Какими свойства обладает историческая информации
Свойства информации. Виды и формы представления
информации
Цели: выявить свойства информации; классифицировать информацию
по видам; научить учащихся выбирать понятные формы представления ин-
формации.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
*свойства информации;
*виды информации;
—формы представления информации.
Учащиеся должны уметь:
*различать информацию по видам;
*указывать свойства информации;
—выбирать наиболее удачную форму представления информации.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа PowerPoint или
плакаты.
Ход урока
I. Постановка целей урока
1. Приведите пример актуальной информации.
2. Какими свойствами обладает историческая информация?
3. Каковы недостатки информации, размещенной в Интернете?
4. Звуковая информация является аналоговой или дискретной?57
5. «Пять плюс три равно восемь». Это удачная форма
представления данной информации или нет? Почему?
II. Проверка домашнего задания
1. Вызовите одного ученика к доске и попросите остальных детей задать
ему вопросы по теме урока. Оценивайте и вопросы и ответы.
2. Проверьте решение задач (устно).
III Изложение нового материала
1. Свойства информации
Вспомним о том, что информация является частью окружающего нас
мира, т.е. его объектом. И как любой объект информация должна обладать
некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что
же это за свойства?
Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано
это с тем, что (как вам уже известно) в разных науках существует свое оп-
ределение понятия информации. Соответственно и свойства информации
рассматриваются с
точки зрения каждой
научной
дисциплины. Для
информатики
наиболее важными
представляются
следующие свойства:
объективность,
полнота,
достоверность,
адекватность,
доступность и
актуальность.
Запишем все
перечисленные
свойства
информации в виде
следующей
таблицы:57
Одна и та же информация при различных обстоятельствах обладает
разными свойствами. И в ходе информационного процесса человек или
техническое устройство отбирает из всего потока информации только ту,
которая обладает свойствами, наиболее приемлемыми в данной ситуации.
Упражнение 1 (письменно)
Приведите примеры ситуаций, в которых одна и та же информация обладает
различными свойствами.
Пояснение:
1. Подготовьте таблицу заранее и раздайте всем учащимся (для
экономии времени на уроке).
2. Попросите во втором столбце нарисовать из присутствующих
свойств, перечисленных выше, домик. Если свойство присутствует не в
полном объеме, то фигуру рисовать не целиком, а частично.
2. Виды информации и формы представления
Информация как объект, кроме того, что обладает различными
свойствами, еще и классифицируется по видам. Таких классификаций
существует несколько. Кроме того, опять-таки каждая наука вводит свою
систему классификации. Для информатики главным является то, каким
образом информационные процессы реализуются средствами
вычислительной техники. Поэтому в информатике принята следующая
классификация видов информации.57
Информация
Упражнение 2
Попробуйте назвать источники аналоговой и цифровой информации.
Подсказка:
Источники аналоговой информации:
1. Скрипка. Может создать звук любой высоты. Переход от тона к тону
происходит плавно и непрерывно.
2. Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яр-
кость отдельных участков меняется плавно.
3. Телефон. Громкость звука меняется плавно и непрерывно.
4. Картина, нарисованная художником с использованием большого ко-
личества оттенков красок.
5. Графики функций.
Источники цифровой информации:
1. фортепьяно. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Пе-
реход от ноты к ноте осуществляется скачком.
2. Монитор. Яркость луча изменятся скачком – есть луч (яркая белая или
цветная точка), нет луча (черная точка).
3. Музыкальный проигрыватель компакт-дисков.
4. Компьютер.
5. Мобильные телефоны.
Пояснение: упражнение выполняется устно. Несколько примеров
записать в тетрадь.
Аналоговую информацию можно превратить в цифровую (для этого
достаточно, например, разным цветам присвоить номер или музыку записать
нотами) и наоборот.
В вычислительной технике такие преобразования производят
специальные устройства, которые называются аналого-цифровой и цифро-
аналоговый преобразователи – АЦП и ЦАП.
И, наконец, так как аналоговую информацию человек воспринимает с
помощью своих органов чувств, то он стремится зафиксировать ее таким
образом, чтобы она стала понятна другим. При этом одна и та же информа-
ция может быть представлена в разных формах.
Любую информацию можно представить в форме, наиболее удобной
для восприятия. При этом таких представлений может быть несколько, и все
Дискретная скачкообразная
(воспринимается вычислительной
техникой)57
эти формы будут являться различными моделями объектов, процессов или
явлений.
IV. Закрепление изученного
Ответьте еще раз на вопросы, поставленные в начале урока.
V. Итоги урока
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание
Уровень знания: перечислите свойства информации, ее виды и формы
представления.
Уровень понимания:
Какие виды информации получают животные и растения? Приведите
пример информации и ситуации, в которой она будет наиболее адекватной.
Какими свойствами обладает историческая информация? Почему? Как со
временем изменялись свойства следующей информации: «ЭВМ – это
устройство, выполняющее вычислительные операции».
Творческий уровень:
Придумайте или вспомните какую-нибудь информацию и представьте
ее в различных формах. Воспользуйтесь для этого традиционными
способами и инструментами или соответствующими программными
средствами (графическим и текстовым редактором, электронными таблицами
и др.).
Источник
Свойства информации.
Виды и формы представления информации
Цели: выявить свойства информации; классифицировать информацию по видам; научить учащихся выбирать понятные формы представления информации.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
– свойства информации;
– виды информации;
– формы представления информации.
Учащиеся должны уметь:
– различать информацию по видам;
– указывать свойства информации;
– выбирать наиболее удачную форму представления информации.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, программа Power Point или плакаты.
Ход урока
I. Постановка целей урока
1. Приведите пример актуальной информации.
2. Какими свойствами обладает историческая информация?
3. Каковы недостатки информации, размещенной в Интернете?
4. Звуковая информация является аналоговой или дискретной?
5. «Пять плюс три равно восемь». это удачная форма представление( данной информации или нет? Почему?
II. Проверка домашнего задания
1. Вызовите одного ученика к доске и попросите остальных детей задать ему вопросы по теме урока. Оценивайте и вопросы и ответы.
2. Проверьте решение задач (устно).
3. Проверьте задачи на «черные ящики». Ученики заранее готовят их на доске во время устного опроса.
III. Изложение нового материала
1. Свойства информации
Вспомним о том, что информация является – частью окружающего нас мира, Т.е. его объектом. И как любой объект информация должна обладать некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что же это за свойства?
Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано это с тем, что (как вам уже известно) в разных науках существует свое определение понятия информации. Соответственно и свойства информации рассматриваются с точки зрения каждой научной дисциплины. Для информатики наиболее важными представляются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность.
Запишем все перечисленные свойства в виде следующей таблицы:
Свойство | Его признаки | Пример | Операции с информацией, усиливающие свойство |
Объективность и субъективность | Зависимость от человеческого фактора | 1. Фотоснимок природного объекта более объективен, чем картина, нарисованная человеком. 2. Игра «Глухой телефон». 3. У разных стран и народов одни и те же события выглядят по-разному | Исключение человеческого фактора, т.е. поручение выполнять различные действия с информацией техническому устройству |
Полнота | Характеризует качество и достаточность информации | Рассматривая фотографии, мы получаем меньше информации о нем, чем рассматривая его непосредственно на лугу | Повышает полноту информации |
Актуальность | Это степень соответствия информации текущему моменту времени | 1. Прогноз погоды на сегодня более актуален, чем на вчера. 2. Предупреждения о различных природных катастрофах | |
Достоверность | Зависит от уровня «информационного шума». Чем он выше, тем меньше достоверность информации, тем большее ее количество необходимо и более сложные операции ее обработки | 1. Если мешать разговору двух людей, достоверность информации уменьшается. 2. Просматривая слайд, мы получаем более достоверную информацию, чем с картинки в учебнике. 3. Не вся информация в Интернете обладает достоверностью | Фильтрация – отсеивание «лишней, информации |
Доступность | Мера возможности получить ту или иную информацию | Если у вас нет компьютера, то информация в книге для вас более доступна, чем на компакт-диске | Формализация информации – приведение информации из разных источников к одинаковой форме |
Адекватность | Это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Степень адекватности зависит от совокупности | 1. Чем крупнее масштаб, тем адекватнее Географические карты. 2. Чем сложнее конструкторы, тем более адекватную модель дома можно построить | Фильтрация информации |
Одна и та же информация при: различных обстоятельствах обладает разными свойствами. И в ходе информационного процесса человек или техническое устройство отбирает из всего потока информации только ту, которая обладает свойствами, наиболее приемлемыми в данной ситуации.
Упражнение 1 (письменно)
Приведите примеры ситуаций, в которых одна и та же информация обладает различными свойствами.
Ко мне поступила следующая информация: | Ситуация, в которой эту информацию можно принять к сведению (укажите ее присутствующие свойства) | Ситуация, в которой я эту информацию игнорирую (назовите ее отсутствующие свойства) |
На улице идет дождь | Мне нужно выйти из дома. | Я выходить из дома не собираюсь. |
Процессор – это устройство для обработки информации | Я собираюсь в музыкальную школу. | |
Я слушаю рассказ на китайском языке. | Я начинаю изучать китайский язык | |
Я читаю роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» |
Пояснение:
1. Подготовьте таблицу заранее и раздайте всем учащимся (для экономии времени на уроке).
2. Попросите во втором столбце нарисовать из присутствующих свойств перечисленных выше, домик. Если свойство присутствует не в полном объеме, то фигуру рисовать не целиком, а частично.
2. Виды информации и формы представления
Информация как объект, кроме того, что обладает различными свойствами еще и классифицируется по видам. Таких классификаций существует несколько. Кроме того, опять-таки каждая наука вводит свою систему классификации. Для информатики главным является то, каким образом информационные процессы реализуются средствами вычислительной техники. Поэтому информатике принята следующая классификация видов информации.
Информация | |||||
Аналоговая – непрерывная (воспринимается человеком) | Дискретная – скачкообразная (воспринимается вычислительной техникой) | ||||
Визуальная | Аудиальная | Тактильная | Обонятельная | Вкусовая |
Упражнение 2
Попробуйте назвать источники аналоговой и цифровой информации.
Подсказка:
Источники аналоговой информации:
1. Скрипка. Может создать звук любой высоты. Переход от тона к TOнyj происходит плавно и непрерывно.
2. Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яр кость отдельных участков меняется плавно.
3. Телефон. Громкость звука меняется плавно и непрерывно.
4. Картина, нарисованная художником с использованием большого количества оттенков красок.
5. Графики функций.
Источники цифровой информации:
1. Фортепьяно. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Переход от ноты к ноте осуществляется скачком.
2. Монитор. Яркость луча изменятся скачком – есть луч (яркая белая или цветная точка), нет луча (черная точка).
3. Музыкальный проигрыватель компакт-дисков.
4. Компьютер.
5. Мобильные телефоны.
Пояснение: упражнение выполняется устно. Несколько примеров записать в тетрадь.
Аналоговую информацию можно превратить в цифровую (для этого достаточно, например, разным цветам присвоить номер или музыку записать нотами) и наоборот.
В вычислительной технике такие преобразования производят специальные устройства, которые называются аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователи – АЦП и ЦАП.
И, наконец, так как аналоговую информацию человек воспринимает с помощью своих органов чувств, то он стремится зафиксировать ее таким образом, чтобы она стала понятна другим. При этом одна и та же информация может быть представлена в разных формах.
Любую информацию можно представить в форме, наиболее удобной для восприятия. При этом таких представлений может быть несколько, и все эти формы будут являться различными моделями объектов, процессов или явлений.
Упражнение 3
Приведите различные формы представления:
1) Некоторого сообщения;
2) Условия математической задачи.
Подсказка:
Некоторое сообщение | |||
Множество символов на бумаге | Шрифт Брайля | Звук на аудиокассете | Жесты для глухонемых |
Условие математической задачи | ||
математическое выражение у = х2. При x = -3, -2,-1, 0, 1, 2, 3 | Таблица | График |
Пояснение: запишите примеры в тетрадь.
IV. Закрепление изученного материала
Ответьте еще раз на вопросы, поставленные в начале урока.
V. Итоги урока
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание
Уровень знания: перечислите свойства информации, ее виды и форм представления.
Уровень понимания: какие виды информации получают животные и растения? Приведите пример информации и ситуации, в которой она буде наиболее адекватной. Какими свойствами обладает историческая информация? Почему? Как со временем изменялись свойства следующей информации: «ЭВМ – это устройство, выполняющее вычислительные операции».
Творческий уровень: придумайте или вспомните какую-нибудь информацию и представьте ее в различных формах. Воспользуйтесь для этого традиционными способами и инструментами или соответствующими программными средствами (графическим и текстовым редактором, электронными таблицами и др.).
Литература
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова. Информатика. Базовый курс для 7-9 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012.
О.Л. Соколова Поурочные разработки. М.: «ВАКО», 2013.
Источник
1
Свойства информации
2
Цели урока Приведите пример актуальной информации Какими свойствами обладает историческая информация? Каковы недостатки информации, размещённой в Интернете?
3
Свойст- во Его признаки ПримерОперации с информацией, усиливающие свойство Объектив ность и субъекти вность Зависимость от человеческо го фактора 1.Фотография природного объекта более объективна, чем картина, нарисованная человеком.2.Игра «Глухой телефон» Исключение человеческого фактора, т.е. поручение выполнять различные действия с информацией техническому устройству ПолнотаХарактеризу ет качество и достаточнос ть информации Рассматривая растение на фотографии, мы получаем меньше информации о нём, чем рассматривая его на лугу
4
Свойст- во Его признакиПример Операции с информацией, усиливающие свойство актуаль ность Это степень соответствия информации текущему моменту времени Прогноз погоды на сегодня более актуален, чем на вчера. Предупреждение о различных природных катастрофах Чем крупнее масштаб, тем адекватнее географические карты. Адеква тность Это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Степень адекватности зависит от совокупности всех остальных свойств Чем сложнее конструктор, тем более адекватную модель дома можно построить Фильтрац ия информац ии
5
Упражнение 1 Приведите примеры ситуаций, в которых одна и та же информация обладает различными свойствами. Ко мне поступила следующая информация: Ситуация, в которой эту информацию можно принять к сведению (укажите её присутствующие свойства) Ситуация, в которой я эту информацию игнорирую (назовите отсутствующие свойства) На улице идёт дождьМне нужно выйти из дома Я выходить из дома не собираюсь Процессор – это устройство обработки информации Я собираюсь в музыкальную школу Я слушаю рассказ на китайском языке Я начинаю изучать китайский язык Я читаю роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
6
Домашнее задание: 1) Приведите примеры информации и ситуации, в которой она будет наиболее адекватной 2) Какими свойствами обладает историческая информация? Почему? 3)Угадайте правило, по которому составлена последовательность и продолжите её: А) 2, 2, 4, 8, 32, 256, 8292… Б) п, в, с, ч, п, с,… В) 1, 11, 21, 1211, , , , … 4) Есть двое песочных часов на 3 минуты и 8 минут. Для приготовления эликсира бессмертия его надо варить ровно 7 минут. Как это сделать?
Источник