Каким свойством арифметических действий мы воспользоваться
Сочетай, перемещай, свойства действий
узнавай
Напомним известные уже из арифметики главнейшие свойства действий сложения, вычитания, умножения и деления, так
как этими свойствами придется часто пользоваться и в алгебре.
Свойства сложения
Переместительный закон сложения
Сумма не изменяется от перестановки слагаемых .
Пример:
3 + 8 = 8 + 3; 5 + 2 + 4 = 2 + 5 + 4 = 4 + 2 + 5.
В общем случае:
a+b=b+a
a+b+c=c+a+b
Стоит иметь ввиду, что число слагаемых может быть и более трёх.
Сочетательный закон сложения
Сумма нескольких слагаемых не изменится, если какие-нибудь из них заменить их суммой .
Пример:
3 + 5 + 7 = 3 + (5 + 7) = 3 + 12 = 15;
4 + 7+11+6 + 5 = 7 +(4+ 5)+ (11+6) = 7 + 9+17 = 33.
В общем случае:
а + b + с = а+(b + с) = b+(а + с) и т. п.
Иногда этот закон выражают так: слагаемые можно соединять в какие угодно группы.
Чтобы прибавить к какому-либо числу сумму нескольких чисел, можно прибавить отдельно каждое слагаемое одно за другим.
Пример:
5 + (7 + 3) = (5 + 7) + 3 = 12 + 3 = 15.
В общем случае:
a+(b+c+d+…+x)=a+b+c+d+…+x
Свойства вычитания
Свойство вычитания суммы из числа
Чтобы вычесть из какого-нибудь числа сумму нескольких чисел, можно вычесть отдельно каждое слагаемое одно за другим.
Например:
20 — (5+ 8) = (20 — 5) — 8 = 15 — 8 = 7.
В общем случае:
а — (b + с + d+ …) = а — Ь — с — d — …
Свойство сложения разности чисел
Чтобы прибавить разность двух чисел, можно прибавить уменьшаемое и затем вычесть вычитаемое.
Пример:
8 + (11-5) = 8+ 11 -5= 14.
В общем случае:
а + (b — с) = а + Ь — с.
Свойство вычитания разности из числа
Чтобы вычесть разность, можно сначала прибавить вычитаемое и затем вычесть уменьшаемое.
Например:
18-(9-5) = 18 + 5-9= 14.
Вообще:
а — (Ь — с) = а + с — b.
Свойства умножения
Переместительный закон умножения
Произведение не изменится от перестановки сомножителей .
Так:
4·5 = 5·4; 3·2·5 = 2·3·5 = 5·3·2.
Вообще:
a*b = b*a; abc… =b*а*с*… = c*b*a* …
Сочетательный закон умножения
Произведение нескольких сомножителей не изменится, если какие-нибудь из них заменить их произведением .
Так:
7*3*5 = 5*(3*7) = 5*21 = 105.
Вообще:
abc = а(bс) = b(ас) и т. п.
Умножение числа на произведение чисел
Чтобы умножить какое-либо число на произведение нескольких сомножителей, можно умножить это число на
первый сомножитель, полученный результат умножить на второй сомножитель и т. д.
Так:
3*(5*4) = (3*5)*4= 15*4 = 60.
Вообще:
a•(bcd…) = {[(a·b)•c]•d}…
Чтобы умножить произведение нескольких сомножителей на какое-либо число, можно умножить на это число один
из сомножителей, оставив другие без изменения.
Так:
3 • 2 • 5 • 3 = (3 • 3) • 2 • 5 = 3 • (2 • 3) • 5 = 3 • 2 • (5 • 3).
Вообще:
(abc.. )m = (аm)bс… = а(bm)с… и т. п.
Умножение числа на сумму чисел
Чтобы умножить сумму на какое-либо число, можно каждое слагаемое умножить на это число и полученные ре-
результаты сложить.
Так:
(5 + 3)·7 = 5·7 + 3·7.
Вообще:
(а + b + с + .. .)n = an + bn + cn + …
В силу переместительного закона умножения это же свойство можно выразить так: чтобы умножить какое-либо число на
сумму нескольких чисел, можно умножить это число на каждое слагаемое отдельно и полученные результаты сложить.
Так:
5·(4 + 6) = 5·4 + 5·6.
Вообще:
r·(а + Ь + с +…) = rа + rb + rс + …
Это свойство называется распределительным законом умножения, так как умножение, производимое над суммой, распределяется на каждое слагаемое в отдельности.
Распределительный закон умножения для разности чисел
Распределительный закон можно применять и к разности.
Так:
(8 — 5) • 4 = 8 • 4 — 5 • 4;
7 • (9 — 6) = 7 • 9 — 7 • 6.
Вообще:
(а — b)с = ас — bc,
а(b — с) = ab — ас,
т. е. чтобы умножить разность на какое-либо число, можно умножить на это число отдельно уменьшаемое и вычитаемое
и из первого результата вычесть второй; чтобы умножить какое-либо число на разность, можно это число умножить
отдельно на уменьшаемое и вычитаемое и из первого результата вычесть второй.
Свойства деления
Деление суммы на число
Чтобы разделить сумму на какое-либо число, можно разделить на это число каждое слагаемое отдельно и полученные результаты сложить:
Например:
(30+12+5)/3=30/3+12/3+5/3
Вообще:
(a+b+c+…+v)/m= (a/m)+(b/m)+(c/m)+…(v/m)
Деление разности на число
Чтобы разделить разность на какое-либо число, можно разделить на это число отдельно уменьшаемое и вычитаемое
и из первого результата вычесть второй:
(20-8)/5= 20/5 — 8/5
Вообще:
(a-b)/c = (a/c) -(b/c)
Деление произведения на число
Чтобы разделить произведение нескольких сомножителей на какое-либо число, можно разделить на это число один
из сомножителей, оставив другие без изменения:
(40 • 12 • 8) : 4 = (40:4) • 12 • 8 = 10 • 12 • 8 = 40 • 12 • 2.
Вообще:
(a·b·c…) : t = (а : t)bс… = а(b : t)с… и т. д.
Деление числа на произведение
Чтобы разделить какое-либо число на произведение нескольких сомножителей, можно разделить это число на
первый сомножитель, полученный результат разделить на второй сомножитель и т.д.:
120 : (12 • 5 • 3) = [(120 : 2) : 5] : 3 = (60 : 5) : 3 = 12 : 3 = 4.
Вообще:
а : (bcd …) = [(а : b) : с] : d… и т. п.
Укажем еще следующее свойство деления:
Если делимое и делитель умножим (или разделим) на одно и то же число, то частное не изменится.
Поясним это свойство на следующих двух примерах:
1)8:3 = 8/3|,
умножим делимое и делитель, положим, на 5; тогда получим
новое частное: (8*5)/(3*5)
которое по сокращении дроби на 5 даст прежнее частное — 8/3
Вообще, какие бы числа a, b и m ни были, всегда
(am) : (bm) = а : b, что можно написать и так:
am/bm= a/b
Если частное не изменяется от умножения делимого и делителя на одно и то же число, то оно не изменяется и от деления делимого и делителя на одно и то же число, так как деление на какое-нибудь число равносильно умножению на обратное число.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.
Источник
К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ СВОЙСТВАМ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы изучения свойстварифметических действий в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике. Дано определение понятию «свойства арифметических действий», определена значимость развития данного понятия у детей младшего школьного возраста как важнейшей части математических знаний. Рассмотрены примеры упражнений, направленные на эффективное изучение свойств арифметических действий младшими школьниками.
Ключевые слова:свойства арифметических действий,математическая подготовка, младший школьный возраст.
Современные требования к математической подготовке учителей начальных классов продиктованы переходом начального общего образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором для учителей заявлены возможность выбора и разработки собственных методик обучения, для решения задачи всестороннего развития младших школьников средствами предмета. Основной проблемой математической подготовки среди учителей и учащихся являются вопросы применения математики для решения практических задач, что способствует созданию математических моделей реальных ситуаций, построению различных алгебраических и геометрических интерпретаций теоретических фактов или понятий.
Задачи предмета математики в современной начальной школе требуют, чтобы образовательный процесс носил проблемный, развивающий характер. Все это требует от учителей и учащихся начальных классов знания научных основ начального курса математики, к которым, прежде всего, относят понятия целого неотрицательного числа, действий над числами и их свойств. Определяя, значимость развития этих понятий у детей младшего школьного возраста отметим, что они составляют основу обучения математике в начальных классах и являются фундаментом всех математических знаний приобретаемых в дальнейшем обучении.
течение всех лет обучения в начальной школе ведется многоуровневая
многоаспектная работа по развитию у детей понятий о целых неотрицательных числах, арифметических действиях над ними и свойствах арифметических действий. Традиционно цель обучения младших школьников свойствам арифметических действий направлена на обоснование вычислительных приемов. «С методической точки зрения трудность заключается в том, как доступным для младшего школьника образом выявить эти свойства и научить сознательно, использовать их там, где это необходимо. А требуется это, прежде всего при тождественных преобразованиях арифметических выражений,…» [2, с. 92].
Организация деятельности младших школьников с самого начала
обучения математике, направленной на овладение свойствами арифметических действий, определяется целями обучения, логикой построения курса и ее осуществление происходит в непрерывной связи с рассмотрением различных случаев практического применения этих понятий и основанных на этих понятиях приемов вычислений. Результат данной работы – это усвоение младшими школьниками как включенных в программу вопросов теоретического характера по изучению свойств арифметических действий, так и сознательное и прочное овладение навыками применения изученных вопросов теории к решению разнообразных практических и учебных задач по выполнению устных и письменных вычислений.
Под свойствами арифметических действий понимают математические положения о тождественных преобразованиях математических выражений, в
них отражается, при каких преобразованиях данного математического выражения его значение не изменяется. В процессе начального математического образования происходит изучение следующих свойств арифметических действий: переместительного и сочетательного свойства сложения, свойства вычитания числа из суммы, свойства вычитания суммы из числа, свойства вычитания суммы из суммы, переместительного и сочетательного свойства умножения, распределительного свойства умножения относительно сложения, свойства деления суммы, разности, произведения на число, свойства деления числа на произведение.
Свойства арифметических действий в математической теории являются теоремами и доказываются на основе аксиом и теорем, предшествующих рассматриваемой. В начальном курсе обучения математики свойства арифметических действий формулируют в виде правил или формул, такие упрощения позволяют быстрее их запомнить. Учитель начальной школы должен уметь разворачивать эти правила (формулы) и формулировать соответствующие теоремы учащимся, иначе возможны ошибки как содержательного, так и логического характера.
Младшими школьниками свойства арифметических действий, включенные в программу начального математического образования, усваиваются на понятийном уровне. Учащиеся должны владеть их формулировкой и практически применять их при обосновании вычислительных приемов, при решении задач, уравнений, упражнений на тождественные преобразования и др. Наряду с теоретическим материалом и в органической связи с ним рассматриваются вопросы практического характера: вычислительные приемы и решение арифметических задач.
Практика обучения математике показывает, что младшие школьники испытывают затруднения в обосновании тождественных преобразований выражений, теоретической основой которых являются свойства арифметических действий. Это приводит к слабому владению приемами рациональных вычислений, процессом решения текстовых задач различными способами на основе использования свойств арифметических действий. В конечном итоге слабое владение свойствами арифметических действий как «инструментом» тождественных преобразований математических выражений приводит к нарушению линия преемственности между начальной и основной школой в изучении алгебраического материала.
Существуют объективные и субъективные причины возникающих затруднений у младших школьников в вопросах владения свойствами арифметических действий над числами, одной из наиболее важных объективных причин является недостаточная математическая подготовка учителей. Учителю необходимо ориентироваться в разных уровнях (теоретическом, практическом, пропедевтическом) использования свойств арифметических действий над числами, уметь устанавливать взаимосвязи между школьным и теоретическим курсами математики в области изучения (и использования) этих свойств.
Учителю необходимо довести до сознания учащихся теоретическую
основу выполняемых ими преобразований в вычислениях, научить видеть и называть используемое свойство арифметического действия в проводимом преобразовании выражения. Это способствует тому, что при появлении ошибок дети самостоятельно могут проводить рассуждения с опорой на знание свойств арифметических действий для осознания причины ошибки и исправить её. Сознательное усвоение учащимися свойств арифметических действий над числами является основой, на которой базируются прочные навыки решения текстовых задач различными арифметическими способами. В ходе решения таких задач правомерно обращение к обоснованию выбора действий, установлению, какое свойство (правило) арифметических действий является обобщением приведенных способов решения данной задачи. Решение текстовых задач позволяет научить применять изученные свойства в разнообразных условиях, используя соответствующие знания в целях рационализации вычислений, а также в целях отыскания наиболее рационального способа решения задач.
условиях развивающего обучения система заданий, направленных на усвоение младшими школьниками свойств арифметических действий, «должна формировать обобщенные способы действий, побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых способов действий, рассмотрению различных способов решения задания и оцениванию их с точки зрения рациональности» [1, с. 15]. Свойства арифметических действий и возможности их использования могут быть усвоены младшими школьниками в процессе учебно-исследовательской деятельности, организованной учителем. Важно, чтобы каждое свойство явилось решением принятой учащимися проблемы, ответом на вопрос, который возник у них. Это может быть тогда, когда с первых дней обучения учим детей, замечать и выявлять сходство и различия между любыми объектами, в том числе между действиями с предметами, между их записями.
Основные вопросы, которые приводят к открытию свойств арифметических действий и их применению, это вопросы о возможности замены одних выражений, а значит и последовательности арифметических действий, другими, содержащими те же числа и имеющими такое же числовое значение, что и исходное выражение, но другие действия или другую последовательность действий.
Осознание смысла свойств арифметических действий, возможности их применения в преобразованиях выражений может быть обеспечено только в том случае, если рассмотрение этих теоретических вопросов будет вестись на прочной базе собственного опыта детей. При этом следует учитывать, что речь здесь должна идти не только о жизненном опыте, приобретаемом детьми в ходе разнообразных практических действий с предметами, но и об опыте, накапливаемом при изучении математики в школе.
Использованные источники:
Демидова Т. Е. Рациональное вычисление в курсе математики начальных классов. / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких //Начальная школа плюс До
После. – 2001 – №7 – с. 15-22.
Источник
Краткое описание документа:
“Описание материала:
Урок математики в 1 классе по теме «Свойства арифметических действий» разработан в соответствии с программным материалом учебного курса «Математика», УМК «Школа XXI века», автора Н.Ф. Виноградовой, а также интегрирован с программой экологического кружка для учащихся начальных классов «Почемучки», т.к. наша школа осуществляет образовательную деятельность в экологическом направлении.
Задания и упражнения, используемые в рамках данного урока, служат для закрепления нового, повторения, систематизации ранее изученного материала и способствуют повышению уровня математической подготовки учащихся.
“Выдержка из материала:
6. Необходимость оценивания результативности работы на урокеобусловлена:
- объективностью при самооценивании и взаимооценивании обучающихся
- индивидуальными особенностями каждого ребёнка
7. Образовательные технологии, используемые на уроке:
- личностно-ориентированное обучение
- системно-деятельностный подход
- образовательное путешествие в урочной деятельности
8. Обобщение и систематизация знаний обучающихся осуществляется на основе интеграции материала изученных тем курсов:
- «Математика»
- «Русский язык»
- «Литературное чтение»
- «Окружающий мир»
- Экологический кружок «Почемучки»
- Личный жизненный опыт детей
Ход урока
Задачи этапов Обучающие и развивающие задания
I Мотивация к деятельности
Создание положительного эмоционального настроя обучающихся (приветствие друг друга, гостей; определение целей урока)
Учитель: Внимание! Внимание! Приглашаются самые умные, дружные, весёлые первоклассники на урок математики! Есть среди вас такие ребята?
Дети: Да! «Добро пожаловать, друзья!»
Учитель: Что понадобится нам на уроке? (Знания, смекалка, дружба, внимание, улыбка, фантазия, вежливые слова и пословица).
Работа с пословицей: Пословица (слайд на экране): «Дерево сильно корнями, а человек знаниями».
Учитель: Вопрос
1. Почему для дерева важны корни? (Они обеспечивают дерево водой, питательными веществами из почвы, обеспечивает устойчивость растения на поверхности земли).
2. Чем важны знания для человека? (много знаешь – много умеешь, можешь кому-нибудь помочь, умного человека уважают другие люди).
3. Предлагаю Вам придумать эмблему и девиз урока:«Мы солнечные дети,Мы лучше всех на свете!Словно дольки апельсина,Мы дружны и неделимы!1 класс – Всезнайкин класс!»4. Хотите, чтобы гостям понравилось у нас? Поприветствуйте и пригласите их (Добрый день, доброе утро, здравствуйте, добро пожаловать, мы рады вам, Мы приглашаем вас на урок).
5. Учитель: Я надеюсь на вас и желаю удачи!
II учебно-познавательная деятельность
Актуализация знаний
Учитель: Внимательно рассмотрите записи на доске. Определите уровень сложности каждой группы заданий и последовательность их выполнения (прикрепите рядом с записями на доске порядковые номера заданий).
- 1 уровень (1) – Знаем, умеем.
- 2 уровень (2) – Подумаем и справимся.
- 3 уровень (3) – Трудно, но интересно.
С какого задания вы хотите начать работу? Задание 1Выполни сложение с помощью числового ряда. Вспомни, какие свойства действия сложения использовали? 6+2= 2+6=Объясни, как выполняли вычисления? Как называются полученные выражения (равенства)?
Какие правила сложения использовали?Вывод: Удобнее прибавлять большее число к меньшему. При сложении числа (слагаемые) можно менять местами, а результат (сумма) останется без изменения. При увеличении числа присчитываем по1 по числовой прямой в сторону большего числа (вправо).
“Задание 2
Определите, к каким равенствам можно применить свойство, записанное буквенным выражениями: а+0=а,а-0=а 6+0= 9-0= 14-0= 17+0= 2-9= 12-0= 0-1= 0+0=Докажите, что данные выражения подчиняются законам: а+0=а, а-0=а?
Объяснение: Отрезок состоит их 2 частей. Длина 1 части отрезка равна 6 см, а второй 2 см. Нужно найти длину всего отрезка. Задача решается действием «сложение».Решение: 6+2=8(см) Ответ: 8 сантиметров.Физминутка (слайд)(Дети встают в круг, берутся за руки. Все слова сопровождаютсядвижениями под музыку)
Дружно ходим, ходим, ходим, руки в стороны разводим.Поднимаем руки вверх, солнышко нас видит всех.Мы рукой ему помашем, а потом ещё и спляшем.Ножку правую вперёд, так и этак повернём,Ножку левую вперёд, так и этак повернём.Дружно сели, вместе встали.Громко хлопнем, и ногой 3 раза топнем.Вправо, влево повернулись, и друг другу улыбнулись!
“Задание 4
*Распределите слова-карточки в 2 группы. Объясни свой выбор.Поделись знаниями, об особенностях деревьев нашего леса. Деревья
Лиственные Хвойные
тополь берёза осина кедр ель сосна
Ответ: В нашем лесу произрастают деревья – хвойные и лиственные. Лиственные деревья(тополь, берёза, осина) сбрасывают листья на зиму, а хвойные (кедр, ель, сосна), вечнозелёные – нет. У хвойных деревьев листья – иголочки. Все деревья очень красивые и полезные для всех животных, птиц, человека, других растений. Человеку нужно беречь их.Проверка ответов по слайду.
“Задание 5 – ИКТ
Задача 18-21. Диск «Математика 1 класс. Ч.3. Кирилл и Мефодий» Прочитайте текст задачи.
№ 10 Напиши, как называются животные. Произнеси и сосчитай гласные звуки в словах (кошка, лиса, белка). Какое из указанных слов «лишнее» и почему? (кошка – домашнее животное, а лиса и белка – дикие).
Общее задание.По какому признаку вы бы объединили задания о деревьях, о животных и о ромашке? Почему они нужны на уроке?
Источник