîðòèðîâàíèå, ýêñïëóàòàöèÿ, óòèëèçàöèÿ äëÿ îáåñïå÷åíèÿ èõ òåõíè÷åñêîãî åäèíñòâà è îïòèìàëüíîñòè.

Ñòàíäàðòû íà ðàáîòû (ïðîöåññû) äîëæíû ñîäåðæàòü òðåáîâàíèÿ áåçîïàñíîñòè äëÿ æèçíè è çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ è îõðàíû îêðóæàþùåé ïðèðîäíîé ñðåäû ïðè ïðîâåäåíèè òåõíîëîãè÷åñêèõ îïåðàöèé.

Íà ñîâðåìåííîì ýòàïå áîëüøîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàþò ñòàíäàðòû íà óïðàâëåí÷åñêèå ïðîöåññû â ðàìêàõ ñèñòåì îáåñïå÷åíèÿ êà÷åñòâà ïðîäóêöèè (óñëóã) – óïðàâëåíèå äîêóìåíòàöèåé, çàêóïêàìè ïðîäóêöèè, ïîäãîòîâêîé êàäðîâ è ïð. Èìåþòñÿ â âèäó ñòàíäàðòû ïî ñèñòåìàì ìåíåäæìåíòà êà÷åñòâà.

Ñòàíäàðòû íà ìåòîäû êîíòðîëÿ äîëæíû â ïåðâóþ î÷åðåäü îáåñïå÷èâàòü âñåñòîðîííþþ ïðîâåðêó âñåõ îáÿçàòåëüíûõ òðåáîâàíèé ê êà÷åñòâó ïðîäóêöèè (óñëóãè). Óñòàíàâëèâàåìûå â ñòàíäàðòàõ ìåòîäû êîíòðîëÿ äîëæíû áûòü îáúåêòèâíûìè, òî÷íûìè è îáåñïå÷èâàòü âîñïðîèçâîäèìûå ðåçóëüòàòû. Âûïîëíåíèå ýòèõ óñëîâèé â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè çàâèñèò îò íàëè÷èÿ â ñòàíäàðòå ñâåäåíèé î ïîãðåøíîñòè èçìåðåíèé è äðóãèõ õàðàêòåðèñòèêàõ, ïðåäóñìîòðåííûõ êîìïëåêñîì ñòàíäàðòîâ, âûïîëíåííûõ íà îñíîâå ìåæäóíàðîäíûõ ñòàíäàðòîâ ÈÑÎ.

Äëÿ êàæäîãî ìåòîäà â çàâèñèìîñòè îò ñïåöèôèêè åãî ïðîâåäåíèÿ óñòàíàâëèâàþò:

– ñðåäñòâà èñïûòàíèé è âñïîìîãàòåëüíûå óñòðîéñòâà;

– ïîðÿäîê ïîäãîòîâêè ê ïðîâåäåíèþ èñïûòàíèé;

– ïîðÿäîê ïðîâåäåíèÿ èñïûòàíèé;

– ïðàâèëà îáðàáîòêè ðåçóëüòàòîâ èñïûòàíèé;

– ïðàâèëà îôîðìëåíèÿ ðåçóëüòàòîâ èñïûòàíèé;

– äîïóñòèìóþ ïîãðåøíîñòü èñïûòàíèé.

Ñòàíäàðòû ìîãóò áûòü óçêîãî íàçíà÷åíèÿ – ïðîâåðêà îäíîãî ïîêàçàòåëÿ êà÷åñòâà (íàïðèìåð, ñòàíäàðò íà ìåòîä îïðåäåëåíèÿ ïàðîïðîíèöàåìîñòè ÷èñòîøåðñòÿíûõ è ïîëóøåðñòÿíûõ òêàíåé) ëèáî øèðîêîãî íàçíà÷åíèÿ – ïðîâåðêà êîìïëåêñà ïîêàçàòåëåé (ñòàíäàðò íà ìåòîäû èñïûòàíèé øåëêîâûõ è ïîëóøåëêîâûõ øòó÷íûõ èçäåëèé).

Ïðàêòèêà îáÿçàòåëüíîé ñåðòèôèêàöèè âûçâàëà íåîáõîäèìîñòü ðàçðàáîòêè ñòàíäàðòîâ ñìåøàííîãî âèäà – ñòàíäàðòîâ íà ïðîäóêöèþ è ìåòîäû êîíòðîëÿ, â ÷àñòíîñòè ñòàíäàðòîâ íà òðåáîâàíèÿ áåçîïàñíîñòè ê ïðîäóêöèè (óñëóãå) è ìåòîäû êîíòðîëÿ áåçîïàñíîñòè. Ïðèìåð: ÃÎÑÒ 25779 «Èãðóøêè. Îáùèå òðåáîâàíèÿ ê áåçîïàñíîñòè è ìåòîäû êîíòðîëÿ».

Ñòàíäàðò íà óñëóãó óñòàíàâëèâàåò òðåáîâàíèÿ, êîòîðûì äîëæíà óäîâëåòâîðÿòü ãðóïïà îäíîðîäíûõ óñëóã (óñëóãè òóðèñòñêèå, óñëóãè òðàíñïîðòíûå) èëè êîíêðåòíûå óñëóãè (êëàññèôèêàöèÿ ãîñòèíèö, ãðóçîâûå ïåðåâîçêè) ñ òåì, ÷òîáû îáåñïå÷èòü ñîîòâåòñòâèå óñëóãè åå íàçíà÷åíèþ.

Ñòàíäàðò íà òåðìèíû è îïðåäåëåíèÿ – ñòàíäàðò, óñòàíàâëèâàþùèé òåðìèíû, ê êîòîðûì äàíû îïðåäåëåíèÿ, ñîäåðæàùèå íåîáõîäèìûå è äîñòàòî÷íûå ïðèçíàêè ïîíÿòèÿ. Òåðìèíîëîãè÷åñêèå ñòàíäàðòû âûïîëíÿþò îäíó èç ãëàâíûõ çàäà÷ ñòàíäàðòèçàöèè – îáåñïå÷åíèå âçàèìîïîíèìàíèÿ ìåæäó âñåìè ñòîðîíàìè, çàèíòåðåñîâàííûìè â îáúåêòå ñòàíäàðòèçàöèè.

Òåðìèíîëîãè÷åñêèå ñòàíäàðòû âûïîëíÿþò îäíó èç ãëàâíûõ çàäà÷ ñòàíäàðòèçàöèè – îáåñïå÷åíèå âçàèìîïîíèìàíèÿ ìåæäó âñåìè ñòîðîíàìè, çàèíòåðåñîâàííûìè â îáúåêòå ñòàíäàðòèçàöèè.

Çàêëþ÷åíèå

 Ðîññèè ãîñóäàðñòâåííûå ñòàíäàðòû ÿâëÿþòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ âèäîâ ñòàíäàðòîâ, ïðèíÿòûõ â ñòðàíå. Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé íîðìàòèâíî-òåõíè÷åñêèå äîêóìåíòû, óñòàíàâëèâàþùèå êîìïëåêñ íîðì, ïðàâèë è òðåáîâàíèé ê ïðîäóêöèè, îêàçûâàåìûì óñëóãàì, óïðàâëåíèþ êà÷åñòâîì íà ïðîèçâîäñòâå.  íàøåé ñòðàíå ãîñóäàðñòâåííûå ñòàíäàðòû ìîãóò áûòü ðàçðàáîòàíû íà ïðîäóêöèþ, ýòàëîíû, îáðàçöû âåùåñòâ, ðàçëè÷íûå íîðìû, ïðàâèëà îêàçàíèÿ óñëóã èëè ïåðåâîçêè ãðóçîâ. Ðàçðàáàòûâàþòñÿ æå òàêèå ñòàíäàðòû â íàøåé ñòðàíå îðãàíèçàöèÿìè, êîòîðûå ñïåöèàëèçèðóþòñÿ â ñîîòâåòñòâóþùèõ îáëàñòÿõ äåÿòåëüíîñòè. Ðàçðàáîòàííûå â íåäðàõ êîìïåòåíòíûõ îðãàíèçàöèé ãîñóäàðñòâåííûå ñòàíäàðòû Ðîññèè ðåãèñòðèðóþòñÿ â Ãîññòàíäàðòå. À èõ òðåáîâàíèÿ îáÿçàòåëüíû ê ñîáëþäåíèþ âñåìè ãîñóäàðñòâåííûìè îðãàíàìè è ñóáúåêòàìè ýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, â îòëè÷èå îò ñòàíäàðòîâ îòðàñëåâûõ, ðåñïóáëèêàíñêèõ è ñòàíäàðòîâ ïðåäïðèÿòèé. Ìíîãèå ãîñóäàðñòâåííûå ñòàíäàðòû Ðîññèè ñòàëè ñåãîäíÿ ñòàíäàðòàìè ìåæãîñóäàðñòâåííûìè, ïðèíÿòûìè