Каким общим свойством обладают молекулы любого вещества

Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Вещества – это то, из чего состоят предметы (физические тела) окружающего мира. Вещества, существующие в природе, постоянно претерпевают различные изменения.

Явления – различные изменения, которые происходят с веществами.

Физические явления – явления, не сопровождающиеся превращениями одних веществ, в другие (обычно изменяется агрегатное состояние веществ или их форма).

Химические явления – явления, в результате которых из данных веществ образуются другие.

Иначе химические явления называют химическими реакциями.

Каждое вещество обладает строго определёнными свойствами.

Свойства веществ – признаки, позволяющие отличить одни вещества от других, или установить сходство между ними.

Физические свойства:

m – масса, V – объём, ρ – плотность.

Масса может быть выражена в граммах, объем в миллилитрах (если это жидкость) или литрах (если это газ).

1 мл = 1 см3, 1 л = 1 дм3, 1000 л = 1 м3

Поэтому плотность измеряют в г/мл, г/см3 (если это жидкость), или в г/л, г/дм3 (если это газ).

Если принять V = 1, то плотность – это масса единичного объёма вещества.

Химические свойства – это те химические реакции, в которые вступает данное вещество.

Так же можно сказать, что химические свойства – это те химические реакции, которые характеризуют группу веществ (класс веществ). Например, мы будем в дальнейшем изучать свойства воды, свойства класса оксидов, свойства класса алканов и т.д.

ООсновы атомно – молекулярного учения

Идея о том, что вещества состоят из мельчайших частиц возникла в Древней Греции в философских учениях Левкиппа и его ученика Демокрита. Эти частицы они назвали атомами (неделимые).

Существование атомов было доказано эмпирическим путём в конце 16 – начале 17 века Джоном Дальтоном и М. В. Ломоносовым. Ими же были заложены основы атомно – молекулярного учения.

В настоящее время, в связи с открытием делимости атома и появлением теории химической связи, основные положения атомно – молекулярного учения существенно изменились. Его суть можно свести к ряду важных положений, которые необходимо запомнить.

Все вещества, существующие в природе, представляют собой совокупность очень большого числа частиц (атомов, молекул или ионов). В зависимости от типа частиц все вещества условно подразделяют на две группы: вещества молекулярного строения и вещества немолекулярного строения (атомного или ионного).

Вещества молекулярного строения – вещества, основной структурной единицей которых является молекула.

Вещества немолекулярного строения – вещества, основными структурными единицами которых являются атомы или ионы.

Частицы, из которых состоит данное вещество, взаимодействуют между собой посредством электромагнитных (кулоновских) сил и находятся в постоянном движении. Движение частиц ограничено силами взаимодействия между ними.Каждое вещество, в зависимости от условий (температуры, давления) может находиться в определённом агрегатном состоянии.

В твёрдом агрегатном состоянии вещества, составляющие его частицы находятся относительно упорядоченно (кристаллическое состояние), их кинетическая энергия (энергия движения) существенно меньше чем потенциальная (энергия покоя). В газообразном состоянии, частицы свободно движутся в предоставленном им объёме и их кинетическая энергия существенно выше чем потенциальная.

В жидкости же потенциальная энергия частиц примерно равна их кинетической энергии. Это связано с тем, что часть частиц жидкости находится относительно упорядоченно в составе так называемых кластеров(англ. cluster— скопление). Другие же частицы свободно перемещаются по объёму жидкости. Чем ниже температура жидкости, тем больше в ней кластеров и наоборот.

Рис. Кластеры воды, где число молекул 20-220

Следует отметить, что существуют еще два дополнительные “состояния”. Это жидкокристаллическое состояние и состояние плазмы.

Цитоплазматическая мембрана клетки – типичный пример жидкого кристалла. Молекулы фосфолипидов в биологической мембране относительно упорядоченно распределяются в двух слоях, но при этом могут в пределах слоя свободно перемещаться, а также “перескакивать” из одного слоя в другой.

Жидкие кристаллы имеют широкое применение в технике (напр., ЖК-мониторы компьютеров).

Плазма (от греч. πλάσμα «вылепленное», «оформленное») — ионизованный газ.

Плазма в своём составе содержит свободные электроны, катионы (положительно заряженные ионы) и анионы (отрицательно заряженные ионы).

Так как плазма содержит заряженные частицы, то она проводит электрический ток и на неё можно воздействовать внешним магнитным полем. Различают низкотемпературную и высокотемпературную плазму.

Изучает свойства плазмы наука физика.

Вещество из одного агрегатного состояния может переходить в другие агрегатные состояния при изменении внешних условий – температуры (T) и давления (P). Такие переходы принято называть фазовыми переходами.

Так, при повышении температуры, твердое вещество превращается в жидкость, а жидкость при ещё большей температуре превращается в газ. Дальнейшее повышение температуры переводит газ в плазму. При таких переходах вещество в другие вещества не превращается. Напомним, что такие явления мы называем физическими. Поэтому фазовые переходы – это физические явления.

При понижении температуры происходят обратные фазовые переходы – газ превращается в жидкость, а жидкость переходит в твердое состояние.

Фазовые переходы имеют названия.

Твердое —> Жидкое (плавление, обратный переход – кристаллизация)

Читайте также:  Какие свойства имеет бензин

Жидкое —> Газообразное (испарение, обратный переход – конденсация)

Газообразное —> Плазма (ионизация, обратный переход – деионизация)

Твердое —> Газообразное (сублимация или возгонка, обратный переход – десублимация)

Вещество – совокупность большого числа частиц, находящаяся в определённом агрегатном состоянии в зависимости от условий (температуры и давления).

Поэтому, например, такая фраза как: “Вода – жидкое вещество”, является некорректной. Если мы говорим об агрегатном состоянии вещества, то следует обязательно уточнить условия в которых находится вещество – температуру и давление. Такая фраза как: “При нормальном атмосферном давлении и комнатной температуре, вода – жидкое по агрегатному состоянию вещество”, является правильной.

С точки зрения физики, что более точно, вещество – это форма материи, состоящая из частиц, обладающих массой покоя. Существуют частицы, не обладающие массой покоя, например, фотоны. Материя, состоящая из частиц, не обладающих массой покоя называется поле.

Протоны, нейтроны, электроны – это частицы, обладающие массой покоя, следовательно это частицы вещества. Но химия не изучает вещество, состоящее, к примеру, из электронов (электронный газ), или вещество, состоящее из нейтронов (нейтронный газ). Это удел физики.

Химия изучает вещества, состоящие из атомов, молекул или ионов.

Ввиду этого вещество условно можно подразделить на физическое (электронный газ в проводнике, нейтронный газ и т.д.) и химическое (состоящее из атомов, молекул, ионов, свободных радикалов).

Источник

Основной структурной единицей веществ, имеющих молекулярное строение является молекула. Молекула состоит из ограниченного числа атомов, связанных друг с другом ковалентными химическими связями. Заряд молекулы также как и атома равен нулю.

Объединяясь в молекулу, атомы образуют определённую 2D или 3D-структуру (треугольник, квадрат, тетраэдр, октаэдр и т.д.).

Молекула – электронейтральная частица вещества, состоящая из конечного числа атомов, связанных между собой ковалентными связями и имеющая определённую пространственную структуру.

Отметим, что в некоторых случаях вещество может состоять из химически несвязанных атомов, но при этом иметь “молекулярное строение”, например, все инертные газы. Для инертных газов понятия атом и молекула пересекаются.

Ковалентные связи между атомами образуются в результате обобществления атомами валентных электронов.

Валентные электроны – это электроны, принимающие участие в образовании химических связей.

Валентные электроны в атомах элементов главных подгрупп находятся на внешнем электронном слое. В атомах элементов побочных подгрупп часть валентных электронов находится на внешнем электронном слое, их там как правило 2, а иногда 1, с учётом эффекта провала электрона, а оставшаяся часть на d-подуровне предвнешнего электронного слоя.

При обобществлении валентных электронов атомами возникают общие электронные пары. Поэтому более точно, ковалентная связь – это связь, возникающая за счёт общих электронных пар.

Общие электронные пары могут возникать двумя способами: в результате обобществления неспаренных валентных электронов (обменный или коллигативный механизм) и в результате обобществления неподелённой электронной пары одного из атомов (донорно-акцепторный механизм). Более подробно речь об этих механизмах пойдёт в соответствующей главе.

Обобществление неспаренных электронов атомов водорода (обменный механизм образования ковалентной связи)

Валентный штрих Купера, показывающий общую электронную пару

Количество общих электронных пар, образуемых атомом принято называть его валентностью.

Валентность – это количество ковалентных связей атома с другими атомами.

Особо отметим, что если связи между атомами ковалентные, то это не свидетельство того, что вещество имеет молекулярное строение, т.е. состоит из молекул. Например, связи между атомами кремния и кислорода в SiO2 являются ковалентными, но SiO2 имеет атомное строение.

Чтобы однозначно определить имеет ли вещество молекулярное строение, необходимо знать его физические свойства: температуру кипения, температуру плавления и т.д. Вещества, имеющие молекулярное строение, как правило легкоплавки, имеют относительно низкую температуру кипения, так как связи между молекулами (межмолекулярное взаимодействие) достаточно слабые, имеющие низкие значения энергии.

Молекулы всегда имеют постоянный состав, поэтому и вещества молекулярного строения имеют постоянный состав, т.е. являются дальтонидами. Дальтониды подчиняются закону постоянства состава – закону Пруста (Ж. Л. Пруст, 1801—1808 гг.).

Для того, чтобы отразить состав молекулы применяют условную запись под названием химическая формула.

Химическая формула – условная запись, отражающая качественный и количественный состав веществ, имеющих молекулярное строение (условная запись состава молекулы).

Если вещество имеет немолекулярное строение (атомное или ионное), то его состав отражает формульная единица.

К примеру, если хлорид натрия находится при стандартных условиях, то он имеет ионное строение, а значит запись NaCl для кристаллического хлорида натрия не является химической формулой, а является записью формульной единицы.

При достаточно высоких температурах хлорид натрия можно перевести в газообразное агрегатное состояние, в этом случае резко повышается степень ковалентности связи. Это значит, что в газовой фазе существуют молекулы состава NaCl. На сей счёт имеются экспериментальные доказательства. Действительно, подобные молекулы в настоящее время удаётся получить, изолировав их друг от друга в твёрдом аргоне при температуре -2630 С. В приведённом примере запись NaCl является химической формулой, отражающей состав молекулы.

Читайте также:  Какие из перечисленных свойств площадей являются основными

Во многих пособиях и учебниках до сих пор встречается определение молекулы, как наименьшей частицы вещества, обладающей его химическими свойствами.

Отметим, что данное определение является устаревшим и неправильным. Так молекулу определял Канницаро в 1860 году.

Ошибочность определения заключается в следующем.

Молекула не является наименьшей частицей вещества, так как существуют вещества атомного строения.

Молекула не является носителем химических свойств вещества, свойства обусловлены не единичной частицей, а их совокупностью, характером их взаимодействия.

Одна молекула тринитротолуола не обладает свойством взрывчатости, как даже две, три и большее их количество. Свойством взрывчатости будет обладать совокупность громадного числа молекул тринитротолуола – вещество.

Состав и строение молекулы определяют свойства вещества, но не молекула является носителем этих свойств.

Для наглядного изображения пространственного строения молекул применяют различные модели: шаростержневая модель, полусферическая модель Стюарта-Бриглеба, модель Драйдинга.

Источник

             Тема: ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (итоговый контроль)

Цели    урока:  Выяснить: а) усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме; б) научились ли учащиеся видам деятельности, указанных в целях по развитию предыдущих уроков.

          Подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими при изучении темы новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям, к дальнейшей работе.

          Воспитывать чувство ответственности, внимательность, усидчивость, самостоятельность при выполнении работы.
         Создание психологически комфортных условий  (обеспечить условия эмоционального благополучия, создание условий «психологического успеха).

Оборудование к уроку: карточки с тестами, контрольные бланки, тетради, проектор, презентация, линейки, мотки проволоки, калькуляторы.

Требования стандартов образования по данному блоку уроков.

Проверяемые знания учащихся

Проверяемые умения учащихся

Мельчайшая частица вещества называется молекулой

по модели строения веществ распознавать одинаковые и разные вещества

размер молекул  d~ м

молекулы одного и того же вещества одинаковы, молекулы разных веществ разные.

сравнивать скорости движения молекул различных веществ в конкретных ситуациях

Диффузия – физическое явление, заключающееся в самопроизвольном взаимопроникновении двух соприкасающихся веществ.

распознавать диффузию в конкретных ситуациях

Твердое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, сохраняет объем и форму.

Распознавать ситуации, в которых молекулы притягиваются и отталкиваются

Жидкое состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, сохраняет объем, но изменяет форму.

объяснять физические явления, основанные на взаимодействии молекул (слипание тел, упругость веществ), воспроизводить эти явления

Газообразное состояние вещества – это состояние вещества, при котором тело, изготовленное из этого вещества, не сохраняет ни объема, ни формы.

Распознавать состояния вещества в конкретных ситуациях

Броуновское движение – это физическое явление, заключающееся в беспорядочном движении взвешенных в жидкости или газе частиц

Распознавать состояние вещества по моделям его строения

Время на выполнение каждой части задания и объем заданий зависит от класса.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Добрый день, рада встречи с вами. Сегодня мы подводим итог нашей плодотворной работы на предыдущих уроках.  
  2. Проверка выполнения домашнего задания.  Прежде всего, я отвечу на ваши вопросы по домашнему заданию. Пожалуйста, у кого были затруднения?  Мы вместе постараемся их разрешить.
  3. Подготовка к выполнению теста. А теперь ответьте на мои вопросы.

1.Каким общим свойством обладают молекулы любого вещества независимо от их состояния? (хаотическое движение)            

  2.Что происходит с температурой тела при уменьшении скорости движения их частиц? (снижается)                                  

 3. Как меняются размеры тела при уменьшении их температуры? (уменьшаются)                                                     4. Какое природное явление объясняется притяжением молекул разных веществ? (смачиваемость)                                        

  5. Чем можно объяснить, что на внешних стенках чугунного пресса выступают капельки масла? (масло несжимаемо, между молекулами чугуна есть промежутки)                                       6.Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? (нет, молекулы газа находятся на больших расстояниях по сравнению с размерами молекул)

4.Психологический настрой на  контроль знаний. Я  убедилась, что вы хорошо подготовлены. Но чтобы отвлечься от мыслей от прошлого урока и от забот о будущем, давайте сдадим свои тревоги и заботы  в ХРАНИЛИЩЕ ЗАБОТ. Работа пойдет легче и спокойнее, если вы хоть на некоторое время отдадите их на хранение. После урока вы их можете забрать. На партах у вас есть цветные листочки, напишите  на отдельном листочке по одной тревоге или сомнению и приклейте их на плакат у выхода.

Читайте также:  Каким замечательным свойством обладают медианы

Объяснение хода контрольной работы и критериев оценивания:                                        За выполнение  6 заданий теста оценка «5», за 4-5 заданий – оценка «4», за 2-3 – оценка «3», менее 3-х – оценка «2».

Ответы заносите в   контрольный бланк, который сдаете мне после выполнении. На выполнение теста отводится 12  минут.

Сообщаю учащимся, что вопросы теста соответствуют заданиям  А5 и А7 ГИА-2012г.

 При проведении тестирования  использую  бланк тестирования.  Контрольный бланк имеет одинаковую для всех учащихся форму, в нем отражены только ответы учащихся, и по нему проводится проверка выполненных заданий  сразу же на уроке.

Контрольный бланк

Первоначальные сведения о строении вещества

Вариант

ФАМИЛИЯ

КЛАСС

ВОПРОС 1

ВОПРОС 2

ВОПРОС 3

ВОПРОС 4

ВОПРОС 5

ВОПРОС 6

ОТВЕТ 1

ОТВЕТ 2

ОТВЕТ 3

ОТВЕТ 4

Об окончании времени работы с тестом  «сообщает» включенная спокойная, но ритмичная музыка, которая звучит 1-2 минуты, пока ученики сдают бланки с ответами и тексты заданий.  (Ученики второй раз «прохаживаются»  по классу, что является соответствующей разминкой).

 После теста, учащиеся выполняют задания для письменной работы в тех же тетрадях.  Первое задание  работы частично соответствует заданию А22 ГИА -2012г.  Задания можно демонстрировать с помощью проектора на доску или раздать в печатном варианте. Но следует иметь ввиду, что на ГИА учащиеся работают с печатным вариантом.

Содержание 1 части  контрольной работы: 

2 часть.

1 вариант.

1. Найдите диаметр данной проволоки. Запишите план ваших действий по нахождению диаметра проволоки и результаты выполнения каждого действия. Как называется подобный метод нахождения размеров малых тел?

2. В мензурке находится вода объемом 100 куб.см. Её переливают в стакан вместимостью 200 мл. Изменится ли объём воды?

 2 вариант
  1. Найдите толщину листа учебника. Запишите план ваших действий по нахождению толщины листа  и результаты выполнения каждого действия. Как называется подобный метод нахождения размеров малых тел?

2. Изменится ли объем газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20л в баллон вместимостью 40л?

Пока учащиеся выполняют 2 часть к.р., учитель проверяет тестовую часть, анализирует выполнение основной части (базовые знания), заполняет таблицу результатов выполнения теста и составляет  задания на дом.

После окончания работы ученики сдают тетради, на экране демонстрируется  таблица правильных ответов на тест,  решения 2 части заданий, критерии оценивания.  

. Таблица правильных ответов (для самоконтроля)

задание

1

2

3

4

5

6

1 вариант

1

4

2

3

3

4

2 вариант

2

4

4

3

3

4

Таблица правильных ответов и решений 2 части урока.

ВАРИАНТ 1

1.

1. Измерить длину всего ряда проволоки.

2. Подсчитаем число витков в этом ряду

3. Поделим длину ряда на число витков, узнаем диаметр проволоки.

Этот метод называется «методом рядов» и используется для определения размеров малых тел.

2.

Объём не изменится, т.к. жидкости практически не сжимаемы, потому что молекулы в жидкостях расположены  на расстояниях, меньших размеров самих молекул. При незначительном сжатии сразу возрастают силы отталкивания.

ВАРИАНТ 2

1.

1. Измерить толщину всех страниц.

2. Подсчитаем число страниц  в  ряду.

3. Поделим длину ряда на число страниц, узнаем толщину одной страницы.

Этот метод называется «методом рядов» и используется для определения размеров малых тел.

2.

Объём увеличится в 2 раза, т.к. газы занимают весь предоставленный им объем. Молекулы в газах расположены на большом расстоянии друг от друга и движутся беспорядочно. Между молекулами отсутствуют силы притяжения.

Анализ выполнения теста.

1

2

3

4

5

6

Всего баллов

оценка

1

Букин А

2

Букина К

3

Герман

4

Горемыкин

5

Гальцов

6

Гусев

7

Гнырина

8

Домников

9

ЗахарченкоВ

10

Захарченко Ю

11

Казаченко

12

Ким

13

Ковалев

14

Плотникова

15

Пятицкая

16

Серебрянов

17

Скользнев

18

Тамилова

19

Тагинцева

20

Цулимова Ж

21

Цулимова С

22

Холодова

23

Черноусова

24

Щербашина

Всего по заданию

% выполнения

Итоговая таблица выполнения теста (обязательная часть)

1

2

3

4

5

6

Тема задания

сравнивать скорости движения молекул различных веществ в конкретных ситуациях

Распознавать состояние вещества по моделям его строения

распознавать диффузию в конкретных ситуациях

Распознавать состояния вещества в конкретных ситуациях

Распознавать ситуации, в которых молекулы притягиваются и отталкиваются

объяснять физические явления, основанные на взаимодействии молекул (слипание тел, упругость веществ), воспроизводить эти явления

Всего по заданию

% выполнения

По окончании урока собираются тетради.  Подводится итог урока: выше представленная итоговая таблица в заполненном виде демонстрируется на экран, разбираются вопросы,  которые  вызвали наибольшее затруднение учащихся. Конкретизируется домашнее задание. Напоминаю о сданных на хранение тревогах и сомнениях: «Если кто хочет – забирает с собой, остальные я сожгу, что бы они больше вас не посещали».

Со звонком учитель встает у выхода из класса. Провожая учеников, учитель  одних хвалит за успех, может даже небольшой, других подбадривает, но не оставляет без внимания ни одного.

Источник