Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях

Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях thumbnail
Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: психология.docx.
Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуацияхПоказать все связанные файлыПодборка по базе: 476 Кандауров Тема 1.docx, Курсовая тема 30.docx, Контрольная СМ 1 тема.docx, КВ 2 тема 7 вариант новый Дадаева Нигина пдб.docx, 2 тема.docx, 4 тема стиль.docx, Задачи тема 8.docx, Патфиз, задачи, тема 4.docx, лекция по истории Отечества тема 2-3.pptx, Экономика 2 тема.docx
Тема 4. Внимание

  1. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.
  1. Непроизвольное: Девушка идет по улице и разговаривает по телефону. Неожиданно она слышит громкий крик, вследствие чего непроизвольно поворачивает голову в поисках источника шума.

Условие: Действие сильного, контрастного или значительного, вызывающего эмоциональный отклик, раздражителя.

  1. Произвольное: Мальчик, делая домашнюю работу, сознательно устраняет все внешние раздражители (выключает музыку, телевизор, компьютер, закрывает окно, чтобы не слышать звуков с улицы) и сосредотачивает своё внимание на задании.

Условие: Постановка и принятие задачи.

  1. Послепроизвольное: Студент, готовясь к экзамену, заинтересовался темой и потом продолжил её изучение.

Условие: Вхождение в деятельность и связанный с этой деятельностью интерес.

  1. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а) гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами: вид-послепроизвольное, свойство-распределение;
б) ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные: вид-произвольное, свойство-концентрация;
в) рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины: вид-непроизвольное, свойство-переключение (отвлечение);
г) получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя: вид-послепроизвольное, свойство-переключение (осмысление);
д) испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а»: вид-произвольное, свойство-устойчивость;
е) учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться: вид-произвольное, свойство-объём;
ж) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос: вид-произвольное, свойство-концентрация.

  1. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).
  1. Устойчивость: Школьник в течение двух часов выполняет домашнюю работу;
  2. Концентрация: Девочка была настолько сосредоточена чтением книги, что не слышала как её позвала мама.
  3. Распределение: Во время лекции все студенты были заинтересованы речью преподавателя.
  4. Переключение: После занятий физкультуры мальчик быстро включился в работу на уроке математики.
  1. Чтобы во время урока или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным внимание, о каких условиях его организации и поддержания им следует помнить?
  • Прямое требование внимания
  • Поддержание дисциплины на уроке.
  • Усиление впечатления.
  • Осознание долга и обязанности
  • Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой дея­тельности.
  • Привычные условия работы.
  • Возникновение косвенных интересов.
  • Создание благоприятных условий для деятельности.
  • Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности.
  1. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

а) женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу-контрасные цвета;
б) учитель повышает голос и кричит: «Тихо!»-изменение интенсивности;
в) у прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей-искусственное подогревание общественного интереса;
г) мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату»-повторение;
д) новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина-новизна.

Источник

Подборка по базе: Сухачев М.В. СРИ 2 . Обоснование фторирования в лечении заболев, Интерактивные методы.pdf, Методология научного исследования.doc, Зантие №1ТЕМА МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. МИКРОСКОПИЧ, Лабораторные и инструментальные исследования .doc, Численные методы.docx, диагности чесике исследования кожи.docx, Реферат Хирург. методы ХСН.docx, Глава 1. Методология исследования.docx, 1 Методы повышения жизнестойкости военнослужащих с проявлениями.
Тема: Методы исследования внимания.
Практические задания.

  1. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.

Непроизвольное – ученики старшего класса пишут контрольную работу. Раздавшийся звук грома за окном привлек внимание каждого из-за чего все обернулись в сторону окна, оторвавшись от тетрадей. Условие: действие сильного, контрастного или значительного, вызывающего эмоциональный отклик, раздражителя.

Произвольное – Сотруднику банка к следующему дню необходимо подготовить важный отчет. Чтобы не отвлекаться, он специально выключает телевизор и откладывает телефон. Условие – постановка (принятие) задачи.

Послепроизвольное – ученик, читая определенную главу книги, которую задали прочитать к завтрашнему уроку литературы, на столько заинтересовался сюжетом, что прочитал больше заданного. Условие: вхождение в деятельность и связанный с этой деятельностью интерес.

2. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Послепроизвольное/распределение – а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

Произвольное/устойчивость – б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

Произвольное/концентрация – г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

Непроизвольное/переключение – д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

Послепроизвольное/переключение – е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

Произвольное/устойчивость – ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

Произвольное/объем – з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

Произвольное/концентрация – н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

3. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

Устойчивость – студент готовится к экзамену в течение всего вечера;

Концентрация – девочка так увлеклась рисованием своей новой картины, что не услышала, как мама вернулась домой, хлопнув дверью;

Распределение – преподаватель читает лекцию, при этом следит за поведением студентов;

Переключение – молодой человек, гуляя по парку, наблюдал за уточками в пруду, а затем ответил на телефонный звонок, переключив внимание на собеседника.

4. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания, в порядке нарастания степени трудности:

1-б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.

2-д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.

3-в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.

4-г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).

5-а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.

6-е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова.

7-ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

5. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями:

а) с низкой концентрацией

б) с хорошим распределением

в) с плохим переключением.

Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.

6. Чтобы во время урока или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным внимание, о каких условиях его организации и поддержания им следует помнить?

  • Прямое требование внимания;
  • Поддержание дисциплины на уроке;
  • Усиление впечатления;
  • Осознание долга и обязанности;
  • Отчетливое понимание конкретной задачи, выполняемой деятельности;
  • Привычные условия работы;
  • Возникновение косвенных интересов;
  • Создание благоприятных условий для деятельности;
  • Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности.

7. Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

8. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

Контрастные цвета – а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.

Изменение интенсивности – б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».

Искусственное подогревание общественного интереса – в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.

Повторение – г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».

Новизна – д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.

Новизна – е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.
Ситуационные задачи для разбора на занятии

1. Какое свойство внимания проявляется в игре? По каким признакам можно это установить?

В течение одной минуты ребёнок должен увидеть вокруг себя как можно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздаётся сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий узнаёт, кто насчитал больше предметов, предлагает ему перечислить вслух увиденное. То, что он не заметил. Дополняют остальные участники игры. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других.

Ответ: В игре проявляется такой свойство внимания, как объем. Объем – количество предметов, которое одновременно может охватить внимание. Это можно установить по принципу игры – необходимо увидеть вокруг себя, как можно больше предметов, посчитать их и в последствии озвучить ведущему свой ответ.

2. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае? По каким признакам можно это установить?

Начинающий художник – реставратор однажды восстановил старую картину. На поверхности доски в разное время были сделаны два рисунка – фигура человека и телега, запряженная парой волов. Теперь оба рисунка ясно проступали, и их детали переплетались между собой. Художник восстанавливал только одно изображение, но многие отрезки линий, относящихся к изображению телеги, входили в изображение человека.

Ответ: В описанном случае проявляется такой свойство внимания, как концентрация. Концентрация – удержание внимания на одном объекте при отвлечении от всего остального. Художник восстанавливал определенное изображение, не обращая внимания на предыдущее.

3. О каком свойстве внимания говорится в отрывке? Назовите условия его формирования.

М. Горький писал: «Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках – английском, немецком, французском – разные фразы. Даже так делает: в руки берёт по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках».

Ответ: В этом отрывке говорится о таком свойстве внимания, как распределение. Распределение – умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая на них свое внимание. Чтобы успешно выполнять несколько работ одновременно, необходимо знать хотя бы одну из них настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно.

Источник

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

– точность восприятия;

– прочность и избирательность памяти;

– направленность и продуктивность мышления.

Основные функции внимания:

-отбор значимых воздействий и игнорирование других;

-сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

-регуляция и контроль протекания деятельности.

Основные виды внимания:

1. В зависимости от волевых усилий личности:

непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;

произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.

2. По характеру направленности:

внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.

3. По происхождению:

природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;

социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;

4. По механизму регуляции:

непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.

5. По направленности на объект:

сенсорное;

интеллектуальное.

Основные свойства внимания:

Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.

Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.

Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Память как психический познавательный Памятьюназывают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти:

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

Виды и формы памяти:

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.

по степени осмысленности:

механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

в зависимости от установки:

кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

по материалу, сохраняемому памятью:

когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

по модальности:

словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.

Источник