Какие вещества содержатся в продуктах питания окружающий мир 3 класс

Цели урока:
1. Познакомить учащихся с необходимыми
организму питательными веществами.
2. Через исследование качественного и
количественного состава питательных веществ в
различных продуктах, вывести способ выбора
рационального питания.
3. Воспитание полезных привычек и внимательного
отношения к своему здоровью.
Оборудование: тетрадь “Проверим
себя”, таблицы для исследования количественного
состава питательных веществ, этикетки от
продуктов питания, карточки с меню, картинки с
изображением овощей и фруктов, сообщение о
ценности витаминов.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
– На прошлом уроке мы говорили о
пищеварении и пищеварительной системе человека.
Давайте вспомним какие органы образуют
пищеварительную систему.
– Какую работу в организме человека
выполняет пищеварительная система?
– Сейчас откройте тетради “Проверим
себя” на стр. 38 и выполните задание № 1.
– Проверьте, правильно ли вы справились
с заданием, по учебнику на стр. 147
– Поднимите руку, кто не допустил
ошибок?
– У кого 1-2 ошибки?
II. Подготовка к усвоению нового
материала.
– Продолжим работу в тетради. Найдите
задание №2. Прочитайте текст,
– Как можно назвать такие советы?
(Вредные)
– Вам нужно исправить некоторые слова,
заменить их другими так, чтобы советы стали
полезными.
– Какой же у вас получился текст?
– В связи с теми советами, которые мы
сейчас услышали, у меня есть вопросы:
(Вопросы записаны на доске)
1. Какие питательные вещества получает
человек с пищей?
2. Почему полезны овощи и фрукты?
3. Почему нужно питаться разнообразной
пищей?
4. Что нужно помнить, чтобы правильно
выбрать пищу?
– Цель нашего урока получить полные
ответы на эти вопросы.
III. Усвоение нового материала.
– Для того, чтобы ответить на первый
вопрос, прочитаем статью в учебнике на стр. 146
– Какие питательные вещества
необходимы нашему организму?
– Для того, чтобы узнать сколько
питательных веществ находится в продукте, нужно
изучить данные на этикетке.
– Сейчас мы проведем практическую
работу. (Задания практической работы в учебнике
на стр. 146)
(На каждом столе этикетка от продуктов, таблица
у каждого ученика. Точно такая же таблица на
доске. Заполняется одновременно учениками и
учителем. Идет коллективная работа.)
Название продуктов | Состав: | ||
Белки | Жиры | Углеводы | |
1. Рис 2. Лапша яичная 3. Молоко 4. Кефир 5. Сырок творожный 6. Масло подсолнечное “Олейна” 7. Масло сливочное “Пастушок” 8. Свинина тушеная 9. Мясо цыпленка 10. Горбуша 11. Несквик 12. Шоколад | 9 10 2,8 2,8 15 – 0,8 13 16 21 5 7,7 | 1,6 2 3,2 2,5 8 99,9 72,5 35 12 6 3 33 | 85,7 70 4,7 3,9 11,8 – 1,3 – – – 83,5 56,5 |
Рассмотрите таблицу и сделайте вывод:
– Какие продукты богаты белками?
– В каких продуктах больше всего жиров?
– Какие продукты богаты углеводами?
– Какие питательные вещества мы не
исследовали в таблице?
(Витамины)
– А о витаминах нам
расскажет…(сообщение ребенка)
Витамины.
В овощах, фруктах и ягодах много
полезного и необходимого для человеческого
организма. Главное их “богатство” – витамины.
Витамин С. Это самый важный
витамин, он помогает человеку бороться с
различными болезнями. Больше всего этого
замечательного витамина содержится в черной
смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках,
капусте, луке, петрушке.
Витамин А. Необходим для роста и
развития человека. Помогает нам видеть, делает
нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в
моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах,
абрикосах и петрушке.
Витамин B1. Помогает мышцам быть
сильными. Улучшает память, поднимает настроения.
Витамин B1 есть в помидорах, чесноке, сливах,
винограде.
Витамин В2. Чтобы кожа и волосы
были красивыми и здоровыми, зрение – хорошим, а
настроения – всегда отличным, нужен витамин В2.
Его много в свежем шиповнике, зелёном луке и
укропе, капусте.
Витамин В6. Так называют витамин,
который делает здоровой нашу кровь, улучшает
память, повышает настроение, придает силы. Он
содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке,
землянике.
- И так мы узнали об основных веществах, которые
нужны для роста и развития нашего организма, они
являются строительным материалом. Давайте
представим себе дом из кирпича. Кирпичи – это
белки. Но дом не будет построен без пола, потолка
и крыши. Для этого нужны доски. Доски – это жиры.
Но их нужно гораздо меньше, чем кирпичей. В доме
должны быть двери и окна. Двери – углеводы, окна
– витамины. Если мы построим дом с большим
количеством дверей, то дом будет не красивым, но и
без них дом не построишь. А вот если в доме будет
только одно окно, этот дом будет не уютным. Окон
должно быть больше, чем дверей. [1] - Из этого нужно сделать вывод:
– Для того, чтобы построить крепкий
организм, ему нужны разные питательные вещества.
Значит пища, которую мы употребляем, должна быть
разнообразной. В выборе продуктов питание нам
поможет таблица, которую мы составили.
– Но мало знать о питательных
веществах, еще нужно знать и соблюдать правила
правильного питания. О них мы прочитаем на стр.148.
(Обсуждение с детьми каждого правила)
– Давайте сделаем вывод о том, что нужно
знать и помнить, чтобы правильно питаться?
- Знать содержание питательных веществ в
продуктах. - Помнить правила правильного питания.
IV. Первичная проверка.
– Пользуясь способом, который мы
получили, выполните задание “Подумай” на стр.149.
– Вам предлагается меню завтрака, обеда
и ужина. Обведите в кружочек те блюда, которые бы
вы выбрали с учетом тех знаний, которые получили
на уроке.
Завтрак | Обед | Ужин |
|
|
|
V. Итог урока.
– Давайте вернемся к тем вопросам,
которые записаны на доске.
– Дайте на них полные ответы. (Ответы
детей на каждый вопрос)
VI. Домашнее задание.
– Расскажите о питательных веществах,
содержащихся в разных продуктах питания и
правила правильного питания своим родителям.
– Проверьте себя по вопросам на стр. 148.
Литература:
1. “Здоровье на тарелке” – Минск: ИООО
“Красико – Принт”, 2005.
Источник
Предмет: окружающий мир.
УМК «Планета Знаний»
Класс 3
Учитель: Никитина Ирина Николаевна – учитель начальных классов МБОУ «Городищенская СОШ Дрожжановский район РТ»
Тема урока: Наше питание. Пищеварительная система.
Цели урока:
– познакомить учащихся с понятиями “пищеварительная система человека” и “питательные вещества”, с правилами здорового питания;
Предметные:
– знать систему пищеварения человека, режим питания и необходимые для правильной жизнедеятельности организма питательные вещества.
– уметь правильно организовывать свой режим питания.
– соблюдать гигиену питания.
Личностные УУД
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей
Метапредметные:
Регулятивные УУД
– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные УУД
– уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Познавательные УУД
– уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока:
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинаем наш урок!
Организм свой изучаем,
Его надежно защищаем
От бездействия и лени,
От недуг и ожиренья.
Мышцы надо развивать,
Вовремя и есть, и спать.
II. Я попрошу вас еще раз встать, обернитесь назад и попробуйте найти дальнюю точку. Запомните ее. А теперь повернитесь еще сильнее. Получится ли дальше взгляд свой повернуть. Кому это удалось? Человек всегда может расширять свои возможности. Была у вас одна точка. Добились еще большего.
Я желаю вам на уроке , чтобы вы добились гораздо большего , расширили свои возможности и знания.
Посмотреть фрагмент из мультфильма. А какого, сами скажете
(Просмотр фрагмента «Винни Пух в гостях у Кролика»)
Кто этот герой?
Куда он хочет идти ?
А в гостях мы обычно что делаем?
– Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке.
– Сегодня на уроке мы поговорим о питании ( на доске «питание»)
Что вы знаете о питании
Человеку для жизни кроме воздуха необходимы пища и вода: без них он умирает. Когда человек долго не ест, то испытывает неприятное чувство голода, усталость и слабость. Если он поест, то становится бодрее и сильнее, хорошо работает. Пища нужна человеку для работы, а вам, детям, еще и для роста. За счёт питательных веществ ваш организм растёт и крепнет. Пища должна быть разнообразной. Наряду с хлебом, молочными и мясными продуктами нужно употреблять разные овощи и фрукты. Тогда организм получит все нужные ему вещества.– Как же пища доходит до органов, которые в ней нуждаются? Оказывается, в органах пищеварения все эти продукты превращаются в питательные вещества, которые через кровь поступают ко всем органам нашего тела.
А что нового хотите узнать?
Сформулируем цели урока:
1. Узнать какая еда полезная ,а какая вредная
2. Что такое белки, жиры, углеводы
3. Какие органы участвуют в процессе пищеварения
4. Узнать о правилах здорового питания
III. Новая тема
1. Какую пищу мы употребляем , перечислите ( хлеб, мясо , яйцо , яблоко, конфеты )
А из чего их получают? ( из растений и животных)
Что относится к животной пище? (Мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.) Почему эту пищу называют животной? (Потому что её дают животные.)
Какую пищу называют растительной? (Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т.д.)
Значит пища бывает какого происхождения? (растительного и животного на доске)
А как вы думаете, зачем человек ест?
– Без пищи человек не может жить, расти , двигаться, бороться с болезнями.
Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? Приходилось ли вам голодать? Сколько времени? Расскажите о ваших ощущениях.
Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.
При длительном голодании человек слабеет, через 2–3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10–15 он умрёт.
Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).
Какую пищу должен употреблять человек? (Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.) СЛАЙД 3.
Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.
Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить , а не живем для того , чтобы есть».
2. Предлагаю тоже поесть
Учитель раздаёт каждой группе одинаковый набор продуктов.
Задание:сложить в одну корзину, по – вашему мнению, «полезные» продукты (банан, болг. перец, йогурт) ;
в другую корзину выбрать из предложенных «вредные» продукты
Почему эти продукты вредные?
(чипсы, кола, мармелад);
А теперь давайте разберем наши корзины. Выберем продукты в каждой корзине на вредные и полезные. Но как, же понять, полезен продукт или нет?
3. Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют в жизни нашего организма.
– У вас на партах лежат этикетки от упаковок разных продуктов, внимательно прочитайте состав продуктов и скажите, какие вещества содержаться в данных продуктах. (Ответы детей)
Вредные добавки
Пищевые добавки – это вещества, способные усиливать вкус и аромат продуктов, длительно сохранять товарный вид и продлевать их сроки хранения.
Их можно найти в составе консервированных фруктах, различных деликатесах и салатах. Такие товары ни в коем случае не покупать. Медики точно выяснили, что бензойная кислота вызывает рост раковых клеток, ухудшает умственное развитие, делает человека гиперактивным, мешает сосредоточиться и усваивать информацию.
А что еще находится в срставе продуктов?- (слова – жиры, белки, углеводы )
– А знаете ли вы, какую роль выполняют жиры, белки, углеводы в нашем организме?
– Давайте послушаем сообщения ребят
Белки – вещества, которые служат основным строительным материалом для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки содержатся во многих продуктах. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. 7 слайд
Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана. 8 слайд
Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты. 9 слайд
Молодцы! У вас получились полные, содержательные рассказы.
Но для нормальной работы организма необходимы ещё минеральные вещества: фосфор, кальций, железо…- они содержатся в овощах и фруктах
Это …витамины
Слово «витамин» придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».
Витамины – это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. (Детям 6-7 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов, в которых содержится большое количество витаминов). Без витаминов человек болеет. Известно более 25 видов витаминов. Сегодня некоторые из них у нас в гостях. Давайте послушаем, что расскажут нам Витамины.
Витамин А
У вас снижается зрение? Нечетко видите предметы в вечернее время? Вам, конечно, не хватает меня. Догадались, кто я? Витамин А! Меня можно найти в молочных продуктах, в моркови, салате, шпинате, икре. Я буду рад встрече с вами ребята!
Витамин В.
Ну а если вам не хватает –витаминов группы В, обращайтесь к таким продуктам, как: хлеб, каши, молоко, сыр, яйца. Как же определить, что вам не хватает витаминов группы В? Достаточно посмотреть на себя в зеркало: ведь при нехватке нас у вас образуются трещины, язвочки в уголках рта, шелушение кожи…
Витамин С
А вот и я –самый популярный витамин. Я содержусь почти во всех свежих овощах, плодах, ягодах: в плодах шиповника, в лимонах, капусте, картофеле, луке, укропе и т.д. Догадались, кто я? Конечно витамин С! Если вы простудились и ваш организм перестал сопротивляться болезням, то немедленно ешьте продукты с витамином С.
Витамин Д
Я- редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов –витамин Д! Меня можно найти в сливочном масле, в яйце, в говяжьей печени, в рыбе. А еще со мной можно встретиться летом под солнышком. Как и всему живому, вам для хорошего роста необходимо солнышко. А дефицит моего витамина в организме у ребенка вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит.
– Какие же питательные вещества человек получает с пищей ? ( белки, жиры и углеводы, витамины)
Дополнительно про витамины е
Вернемся к корзинкам. Еще раз посмотрим, правильно ли распределили продукты.
IV. Физкултьминутка
V. Кто знает, как узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в продукте?
Ребята, представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя.
Сейчас вам предстоит провести исследовательскую работу, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов.
У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться в этих продуктах. Изучите этикетки. Результаты исследования занесите в формуляры. Укажите 3-4 продукта для сравнения.
По результатам исследовательской работы ученики заполняют таблицу.
– Сравните результаты и сделайте вывод.
– Какие продукты наиболее богаты белками, жирами, углеводами?
Вывод: белки – в шоколаде, жиры – в шоколаде, углеводы – шоколаде и пшеничном хлебе, витамины – в соке и молоке.
– В разных продуктах содержится разное количество белков, жиров, углеводов, витаминов. Ещё раз посмотрите на таблицу.
– Какой должна быть наша пища? (Разнообразной)
VI. А какие органы участвуют в пищеварении? И что вы знаете о пищеварении?
Заполните, пожалуйста, ваши «бортовые журналы»
Работа по учебнику стр.31 . (по ходу чтения заполняют бортовой журнал)
Отчет по журналу
За сутки взрослый человек выделяет 1,5 литра слюны. Большую роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь.
Откройте тетради на стр. и допишите на схеме названия органов (взаимопроверка по эталону)
В процессе пищеварения важную роль играют и зубы .
Подготовить сообщение о зубах (домашнее задание)
VII. Давайте посмотрим конец мультфильма
Почему Винни Пух попал в такую ситуацию? Значит, чтобы еда была полезной, нужно соблюдать правила питания
– Любая пища может быть как полезной, так и вредной. Когда она может стать вредной для организма человека? (Когда человек переедает)
– Значит, пища должна быть не только разнообразной, но и в меру.
А сейчас мы поработаем в парах, ваша задача состоит в следующем : выбрать нужное и составить правила питания. Устно объяснить, почему надо делать так, а не иначе.
1.нужно есть разнообразную пищу.
2. булочек и сладостей есть побольше.
3. не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого.
4. переедание очень вредно для здоровья.
1. пища не должна быть сильно горячей.
2. полезно принимать пищу на ходу или у компьютера, телевизора.
3. нужно соблюдать режим питания.
4. достаточно питаться 1 раз в день.
1. обязательно перед школой завтракать.
2. ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна.
3. перед сном старайтесь есть чипсы, кириешки, запивая колой.
4.Мучного и сладкого надо есть поменьше.
Правильные ответы:
Нужно стараться есть разнообразную пищу , чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
Нужно стараться есть в одно и тоже время . Организм как бы привыкает к определенному режиму , и тогда пища лучше усваивается .
Утром перед школой нужно обязательно завтракать . Некоторые ребята по утрам так спешат , что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу , а то и вовсе ничего не едят . А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
Ужинать нужно не позже , чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
VII. Итог урока . Подведем итоги
Как же понять , полезен продукт или нет?
Ответ учеников: пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них. На этикетках упаковок от различных продуктов указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах. В разных продуктов!!
Какие питательные вещества человек получает с пищей?
Из каких органов состоит пищеварительная система человека ?
Считаете ли вы, что нужно внести изменения в ваш процесс питания?
VIII. Домашнее задание по выбору.
Всем составить меню на завтрак, обед и ужин для себя
Задание повышенного уровня : Составить рекламные слоганы про питательные вещества
Рефлексия.
– А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.
Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – положит в нашу корзинку яблоко.
А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – положит в корзинку булочку.
Источник