Какими психическими свойствами обладает малолетний ребенок

допрос несовершеннолетний потерпевший
Личность несовершеннолетнего потерпевшего еще недостаточно изучена в криминологическом (виктимологическом- от лат. victima – жертва, logos – учение), социологическом и уголовно-правовом аспектах. Глубокое изучение поведения несовершеннолетнего потерпевшего в данных направлениях имеет большое теоретическое и практическое значение в плане виктимологической профилактики различных видов преступлений.
Между личностью любого человека и его поведением существует неразрывная связь. Личность и ее психические свойства «одновременно и предпосылка, и результат ее деятельности». Внутреннее психическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении».
Социальные качества формируются на протяжении длительного времени в процессе взаимодействия человека с внешней средой. Нравственное формирование личности, как положительное, так и дефектное, есть в значительной мере результат воздействия воспитателей, в частности родителей, родственников, друзей, т. е. лиц, составляющих важнейший компонент микросреды субъекта. Человек не рождается личностью. Он становится ею, овладевая опытом социальной жизни. При формировании личности «разные по характеру и силе внешние воздействия, преломляясь через психофизические данные этого лица, превращаются в его привычки, потребности, становятся критериями предъявляемых к себе и другим требований». По данным исследования, проведенного В.С. Минской и Г.И. Чечелем, удельный вес несовершеннолетних потерпевших (31, 3%) даже превышает удельный вес несовершеннолетних преступников (23, 7%).
С учетом этого авторы делают вывод, что ряд психологических особенностей возраста несовершеннолетних: доверчивость, легкая внушаемость, наивность, любопытство, неумение адекватно реагировать на быстро изменяющиеся ситуации в силу незавершенности их нравственного формирования, отставание психического развития от развития физического, преобладание в психической деятельности процессов возбуждения над процессами торможения, а иногда и просто физическая слабость ребенка, – все это способствует становлению жертв преступления более, чем становлению преступника.
Как правило, получить какие-либо сведения, беседуя с ребенком, можно уже с трехлетнего возраста. Назовем основные характеристики потерпевших дошкольного возраста (3-6 лет).
Хотя детей в этом возрасте считают слишком маленькими для дачи показаний в суде, часто их рассказ столь неоспорим, что полностью убеждает следствие и суд в процессе дачи показаний. Тем не менее они не могут понять, почему эти вещи произошли с ними. Дети имеют живое воображение, но прекрасно понимают разницу между настоящим и ненастоящим. Они способны сказать неправду, но делают это очень редко – и их ложь обычно совершенно очевидна.
Они живут жизнью, тесно связанной с их семьей и ежедневными событиями, происходящими в ней; и многого не понимают в жизни, протекающей вне рамок их дома. Не понимают абстрактных и сложных вещей. Могут иметь либо не иметь представления о времени, которое показывают часы. Но даже наиболее развитые дошкольники соотносят время с каждодневными событиями, например, обед, конкретная программа по телевидению или время спать. Могут рассказать о событиях по порядку, но часто путают второстепенные детали.
Большинство дошкольников могут быть достаточно разговорчивыми после преодоления первоначальной застенчивости с незнакомыми людьми, однако есть и такие, которые могут быть слишком малы или запуганы, особенно если они подвергались долговременному насилию.
Для таких маленьких детей знакомая обстановка их собственного дома наиболее подходит для разговора, если, конечно, она не вызывает страха, поскольку ранее являлась местом насилия. Печенье или конфета может помочь растопить лед, как и игрушка, книга, бумага для рисования. В то время как ребенок играет, он будет менее стеснительным, быстрее расслабится и начнет говорить. Позже игрушки или рисунок могут помочь ему в описании происшедшего.
Работая с такими потерпевшими, необходимо учитывать два фактора. Первый – безотлагательность. Хотя у маленьких детей хорошая память, по прошествии некоторого времени после инцидента они могут путать последовательность событий или терять остроту воспоминаний. Второе – это состояние ребенка. Он может быть беспокойным и капризным из-за самого происшествия, из-за последовавшего лечения или из-за резкого изменения режима. При этих условиях даже очень опытному работнику будет трудно получить связный рассказ.
Продолжительность разговора с ребенком и повторение рассказа перед несколькими разными организациями также является проблемой. Беседующий должен понимать, что метод постоянно продолжающихся вопросов возможен в случае со взрослым, но может быть неприемлем с детьми. Серия коротких 20-минутных бесед может принести большую пользу, чем одна продолжительная. Если делом занимается более чем одна организация, то детей нужно избавить от повторения одних и тех же вопросов.
Начиная разговор, взрослый должен проявить искреннюю заинтересованность и дружелюбие. Один из способов наладить контакт – сесть так, чтобы лицо взрослого было на одном уровне с лицом ребенка – это смягчит возрастное разделение. Терпение часто вознаграждается – даже ребенок, который сначала отказывается говорить и на вопрос о возрасте поднимает четыре пальца, может расслабиться и начать разговор в течение нескольких минут.
Поскольку многим детям нравится говорить о себе, своей семье, своих интересах, неформальные отношения можно установить, затронув эти темы. Нельзя начинать разговор с вопросов: «Что случилось?» или «Что ты сделал?» Разговор на отвлеченные темы поможет получить более четкое понимание того, какие фразы, мысли и слова ребенок может воспринимать. Все вопросы впоследствии нужно формулировать понятным ребенку образом. Когда взрослый хочет обсудить конкретные части тела и не совсем уверен, как их называет ребенок, надо указать на эту часть тела и спросить, как ребенок ее называет. Также полезно иметь куклу или книгу с изображениями людей в разном возрасте. Ребенок может использовать ее, чтобы показать, как выглядят члены семьи.
Если ребенок проявляет желание и способность рассказать, то не надо прерывать его. Беседующему нужно вмешиваться только для того, чтобы ребенок не останавливался, но не направлять его конкретно. Для продолжения рассказа иногда нужно кивнуть в знак согласия, повторить ключевые слова или последние слова и фразы, сказанные ребенком, что убедит ребенка в заинтересованности слушателя и поможет получить дальнейшую информацию.
В исследованиях приводятся различные данные о возможности детей противостоять внушениям, искажающим их воспоминания об инциденте. Некоторые исследователи утверждают, что такой способности на уровне взрослого дети достигают к семи годам, другие говорят, что к двенадцати.
Но все они сходятся на том, что внушаемость детей наиболее сильна в незнакомых им областях, что включает и второстепенные подробности, и те, которые не являются важными лично для ребенка. Маленькие дети более уязвимы для внушения после происшествия, чем взрослые, при этом отличия в материалах расследования имеют больше отношения к построению исследования, чем к способностям детей.
Дети младшего школьного возраста (7-11 лет) учатся в школе и начинают понимать, что жизнь не ограничивается рамками их семьи и дома. Они заводят собственных друзей и самостоятельно существуют в окружающем мире. Поскольку их жизнь состоит в большей степени из событий окружающего мира, они лучше способны соотносить их со временем и местом. В этом возрасте у детей развивается сильное чувство справедливости и интерес к правилам. Иногда сомнения ребенка в том, что хорошо, а что плохо, не дают ему говорить о факте происшествия, но многие дети испытывают нужду в признании из-за сильного чувства вины.
Уже к возрасту двух лет дети осознают разницу между правдой и ложью. Но до возраста 10-11 лет они, тем не менее понимая различие между ошибкой и ложью (особенно ее намеренным характером), могут быть непостоянны в их определении. Дети могут оказаться не в состоянии дать определение лжи или же разобраться, где ложь, а где ошибка, с достаточной степенью надежности. Дети от 6 до 12 лет более подвержены смешиванию фактов и фантазий, чем взрослые. Беседуя с ребенком, нужно отдавать себе отчет, во-первых, в том, что честность не усиливается с возрастом, а, во-вторых, ложно убеждение в том, что уверенный ребенок точно передает информацию.
Беседуя с младшим школьником, нужно использовать похожие методы установления контакта с учетом того, какой уровень понимания демонстрирует ребенок. Иногда последний может использовать научные термины, поскольку это меньше смущает, иногда он может использовать «уличные» слова. Допрашивающий должен быстро решить, нужно ли использовать научную терминологию или придерживаться выражений ребенка. И то, и другое может быть правильным, неправильно только избегать некоторых слов и упоминаний. Дети весьма восприимчивы и очень быстро схватывают вещи, которые заставляют взрослых чувствовать неловкость.
Не стоит ожидать от детей 9-10 лет предоставления «надежной» оценки времени, скорости, расстояния, размера, высоты, веса, цвета или знания структуры отношений, включая родственные. Даже способность взрослых ориентироваться в таких вещах очень часто переоценивается.
В заключение разговора нужно спросить ребенка, есть ли что-либо еще, что он хотел бы сказать. Если нет, то ребенка нужно не просто отпустить, а обязательно одобрить и поблагодарить за оказанную помощь, а также поощрить рассказать все, что он вспомнит позже, родителю или родственнику. Если ребенок достаточно взрослый, ему надо дать понять, что позднее может понадобиться дополнительный разговор.
Подростковый возраст (12-15 лет), возможно, является одним из самых сложных периодов в жизни ребенка, поскольку связан с резкими физическими и эмоциональными изменениями. Подростки могут быть эмоционально уверенными в себе и готовыми принять чувство ответственности. Однако взгляд на важность определенных вещей может сильно отличаться от мировоззрения их родителей и других взрослых. Они отчаянно хотят быть взрослыми, но их поведение все еще является детским.
Разговор с ребенком этой возрастной группы имеет мало отличий от сказанного ранее. Допрашивающий должен с особым вниманием учитывать, что вопросы секса могут вызывать наибольшее смущение в этом возрасте из-за изменений, которые ребенок проходит в своем нормальном развитии. Также необходимо быть готовым к значительным колебаниям в развитости и зрелости детей.
По мере продолжения физического и умственного развития (в 15-17 лет) подростки испытывают сильное волнение и смятение. Трудности в приспособлении к новым изменениям могут выражаться в раздражительности, усталости, чувствительности, желании спорить, обидчивости. Они могут требовать от родителей предоставления большей свободы, но в действительности не всегда способны жить самостоятельно и искать большего порядка и ограничений.
Они получают большую поддержку от сверстников, но поскольку сверстники сами находятся на стадии развития, то помощь их невелика и поддержка принимает форму сочувствия.
Их поведение отличается непостоянством, поскольку они способны любить и ненавидеть одного и того же человека. Они имеют тенденцию скрывать свои чувства, но неожиданно могут доверять их взрослым в откровенных разговорах, иногда рассказывая абсолютную неправду.
Подростки этого возраста могут производить впечатление собранности и хладнокровия, и довольно легко говорят о происшедшем с ними. Тем не менее их чувство вины или соучастия в происшедшем может быть даже сильнее, чем у детей более раннего возраста, и взрослый должен быть готов выслушать длинный рассказ с элементами сомнения в себе. Под внешним спокойствием может скрываться ужасное переживание факта происшествия. Беседующий должен проявить осторожность и не преуменьшить важность данной информации.
Источник
У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается. Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.
Психические расстройства у детей и подростков
Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.
Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.
У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети. С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные. Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.
У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.
К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».
Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.
Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.
Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.
У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей. Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.
Также для детского аутизма характерны такие симптомы:
- стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
- компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
- предпочтение однообразия и страх перемен;
- узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
- агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.
Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.
Детское гиперкинетическое расстройство
Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации. Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца. Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.
Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.
Расстройства физиологических функций
Сюда относится:
- заикание;
- энурез.
Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь. Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга. Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.
Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.
Тики
Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.
Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.
Олигофрения
Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.
Кретинизм
Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.
Подростковые психические расстройства
Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.
Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков
Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы. Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями. Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.
Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.
Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.
Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.
В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.
Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.
Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/u-detej
Источник