Каким свойством глины пользуется гончар при изготовлении глиняной посуды
Керамика…Податливая глина, узнавшая опытные руки мастера, прошедшая сквозь огонь и воду и ставшая кувшином для масла, кофейной чашкой, ярким изразцом, сказочной свистулькой и веселой игрушкой. Секреты изготовления керамики были известны нашим предкам, жившим тысячи лет назад. В Китае за 2000 лет до нашей эры делали не только глиняную посуду – в ходу уже был фарфор. А первые упоминания о гончарах и их изделиях можно найти в Ветхом Завете. В век космических технологий и электронных гаджетов мы продолжаем пользоваться плодами древнейшего ремесла – наливая утром кофе в фарфоровую чашку, отправляя в духовку жаркое в глиняном горшочке и украшая дом изящными статуэтками – напоминаниями о чудесных путешествиях и людях.
На пути к печи
Двадцать лет мастер Виталий Гычев из Барнаула занимается гончарным делом. Первый свой круг, еще будучи мальчишкой, он соорудил из проигрывателя: накопал на ручье глины, включил пластинку и начал крутить на нем бурый комочек. Волшебный кувшин тогда сделать не удалось. Зато сегодня в руках мастера рождаются настоящие чудеса – древнерусские крынки и квасники, статные амфоры и вазы.
Виталий Гычев, гончар:
– Для работы подходит практически любая глина. Правда, если глина тощая, с большим содержанием песка, как в нашей местности, она менее пластична, мелкие изделия лепить из такого материала сложно. Поэтому сначала глину очищают от примесей: высушивают, чтобы легче расходилась в воде, а затем на сутки-двое замачивают в бочке – тяжелые частички песка оседают, а глина остается во взвешенном состоянии.
Жидкую глину пропускают через сито – очищают от корней растений и камней, а потом долго-долго вымешивают, как тесто. Это необходимо, чтобы выгнать из глины воздух, иначе при сушке она пойдет трещинами. Перед тем, как попасть на гончарный круг, она снова подсыхает – консистенция глины зависит от типа материала и того, какое изделие задумал создать гончар. По пловам Виталия, путь от эскиза до его полного воплощения иногда занимает месяцы.
Сдружиться с гончарным кругом и вылепить простой горшок или чашку с первого раза не получается почти ни у кого из новичков. Поэтому, если вы решили попробовать себя в роли гончара, не расстраивайтесь, если глина не поддастся сразу – терпение и тренировки, и вот уже изделие после просушки можно отправлять в печь.
Температура, при которой мягкая податливая глина обретает каменную прочность, составляет 900-1000 градусов Цельсия.
Виталий Гычев:
– При обжиге есть критические точки – 300, 600 градусов, проходить которые нужно очень плавно. Глина может лопаться: при сушке прошел где-то сквознячок, обсохла глина неравномерно, и при нагревании ее начинает разрывать. Поэтому до 30% брака – это обычное дело у гончаров.
У каждого мастера гончарного дела есть свои секреты работы.
Виталий Гычев:
– Мой омский друг – гончар с большим стажем – как-то пришел ко мне в мастерскую и спросил: «А почему ты горшки не переворачиваешь, когда сушишь? У них ведь донышки выпучиваются». А я, чтобы не выпячивалось, когда горшок делаю, внутри бугорок на дне оставляю – он и тянет глину внутрь, и не наружу.
Молоко, свинец, глазурь
Чернолощеная, краснолощеная, обварная, майолика…Каких только разновидностей и способов отделки керамики за тысячелетия не придумали гончары! После обжига необработанная глина имеет пористую структуру и пропускает воду, а значит, такую посуду нельзя использовать на кухне. Чтобы сделать материал водонепроницаемым, мастера используют старинные техники обработки. По словам Сергея Зацаренского, гончара из Ростова-на-Дону, наиболее популярные – молочение, обвара и ганозис.
Сергей Зацаренский:
– Молочение так называется потому, что обожженное изделие окунают в жирное молоко, а потом прокаливают при температуре 300 градусов. Казеин склеивает поры, глина становится водонепроницаемой, а изделие приобретает красивый цвет – от коричневого до черного, а также блеск. А вот чтобы получить черные разводы с хаотичными пятнами, делают обвару: раскаленное докрасна изделие окунают в мучную болтушку с дрожжами, отрубями и кисломолочными отходами. Также чтобы глина не пропускала воду, ее вощат – эта технология называется ганозис. Воск с маслами слегка подогревают, пропитывают ими нагретое изделие, а затем полируют тряпочкой из сукна или войлока.
Появляются и новые технологии – так, фасадную керамику для водонепроницаемости теперь модно пропитывать аквастопами.
Придать цвет керамике можно не только с помощью молока, воска и мучной болтушки. Богатую палитру цветов дают смеси различных минералов, солей, пепла и шлака. Глазури медью и малахитом окрашивают в голубые, синие оттенки, свинцовые – в зеленые и так далее.
Сергей Зацаренский:
– В прежние времена для получения цвета гончары пережигали на чугунной сковороде свинец в муку, просеивали через сито. Для зеленого цвета добавляли медный купорос, для красного – железный, для желтого – сурьмы и белил, для коричневого – окись марганца. Само изделие обмазывали солидолом и керосином, обсыпали приготовленной мукой и ставили на обжиг – приставший глет образовывал яркую блестящую глазурь.
Блестящие крынки глубокого черного цвета – это чернолощеная керамика. Такая изготавливалась еще в третьем тысячелетии до нашей эры. В чернолощеной посуде долго не киснет молоко и сливки, не засахаривается мед, она стойко выдерживает перепады температуры. Рецепт изготовления черных горшков на протяжении веков оставался неизменным: сначала изделие формируют на гончарном круге, сушат и обжигают в печи, а затем помещают в чан с опилками, закрывают крышкой и коптят. После этого натирают до блеска.
Виталий Гычев, гончар:
– Гончарное искусство сегодня перестало быть утилитарным, а носит декоративный характер. Крынки и квасники теперь редко используют по назначению, а чаще приобретают для украшения интерьера. Хотя лично я дома люблю готовить и хранить пищу в глиняной посуде – это не только красиво, но еще и очень удобно.
Гостья с Майорки
Вершина глиняного перевоплощения – яркая майолика – разновидность керамики, изготавливаемая из обожженной глины с использованием расписной глазури. В технике майолики выполняют изразцы, посуду, статуэтки, декоративные панно. Секретами этой техники владели еще мастера Древнего Египта. Но по-настоящему популярной расписная керамика стала в эпоху ренессанса, попав в Италию через испанский остров Майорку – от географического названия и произошел термин «майолика».
Одним из крупных центров майолики в России еще в XVII веке стал Ярославль, где изготавливали изразцы для украшения храмов и домов. И сегодня Ярославль славится своей керамикой – таких сервизов и скульптур не производят больше нигде в мире.
Создание ярких статуэток начинается с лепки пластилиновой миниатюры. На этом этапе будущая майолика мягка и податлива, а скульптор может проработать даже мелкие детали. Далее мастера заливают миниатюры гипсовым раствором, который, застывая, принимает форму скульптуры. Затем гипсовую форму заполняют шникером – жидким раствором глины. Спустя несколько минут форму освобождают от шникера и оставляют сушиться. После того, как гипсовые оковы снимают, остается тонкий глиняный черепок – через несколько суток его отправляют в печь.
Обожженную керамическую фигуру окунают в белую эмаль и расписывают матовыми стекловидными красками, которые мгновенно засыхают. Это невероятно кропотливый процесс, ведь у художника нет права на ошибку – если рука дрогнет, лишнее пятнышко уже ничем не закрасишь. После обжига матовая блеклая фигурка обретает яркость и глянец. Получается такая вот красота:
Если вы хотите украсить свой дом изразцами, почитайте советы наших форумчан в этой теме. Также советуем посмотреть наше видео, в котором подробно рассказывается о производстве изразцовой плитки. Рекомендации по выбору правильной посуды для готовки в печи вы найдете здесь.
Подписывайтесь на канал и ставьте “лайк” чтобы не пропустить следующую публикацию!
Не согласны с автором или нашли ошибку в статье – напишите об этом в комментариях!
Источник
Существует два основных метода создания керамики – ручная лепка и формовка на гончарном круге. Если вы читаете эту статью, скорее всего вы определились с выбором техники и готовы к производству своей керамики, сделанной на гончарном круге. И теперь вы стоите перед выбором материала — какую глину выбрать для начинающего гончара.
Существуют множество различных видов глины, их можно подразделить на природные (карьерные) глины и керамические массы.
Природная глина состоит из весьма мелких частиц и неоднородна по своему составу. Она представляет собой смесь различных минералов. Главными из них являются кварц, полевой шпат, слюда и каолинит. Такой глине требуется длительная подготовка (измельчение, просеивание, замачивание, удаление примесей и т.д.). Хороша она тем, что присутствует на значительной части территории России. На этом ее достоинства, пожалуй, заканчиваются приходится затрачивать очень много усилий для ее доведения до состояния, пригодного для гончарных работ. А для новичка это еще чревато сильным разочарованием в работе с глиной. Однако, иногда природная глина может оказаться единственным легкодоступным материалом и поэтому ее не стоит сбрасывать со счетов.
Керамические массы – это уже готовые, сбалансированные по составу и свойствам смеси из природных материалов (глины, песка, шпата, каолина и др). Такие массы требуют только подготовки к работе на гончарном круге (размочить и промять). В зависимости от состава они делятся на два основных вида:
- красно-жгущиеся. После обжига приобретают красно-коричневые оттенки (красные, красно-коричневые, коричневые и коричнево-фиолетовые);
- бело-жгущиеся. Такие глины при обжиге изделий становятся белыми (белые, светло-серые, светло-желтые, светло-розовые и т.д)
Также при выборе керамических масс надо учитывать их пластичность. Пластичные материалы — это основа всех керамических масс, непластичные материалы, например, шамот, помогают держать форму изделия. Керамические массы с добавлением шамота ещё называют каменными массами. Такие массы производятся с разным процентным содержанием шамота (до 50%), с размерами частиц до 3-5мм. Благодаря этому шамотные массы имеют невысокую усадку при сушке и обжиге, малую деформацию, допускают изготовление изделий с толстыми стенками.
Керамикой глина становится под воздействием высокой температуры, т.е. происходит спекание частиц материала и изделие приобретает прочность. Температуру обжига зависит от тугоплавкости глин. По температуре обжига керамические массы могут быть:
- низкотемпературные — Тобж менее 1080°С
- среднетемпературные — Тобж от 1080°С до 1280°С
- высокотемпературные — Тобж более 1280°С
Новичку этой общей информации про глину для начала будет достаточно. Со временем, когда вы все больше и больше будете погружаться в профессию гончара, и захотите попробовать разные керамические массы, вы найдете более подробную информацию.
Для начала, гончару без опыта, мы рекомендуем следующие керамические массы:
МКФ-2, красная гончарная масса (Гжель), керамическая масса PA ECO ( производитель Sio2, Испания), немецкие керамические массы Witgert №6, белого цвета без шамота.
Все перечисленные массы универсальны, подходит как для работы на гончарном круге, так и для ручной лепки. Они пластичны, хорошо формуются.
А теперь поподробнее о каждой в отдельности.
МКФ-2 (производитель: «Керамические массы Донбасса») — пластичная, хорошо формуется, легко
правится замывкой изделия, приятная на ощупь, имеет розовый оттенок, но немного капризна в сушке, а особенно при обжиге с глазурью. Чтобы избежать неприятностей, перед началом работы тщательно промните глину, чтобы вышел воздух и в дальнейшем не образовались пузыри в теле изделия при формовке на гончарном круге, которые в свою очередь могут привести к трещинам при обжиге.
Помните стенки изделия не должны быть более 1см и равномерными со всех сторон. Для того, чтобы глина не дала трещин при сушке, перед утильным обжигом просушите изделие полностью, избегая сквозняков, при этом сверху на изделие оденьте пакет, но плотно не упаковывайте, либо заверните в газету. Температура обжига-1050°С — 1080°С. Для обучения и отработки технических навыков она превосходна, да и цена её приемлема, от 35 до 60 руб. за 1 кг, в зависимости от количества.
Красная гончарная масса (производитель «Керамика Гжели) — пластична, податлива. Немного о нюансах при сушке изделий из гжельской глины. Самое главное – это добиться равномерного
высыхания. Как правило, такие элементы изделия как ручки, дно внешние и верхние стенки сохнут быстрее внутренних. Поэтому посуду часто сушат, перевернув кверху донышком на хлопчатобумажной тряпочке, обернув края и ручки полиэтиленом на некоторое время, а затем полностью накрыть изделие хлопчатобумажной тканью. Также избегаем сквозняков. Температура обжига 960-980°C. Хороший материал для работы. Цена от 20 до 40 руб за 1 кг.
Керамические массы PA ECO (белая) и PF EC (красная) (производитель Sio2, Испания) хороши вовсех отношениях. Предназначены для изготовления керамики. Благодаря высокой пластичности, идеальны для работы на гончарном круге, ручной лепки, подходят для моделирования. PA ECO имеет серый оттенок, а после обжига — белый (хорошая основа для декорирования). PF EC (красная) имеет светлый терракотовый оттенок, после обжига насыщенный красно-коричневый. Поверхность изделия хорошо лощится, что делает керамику практически водонепроницаемой и позволяет использовать ее без дополнительной обработки. Относятся к низкотемпературной группе. Температура обжига — 1050-1080°C . Такую глину используют на мастер-классах в мастерских при обучении. Она дает мало брака после обжига. Но цена её от 50 до 100 руб за кг. Продается большими упаковками от 12.5кг.
Немецкая масса Witgert 6 идеально подходит как для лепки, так и для гончарного круга благодаря своей пластичности, высокой прочности. Возможно изготавливать изделия сложной формы, в т.ч. и с приставными частями: ручки, колечки, лепестки и т.д. Хорошо держит форму, хотя отсутствие в массе шамотной крошки не позволяет изготавливать из нее крупные изделия. Для начинающего гончара вышеуказанная масса просто находка. Используя массу Witgert 6, вы сможете сосредоточиться на отработке навыков лепки, центровки, формования на гончарном круге, а не тратить время на приспосабливание к «трудным» глинам. Из всех перечисленных керамических масс, она самая дорогая, от 86 до 120 руб. за 1кг. Расфасовка — от 10кг.
Разумеется, опытные гончары могут иметь собственные предпочтения в материалах для работы, но описанные здесь четыре сорта керамических масс будут близки к оптимальным для начинающего гончара
Источник
Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Многочисленные археологические находки подтверждают, что первые вылепленные вручную изделия из глины принадлежат эпохе неолита. Сохранившиеся до наших дней прочные глиняные фигурки и предметы быта в самых ярких красках рассказывают об истории развития древнего ремесла, которое со временем развилось настолько, что стало искусством.
Гончарство в мире
Глина – распространённый материал, которым щедро одарила человечество природа. И люди издавна использовали её. Поначалу пытались вылепить из неё самые необходимые предметы (посуду для приготовления пищи, чашки, тарелки), практичные и непритязательные. Со временем, после того как был изобретён гончарный круг и открыты способы обжига, бесформенный кусок глины в руках профессиональных мастеров начал превращаться в изысканные изделия.
Каждый народ гордится своей историей развития гончарного искусства. В Китае оно было известно ещё за 2000 лет до н. э. и развилось до высочайшего уровня, о чём свидетельствует появление знаменитого китайского фарфора, который ценится во всём мире.
Из Древней Греции до наших дней дошли знаменитые амфоры, вазы, кувшины, которые имеют изящные и причудливые формы. На вазах древние греки рисовали целые истории из мифов, сценки повседневной жизни. Использовались различные техники работы с глиной. Так, на краснофигурных вазах для изображения оставляли естественную окраску глины, а фон закрашивали чёрным цветом. При создании чёрнофигурных изделий на красноватую глину наносили картинку чёрным лаком. Такие предметы считались роскошью, их можно было встретить в домах богатых греческих вельмож.
В странах Африки изделия из глины изготавливались вручную, затем сушились на солнце и обжигались с помощью горящей соломы. Сегодня простые формы и фактура, естественные цвета, анималистические, растительные и абстрактные геометрические рисунки африканской керамики пользуются большим спросом у ценителей прекрасного.
Гончарство на Руси – одно из важнейших и древнейших ремёсел. Поначалу русичи делали из этого природного материала только кувшины, сковороды, чашки. Но со временем, по мере накопления опыта работы с глиной, ремесло стало превращаться в промысел, причём производили уже не только товары бытового назначения, но и игрушки, статуэтки, предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, использующие при работе различные способы обжига, технологии замешивания глины. В результате каждая мастерская приобретала свой фирменный стиль, благодаря которому многие из них знамениты на весь мир (Дымковская игрушка, Гжель).
Новые функции гончарного искусства
Гончарство долгое время было важным и почётным промыслом, которым могли заниматься только хорошие мастера. Оно постоянно совершенствовалось и развивалось. Но постепенно глину стали заменять металл, олово, а потом и пластик, с которыми природный материал уже не мог соперничать по своей цене и сферам применения.
Невозможно представить себе, чтобы этот вид древнего искусства мог совсем исчезнуть. Однако история развивается по спирали, и сегодня наблюдается всплеск интереса к работе с глиной. Но теперь гончарное ремесло раскрывает себя с другой стороны.
Если ранее ремесло было источником заработка, то теперь это в большинстве случаев способ релаксации, творческого самовыражения. Наряду, конечно, с существованием модных керамических мастерских, выпускающих по-настоящему ценные дизайнерские вещи.
Существует большое количество гончарных мастерских, в которых проводятся мастер-классы по созданию простых изделий из глины, не требующих особых навыков и умений. Посещают такие кружки дети и взрослые, которые хотят создавать красоту собственными руками, украшать глиняными изделиями свой дом и дарить близким людям.
О пользе работы с глиной
_
Для малышей 4-5 лет польза лепки состоит в основном в том, что она помогает развить мелкую моторику, причём занятия проходят в увлекательной форме: играючи, дети знакомятся со свойствами глины. В отличие от работы с пластилином, лепка из глины требует особой подготовки материала, что развивает у детей ответственность, логическое мышление.
Для детишек 6-7 лет глина даёт возможность активно развивать фантазию. Практические навыки взаимодействия с природным материалом быстро схватываются, в этом возрасте ребёнок может уже сам разрабатывать дизайн своей поделки, сюжет создаваемой композиции.
Для взрослых работа с глиной тоже приносит пользу. Это очень сильно расслабляет, успокаивает. Увлечение запросто перерастает в серьёзное хобби. Кстати, существуют методики глинотерапии, направленные на снижение агрессивности, устранения фобий, негативных эмоций у взрослых людей. Если для малышей работа с глиной является способом открытия чего-то нового в мире, то для взрослого человека это способ обрести личностную гармонию.
Работая с живым материалом, извлечённым из недр земли, человек как бы соприкасается с природой, получая от неё заряд энергии. Когда взрослый опускает руки в глину, он абстрагируется от внешнего мира, сосредотачивается на своих внутренних ресурсах. Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, можно сравнить с прогулкой по лесу, отдыхом на берегу моря. То, что контакт с природой спасает от усталости, эмоциональной истощённости, не нуждается в доказательствах, а глина – это природный материал.
Гончарное дело – одно из самых древнейших и интереснейших ремёсел. Но если ранее им могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. Любой человек может создавать свои произведения, получая при этом положительный энергетический заряд.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!
И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи о путешествиях!
Источник