Каким свойством обладает информация с которой вы встречаетесь на уроках
В повседневной жизни от свойств информации зависит экономическое развитие общества, жизнь и здоровье людей. В любой ситуации приходится анализировать свойства информации, чтобы оценить, насколько она понятна, актуальна и полезна для окружающих, насколько достоверны содержащиеся в ней сведения.
Значимость тех или иных свойств информации определяется конкретной ситуацией. В одних ситуациях важна актуальность и достоверность информации.
Пример:
Информационная телевизионная программа должна содержать только актуальную и достоверную информацию о событиях дня.
В других ситуациях важную роль играют такие свойства, как доступность и понятность.
Пример:
Для детей младшего школьного возраста интерпретация библейской легенды должна иметь такую форму, где текст составлен из простых предложений бытового лексикона, а каждый абзац иллюстрирован.
Для церковнослужителей текст должен быть такой, как в Библии, а для взрослых людей, начинающих познавать религию, текст желательно адаптировать к современному языку.
Эффективность использования информации связана с такими её свойствами, как актуальность, доступность (понятность), достоверность, репрезентативность, адекватность и полнота.
Рассмотрим эти свойства более подробно.
Актуальность информации определяется тем, насколько важны для человека или общества данные сведения, могут ли они быть использованы в конкретной ситуации для решения проблемы.
Это свойство во многом зависит от интервала времени, прошедшего с момента появления данной информации, а также от того, насколько быстро изменяется ситуация.
Таким образом, своевременность информации предполагает её поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.
Только актуальная, вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром прогноз погоды сообщают накануне, а не в тот же день.
В соответствии с этим же правилом учёные стараются найти более надёжные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах и других стихийных бедствиях.
Доступность информации обеспечивается за счёт её преобразования в понятную форму. При этом одну и ту же информацию можно представить в разной форме в зависимости от её получателя.
Информация становится понятной, если она выражена в той форме и тем языком, который воспринимает тот, кому она предназначена.
Пример:
Учебник по физике 10-го класса совершенно непонятен восьмикласснику, так как в нем содержатся незнакомые термины и формулы, а учебник по физике 8-го класса содержит доступную информацию для восьмиклассника, но десятиклассник в нем не найдет ничего нового.
В книжном магазине вы найдете отдел детской литературы, где на каждой книге будет указан возраст ребёнка, на который она ориентирована. Это означает, что информация в этих книгах представлена так, чтобы быть доступной и понятной читателю данного возраста.
Широко внедряемая сейчас в библиотеках информационно-поисковая система библиотечного каталога спроектирована так, чтобы предоставить читателю информацию о наличии книг по запрошенной тематике в доступной и удобной для восприятия форме.
Достоверность информации определяется её свойством отражать состояние реально существующего объекта, процесса или явления. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию ситуации и, как следствие, к принятию неправильного решения.
Полнота (достаточность) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор данных. О полноте информации можно говорить, когда какая-либо дополнительная информация об объекте будет уже избыточна.
Понятие полноты информации связано с её смысловым содержанием.
Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность решений, принимаемых человеком на её основе.
Таким образом, информация должна быть актуальной, доступной, достоверной и полной.
Рассмотрим несколько ситуаций, где чрезвычайно важно иметь полную и достоверную информацию.
– Иногда бывает, что при разговоре по телефону шум мешает услышать собеседника. Из-за этого информация не всегда воспринимается точно и слова собеседника могут быть неправильно поняты и истолкованы.
– Предположим, вы отправляете телеграмму с информацией о дате приезда гостя, которого надо встретить на вокзале. Если при передаче телеграммы будет допущена ошибка в дате приезда, это приведет к неприятным последствиям.
– Если человек сел за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли он далеко уедет. В этом случае можно сказать, что этот человек имеет неполную информацию для управления автомобилем.
Адекватность информации — это соответствие образа, создаваемого с помощью полученной информации (информационной модели), реальному объекту, процессу или явлению. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда существует полная адекватность информации. Всегда присутствует большая или меньшая степень неопределённости. Степень адекватности информации реальному состоянию объекта тоже влияет на правильность решений, принятых человеком.
Пример:
Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, то есть полученная информация не адекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете «Справочник для поступающих в вузы», из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться с окончательным выбором.
Репрезентативность информации связана с правильностью её отбора и формирования для адекватного отражения свойств объекта. Непременным условием определения свойства репрезентативности информации является поступление похожей информации из разных источников. Понятно, что полного совпадения по всем источникам информации никогда не будет. Однако если все сделано правильно, то полученная информация будет отражать самые важные характеристики объекта.
Важнейшее значение здесь имеют выбранные методики и методы отбора информации и её оценки.
Пример:
Перед социальной службой города поставлена проблема: выяснить, сколько денежных средств еженедельно каждая семья в среднем тратит на питание. Невозможно представить, что для этого социальные работники будут опрашивать всех жителей города. Значит, необходимо выбрать наиболее типичную группу людей, которая и будет опрошена. В результате опроса будет сформирован массив информации, называемый выборкой. Необходимо также определить методику опроса, методы обработки собранных данных, их оценки и анализа результатов. Если полученные результаты отражают ситуацию, характерную для большинства жителей города, то говорят о репрезентативности информации, полученной в результате опроса отобранной группы людей. Заключения об адекватности и репрезентативности информации могут быть сделаны на основании специальных методов, которыми занимаются такие науки, как статистика и математическая статистика.
В любой ситуации, даже очень обыденной и простой, вам нужна актуальная, достоверная, полная и понятная информация.
Рассмотрим несколько примеров, где выделены наиболее важные свойства для конкретной ситуации.
Пример:
Утром, когда вы собираетесь в школу, вы обязательно смотрите на часы: вам нужна только достоверная информация. Скорее всего, вы выглянете в окно или посмотрите на термометр, чтобы решить, что следует надеть. Здесь важна актуальность информации. Затем вы идете в школу и находите кабинет, в котором проходит урок согласно расписанию. Вам нужна полная и достоверная информация, иначе невозможно найти нужный кабинет.
Вам необходимо воспользоваться географической картой для определения маршрута поездки, знакомства с новой страной, изучения исторических событий. Карта всегда служила человеку источником информации о земной поверхности. Она также является важным инструментом для исследования в различных областях. Такие задачи, как соотнесение с реальной местностью и координирование строительных работ, решаются с помощью карт. Поэтому здесь жизненно важна адекватность информации, содержащейся в картах, реальной местности.
Сейчас создаются геоинформационные системы – живые карты на компьютере. В них обрабатывается и анализируется информация, поступающая со спутников. Такие системы позволяют решать нетрадиционные задачи:
– прогнозировать объем продаж и потенциал рынка, так как могут отображать демографические данные и информацию о расположении магазинов, ассортименте товара;
– анализировать последствия экологических аварий и выбирать оптимальные решения для их ликвидации;
– строить модели гидрографической сети и определять участки затоплений;
– строить модели рельефов поверхности Земли.
Все карты «описаны» специальным языком, который понятен лишь специалисту. Это означает, что данная информация доступна не всем. Каждый символ для специалиста несет большой объем достоверной, объективной и понятной информации, которая недоступна тем, кто не знает используемого языка.
В современных «космических технологиях» решающую роль играет информация, полученная с помощью различных приборов. Например, расположение станции относительно Солнца важно для работы солнечных батарей. Малейшая неточность – и космический корабль лишится энергии. Такая информация должна быть актуальной, достоверной и полной.
Источник
Цель урока: сформировать представление о
свойствах информации: важность, полнота,
понятность, своевременность, достоверность.
Задачи урока:
учебные:
- рассмотреть основные свойства информации;
- расширить информационную картину мира.
развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического мышления
учащихся; - развитие воображения.
воспитательные:
- повышение интереса к изучаемому предмету;
- воспитание умения высказывать свое мнение.
Программное обеспечение урока:
- программа Microsoft PowerPoint.
Методическое обеспечение урока:
- компьютерная презентация
“Свойства информации”; - карточки со схемой.
- карточки с заданиями для групп.
- листок с фрагментом рабочей тетради.
План урока:
1. Организационная часть – 2 мин.
2. Повторение пройденного материала.
а) Задание-загадка – 3 мин.
б) Работа со схемой – 5 мин.
3. Изучение нового материала – 10 мин.
4. Закрепление полученных знаний.
а) Игра “Назови информацию” – 4 мин.
б) Работа в тетрадях – 7 мин.
5. Физкультминутка – 2 мин.
6. Закрепление знаний – 5мин.
7. Подведение итогов урока – 5мин.
8. Домашнее задание – 2 мин.
Оценивание.
Учащимся за верные ответы в индивидуальной
работе выдаются жетоны.
Ход урока
1. Организационная часть.
Приветствие учащихся, проверка готовности к
уроку.
2. Повторение пройденного материала.
а) Задание-загадка.
Ребята, я загадала сказочного героя. Ваша
задача назвать его. Для это я предлагаю вам
различную информацию о данном герое.
(Учащимся предлагаются звуковые, словесные
подсказки и рисунки-подсказки).
а) Звучит музыка из кинофильма “Буратино”;
б) Словесные подсказки:
1) веселый;
2) заводной;
3) у него много друзей;
4) мальчик, сделанный из дерева.
в) Рисунки-подсказки (изображены на слайде
1. Презентация).
герои, изображенные на подсказках из той же
книжки.
Ответы ребят (Буратино). (Слайд 2.
Презентация).
Учитель: Молодцы, ребята. Какие виды
информации были использованы в подсказках? С
помощью каких органов чувств вы получали
информацию?
Ученики: Визуальная (зрение) и звуковая
(слух)
Учитель: Какие еще виды информации вы знаете?
Ученики: Вкусовая, тактильная,
обонятельная.
б) Работа со схемой.
Задание предлагается выполнить в парах.
Соединить линиями информацию и ее вид.
Вкус яблока | Звуковая | |
Звонок в дверь | Визуальная | |
Тепло костра | ||
Просмотр телепередачи | Вкусовая | |
Запах духов | Обонятельная | |
Боль от ожога | ||
Крик птицы | Тактильная |
Осуществляется проверка (Слайд 3.
Презентация).
3. Новый материал.
Люди, обмениваясь между собой информацией,
постоянно должны задавать себе вопросы: понятна,
актуальна и полезна ли она для окружающих,
достоверны ли полученные сведения. Это позволит
лучше понять друг друга, найти правильное
решение в любой ситуации. То есть, чтобы
информация была полезной необходимо, чтобы она
обладала определенными свойствами. Сегодня на
уроке мы познакомимся с основными свойствами
информации. Запишите, пожалуйста, запишите тему
урока “Свойства информации”. (Слайд 4.
Презентация).
Класс разбивается на 5 групп и каждой
предлагается задание. Учащиеся в течении 5 минут
обсуждают в группах задание, затем идет беседа с
классом в ходе которой делаются выводы.
Задание: Является ли данная информация
нужной?
Карточка 1: Лиса Алиса сообщила Буратино:
“Стране Дураков есть волшебное поле –
называемое Поле Чудес. Если на этом поле выкопать
ямку и положить в нее деньги, то из ямки вырастет
небольшое деревце, на котором вместо листьев
будут висеть золотые монеты”. Сможет ли Буратино
вырастить Волшебное дерево.
Карточка 2: “Надумал царь Федота-стрельца
страшной смертью извести. Позвал в палаты
царские и грозно повелел:
-Поди, Федот-стрелец, туда – не знаю куда,
принеси то – не знаю что. А коль не сделаешь дела,
то мой меч – твоя голова с плеч!” – говорится в
русской народной сказке “Поди туда- не знаю
куда…”. Что вы можете сказать об информации,
которую предложил Федоту царь.
Карточка 3: Прогуливаясь в парке, вы
встречаете инопланетянина. Он вам что-то говорит
на незнакомом вам языке, пытаясь установить с
вами контакт. Сможет ли инопланетянин установить
с вами контакт?
Карточка 4: Маша сообщила своим
одноклассникам, что вчера посмотрела в
кинотеатре очень интересный фильм, который
демонстрировался только один день. Смогут ли
ребята увидеть данный кинофильм в этом
кинотеатре?
Карточка 5: Вы узнали от друга, что на соседней
улице живет серый кот. Важную ли информацию вы
узнали?
В ходе обсуждения содержания карточек учащиеся
делают вывод, что информация:
1. – ошибочная;
2. – неполная;
3. – непонятная;
4. – поступила поздно;
5. – в данный момент является ненужной.
Учитель: Информация должна обладать
свойствами: достоверность; полнота; понятность;
своевременность; важность. (Слайд 5.
Презентация).
4. Закрепление полученных знаний.
а) Игра “Назови информацию”.
Учитель задает свойство информации, а учащиеся
должны перечислить информацию. (Например,
учащимся предлагается назвать важную информацию
о завершившихся соревнованиях по шахматам).
б) Работа в тетрадях.
1. Подчеркни одной линией полную информацию:
- в 1 году – 12 месяцев;
- встреча назначена на завтра;
- сутки – это 24 часа;
- отправление поезда в 17 часов.
2. Подчеркните волнистой линией достоверную
информацию:
- в кабинете информатики находятся компьютеры;
- собака – друг человека;
- в квадрате все стороны равны;
- урок длится 20 минут.
3. Отметь понятную информацию:
4. Подчеркни одной линией своевременную и
одновременно важную информацию:
- контрольная работа по математике состоится
завтра; - неделю назад состоялись соревнования по
футболу;
5. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
6. Закрепление знаний.
Задание: Заполнение таблицы.
Какое из свойств не выполняется в предложенных
сведениях. Результаты отметить в таблице (Учащиеся
осуждают выполнение задания. На слайде
появляются верные результаты. Слайд
6. Презентация)
Информация | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чтение прошлогодних газет | |||||
Сейчас идет дождь | |||||
Общение иностранцев без переводчика | |||||
Номер телефона скорой помощи – 01 | |||||
Вчера была контрольная работа по математике | |||||
Петя живет в доме номер 7 | |||||
Мышка серого цвета |
7. Подведение итогов урока.
Учащиеся работают в 5 группах.
Задание: В табличках приведены слова, которые
вы должны назвать. Буквы слов могут быть записаны
змейкой в направлении по горизонтали, по
вертикали (по диагонали нельзя) как слева направо
так и справа налево.
1 группа:
В | О | Р | Е | Н | Н | Т | Ь |
С | Е | В | М | Е | О | С | * |
2 группа:
3 группа:
Ь | Т | Н | Р | О | Т | Д |
* | С | О | Е | В | С | О |
4 группа:
5 группа:
Ответы: своевременность, понятность,
достоверность, полнота, важность.
Фронтальный опрос:
- Ребята, что обозначают эти понятия?
- Почему информация должна обладать этими
свойствами?
Оценивание: Каждый учащийся подсчитывает
количество полученных жетонов.
5-4 жетона – отметка “отлично”. (Данную оценку
могут получить учащиеся активно работающие в
группах и верно выполнившие задание в рабочих
тетрадях).
8. Домашнее задание.
Придумать несколько примеров на каждое из
свойств информации по теме “Мой класс”.
Литература:
- Развивающая информатика. Методическое пособие/
Е.Н. Челак., Н.К. Конопатова. – М. :Лаборатория
Базовых Знаний , 2001. - Первые шаги в мире информатики. Методическое
пособие для учителей 1-4 классов/ С.Н. Тур, Т.П.
Бокучава. – СПб: БХВ-Петербург, 2002 - Информатика. Книга для учителей начальных
классов/С.В.Симонович – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. - Игра и оздоровительная работа в начальной
школе/О.А. Степанова. – М.: Творческий центр
“Сфера”, 2003.
Источник
Роль информации в жизни человека
Задания
1. Приведите примеры данных и условия, при которых они становятся информацией.
2. Приведите примеры, иллюстрирующие отличие информации от данных.
3. Приведите примеры одной и той же информации, представленной в разных формах.
4. Приведите примеры специальной информации, с которой вы встречаетесь на уроках в школе.
5. Приведите примеры актуальной и достоверной информации, используемой в повседневной жизни.
6. Приведите примеры доступности информации при отсутствии ее полноты.
7. Приведите примеры адекватной информации.
8. Приведите примеры, когда к информации применимо понятие репрезентативности.
9. Приведите примеры информации, для которой не все рассмотренные в теме свойства выполняются.
Контрольные вопросы
1. Что такое информация?
2. Что такое данные?
3. В чем проявляется различие между информацией и данными?
4. Какую роль играет информация в жизни человека?
5. Какими свойствами обладает информация? Дайте характеристику каждому свойству.
6. Всегда ли информации должны быть присущи приведенные в теме свойства? Приведите примеры.
7. Зависят ли свойства информации от человека, ее получающего?
8. Какие виды информации вы знаете? Приведите примеры.
Информационный процесс
Задания
1. Приведите примеры информационных процессов в школе.
2. Приведите примеры информационных процессов, происходящих в вашей семье.
3. Приведите примеры информационных процессов в магазине, в театре и других общественных местах.
4. Сравните информационные процессы для животного и растительного мира на примерах.
Контрольные вопросы
1. Что такое процесс? Приведите примеры.
2. Что такое информационный процесс? Приведите примеры.
3. В каких областях деятельности человека преобладают информационные процессы?
4. Что общего между информационными процессами для человеческого, животного и растительного мира?
5. В чем состоит проблема, связанная с информационными процессами?
Информационная модель объекта
Задания
1. Рассмотрите различные варианты информационных моделей для приведенного в теме примера строящегося дома. Для каждой модели оцените ее адекватность.
2. В качестве объекта исследования выберите объект «школа» и разработайте информационные модели, отражающие точку зрения ученика, родителя ученика, директора школы. Для каждой модели оцените ее адекватность.
3. В качестве объекта исследования выберите объект «река» и разработайте информационные модели, отражающие точку зрения рыболова и художника. Для каждой модели оцените ее адекватность.
4. В качестве объекта исследования выберите объект «магазин» и разработайте информационные модели, отражающие точку зрения покупателя, продавца и хозяина магазина. Для каждой модели оцените ее адекватность.
5. В качестве объекта исследования выберите процесс создания школьного спектакля. Разработайте несколько информационных моделей. Для каждой модели оцените ее адекватность.
Контрольные вопросы
1. Что такое модель объекта?
2. Что понимается под объектом исследования и какие существуют синонимы этому понятию?
3. Какие виды моделей вы знаете?
4. Что такое информационная модель объекта?
5. Что является самым главным при построении информацион ной модели?
6. Что такое адекватность модели и зачем вводится это понятие^
7. Как убедиться в том, что информационная модель адекватн; оригиналу?
Информационный объект
Задания
1. Приведите примеры информационных объектов, существующих вне компьютерной среды.
2. Приведите примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под информационной картиной мира?
2. Какова информационная картина мира ребенка дошкольного возраста?
3. Какова информационная картина мира старшеклассника?
4. Какой способ познания реального мира вам известен?
5. Что такое информационный объект?
6. При каких условиях информационная модель может восприниматься как информационный объект?
7. Что можно делать с информационным объектом?
Представление числовой информации в компьютере
Задания
1. Перечислите символы алфавита для шестнадцатеричной системы счисления.
2. Распишите числа от 4 до 10 в пятеричной системе счисления.
3. Переведите число 32,2510 в восьмеричную систему счисления.
4. Преобразуйте число 111011,100112 в шестнадцатеричную систему счисления.
5. Среди представленных ниже чисел выберите наибольшее:
11023
1345
618
А16
Ответ обоснуйте, представив решение в десятичной системе счисления.
6. Расположите следующие числа в порядке возрастания:
10210
В916
4235
7. Преобразуйте число 46, 718 в двоичную систему счисления.
8. Переведите число 28, 37510 в двоичную систему счисления. Дробную часть переводите до получения периода
9. Найдите отношение между следующими числами:
1234
110112
1025
10. В одном байте представлено целое положительное число в формате с фиксированной точкой.
Переведите число в десятичную систему счисления.
11. Какое максимальное и минимальное число можно записать в один байт?
12. В двух байтах представлено целое отрицательное число в формате с фиксированной точкой.
Переведите число в десятичную систему счисления.
13. В двух байтах представлено число в формате с плавающей точкой. Под мантиссу выделено 6 разрядов.
14. Что это за число? Ответ представьте в двоичном и десятичном виде.
15. Переведите число 10,2510 в двоичную систему счисления и представьте его в 2-байтном формате с плавающей точкой. Под мантиссу отведите 1 байт.
Контрольные вопросы
1. Чем характеризуется любая позиционная система счисления?
2. Алфавитом какой системы счисления являются цифры от 0 до 5?
3. Какое основание имеет система счисления со следующим алфавитом: {* # $}?
4. Являются ли системы счисления с основаниями 5 и 25 родственными?
5. Является ли система счисления с основанием 4 родственной двоичной?
6. Сколько двоичных разрядов необходимо для кодирования любой цифры восьмеричной системы счисления?
Представление нечисловой информации в компьютере
Задания
1. Закодируйте с помощью ASCII-кода номер класса; свою фамилию. Представьте коды в шестнадцатеричной и двоичной системах счисления.
2. Определите объем информации сообщения «Санкт-Петербург — интеллектуальная и культурная столица нашей Родины», закодированного с помощью кодовой таблицы ASCII.
3. Определите объем информации сообщения «Москва — столица России», закодированного с помощью 16-битного Unicode.
4. Экранные обои представляют собой рисунок в 24-разрядном формате BMP. Вычислите, какой объем (Кбайт, Мбайт) на носителе займет этот рисунок, если экран содержит 600×800 точек.
5. Закодируйте однобитным кодом изображения, приведенные на рисунках а) и б), используя сетки с разным размером ячейки:
Сравните полученные коды. В чем их отличие?
6. Восстановите по кодам изображение в соответствующих сетках справа от рисунка. Почему получились рисунки отличные от первоначальных? Сделайте выводы.
Контрольные вопросы
1. Как расшифровывается аббревиатура ASCII?
2. Какой кодовый диапазон отводится для символов русского алфавита в таблице кодов ASCII?
3. Какое кодовое пространство предоставляется 2-байтным кодированием?
4. Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта?
5. Что такое Unicode и каковы его перспективы?
6. Сколько символов можно закодировать с помощью двух байтов?
7. Как кодируется растровое изображение?
8. Что является минимальным объектом при кодировании векторной информации?
9. Как кодируется векторное изображение?
10. Что такое глубина цвета?
11. Какие форматы графических файлов вы знаете?
12. Чем отличается непрерывный сигнал от дискретного?
13. Что такое частота дискретизации и на что она влияет?
14. В чем суть FM-метода кодирования звука?
15. В чем суть Wave-Таlе-метода кодирования звука?
16. Какие звуковые форматы вы знаете?
17. Какие этапы кодирования видеоинформации вам известны?
18. Какие форматы видеофайлов вы знаете?
Источник