Какими свойств обладает мораль


Мораль— это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Структура морали.
1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.
Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень – психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:
а) к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.);
б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);
в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.). Рациональный уровень – способность личности к логическому анализу и самоанализу – является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.
Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей.
Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ “Я” изначально содержит в себе “идеал-Я” или стремление к совершенству
2. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.
Поступок — центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место занимают мотивация и оценка (самооценка). Мотивация (мотив, намерение) играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам покупок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна.
Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом она может одновременно служить его мотивацией.
3. Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.
СВОЙСТВА МОРАЛИ
С первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения: по отношению к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелительном наклонении: указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью (от лат. imperative – повелевать).
Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщенный характер. В отличие от обычая, который регламентирует все детали поведения, или права, которое стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общее положительное направление в поведении, которое индивид конкретизирует, применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро! Значение более частных нравственных представлений зависит от общей ориентации мировоззрения: например, принцип трудолюбия в традиционной, буржуазной и советской морали имеет разное наполнение.
Моральные требования имеет всепроницающий характер: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права, имеющих локальное распространение и регулирующих вполне определенные сферы отношений.
Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональная регуляция. В то время как для поддержания правопорядка есть соответствующие органы: прокуратура, милиция, суд, в морали эту функцию берет на себя общественное мнение и совесть индивида. По большому счету внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общества
Моральные требования имеют личностную форму, т.е. это требования, обращенные личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека. Поэтому форма морального требования: «я должен…» (а не «ты должен…», как мы обычно говорим друг другу).
Итак, мораль представляет собой способ неинституциональной регуляции человеческого поведения с помощью требований, имеющих личностную форму, обобщенный и всепроницающий характер.
Наряду с перечисленными простыми признаками, мораль обладает также набором противоречивых свойств.
Функции морали
1.Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
2.Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
3.Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
4.Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
5.Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
6.Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.
7.Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 4618 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку, правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения. Безусловно, с развитием общества мораль претерпевает существенные изменения.
Анализируя состояние морали в современном обществе можно сделать ряд выводов:
· происходит ослабление семейных, клановых, общинных и других коллективных связей. Что ведет к снижению взаимовыручки, росту эгоизма, подрыву семейных устоев;
· жизнь большинства людей современного общества подчинена достижению таких ценностей как материальное благополучие, достаток, карьерный рост, богатство, снижено значение ценностей здоровья, образования, любви, дружбы, духовного развития;
· достижение личной свободы, которой так гордиться современное общество, переходит во вседозволенность;
· растут агрессия и насилие;
· происходит культурное обеднение.
Основными задачами развития морали и этики как науки в ближайшие годы должно стать решение перечисленных проблем.
Мораль реализует следующие функции:
· гуманизирующую. Мораль возвращает человеку его целостность, полнокровность существования;
· регулятивную. Мораль регулирует поведение как отдельного человека, так и общества;
· ценностно-ориентирующую. Мораль придает повседневности нашего существования высший смысл, создает идеалы;
· познавательную. Человек в процессе жизни познает смысл явлений, поступков, поведения как собственного, так и окружающих его людей;
· воспитательную. Мораль делает человека человеком. Нравственное воспитание считают основой любого другого.
Морали присущи следующие свойства:
· императивность – способность морали требовать от человека определенного поведения, отношения к другим людям;
· нормативность – объективная необходимость и целесообразность определенного рода взаимоотношений между людьми;
· оценочность – установление соответствия или несоответствия определенного действия, поступка человека требованиям морали.
Мораль включает следующие составляющие:
1) нравственные нормы. Простейшая форма нравственных утверждений, например, «не убий», «не укради». Норма определяет поведение человека в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Способы поведения в этих ситуациях сообщаются человеку с детства, обычно ими пользуются не задумываясь;
2) нравственные качества. Греческие философы выделяли четыре основные добродетели человека: мудрость, мужество, умеренность, справедливость. В настоящее время перечень нравственных качеств человека значительно шире (благоразумие, щедрость, доброжелательность, тактичность, ответственность и др.) Однако следует помнить, что одно достоинство не может искупить множество недостатков;
3) нравственные принципы. Нравственные качества взаимодополняют друг друга и образуют общую линию поведения человека, формулируя нравственные принципы.
К нравственным принципам относятся коллективизм, патриотизм, альтруизм, человеколюбие и др. Человек, выбирая нравственные принципы, выбирает моральную ориентацию. Принципиальность считается одним из основных достоинств личности;
1) нравственные идеалы. Идеал – это та конечная цель, к которой направлено нравственное развитие личности. Идеалы у каждого человека индивидуальны, они вдохновляют личность совершенствоваться и развиваться;
2) высшие нравственные ценности. Высшим регулятором нравственного поведения личности являются высшие нравственные ценности, к ним обычно относят свободу, смысл жизни и счастье.
Высшими нравственными ценностями являются:
· смысл жизни;
· свобода;
· счастье
Человек смертен. Утверждая осмысленность, ненапрасность жизни личность справляется со страхом смерти, преодолевает смерть в моральном плане. То, для чего живет человек, невозможно узнать извне как какую-либо информацию, осмыслить свое существование человек может только при помощи чувств и разума. Смысл жизни возможно постигнуть только реально живя, т.е. практически, он создается и утверждается самой жизнью человека.
Понятие «свобода», с точки зрения этики, может быть представлено как возможность субъекта (личности, группы людей, общества) обрести определенную власть над объектом. Под объектом в данном случае понимается необходимость, потребность человека.
Различают следующие виды свободы:
· абсолютную – всегда идеальную, в перспективе связанную с предельной самореализацией личности;
· относительную – реальную, показывающую зависимость человека от объективных обстоятельств, которые находятся за пределами его власти;
· потенциальную – готовность субъекта к саморазвитию при наличии благоприятных обстоятельств;
· актуальную – самореализацию человека в реальных действиях и поступках;
· нравственную – понимаемую как способность личности управлять своими поступками, как единство моральной необходимости и субъективной добровольности поведения. Реализация нравственной свободы личности предполагает добровольный моральный выбор человеком добра, а также наличие ответственности за свои действия и поступки.
Счастье представляет собой своеобразный мотив деятельности человека. Счастье имеет различные формы проявления. Представление о счастье у каждого человека своеобразно и индивидуально.
Идеальный вариант счастья – гармония объективного и субъективного, личностного и общественного. Счастье, как правило, предполагает эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Понятие счастья предполагает соблюдение ряда условий, которые зависят от самого человека, его направленности, потребностей, нравственности и т.п. Вместе с тем, этика определяет два условия счастья, которые представляют значимость для наибольшего количества людей:
1) оптимальное удовлетворение материальных потребностей;
2) возможность самореализации личности.
Источник
С первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения: по отношению к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелительном наклонении: указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью(от лат. imperative – повелевать).
Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщенный характер. В отличие от обычая, который регламентирует все детали поведения, или права, которое стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общее положительное направление в поведении, которое индивид конкретизирует, применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро! Значение более частных нравственных представлений зависит от общей ориентации мировоззрения: например, принцип трудолюбия в традиционной, буржуазной и советской морали имеет разное наполнение.
Моральные требования имеет всепроницающий характер: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права, имеющих локальное распространение и регулирующих вполне определенные сферы отношений.
Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональнаярегуляция. В то время как для поддержания правопорядка есть соответствующие органы: прокуратура, милиция, суд, в морали эту функцию берет на себя общественное мнение и совесть индивида. По большому счету внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общества.
Моральные требования имеют личностную форму, т.е. это требования,обращенные личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека. Поэтому форма морального требования: «я должен…» (а не «ты должен…», как мы обычно говорим друг другу).
Итак, мораль представляет собой способ неинституциональной регуляции человеческого поведения с помощью требований, имеющих личностную форму, обобщенный и всепроницающий характер.
Наряду с перечисленными простыми признаками, мораль обладает также набором противоречивых свойств.
Структура Морали.
Структура морали
Структура морали складывается из нескольких элементов.
Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки. Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения. Таким образом, в структуру морали входят:
а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;
б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);
в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).
Функции Морали.
Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).
Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.
Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.
Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник