Каким свойством обладает число 0 при сложении

Каким свойством обладает число 0 при сложении thumbnail
  • Ответы к учебнику для 5 класса. А. Г. Мерзляк
  • Переход на главную страницу сайта

Вопросы к параграфу

1. Как в равенстве а + b = с называют число а? Число b? Число с? Выражение а + b?

  • a — слагаемое
  • b — слагаемое
  • c — сумма
  • a+b — сумма

2. Сформулируйте переместительное свойство сложения.

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

3. Как записывают в буквенном виде переместительное свойство сложения?

а + b = b + а

4. Сформулируйте сочетательное свойство сложения.

Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего.

5. Как записывают в буквенном виде сочетательное свойство сложения?

(a + b) + c = a + (b + c)

6. Каким свойством обладает число 0 при сложении?

Если одно из двух слагаемых равно 0, то сумма равна другому слагаемому.

Решаем устно

1. Вычислите:

  1. 23 + 17 = 40
  2. 230 + 17 = 247
  3. 23 + 170 = 193
  4. 30 — 13 = 17
  5. 300 — 130 = 170
  6. 300 — 13 = 287
  7. 12 • 4 = 48
  8. 12 • 40 = 480
  9. 120 • 40 = 4800
  10. 72 : 8 = 9
  11. 720 : 8 = 90
  12. 720 : 80 = 9

2. Назовите два последовательных натуральных числа, сумма которых равна 91.

Любые два последовательных натуральных числа различаются между собой на 1. 

1) 90 — 1 = 90 — сумма искомых натуральных чисел без различающих их 1.

2) 90 : 2 = 45 — наименьшее из искомых натуральных чисел.

3) 45 + 1 = 46 — наибольшее из искомых натуральных чисел.

Ответ: 45 и 46.

3. Назовите двузначное число, сумма цифр которого равна наибольшему однозначному числу. Сколько существует таких чисел?

Наибольшее двузначное число — 9.

Значит условию удовлетворяют следующие двузначные числа: 18, 81, 27, 72, 36, 63, 45, 54, 90. Значит существует 9 таких чисел.

Упражнения

167. Найдите сумму:

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

168. Выполните сложение:

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

169. Аня и Коля решали задачи. Коля решил 26 задач, а Аня — на 16 задач больше. Сколько задач решили Коля и Аня вместе?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 26 + 16 = 42 (задачи) — решила Аня.

2) 42 + 26 = 68 (задач) — решили Коля и Аня вместе.

Ответ: 68 задач.

170. Миша купил книгу за 170 р., что на 12 р. меньше, чем заплатил Петя за свою новую книгу. Сколько рублей заплатили за книги Миша и Петя вместе?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 170 + 12 = 182 (рубля) — заплатил за книгу Петя.

2) 170 + 182 = 352 (рубля) — заплатили за свои книги Петя и Миша вместе.

Ответ: 352 рубля.

171. Выполните сложение, выбирая удобный порядок вычислений:

  1. (42 + 37) + 58 = (42 + 58) + 37 = 100 + 37 = 137
  2. 29 + (98 + 71) = (29 + 71) + 98 = 100 + 98 = 198
  3. (215 + 818) + 785 = (215 + 785) + 818 = 1 000 + 818 = 1 818
  4. 634 + (458 + 166) = (634 + 166) + 458 = 800 + 458 = 1 258
  5. 183 + 732 + 268 + 317 = (183 + 317) + (732 + 268) = 500 + 1 000 = 1 500
  6. 339 + 584 + 416 + 661 = (339 + 661) + (584 + 416) = 1 000 + 1 000 = 2 000
  7. (15 083 + 1 458) + (4 917 + 6 542) = (15 083 + 4 917) + (1 458 + 6 542) = 20 000+ 8 000 = 28 000
  8. (1 654 + 18 135) + (7 346 + 11 865) = (1 654 + 7 346) + (18 135 + 11 865) = 9 000 + 30 000 = 39 000

172. Используйте свойства сложения при вычислении суммы:

  1. (146 + 322) + 178 (322 + 178) + 146 = 500 + 146 = 646
  2. 784 + (179 + 116) = (784 + 116) + 179 = 900 + 179 = 1 079
  3. 625 + 481 + 75 + 219 = (625 + 75) + (481 + 219) = 700 + 700 = 1 400
  4. 427 + 88 + 273 + 112 = (427 + 273) + (88 + 112) = 700 + 200 = 900

173. Стена Московского Кремля состоит из трёх участков: южного, восточного и западного. Длина южного участка составляет 685 м, что на 45 м меньше длины восточного. Длина западного участка на 135 м больше длины южного. Сколько метров составляет общая длина стен Московского Кремля?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 685 + 45 = 730 (метров) — длина восточной стены Кремля.

2) 685 + 135 = 820 (метров) — длина Западной стены Кремля.

3) 685 + 730 + 820 = 2 235 (метров) — общая длина стен Кремля.

Ответ: 2 235 метров.

174. У Иры в коллекции есть 26 марок, посвящённых историческим событиям, а также марки, посвящённые архитектуре и спорту. Марок по архитектуре у неё на 15 больше, чем по истории, и на 14 меньше, чем на спортивную тему. Сколько марок в коллекции у Иры?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 26 + 15 = 41 (марки) — по архитектуре.

2) 41 + 14 = 55 (марок) — посвящённых спорту.

3) 26 + 41 + 55 = 122 (марки) — всего в коллекции Иры.

Ответ: 122 марки.

175. На одной полке было 17 книг, на второй — на 18 книг больше, чем на первой, а на третьей — на 6 книг больше, чем на первой и второй вместе. Сколько всего книг было на трёх полках?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 17 + 18 = 35 (книг) — на второй полке.

2) 35 + 17 = 52 (книги) — на первой и второй полке вместе.

3) 52 + 6 = 58 (книг) — на третьей полке.

4) 52 + 58 = 110 (книг) всего на трёх полках.

Ответ: 110 книг.

176. Отправившись в велосипедный поход, группа туристов в первый день проехала 42 км, что на 12 км меньше, чем во второй, а в третий — на 4 км больше, чем в первый и второй вместе. Сколько километров проехали туристы за три дня?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 42 + 12 = 54 (км) — туристы проехали во второй день.

2) 42 + 54 = 96 (км) — туристы проехали всего за первый и второй день.

3) 96 + 4 = 100 (км) — туристы проехали в третий день.

4) 96 + 100 = 196 (км) — туристы проехали за три дня всего.

Ответ: 196 км.

177. Упростите выражение:

  1. (74 + x) + 38 = (74 + 38) + x = 112 + x
  2. 238 + (а + 416) = (238 + 416) + a = 654 + a
  3. у + 324 + 546 = y + (325 + 546) = y + 870
  4. 2 753 + m + 4 199 = (2 753 + 4 199) + m = 6 952 + m
  5. (b + 457) + (143 + 872) = b + (457 + 143) + 872 = b + 600 + 872 = b + 1 472
  6. (2 235 + с) + (4 671 + 1 765) = (2 235 + 1 765) + c + 4 671 = (4 000 + 4 671) + c = 8 671 + c
  7. (1 696 + 3 593) + (р + 1 304) = (1 696 + 1 304) + 3 593 + p = (3 000 + 3 593) + p = 6 593 + p
  8. (5 432 + 8 951) + (4 568 + а + 1 049) = (5 432 + 4 568) + (8 951 + 1 049) + a = (10 000 + 10 000) + a = 20 000 + a

178. Упростите выражение:

  1. (56 + а) + 14 = (56 + 14) + a = 70 + a
  2. 342 + (b + 58) = (342 + 58) + b = 400 + b
  3. 805 + х + 195 = (805 + 195) + x = 1 000 + x
  4. m + 4 563 + 1 837 = m + (4 563 + 1 837) = m + 6 400

179. Дядя Фёдор выехал из города в Простоквашино в 15 ч 40 мин и потратил на дорогу 3 ч 50 мин. В котором часу дядя Фёдор приехал в Простоквашино?

1) 15 ч 40 мин + 3 ч 50 мин = (15 ч + 3 ч) + (40 мин + 50 мин) = 18 ч + 90 мин = 18 ч + (60 мин + 30 мин) = (18 ч + 1 ч) + 30 мин = 19 ч 30 мин

Ответ: дядя Фёдор приехал в Простоквашино в 19 часов 30 минут.

180. Поезд отправляется от станции А в 9 ч 57 мин и прибывает на станцию В через 2 ч 36 мин. В котором часу поезд прибывает на станцию В?

1) 9 ч 57 мин + 2 ч 36 мин = (9 ч + 2 ч) + ( 57 мин + 36 мин) = 11 ч + 93 мин = 11 ч + (60 мин + 33 мин) = (11 ч + 1 ч) + 33 мин = 12 ч 33 мин

Ответ: поезд прибывает на станцию В в 12 часов 33 минуты.

181. Найди:

  1. Как изменится сумма, если одно из слагаемых увеличить на 12? Сумма увеличится на 12.
  2. Как изменится сумма, если одно из слагаемых увеличить на 23, а второе — на 17? Сумма увеличится на 40 (23 + 17 = 40).
  3. Как изменится сумма, если одно из слагаемых уменьшить на 34? Сумма уменьшится на 34.
  4. Как изменится сумма, если одно из слагаемых уменьшить на 16, а второе — на 9? Сумма уменьшится на 25 (16 + 9 = 25).
  5. Как изменится сумма, если одно из слагаемых увеличить на 28, а второе уменьшить на 15? Сумма увеличится на 13 (28 — 15 = 13).
  6. Одно из слагаемых увеличили на 3. На сколько надо увеличить второе слагаемое, чтобы сумма увеличилась на 14? Второе слагаемое надо увеличить на 11 (14 — 3 = 11).
  7. Одно из слагаемых увеличили на 8. Как надо изменить второе слагаемое, чтобы сумма:

    • а) увеличилась на 3 — Надо второе слагаемое уменьшить на 5 (8 — 5 = 3).
    • б) уменьшилась на 5 — Надо второе слагаемое уменьшить на 13 (13 — 8 = 5)

182. Найдите сумму:

  1. 76 м 39 см + 41 м 58 см = (76 м + 41 м) + (39 см + 58 см) = 117 м + 97 см = 117 м 97 см
  2. 4 км 238 м + 3 км 474 м = (4 км + 3 км) + (238 м + 474 м) = 7 км + 712 м = 7 км 712 м
  3. 64 м 86 см + 27 м 45 см = (64 м + 27 м) + (86 см + 45 см) = 91 м + 131 см = 91 м + (100 см + 31 см) = (91 м + 1 м) + 31 см = 92 м 31 см
  4. 16 км 527 м + 37 км 783 м = (16 км + 37 км) + (6 527 м + 783 м) = 53 км + 1 310 м = 53 км + (1 000 м + 310 м) = (53 км + 1 км) + 310 м = 54 км 310 м
  5. 12 ч 24 мин + 9 ч 18 мин = (12 ч + 9 ч) + (24 мин + 18 мин) = 21 ч + 42 мин = 21 ч 42 мин
  6. 35 мин 17 с + 16 мин 35 с = (35 мин + 16 мин) + (17 с + 35 с) = 51 мин + 52 с = 51 мин 52 с
  7. 18 ч 42 мин + 14 ч 29 мин = (18 ч + 14 ч) + (42 мин + 29 мин) = 32 ч + 71 мин = 32 ч + (60 мин + 11 мин) = (32 ч + 1 ч) + 11 мин = 33 ч 11 мин
  8. 53 мин 32 с + 44 мин 56 с = (53 мин + 44 мин) + (32 с + 56 с) = 97 мин + 88 с = (60 мин + 37 мин) + (60 с + 28 с) = 1 ч + (37 мин + 1 мин) + 28 с = 1 ч 38 мин 28 с

183. Найдите сумму:

  1. 4 дм 6 см + 5 дм 8 см = (4 дм + 5 дм) + (6 см + 8 см) = 9 дм + 14 см = 9 дм + (10 см + 4 см) = (9 дм + 1 дм) + 4 см = 10 дм 4 см
  2. 8 м 5 см + 6 м 96 см = (8 м + 6 м) + (5 см + 96 см) = 14 м + 101 см = 14 м + (100 см + 1 см) = (14 м + 1 м) + 1 см = 15 м 1 см
  3. 12 км 29 м + 24 км 92 м = (12 км + 24 км) + (29 м + 92 м) = 36 км 121 м
  4. 2 т 4 ц 56 кг + 9 т 6 ц 48 кг = (2 т + 9 т) + (4 ц + 6 ц) + (56 кг + 48 кг) = 11 т + 10 ц +104 кг = (11 т + 1 т) + (100 кг + 4 кг) = 12 т + 1 ц + 4 кг = 12 т 1 ц 4 кг
  5. 3 ч 48 мин + 2 ч 26 мин = (3 ч + 2 ч) + (48 мин + 26 мин) = 5 ч + 74 мин = 5 ч + (60 мин + 14 мин) = (5 ч + 1 ч) + 14 мин = 6 ч 14 мин
  6. 25 мин 17 с + 7 мин 54 с = (25 мин + 7 мин) + (17 с + 54 с) =32 мин + 71 с = 32 мин + (60 с + 11 с) = (32 мин + 1 мин) + 11 с = 33 мин + 11 с

184. Вместо звёздочек поставьте цифры так, чтобы сложение было выполнено верно:

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

185. Вместо звёздочек поставьте цифры так, чтобы сложение было выполнено верно:

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

186. Не выполняя вычислений, расположите данные суммы в порядке возрастания:

  1. 129 + 288
  2. 288 + 659
  3. 782 + 659
  4. 782 + 943
  5. 943 + 1 105
  6. 1 105 + 2 563

187. Найдите сумму наиболее удобным способом:

1) 1 + 2 + 3 + … + 9 + 10

1 + 2 + 3 + … + 9 + 10 = (1 + 9) + (2 + 8) + (3 + 7) + (4 + 6) + 5 + 10 = 10 + 10 + 10 + 10 + 5 + 10 = 10 • 4 + 5 + 10 = 40 + 5 + 10 = 55

Комментарий: В данном примере надо сложить 11 чисел. из них:

  • есть один десяток
  • четыре пары образуют десяток
  • число 5

В результате получаем 5 десятков плюс 5, то есть число 55.

2) 1 + 2 + 3 + … + 99 + 100

1 + 2 + 3 + … + 99 + 100 = (1 + 99) + (2 + 98) + (3 + 97) + … + (49 + 51) + 50 + 100 = 100 • 49 + 50 + 100 = 4900 + 50 + 100 = 5 500.

188. Найди:

1) На сколько сумма 1 + 3 + 5 + … + 99 меньше, чем сумма 2 + 4 + 6 + … + 100?

1) 1 + 3 + 5 + … + 99 = (1 + 99) + (3 + 97) + (5 + 95) + … + (49 + 51) = 100 • 25 = 2 500 — слагаемыми являются только нечётные числа, а от 1 до 49 их 25 штук.

2) 2 + 4 + 6 + … + 100 = (2 + 98) + (4 + 96) + (6 + 94) + … + (48 + 52) + 50 + 100 = 100 • 24 + 50 + 100 = 2 400 + 50 + 100 = 2 550 — слагаемыми являются только нечётные числа, а их 24 пары по 100 плюс число 50 плюс число 100.

3) 2 550 — 2 500 = 50

Ответ: на 50.

2) Какая из сумм 1 + 3 + 5 + … + 2 001 и 2 + 4 + 6 + … + 2 000 больше и на сколько?

1) 1 + 3 + 5 + … + 2 001 = (1 + 1 999) + (3 + 1997) + (5 + 1995) + … + (999 + 1 001) + 2 001 = 2 000 • 500 + 2 001 = 1 000 000 + 2 001 = 1 002 001

2) 2 + 4+ 6 + … + 2 000 = (2 + 1998) + (4 + 1996) + (6 + 1994) + … + (998 + 1 002) + 1 000 + 2 000 = 2 000 • 490 + 1 000 + 2 000 = 2 000 + 500 + 1 000 = 1 000 000 + 1 000 = 1 001 000

3) 1 002 001 — 1 001 000 = 1 001

Ответ: сумма 1 + 3 + 5 + … + 2 001 больше суммы 2 + 4 + 6 + … + 2 000 на 1 001.

189. В записи 4 4 4 4 4 4 4 4 поставьте между некоторыми цифрами знак «+» так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 500.

444 + 44 + 4 + 4 + 4 = (444 + 44) + (4 + 4 + 4) = 488 + 12 = 500

Ответ: 444 + 44 + 4 + 4 + 4

190. Замените звёздочки числами так, чтобы сумма любых трёх соседних чисел была равна 20:  7,  *,  *,  *,  *,  *,  *,  9.

7, 9 , 4, 7, 9, 4, 7, 9

7 + 9 + 5 = 20; 9 + 4 + 7 = 20; 4 + 7 + 9 = 20 и т.д.

Ответ: 7, 9 , 4, 7, 9, 4, 7, 9.

191. Слава разрезал проволоку на кусочки и составил фигуру, изображённую на рисунке 65. Мог ли Слава разрезать эту же проволоку так, чтобы составить фигуру, изображённую на рисунке 66?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

Посчитаем, сколько проволоки Слава потратил на составление первой фигуры:

  • 15 кусочков по 1 см
  • 12 кусочков по 2 см

1) 15 • 1 + 12 • 2 = 15 + 24 = 39 (см) — проволоки использовано на первую фигуру.

Посчитаем, сколько проволоки Славе потребуется для составления второй фигуры:

  • 12 кусочков по 3 см
  • 12 кусочков по 1 см

2) 12 • 3 + 12 • 1 = 36 + 12 = 48 (см) — проволоки потребуется для второй фигуры.

3) 39 < 48, значит проволоки с первой фигуры не хватит для изготовления второй фигуры.

Ответ: нет, длины проволоки, использованной для первой фигуры, не хватит для изготовления второй фигуры.

Упражнения для повторения

192. Отметьте на координатном луче натуральные числа, которые больше 6, но меньше 12.

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

193. Запишите все шестизначные числа, которые больше 999 888 и оканчиваются цифрой 5.

  • 999 895
  • 999 905
  • 999 915
  • 999 925
  • 999 935
  • 999 945
  • 999 955
  • 999 965
  • 999 975
  • 999 985
  • 999 995

194. Скороход прошёл 24 км за 4 ч. На обратном пути он увеличил скорость на 2 км/ч. Сколько времени он потратил на обратный путь?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 24 : 4 = 6 (км/ч) — скорость движения скорохода по пути туда.

2) 6 + 2 = 8 (км/ч) — скорость движения скорохода по пути обратно.

3) 24 : 8 = 3 (часа) — скороход потратил на обратный путь.

Ответ: 3 часа.

195. Вася старше своей сестры Светы на 5 лет. На сколько лет он будет старше Светы через 7 лет?

И через 7 лет, и через 10, и через любое количество лет разница в возрасте между Васей и Светой останется одинаковой — 5 лет. Это происходит потому, что с количество лет прибавляется с каждым годом для всех с одинаковой скоростью.

Ответ: Вася будет старше своей сестры Светы на 5 лет.

Задача от мудрой совы

196. Можно ли таблицу из пяти строк и шести столбцов заполнить натуральными числами так, чтобы сумма чисел каждой строки была равна 30, а сумма чисел каждого столбца — 20?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

Мы знаем, что строк в таблице должно быть 5 и сумма натуральных чисел в каждой строке должна равняться 30. Значит сумма натуральных числе во всех пяти строках таблицы должна равняться:

1) 30 • 5 = 150

Мы знаем, что столбцов с таблице должно быть 6 и сумма всех натуральных чисел в каждом столбце таблицы должна равняться 20. Значит сумма натуральных числе во всех шести столбцах таблицы должна равняться:

2) 20 • 6 = 120

Получается, что сумма натуральных чисел в таблице, если считать по строкам и если считать по столбцам, не совпадает:

3) 150 ≠ 120

Значит таблицу с указанными условиями невозможно заполнить натуральными числами.

Ответ: нет, такую таблицу заполнить невозможно.

  • Ответы к учебнику для 5 класса. А. Г. Мерзляк
  • Переход на главную страницу сайта

Источник

Цель: познакомить учащихся с новым
числом 0 и соответствующей ему цифрой.

Задачи:

  • Образовательные:

    • создать условия для формирования представлений
      учащихся о числе ноль как отсутствии объектов
      пересчета;
    • познакомить с соответствующей цифрой и
      формировать умения писать цифру ноль;
    • закрепить умения учащихся устанавливать
      отношения между числами и записывать
      неравенства, писать изученные цифры;
    • Развивающие: развивать наблюдательность,
      внимание, зрительную и слуховую память,
      математическую речь, мыслительные операции у
      учащихся;
  • Воспитательные:

    • способствовать воспитанию дружеских
      взаимоотношений, взаимопонимания, умения
      работать друг с другом;
    • воспитывать интерес к предмету,
    • формировать адекватную оценку результата своей
      работы;
  • Здоровьесберегающие:

    • сохранять здоровье детей путём чередования
      различных видов деятельности и активного отдыха;
    • создавать комфортную и доверительную атмосферу
      в классе.

Планируемые результаты урока:

  • Метапредметные:

    • Регулятивные:
      • фиксировать индивидуальное затруднение в
        пробном действии.
      • самостоятельно решать задачи, примеры, ребусы.
      • контролировать свою деятельность по ходу
        выполнения задания.
    • Познавательные:
      • работать с разными видами информации и
        ориентироваться в ней.
      • выполнять действия по образцу.
      • использовать знаково-символичные средства при
        решении задач математического характера и
        объяснение их.
      • задавать проблемные вопросы в ходе
        исследовательской деятельности и отвечать на
        них.
      • развивать умение анализировать, сравнивать,
        сопоставлять и обобщать.
  • Коммуникативные:

    • развивать умение сотрудничества со
      сверстниками при работе в группе.
    • развивать умение принимать коллективное
      решение.
  • Личностные:

    • осознание необходимости учения.
    • работать над самооценкой и адекватным
      пониманием причин успеха/неуспеха в учебной
      деятельности.
    • следовать установке на здоровый образ жизни и
      ее реализации в реальном поведении.
    • учиться проявлять самостоятельность в разных
      видах деятельности.
    • работать над осознанием ответственности за
      общее дело.
    • учиться выражать свое мнение.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Тихо сели, посмотрели
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

– Приступая к работе, наметьте себе цель, над
чем хотите поработать, потренироваться и какого
результата достичь. Спланируйте какой огонек
светофора зажжете в конце выполнения заданий.

Задания: С – счет (карточки, работа в
парах), Р – «Разведчики» (дидактическая
игра), ? – что то неизвестное, новое,
проблема.

Каким свойством обладает число 0 при сложении

– На урок к нам пришли наши любимые помощники –
Смешарики (9). Что же сегодня они приготовили? ВЫРАЖЕНИЯ

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа над выражениями

– Что означает каждое выражение?

7 + 2, 9 – 2, 9 – 7.

– Какого не хватает? (2 + 7) Что
используем?

2. Работа в парах. Сарбонки

Посчитав карточки (на состав чисел
до 9), посчитайте сколько верных ответов у вас
сегодня. Дайте сигнал кто доволен сегодняшним
своим результатом. Похвалите себя, а теперь
включите на светофорах свой огонек. Спасибо.

(Дети зажигают (раскрашивают) свой светофорик
С)

3. Решение задач в стихотворной форме

Игра «Разведчики»

Решаем задачи в стихотворной форме, записываем
решение в тетрадь, выбираем себе пару, с кем
обменяетесь местами для проверки работы, НО вся
работа проходит в полной тишине, звучит только
сигнал учителя, по которому обмениваетесь.

1. В одном кармане 4 каштана,
В другом кармане их 5.
Прошу вас, дети, каштаны эти
Пересчитать. (4 + 5 = 9)

2. В двух автобусах сидят
9 маленьких ребят,
В первом едут двое только,
Во втором детишек сколько? (9 – 2 = 7)

3. Взял 9 вишенок Сергей
И угостил своих друзей.
4 вишни дал он Вите,
А остальные все – Никите.
Сосчитайте и скажите. (9 – 4 = 5)

ПРОВЕРКА. Включите на светофорах свой
огонек. Спасибо.

(Дети зажигают (раскрашивают) свой светофорик
Р)

Физкультминутка

Мы считали и устали,
Дружно мы все встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три .
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.

III. Изучение нового учебного материала

Продолжаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!

1. Постановка проблемы

– Смешарики ушли, оставив после себя маленькую
неразбериху. (Перепутанные цифры)
– Зачем? Почему?…
– Как вы, ребята, думаете наступило время чего? (?)
Спланируйте какой огонек светофора
зажжете в конце выполнения заданий с загадочным
«?», когда не знаешь, что нужно сделать и
как.
– Ребята, а вы заметили сегодня не видно Кроша.
Где же он? Вот и ВОПРОС.
Послушайте кто-то сильно сопит,
кряхтит… да это он – Крош.
– Узнаем, что приключилось?

– Ребята, Крош просит нас о помощи, если мы
справимся, то его друзья оставили для нас посылку
– секрет, которую сможем открыть выполнив все
«испытания».
– Готовы? Тогда поможем Крошу разобрать
перепутанные цифры, расположив в порядке
возрастания.
9 3 5 7 1 8 6 2 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Уголок посылки
приоткрылся…Продолжим.
– Оказывается Крош не смог еще справиться
выражением, которое ему дала Совунья уходя.
8 – 5 – 3 = ?
Ох, ребята. Сможем ли справиться мы?
– Изобразим. Возьмем. Разбираем, решаем

– Сколько осталось звезд? Давайте подумаем, как
можно обозначить зрительно «нисколько», «ни
одной»?

2. Постановка темы и целей урока детьми

– Какая тема урока? Над чем будем работать? (Познакомимся
с числом ноль и цифрой 0.)

– Как записать ответ, если не умеем писать
цифру? Может нам помочь какой-то источник?
(Обратимся к учебнику)

– Если есть вопрос, то есть источник, который
поможет решить его – УЧЕБНИК

3. Введение цифры и числа «нуль»

Учебник стр. 30-31.

– Число ноль записывают цифрой 0. (Показываю
образец написания цифры 0.)

– Ребята, на что похожа цифра 0? (Высказывания
детей.)

Ученик читает стихотворение:

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

– Открылась посылка-секрет. Каждому из вас
письмо с образцом написания цифры.
– На что предлагаете обратить внимание при
написании этой цифры?

Объясняю и выполняю показ на доске:

– С правой стороны клетки, немного ниже
верхнего правого угла, начинаем писать овал,
ведем вверх, касаемся верхней линии, закругляем
влево и ведем вниз до начала овала.

– Обведите цифру, портренируйтесь. Затем
пропишите образцы в учебнике.
– Подчеркните самую красивую цифру, покажите ее
учителю и соседу по парте.
– Запишите ответ в ВЫРАЖЕНИЕ 8 – 5 – 3 = 0.
– Кто может похвалить своего соседа? (Дети
могут пожать друг другу руки, погладить по
голове, обнять друг друга.)

– Что теперь положим в мешок? А как обозначим в домино?
– Где место 0 на отрезке натурального ряда чисел? (Число
0 стоит у начальной точки на числовом отрезке)
0
1 2 3 4 5 6 7 8 9

– Что можете еще сказать про число ноль? (Число
ноль меньше любого натурального числа)

– Как правильно говорить нуль или ноль? (Правильно
и так, и так).

– Поменяйте местами цифры: 1,0 (01)
– Когда звонят по такому номеру? (В случае
пожара)

– Кто знает, когда говорят?

  • Ноль без палочки (разг. шутл.) – о том, кто не
    имеет никакого влияния, значения.
  • С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда
    ничего ещё нет.
  • Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.

– Нулевой километр? – во многих странах мира
особый знак в центре столицы, символизирующий
начальную точку отсчёта дорожных расстояний. (Рисунки
в Приложении)

Каким свойством обладает число 0 при сложении

Нулевой километр Волгограда

Так в народе называется знак нулевого
километра автодорог региона. Находится он в
Центральном районе и является своеобразной
точкой отсчёта.
Официальное имя – «Нулевой километр автодорог
Волгоградской области». Это, своего рода, точка
отсчета от Волгограда, до нулевого километра
другого населённого пункта. Он представляет
собой звезду, от которой отходят 4 луча – в каждую
сторону света. Исторической ценности
волгоградский нуль не несёт и памятником
культуры не является, ведь ему всего 10 лет. Такой
солидный статус он обретет лишь в 40. Подобный
знак установлен во многих столицах мира и
городах России. И везде «нулевой километр»
обрастает своими этническими и культурными
приметами, рядом с ним назначают встречи,
митинги.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),
Влево тоже наклоняйся (4 наклона).
Покружились, повертелись
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.

4. Работа с учебником

Вывод математических формул

Учебник стр. 30 №1, №2 Дети комментируют,
объясняют, доказывают, после чего делают вывод

а + 0 = 0 + а а – 0 = а – а

IV. Закрепление учебного материала

1. Решение примеров на основе использования
свойств нуля

Самостоятельная работа

Учебник стр. 31 № 4

ПРОВЕРКА. –Обоснуйте свой ответ.

– Оцените свою работу, зажгите светофорчик
того цвета, как вы активно, верно принимали
участие в разборе ВОПРОСОВ урока.

Дети зажигают свой светофорик (?) Что появится
на месте (?)?
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Каким свойством обладает число 0 при сложении

2. Действие с нулем на числовом отрезке

Учебник стр. 31 №5

3. Логические упражнения

1. – Составьте из букв слова и найдите
лишнее слово:

ЖИАРФ ЛОТС ЛОВК НОЛС

Жирафстолволкслон

Проверка и обсуждение

2. – Подумайте и объясните – какой
фигуры не хватает?

Учебник стр.31 №7

Проверка и обсуждение.

V. Итог урока

Что вам понравилось на уроке?
– Что вы запомнили особенно?
– Что же главного было на уроке?
– Какие свойства нуля теперь знаете?
– Что показалось наиболее интересным? Трудным?

VI. Рефлексия, самооценка деятельности
учащимися

– Кому на уроке было комфортно, получили
удовлетворение от работы, предлагаю похвалите
себя любым доступным способом. (Дети гладят
себя по голове, улыбаются и т.д.)

– Тем ребятам, кто чувствовал себя немного
неуверенно, кому надо еще немного поупражняться,
если есть желание, выскажитесь, поставьте цели
для себя на следующий урок.

(Учащиеся фиксируют материал, изученный на
уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений,
которых им не хватает для решения новых проблем,
оценивают личный вклад в результаты
коллективной деятельности; адекватно понимают
причины успеха/неуспеха в учебной деятельности,
дают самооценку на основе критерия успешности.)

– Спасибо нашим помощникам – Смешарикам. Они
помогли узнать новое, побывать на интересном
уроке.

–Урок окончен.

Источник