Какими должны быть свойства информации представленной в форме знаний

Какими должны быть свойства информации представленной в форме знаний thumbnail

Информация. Свойства информации

Информация
обладает определенными свойствами. К
основным свойствам информации можно отнести достоверность, объективность,
полноту, актуальность, понятность и доступность (рис. 1).

Какими должны быть свойства информации представленной в форме знаний

Рис.
1 Свойства информации

Информация
достоверна,
если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может
привести к принятию неправильных решений. Например, объявление, опубликованное
в сети Интернет, может содержать недостоверные сведения о характеристиках
какой-либо продукции. Покупатель, который поверил такому объявлению и приобрел
товар, может напрасно потратить деньги.

Информация
объективна,
если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения. Объективную информацию
можно получить, например, с помощью исправных измерительных приборов. Сообщение
«Автомобиль двигался на большой скорости» содержит субъективную информацию.
Сообщение «Автомобиль двигался со скоростью 100 км/ч» будет объективным при
исправном спидометре.

Информация
полна,
если ее достаточно для принятия решений. Неполная информация может привести к
ошибочным выводам и действиям. Например, сообщение «Температура на улице 10
градусов» без уточнения «тепла» или «мороза» может привести к неправильному
выбору человеком верхней одежды.

Информация
актуальна,
если она необходима в настоящее время. Например, телеграмма о приезде друзей,
полученная своевременно, позволит вовремя их встретить. Устаревшая,
преждевременная или незначимая информация для человека является неактуальной.

Информация
понятна,
если она выражена на языке, понятном для человека. Например, записка на
испанском языке для человека, который не знает этого языка, будет непонятна.

Информация
доступна,
если имеет возможность ее получения. Различные барьеры могут сделать информацию
недоступной. Например, секретные документы, хранящиеся в архиве, невозможно
получить людям, которым доступ к таким архивам запрещен. Поэтому для этих людей
информация, содержащаяся в этих документах, будет недоступной.

Каждый
человек решает для себя вопрос о полезности и важности полученной информации в
зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет эта информация
перечисленным свойствам. Знание основных свойств информации помогает человеку
правильно оценивать получаемую информацию и принимать верное решение в каждом
конкретном случае.

Человек
постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства,
выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе
понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека
формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных
знаний у разных людей. Сформированные знания человек использует в своей
деятельности. В то же время деятельность человека, способствует постоянному
пополнению его знаний об окружающем мире.

Знания
людей может разделить на два вида: декларативные и процедурные (рис. 2).

Какими должны быть свойства информации представленной в форме знаний

Рис. 2 Виды знаний

Декларативные
знания
, по
своей сути, являются утверждениями и начинаются со слов «Я знаю, что…». К этому
виду относятся знания о конкретных объектах. Например, «Я знаю, что вещество,
энергия и информация являются основными ресурсами современного общества», «Я
знаю, что компьютер является универсальным устройством для работы с
информацией».

Процедурные
знания
,
определяют действия, которые надо выполнить для достижения поставленной цели.
Они начинаются со слов «Я знаю, как…». Например, «Я знаю, как подключить
принтер к системному блоку компьютера», «Я знаю, как записать алгоритм сложения
двух чисел». Декларативные и процедурные знания позволяют человеку сформировать
свое собственное представление о предметах, процессах и явлениях окружающего
мира.

Два подхода к
понятию “информация”.

Информация для
человека
– это
сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность
знания.

Под
информацией, когда речь идет о технике, принято понимать все сведения, которые
представлены в определенной форме для хранения, передачи и обработки с помощью
технических средств, в том числе и компьютера.

Таким
образом, понятие «информация» многозначно.
Существуют различные подходы к пониманию информации. До сих пор не дано
единого, универсального и исчерпывающего ее определения. Термин «информация»
может содержать разный смысл, в зависимости от тех областей знаний, в которых
он используется.

                                                                ТЕСТ

                                                            КРОССВОРД ПО ТЕМЕ

       
                                                                      Презентация

Источник

Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие подобно множества в математике. Некоторые авторы учебников предлагают следующие определения информации:

Читайте также:  Какие органические соединения обладают кислотными свойствами

Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.

Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.

Информатика – наука об информации

или

– это наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации

или

– информатика, изучает технологию сбора, хранения и переработки информации, а компьютер основной инструмент в этой технологии.

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

1. В быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;

2. В технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);

3. В кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;

4. В теории информации под информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов.
Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).

Свойства информации:

1. Полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;

2. Актуальность — способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;

3. Достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;

4. Доступность — свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;

5. Релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;

6. Защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации;

7. Эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.

Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование “ресурса” как запаса неких знаний материальных предметов или энергетических, структурных или каких-либо других характеристик предмета. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы.

С этой точки зрения можно рассмотреть такие свойства информации:

1. Запоминаемость;

2. Передаваемость;

3. Воспроизводимость;

4. Преобразуемость;

5. Стираемость.

Запоминаемость — одно из самых важных свойств. Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике.

Передаваемость информации с помощью каналов связи (в том числе с помехами) хорошо исследована в рамках теории информации К. Шеннона. В данном случае имеется в виду несколько иной аспект — способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть “запомнена” другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.

Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. что при копировании информация остается тождественной самой себе.

Фундаментальное свойство информации — преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.

Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.

Данных свойств информации недостаточно для формирования ее меры, так как они относятся к физическому уровню информационных процессов.

Информация всегда связана с материальным носителем.

Носителем информации может быть:

– любой материальный предмет (бумага, камень и т.д.);

– волны различной природы: акустическая (звук), электромагнитная (свет, радиоволна) и т.д.;

– вещество в различном состоянии: концентрация молекул в жидком растворе, температура и т.д.

Машинные носители информации: перфоленты, перфокарты, магнитные ленты, и т.д.

Сигнал – способ передачи информации. Это физический процесс, имеющий информационное значение. Он может быть непрерывным или дискретным.
Сигнал называется дискретным, если он может принимать лишь конечное число значений в конечном числе моментов времени.

Читайте также:  Какие углы называются вертикальными каким свойством обладают вертикальные

Аналоговый сигнал – сигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде и во времени.
Сигналы, несущие текстовую, символическую информацию, дискретны.
Аналоговые сигналы используют в телефонной связи, радиовещании, телевидении.

Говорить об информации вообще, а не применительно к какому-то ее конкретному виду беспредметно.

Классифицировать ее можно:

– по способам восприятия (визуальная, тактильная и т.д.);

– по форме представления (текстовая, числовая, графическая и т. д.);

– по общественному значению (массовая, специальная, личная).

Данные — представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе.

Изначально — данные величины, то есть величины, заданные заранее, вместе с условием задачи. Противоположность — переменные величины.

В информатике данные — это результат фиксации, отображения информации на каком-либо материальном носителе, то есть зарегистрированное на носителе представление сведений независимо от того, дошли ли эти сведения до какого-нибудь приёмника и интересуют ли они его.

Традиционно применяют два способа организации данных:

текстовые данные (в файловой системе: текстовый файл, в программировании: строковый тип данных) — последовательность символов алфавита, представленная в виде кодировки.

– двоичные данные — последовательность байтов. «Двоичная» организация не являются способом организации данных как таковым, а лишь термином, объединяющим форматы(формы организации), отличные от текста.

Могут включать в себя разнообразные элементы, такие как машинный (или иной исполняемый) код, числовые данные, условные коды,битовые карты, местоположение других данных, фрагменты текста (см. выше), сжатые и случайные данные.

Источник

Свойства информации.

Виды и формы представления информации

Цели: выявить свойства информации; классифицировать информацию по видам; научить учащихся выбирать понятные формы представления информации.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

– свойства информации;

– виды информации;

– формы представления информации.

Учащиеся должны уметь:

– различать информацию по видам;

– указывать свойства информации;

– выбирать наиболее удачную форму представления информации.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа Power Point или плакаты.

Ход урока

I. Постановка целей урока

1.     Приведите пример актуальной информации.

2.     Какими свойствами обладает историческая информация?

3.     Каковы недостатки информации, размещенной в Интернете?

4.     Звуковая информация является аналоговой или дискретной?

5.     «Пять плюс три равно восемь». это удачная форма представление( данной информации или нет? Почему?

II. Проверка домашнего задания

1.    Вызовите одного ученика к доске и попросите остальных детей задать ему вопросы по теме урока. Оценивайте и вопросы и ответы.

2.    Проверьте решение задач (устно).

3.    Проверьте задачи на «черные ящики». Ученики заранее готовят их на доске во время устного опроса.

III. Изложение нового материала

1. Свойства информации

Вспомним о том, что информация является – частью окружающего нас мира, Т.е. его объектом. И как любой объект информация должна обладать некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что же это за свойства?

Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано это с тем, что (как вам уже известно) в разных науках существует свое определение понятия информации. Соответственно и свойства информации рассматриваются с точки зрения каждой научной дисциплины. Для информатики наиболее важными представляются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность.

Запишем все перечисленные свойства в виде следующей таблицы:

Свойство

Его признаки

Пример

Операции с информацией, усиливающие свойство

Объективность  и субъективность

Зависимость от человеческого фактора

1. Фотоснимок природного объекта более объективен, чем картина, нарисованная человеком.

2. Игра «Глухой телефон».

3. У разных стран и народов одни и те же события  выглядят по-разному

Исключение человеческого фактора, т.е. поручение выполнять различные действия с информацией техническому устройству

Полнота

Характеризует качество и достаточность информации

Рассматривая фотографии, мы получаем меньше информации о нем, чем рассматривая его непосредственно на лугу

Повышает полноту информации

Актуальность

Это степень соответствия информации текущему моменту времени

1. Прогноз погоды на сегодня более актуален, чем на вчера.

2. Предупреждения о различных природных катастрофах

Достоверность

Зависит от уровня «информационного шума». Чем он выше, тем меньше достоверность информации, тем большее ее количество необходимо и более сложные операции ее обработки

1. Если мешать разговору двух людей, достоверность информации уменьшается.

2. Просматривая слайд, мы получаем более достоверную информацию, чем с картинки в учебнике.

3. Не вся информация в Интернете обладает достоверностью

Фильтрация – отсеивание «лишней, информации

Доступность

Мера возможности получить ту или иную информацию

Если у вас нет компьютера, то информация в книге для вас более доступна, чем на компакт-диске

Формализация информации – приведение информации из разных источников к одинаковой форме

Адекватность

Это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Степень  адекватности зависит от совокупности

1. Чем крупнее масштаб, тем адекватнее Географические карты.

2. Чем сложнее конструкторы, тем более адекватную модель дома можно  построить

Фильтрация информации

Читайте также:  Какие факторы обладают бластомогенными свойствами

Одна и та же информация при: различных обстоятельствах обладает разными свойствами. И в ходе информационного процесса человек или техническое устройство отбирает из всего потока информации только ту, которая обладает свойствами, наиболее приемлемыми в данной ситуации.

Упражнение 1 (письменно)

Приведите примеры ситуаций, в которых одна и та же информация обладает различными свойствами.

Ко мне поступила следующая информация:

Ситуация, в которой эту информацию можно принять к сведению (укажите ее присутствующие свойства)

Ситуация, в которой я эту информацию игнори­рую (назовите ее отсутс­твующие свойства)

На улице идет дождь

Мне нужно выйти из дома.

Я выходить из дома не собираюсь.

Процессор – это устройство для обработки информации

Я собираюсь в музыкальную школу.

Я слушаю рассказ на китайском языке.

Я начинаю изучать китайский язык

Я читаю роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Пояснение:

1.     Подготовьте таблицу заранее и раздайте всем учащимся (для экономии времени на уроке).

2.     Попросите во втором столбце нарисовать из присутствующих свойств перечисленных выше, домик. Если свойство присутствует не в полном объеме, то фигуру рисовать не целиком, а частично.

2. Виды информации и формы представления

Информация как объект, кроме того, что обладает различными свойствами еще и классифицируется по видам. Таких классификаций существует несколько. Кроме того, опять-таки каждая наука вводит свою систему классификации. Для информатики главным является то, каким образом информационные процессы реализуются средствами вычислительной техники. Поэтому информатике принята следующая классификация видов информации.

Информация

Аналоговая – непрерывная

(воспринимается человеком)

Дискретная – скачкообразная

(воспринимается вычислительной техникой)

Визуальная

Аудиальная

Тактильная

Обонятельная

Вкусовая

Упражнение 2

Попробуйте назвать источники аналоговой и цифровой информации.

Подсказка:

Источники аналоговой информации:

1.     Скрипка. Может создать звук любой высоты. Переход от тона к TOнyj происходит плавно и непрерывно.

2.      Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яр кость отдельных участков меняется плавно.

3.      Телефон. Громкость звука меняется плавно и непрерывно.

4.      Картина, нарисованная художником с использованием большого количества оттенков красок.

5.      Графики функций.

Источники цифровой информации:

1.   Фортепьяно. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Переход от ноты к ноте осуществляется скачком.

2.   Монитор. Яркость луча изменятся скачком – есть луч (яркая белая или цветная точка), нет луча (черная точка).

3.   Музыкальный проигрыватель компакт-дисков.

4.   Компьютер.

5. Мобильные телефоны.

Пояснение: упражнение выполняется устно. Несколько примеров записать в тетрадь.

Аналоговую информацию можно превратить в цифровую (для этого достаточно, например, разным цветам присвоить номер или музыку записать нотами) и наоборот.

В вычислительной технике такие преобразования производят специальные устройства, которые называются аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи – АЦП и ЦАП.

И, наконец, так как аналоговую информацию человек воспринимает с помощью своих органов чувств, то он стремится зафиксировать ее таким образом, чтобы она стала понятна другим. При этом одна и та же информация может быть представлена в разных формах.

Любую информацию можно представить в форме, наиболее удобной для восприятия. При этом таких представлений может быть несколько, и все эти формы будут являться различными моделями объектов, процессов или явлений.

Упражнение 3

Приведите различные формы представления:

1) Некоторого сообщения;

2) Условия математической задачи.

Подсказка:

Некоторое сообщение

Множество символов на бумаге

Шрифт Брайля

Звук на аудиокассете

Жесты для глухонемых

Условие математической задачи

математическое выражение

у = х2.

При x = -3, -2,-1, 0, 1, 2, 3

Таблица

График

Пояснение: запишите примеры в тетрадь.

IV. Закрепление изученного материала

Ответьте еще раз на вопросы, поставленные в начале урока.

V.            Итоги урока

Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

Домашнее задание

Уровень знания: перечислите свойства информации, ее виды и форм представления.

Уровень понимания: какие виды информации получают животные и растения? Приведите пример информации и ситуации, в которой она буде наиболее адекватной. Какими свойствами обладает историческая информация? Почему? Как со временем изменялись свойства следующей информации: «ЭВМ – это устройство, выполняющее вычислительные операции».

Творческий уровень: придумайте или вспомните какую-нибудь информацию и представьте ее в различных формах. Воспользуйтесь для этого традиционными способами и инструментами или соответствующими программными средствами (графическим и текстовым редактором, электронными таблицами и др.).

Литература

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова. Информатика. Базовый курс для 7-9 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.

О.Л. Соколова  Поурочные разработки. М.: «ВАКО», 2013.

Источник