Каким свойством обладает этнос

Каким свойством обладает этнос thumbnail

Общество состоит из социальных групп: родственных, производственных, поселенческих, социально-классовых, этнических, политических, досуговых и т.д. Группы, составляющие общество, взаимопересекаются и накладываются друг на друга. Требования, предъявляемые отдельными группами к индивиду, могут быть трудносовместимыми и даже противоречить друг другу.

Тем не менее, каждая социальная группа, составляющая общество, поддерживает какую-то часть целостной культуры. Некоторые из больших групп и социальных категорий играют особую роль. Важнейшей из таких групп является этнос.

Даже самые устойчивые и замкнутые общества рано или поздно распадаются или меняют свои границы; резко меняется состав граждан – вливаются новые миграционные потоки, происходит эмиграция, разделение единого общества или наоборот объединение некогда самостоятельных обществ. Все эти изменения приводят к формированию этносов – больших социальных категорий, групп или квазигрупп, представители которых не обязательно образуют целостное общество (то есть, этнос, как правило, не обладает всеми свойствами общества). Например, этнос не обязательно занимает компактную территорию или обладает политическим суверенитетом. В то же время культурные и демографические характеристики этноса соответствуют характеристикам общества. Этнос может быть частью какого-либо общества, или входить в состав нескольких обществ. Очень часто он образует основу какого-либо общества, включающего, наряду с ним, относительно малочисленные этнические группы (“меньшинства”).

Таким образом, этнос – это социальная общность (квазигруппа или группа), объединяемая общим самоназванием и самосознанием (включая исторический миф об общности происхождения), общим языком и культурой, и отличающая себя от других таких же общностей.

Свойства, которыми обязательно обладает этнос.

1. Самоназвание, которое может не совпадать с названием, которые дают этому народу представители их этнического окружения. Например, армяне называют себя “хай”.

2. Исторический миф об общности происхождения. Как правило, он отражает только часть реальной истории. Например, в состав русского этноса влилось несколько десятков, если не сотен, народов и этнических групп. Однако этническая история ведется только от восточных славян.

3. Единство языка. Должен быть хотя бы один язык, на котором говорят все представители данного этноса. При этом отдельные локальные его группы могут иметь и свои языки и диалекты. Общеэтнический язык не обязательно должен принадлежать только этому этносу. Например, по-английски говорят несколько этносов.

4. Общность культуры.Здесь в первую очередь имеются в виду те элементы, которые обеспечивают единство самосознания и коммуникации: обрядность, фольклор, мифология, и т.д. Однако внутри самого этноса, как правило, бывает большое количество локальных и социальных субкультур (например, купечество отличается от крестьянства и от дворянства). Важным элементом общеэтнической культуры является профессиональное искусство.

Свойства, которыми не обязательно обладает этнос

1. Наличие государственности. Бывают этносы, имеющие свое государство, и не имеющие его в настоящее время, или не имевшие никогда.

2. Компактность проживания. Имеется в виду как территориальная компактность (то есть, проживание на взаимно граничащих территориях), так и этнополитическая (проживание в рамках одного государства). Даже этносы, имеющие государственность, обычно имеют значительные диаспоры за его пределами.

3. Единая религия. Как правило, культура каждого этноса тесно связана с какой-либо одной конфессией. Однако в составе большинства этносов бывают многочисленные и влиятельные субкультуры, базирующиеся на других конфессиях, а также религиозные секты; например, православные чехи и поляки, русские-баптисты, евреи-протестанты, и т.д.

Этнос, по сравнению с обществом, обладает одним неоспоримым преимуществом, которое и обеспечивает ему сохранение роли на исторической арене. Он гораздо более стабилен по составу. Невозможно (или почти невозможно) насильно “инкорпорировать” иноэтническую группу в состав этноса, в то время как с обществами такие “операции” проделываются постоянно. Эта устойчивость границ, передача “этничности” по наследству от поколения к поколению через систему воспитания, обуславливает важнейшую социальную функцию этноса в современном обществе – он служит своеобразным “информационным фильтром”, позволяющим людям, принадлежащим к каждому конкретному этносу, идентифицировать себя с определенной социальной группой и ориентироваться на ее нормы и ценности, вопреки постоянно меняющемуся социальному окружению. Эта его функция осуществляется именно благодаря устойчивому социальному составу – ведь постоянство норм и ценностей при смене поколения может обеспечить только относительно постоянная по составу социальная группа.

Культура этноса не обязательно обладает свойством системности. Связано это с тем, что границы этноса в наше время весьма редко совпадают с границами общества. Поэтому этнос совсем не обязательно обладает собственной системой жизнеобеспечения. Нельзя построить в Якутии (или любой другой автономной республике РФ) собственную якутскую экономику – система жизнеобеспечения неизбежно должна опираться на совместные усилия представителей других этносов и других регионов РФ. Отметим, что в конце 80-х, начале 90-х гг. ХХ в. идеи построения самостоятельных “национальных” экономических систем на основе “традиционных трудовых навыков” весьма активно выдвигались представителями национальной интеллигенции ряда этносов России.

Этнос и нация

Значение понятия “нация” различается в русском языке и в западных языках.

В английском, немецком, французском под “нацией” понимается совокупность граждан какого-либо государства, то есть в это понятие вкладывается прежде всего политическое содержание; принадлежность к нации не предполагает этнокультурного единства. Баски – часть испанской нации. Северные ирландцы – часть британской нации.

В российской традиции под “нацией” понимается этнос или часть этноса, объединенные в рамках собственного этнического государства, или национально-территориального образования, выполняющего по отношению к этносу определенные функции по воспроизводству культуры данного этноса.

Обычно этносы, давшие название государственным и другим территориально-административным образованиям (округам, автономным областям, и т.д.) называются титульными.Такое наименование означает тот факт, что именем этноса называется государство, либо автономная республика или округ, и ничего более.

Русская нация – это совокупность людей, причисляющих себя к русской культуре, и являющихся гражданами РФ. Остальное русское население мира входят в состав русского этноса. То же самое относится к армянам, евреям, и представителям многих других этнических образований.

Компактные группы этноса, проживающие за пределами своего государства (а также за пределами компактного расселения этносов, не имеющих государственности), называются этническими группами.

Читайте также:  Какими химические свойствами должны об

С этой точки зрения проблемным представляется вопрос, считать ли нациями титульные этносы автономных республик РФ. В Конституции РФ нет прямых указаний на то, что республики и округа должны обеспечивать воспроизводство культуры и самосознания титульных этносов. Однако законодательство большинства таких территориальных образований, а также реальная политика их руководства фактически такие функции осуществляет. Поэтому они могут считаться нациями.

Таким образом, нации являются этнополитическим общностями, в то время как этносы – этнокультурными.

Этнополитические общности имели свою историю развития. Принято выделять три исторические формы этнополитических общностей:

Источник

Каким свойством обладает этнос

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прошлым и настоящим народов (этносов) занимаются мно­гие науки: археология, история, география, философия. Но есть и специальная дисциплина, главная задача которой — изучение характерных черт народов мира. В разных странах она именуется не одинаково. Ее называют иногда этнологи­ей, иногда народоведением. У нас эта дисциплина больше известна как этнография, что в буквальном переводе с древ­негреческого означает “описание народов” (от греч. ethnos — “племя”, “народ” и grapho — “пишу”).

Этнос — исторически возникший вид социальной группировки людей, обладающий совокупностью при­знаков: единством территории, культуры на базе об­щего языка, хозяйственно-бытовых особенностей, а также сознанием своего единства и отличия от дру­гих таких же образований, т. е. самосознанием и само­названием.

Сразу следует сказать, что ни один из компонентов опре­деления не является непременным признаком, отличающим данный народ от любого другого. В одних случаях главная роль принадлежит языку, в других — территории, в треть­их — религии и т. д. Не случайно все попытки выделить хотя бы один, непременный для всех случаев, этнодифференци-рующий признак оказывается обреченным на неудачу.

Этносы — исторически возникшие социальные груп­пировки людей. В нашей этнографии принято выделять три стадии формирования этносов (стадиальные, временные типы).

Племя — появилось одновременно с возникновением вида Homo sapiens. В основе — кровнородственные связи. Затем они заменяются территориальными, появляются союзы пле­мен, на базе которых и возникают неустойчивые этносы. Категория это историческая и примерами всегда приводят часть населения ряда бывших колониальных стран находя­щихся, якобы, на стадии племенной общности. Но, напри­мер, у австралийских аборигенов еще перед приходом евро­пейцев насчитывалось около 500 племен со своим языком (диалектом), бушмены — жители пустыни Калахари — на­считывают более 20 племен, да плюс готтентоты, образую­щие с бушменами малую расу. Конечно нее, они образуют союзы племен (готтентотов — 130 тыс.). По Л. Н. Гумилеву, все это — этносы, находящиеся на разных стадиях этноге­неза.

Народность — следующая историческая фаза этноса. Этническая общность, характерная для докапиталистичес­ких этапов развития человечества, ныне сохраняющаяся в большинстве стран Африки и ряде государств Азии и Ла­тинской Америки. Нечто промежуточное между племенем и нацией.

Нация — наиболее развитая этническая общность с разви­той системой экономических отношений, наличием литера­турного языка, национального самосознания, психологии и ряда других признаков, отличающих народы большинства государств мира. Считается, что английская нация, напри­мер, сложилась в XVI в., русская — в XVII-XVIII вв., не­мецкая — к XIX в.

Чаще всего выражения “нация”, “национальность”, “на­родность” используются как синонимы слов “этнос”, “народ”.

Таких народов насчитывается на Земле до четырех ты­сяч. В большинстве своем это малочисленные народы — ме ее одной тысячи человек каждый. В то лее время, по под-четам ученых-этнографов, десять народов, каждый из ко-орых насчитывает более 100 млн человек, составляют око-:о 50% всего населения Земли.

В порядке убывания: китайцы-ханъ (население Китая остоит более чем из 50-ти народов, хань составляют 94% :аселения, остальные — чжуаны, уйгуры, тибетцы, мяо, :уэй и т. д.); хиндустанцы (на языке хинди это — название 1ндии, всего в Индии насчитывается около 1500 народов); .мериканцы США; бенгальцы (основное население Банг-[адеш и индийского штата Западная Бенгалия); русские; ‘разилъцы; японцы (самоназвание — нихондзин); пенджаб­цы, или панджабцы (в основном — жители индийского шта-‘а Пенджаб); бихарцы (Индия — штат Бихар, Бангладеш, 1епал); мексиканцы.

В ходе поступательного развития человечества процессы ‘тнического разъединения сменялись процессами этническо-о объединения. Наиболее интенсивно процессы объедине-шя развивались с появлением государств. Специалистами ъщеляются два вида этнического объединения — консоли-щция и ассимиляция.

Консолидация — процесс объединения родственных птносов и образование более крупных. Так, из родствен-[ых славянских племен сформировались русская, украинс-;ая и белорусская нации.

Ассимиляция — поглощение более крупным и разви-пым этносом менее крупного. Ассимиляция бывает на-:ильственной и ненасильственной. В качестве примера мож-го привести Россию до революции, где царизм насильствен-ю русифицировал другие народности, что проявлялось в гасаждении русского языка, православия, русской письмен-юсти.

В результате сложных объединительно-разъединительных фоцессов появились разные типы этносов по величине (так-юномические уровни): суперэтносы (метаэтносы), этносы, губэтносы. Например: суперэтнос — славяне, этнос — рус-

ские, субэтнос — казаки, поморы, вятичи, ярославцы и т. д. Казалось бы — очень четкое деление, но, к примеру, рУс-ские, украинцы, белорусы значительно ближе между с°-бой, чем, скажем, те же славяне — поляки, словаки, бол­гары.

Единство территории. Обязательно ли оно для этно­са? Ведь в этнос входят и диаспоры (от греч. diaspora — “рассеяние”) — часть этноса, живущая в других странах, вне страны своего происхождения. Следовательно, надо раз­граничивать территориальную целостность как условие воз­никновения этноса, важнейшее условие его формирования, и как фактор существования. Сформировавшийся этнос не обязательно сохраняет территорию и на протяжении своей истории может ее менять: калмыки (самоназвание — хальмг) всего четыре века назад жили в Центральной Азии; венгры (самоназвание — мадьяр) за последние полторы тысячи лет сменили четыре, а возможно и пять территорий поселения (одно из них — на Урале, что сказывается на сходстве язы­ка с башкирским, ханты и манси).

По территориальному (или географическому) признаку группируются народы, живущие на сопредельных террито­риях и имеющие сходные отдельные этнические признаки. Такие территории называются историка-этническими областями. К ним относятся, например, Западная Европа, Северная Европа, Восточная Европа, Северная Африка, По­линезия и т. д.

Читайте также:  Каким свойством обладает арбуз

Культура на базе общего языка. Язык — важнейший отличительный признак этноса. Это как будто бы не нужда­ется в особых доказательствах, однако англичане и австра­лийцы, например, говорят на одном языке. На нем же гово­рят жители США и большая часть канадцев, и население Ямайки, и новозеландцы, и ирландцы. И все это разные эт­носы.

Другие примеры: одна часть швейцарцев говорит на не­мецком языке, другая — на французском, третья — на ита­льянском, а четвертая даже на рето-романском, на которомговорили древние ретийцы — племя, родственное вымер­шим этрускам. Мордовский народ сейчас говорит, по суще­ству, на трех языках: мокша, эрзя (лесной и луговой), а так лее на русском, который стал для трети населения родным. То есть, общность языка не является обязательным призна­ком этноса.

По языку проводится классификация народов, называе­мая лингвистической. Учитывается генеалогия языка (т. е. его происхождение, общность праязыка), устанавливаемая при сравнении словарного состава и грамматического строя. Например, латынь Древнего Рима послужила основой груп­пы романских языков (от лат. — romanus — “римский”): ис­панского, румынского, французского, итальянского, порту­гальского, молдавского. Связано это с тем, что именно на эти земли распространялась власть Римской империи. Эту группу языков также называют латинской — от названия италийских племен (латины), заселявших современный Ла-цио — область в центральной Италии.

Русский, белорусский и украинские языки имеют много однокоренных слов, что позволяет этим народам свободно понимать друг друга. Следовательно, выделение этносов в самостоятельные произошло сравнительно недавно. Есть сход­ство между русским, польским, чешским языками, однако , оно значительно меньше, следовательно, и родство являет­ся более отдаленным.

По степени родства языки объединяют в семьи, группы, ветви. В названии семей отражается название предполагае­мого района возникновения древнейшей основы языка. Всего в мире насчитывается свыше 2000 языков, входящих в 35 семей. Почти половина человечества говорит на языках индоевропейской семьи.

Пример структуры индоевропейской семьи.

Славянская группа:

западнославянская ветвь (или подгруппа) — поляки, чехи, словаки;

восточнославянская ветвь — русские, украинцы, белорусы;

южнославянская ветвь — болгары, сербы, хорваты и др.

Балтийская группа: литовцы, латыши.

Германская группа: американцы, англичане, немцы, шведы и др.

Романская группа: валлоны, итальянцы, испанцы, ру­мыны и др.

Всего в состав семьи входят 11 групп.

На втором месте по численности населения находится китайско-тибетская семья, включающая более 20% на­селения Земли. Еще 5-7% населения, живущего в странах Африки и Азии, разговаривает на языках семито-хамитс­кой семьи. Следовательно, на языках этих трех семей разго­варивает 4/5 всего населения Земли.

По языковой принадлежности народы России группиру­ются в 9 языковых семей, но подавляющая часть населения относится к четырем из них: индоевропейской (87% населе­ния), алтайской (8), северокавказской (2), уральско-юкагир­ской (2%).

В индоевропейской семье самая большая группа — сла­вянская (наиболее многочисленны русские, украинцы, бело­русы), в алтайской — тюркская (татары, чуваши, башкиры, карачаевцы, балкарцы, якуты, тувинцы, хакасы, алтайцы), is северокавказской — нахско-дагестанская (чеченцы, авар­цы, даргинцы, лезгины), в уральско-юкагирской — финская (мордва, удмурты, марийцы, коми).

Хозяйственно-бытовые особенности, этнические чер­ты образа жизни. Между этносами существует ряд разли­чий в орудиях труда, жилищах, одежде, пище и т. д. и т. п.

Пища. Знакомство с каким-либо народом этнографы ре­комендуют начинать с типичных для него трапез как в буд­ни, так и в праздники, поскольку национальные особенности обязательно проявляются в кухне. У земледельческих наро­дов (например, славян) основу пищевого рациона составляют продукты земледелия; у скотоводов и охотников (например, народов Севера) — мясо; у занимающихся рыболовством (например, нанайцев, нивхов, ульчей на Амуре) — рыба. В Вос точном Китае и Японии рыба также является одним из важ­нейших продуктов питания, однако в Японии много блюд готовят из сырой рыбы, а китайцы даже хорошо просолен­ную рыбу не станут есть сырой. Напротив, монголы и тибет­цы в Азии, зулусы в Африке не едят рыбу. Коренные наро­ды Сибири, леса которой богаты грибами, не собирают их, а используют только мухоморы, и то в качестве наркотика. Индийцы не употребляют в пищу говядину, а мусульмане — свинину.

Вразумительного объяснения неприятию мусульманами
свинины никто дать не может, в основном ссылаются на то,
что свинья — грязное животное, мало разборчивое в пище.
Но географы должны понимать, что на сухих безлесных тер­
риториях, исконно населяемых арабами-мусульманами, ос- !
новными домашними животными являются верблюд и осел,
а вовсе не свинья — животное влажных лесистых природ- ;
ных зон. Она для них — “чужая”. I

Для населения всей Средней Азии плов является нацио­нальным видом пищи, а для населения Кавказа — шашлык. ] Хлеб армяне и азербайджанцы выпекают в виде больших тол- } стых блинов (лаваш), а в Средней Азии — в виде лепешек.

Быт.Болгары, например, совершенно иначе, чем боль-шинство других народов, кивают при произношении “да” и | “нет”; американцы по-иному кладут ногу на ногу (щиколот- } кой); англичане — не умываются под текущей струей воды 1 (как, скажем, русские).

По особенностям быта донские казаки близки к украин- | цам, но говорят на русском языке и считают себя русскими. 3

Похожесть людей одного этноса также не всегда обяза- | те льна. Например, большинство латиноамериканских наро- j дов состоят из представителей трех разных рас. При разви- 1 тии этносов резкие расовые различия облика людей посте- J пенно исчезают в результате эндогамии — заключения ] браков внутри своего этноса.

Этническое самосознание — один из наиболее надеж­ных показателей этноса, поскольку в нем как бы аккумули- |

руются и ощущение человеком своего происхождения, и бли­зость к соплеменникам, и связь с родным языком и родной территорией.

Внешним признаком этноса является самоназвание — соб­ственное имя, этноним. Именно самоназвание, поскольку имена, даваемые этносу другими народами, нередко суще­ственно отличаются не только от этнонима, но и друг от друга. Например, этнос, называющий себя “дойч”, по-рус­ски именуется “немцы”, по-французски — “алеман”, по-ан­глийски — “джемен”, по-итальянски — “тедеско”, по-финс­ки — “саксаляйнен”, по-сербски — “шваб” и т. д.

Читайте также:  Какие свойства у настоя шиповника

Даже в том случае, если диаспоры, к примеру, русских, армян, поляков проживают в разных странах, любая из них осознает определенную общность со всеми группами, нося­щими то же самоназвание. И мы, русские, всегда знаем, что отличаемся от немцев, японцев, от любого другого на-

! рода.

! Каждый человек на вопрос: “Кто ты?” ответит, не заду-

мываясь: “русский”, “француз”, “перс”, “масаи”. Однако и лдесь бывают исключения, например, когда человек, роди­тели которого имеют разную национальность, относит себя то к одному, то к другому этносу. Действительно, как, на­пример, определить этническую принадлежность человека, отец которого — кумык из Дагестана, мать — из обрусевшей украинской семьи, а сам он родился и всю жизнь живет в Москве? По существовавшему в советское время и отменен­ному сейчас законодательству в паспорте он мог указать на­циональность или отца, или матери.

Вот, что говорил по этому поводу Владимир Иванович Даль, который был русским писателем, этнографом, созда­телем “Толкового словаря живого великорусского языка”: “Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или иной народно­сти. Дух, душа человека — вот, где надо искать принадлеж­ность его к тому или другому народу. Чем же можно опреде­лить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и >
принадлежит. Я думаю по-русски”. (Мать Даля была немка, ;
отец — датчанин, принявший российское подданство.) [

Следует, однако, заметить, что и эта формула не явля- 1
ется абсолютной, и здесь могут быть исключения. j

Национальное самосознание нередко принимает уродли- j
вые формы национального превосходства и национальной |
исключительности — национализма, шовинизма. Шовинизм 1
(франц. shauvinisme — от имени Н. Шовена, солдата, по- I
клонника завоевательной политики Наполеона I) — крайняя 1
агрессивная форма национализма.
(“А я — Шовен, фран- j
цуз, солдат, / Бью бедуинов всех подряд”.) 1

Следует добавить, что этническое самосознание — явле- j
ние вторичное, производное от объективных факторов. Эт- 1
носы возникают не по воле людей, а в результате объектив- |
ных исторических процессов. 1

2. Прогнозы специалистов: тенденция |
к самоопределению этносов ]

I

В канун XX столетия существовало 60 государств. Сей- 1
час их более 200. XX век стал веком крушения великих им- |
перий: после первой мировой войны исчезли Оттоманская и 1
Австро-Венгерская, после второй — развалились колониаль- I
ные империи Великобритании и Франции, последними рас- 1
пались ЧССР, СФРЮ, СССР. I

Многие специалисты считают, что ныне существующие 1
государственные границы все более будут терять свое зна- 1
чение, если они не соответствуют языковому и территори- I
альному тождеству проживающих там народов. Ведь суще- ]
ствует “право наций на самоопределение, вплоть до отделе- I
ния”, закрепленное в Уставе ООН. Пройдет 20-30 лет и число 1
государств может увеличиться процентов на пятьдесят — |
более 300 независимых стран будет на политической карте I
мира. На самом верху многоярусной системы управления будет находиться ООН, более могущественная, чем теперь, или подобное ей образование, ответственное за мир на планете, ла защиту окружающей среды и другие глобальные пробле­мы. Второй ярус составят региональные группировки, подоб­ные Европейскому Союзу. Сфера их деятельности — вопро­сы торговли, миграции, заключение договоров о коллектив­ной безопасности. Не исключено и существование общего парламента. Именно в этом направлении, считают ученые-специалисты, мы эволюционируем. Этнические общины все •юлыпе ищут альтернативы традиционному государству, стре­мятся создать национальные образования, которые им бо­лее приемлемы, понятны и учитывают их исторический опыт. Тенденция к самоопределению станет преобладающей, не­смотря на яростное противодействие сторонников “статус-кво”.

Однако другие специалисты считают [см. например, ра­боты А. Е. Бовина], что реализация самоопределения “вплоть до отделения” может ввергнуть современное человечество в нескончаемый хаос войн, поскольку десятки государств име­ют крупные национальные меньшинства, стремящиеся к са­мостоятельности. Поэтому на современном этапе спаситель­ный компромисс должен заключаться в том, что каждый эт­нос имеет право самоопределиться в максимально широких рамках автономии, но при сохранении территориальной це­лостности того государственного образования, в которое этот этнос входит. Примером приводят нашу Чечню или югослав­ское Косово.

И те, и другие специалисты называют целый ряд воз­можных изменений, “горячих” точек на политической карте мира.

Европа. Официально могут выйти из Испании Каталония и Страна Басков. Из Великобритании — Шотландия и Уэльс, уже отвоевавшие право иметь собственные парламенты. Бретань может отколоться от Франции, активно действуют корсиканские сепаратисты. Бельгия может распасться на Фландрию и Валлонию. В Италии могут выделиться Ломбар­дия и Сицилия. Саами (лопари) могут создать свою страну в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии, Канады, России. В перспективе может появиться Конфедерация арк­тического Полярного круга.

Азия. Индия может потерять Пенджаб и часть Кашмира, Афганистан — распасться на несколько этнических государ­ственных образований. Филиппины могут лишиться Минда­нао, где большинство населения составляют мусульмане. Из Китая, сломив сопротивление китайцев-ханьцев, способны выделиться Тибет и район Хингана, а Внутренняя Монголия может стать частью независимой Монголии.

Африка. Возможно разделение Судана на две части, ЮАР — на три, причем одно из возможных образований — страна зулу.

Америка. Бразилия может распасться на автономные рай­оны. В Канаде рвется на свободу франкоязычный Квебек. Мексике грозит раскол на четыре части.

Австралия может распасться на четыре государства, одно из которых могут создать аборигены на севере матери­ка.

Россия.Новые государства могут возникнуть на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири. Также способны получить неза­висимость Татарстан, Дагестан, Тыва, Бурятия. Значитель­ная часть Казахстана может присоединиться к России.



Источник