Какими основными свойствами обладает философский вопрос
Основным в
философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а
бытия – к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его
достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире
и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время
противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны
основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная)
сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении
проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической
(познавательной) стороны основного вопроса:
познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в
философии выделяются основные направления — соответственно материализм и
идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Онтологическую
сторону основного вопроса философии
представляют:
• материализм;
• идеализм;
• дуализм.
Материализм (так
называемая “линия Демокрита”) — направление в философии,
сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной
является материя.
Следовательно:
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует
независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается
в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним
законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной
материи отражать саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей
наряду с материей;
• сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы,
как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);
Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс;
Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности
на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая
доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение
сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки
зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль
материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики,
математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как
сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был
распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии
периода буржуазной революции (XVIIв.),
Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм (“линия Платона”) — направление в философии, сторонники которого в отношениях
материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного
идеализма считается Платон. Согласно
концепции объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• идея первична;
• вся окружающая действительность делится на “мир
идей” и “мир вещей”;
• “мир идей” (эйдосов) изначально существует в Мировом
Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
• “мир вещей” — материальный мир не имеет самостоятельного
существования и является воплощением “мира идей”;
• каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной
вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом – идеи дома, корабль
– идеи корабля и т. д.);
• большую роль в преобразовании “чистой идеи” в
конкретную вещь играет Бог-Творец;
• отдельные идеи (“мир идей”) объективно существуют
независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в
разуме человека через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей)
не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического)
объяснения самого наличия “чистых идей” и превращения “чистой
идеи” в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской
Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии,
других странах Западной Европы.
Наряду с полярными
(конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.
Дуализм как
философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается
в том, что:
• существуют две
независимые субстанции — материальная (обладающая
свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
• все в мире производно (является модусом) либо от одной,
либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи
— от духовной);
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная,
и духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные
стороны единого бытия;
• основного вопроса философии (что первично — материя или
сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание
взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в
философии, сторонники которого
(преимущественно французские просветители XVIII в.)
признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не
участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то
есть признавали Бога, практически не имеющего никаких “полномочий”,
который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали
материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
3. Гносеологическая сторона
основного вопроса философии представлена:
• эмпиризмом (сенсуализмом);
• рационализмом.
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в
основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения (“Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до
этого в опыте и чувственных ощущениях”).
Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только
непосредственно из разума и не зависит от
чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а
сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины,
очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном
доказательстве, — “Бог существует”, “У квадрата равные
углы”, “Целое больше, чем его часть” и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше,
Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней
логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии
связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители гностицизма (как правило,
материалисты) считают, что:
• мир познаваем;
• возможности познания неограничены. Противоположной точки
зрения придерживаются агностики
(как правило, идеалисты):
• мир непознаваем;
• возможности познания ограничены познавательными возможностями
человеческого разума.
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил
Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими
возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и
ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют
загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда,
например:
Бог существует Бога не существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант
выделяет четыре (см. вопрос 36 “Философия Иммануила Канта”).
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности
человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум
может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не
познает внутреннюю сущность данной вещи — “вещи в себе”.
4. В настоящее время,
несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно
не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически
является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
ВХХ в. в западной философии наметилась тенденция
уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он
трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в
будущем может появиться другой основной вопрос философии –проблема
экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования,
управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с
обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни,
счастья.
Источник
Еще древние философы обратили внимание на то, что все существующие явления можно разделить на два принципиально различных вида. Это материальные и духовные (идеальные) явления.
И те, и другие – виды бытия. Материальные явления существуют вне и независимо от сознания человека, идеальные явления связаны с сознанием человека, с его психической деятельностью.
Проблема соотношения материальных и духовных (идеальных) явлений получила название основного вопроса философии. Решение основного вопроса философии имеет смысл после определенного решения исходной философской проблемы, т.е. после того, как признано, что бытие существует.
Дадим общую формулировку основного вопроса философии. Основной вопрос философии (ОВФ) – это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным. ОВФ имеет две стороны (два подвопроса):
1. Первая сторона ОВФ – это вопрос о том, что является первичным: сознание или материя, духовные или материальные явления. Иначе – это вопрос о сущности, природе мира.
2. Вторая сторона ОВФ – это вопрос о познаваемости мира, иначе – это вопрос о том, способно ли сознание, мышление верно отразить материальный мир.
В зависимости от решения первой стороны ОВФ философы делятся на два больших философских направления: материализм и идеализм.
Материалисты считают, что первичной, изначальной является материя по отношению к сознанию, или иначе – материальные явления порождают сознание, духовные (идеальные) явления. Представители материализма:
школа чарвака-локаята (древнеиндийская философия, середина I тыс. до н.э.);
Демокрит (древнегреческий философ, V – IV вв. до н. э.);
Фрэнсис Бэкон (английский философ, XVI – XVII вв.);
Дидро (французский философ-просветитель, XVIII в.);
Фейербах (немецкий философ, XIX в.);
марксисты (Маркс, Энгельс, их последователи, XIX – XX вв.).
Наиболее ярким представителем «старого» материализма был Людвиг Фейербах, который в книге «Cущность христианства» (1841) и др. утверждал вечный и бесконечный характер природы, доказывал, что дух есть лишь высший продукт материи.
Идеалисты считают, что первичными, изначальными являются духовные, идеальные явления по отношению к материальным, или иначе – сознание, дух определяет существование материальных явлений. Различают две разновидности идеализма – субъективный и объективный идеализм. Субъективные идеалисты за начальное, определяющее берут сознание человека, идеальное начало субъекта.
Представители:
Беркли (английский епископ, философ, XVIII в.);
Фихте (немецкий философ, XVIII – XIX вв.);
Мах (австрийский физик, XIX в.);
Гуссерль (немецкий философ, XIX – XX вв.) и др. феноменологи (XX в.);
экзистенциалисты (немецкие, французские и др., ХХ в.).
Именно с Джорджа Беркли сторонников субъективного идеализма начали называть идеалистами (это сделали французские философы-просветители). Он утверждал, что весь мир есть совокупность человеческих ощущений (“ существовать значит быть воспринимаемым”). Для него материя – это ложное, абстрактное понятие. Чтобы уйти от солипсизма, признающего в мире существование сознания единственного человека, Беркли говорил, что источником согласованных ощущений (“идей”) всех людей является Бог.
Родоначальником европейского объективного идеализма считают Платона, который полагал, что природно-человеческий мир является воплощением духовного мира образов – эйдосов: мир вещей подобен тени на белой стене, отбрасываемой пламенем свечи, – миром вечных идеальных сущностей. Объективный идеализм является философской основой религии, средневековые теологи на Западе и Востоке не раз ссылались на идеалистическую философию Платона и его последователей – неоплатоников.
В истории философии о различении материализма и идеализма, материалистов и идеалистов говорили Лейбниц, Беркли, французские просветители XVIII в., В.Соловьев, марксисты и др. Философы, признающие одно первоначало, называются монистами. Есть монистыматериалисты и монисты-идеалисты – это последовательные материалисты или идеалисты (например, Энгельс и Гегель).
Кроме них, существуют философы, которые считают, что в основе мира лежат два независимых друг от друга начала – это дуалисты. Представители дуализма:
Декарт (французский математик и философ, XVII в.);
Кант (немецкий ученый и философ, XVIII в.).
Также выделяются плюралисты, признающие множество независимых первоначал (немецкий математик и философ XVII в. Г. Лейбниц, английский философ XX в. К.Поппер и др.).
Например, Готфрид Лейбниц создал «Монадологию» -учение, согласно которому мир образован бесконечным множеством духовных первоэлементов – монад. При решении второй стороны ОВФ философы делятся на гносеологических оптимистов, агностиков и скептиков. Гносеологические оптимисты – это философы, признающие принципиальную познаваемость мира и его законов
. Их большинство, к ним относятся все последовательные материалисты, а также многие идеалисты (среди них, например, Гегель).
Агностики – это философы, которые отрицают познаваемость мира и его законов. Как правило, среди них субъективные идеалисты (но не все).
Источник
Ïðåäìåò, ñòðóêòóðà, ôóíêöèè è îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè.
Ïëàí
1.Ôèëîñîôèÿ êàê ðàçíîâèäíîñòü ìèðîâîççðåíèÿ.
2.Ïðåäìåò, ìåòîäû è ôóíêöèè ôèëîñîôèè.
3.Îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè è îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ôèëîñîôèè.
1. ÔÈËÎÑÎÔÈß ÊÀÊ ÐÀÇÍÎÂÈÄÍÎÑÒÜ ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍÈß.
ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍÈÅ – öåëîñòíûé âçãëÿä íà ìèð è ìåñòî ÷åëîâåêà â íåì.
 èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà âûäåëÿþòñÿ òðè îñíîâíûå ôîðìû ìèðîâîççðåíèÿ:
1. Ìèôîëîãèÿ
2. Ðåëèãèÿ
3. Ôèëîñîôèÿ
ÌÈÔÎËÎÃÈß ôîðìà îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ, ìèðîâîççðåíèå äðåâíåãî îáùåñòâà, êîòîðîå ñîâìåùàåò â ñåáå êàê ôàíòàñòè÷åñêîå, òàê è ðåàëèñòè÷åñêîå âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.
Ðåëèãèÿ ôîðìà ìèðîâîççðåíèÿ, îñíîâàííàÿ íà âåðå â íàëè÷èå ôàíòàñòè÷åñêèõ, ñâåðõúåñòåñòâåííûõ ñèë, êîòîðûå âëèÿþò íà æèçíü ÷åëîâåêà è îêðóæàþùèé ìèð.
Îñíîâíûìè ìèðîâûìè ðåëèãèÿìè ÿâëÿþòñÿ:
1. Õðèñòèàíñòâî.
2. Èñëàì.
3. Áóääèçì.
Ôèëîñîôñêîå ìèðîâîççðåíèå îòëè÷àåòñÿ îò ðåëèãèîçíîãî è ìèôîëîãè÷åñêîãî òåì, ÷òî îíî:
1. Îñíîâàíî íà çíàíèè (à íà âåðå ëèáî âûìûñëå);
2. Ðåôëåêñèâíî (èìååò ìåñòî îáðàùåííîñòü ìûñëè íà ñàìó ñåáÿ);
3. Ëîãè÷íî (èìååò âíóòðåííåå åäèíñòâî è ñèñòåìó);
4. Îïèðàåòñÿ íà ÷åòêèå ïîíÿòèÿ è êàòåãîðèè.
ÔÈËÎÑÎÔÈß – îñîáûé, íàó÷íî-òåîðåòè÷åñêèé òèï ìèðîâîççðåíèÿ, ýòî íàóêà î ìèðå â öåëîì, îá îáùèõ ïðèíöèïàõ è çàêîíîìåðíîñòÿõ åãî áûòèÿ è õàðàêòåðèçóåòñÿ ñèñòåìàòè÷íîñòüþ, ïîëíîòîé è àðãóìåíòèðîâàííîñòüþ ðàññìîòðåíèÿ ìèðîâîççðåí÷åñêèõ ïðîáëåì, èñïîëüçîâàíèåì ñïåöèàëüíûõ ôèëîñîôñêèõ ïîíÿòèé è ìåòîäîâ. Ñëåäîâàòåëüíî, ôèëîñîôèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ìèðîâîççðåíèå è ÿâëÿåòñÿ ìèðîâîççðåí÷åñêèì çíàíèåì. Áîëåå òîãî, ïîíÿòèå «ìèðîâîççðåíèå» ãîðàçäî øèðå, ÷åì ïîíÿòèå «ôèëîñîôèÿ».
Òàêèì îáðàçîì, ôèëîñîôèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âûñøèé óðîâåíü è âèä ìèðîâîççðåíèÿ, îòëè÷àþùèéñÿ ðàöèîíàëüíîñòüþ, ñèñòåìíîñòüþ, ëîãèêîé è òåîðåòè÷åñêîé îôîðìëåííîñòüþ.
Ôèëîñîôèÿ êàê ìèðîâîççðåíèå ïðîøëà òðè îñíîâíûå ñòàäèè ñâîåé ýâîëþöèè:
1. ÊÎÑÌÎÖÅÍÒÐÈÇÌ – ôèëîñîôñêîå ìèðîâîççðåíèå, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò îáúÿñíåíèå îêðóæàþùåãî ìèðà, ÿâëåíèé ïðèðîäû ÷åðåç ìîãóùåñòâî, âñåñèëüíîñòü áåñêîíå÷íîñòü âíåøíèõ ñèë Êîñìîñà.
2.ÒÅÎÖÅÍÒÐÈÇÌ – òèï ôèëîñîôñêîãî ìèðîâîççðåíèÿ, â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò îáúÿñíåíèå âñåãî ñóùåãî ÷åðåç ãîñïîäñòâî íåîáúÿñíèìîé, ñâåðõúåñòåñòâåííîé ñèëû-Áîãà.
3.Àíòðîïîöåíòðèçì – òèï ôèëîñîôñêîãî ìèðîâîççðåíèÿ, â öåíòðå êîòîðîãî ñòîèò ïðîáëåìà ÷åëîâåêà.
Ãëàâíîå îòëè÷èå ôèëîñîôèè îò âñåõ èíûõ íàóê çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ôèëîñîôèÿ ÿâëÿåòñÿ òåîðåòè÷åñêîé ñèñòåìîé ìèðîâîççðåíèÿ, ïðåäåëüíûì îáîáùåíèåì ðàíåå íàêîïëåííûõ ÷åëîâå÷åñòâîì çíàíèé.
2. ÏÐÅÄÌÅÒ, ÌÅÒÎÄÛ È ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ.
Ïðåäìåòîì íàóêè íàçûâàåòñÿ êðóã âîïðîñîâ, êîòîðûå îíà èçó÷àåò. Îáùóþ ñòðóêòóðó ÏÐÅÄÌÅÒÀ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ – ôèëîñîôñêîãî çíàíèÿ ñîñòàâëÿþò ÷åòûðå îñíîâíûõ ðàçäåëà:
1. Îíòîëîãèÿ (ó÷åíèå î áûòèè).
2. Ãíîñåîëîãèÿ (ó÷åíèå î ïîçíàíèè).
3. ×åëîâåê.
4. Îáùåñòâî.
Îñíîâíûìè ÌÅÒÎÄÀÌÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ (ïóòÿìè, ñðåäñòâàìè, ñ ïîìîùüþ êîòîðîãî îñóùåñòâëÿåòñÿ ôèëîñîôñêîå èññëåäîâàíèå) ÿâëÿþòñÿ:
1. Äèàëåêòèêà.
2. Ìåòàôèçèêà.
3. Äîãìàòèçì.
4. Ýêëåêòèêà.
5. Ñîôèñòèêà.
6. Ãåðìåíåâòèêà.
1.ÄÈÀËÅÊÒÈÊÀ ìåòîä ôèëîñîôñêîãî èññëåäîâàíèÿ, ïðè êîòîðîì âåùè, ÿâëåíèÿ ðàññìàòðèâàþòñÿ ãèáêî, êðèòè÷åñêè, ïîñëåäîâàòåëüíî ñ ó÷åòîì èõ âíóòðåííèõ ïðîòèâîðå÷èé, èçìåíåíèé, ðàçâèòèÿ, ïðè÷èí è ñëåäñòâèé, åäèíñòâà è áîðüáû ïðîòèâîïîëîæíîñòåé.
2.ÌÅÒÀÔÈÇÈÊÀ ìåòîä, ïðîòèâîïîëîæíûé äèàëåêòèêå, ïðè êîòîðîì îáúåêòû ðàññìàòðèâàþòñÿ:
à) Îáîñîáëåííî, êàê ñàìè ïî ñåáå (à íå ñ òî÷êè çðåíèÿ èõ âçàèìîñâÿçàííîñòè).
á) Ñòàòè÷íî (èãíîðèðóåòñÿ ôàêò ïîñòîÿííûõ èçìåíåíèé, ñàìîäâèæåíèÿ, ðàçâèòèÿ).
â) Îäíîçíà÷íî (âåäåòñÿ ïîèñê àáñîëþòíîé èñòèíû, íå óäåëÿåòñÿ âíèìàíèÿ ïðîòèâîðå÷èÿì, íå îñîçíàåòñÿ èõ åäèíñòâî).
3. ÄÎÃÌÀÒÈÇÌ âîñïðèÿòèå îêðóæàþùåãî ìèðà ÷åðåç ïðèçìó äîãì ðàç è íàâñåãäà ïðèíÿòûõ óáåæäåíèé, íåäîêàçóåìûõ, «äàííûõ ñâûøå» è íîñÿùèõ àáñîëþòíûé õàðàêòåð. Äàííûé ìåòîä áûë ïðèñóù ñðåäíåâåêîâîé òåîëîãè÷åñêîé ôèëîñîôèè.
4. ÝÊËÅÊÒÈÊÀ ìåòîä, îñíîâàííûé íà ïðîèçâîëüíîì ñîåäèíåíèè ðàçðîçíåííûõ, íå èìåþùèõ åäèíîãî òâîð÷åñêîãî íà÷àëà ôàêòîâ, ïîíÿòèé, êîíöåïöèé, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî äîñòèãàþòñÿ ïîâåðõíîñòíûå, íî âíåøíå ïðàâäîïîäîáíûå, êàæóùèåñÿ äîñòîâåðíûìè âûâîäû.
5. ÑÎÔÈÑÒÈÊÀ- ìåòîä, îñíîâàííûé íà âûâåäåíèè èç ëîæíûõ, íî èñêóñíî è íåêîððåêòíî ïîäàííûõ êàê èñòèííûå ïîñûëîê (ñóæäåíèé), íîâîé ïîñûëêè, ëîãè÷åñêè èñòèííîé, íî ëîæíîé ïî ñìûñëó ëèáî ëþáîé èíîé âûãîäíîé äëÿ ïðèíèìàþùåãî äàííûé ìåòîä.
6. ÃÅÐÌÅÍÅÂÒÈÊÀ – ìåòîä ïðàâèëüíîãî ïðî÷òåíèÿ è èñòîëêîâàíèÿ ñìûñëà òåêñòîâ. Øèðîêî ðàñïðîñòðàíåí â çàïàäíîé ôèëîñîôèè.
Îäíîâðåìåííî è ÍÀÏÐÀÂËÅÍÈßÌÈ â ôèëîñîôèè, è ÔÈËÎÑÎÔÑÊÈÌÈ ÌÅÒÎÄÀÌÈ ÿâëÿþòñÿ:
1. ÌÀÒÅÐÈÀËÈÇÌ.
2. ÈÄÅÀËÈÇÌ.
3. ÝÌÏÈÐÈÇÌ.
4. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ.
1. Ïðè ÌÀÒÅÐÈÀËÈÑÒÈ×ÅÑÊÎÌ ìåòîäå äåéñòâèòåëüíîñòü âîñïðèíèìàåòñÿ êàê ðåàëüíî ñóùåñòâóþùàÿ, ìàòåðèÿ êàê ïåðâè÷íàÿ ñóáñòàíöèÿ, à ñîçíàíèå- åå ìîäóñ- åñòü ïðîÿâëåíèå ìàòåðèè.
2. Ñóòü ÈÄÅÀËÈÑÒÈ×ÅÑÊÎÃÎ ôèëîñîôñêîãî ìåòîäà- ïðèçíàíèå â êà÷åñòâå ïåðâîíà÷àëà è îïðåäåëÿþùåé ñèëû èäåè, à ìàòåðèè êàê ïðîèçâîäíîé îò èäåè, åå âîïëîùåíèåì.
3. ÝÌÏÈÐÈÇÌ- ìåòîä è íàïðàâëåíèå â ïîçíàíèè, ñîãëàñíî êîòîðîìó â îñíîâå ïîçíàâàòåëüíîãî ïðîöåññà, çíàíèÿ ëåæèò îïûò, ïîëó÷àåìûé ïðåèìóùåñòâåííî â ðåçóëüòàòå ÷óâñòâåííîãî ïîçíàíèÿ.
4. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ ôèëîñîôñêèé ìåòîä è íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, â ñèëó êîòîðîãî èñòèííîå. Àáñîëþòíî äîñòîâåðíîå çíàíèå ìîæåò áûòü äîñòèãíóòî òîëüêî ñ ïîìîùüþ ðàçóìà (òî åñòü âûâåäåíî èç ñàìîãî ðàçóìà) áåç âëèÿíèÿ îïûòà è îùóùåíèé.
ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ïðèìåíåíèÿ ôèëîñîôèè, ÷åðåç êîòîðûå ðåàëèçóþòñÿ åå öåëè, çàäà÷è, íàçíà÷åíèå.
Ïðèíÿòî âûäåëÿòü ÔÓÍÊÖÈÈ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ:
1. Ìèðîâîççðåí÷åñêóþ.
2. Ìåòîäîëîãè÷åñêóþ.
3. Ãíîñåîëîãè÷åñêóþ.
4. Êðèòè÷åñêóþ.
5. Àêñèîëîãè÷åñêóþ.
6. Ñîöèàëüíóþ.
7. Âîñïèòàòåëüíî-ãóìàíèòàðíóþ.
8. Ïðîãíîñòè÷åñêóþ.
1. ÌÈÐÎÂÎÇÇÐÅÍ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ öåëîñòíîñòè êàðòèíû ìèðà, ïðåäñòàâëåíèé îá åãî óñòðîéñòâå, ìåñòå ÷åëîâåêà â íåì, ïðèíöèïîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îêðóæàþùèì ìèðîì..
2. ÌÅÒÎÄÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ôèëîñîôèÿ âûðàáàòûâàåò îñíîâíûå ìåòîäû ïîçíàíèÿ îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.
3. ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß îäíà èç îñíîâîïîëàãàþùèõ ôóíêöèé ôèëîñîôèè èìååò öåëüþ ïðàâèëüíîå è äîñòîâåðíîå ïîçíàíèå îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè (òî åñòü ìåõàíèçì ïîçíàíèÿ)
4. Ðîëü ÊÐÈÒÈ×ÅÑÊÎÉ ôóíêöèè ïîäâåðãàòü ñîìíåíèþ îêðóæàþùèé ìèð è ñóùåñòâóþùåå çíàíèå, èñêàòü èõ íîâûå ÷åðòû, êà÷åñòâà , âñêðûâàòü ïðîòèâîðå÷èÿ.
5. ÀÊÑÈÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ ôèëîñîôèè (â ïåðåâîäå ñ ãðå÷åñêîãî axios öåííûé) – çàêëþ÷àåòñÿ â îöåíêå âåùåé, ÿâëåíèé îêðóæàþùåãî ìèðà ñ òî÷êè çðåíèÿ ðàçëè÷íûõ öåííîñòåé ìîðàëüíî-íðàâñòâåííûõ, ýòè÷åñêèõ, ñîöèàëüíûõ, èäåîëîãè÷åñêèõ è äð. Öåëü àêñèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèè áûòü «ñèòîì», ÷åðåç êîòîðîå ïðîïóñêàòü âñå íóæíîå, öåííîå è ïîëåçíîå è îòáðàñûâàòü òîðìîçÿùåå è îòæèâøåå.
6. ÑÎÖÈÀËÜÍÀß ôóíêöèÿ îáúÿñíèòü îáùåñòâî, ïðè÷èíû åãî âîçíèêíîâåíèÿ, ýâîëþöèþ, ñîâðåìåííîå ñîñòîÿíèå, åãî ñòðóêòóðó, ýëåìåíòû, äâèæóùèå ñèëû; âñêðûòü ïðîòèâîðå÷èÿ, óêàçàòü ïóòè èõ óñòðàíåíèÿ èëè ñìÿã÷åíèÿ, ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ îáùåñòâà.
7. ÂÎÑÏÈÒÀÒÅËÜÍÎ-ÃÓÌÀÍÈÒÀÐÍÀß ôóíêöèÿ ôèëîñîôèè ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû êóëüòèâèðîâàòü ãóìàíèñòè÷åñêèå èäåàëû è öåííîñòè, ïðèâèâàòü èõ ÷åëîâåêó è îáùåñòâó.
8. ÏÐÎÃÍÎÑÒÈ×ÅÑÊÀß ôóíêöèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû íà îñíîâàíèè èìåþùèõñÿ ôèëîñîôñêèõ çíàíèé îá îêðóæàþùåì ìèðå è ÷åëîâåêå, äîñòèæåíèÿõ ïîçíàíèÿ ñïðîãíîçèðîâàòü òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ, áóäóùåå ìàòåðèè, ñîçíàíèÿ, ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ, ÷åëîâåêà, ïðèðîäû è îáùåñòâà.
3.ÎÑÍÎÂÍÎÉ ÂÎÏÐÎÑ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ È ÎÑÍÎÂÍÛÅ ÍÀÏÐÀÂËÅÍÈß ÔÈËÎÑÎÔÈÈ.
ÎÑÍÎÂÍÛÌ Â ÔÈËÎÑÎÔÈÈ òðàäèöèîííî Ñ×ÈÒÀÅÒÑß ÂÎÏÐÎÑ ÎÁ ÎÒÍÎØÅÍÈÈ ÌÛØËÅÍÈß Ê ÁÛÒÈÞ, À ÁÛÒÈß Ê ÌÛØËÅÍÈÞ (ñîçíàíèþ).
ÌÀÒÅÐÈß È ÑÎÇÍÀÍÈÅ (äóõ) äâå íåðàçðûâíûå è â òî æå âðåìÿ ïðîòèâîïîëîæíûå õàðàêòåðèñòèêè áûòèÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì ñóùåñòâóþò ÄÂÅ ÑÒÎÐÎÍÛ ÎÑÍÎÂÍÎÃÎ ÂÎÏÐÎÑÀ ÔÈËÎÑÎÔÈÈ îíòîëîãè÷åñêàÿ è ãíîñåîëîãè÷åñêàÿ.
1. ÎÍÒÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß (áûòèéíàÿ) ñòîðîíà îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè çàêëþ÷àåòñÿ â ïîñòàíîâêå è ðåøåíèè ïðîáëåìû: ÷òî ïåðâè÷íî ìàòåðèÿ èëè ñîçíàíèå?
2. Ñóòü ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÎÉ (ïîçíàâàòåëüíîé) ñòîðîíû îñíîâíîãî âîïðîñà: ïîçíàâàåì èëè íåïîçíàâàåì ëè ìèð, ÷òî ïåðâè÷íî â ïðîöåññå ïîçíàíèÿ?
 çàâèñèìîñòè îò îíòîëîãè÷åñêîé è ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîí â ôèëîñîôèè âûäåëÿþòñÿ îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ñîîòâåòñòâåííî ìàòåðèàëèçì è èäåàëèçì, à òàêæå ýìïèðèçì è ðàöèîíàëèçì.
ÌÀÒÅÐÈÀËÈÇÌ (òàê íàçûâàåìàÿ «ëèíèÿ Äåìîêðèòà») íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî ñ÷èòàëè. ×òî â îòíîøåíèÿõ ìàòåðèè è ñîçíàíèÿ ïåðâè÷íîé ÿâëÿåòñÿ ìàòåðèÿ.
Ñëåäîâàòåëüíî:
1. Ìàòåðèÿ ðåàëüíî ñóùåñòâóåò
2. Ìàòåðèÿ ñóùåñòâóåò íåçàâèñèìî îò ñîçíàíèÿ (òî åñòü ñóùåñòâóåò íåçàâèñèìî îò ìûñëÿùèõ ñóùåñòâ è îò òîãî, ìûñëèò î íåé êòî-ëèáî èëè íåò)
3. Ìàòåðèÿ ÿâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ñóáñòàíöèåé íå íóæäàåòñÿ â ñâîåì ñóùåñòâîâàíèè íè â ÷åì, êðîìå ñàìîé ñåáÿ;
4. Ìàòåðèÿ ñóùåñòâóåò è ðàçâèâàåòñÿ ïî ñâîèì âíóòðåííèì çàêîíàì.
5. Ñîçíàíèå (äóõ) åñòü ñâîéñòâî (ìîäóñ) âûñîêîîðãàíèçîâàííîé ìàòåðèè îòðàæàòü ñàìó ñåáÿ (ìàòåðèþ).
6. Ñîçíàíèå íå ÿâëÿåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ñóáñòàíöèåé, ñóùåñòâóþùåé íàðÿäó ñ ìàòåðèåé.
7. Ñîçíàíèå îïðåäåëÿåòñÿ ìàòåðèåé (áûòèåì).
Ê ìàòåðèàëèñòè÷åñêîìó íàïðàâëåíèþ ïðèíàäëåæàëè òàêèå ôèëîñîôû, êàê Äåìîêðèò, ôèëîñîôû Ìèëåòñêîé øêîëû (Ôàëåñ, Àíàêñèìàíäð, Àíàêñèìåí); Ýïèêóð; Áýêîí, Ëîêê; Ñïèíîçà; Äèäðî è èíûå ôðàíöóçñêèå ìàòåðèàëèñòû; Ãåðöåí; ×åðíûøåâñêèé; Ìàêñ; Ýíãåëüñ;Ëåíèí.
ÈÄÅÀËÈÇÌ («ëèíèÿ Ïëàòîíà») íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî â îòíîøåíèè ìàòåðèè è ñîçíàíèÿ ïåðâè÷íûì ñ÷èòàëè ñîçíàíèå (èäåþ, äóõ).
 èäåàëèçìå âûäåëÿþòñÿ äâà ñàìîñòîÿòåëüíûõ íàïðàâëåíèÿ:
1. ÎÁÚÅÊÒÈÂÍÛÉ èäåàëèçì (Ïëàòîí, Ëåéáíèö, Ãåãåëü è äð.)
2. ÑÓÁÚÅÊÒÈÂÍÛÉ èäåàëèçì (Áåðêëè, Þì).
Îñíîâàòåëåì îáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà ñ÷èòàåòñÿ ÏËÀÒÎÍ. Ñîãëàñíî Ó×ÅÍÈÞ îáúåêòèâíîãî èäåàëèçìà:
1. Ðåàëüíî ñóùåñòâóåò òîëüêî èäåÿ.
2. Èäåÿ ïåðâè÷íà.
3. Âñÿ îêðóæàþùàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü äåëèòñÿ íà «ìèð èäåé» è «ìèð âåùåé».
4. «Ìèð èäåé» (ýéäîñîâ) èçíà÷àëüíî ñóùåñòâóåò â Ìèðîâîì Ðàçóìå (Áîæåñòâåííîì Çàìûñëå è ò.ä.).
5. «Ìèð âåùåé» – ìàòåðèàëüíûé ìèð íå èìååò ñàìîñòîÿòåëüíîãî ñóùåñòâîâàíèÿ è ÿâëÿåòñÿ âîïëîùåíèåì «ìèðà èäåé».
6. Áîëüøóþ ðîëü â ïðåîáðàçîâàíèè «÷èñòîé èäåè» â êîíêðåòíóþ âåùü èãðàåò Áîã-Òâîðåö.
7. Îòäåëüíûå èäåè («ìèð èäåé») îáúåêòèâíî ñóùåñòâóþò íåçàâèñèìî îò íàøåãî ñîçíàíèÿ.
 ïðîòèâîïîëîæíîñòü îáúåêòèâíûì èäåàëèñòàì, ÑÓÁÚÅÊÒÈÂÍÛÅ èäåàëèñòû (ÁÅÐÊËÈ, ÞÌ, ÔÈÕÒÅ è äð.) ñ÷èòàëè, ÷òî:
1. Âñå ñóùåñòâóåò òîëüêî â ñîçíàíèè ïîçíàþùåãî ñóáúåêòà (÷åëîâåêà).
2. Èäåè ñóùåñòâóþò â ðàçóìå ÷åëîâåêà.
3. Îáðàçû (èäåè) ìàòåðèàëüíûõ âåùåé òàêæå ñóùåñòâóþò òîëüêî â ðàçóìå ÷åëîâåêà ÷åðåç ÷óâñòâåííûå îùóùåíèÿ.
4. Âíå ñîçíàíèÿ îòäåëüíîãî ÷åëîâåêà íè ìàòåðèè, íè äóõà (èäåé) íå ñóùåñòâóåò.
Íàðÿäó ñ ïîëÿðíûìè (êîíêóðèðóþùèìè) ãëàâíûìè íàïðàâëåíèÿìè ôèëîñîôèè – ìàòåðèàëèçìîì è èäåàëèçìîì ñóùåñòâóþò ÏÐÎÌÅÆÓÒÎ×ÍÛÅ (êîìïðîìèññíûå) ÒÅ×ÅÍÈß – ÄÓÀËÈÇÌ È ÄÅÈÇÌ.
ÄÓÀËÈÇÌ êàê ôèëîñîôñêîå íàïðàâëåíèå áûë îñíîâàí Äåêàðòîì. Ñóòü äóàëèçìà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ñóùåñòâóþò äâå íåçàâèñèìûå ñóáñòàíöèè ìàòåðèàëüíàÿ (îáëàäàþùàÿ ñâîéñòâîì ïðîòÿæåíèÿ) è äóõîâíàÿ (îáëàäàþùàÿ ñâîéñòâîì ìûøëåíèÿ).
ÄÅÈÇÌ íàïðàâëåíèå â ôèëîñîôèè, ñòîðîííèêè êîòîðîãî (ïðåèìóùåñòâåííî ôðàíöóçñêèå ïðîñâåòèòåëè 18 âåêà) ïðèçíàâàëè íàëè÷èå Áîãà, êîòîðûé, ïî èõ ìíåíèþ, åäèíîæäû ñîòâîðèâ ìèð, óæå íå ó÷àñòâóåò â åãî äàëüíåéøåì ðàçâèòèè è íå âëèÿåò íà æèçíü è ïîñòóïêè ëþäåé.
ÃÍÎÑÅÎËÎÃÈ×ÅÑÊÀß(ïîçíàâàòåëüíàÿ) ñòîðîíà îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè ïðåäñòàâëåíà:
1. ÝÌÏÈÐÈÇÌÎÌ (ñåíñóàëèçìîì).Îñíîâàòåëåì ýìïèðèçìà ÿâëÿåòñÿ Ô.Áýêîí.
Ýìïèðèñòû ñ÷èòàëè, ÷òî â îñíîâå ïîçíàíèÿ ìîãóò ëåæàòü ëèøü îïûò è ÷óâñòâåííûå îùóùåíèÿ («Íåò íè÷åãî â ìûñëÿõ ( â ðàçóìå), ÷åãî áû íå áûëî äî ýòîãî â îïûòå è ÷óâñòâåííûõ îùóùåíèÿõ».
2. ÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌÎÌ. Îñíîâîïîëîæíèêîì ðàöèîíàëèçìà (îò ëàò. ratio ðàçóì) ñ÷èòàåòñÿ Ð.Äåêàðò. Îñíîâíàÿ èäåÿ ðàöèîíàëèçìà â òîì, ÷òî èñòèííîå (äîñòîâåðíîå) çíàíèå ìîæåò áûòü âûâåäåíî òîëüêî íåïîñðåäñòâåííî èç ðàçóìà è íå çàâèñèò îò ÷óâñòâåííîãî îïûòà.
 êà÷åñòâå îñîáîãî íàïðàâëåíèÿ âûäåëÿåòñÿ ÈÐÐÀÖÈÎÍÀËÈÇÌ (Íèöøå, Øîïåíãàóýð). Ñîãëàñíî èððàöèîíàëèñòàì ìèð õàîòè÷åí, íå èìååò âíóòðåííåé ëîãèêè, à ñëåäîâàòåëüíî, íèêîãäà íå áóäåò ïîçíàí ðàçóìîì.
Ñ ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîíîé îñíîâíîãî âîïðîñà ôèëîñîôèè ñâÿçàíû ïîíÿòèÿ ãíîñòèöèçìà è àãíîñòèöèçìà.
Ïðåäñòàâèòåëè ÃÍÎÑÒÈÖÈÇÌÀ (êàê ïðàâèëî, ìàòåðèàëèñòû) ñ÷èòàþò, ÷òî:
1. Ìèð ïîçíàâàåì.
2. Âîçìîæíîñòè ïîçíàíèÿ íåîãðàíè÷åííû.
Ïðîòèâîïîëîæíîé òî÷êè çðåíèÿ ïðèäåðæèâàþòñÿ ÀÃÍÎÑÒÈÊÈ (êàê ïðàâèëî, èäåàëèñòû):
1. Ìèð íåïîçíàâàåì.
2. Âîçìîæíîñòè ïîçíàíèÿ îãðàíè÷åíû ïîçíàâàòåëüíûìè âîçìîæíîñòÿìè ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçóìà.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ, íåñìîòðÿ íà òûñÿ÷åëåòíèå èñêàíèÿ ôèëîñîôîâ, îñíîâíîé âîïðîñ ôèëîñîôèè äîñòîâåðíî íå ðåøåí íè ñ îíòîëîãè÷åñêîé, íè ñ ãíîñåîëîãè÷åñêîé ñòîðîíû è ôàêòè÷åñêè ÿâëÿåòñÿ èçâå÷íîé (íåðàçðåøåííîé) ôèëîñîôñêîé ïðîáëåìîé.
Источник