Каким свойством обладает человек

Каким свойством обладает человек thumbnail

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • • содержание понятий «соматические свойства», «психические свойства», «психологические свойства», «социальные свойства»;
  • • подходы к трактовке взаимосвязей различных свойств человека;

уметь

  • • анализировать свойства человека;
  • • объяснять различные жизненные ситуации через призму знаний о свойствах человека;

владеть

  • • навыками распознавания проявлений различных свойств человека;
  • • навыками психологического анализа потенциала соматических, психических, психологических и социальных свойств человека.

Научное познание всегда продвигается от наблюдаемых признаков к скрытым во внутренней структуре объекта свойствам. Свойства и признаки соотносятся друг с другом как внутреннее содержание с внешними формами, в которых это содержание заключено. Исследование свойств объекта предполагает проникновение в его внутреннюю структуру посредством аналитического расчленения его целостности на элементарные свойства, которые проявляются при взаимодействии данного объекта со средой. Проявление свойств человека в процессах взаимодействия с материальными объектами раскрывает их качественное своеобразие. Качество характеризует функциональные возможности объекта (в данном случае человека) при взаимодействии с миром вещей, людей и самим собой. Свойства человека как объекта природы характеризуют предпосылки его качественных возможностей в процессах взаимодействия, где соматические свойства человека являются предпосылками качественного своеобразия его психических свойств. В свою очередь, психические свойства являются предпосылками качественного своеобразия психологических свойств.

До этого рассматривались объектные и субъектные признаки человека в связи с задачей определения специфики человека в ряду других явлений природы. Говорилось о том, какие из признаков в большей мере связаны с понятиями «человек вообще», «человек-индивид», «человек-личность», «человек-индивидуальность». Обозначенные признаки обладают своими внутренними свойствами, которые предопределяют специфику изучаемого объекта. Переход научного познания к изучению свойств нацелен на понимание внутренних законов жизни объекта и функционирования его в среде обитания. Эти законы всегда касаются процессов взаимодействия разных свойств, и в конце концов раскрывают их взаимозависимость и взаимообусловленность. Научное познание стремится к исследованию причинно- следственных (каузальных) зависимостей. Поэтому в данной главе внимание будет уделено различным свойствам человека через призму проблемы их взаимообусловленности, и в первую очередь через проблему соотношения свойств организма и психики.

Особое внимание этому вопросу уделено в психологии в связи с проблемой так называемой биологической обусловленности психического развития и психической деятельности человека. Поэтому будет сделан акцент на проблеме взаимодействия соматических (телесных) и психических свойств человека. Эта проблема оформилась в психологической науке как конституциональный подход к изучению биологической обусловленности психологического склада личности. Основная идея данного подхода заключается в том, что психология человека детерминирована (задана и обусловлена) особенностями строения организма. Конституциональный подход популярен среди психофизиологов и медицинских психологов. Он имел большое признание в конце XIX и начале XX в.

Однако психология второй половины XX в. открыла для себя в структуре психической организации человека множество других свойств, источником которых являются внешние аспекты взаимодействия человека с миром вещей и людей. В связи с этим возникла проблема классификации психических свойств, которые по своему происхождению относятся не столько к внутренним процессам психической деятельности человека, сколько к внешним формам взаимодействия человека (предметно-практической и социальной деятельности людей). В труде и общении психическая деятельность за счет рефлексии трансформируется в психологическую деятельность, которая включена в эти процессы как субъектная активность человека, где он сам управляет своим телесно-психическим потенциалом. Наиболее заметная дифференциация психических и психологических свойств человека происходила в социальной психологии, психологии труда и других отраслях прикладной психологии.

Эти обстоятельства делают наиболее актуальной в современной психологии проблему классификации свойств человека вообще и психических свойств в частности. Если говорить о классификации свойств человека вообще как интегрального объекта природы, то следует назвать шесть классов врожденных свойств, составляющих первородную основу множества других свойств человека, производных от этих шести. Речь идет о параметрических, физических, химических, биологических, социальных, психических свойствах человека как объекта природы.

Параметрические свойства характеризуют размеры человеческого тела и его частей, которые изучаются как анатомические свойства организма.

Физические свойства характеризуют механические возможности человеческого тела и изучаются биомеханикой, биофизикой, бионикой.

Химические свойства характеризуют состав веществ, заполняющих организм, его ткани, органы и системы. Все это изучает биохимия.

Биологические свойства характеризуют свойства жизни организмов, особенности роста и развития целостных живых существ. Они в большей мере раскрывают функциональные возможности организмов к воспроизводству собственной жизни. В них происходит интегральное проявление материальных свойств организма — физических, химических, параметрических. Биологические свойства характеризуют телесную (соматическую) организацию человека и животных. Поэтому они объединены в предлагаемой классификации свойств человека понятием «соматические свойства» (композиция 2).

Композиция 2

Свойства человека

Каким свойством обладает человек

Социальные свойства характеризуют положение человека в общественных связях и отношениях. Они указывают на место человека в иерархии социальных ролей и на его принадлежность к различным общностям людей и группам вхождения, на социальные функции человека как субъекта совместной деятельности и общения. Содержание социальных связей синтезируется в отношениях человека с другими людьми. Свойства человеческих отношений составляют главный интерес для психологической науки. Эти свойства — и социальные, и психологические одновременно. По объектным признакам они — социальные, а по субъектным — психологические. Социальные свойства — это внешне обозначенные формы существования человеческих отношений как психологических феноменов.

Читайте также:  Какими магическими свойствами обладает розовый кварц

Психические свойства относятся к характеристике нервно-психической деятельности как процесса отражения человеком внешних воздействий на его организм через органы чувств (сенсорную организацию), которые обнаруживают себя в реакциях организма на эти воздействия и психических образах объектов взаимодействия.

Психологические свойства характеризуют телесно-психические возможности человека как субъекта рефлексивной, предметно-практической и совместной деятельности людей. Они обнаруживают себя в суждениях, продуктах деятельности, поступках, поведении, знаково-символических формах информационной коммуникации и в человеческих отношениях. В них в превращенном виде представлены и социальные свойства личности.

Такие различия свойств человека присущи научному познанию, которое разделяет целостность на части, сколько-нибудь отличающиеся друг от друга. В реальной же практике человеческой жизнедеятельности они сливаются в едином для всех процессе взаимодействия и поэтому трудно различимы в обыденном восприятии психологии человека.

Все эти свойства рассматриваются как функциональные возможности человека в процессах его жизнеобеспечивающего взаимодействия с миром вещей, людей и самим собой.

В композиции 2 представлена авторская классификация основных свойств человека, которые могут иметь отношение к структурной характеристике психической организации человека.

Источник

Анонимный вопрос

20 декабря 2018  · 4,9 K

Всем трям, то есть здравствуйте. 🙂 Я по жизни оптимист, натуралист, огородник-г…

Признаки, характерные исключительно для человека:

  • Умение размышлять и выражать свои мысли словами.
  • Способность к абстрактному мышлению.
  • Полностью вертикальное положение тела при передвижении.
  • Самый развитый головной мозг относительно веса тела.
  • Челюсть не выступающая вперед, и мозговой отдел черепа больше лицевого.
  • S-образный позвоночник и изгибами.
  • Подвижные кости ладони.

Какое знание для человека является самым главным?

Привет!
Я КИБИКА – сайт обо всём самом-самом на планете Земля. Например самая маленькая…  · kibika.com

То, которое даст ему возможность самореализоваться. Каждый человек обладает уникальным набором способностей, чтобы их использовать максимально эффективно нужны именно те знания, которые будут этому способствовать. Конечно ещё нужны и другие условия, чтобы человек развивался в соответствии со своими врождёнными способностями. иначе даже если они на уровне гениальности их можно и не заметить

В чём отличие живого от неживого? Почему атом считается неживым, а тело, которое из атомов состоит – живое?

Ровно в том же, в чем отличие телевизора, который может показывать изображение, от отдельных атомов, из которых телевизор собран. Они – не могут показывать изображение. Разница в тех структурах, которые формируют эти атомы. В том, что формируются не абы какие структуры, а такие, которые начинают подчиняться законам дарвиновской эволюции. Потому что в телевизоре тоже структуры, но другие – изображение показывают, а дарвиновской эволюции не подчиняются.

То есть, грубо говоря, живое – то, что может изучаться методами биологии, а неживое – то, что не может.

Простая, вроде, вещь, но почему-то постоянно поднимается этот вопрос. Хотя в случае с телевизором всем понятно, почему атом не считается телевизором, как только дело доходит до жизни, начинается “эта проклятая неопределенность”.

Прочитать ещё 1 ответ

Приносит ли философия ощутимый пользу человечеству наравне с другими науками?

пенсионер, за плечами физмат ДВГУ, интересуюсь историей, философией, политикой…

Логика есть всегда, даже так, где нет ни истины. ни философии. К примеру, есть логическая связь. но нет истины в следующем: “вы так говорите, потому что сами (не) курите”, “так обычно пишут троечники”, “Вы так говорите, потому что с Украины”, “Вы так говорите, потому что из России”, “Гитлер был вегетарианцем, нужно быть таким же ненормальным, чтобы быть вегетарианцем”, “это сказал авторитет, разве вы ему не верите?”

Какая еще наука, кроме философии может сделать заключение, что: ясность, очевидность, простота, наглядность, здравость наблюдения, доходчивость, понятность, общепринятость и общественная значимость не могут выступать самодостаточным критерием истинности?

“Ясность так свойственна истина, что их часто путают” (С). “Ясность и очевидность столь присущи истине, что многие за истину принимают любую ясность” (С).

“Вот по здравому наблюдению наглядности и очевидности прохождения солнца за день по небу от восхода до заката, и через тот же промежуток времени появление солнца вновь на востоке, может приводить и приводило к выводу о вращении Солнца вокруг Земли. Но от такой очевидности, наглядности и здравого суждения пришлось отказаться в пользу обратного – гелиоцентрического устройства планетарной системы.” (С). Клод А. Гельвеций: “Ум кончается там, где начинается здравый смысл”.

Читайте также:  Какими свойства внимания обладает человека

Основные методы философии – это сомнение, сличение, сравнение и выявление общего. “Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения” (Г. Гегель). 

Здесь задавали вопрос “какие принципы вы можете вывести исходя из своего мировоззрения?” и можно посмотреть мой ответ. Философия единственно и вывела мое мировоззрение и принципы.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник

Анонимный вопрос

20 декабря 2018  · 4,9 K

Всем трям, то есть здравствуйте. 🙂 Я по жизни оптимист, натуралист, огородник-г…

Признаки, характерные исключительно для человека:

  • Умение размышлять и выражать свои мысли словами.
  • Способность к абстрактному мышлению.
  • Полностью вертикальное положение тела при передвижении.
  • Самый развитый головной мозг относительно веса тела.
  • Челюсть не выступающая вперед, и мозговой отдел черепа больше лицевого.
  • S-образный позвоночник и изгибами.
  • Подвижные кости ладони.

Какое знание для человека является самым главным?

Привет!
Я КИБИКА – сайт обо всём самом-самом на планете Земля. Например самая маленькая…  · kibika.com

То, которое даст ему возможность самореализоваться. Каждый человек обладает уникальным набором способностей, чтобы их использовать максимально эффективно нужны именно те знания, которые будут этому способствовать. Конечно ещё нужны и другие условия, чтобы человек развивался в соответствии со своими врождёнными способностями. иначе даже если они на уровне гениальности их можно и не заметить

В чём отличие живого от неживого? Почему атом считается неживым, а тело, которое из атомов состоит – живое?

Ровно в том же, в чем отличие телевизора, который может показывать изображение, от отдельных атомов, из которых телевизор собран. Они – не могут показывать изображение. Разница в тех структурах, которые формируют эти атомы. В том, что формируются не абы какие структуры, а такие, которые начинают подчиняться законам дарвиновской эволюции. Потому что в телевизоре тоже структуры, но другие – изображение показывают, а дарвиновской эволюции не подчиняются.

То есть, грубо говоря, живое – то, что может изучаться методами биологии, а неживое – то, что не может.

Простая, вроде, вещь, но почему-то постоянно поднимается этот вопрос. Хотя в случае с телевизором всем понятно, почему атом не считается телевизором, как только дело доходит до жизни, начинается “эта проклятая неопределенность”.

Прочитать ещё 1 ответ

Приносит ли философия ощутимый пользу человечеству наравне с другими науками?

пенсионер, за плечами физмат ДВГУ, интересуюсь историей, философией, политикой…

Логика есть всегда, даже так, где нет ни истины. ни философии. К примеру, есть логическая связь. но нет истины в следующем: “вы так говорите, потому что сами (не) курите”, “так обычно пишут троечники”, “Вы так говорите, потому что с Украины”, “Вы так говорите, потому что из России”, “Гитлер был вегетарианцем, нужно быть таким же ненормальным, чтобы быть вегетарианцем”, “это сказал авторитет, разве вы ему не верите?”

Какая еще наука, кроме философии может сделать заключение, что: ясность, очевидность, простота, наглядность, здравость наблюдения, доходчивость, понятность, общепринятость и общественная значимость не могут выступать самодостаточным критерием истинности?

“Ясность так свойственна истина, что их часто путают” (С). “Ясность и очевидность столь присущи истине, что многие за истину принимают любую ясность” (С).

“Вот по здравому наблюдению наглядности и очевидности прохождения солнца за день по небу от восхода до заката, и через тот же промежуток времени появление солнца вновь на востоке, может приводить и приводило к выводу о вращении Солнца вокруг Земли. Но от такой очевидности, наглядности и здравого суждения пришлось отказаться в пользу обратного – гелиоцентрического устройства планетарной системы.” (С). Клод А. Гельвеций: “Ум кончается там, где начинается здравый смысл”.

Основные методы философии – это сомнение, сличение, сравнение и выявление общего. “Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения” (Г. Гегель). 

Здесь задавали вопрос “какие принципы вы можете вывести исходя из своего мировоззрения?” и можно посмотреть мой ответ. Философия единственно и вывела мое мировоззрение и принципы.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие. 

454

Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя. 

Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.

Читайте также:  Какое из перечисленных свойств не относится к главным факторам

Человек как биологическое и социальное существо

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Биологическое и социальное в человеке

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе. 

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития. 

Антропогенез человека

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.

Труд первобытного человека

Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья. 

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Биологические особенности человека

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

  • наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);

  • усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;

  • особая структура мозга и строение черепа;

  • умение прямо стоять и ходить;

  • отсутствие плотного шерстяного покрова;

  • развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

Речь человека

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

  • членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;

  • логическое и аналитическое мышление;

  • потребность в социальном взаимодействии;

  • культурное и духовное развитие;

  • умение строить и создавать инструменты для труда;

  • способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития. 

Передача знаний

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Единство биологического и социального в становлении человека

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.

035

Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

  1. Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
  2. Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью. 

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.

Источник