Каким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства
Мы продолжаем рассматривать вопрос о том, что такое лидерство и кто такой лидер, поднимаемый в первой теме.
Лидер, в отличие от нелидера, – это личность, обладающая определенными чертами, наличие которых позволяет предсказать, во-первых, вероятность занятия этой личностью лидерской позиции, во-вторых, предсказать результаты деятельности данной личности в статусе лидера. «Лидеры должны быть построены из правильного материала». Такое объяснение лидерства дают теории черт.
Исторически это первые теории лидерства, появились более 100 лет назад. Первоначально сопоставлялись «черты великого человека» или лидера и черты нелидеров. Например, чем Екатерина Великая, Петр первый и пр. отличается от своих подданных? В последующие этапы развития теорий черт анализировался вопрос: Можно ли предсказать конечный результат лидерства на основании отдельных черт?
В итоге было выделено много черт личности, позволяющих определить силу лидерства. Так, в 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». По некоторым из этих черт доказано их хотя и не ярко выраженное, но влияние на результаты деятельности.
В 40-е г.г. ХХ века многие ученые анализировали собранные в результате эмпирических исследований многочисленные факты о качествах лидеров.
В 1948 г. Стогдилл сделал обзор более ста исследований и обнаружил, что изучение личных качеств лидеров дает противоречивые результаты. Однако он выделил ряд приоритетных черт хозяйственного лидера (лидера в организации): интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, социальная компетентность. Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях лидеры, действующие наиболее эффективно, обнаруживали разные личные качества, и сделал следующий вывод: человек не становится лидером, а также руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.Был сделан мостик к ситуационным теориям лидерства, о которых позже в другой теме.
Аналогичную идею выдвинул Р.Манн. Вместе с тем он так же, как и Стогдилл, выделил те качества, которые в значительной степени влияют на поведение человека как лидера:
ü интеллект (Манн обнаружил, что результаты 28 независимых исследований указывали на положительную роль интеллекта в лидерстве);
ü приспосабливаемость (это качество подчеркнули 22 исследования);
ü общительность (результатам 22 исследований);
ü способность влиять на людей (согласно 12 проведенным исследованиям это свойство человека напрямую связано с лидерством);
ü отсутствие консерватизма (из всех исследований 17 выявили отрицательное влияние консерватизма на лидерство);
ü восприимчивость и эмпатия, т.е. умение понять другого, вжиться в его роль (результаты 15 исследований говорят о том, что эмпатия играет в лидерстве определенную, хотя и не значительную роль).
Вопрос: Лидерские черты – это данное от рождение или развиваемое?
Многие черты заложены природой. Но выполнение лидерских функций развивает необходимые для этого качества. В человеке, который на протяжении долгого времени исполняет роль лидера, формируются и закрепляются требуемые для этого черты. В этой связи интересно высказывание: Искусству быть лидером нельзя научить, ему можно только научиться.(Гарольд Дженин)
То есть, можно научить, но активное самостоятельное развитие лидерства дает больше плодов.
Важно также понимать, что социокультурная среда влияет на трактовку черт личности и это доказано многими исследованиями.
Как бы вы расшифровали такую черту лидера-руководителя, как внимательность к последователям? В Великобритании лидера считают внимательным, если он показывает подчиненному, как работать с оборудованием, тогда как в Японии очень внимательный лидер помогает подчиненным решать их личные проблемы.
Даже приведенные примеры трактовки лидерских черт в разных странах показывают, что важны не сами по себе качества, а их проявление в поведении и влияние лидерского поведения на групповую и организационную эффективность. Поэтому далее возникли иные теории, о них будем говорить позже. Но объяснение лидерства через лидерские качества актуально и сегодня.
Свидетельством тому выступает огромное количество книг по лидерству, где каждый автор предлагает свой перечень характеристик эффективного лидера. Например, один из самых известных экспертов по вопросам руководства компаниями Уоррен Беннис (W. Bennis), почетный профессор управления Южно-Калифорнийского университета, в своей книге “On becoming a Leader” (1989/1994) этот список видит таким: Направляющее видение, Доверие, Страсть, Любознательность, Целостность личности, Дерзновенность.
Доказательством популярности теории черт является и появление уже в настоящий период теории трансформационного и харизматичного лидерства.
В завершении этого вопроса, рассмотрим в качестве любопытных примеров некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством.
1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их последователи. Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей. «Чересчур умные» неминуемо отторгаются группой людей, они «далеки от народа». Интеллектуал в среде посредственных людей может занять место ближайшего помощника, тайного советника лидера, но не статус самого лидера.
2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но они не всегда эффективны, следовательно, их лидерство ставится под сомнение.
3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью Хотя здесь смешивается известность и лидерство.
4.Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность, — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту. Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.
5.Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом.
6.Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизма, смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.
Итак, взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты личности. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время.
Источник
admin
В зависимости от менталитета, сферы деятельности и особенностей сообщества людей, востребованные лидерские черты могут отличаться. Какими качествами обладает настоящий лидер в универсальном понимании, независимо от того наделен ли он формальными полномочиями руководителя или имеет неформальную властью в группе или коллективе?
Лидер и лидерство
Что такое лидерство? Лидер — человек, которого, благодаря авторитету, сообщество наделяет правом решать основные вопросы за всех. Лидерство — совокупность качеств, позволяющих получить этот авторитет, способ организации влияния.
Со времен Платона до XIX в. считалось, что только индивидуальные и врожденные свойства личности позволяют стать настоящим лидером. К примеру, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, полагал, что лидерство – наследственный талант.
Позже, выдвигали теории, что лидера вполне можно воспитать, но при наличии способностей. Современный подход в меньшей мере учитывает индивидуальные свойства, смещая основной акцент на стратегию поведения. Сейчас — это человек, обладающий способностью вдохновлять на действие.
Как выявить лидерский потенциал? Потенциал настоящего лидера определяют:
- Врожденные индивидуальные черты.
- Приобретенные. Благодаря воспитанию, обучению, самообразованию, опыту.
- Психологическая установка (призвание). Чувства, убеждения, идеи, представления о себе.
Быть лидером — это не должность, а характер.
Черты настоящего лидера
Сами по себе врожденные качества обладателя лидером автоматически не делают, но помогают им стать. Приобретенные качества могут превратить в эффективного руководителя. Но, без некоторых индивидуальных качеств, настоящим лидером, за которым добровольно потянутся люди, стать сложно.
- Характер. Определяется по отношению к себе и людям, к вещам и деятельности. Черта характера, выявляющая лидера сразу — воля. Умение сознательно управлять своим поведением и эмоциями, формировать цель и концентрироваться на ней. Саморегулировать собственную активность для достижения результата. Основные волевые качества:
- Целеустремленность. Лидер видит главное и не теряет его во множестве проблем и мелочей. Умение концентрироваться на ожидаемом результате — эта способность также планировать путь к достижению, словно смотришь фильм с конца. Джон Максвелл, написавший десятки книг, посвященных мотивации, называет это свойство – перспективным видением.
- Уверенность в себе.
- Самообладание и мужество. Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств.
- Самостоятельность, решительность, настойчивость. Умение принимать решения. Брать всю ответственность на себя и доводить начатое до конца, невзирая на неудачи.
- Проактивность, инициативность, любознательность. Быть в центре событий и на шаг впереди всех остальных.
- Исполнительность. Как ни странно, но исполнительность тоже черта настоящего лидера. Ведь чтобы принятые решения привели к достижению цели, необходимо работать над ними старательно и систематично.
- Харизма. Исключительность и личная притягательность, внушающая безусловную веру окружающим в возможности обладателя.
- Стремление к управлению людьми, выражающееся в организаторских способностях:
- Способность в короткие сроки находить решение проблемы.
- Коммуникабельность. Способность правильно и точно выражать свои мысли.
- Настоящий лидер легко создаст команду. Может подбирать нужные кадры, находить применение их способностям в контексте поставленных задач, понимает психологию людей. Открывает в них таланты.
- Умение организовать. Отдавать распоряжения и приказы или другим способом влиять на окружающих. В том числе и манипулировать ими.
- Умеет нести ответственность за действия подчиненных.
- Эмоциональная компетенция. Умение создать эмоциональный микроклимат в сообществе или коллективе, наиболее подходящий для быстрого достижения поставленных целей. Атмосфера достигается с помощью убеждения, внушения или заражения. Этому помогают:
- Вера и страсть.
- Позитивные установки.
- Энергичность.
- Вежливость и такт.
- Умение слушать.
- Справедливость и строгость.
- Умение наказывать и поощрять.
- Гибкость поведения.
- Щедрость.
- Чувство юмора.
- Красноречие. Дар убеждения.
- Умение ценить людей.
- Компетентность. Не обязательно обладать самым высоким IQ, но для эффективной и успешной деятельности необходимо иметь определенный опыт и достаточные знания, чтобы устранять проблемы и находить решения.
- Готовность к риску. Неразрывно связана с интуицией и умением аналитически мыслить.
- Надежность и последовательность.
- Знание себя, своих достоинств и слабостей. И умение работать над недостатками, органично замещать их преимуществами.
- Способность к самообучению и самовоспитанию. Желание развиваться, не останавливаться в развитии. Стремление к идеалу.
Лидер и руководитель не одно и то же. Руководитель — наделен формальной, официальной властью, а лидер способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.
Настоящие лидерские черты можно попробовать в себе воспитать, ведь не зря распространена точка зрения, что лидерами становятся, а не рождаются.
Как пробудить в себе лидера?
Бывают в жизни ситуации, когда у обычного человека в опасной или напряженной ситуации активируются латентные (скрытые) лидерские качества. Он берет ответственность на себя и решает какой-то жизненно важный вопрос. Такие случаи позволяют утверждать, что каждый может стать лидером в определенных условиях
Как создать самому необходимую атмосферу для пробуждения в себе лидерского потенциала?
- Сформировать способности к самопознанию, самооценке.
- Для того чтобы оценить себя, заведите тетрадь, в которую запишите собственные положительные и негативные качества, по своему мнению, и словам близких. Научитесь не реагировать болезненно на критику. Каждое критическое замечание научитесь логически опровергать. Развивайте уверенность в себе. Но не путайте ее с себялюбием.
- Поставьте за правило составлять план на следующий день. Каждый вечер описывайте то, что удалось сделать. Отмечайте успехи. Такой «дневник» позволит выявить свои слабые стороны и наметит путь на их искоренение.
- Развивать лидерское поведение в коллективе и семье.
- Начинайте с малого: организовывайте интересный и активный досуг. Предлагайте лучшие, на ваш взгляд, решения проблем на работе. Для лидера главное — поставить цель и организовать людей.
- Больше общайтесь. Развивайте коммуникативные навыки при каждой возможности. Умейте слушать и слышать других, а после этого делайте собственные выводы.
- Принимайте людей такими, какие они есть. Это поможет находить лучшее применение их качествам. Настоящий лидер — это не тот, кто задается вопросом: «Как коллектив может помочь достичь моей цели?». Он спрашивает себя: «Как я могу помочь им достичь нашей цели?»
- Мысленно проигрывайте диалоги с целью мотивировать вымышленных собеседников.
- Тренируйте самообладание.
- Научиться брать на себя инициативу и ответственность.
- Боязнь критики и неудачи естественна. Но развитие умения конструктивно относиться к промахам, помогает расти. Относитесь оптимистично к провалам. Боритесь со страхом потерпеть поражение.
- Без терпения и упорности успех невозможен. Научитесь концентрироваться.
- Настоящий лидер выбирает себе работу сам: ту, которая нравится или развивает.
- Умейте говорить «нет» не только другим, но и себе. Тренируйте волю, отказавшись от вредных привычек.
- Проявляйте заботу о других, но не живите чужими проблемами.
- Старайтесь не принимать навязанных ролей. Оставайтесь самими собой.
- Ставить цели, строить планы. Идти к достижению результата. От меньшего – к большему.
- Ставьте цели, которые выше ваших возможностей. Они не должны быть туманными, а только четкими и ясными. Не ставьте нереальные сроки для осуществления. Учитесь терпению и настойчивости.
- Научитесь планировать. Сначала распишите день, потом — неделю.
- «Лень» и «лидерство» несовместимые понятия. Будьте активны. Делайте максимальные усилия для достижения заданного результата.
- Больше читайте, узнавайте. Ведь владеть Миром — владеть информацией.
- Выполняйте свои обязанности максимально ответственно.
- Записывайте достижения.
- Мыслите позитивно.
Мальком Гладуэл в книге «Гении и аутсайдеры» отмечает, что часто пассивность — это качество выходцев из бедных сословий, которые не хотят брать инициативу в свои руки из-за боязни уязвимости и неуверенности в своих силах. Как пробудить в себе лидера? Выдавливайте «из себя по каплям раба», как говорил Чехов.
Внешние проявления лидерских качеств
Доминантный человек в сообществе не всегда проявляет активность. Но выявить его достаточно легко по внешним проявлениям лидерских качеств:
- Хорошо одеваются. Следят за внешним видом, но без экстравагантности в образе. Имеют свой стиль.
- Окружают себя людьми.
- Прямо смотрят в глаза и уверенно пожимают руку.
- Направляют беседу при общении.
- Всегда до конца выслушивают говорящего и не спешат с ответом.
- Достаточно вежливы и тактичны.
- В аудитории размещаются на некотором удалении от всех, чтобы иметь обзор и не пускать в личное пространство посторонних. Но не прячутся за спинами.
- Характерна уверенная походка с размахиванием рук.
- Сами вызываются исполнять обязанности, от которых большинство отмалчивается.
- Сразу схватывают суть проблемы.
Рассмотреть неявного лидера в коллективе очень важно, чтобы направить его деятельность на благо всей организации.
Женщина-лидер
Слабому полу тяжело доминировать, особенно в мужском коллективе. Какие же особые качества настоящего лидера, кроме основных, следует культивировать в себе женщинам, чтобы добиться успеха?
- Контролировать эмоциональность. Социальный интеллект помогает женщине чувствовать взаимоотношения в коллективе, но эмоции не должны управлять рассудком.
- Учиться строить долгосрочные перспективы.
- Четко и конкретно формулировать мысли.
- Для женщины-лидера авторитарный стиль управления не всегда эффективен. Лучше всего использовать демократический.
- Быть готовой к риску. Для этого отлично подходит женская интуиция.
- Воспринимать критику адекватно.
- Не бояться использовать обаяние для расположения к себе. Но всегда разделять работу и отношения.
Лидерство позволяет личностно развиваться и ощутить полноту жизни. Но только при условии осознания уникальности своих качеств. Просто перенять поведение и имитировать качества, чтобы почувствовать возвышение над другими — стать настоящим лидером вряд ли поможет.
Нужно быть самим собой, найти в себе дарование, способности, энергию и отдать на это все время и силы. Ведь быть лидером — не только награда, но и тяжелая ноша.
18 февраля 2014, 18:19
Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8»)
Действует только при онлайн-заказе до 30.11.2020. Скидка не распространяется на золотые цепи, цепочные браслеты,
золотые обручальные кольца, акционные товары и товары Хит-цена. Не суммируется с остальными скидками.
Астрологический портрет звезды: Натали Портман
Чем заняться дома в выходные – 14 и 15 ноября 2020 года
Майли Сайрус снялась обнаженной в гробу с благотворительной целью
Источник