Каким основным свойством обладает общество

Понятие общества
Общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей. В узком смысле — это определенный вид объединения людей, общественного строя, конкретная группа.
Основные признаки:
- Не является частью более крупного сообщества.
- Пополняется за счет рождения детей.
- Имеет свою территорию и историю возникновения.
- Наделено системой управления и органами контроля.
- Имеет общую систему ценностей и правил поведения.
Исходя из вышеназванных характеристик, можно охарактеризовать общество как исторически сложившуюся общность людей, основанную на общих интересах.
Также оно воплощает собой сложную систему, состоящую из людей и взаимоотношений между ними.
Составные элементы:
- Люди.
- Социальные связи.
- Общественные институты.
- Социальные нормы и ценности.
Таким образом, общество можно рассматривать, как совокупность системных социальных процессов, связанных между собой в единое целое.
Согласно другому подходу общество — это совокупность пяти социальных институтов:
- семья;
- производство;
- государство;
- образование;
- религия.
Другие ученые классифицируют объединения по сферам. Выделяют:
- экономическую;
- политическую;
- социальную;
- культурную сферы.
Общество при таком взгляде состоит из перечисленных четырех подсистем-сфер.
Экономическая сущность направлена на организацию производственной жизни и создание товаров и услуг для удовлетворения потребностей. В ней задействовано все население либо в роли продавцов, либо в роли потребителей.
Политическая обеспечивает общественный порядок, разрешает конфликты.
Духовная открывает пути сознания, передает накопленные знания новым поколениям, задает моральные нормы.
Социальная представляет учреждения, отвечающие за поддержание благосостояния в обществе и защиту уязвимых слоев населения.
Признаки общества по Шилзу
Общество можно рассматривать в рамках государственных границ. Например, в России есть российское общество, оно совпадает по территории с границами страны. Однако не всегда люди жили на конкретной территории и в рамках одного государства. Одного признака проживания в рамках границ не достаточно для причисления людей именно к обществу. Полную концепцию, включающую все характеристики, разработал американский социолог Шилз.
Признаки по Шилзу:
- Не является составной частью более крупного объединения.
- Браки заключаются между представителями данного объединения.
- Имеет свою территорию. Ее особенности отражают быт и психологию населения, формируют менталитет нации.
- Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
- Обладает органами управления, организовано и следит за поведением своих членов.
- У общества есть собственное название и собственная история.
- Существует дольше, чем продолжительность жизни отдельного индивида.
- Сплочено общими ценностями, что находит проявление в существовании единой культуры.
Дополнительные отличительные черты, характерные для обществ:
- Социальность. Люди наделены способностью общаться и взаимодействовать с себе подобными.
- Интеграция. Объединяет различных людей в одной группе.
- Автономность и самодостаточность. Существует независимо от природы и людей, само себя поддерживает и обеспечивает.
- Саморегуляция — общество само создает правила поведения, обязательные для его членов и регулирует отношения. Так возникает политический уклад страны, культура и нормы морали.
- Самовоспроизводство — общество постоянно пополняется новыми членами, и они быстро включаются во все действующие процессы.
Проявление признаков общества и их изучение
Цивилизационный подход к изучению
Рассматривает историю как смену цивилизаций. Примеры: индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская и исламская цивилизация. Его создатели придерживались мнения, что каждый народ уникален и своеобразен. Рассматривают при анализе исторического развития целый ряд факторов, среди которых география, религия, психология, что обеспечивает комплексный подход к изучению. Исследование направлено на выявление не общего между объединениями, а именно на поиск различий и уникальных черт.
Недостатки:
- Не позволяет рассмотреть всемирную историю как единый процесс.
- Отрицается единство исторического пути.
- Сложно выявить закономерности развития.
Структурно-функциональный
Анализирует общество как систему, которая существует за счет необходимого набора функций.
Так, Спенсер приводил в пример живой организм, где за каждым органом закреплена определенная функция. Общество рассматривают как сложную постоянную систему с органами контроля и управления, распределяющую обязанности между разными институтами.
Также сохранился взгляд как на продукт добровольного соглашения индивидов согласно теории общественного договора. В соответствии с ней граждане самостоятельно решили объединиться в общество для защиты общих интересов и заключили об этом договор. При этом полномочия по управлению и контролю были отданы государству. Такой теории придерживался Жан-Жак Руссо.
Философы Спиноза и Дидро считали общество частью природы.
В зависимости от изменения размеров и организационной сложности выделяют такие формы становления как род, племя, вождество и государство.
Формационный
Выделяют тип обществ по производственным силам и отношениям. Его сторонники считают, что любое общество развивается закономерно и в своем цикле формации заменяют друг друга поэтапно.
В основу всех процессов ставятся экономические факторы. Каждая формация становится сложнее прошлой, общество проходит стадиально-прогрессивный характер развития.
Недостатки теории:
- Не все народы прошли смену формаций.
- Одной экономикой нельзя объяснить все общественные явления, не учитывая прочие факторы.
- Не учитывает культурные и социологические аспекты.
- Человеческая роль остается на заднем плане, движущей силой перемен считают только производственные отношения.
- Не изучены индивидуальные особенности народов.
Признаки общества в формациях
- Первобытно-общинный строй. Крайне мало орудий труда и низок уровень экономического развития. Как следствие нет деления на классы. Сохраняется коллективная собственность на средства производства. Частной собственности еще не существует.
- Рабовладельческий. Возникает институт частной собственности, что приводит к классовому разделению. Трудом теперь занимаются только рабы. Результаты труда принадлежат рабовладельцам, как и средства производства.
- Феодализм. Выделяют класс феодалов-владельцев земли и крестьян, зависящих от них. Государственный строй-монархия. Социальная структура состоит из сословий.
- Капитализм. Господствует повсеместное право частной собственности. Возникает класс капиталистов и трудящихся на них рабочих. Капиталисты владеют средствами производства и эксплуатируют пролетариат. Власть принадлежит выборочным органам. Происходит постепенный уход от монархии в сторону демократии.
- Коммунизм. Идеальное устройство общества, которое должно сменить капитализм. Частная собственность ликвидируется, все блага находятся в общественном пользовании. Труд носит всеобщий характер. Устранено разделения на классы. Поощряется коллективизм и преобладание общих интересов над личными. Власть принадлежит всему обществу на основе самоуправления.
Функции общества
- Репродуктивная — рождение новых членов.
- Производственная — создание материальных благ для удовлетворения потребностей.
- Регулирующая — разработка правил поведения и ценностей.
- Социализирующая — общение и взаимодействие людей между собой, приучение человека к социализации.
Источник
Хотя методологические подходы представителей различных современных научных школ обществоведения во многом различны, все же существует некоторое единство взглядов на общество.
Во-первых, общество обладает системностью – оно рассматривается не как механическая совокупность индивидов, а как объединенная устойчивыми взаимодействиями или взаимосвязями (социальными структурами). Каждый человек является членом различных социальных групп, исполняет предписанные социальные роли, совершает социальные действия. Выпадая из привычной для себя социальной системы, индивид испытывает сильный стресс. (Можно вспомнить хотя бы литературного Робинзона Крузо, который страдал на необитаемом острове не столько от нехватки жизненных средств, сколько от невозможности общаться с другими людьми.) Будучи целостной системой, общество обладает устойчивостью, определенным консерватизмом.
Во-вторых, общество обладает универсальностью – создает необходимые условия для удовлетворения самых разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе, основанном на разделении труда, человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые трудовые навыки, познакомиться с достижениями культуры и науки. Общество предоставляет ему возможность сделать карьеру и подняться по социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той универсальностью, которая дает людям формы организации жизни, которые облегчают достижение их личных целей. Прогресс общества видят как раз в повышении его универсальности – в предоставлении индивиду все большего спектра возможностей. С этой точки зрения, современное общество намного прогрессивнее, например, первобытного. Но и первобытное общество обладало универсальностью, поскольку позволяло людям удовлетворять элементарные потребности не только в пище, одежде и жилище, но и в объяснении окружающего мира, в творческом самовыражении и т.д.
В-третьих, общество имеет высокий уровень внутренней саморегуляции, обеспечивая постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов (таких как мораль, идеология, право, религия, государство), обеспечивающих соблюдение общепринятых «правил игры». По поводу того, какие именно институты играют в процессах саморегуляции более важную роль, есть разные мнения. Основой устойчивости общества одни обществоведы считают формальные институты (например, «общую власть», как Э.Шилз), другие – неформальные (например, господствующие в обществе «фундаментальные ценности», как Р.Мертон). Видимо, на начальных этапах развития общества его саморегуляция держится в основном на неформальных институтах (табу в первобытном обществе, кодекс чести средневековых рыцарей), но затем бóльшую роль начинают играть формальные институты (нормы писанного права, государственные учреждения, общественные организации).
В-четвертых, общество обладает внутренними механизмами самообновления – включения в сложившуюся систему взаимосвязей новых социальных образований. Оно стремится подчинить своей логике вновь возникающие институты и социальные группы, заставляет их действовать в соответствии с ранее сложившимися социальными нормами и правилами (так происходит при эволюции общества). Но новые нормы и правила, постепенно накапливаясь, могут привести к качественным изменениям всей системы общественных отношений (так происходит при общественной революции). Отклонения от принятых в обществе правил и норм побуждают систему находить новые средства для поддержания равновесия и стабильности. Движущими силами могут являться не только противоречия внутреннего развития, но и «втягивание внесистемных элементов в орбиту системности» (Ю.Лотман) – так было, например, с капитализмом 1930-х, активно использовавшим некоторые принципы социализма. При этом очень важна степень открытости социальных систем – стремление активно перенимать опыт других систем (открытое общество) или, напротив, стремление самозамыкаться, отгораживаясь от внешних влияний (закрытое общество).
Таким образом, общество представляет собой универсальный способ организации социального взаимодействия людей, обеспечивающий удовлетворение их основных потребностей, саморегулирующийся, самовоспроизводящийся и самообновляющийся.
Просмотрено:
81
Источник
Определение категории «общество»
Одной из основных категорий социологической науки является категория «общество».
На современном этапе развития социологической науки выделяют два подхода к пониманию категории «общества»
Определение 1
Если рассматривать ее в широком понимании, то общество является совокупностью исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле.
В узком смысле слова категория «общество» – это конкретный, определенный вид общественного, государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование.
Однако даже эти две интерпретации понятия «общества» не могут считаться полными и полностью достоверными, так как проблема развития и становления общества занимала и занимает по сей день умы множества ученых и мыслителей, что в свою очередь обуславливает постоянное формирование различных подходов к его определению.
Общество представляет собой достаточно сложную категорию, которая характеризуется совокупностью множества различных признаков.
Все приведенные выше определения отражают определенные характерные для конкретного признака черты. Однако только учет всех этих признаков может позволить сформулировать наиболее полное и точное определения понятия общества.
Признаки, которые характерны для общества
Существуют определенные признаки, характеризующие общество и его особенности:
- общество не является составной частью какой-либо более крупной системы;
- в брак вступают представители данной, конкретной общности;
- общество постоянно пополняется за счет рождения детей у членов данного общества;
- любое общество имеет свою территорию;
- каждое общество имеет свое самоназвание и свою историю развития и становления;
- общество обладает своей собственной системой управления;
- срок его существования всегда дольше средней продолжительности жизни отдельного его члена;
- основной силой, сплачивающей его членов, является существующая общая система ценностей, норм, законов и правил.
Определение 2
Принимая во внимание все перечисленные признаки, понятие «общества» можно определить следующим образом:
общество – это исторически сложившаяся и воспроизводящая своих членов общность людей, основанная на общих целях и интересах.
В социологии изучение общества ведется в рамках системного подхода. Именно соблюдение подобного характера исследований позволяет более полно раскрыть характерные признаки общества, его социальную систему, как сложного системного образования способного к саморазвитию и имеющего источник этого развития внутри самого себя.
Общество представляет собой сложную, упорядоченную систему, которая характеризуется как целостное образование, основными элементами которого являются люди, существующие между ними взаимодействия и отношения, носящие устойчивый характер и воспроизводящиеся в ходе исторического процесса.
Основные элементы общества
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные элементы общества:
- люди;
- возникающие между людьми социальные связи и взаимодействия;
- необходимые для развития личности социальные институты;
- выполняющие регуляционную функцию социальные нормы и ценности.
Замечание 1
Для общества, как для любой системы, характерно постоянное тесное взаимодействие его основных элементов.
Отталкиваясь от данной особенности можно дать еще одно определение понятия «общества» – это совокупность осуществляемых в общественной жизни социальных процессов и явлений, которые связаны и постоянно взаимодействуют друг с другом и образуют единое социальное целое.
Источник
Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.
Типы общества:
- Традиционное общество
- Индустриальное общество
- Постиндустриальное общество
1. Традиционное общество
Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:
- Ручной труд и примитивные технологии.
- Преобладание сельского хозяйства.
- Сословный строй.
- Низкая социальная мобильность.
- Преобладание ценностей коллективизма.
- Влияние церкви на общественную жизнь.
- Патриархальная семья.
Признаки
- Основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство.
- Очень низкие темпы развития.
- Общество направленно в прошлое, инерционно, боится новвоведений.
- Полное поглощение личности коллективом.
- Общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей.
2. Индустриальное общество
Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.
Характерные черты индустриального общества
- Преимущественное развитие промышленности.
- Серийное машинное производство и автоматизация..
- Превращение науки в общественный институт.
- Рождение массовой культуры.
- Классовый строй.
- Предоставление прав и свобод людям.
- Формирование гражданского общества.
Признаки
- Общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда.
- Базовой структурой общества становится экономика.
- Основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту.
- Общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (деньги, карьера, качество жизни).
- Оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
- Основной способ принятия решения – эмпирическое исследование массовость.
3. Постиндустриальное общество
Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.
Характерные черты постиндустриального общества
- Развитие сферы услуг.
- Единицей товара становится информация (знания).
- Развитие информационных технологий.
- Профессиональное деление общества.
- Широкое использование компьютерных технологий.
- Глобализация экономики.
- Осуществление научно-технической революции.
- Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки
- Так как сельское хозяйство и промышленные продукции в таком обществе производятся больше, чем оно может употребить, более 50% населения переходит в сферу услуг.
- Главный фактор развития этого общества — теоретические знания или информация.
- Общество ориентированно на будущее и основной фактор принятия решений – моделирование и аналитические методы.
- Социальная коммуникация протекает на уровне «человек-человек», а не на уровне «человек-природа» или «человек-машина».
- Ведущая технология является умственная технология, а не ручной труд как в традиционном и не машинная технология как в индустриальном.
По степени открытости |
|
По наличию письменности |
|
По степени социального расслоения: |
|
Источник