Какие витамины содержатся в фруктах и овощах объяснить детям

Какие витамины содержатся в фруктах и овощах объяснить детям thumbnail

Цель урока: создание условий для
формирования метапредметных умений средствами
предмета “Разговор о правильном питании”.

Задачи.

Образовательные:

– познакомить с понятием – “витамины”, их
разнообразием;

– исследовать блюда на наличие витаминов и
выявить из них самые полезные для здоровья
человека.

Развивающие:

– развивать умения определять в овощах и
фруктах различные витамины;

– развивать познавательный интерес к предмету
путём привлечения занимательного материала,
создания проблемных ситуаций;

– развивать логическое мышление, воображение,
восприятие, речь.

Воспитательные:

– воспитывать желание учиться и делать
открытия;

– воспитывать умение слушать других;

– воспитывать стремление быть здоровым.

Оборудование и наглядные пособия: ИКТ,
раздаточный материал, шапочки с названиями
витаминов; игра “Проверь себя”; фрагменты из
видео “Улица Сезам”; корзина с фруктами и
овощами; костюм доктора Айболита.

Ход урока

I. Оргмомент

– Добрый день! Я вам, ребята, желаю доброго дня и
хорошего настроения.

Наш настрой: Мы вместе!!!

Проверим готовность к работе:

– Руки? Дети: “На месте!”

– Ноги? Дети: “На месте!”

– Локти? Дети: “У края!”

– Спина? Дети: “Прямая!”

Начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний.

На уроке вас ждут открытия. Какими они будут:
большими или маленькими, у каждого из вас они
будут свои. И еще я хочу вам дать совет “Прежде
чем ответить, хорошо подумай”.

Прежде, чем мы определим тему урока, давайте
вспомним некоторый материал, который изучали
раньше и который пригодится сегодня на уроке.

– Начнём мы наш разговор с загадки: “Что на
свете дороже всего?”.

– Правильно – здоровье.

– Вспомним девиз, который поможет нам,
настроиться на работу: “Я здоровье сберегу, сам
себе я помогу!”.

– А одним из главных условий здоровья является
правильное питание, т.к. неправильное питание
приводит к болезням. А наша задача научиться
заботиться о себе и быть всегда здоровыми.

– Расскажите, какие полезные продукты вы съели
за неделю. (Ответы детей)

III. Создание проблемной ситуации.

– А урок я хочу продолжить с одной истории.
Послушайте.

Во время одного из путешествий Христофора
Колумба матросы тяжело заболели цингой.
Предчувствуя свою печальную участь, они
попросили высадить их на один из необитаемых
островов, чтобы их тела не достались на съедение
рыбам. Колумб удовлетворил просьбу умирающих.
Каково же было удивление участников путешествия,
когда через несколько месяцев, возвращаясь тем
же путем, они заметили с острова сигналы и нашли
всех матросов живыми и здоровыми. Остров назвали
“Кюрасао”, по-португальски – это означает
“оздоравливающий”.

Что же спасло моряков от гибели?

Дети: Может, какие-то полезные растения.

– А что может быть полезного в растениях?

Дети: Витамины.

– А что такое витамины?

“Вита” в переводе с латинского языка
“жизнь”. Витамины – это такие вещества, которые
помогают детям, расти крепкими и здоровыми. И
растения, и животные сами могут вырабатывать
витамины, а вот человек этого делать не может.
Поэтому человек должен получать витамины с
пищей.

Витамины – жизненно необходимые вещества,
недостаток которых вызывает сначала
недомогание, а в некоторых случаях и различные
заболевания.

– И помогут нам узнать об этом, наши друзья с
улицы Сезам. Каждую неделю мы встречаемся с ними
на страницах тетради “Разговор о правильном
питании”.

Звучит музыка из передачи “Улица Сезам”.

– О каком пире говорят нам наши друзья? (Об
овощах и фруктах)

– Почему они завели разговор о них?

(Потому что больше всего витаминов содержат
овощи и фрукты)

IV. Сообщение темы и цели урока.

– Какова тема урока? (“Витамины в овощах и
фруктах”).

– На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы
на сегодняшнем уроке? (Какие витамины есть в
овощах и фруктах)

Как вы думаете, вы все знаете? А хотите
продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь
узнать?

V. Организация деятельности учащихся по
усвоению новых знаний.

– А какие бывают витамины, мы сейчас узнаем!

1. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и
иметь крепкие зубы, вам нужен я! Витамин А!

– Что лежит в корзине у витамина А?

– Ребята, где содержится Витамин А и для чего он
нужен? (Капуста, помидоры, морковь, огурцы)

(Подготовленные дети рассказывают об овощах и
фруктах)

1. Привязан кустик к колышку.
На кустике – шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры)

Помидор, или томат, попал к нам из Южной
Америки. Сначала томат служил для украшения
клумб и подоконников. Их называли “золотые
яблоки”. Сначала плоды были маленькие, как
вишенки. Затем его стали выращивать как
лекарственное растение, и только потом он
поселился на огородах и его стали употреблять в
пищу.

2. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Первые упоминания о моркови прозвучали
более 3000 лет назад. В моркови содержится большое
количество витамина А, который укрепляет
организм и защищает его от инфекций, а так же
положительно действует на зрение. Однако морковь
— это не только копилка витамина А. В ней
содержится чуть ли, не весь витаминный алфавит.

3. На июньской грядке
Все у нас в порядке!
Строем, словно молодцы,
Зеленеют… (Огурцы)

Я расскажу легенду.

Однажды турецкий султан Магомет Второй,
жестокий и жадный, приказал вскрыть живот семи
своим придворным, чтобы узнать: кто из них
осмелился покуситься на присланный ему в подарок
огурец.

2. А о следующем витамине вы узнаете от нашего
гостя.

(Входит доктор Айболит)

– Если вы хотите реже простужаться, быть
бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам
нужен Витамин С!

– Что лежит у меня в корзине? (Лук, чеснок, лимон,
картофель, апельсин, банан)

– Я хочу немного рассказать об этих продуктах.

Лук и чеснок известны людям более 6000 лет.
С давних пор они славились своими лечебными
свойствами. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо
помогает при кашле, ангине. Кашица лука и чеснока
помогает при насморке. Оба эти растения служат
нам и пищей, и лекарством.

В долине реки Нила сохранилась пирамида Хеопса,
величайшее из каменных сооружений мира высотой
146 м. 20 лет строили эту пирамиду рабы. Чтобы они не
болели, им каждый день давали лук и чеснок. За 20
лет истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого
золота.

О лимоне люди знают уже более 3000 лет. Как
утверждают ботаники, его родиной является Индия.
Лимон богат аскорбиновой кислотой, то есть
витамином С, который повышает сопротивляемость
организма к инфекционным болезням, особенно
простудам. Вот почему врачи рекомендуют лимон
как профилактическое средство от гриппа.

От гибели спасли моряков от цинги росшие на
острове растения, плоды, в которых в избытке
содержался витамин С, а также дикий чеснок.

– Ребята, где содержится Витамин С и для чего он
нужен?

3. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший
аппетит и не хотите огорчаться и плакать по
пустякам, вам нужен я! Витамин В!

– Что лежит в корзине у витамина В вы узнаете,
прочитав это стихотворение. (Тексты
стихотворения у детей на столах)

Растут у тёти Зины
Живые витамины.
Витамины разные:
Зелёные и красные.

Растёт свёкла на грядке,
Вкуснее шоколадки.
И репа, салат, сельдерей
Что может быть важней?

Яблоки, груши – высший сорт,
Не фазенда, а курорт.

Живые витамины
Растут у тёти Зины,
Мы их на именины
Собрали две корзины!

– Ребята, где содержится Витамин В и для чего
он нужен? (Свёкла, репа, листовой салат и яблоки,
груши).Витамин В находится также в овсянке,
чёрном хлебе.

4.Витамин Р помогает работать самому
главному органу человека – сердцу.

Игра “Мозговой штурм”

Я читаю загадки, хором говорим отгадки.
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий … (Виноград)

Только снег сойдет весной,
Ты киваешь головой!
Первой зелени подружка –
Раскудрявая… (Петрушка)

Если красный твой стручок –
Горький, злой ты старичок!
Если ты зеленый малый,
Твоя горечь убежала,
Ты гордишься сочным тельцем,
То зовешься сладким… (Перец)

– Так в каких продуктах встречается витамин Р?

Витамин Д: Он очень нужен для костей. Если в
питании малышей не хватает витамина Д, у них
развивается рахит, ножки могут на всю жизнь
остаться кривыми. И ещё витамин Д сохраняет нам
зубы. Без него зубы становятся мягкими и
хрупкими.

Назовите продукты, в которых содержится
витамин Д? (Рыба, морепродукты, творог, желток
яйца)

А) Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить.

– Работаем в парах. Перед вами листочки найди и
раскрась продукты, в которых содержится витамин
Д.

Конечно, в овощах и фруктах содержится не один
какой – то витамин, а несколько, а также
присутствуют другие полезные вещества –
минералы. Например, железо, кальций, магний,
фосфор и другие. Но мы выбрали тот, который больше
всего содержится в продукте.

Если у человека недостаточно витаминов и
других веществ, то особенно осенью и весной,
может наступить авитаминоз. Человек выглядит
вялым, ему хочется спать, часто болеет. Лучше
всего овощи употреблять в свежем виде, так как
при варке они теряют часть своих полезных
веществ, а приготовленный салат нельзя оставлять
на другой день, так как он сохраняет полезные
качества только в течение 6 часов. Фрукты можно
есть и в виде сока.

V. Работа творческих групп.

– А, сейчас, мы с вами будем работать в группах.

Мы должны выяснить, какой рецепт блюда
полезнее, в конце каждая команда должна сделать
вывод.

1 команда. Салат “Фруктовый”:

Яблоко  В
Апельсин  С
Банан  С
Груша  В
Виноград  Р

Фрукты помыть, нарезать и заправить все
йогуртом.

Вывод: есть витамины В, С, Р, но нет витамина А.
Все фрукты свежие.

2 команда. Салат “Весенний”:

Помидор  А
Огурец  А
Перец  Р
Лук  С

Овощи помыть, нарезать и заправить
растительным маслом.

Вывод: есть витамины А,Р,С, но нет витамина В, все
овощи свежие.

3 команда. Суп “Овощной”

Картошка,  С
Капуста,  А
Лук,  С
Морковка,  А
Горох,  В
Петрушка  Р
Свёкла.  В

Ох!

И суп овощной получился неплох.

Овощи помыть, нарезать, отварить.

Вывод: есть все витамины, но вареные овощи
теряют много витаминов.

Делаем один вывод: все салаты и супы
полезны, так как в них содержатся разные витамины
и в разных количествах, но полезнее все-таки те,
которые не надо отваривать.

5. Вот какие полезные овощи и фрукты!
Про них даже пословицы и поговорки придумали!

Если будешь есть морковку, будешь бегать
стометровку.

Если съешь ты огурец, будешь просто молодец!

Положи лимончик в чай – выпей витаминный рай!

Чеснок да лук от семи недуг!

Яблоки ешь по утрам – не будешь ходить к
докторам.

Лучше всякой таблетки, ягодки с ветки.

Ни один рот без капусты не живет.

1. Сценка “Витамины”

Айболит: Познакомьтесь – витамины А, В, С, Д, К
и Е.
Нынче к доброй медицине они покажут путь тебе.

Витамин А: Чтобы были вы красивы,
Витамин В: Чтобы не были плаксивы,
Витамин С: Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело!
Витамин К: Чтобы громче пелись песни,
Витамин Е: Жить чтоб было интересней,
Витамин Д: Нужно сильным стать, здоровым,
Есть творог, сметану, плов,
Соки пить и молоко.
Витамины (хором): Эти истины не новы!
Айболит: Витамины – это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
У тебя болезней нет!
Дам тебе такой совет:
Витамины потребляй
И здоровье прибавляй!
Все: Все, и взрослые, и дети,
Помните вы наш совет:
Круглый год – зимой и летом –
Без витаминов жизни нет!

– Ребята, а вы знаете, что кроме витаминов,
которые содержат овощи и фрукты, они “лечат”
многие болезни.

Советы доктора Айболита.

При простуде надо пить чай с малиной.

От насморка полезен свекольный сок.

При кашле пьют настой редьки с медом.

От головной боли помогает избавиться капустный
лист.

Не заболеть гриппом помогает лук и чеснок.

VI. Итог.

– Какие задачи мы ставили в начале урока?

Игра “10 секунд” (каждый одним предложением
говорит, что нового узнал на уроке).

– Ребята, вот какой пир витаминов приготовили
нам наши друзья Зелибоба, Кубик и Бусинка.
Витамины повышают наше настроение и укрепляют
здоровье, а это главное. Ешьте больше овощей и
фруктов и будете здоровы!

И в подарок наши друзья угощают фруктами со
своего сада!

Источник

Беседа с детьми: «Овощи и фрукты – полезные продукты!»

Цель: формировать представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья; познакомить с полезными свойствами овощей и фруктов.

Задачи:

•формировать представления о здоровом питании;

•расширять знания о полезных свойствах овощей и фруктов;

•способствовать осознанию необходимости витаминов в пище;

•воспитывать полезные пищевые привычки; развивать познавательный интерес;

•обогащать словарный запас.

Оборудование:

•презентация

•корзина с полезными продуктами;

•корзина с вредными продуктами.

Ход беседы

(Приложение)

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

 И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

 С ранних юных лет уметь.

Если азбука питания

 Привлечёт твоё внимание,

Будешь весел и здоров,

Проживешь без докторов.

Воспитатель: Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое Нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди укрепляют или разрушают то, Что дано природой. Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильное Питание. А для правильного питания нужны … полезные продукты. В них содержатся питательные вещества: жиры, белки и углеводы. К сожалению, многие предпочитают полезным совсем другие продукты. Послушаем разговор Пончика и Здоровячка.

Инсценировка «Пончик и Здоровячок».

Пончик: Мармелад, пирожное, отличное мороженое!

                Булочки, ватрушки, сладкие пампушки,

               «Марсы», чипсы и «Пикник» развивают аппетит.

Здоровячок: Овощи и фрукты –

                         Вкусные продукты.

Пончик:   Жёлтая фанта – напиток для франта.

                  Знайте, дамы, господа. –

                  «Сникерс» – лучшая еда!

Здоровячок:  Любишь есть ты «сникерс» сладкий –

                        Зубы будут не в порядке.

Пончик:         Стать здоровым мне помог

                        С красным кетчупом хот-дог…

Здоровячок:  Будешь часто есть хот-доги –

                         Через год протянешь ноги.

Пончик:         В благодарность пепси-коле

                        Лучше всех учусь я в школе!

                        Я собою очень горд:

                        Я купил сегодня торт!

Здоровячок:  Сладостей сто,

                         А здоровье – одно!

                         Фрукты, овощи – полезней:

                          Защищают от болезней!

Воспитатель: Какие продукты любит Пончик? Кто из вас ест такие продукты?

– Почему вы любите такие продукты?

– О каких продуктах говорил Здоровячок? Что он о них сказал? (Ответы детей.)

– Сегодня мы будем говорить об овощах и фруктах и о их пользе дл человека.

– А почему овощи и фрукты полезны для человека? (В них много полезных веществ.)

– Тысячи лет назад люди стали употреблять в пищу овощи. И пользу овощей заметили уже тогда. Есть много пословиц и поговорок об овощах. Вот некоторые из них:

Лук – от семи недуг.

Лук да капуста лихого не допустят.

Обед без овощей – праздник без музыки.

Зелень на столе – здоровье на сто лет.

Овощи – кладовая здоровья.

– Какие овощи вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Все овощи очень полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей.

– В древние времена обычная огородная грядка с успехом заменяла аптеку. Древнегреческие врачи назначали своим пациентам редьку и огурцы для улучшения пищеварения и зрения. В те времена делали лекарство из лука и петрушки, использовали целебные свойства моркови. Капуста считалась лекарством от многих недугов. И сейчас в народной медицине используют целебные свойства овощей: кашицей тёртого картофеля лечат ожоги и раны, листья капусты применяют при ушибах и воспалениях суставов. А лук и чеснок для большинства из нас первые домашние лекарства, когда мы заболеваем простудой и гриппом. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле и ангине. Не зря говорят: «Лук – от семи недуг».  Но разве только в овощах есть полезные вещества? Где они есть ещё, поможет выяснить игра «Доскажи словечко».

Словно месяц под звездой

 Фрукт волшебно-золотой.

Леденец для обезьян.

В жёлтой курточке … (банан).

На высокой ветке зреет,

Словно лампочка желтеет,

И блестит как после душа.

Ну, конечно, это … (груша).

Жёлтый цитрусовый плод

 В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его … (лимон).

Гнутся ветки до земли.

Что же мы на них нашли?

Листья будто шапочки,

А под ними … (яблочки).

Крупных ягод гроздь большая

 Сладким соком угощает.

Подарил нам летний сад

 Ароматный … (виноград).

С виду он, как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин –

Это спелый … (апельсин).

Воспитатель: Что же общего у всех овощей и фруктов? (Витамины.)  «Витамин» – вещество, необходимое для поддержания здоровья нашего организма. Но организм не создаёт запасов ценных витаминов. А поэтому их нужно постоянно пополнять.Витамины поступают в наш организм только с пищей. Вот почему овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно.

Витамин А:

Меня запомните, друзья.

Вам для роста нужен я.

Для костей, зубов и зренья,

В этом, братцы, нет сомненья.

И полезен я для кожи,

Волосам я нужен тоже.

– Я есть в моркови, помидорах, апельсинах, капусте.

Витамин В:

Если у вас меня дефицит –

Значит отсутствует аппетит.

Чтобы бодрым, сильным быть

 Не грустить и не хандрить

 Вам советую, друзья,

Есть продукты, где есть я!

– Я есть в свёкле, горохе, кукурузе, редьке, бананах.

Витамин С:

Я нужный и отважный,

И очень, очень важный.

При простуде, при болезнях

 Я, конечно, всех полезней.

– Я живу в лимоне, апельсине, смородине, луке, чесноке, огурцах.

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут.

Все болезни и простуды

 Перед ними отойдут.

Вот поэтому всегда

 Для нашего здоровья

 Полноценная еда –

Важнейшее условие!

Без витаминов жить нельзя!

Они надёжные друзья!

Воспитатель: Ребята, вы узнали, почему люди должны обязательно употреблять в пищу соки, ягоды, фрукты и овощи. Конечно, ребята, мы не можем сегодня рассказать обо всех овощах и фруктах. Но хочется, чтобы вы всегда помнили, что от того, что мы едим, зависит наше здоровье.

Полезные советы.

Овощи и фрукты любят все на свете.

Бабушки и дети советы знают эти.

Виноград и вишня лечат все сосуды.

Абрикос от сердца, груша – от простуды.

От простуды и ангины помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.

Помни истину простую – лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.

Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.

И Серёже, и Ирине – всем полезны витамины!

Ничего на свете лучше нету

 Заменить на яблоко конфету.

Чипсы поменять на апельсин,

Чупсы поменять на мандарин.

Сухомятке предпочесть морковку.

В овощах и фруктах больше толку.

Если хочешь быть здоров,

Позабыть про докторов,

Кушай овощи и фрукты.

Это лучшие продукты!

Источник