Каким свойством должны обладать данные для того чтобы сообщение можно было сжать

Мы каждый день пользуемся различными архиваторами: zip, rar, ace окружают нас повсюду.
Графические и звуковые файлы тоже содержат сжатые данные. Если же нам нужно использовать
сжатие в своей проге, то мы используем различные dll’ки, многие из которых платные.
Шареварность – это не единственное свойство программных компонентов, мешающих их нормальному
использованию. Если, например, сжимать waw или bmp-файл архиватором, то
он будет значительно уступать специальному методу для конкретного типа данных, т.е.
метод должен учитывать особенности конкретного типа данных. Поэтому полезно уметь реализовывать сжатие самостоятельно.
В этой статье я расскажу, как вообще сжимать информацию и рассмотрю один из методов сжатия.

Классификация методов сжатия

Прежде всего, все методы сжатия делятся на
сжатие с потерями и сжатие без потерь. Задачу сжатия с потерями можно сформулировать так: требуется отобразить множество возможных
сообщений на множество, содержащее меньшее количество элементов, так, чтобы исходные сообщения
и их отображения были в определенном смысле близки (например, неразличимы на глаз), т.е.
малозначительная информация просто отбрасывается. После этого дополнительно применяется сжатие
без потерь. Сжатие без потерь – это однозначное кодирование, такое что закодированные сообщения
в среднем занимают меньше места. Именно такому сжатию посвящена эта статья.
Далее под словом “сжатие” мы будем подразумевать сжатие без потерь.

Теория

Прежде всего, ни один метод сжатия не может сжать любые данные, поскольку кодирование
должно быть однозначным. Задача состоит в том, чтобы построить правило кодирования, по которому
наиболее часто встречающимся сообщениям соответствовали бы сообщения меньшей длины. Поэтому любой метод сжатия должен быть основан на каких-либо предположениях о
вероятностной структуре сжимаемых данных. Например, для текста на определенном языке известны
частоты букв. Наиболее часто используемое предположение заключается в том, что с большей
вероятностью в сообщении будут встречаться одинаковые цепочки символов. Например, в тексте этой
статьи чаще всего встречается слово “сжатие”. Если же ничего не знать о вероятностной структуре
сжимаемых данных и считать все сообщения одной длины равновероятными, то мы вообще ничего не
сожмем.

Методы сжатия делятся на статистические и словарные. Словарные методы заключаются в том,
чтобы в случае встречи подстроки, которая уже была найдена раньше, кодировать ссылку, которая
занимает меньше места, чем сама подстрока. Классическим словарным методом является метод
Лемпела-Зива (LZ). Все используемые на сегодняшний день словарные методы являются лишь
модификациями LZ.

Статистическое кодирование заключается в том, чтобы кодировать каждый символ, но
использовать коды переменной длины. Примером таких методов служит метод Хаффмана
(Huffman). Обычно словарные и статистические методы комбинируются, поскольку у каждого свои
преимущества.

Отметим один момент, который почему-то неочевиден для некоторых “теоретиков”.
Правило кодирования определяется вероятностной структурой данных, а значит, декомпрессор
должен до начала раскодирования уже знать её. Если же мы получаем её из статистики конкретного
сообщения (так оно сжимается лучше), то её придется передать явно или неявно вместе со сжатым
сообщением, и еще неизвестно, будет ли общий размер меньше.

Доказано, что наименьший возможный средний размер сжатого сообщения равен энтропии
ансамбля возможных сообщений, округленной с избытком. Энтропия вычисляется по формуле:

H = -Sum(p[i] * log(p[i]))

где Sum – сумма по i, p[i] – вероятность i-го сообщения, log – логарифм по основанию 2.
Энтропия сложного сообщения равна сумме энтропий входящих в него простых сообщений.

Если кодировать каждый символ отдельно, то длина кода каждого сообщения должна быть
равна -log(p). Т.е., например, если вероятность символа 0.3, то его код должен иметь длину
1.73 бита, в то время, как реальные длины целые. Можно улучшить результаты, если не сводить
задачу к кодированию отдельных символов.

Арифметическое кодирование

Этот метод в корне отличается от всех рассмотренных ранее методов. Его главное
преимущество в том, что достигается теоретический предел сжатия. Рассмотрим этот метод подробно. Всё сообщение целиком представляется одним числом по следующему правилу. Число должно
находиться в интервале от 0 до 1. Этот интервал делится на части, пропорциональные вероятностям
значений первого символа. Выбирается часть, соответствующая символу и делится на части по
вероятностям значений второго символа и т.д. 

новая_нижняя_граница = нижняя_граница + ширина * S[i]
новая_ширина = ширина * p[i]

где p[i] – вероятность i-го символа, S[i] – сумма вероятностей символов с номерами
меньше i.

После обработки всего сообщения по этому алгоритму остается только записать любое
число из получившегося интервала. Количество битов, необходимое для записи этого числа,
примерно равно минус логарифму ширины интервала. Ширина интервала равна произведению
вероятностей символов, т.е. вероятности всего сообщения. Т.о., длина кода равна
-log(p), т.е. теоретическому пределу. На практике мы будем работать с переменными ограниченной длины,
и точность вычислений будет ограничена, а значит, сжатие будет все-таки немного хуже.

Реализация

Проект, прикрепленный к этой статье, компилируется на Visual Studio .NET.
Это реализация арифметического кодирования, сжимающая файлы, рассматривая байты как символы.
Содержимое файла рассматривается как марковский процесс 1-го порядка, т. е. распределение
вероятностей символов зависит от предыдущего символа. Класс CMarkovProcessDef обрабатывает
данные, сохраненные в ресурсе в специальном формате. Эти данные сгенерированы по результатам
обработки большого количества текстов, т. е. текстовые файлы, скорее всего, будут сжиматься
хорошо, а если попытаться сжать какой-нибудь бинарник, то размер “сжатого” файла будет больше
исходного. Для того, чтобы получить метод сжатия для своего типа данных, нужно заменить данные о
вероятностях символов. Кроме того, символ – это не обязательно байт несжатых данных. Например,
если есть столбец таблицы, где значения должны быть уникальными, то каждое значение – это
символ, а после того, как символ встречается, сбрасываем его вероятность в ноль. Нижняя граница и ширина интервала хранятся в целочисленных переменных dwBuf1 и dwBuf2.
Если после обработки очередного символа старшие байты границ окажутся равными
(заметим, что это не то же самое, что если старший байт ширины равен нулю), то
соответствующий байт окончательного результата будет равен этому значению, и его можно
записать в файл. Запишем его и сдвинем буферы на 1 байт. При распаковке кроме переменных, обрабатываемых так же, как при упаковке, нам
понадобится еще одна, где будет информация из файла. Для того, чтобы определить очередной символ, нужно
найти символ с наименьшим номером, такой, что S[n] * dwBuf2 >= dwBuf3, т.е. P[n] >= dwBuf3 / dwBuf2. При работе с целыми числами возникает проблема: мы представляем вероятности (дробные
числа от 0 до 1) целочисленными переменными (0x100000000 * p). Для умножения и деления на них нужны
особые процедуры: при умножении берем старшее 32-битное слово 64-битного результата, а при делении
делим число, умноженное на 2^32. Компилятор не может, умножитв DWORD на DWORD, поместить результат
в 64-битную переменную – это недостаток языка С++. Поэтому пришлось написать специальные процедуры
на ассемблере.

Читайте также:  Какие физические свойства нефти

void CArithmCompressorDlg::OnBnClickedCompress()
{
CFileDialog dlg1(TRUE);
if (dlg1.DoModal() != IDOK) return;
CFileDialog dlg2(FALSE, “compressed”, 0, OFN_HIDEREADONLY | OFN_OVERWRITEPROMPT, “*.compressed|*.compressed|All files|*.*||”);
if (dlg2.DoModal() != IDOK) return;

CFile file1(dlg1.GetPathName(), CFile::modeRead);
CFile file2(dlg2.GetPathName(), CFile::modeCreate | CFile::modeWrite);

BYTE b;
ULONGLONG fs = file1.GetLength();

file2.Write(&fs, 8); // Запишем размер исходного файла

// m_mpd – это объект класса CMarkovProcessDef 
m_mpd.ResetProcess(); // Сбросим данные о предшествующих символах

// Здесь начинается сжатие
// Начальный интервал – от 0x00000000 до 0xFFFFFFFF
DWORD dwBuf1 = 0; // Нижняя граница
DWORD dwBuf2 = 0xFFFFFFFF; // Ширина
DWORD dww; // Временная переменная

while (file1.Read(&b, 1))
{
// Вычисляем новый интервал
if (b > 0) dww = MulHigh(m_mpd.GetDistribution(b-1), dwBuf2); else dww = 0;
/*
m_mpd.GetDistribution(b-1) – Это S[b], т. о.
p[b] – это m_mpd.GetDistribution(b) – m_mpd.GetDistribution(b-1)

Замените эту функцию на свою реализацию и получите метод сжатия для вашего типа данных.
*/
dwBuf1 += dww;
if (b Если старший байт буфера определен
{
file2.Write(((LPBYTE)&dwBuf1)+3, 1); // Записываем его
dwBuf1 = dwBuf1 И сдвигаем буфер
dwBuf2 = dwBuf2
}
/*
PushSymbol(b, 0) перемещает внутренний указатель на распределение для следующего символа
*/
m_mpd.PushSymbol(b, 0);
}
file2.Write(((LPBYTE)&dwBuf1)+3, 1); // Записываем последний байт
// Вот и всё
// Закрываем файлы
file1.Close();
file2.Close();
}

void CArithmCompressorDlg::OnBnClickedDecompress()
{
CFileDialog dlg1(TRUE, “compressed”, 0, 0, “*.compressed|*.compressed|All files|*.*||”);
if (dlg1.DoModal() != IDOK) return;
CFileDialog dlg2(FALSE);
if (dlg2.DoModal() != IDOK) return;

CFile file1(dlg1.GetPathName(), CFile::modeRead);
CFile file2(dlg2.GetPathName(), CFile::modeCreate | CFile::modeWrite);

ULONGLONG fs, i;

if (file1.Read(&fs, 8) != 8) return; // Читаем длину извлекаемого файла

m_mpd.ResetProcess();

DWORD dwBuf1 = 0, dwBuf2 = 0xFFFFFFFF, dwBuf3, dww;

// Читаем первые 4 байта
// Нужно поместить байты в переменную не в том порядке, в каком они в файле,
// поэтому читаем их по отдельности
for (int j = 3; j >= 0; j–) if (file1.Read(((LPBYTE)&dwBuf3)+j, 1) == 0) ((LPBYTE)&dwBuf3)[j] = 0xFF;

for (i = 0; i
{
DWORD l, h, m, v;
l = 0; 
h = 255;

v = DivLarge(dwBuf3, 0xFFFFFFFF, dwBuf2); // Это число >= S[m]

// Поиск методом половинного деления
do
{
m = (l+h)/2;
if (h
if (m_mpd.GetDistribution(m)
} while (true);

// Вычисляем новый интервал
if (m > 0) dww = MulHigh(m_mpd.GetDistribution(m-1), dwBuf2); else dww = 0;
dwBuf1 += dww;
dwBuf3 -= dww;
if (m Пишем символ
m_mpd.PushSymbol(m, 0); 

while (((dwBuf1 ^ (dwBuf1 + dwBuf2)) & 0xFF000000) == 0) // Если старший байт буфера определен
{
dwBuf1 = dwBuf1 сдвигаем буфер
dwBuf2 = dwBuf2
dwBuf3 = dwBuf3
if (file1.Read(&dwBuf3, 1) == 0) dwBuf3 |= 0xFF;
// Читаем следующий байт, если есть, иначе ставим 0xFF
}
}
// Закрываем файлы
file1.Close();
file2.Close();
}

DWORD CArithmCompressorDlg::MulHigh(DWORD dw1, DWORD dw2)
{
/*
Эта функция возвращает старшее двойное слово
произведения данных двойных слов
*/
DWORD r;
_asm
{
mov eax, dw1;
mul dw2;
mov r, edx;
}
return r;
}

DWORD CArithmCompressorDlg::DivLarge(DWORD hi, DWORD lo, DWORD dw)
{
/*
Эта функция делит 64-битное беззнаковое целое (hi;lo)
на 32-битное
*/
DWORD r;
_asm
{
mov eax, lo;
mov edx, hi;
div dw;
mov r, eax;
}
return r;
}

Исходники

Источник

Александр Прохоров

     Совсем немного
теории для непрофессионалов

Избыточность естественных языков

     Кодирование информации

     Сжатие с потерями

     Сжатие без потерь

     Кодирование Хаффмена

     Статическое кодирование

     Динамическое кодирование

     LZW-сжатие

Какой же выбрать архиватор?

     Поддержка различных
форматов

     Умение создавать
solid-архивы

     Возможность создавать
многотомные архивы

     Возможность работы
в качестве менеджера архивов

     Возможность парольной
защиты

     Удобство в работе

     Глоссарий

     О сжатии
информации

     Краткое описание
20 популярных архиваторов

Еще вчера казалось, что диск размером в один гигабайт — это так много, что даже неясно, чем его заполнить, и уж конечно, каждый про себя думал: был бы у меня гигабайт памяти, я бы перестал «жадничать» и сжимать свою информацию какими-то архиваторами. Но, видимо, мир так устроен, что «свято место пусто не бывает», и как только у нас появляется лишний гигабайт — тут же находится чем его заполнить. Да и сами программы, как известно, становятся все более объемными. Так что, видимо, с терабайтами и экзабайтами будет то же самое.

Поэтому, как бы ни росли объемы памяти диска, упаковывать информацию, похоже, не перестанут. Наоборот, по мере того как «места в компьютере» становится все больше, число новых архиваторов увеличивается, при этом их разработчики не просто соревнуются в удобстве интерфейсов, а в первую очередь стремятся упаковать информацию все плотнее и плотнее.

Однако очевидно, что процесс этот не бесконечен. Где лежит этот предел, какие архиваторы доступны сегодня, по каким параметрам они конкурируют между собой, где найти свежий архиватор — вот далеко не полный перечень вопросов, которые освещаются в данной статье. Помимо рассмотрения теоретических вопросов мы сделали подборку архиваторов, которые можно загрузить с нашего диска, чтобы самим убедиться в эффективности той или иной программы и выбрать из них оптимальную — в зависимости от специфики решаемых вами задач.

Совсем немного теории для непрофессионалов

Позволю себе начать эту весьма серьезную тему со старой шутки. Беседуют два пенсионера:

— Вы не могли бы сказать мне номер вашего телефона? — говорит один.

— Вы знаете, — признается второй, — я, к сожалению, точно его не помню.

— Какая жалость, — сокрушается первый, — ну скажите хотя бы приблизительно…

Действительно, ответ поражает своей нелепостью. Совершенно очевидно, что в семизначном наборе цифр достаточно ошибиться в одном символе, чтобы остальная информация стала абсолютно бесполезной. Однако представим себе, что тот же самый телефон написан словами русского языка и, скажем, при передаче этого текста часть букв потеряна — что произойдет в подобном случае? Для наглядности рассмотрим себе конкретный пример: телефонный номер 233 34 44.

Читайте также:  Какие свойства проявляет пероксид водорода

Соответственно запись «Двсти трцать три трицть четре сорк чтре», в которой имеется не один, а несколько пропущенных символов, по-прежнему легко читается. Это связано с тем, что наш язык имеет определенную избыточность, которая, с одной стороны, увеличивает длину записи, а с другой — повышает надежность ее передачи. Объясняется это тем, что вероятность появления каждого последующего символа в цифровой записи телефона одинакова, в то время как в тексте, записанном словами русского языка, это не так. Очевидно, например, что твердый знак в русском языке появляется значительно реже, чем, например, буква «а». Более того, некоторые сочетания букв более вероятны, чем другие, а такие, как два твердых знака подряд, невозможны в принципе, и так далее. Зная, какова вероятность появления какой-либо буквы в тексте, и сравнив ее с максимальной, можно установить, насколько экономичен данный способ кодирования (в нашем случае — русский язык).

Еще одно очевидное замечание можно сделать, вернувшись к примеру с телефоном. Для того чтобы запомнить номер, мы часто ищем закономерности в наборе цифр, что, в принципе, также является попыткой сжатия данных. Вполне логично запомнить вышеупомянутый телефон как «два, три тройки, три четверки».

Избыточность естественных языков

Теория информации гласит, что информации в сообщении тем больше, чем больше его энтропия. Для любой системы кодирования можно оценить ее максимальную информационную емкость (Hmax) и действительную энтропию (Н). Тогда случай Н

R = (Hmax — H)/ Hmax

Измерение избыточности естественных языков (тех, на которых мы говорим) дает потрясающие результаты: оказывается, избыточность этих языков составляет около 80%, а это свидетельствует о том, что практически 80% передаваемой с помощью языка информации является избыточной, то есть лишней. Любопытен и тот факт, что показатели избыточности разных языков очень близки. Данная цифра примерно определяет теоретические пределы сжатия текстовых файлов.

Кодирование информации

Факт избыточности свидетельствует о возможностях перехода на иную систему кодирования, которая уменьшила бы избыточность передаваемого сообщения. Говоря о переходе на коды, которые позволяют уменьшить размер сообщения, вводят понятие «коды сжатия». В принципе, кодирование информации может преследовать различные цели:

  • кодирование в целях сжатия сообщения (коды сжатия);
  • кодирование с целью увеличения помехоустойчивости (помехоустойчивые коды);
  • криптографическое кодирование (криптографические коды).

Сжатие с потерями

Говоря о кодах сжатия, различают понятия «сжатие без потерь» и «сжатие с потерями». Очевидно, что когда мы имеем дело с информацией типа «номер телефона», то сжатие такой записи за счет потери части символов не ведет ни к чему хорошему. Тем не менее можно представить целый ряд ситуаций, когда потеря части информации не приводит к потери полезности оставшейся. Сжатие с потерями применяется в основном для графики (JPEG), звука (MP3), видео (MPEG), то есть там, где в силу огромных размеров файлов степень сжатия очень важна, и можно пожертвовать деталями, не существенными для восприятия этой информации человеком. Особые возможности для сжатия информации имеются при компрессии видео. В ряде случаев большая часть изображения передается из кадра в кадр без изменений, что позволяет строить алгоритмы сжатия на основе выборочного отслеживания только части «картинки». В частном случае изображение говорящего человека, не меняющего своего положения, может обновляться только в области лица или даже только рта — то есть в той части, где происходят наиболее быстрые изменения от кадра к кадру.

В целом ряде случаев сжатие графики с потерями, обеспечивая очень высокие степени компрессии, практически незаметно для человека. Так, из трех фотографий, показанных ниже, первая представлена в TIFF-формате (формат без потерь), вторая сохранена в формате JPEG c минимальным параметром сжатия, а третья с максимальным. При этом можно видеть, что последнее изображение занимает почти на два порядка меньший объем, чем первая.Однако методы сжатия с потерями обладают и рядом недостатков.

Первый заключается в том, что компрессия с потерями применима не для всех случаев анализа графической информации. Например, если в результате сжатия изображения на лице изменится форма родинки (но лицо при этом останется полностью узнаваемо), то эта фотография окажется вполне приемлемой, чтобы послать ее по почте знакомым, однако если пересылается фотоснимок легких на медэкспертизу для анализа формы затемнения — это уже совсем другое дело. Кроме того, в случае машинных методов анализа графической информации результаты кодирования с потерей (незаметные для глаз) могут быть «заметны» для машинного анализатора.

Вторая причина заключается в том, что повторная компрессия и декомпрессия с потерями приводят к эффекту накопления погрешностей. Если говорить о степени применимости формата JPEG, то, очевидно, он полезен там, где важен большой коэффициент сжатия при сохранении исходной цветовой глубины. Именно это свойство обусловило широкое применение данного формата в представлении графической информации в Интернете, где скорость отображения файла (его размер) имеет первостепенное значение. Отрицательное свойство формата JPEG — ухудшение качества изображения, что делает практически невозможным его применение в полиграфии, где этот параметр является определяющим.

Теперь перейдем к разговору о сжатии информации без потерь и рассмотрим, какие алгоритмы и программы позволяют осуществлять эту операцию.

Сжатие без потерь

Сжатие, или кодирование, без потерь может применяться для сжатия любой информации, поскольку обеспечивает абсолютно точное восстановление данных после кодирования и декодирования. Сжатие без потерь основано на простом принципе преобразования данных из одной группы символов в другую, более компактную.

Наиболее известны два алгоритма сжатия без потерь: это кодирование Хаффмена (Huffman) и LZW-кодирование (по начальным буквам имен создателей Lempel, Ziv, Welch), которые представляют основные подходы при сжатии информации. Кодирование Хаффмена появилось в начале 50-х; принцип его заключается в уменьшении количества битов, используемых для представления часто встречающихся символов и соответственно в увеличении количества битов, используемых для редко встречающихся символов. Метод LZW кодирует строки символов, анализируя входной поток для построения расширенного алфавита, основанного на строках, которые он обрабатывает. Оба подхода обеспечивают уменьшение избыточной информации во входных данных.

Кодирование Хаффмена

Кодирование Хаффмена [1] — один из наиболее известных методов сжатия данных, который основан на предпосылке, что в избыточной информации некоторые символы используются чаще, чем другие. Как уже упоминалось выше, в русском языке некоторые буквы встречаются с большей вероятностью, чем другие, однако в ASCII-кодах мы используем для представления символов одинаковое количество битов. Логично предположить, что если мы будем использовать меньшее количество битов для часто встречающихся символов и большее для редко встречающихся, то мы сможем сократить избыточность сообщения. Кодирование Хаффмена как раз и основано на связи длины кода символа с вероятностью его появления в тексте.

Читайте также:  Какими свойствами можно охарактеризовать объекты ручка

Статическое кодирование

Статическое кодирование предполагает априорное знание таблицы вероятностей символов. К примеру, если вы сжимаете файл, состоящий из текста, написанного на русском языке, то такая информация может быть получена из предварительного статистического анализа русского языка.

Динамическое кодирование

В том случае, когда вероятности символов входных данных неизвестны, используется динамическое кодирование, при котором данные о вероятности появления тех или иных символов уточняются «на лету» во время чтения входных данных.

LZW-сжатие

Алгоритм LZW [2], предложенный сравнительно недавно (в 1984 году), запатентован и принадлежит фирме Sperry.

LZW-алгоритм основан на идее расширения алфавита, что позволяет использовать дополнительные символы для представления строк обычных символов. Используя, например, вместо 8-битовых ASCII-кодов 9-битовые, вы получаете дополнительные 256 символов. Работа компрессора сводится к построению таблицы, состоящей из строк и соответствующих им кодов. Алгоритм сжатия сводится к следующему: программа прочитывает очередной символ и добавляет его к строке. Если строка уже находится в таблице, чтение продолжается, если нет, данная строка добавляется к таблице строк. Чем больше будет повторяющихся строк, тем сильнее будут сжаты данные. Возвращаясь к примеру с телефоном, можно, проведя весьма упрощенную аналогию, сказать, что, сжимая запись 233 34 44 по LZW-методу, мы придем к введению новых строк — 333 и 444 и, выражая их дополнительными символами, сможем уменьшить длину записи.

Какой же выбрать архиватор?

Наверное, читателю будет интересно узнать, какой же архиватор лучше. Ответ на этот вопрос далеко не однозначен.

Если посмотреть на таблицу, в которой «соревнуются» архиваторы (а сделать это можно как на соответствующем сайте в Интернете [3], так и на нашем CD-ROM), то можно увидеть, что количество программ, принимающих участие в «соревнованиях», превышает сотню. Как же выбрать из этого многообразия необходимый архиватор?

Вполне возможно, что для многих пользователей не последним является вопрос способа распространения программы. Большинство архиваторов распространяются как ShareWare, и некоторые программы ограничивают количество функций для незарегистрированных версий. Есть программы, которые распространяются как FreeWare.

Если вас не волнуют меркантильные соображения, то прежде всего необходимо уяснить, что имеется целый ряд архиваторов, которые оптимизированы на решение конкретных задач. В связи с этим существуют различные виды специализированных тестов, например на сжатие только текстовых файлов или только графических. Так, в частности, Wave Zip в первую очередь умеет сжимать WAV-файлы, а мультимедийный архиватор ERI лучше всех упаковывает TIFF-файлы. Поэтому если вас интересует сжатие какого-то определенного типа файлов, то можно подыскать программу, которая изначально предназначена специально для этого.

Существует тип архиваторов (так называемые Exepackers), которые служат для сжатия исполняемых модулей COM, EXE или DLL. Файл упаковывается таким образом, что при запуске он сам себя распаковывает в памяти «на лету» и далее работает в обычном режиме.

Одними из лучших в данной категории можно назвать программы ASPACK и Petite. Более подробную информацию о программах данного класса, а также соответствующие рейтинги можно найти по адресу [4].

Если же вам нужен архиватор, так сказать, «на все случаи жизни», то оценить, насколько хороша конкретная программа, можно обратившись к тесту, в котором «соревнуются» программы, обрабатывающие различные типы файлов. Просмотреть список архиваторов, участвующих в данном тесте, можно на нашем CD-ROM.

При этом необходимо отметить, что в тестах анализируются лишь количественные параметры, такие как скорость сжатия, коэффициент сжатия и некоторые другие, однако существует еще целый ряд параметров, которые определяют удобство пользования архиваторами. Перечислим некоторые из них.

Поддержка различных форматов

Большинство программ поддерживают один или два формата. Однако некоторые, такие, например, как программа WinAce, поддерживают множество форматов, осуществляя компрессию в форматах ACE, ZIP, LHA, MS-CAB, JAVA JAR и декомпрессию в форматах ACE, ZIP, LHA, MS-CAB, RAR, ARC, ARJ, GZip, TAR, ZOO, JAR.

Умение создавать solid-архивы

Создание solid-архивов — это архивирование, при котором увеличение сжатия возрастает при наличии большого числа одновременно обрабатываемых коротких файлов. Часть архиваторов, например ACB, всегда создают solid-архивы, другие, такие как RAR или 777, предоставляют возможность их создания, а некоторые, например ARJ, этого делать вообще не умеют.

Возможность создавать многотомные архивы

Многотомные архивы необходимы, когда файлы переносятся с компьютера на компьютер с помощью дискет и архив не помещается на одной дискете.

Возможность работы в качестве менеджера архивов

Различные программы в большей или меньшей степени способны вести учет архивам на вашем диске. Некоторые архиваторы, например WinZip, позволяют быстро добраться до любого архивного файла (и до его содержимого), в каком бы месте диска он ни находился.

Возможность парольной защиты

В принципе, архивирование есть разновидность кодирования, и если раскодирование доступно по паролю, то это, естественно, может использоваться как средство ограничения доступа к конфиденциальной информации.

Удобство в работе

Не последним фактором является удобство в работе — наличие продуманного меню, поддержка мыши, оптимальный набор опций, наличие командной строки и т.д. При этом необходимо отметить, что для многих (особенно непрофессионалов) важен фактор привычки. Если вы привыкли работать с определенной программой и вам сообщают, что есть альтернативная программа, которая на каком-либо тесте выигрывает у вашей десять пунктов, — это вполне может означать, что программа-победитель сжимает файлы лишь на 2% лучше, а для вас это не принципиально. При этом вероятно, что эта программа менее удобна в работе и т.д. Однако если вам не хватает именно 2%, чтобы сжать распространяемую вами программу до размера дискеты, то подобный архиватор для вас — находка.

Я отнюдь не сторонник консервативной позиции «раз все работает, то главное — ничего не менять», я лишь подчеркиваю, что переход на новую программу должен быть обоснованным.

КомпьютерПресс 5’2000

Источник