Каким свойством обладают углы равнобедренного треугольника
Содержание:
- Свойства равнобедренного треугольника.
- Признаки равнобедренного треугольника.
- Формулы равнобедренного треугольника:
- формулы длины стороны;
- формулы длины равных сторон;
- формулы высоты, медианы, биссектрисы равнобедренного треугольника.
Равнобедренным называется треугольник, у которого две стороны равны. Эти стороны называются боковыми, а третья сторона — основанием.
АВ = ВС — боковые стороны
АС — основание
Свойства равнобедренного треугольника
Свойства равнобедренного треугольника выражаются через 5 теорем:
Теорема 1. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Доказательство теоремы:
Рассмотрим равнобедренный Δ ABC с основанием АС.
Боковые стороны равны АВ = ВС,
Следовательно углы при основании ∠ BАC = ∠ BСA.
Теорема о биссектрисе, медиане, высоте, проведенной к основанию равнобедренного треугольника
- Теорема 2. В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию, является медианой и высотой.
- Теорема 3. В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является биссектрисой и высотой.
- Теорема 4. В равнобедренном треугольнике высота, проведенная к основанию, является биссектрисой и медианой.
Доказательство теоремы:
- Дан Δ ABC.
- Из точки В проведем высоту BD.
- Треугольник разделился на Δ ABD и ΔCBD. Эти треугольники равны, т.к. гипотенузы и общий катет у них равны (теорема Пифагора).
- Прямые АС и BD называются перпендикуляром.
- В Δ ABD и Δ BCD ∠ BАD = ∠ BСD (из Теоремы 1).
- АВ = ВС — боковые стороны равны.
- Стороны АD = СD, т.к. точка D отрезок делит пополам.
- Следовательно Δ ABD = ΔBCD.
- Биссектриса, высота и медиана это один отрезок – BD
Вывод:
- Высота равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является медианой и биссектрисой.
- Медиана равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является высотой и биссектрисой.
- Биссектриса равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является медианой и высотой.
Запомни! При решении таких задач опусти высоту на основание равнобедренного треугольника. Чтобы разделить его на два равных прямоугольных треугольника.
- Теорема 5. Если три стороны одного треугольника равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.
Доказательство теоремы:
Дано два Δ ABC и Δ A1B1C1. Стороны AB = A1B1; BC = B1C1; AC = A1C1.
Доказательство от противного.
- Пусть треугольники не равны (а то треугольники были равны по первому признаку).
- Пусть Δ A1B1C2 = Δ ABC, у которого вершина C2 лежит в одной полуплоскости с вершиной C1 относительно прямой A1B1. По предположению вершины C1 и C2 не совпадают. Пусть D – середина отрезка C1C2. Δ A1C1C2 и Δ B1C1C2 – равнобедренные с общим основанием C1C2. Поэтому их медианы A1D и B1D являются высотами. Значит, прямые A1D и B1D перпендикулярны прямой C1C2. A1D и B1D имеют разные точки A1 и B1, следовательно, не совпадают. Но через точку D прямой C1C2 можно провести только одну перпендикулярную ей прямую.
- Отсюда пришли к противоречию и теорему доказали.
Признаки равнобедренного треугольника
- Если в треугольнике два угла равны.
- Сумма углов треугольника 180°.
- Если в треугольнике биссектриса является медианой или высотой.
- Если в треугольнике медиана является биссектрисой или высотой.
- Если в треугольнике высота является медианой или биссектрисой.
Формулы равнобедренного треугольника
Формулы сторон равнобедренного треугольника
- b — сторона (основание)
- а — равные стороны
- a — углы при основании
- b — угол образованный равными сторонами
Формулы длины стороны (основания — b):
- b = 2a sin( beta /2)= a sqrt { 2-2 cos beta }
- b = 2a cos alpha
Формулы длины равных сторон — (а):
- a=frac { b } { 2 sin(beta /2) } = frac { b } { sqrt { 2-2 cos beta } }
- a=frac { b } { 2 cosalpha }
Формулы высоты, медианы, биссектрисы равнобедренного треугольника
- L — высота=биссектриса=медиана
- b — сторона (основание)
- а — равные стороны
- a — углы при основании
- b — угол образованный равными сторонами
Формулы высоты, биссектрисы и медианы, через сторону и угол, (L):
- L = a sina
- L = frac { b } { 2 } *tgalpha
- L = a sqrt { (1 + cos beta)/2 } =a cos (beta)/2)
Формула высоты, биссектрисы и медианы, через стороны, (L):
- L = sqrt { a^ { 2 } -b^ { 2 } /4 }
Площадь равнобедренного треугольника
- b — сторона (основание)
- а — равные стороны
- h — высота
Формула площади треугольника через высоту h и основание b, (S):
S=frac { 1 } { 2 } *bh
Смотри также:
- Теорема о сумме углов треугольника
- Формулы площади поверхности, основания, сечения призмы
- Площадь поверхности куба, формулы и примеры
- Основные формулы по математике
- Справочные материалы ЕГЭ от ФИПИ по математике
Источник
Цели урока:
- Образовательные – повторение, обобщение и
проверка уровня знаний по теме “Медианы,
биссектрисы и высоты треугольника”; знакомство
со свойствами равнобедренного треугольника;
выработка основных навыков - Развивающие – развивать внимание
учащихся, усидчивость, настойчивость, логическое
мышление, математическую речь; - Воспитательные – посредством урока
воспитывать внимательное отношение друг к другу,
прививать умение слушать товарищей,
взаимовыручку, самостоятельность.
Тип урока – комбинированный.
Форма урока – урок с компьютерной
поддержкой.
Оборудование: доска и мел; компьютер и
проектор; карточки с тестом.
ХОД УРОКА
I. Повторение основных понятий
На данном этапе урока повторяем изученные
ранее понятия: “медиана”, “биссектриса”,
“высота” треугольника. Я предлагаю повторить
эти понятия, используя презентацию “Медианы,
биссектрисы и высоты треугольника” (см. Приложение 1)
| Слайд презентации | ||
Повторение ведётся посредством фронтального опроса учащихся: | слайд_1.1 | ||
Рис. 1
| слайд_1.2 | ||
ребята называют: ВК – биссектриса, и оно Рис. 2
ребята дают определение, и оно появляется на | слайд_1.3 | ||
ребята называют: СН – высота, и оно появляется
| слайд_1.4 | ||
Необходимо также обратить внимание учащихся на то как проводится высота из вершины острого угла тупоугольного треугольника.
Ребята дают определение, и оно появляется на |
II. Самостоятельная работа
Проверяется уровень владения основными
понятиями.
Тест
Вариант №1
I. Выберите один из вариантов ответов вместо
пропуска
1. Отрезок, соединяющий вершину с серединой
противолежащей стороны, называется ___________________
треугольника.
а) биссектрисой;
б) медианой;
в) высотой;
г) нет верного ответа
2. На рисунке изображена _____________треугольника ABC
а) биссектриса
б) медиана
в) высота
г) нет верного ответа
Рис. 5
3. На рисунке NH является _______треугольника MNK
а) биссектрисой
б) медианой
в) высотой;
г) не возможно сказать
Рис. 6
4. На рисунке в треугольнике АВС
построены____________________
а) биссектрисы
б) медианы
в) высоты;
г) не возможно сказать
Рис. 7
II. Назовите верное высказывание
1. Биссектрисой треугольника называется …
а) луч, делящий его угол на две равные части;
б) отрезок, делящий его угол на две равные части;
в) отрезок биссектрисы угла треугольника,
соединяющий вершину треугольника с точкой
противоположной стороны;
г) отрезок, соединяющий вершину треугольника с
серединой противоположной стороны
2. Высотой треугольника называется …
а) перпендикуляр, проведённый из вершины
треугольника к прямой, содержащей
противоположную сторону;
б) перпендикуляр, проведённый из вершины
треугольника к противоположной стороне;
в) отрезок, соединяющий вершину треугольника с
серединой противоположной стороны
г) отрезок, делящий его угол на две равные части;
Вариант №2
I. Выберите один из вариантов ответов вместо
пропуска.
1. Перпендикуляр, проведённый из вершины
треугольника к прямой, содержащей
противоположную сторону, называется _____________________
треугольника.
а) биссектрисой;
б) медианой;
в) высотой;
г) нет верного ответа
2. На рисунке изображена ___________треугольника FPS
а) биссектриса
б) медиана
в) высота
г) нет верного ответа
Рис. 8
3. На рисунке MF является __________________треугольника
МОК
а) биссектрисой
б) медианой
в) высотой;
г) не возможно сказать
Рис. 9
4. На рисунке в треугольнике DEF
построены__________________
а) биссектрисы
б) медианы
в) высоты;
г) не возможно сказать
Рис. 10
II. Назовите верное высказывание.
1. Медианой треугольника называется …
а) перпендикуляр, проведённый из вершины
треугольника к прямой, содержащей
противоположную сторону;
б) отрезок биссектрисы угла треугольника,
делящий его на две равные части;
в) отрезок, соединяющий вершину треугольника с
серединой противоположной стороны
г) отрезок, делящий его на две равные части;
2. Биссектрисой треугольника называется …
а) луч, делящий его угол на две равные части;
б) отрезок биссектрисы угла треугольника,
соединяющий вершину треугольника с точкой
противоположной стороны;
в) отрезок, делящий его угол на две равные части;
г) отрезок, соединяющий вершину треугольника с
серединой противоположной стороны
III. Объяснение нового материала
Используется презентация (см. Приложение 2)
| Слайд презентации | ||||||
1. Вводится понятие Рис. 11 | слайд_2.2 | ||||||
2. Назовите угол, лежащий напротив основания треугольника, назовите углы при основании равнобедренного треугольника. | |||||||
3. Назовите основание и боковые стороны треугольников, изображённых на рисунке. (Последний рисунок (рис.16) подводит ребят к понятию равностороннего треугольника).
| слайд_2.3 | ||||||
4. Вводится понятие равностороннего треугольника. Треугольник, все стороны которого равны, называется равносторонним.
Рис. 17 | слайд_2.4 | ||||||
5. Рассматриваем свойство об углах равнобедренного треугольника. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Работа с формулировкой теоремы: разбираем, что дано, что доказать.
Рис. 18 | слайд_2.5 | ||||||
6. Рассматриваем доказательство теоремы 1. Проведём биссектрису из вершины В треугольника к основанию АС. Предлагаю учащимся продолжить доказательство самостоятельно (в процессе рассуждений, по щелчку “мыши” появляются записи на экране) Рис. 19 | слайд_2.6 | ||||||
7. Свойство биссектрисы, проведённой к основанию равнобедренного треугольника, можно предложить учащимся получить самостоятельно (это зависит от уровня подготовки класса), проведя практическую работу по группам:
| |||||||
8. Записываем свойство в виде теоремы 2. В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведённая к основанию, является медианой и высотой Рис. 19 | слайд_2.7 | ||||||
9. Можно предложить учащимся разобрать доказательство дома, либо проделать работу, аналогичную работе при доказательстве теоремы 1. | слайд_2.8 |
IV. Закрепление пройденного
1. Устное решение задач
- Какие из данных треугольников являются
равнобедренными, почему?Рис. 20
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 23
- Треугольник АВС – равнобедренный МАВ
= 100о, найдите А и С в
треугольнике АВС (рис. 24)
Рис. 24
Рис. 19
2. Решение задачи № 113 из учебника на доске и в
тетрадях.
3. Самостоятельное решение № 112 с последующей
проверкой.
V. Итоги урока
1. Фронтальный опрос:
- Какой треугольник называется равнобедренным?
- Какой треугольник называется равносторонним?
- Является ли равносторонний треугольник
равнобедренным? - Каким свойством обладают углы равнобедренного
треугольника? - Каким свойством обладает биссектриса
равнобедренного треугольника? - Любая ли биссектриса обладает этим свойством?
Какая? - Любая ли биссектриса равностороннего
треугольника обладает этим свойством?
2. Домашнее задание: п.18, вопросы 10 – 18, №№ 109, 117
Используемая литература
- Учебник “Геометрия. 7 – 9” авторов: Л.С.
Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадышев, Э.Г.Позняк, И.И.
Юдина (М., Просвещение, 1990 и последующие издания). - “Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9
классы. Геометрия” автор: Е.М.Рабинович (М.:
Илекса, Харьков: Гимназия, 2001) - Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические
рекомендации к учебнику: Книга для учителя. Л.С.
Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. (М.:
Просвещение, 2003) - Поурочные разработки по геометрии. 7 класс.
Гаврилова Н.Ф. (М.: “ВАКО”, 2004).
Источник
Разработка урока геометрии
Свойства равнобедренного треугольника
Данные об авторе: Лобода Светлана Евгеньевна
Место работы, должность: учитель математики МБОУ «СОШ п. Искателей»
Тема урока: Свойства равнобедренного треугольника.
Предмет: геометрия
Класс: 7 класс
Уровень образования: основное общее образование
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Л.С.Атанасян и др. Геометрия 7-9.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Цели урока: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по изучению свойств равнобедренного треугольника и овладению умением решать задачи с использованием изученных свойств.
образовательная: обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по теме треугольники и его виды, закрепить навыки и умения, используя определения и теоремы, ознакомить со свойствами равнобедренного треугольника и научить применять их при решении задач.
развивающая: развитие математической речи учащихся, их памяти, внимания, наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, обоснованно делать выводы; развивать умение преодолевать трудности при решении задач.
воспитательная: воспитание навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, внимательности, позитивного отношения к обучению, умения работать в коллективе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение основных понятий
На данном этапе урока повторяем изученные ранее понятия: “медиана”, “биссектриса”, “высота” треугольника. Я предлагаю повторить эти понятия, используя тест «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника». Повторение ведётся посредством фронтального опроса учащихся. (слайды
Задание 1
Вопрос:
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны, называется …
Задание 2
Вопрос:
Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на противоположную сторону или её продолжение, называется …
Задание 3
Вопрос:
В треугольнике АВС отрезок ВD делит угол АВС на два равных угла. Как называется отрезок ВD?
Изображение:
Задание 4
Вопрос:
В треугольнике провели две медианы. Сколько всего треугольников изображено на рисунке?
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Четыре
2) Шесть
3) Восемь
4) Двенадцать
Задание 5
Вопрос:
В треугольнике АВС отрезок AD является медианой. Чему равна длина стороны ВС, если длина отрезка BD равна 3 см?
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 9 см
2) 6 см
3) 5 см
4) 3 см
Задание 6
Вопрос:
Чему равна градусная мера угла ВАС, если АD – биссектриса треугольника АВС, а угол ВАD равен 35°?
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 35°
2) 90°
3) 70°
4) 45°
Задание 7
Вопрос:
Может ли точка пересечения высот лежать вне треугольника?
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1) Может
2) Не может
Задание 8
Вопрос:
Сколько высот имеет любой треугольник?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Четыре
2) Одну
3) Две
4) Три
Задание 9
Вопрос:
Отрезок ВD – медиана треугольника АВС, отрезок ВЕ – медиана треугольника DBC. Чему равна длина отрезка ЕС, если отрезок АС равен 20 см?
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 15 см
2) 10 см
3) 5 см
4) 4 см
Задание 10
Вопрос:
Чему равна градусная мера угла АDB, если отрезок BD – высота треугольника АВС?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 30°
2) 60°
3) 90°
4) 120°
Ответы:
1) Верный ответ: “медианой”.
2) Верный ответ: “высотой”.
3) Верный ответ: “Биссектрисой треугольника”.
4) Верный ответ: 3;
5) Верный ответ: 2;
6) Верный ответ: 3;
7) Верный ответ: 1;
8) Верный ответ: 4;
9) Верный ответ: 3;
10) Верный ответ: 3;
Итог: Молодцы ребята. Вы хорошо применяете определения и формулировки свойств геометрических фигур при решении задач.
Итак, мы с вами повторили теоретический материал прошлых уроков, который нам понадобится при изучении новой темы «Свойства равнобедренного треугольника».
III. Объяснение нового материала
Треугольник – самая простая замкнутая прямолинейная фигура, одна из первых, свойства которой человек узнал ещё в глубокой древности. Например, то, что в равнобедренном треугольнике, с которым мы сегодня познакомимся, углы при основании равны, было известно ещё древним вавилонянам 4000 лет назад. Равнобедренный треугольник обладает ещё рядом геометрических свойств, которые всегда имели широкое применение в практической жизни.
Выясним, какой треугольник называется равнобедренным, и какими свойствами он обладает.
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Свойства равнобедренного треугольника»
1. Вводится понятие равнобедренного треугольника и его элементов.
Вспомните из курса математики, какой треугольник называется равнобедренным?
– Треугольник, две стороны которого равны, называется равнобедренным. Равные стороны называются боковыми, а третья сторона – основанием равнобедренного треугольника.
– Назовите угол, лежащий напротив основания треугольника, назовите углы при основании равнобедренного треугольника. (слайд № 10) Изобразите данный треугольник к себе в тетрадь.
2. Вводится понятие равностороннего треугольника.
– Треугольник, все стороны которого равны, называется равносторонним.
4. Рассматриваем свойство об углах равнобедренного треугольника.
В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Работа с формулировкой теоремы: разбираем, что дано, что доказать. Рассматриваем доказательство теоремы 1. Проведём биссектрису из вершины А треугольника к основанию ВС. Предлагаю учащимся продолжить доказательство самостоятельно (в процессе рассуждений, по щелчку “мыши” появляются записи на экране)
Теорема. В равнобедренном треугольнике углы при основании раны
А
Дано: Δ АВС – ………………
Доказать: …………
В C
Доказательство.
- Проведем биссектрису АF.
- Рассмотрим ……… и ………..:
- ……. = …….. (т.к. Δ АВС – ………………);
- ……. = ………( т.к. АF – …………..Δ АВС ); ………….. = …………..
- ……….. – …………….. (по двум сторонам и углу между ними)
Тогда ……… = ………., ч.т.д.
5. Свойство биссектрисы, проведённой к основанию равнобедренного треугольника, можно предложить учащимся получить самостоятельно (это зависит от уровня подготовки класса), проведя практическую работу по группам:
– Постройте равнобедренный треугольник
– Проведите биссектрису из вершины треугольника к его основанию
– Вы знаете, что она делит угол пополам, но как вы думаете, глядя на рисунок, каким ещё свойством обладает эта биссектриса? При обсуждении подумайте:
– Любая ли биссектриса равнобедренного треугольника является ли его высотой и медианой? (Можно предложить построить все биссектрисы треугольника).
– Является ли биссектриса равнобедренного треугольника его высотой и медианой? Если да, то какая из трёх?
6. Записываем свойство в виде теоремы 2.
Теорема. В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведённая к основанию, является медианой и высотой (в процессе рассуждений, по щелчку “мыши” появляются записи на экране)
A Дано:
Δ АВС – ………………
AF – ……………… Δ АВС
B С Доказать: AF -………….. Δ АВС, AF -………….. Δ АВС
F
Доказательство.
Рассмотрим ……… и ………..:
- ……. = …….. (т.к. ΔАВС – ………………);
- ……. = ………( т.к. AF – …………..Δ АВС ); ………….…………..
- ……….. – ……………..
(по двум сторонам и углу между ними)
Тогда ……… = ………., AF – ……………….. Δ АВС.
Тогда ……. = ……., а т.к. …… и …… – смежные, ……. = ……. = ….о, т.е. AF……, значит, AF – ……………….. Δ АВС, ч.т.д.
IV. Закрепление пройденного
- Устное решение задач
- Какие из данных треугольников являются равнобедренными, почему?
- Треугольник АВС – равнобедренный ∠МАВ = 100, найдите ∠А и ∠С в треугольнике АВС
- Треугольник АВС – равнобедренный, АС – основание, ВD – биссектриса, ∠СВD = 37, АС = 25 см. Найдите ∠В, ∠ВDС и DC.
- Решение задачи № 107 из учебника на доске и в тетрадях.
- Самостоятельное решение № 112 с последующей проверкой
Дано: АВ=ВС, ∠1=130. Найдите ∠2
Решение:
Углы ∠ 1 и ∠АСВ – смежные, т.е ∠1 + ∠АСВ=180 , значит
∠АСВ = 180 – 130= 50 АВС – равнобедренный,
значит ∠ВАС = ∠АСВ=50 (углы при основании равнобедренного треугольника)
∠2 = ∠ВАС = 50 ( как вертикальные)
Ответ: ∠ 2= 50
V. Итоги урока
1. Фронтальный опрос:
- Какой треугольник называется равнобедренным?
- Какой треугольник называется равносторонним?
- Является ли равносторонний треугольник равнобедренным?
- Каким свойством обладают углы равнобедренного треугольника?
- Каким свойством обладает биссектриса равнобедренного треугольника?
- Любая ли биссектриса обладает этим свойством? Какая?
- Любая ли биссектриса равностороннего треугольника обладает этим свойством?
2. Домашнее задание: п.18, вопросы 10 – 18, №№ 109, 117
Используемая литература
Учебник “Геометрия. 7 – 9” авторов: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадышев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина (М., Просвещение, 1990 и последующие издания).
“Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7 – 9 классы. Геометрия” автор: Е.М.Рабинович (М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2001)
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя. Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. (М.: Просвещение, 2003)
Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. Гаврилова Н.Ф. (М.: “ВАКО”, 2004).
Источник