Какими свойствами должен обладать раствор вызывающий плазмолиз

Работа 1. Плазмолиз и деплазмолиз. Формы плазмолиза
Плазмолиз – процесс отделения протопласта от оболочки клетки, погруженной в гипертонический раствор, то есть раствор, концентрация солей которого больше таковой клеточного сока.
В зависимости от разницы концентраций внутреннего и внешнего растворов и длительности процесса проявляются разные формы плазмолиза1: уголковый, вогнутый, судорожный, выпуклый (рис. 1, А). Уголковый плазмолиз проявляется в форме отхождения протопласта от клеточной оболочки только по ее углам. При вогнутом плазмолизе протопласт остается в соприкосновении с клеточной оболочкой в некоторых местах; резко выраженной его формой является судорожный плазмолиз. Самая глубокая стадия – выпуклый плазмолиз – наступает, когда протопласт отходит от оболочки полностью и принимает вид комочка с выпуклой поверхностью. Часто на последней стадии видны тончайшие нити протопласта («нити Гехта»), соединяющие последний со стенками клетки (рис. 1, Б).
Деплазмолиз – процесс, обратный плазмолизу, проявляющийся в восстановлении нормального состояния клетки при перенесении ее в чистую воду. Если раствор, вызывающий плазмолиз, не ядовит, то явление плазмолиза и деплазмолиза можно наблюдать несколько раз.
В настоящее время явление плазмолиза широко используется в экспериментальной цитологии и физиологии растений для определения осмотического потенциала, вязкости цитоплазмы, клеточной проницаемости и многих других вопросов.
Материалы и оборудование. Луковица с пигментированными чешуями, 0,7 М раствор нитрата кальция, 0,5 М раствор хлорида кальция, 1,0 М раствор сахарозы, дистиллированная вода, предметные стекла, покровные стекла, стеклянные трубочки, фильтровальная бумага, набор для препарования, спиртовка, микроскоп «Биолам 70-Р».
Ход работы. Приготовьте водный препарат нижнего эпидермиса синего лука, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом на малом увеличении. Сделайте схематический рисунок наблюдаемой картины. Удалите с помощью фильтровальной бумаги воду и замените ее на имеющийся в наличии гипертонический раствор (0,7 М Ca(NO3)2, 0,5 М CaCl2 или 1,0 М C12H22O11). Сразу после нанесения раствора на стекло начните наблюдения. Дождитесь появления всех этапов плазмолиза (уголковый, вогнутый, выпуклый). Заполните таблицу 1 по результатам опыта.
Таблица 1
Скорость проявления различных форм плазмолиза
Повторность | Форма плазмолиза | Время погружения ткани в раствор | Время наступления соответствующей формы плазмолиза | Длительность проявления соответствующей формы плазмолиза, мин |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
Замените гипертонический раствор дистиллированной водой и продолжите наблюдения. Результаты внесите в таблицу 2. Когда во всех клетках препарата будет отмечен полный возврат протопласта в исходное положение, повторите опыт еще 2 раза и результаты наблюдений внесите в таблицы 1 и 2.
Таблица 2
Длительность деплазмолиза
Повторность | Время погружения ткани в воду | Время наступления деплазмолиза | Длительность деплазмолиза, мин |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
По окончании полного деплазмолиза после третьего опыта убейте клетки нагреванием предметного стекла с препаратом над пламенем спиртовки, не давая воде испариться. Повторите исследование с мертвыми клетками и внесите результаты наблюдений в таблицы 1 и 2 (четвертая повторность).
Сравнив скорость плазмолиза и деплазмолиза в пределах одной повторности и скорости плазмолиза и деплазмолиза во всех трех повторностях, а также деплазмолиз живых и мертвых клеток, сделайте соответствующие выводы.
__________________________________
1 Атабекова, А.И. Цитология растений / А.И.Атабекова, Е.И. Устинова – Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Колос, 1971 – 256 с.
Источник
Задачи:
- обучающая:систематизировать и углубить знания учащихся остроении, свойствах и функциях клеточных мембран; сформировать
представление об общебиологическом значении осмотических явлений;
совершенствование навыков изготовления микропрепаратов и работы с
микроскопом; - развивающая:закрепить умение проводить простейшие опыты и
объяснять их результаты.
Методы:
- Словесный – рассказ с элементами беседы.
- Наглядный – показать опыт, демонстрирующий выход воды из живых клеток в
гипертоническом растворе.
Оборудование:таблицы “Жидкостно-мозаичная модель мембраны”,
“Строение клетки”, микроскопы, предметные и покровные стекла, фильтровальная
бумага, 10% раствор NaCl, концентрированный раствор глицерина 200мл, стакан с
водой, препаровальные иглы, пипетки, репчатый лук, клубень картофеля;
металлический блок с припаянной проволокой.
На доске – термины: избирательная проницаемость, осмос, осмотическое
давление, гипотонический раствор, гипертонический раствор, плазмолиз,
деплазмолиз, гомеостаз.
Тип урока:урок-практикум.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
- Назовите главную структуру любой клетки;
- Чем плазматическая мембрана отличается от клеточной оболочки?
- Как в клетку поступает вода, белки, катионы и анионы?
- Какими свойствами обладает плазматическая мембрана?
Теоретическое обоснование явлений плазмолиза и деплазмолиза в растительных
клетках.
Плазмолиз – отделение пристеночного слоя цитоплазмы от клеточной оболочки
растительной клетки.
Плазмолиз присущ лишь живым клеткам, он может быть вызван не только
гипертоническими растворами, но и действием неадекватных раздражителей –
механическими, термическими, электрическими воздействиями. Растворы солей или
сахаров высокой концентрации не проникают в цитоплазму, а оттягивают из нее
воду.
Демонстрация опыта: стеклянный сосуд наполняем концентрированным глицерином –
сильно плазмолизирующим веществом. Берем небольшой металлический блок с
припаянным отрезком провода, напоминающим по форме подкову, свободный конец
которого острый. На него насаживаем кусочек клубня картофеля, обсушиваем его
фильтровальной бумагой и погружаем в глицерин. Наблюдения начинаем сразу после
погружения блока. Вода, выходящая при плазмолизе из клеток клубня, имеет
значительно менлший удельный вес, чем концентрированный глицерин, и смешивается
с ним очень медленно. В результате этого над кусочком картофеля возникает
постоянный восходящий ток струек воды, ясно видимых из-за различия показателей
преломления воды и глицерина.
Плазмолиз обычно обратим. Если клетку переместить из солевого раствора в
воду, то она снова энергично будет поглощаться клеткой и цитоплазма станет
занимать первоначальное положение. Прижимаясь к оболочки. Этот процесс
называется деплазмолизом.
II. Лабораторная работа (по инструктивной карточке, выполняется 15
минут).
Лабораторная работа.
Получение плазмолиза и деплазмолиза.
Цель работы:получить плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы
лука, доказать избирательную проницаемость мембраны.
Ход работы
- Сделайте препарат кожицы лука: а) снимите наиболее окрашенный участок
кожицы лука; б) положите на предметное стекло; в) расправьте кожицу, капните
на нее воду и накройте покровным стеклом. Рассмотрите препарат под
микроскопом и зарисуйте клетку. - Получите плазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного
препарата; б) фильтровальной бумагой удалите воду; в) нанесите на препарат
раствор поваренной соли (NaCl) и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат
под микроскопом и зарисуйте плазмолизированную клетку. - Получите деплазмолиз: а) снимите покровное стекло с приготовленного
препарата; б) фильтровальной бумагой удалите раствор соли; в) нанесите на
препарат воду и накройте его стеклом. Рассмотрите препарат под микроскопом и
зарисуйте клетку. - Объясните причины плазмолиза и деплазмолиза. Какое свойство мембраны
лежит в основе этого явления?
III. Углубление и систематизация знаний
- В каких случаях происходит плазмолиз?
- Какое значение в жизни клеток имеет деплазмолиз?
- Возможен ли плазмолиз и деплазмолиз в животных клетках и почему?
- Почему при больших кровопотерях человеку переливают физиологический
раствор (0,9%-ный раствор NaCl)? Что произойдет, если клетки крови
поместить: а) в 0,09%-ный раствор NaCl; б) в 9%-ный раствор NaCl? - Почему после острой и соленой пищи хочется пить? Почему употребление
острой и соленой пищи приводит к гипертонии? - Почему у пресноводных одноклеточных животных развиты сократительные
вакуоли, а у морских, как правило, отсутствуют? Почему в клетках
пресноводных многоклеточных животных нет сократительных вакуолей? - Почему для борьбы с сорняками дорожки посыпают солью? Какие
экологические последствия может иметь такой метод борьбы?
IY. Задание на дом.
& 8, повторить & 6, 7.
Провести опыт.
Вырежьте из корня моркови или редьки две длинные полоски одинакового размера.
Положите одну из них в воду, другую в плазмолизирующий раствор поваренной соли.
Измерьте линейкой длину обеих полосок и запишите, на сколько уменьшились полоски
в плазмолизирующем растворе и через сколько времени это произошло. Сделайте
выводы.
Источник
Тема:
Физиология растений
К важным свойствам растительной клетки относится, прежде всего, проницаемость протоплазмы.
Проницаемостью протоплазмы называют ее способность поглощать те или иные вещества из окружающей среды и, наоборот, выделять ряд веществ в среду.
Вода, заполняя вакуоли клеточного сока, прижимает протоплазму к стенкам клетки. Оболочка клеток благодаря эластичности растягивается, но, обладая упругостью, стремится сжаться. Это давление растянутой оболочки на содержимое клетки называют тургорным давлением, а состояние напряжения клетки — тургором.
В результате тургорного давления растение не поникает. Тургор обеспечивает растению необходимое натяжение тканей Молодые части растений, еще не развившие механических тканей, укрепляются лишь благодаря тургору.
Если мы поместим клетку в крепкий раствор тростникового сахара или поваренной соли, превышающий концентрацию солей в клетке, вода будет выходить из клетки, протоплазма отстанет от клеточных стенок и соберется комочком внутри клетки. Произойдет плазмолиз (рис. 25). При отхождении протоплазмы от стенок клетки она образует вогнутую поверхность (вогнутый, или судорожный, плазмолиз), которая затем (через 15—30 минут) переходит в выпуклую форму (выпуклый плазмолиз).
![]() |
Рис. 25. Стадии плазмолиза в листочках мха: в верхней правой клетке — выпуклый плазмолиз, в верхней левой и нижней правой — вогнутый, в нижней левой плазмолиз еще не наступил |
Если теперь такую клетку перенести в чистую воду, вода проникает внутрь клетки, где концентрация солей выше. Накопляясь в вакуолях, вода займет прежний объем, и протоплазма снова будет соприкасаться с оболочкой. Это явление получило название деплазмолиза.
Иногда наблюдается так называемый колпачковый плазмолиз (рис. 26). Если поместить клетки чешуи обыкновенного лука в одномолярный раствор роданистого калия KCNS, произойдет плазмолиз клетки. Вскоре он перейдет в колпачковый плазмолиз: на противоположных концах плазмолизированного протопласта образуются вздутия, имеющие вид колпачка или шапочки. Они представляют собой набухшую плазму (мезоплазму) растения. Внутрь вакуолей роданистый калий не проникает, связываясь протоплазмой. Таким образом, при колпачковом плазмолизе происходит связывание поглощаемого вещества протоплазмой. В растворе глицерина или мочевины сначала также происходит плазмолиз, а затем глицерин начинает проникать внутрь клеточного сока, осмотическое давление последнего возрастает, и плазмолиз заканчивается. Такой плазмолиз получил название временного плазмолиза.
![]() |
Рис. 26. Колпачковый плазмолиз в клетках нижнего эпидермиса чешуи лука |
Установив наличие двух типов проникновения веществ внутрь протоплазмы и клеточного сока, обратимся к вопросу, какие же соединения поглощаются клеткой. Некоторые вещества поглощаются ею очень легко, а другие очень слабо. Хорошо проникают в клетку соединения, которые растворяются в тех или иных веществах, входящих в состав протоплазмы, например хорошо растворимые в липоидах хлороформ, эфир. Большая часть веществ, например минеральные соли, проникают в клетки активно, за счет обмена своих ионов на ионы Н• и НСО’3, выделяемые растением в процессе дыхания.
Поступившее в протоплазму вещество химически связывается протоплазмой, причем характер этой связи между белками и катионами и анионами является, по-видимому, довольно подвижным. Таким образом, в плазме существуют как бы своеобразные акцепторы, связывающие поступающие катионы и анионы. Поступление калия и хлора можно себе представить по следующей схеме. Калий наружного раствора обменивается на водородный ион и образует соединение с белком (протеинатом), а затем калий может переходить от одной молекулы белка к другой и, наконец, может поступить в клеточный сок, обмениваясь на водород клеточного сока. Аналогично калию может происходить и обмен иона хлора на гидроксильный ион или на ион НСО’3 при поступлении в клеточный сок.
Такое представление о поступлении катионов и анионов в мезоплазму и клеточный сок получило название схемы Брукса-Сабинина.
![]() |
Схема Брукса-Сабинина |
Значение процесса дыхания для поглощения калия и его накопления в корнях в зависимости от аэрации хорошо видно из приводимой таблицы.
Ячмень в водной культуре | Состав сока из корней (в м. — экв. 1 л) | Увеличение концентрации сравнительно с исходными (в м. — экв.) | ||
K | Br | K | Br | |
Исходные растения | 29,7 | 0,0 | – | – Материал с сайта https://worldofschool.ru |
После поглощения при 6-часовом продувании воздуха | 61,3 | 26,0 | 31,6 | 26,0 |
После поглощения при 6-часовом продувании азота | 28,9 | 3,3 | 0,8 | 3,3 |
Повторное продувание воздуха | 53,2 | 17,3 | 23,5 | 17,3 |
При хорошей аэрации катион калия и анион брома в значительных количествах накапливаются в корнях, а при продувании азота накопления почти нет. При повторном продувании воздуха опять наблюдается интенсивное поглощение. Опыт этот подтверждает положение о тесной связи между дыханием и поглощением веществ.
Многие вещества совершенно не поглощаются протоплазмой. К этой категории относится ряд коллоидных веществ.
На этой странице материал по темам:
Что делает kcns с проницаемостью протоплпзмы
Временный плазмолиз
Проницаемость протоплазмы
Колпачковый плазмолиза в растворе мочевины
Плазмолиз в 3 стадии картинки
Источник
Явление плазмолиза и деплазмолиза
Ð¦ÐµÐ»Ñ ÑабоÑÑ.
УбедиÑÑÑÑ Ð½Ð° опÑÑе, ÑÑо ÑиÑоплазма живой клеÑки ÑлаÑÑиÑна, полÑпÑониÑаема и ÑпоÑобна плазмолизиÑоваÑÑÑÑ.
ÐаÑеÑÐ¸Ð°Ð»Ñ Ð¸ обоÑÑдование.
ÐÑковиÑа Ñ Ñемно-ÑиолеÑовой окÑаÑкой ÑоÑнÑÑ ÑеÑÑй (напÑимеÑ, ÑоÑÑ ÐаниловÑкий), 1 Ð ÑаÑÑÐ²Ð¾Ñ Ð½Ð¸ÑÑаÑа ÐºÐ°Ð»Ð¸Ñ KNO3, или Ñ Ð»Ð¾Ñида наÑÑÐ¸Ñ NaCl, или ÑÐ°Ñ Ð°ÑÐ¾Ð·Ñ Ð¡12Ð22Ð11, ÑпиÑки, ÑпиÑÑовка, или Ð³Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð³Ð¾Ñелка, или ÑлекÑÑоплиÑка, микÑоÑкоп и ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ Ð¾Ð±Ð¾ÑÑÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ ÑабоÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼: пÑедмеÑнÑе и покÑовнÑе ÑÑекла, пÑепаÑовалÑнÑе иглÑ, лезвие безопаÑной бÑиÑвÑ, ÑÑеклÑÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð°Ð»Ð¾Ñка, ÑÑакан Ñ Ð²Ð¾Ð´Ð¾Ð¹, полоÑки ÑилÑÑÑовалÑной бÑмаги, ÑкалÑпелÑ, пинÑеÑ, киÑÑоÑка, маÑÐ»ÐµÐ²Ð°Ñ ÑалÑеÑка, оÑвеÑиÑÐµÐ»Ñ Ð¸Ð»Ð¸ наÑÑолÑÐ½Ð°Ñ Ð»Ð°Ð¼Ð¿Ð°.
ÐÑаÑкое ÑеоÑеÑиÑеÑкое поÑÑнение.
Рживой клеÑке ÑиÑоплазма ÑлаÑÑиÑна и полÑпÑониÑаема. ÐÑи поÑеÑе Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð±Ñем ÑиÑÐ¾Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ñ ÑменÑÑаеÑÑÑ, а пÑи поÑÑÑплении Ð²Ð¾Ð´Ñ ÑвелиÑиваеÑÑÑ Ð´Ð¾ пеÑвонаÑалÑного. ÐÑо ÑвойÑÑво позволÑÐµÑ ÐºÐ»ÐµÑкам пеÑеноÑиÑÑ Ð²Ñеменное обезвоживание и поддеÑживаÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑоÑнÑÑво Ñвоего ÑоÑÑава.
Со ÑвойÑÑвами ÑлаÑÑиÑноÑÑи и полÑпÑониÑаемоÑÑи можно ознакомиÑÑÑÑ Ð½Ð° опÑÑе Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ð·Ð¾Ð¼ и деплазмолизом.
Ðлазмолиз â иÑкÑÑÑÑвенно вÑзÑваемое оÑÑÑавание ÑиÑÐ¾Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ñ Ð¾Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð»Ð¾Ñки клеÑки. Ðеплазмолиз â иÑÑезновение плазмолиза. РкаÑеÑÑве плазмолиÑиков â веÑеÑÑв, ÑаÑÑвоÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð²ÑзÑваÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ð·, иÑполÑзÑÑÑ Ð½ÐµÑдовиÑÑе веÑеÑÑва, Ñлабо пÑоникаÑÑие ÑеÑез ÑиÑÐ¾Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ñ Ð² вакÑолÑ.
Ðлазмолиз можно вÑзваÑÑ, погÑÑÐ¶Ð°Ñ ÐºÐ»ÐµÑÐºÑ Ð² ÑаÑÑÐ²Ð¾Ñ Ñоли или ÑÐ°Ñ Ð°Ñа, конÑенÑÑаÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого вÑÑе конÑенÑÑаÑии клеÑоÑного Ñока (гипеÑÑониÑеÑкий ÑаÑÑвоÑ). ÐÑли Ð±Ñ ÑиÑоплазма бÑла пÑониÑаемой, Ñо пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾ Ð±Ñ Ð²ÑÑавнивание конÑенÑÑаÑий клеÑоÑного Ñока и гипеÑÑониÑеÑкого ÑаÑÑвоÑа пÑÑем диÑÑÑзного пеÑемеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸ ÑаÑÑвоÑеннÑÑ Ð²ÐµÑеÑÑв из клеÑки в ÑаÑÑÐ²Ð¾Ñ Ð¸ обÑаÑно. Ðднако ÑиÑоплазма, Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°Ñ ÑвойÑÑвом полÑпÑониÑаемоÑÑи, не пÑопÑÑÐºÐ°ÐµÑ Ð²Ð½ÑÑÑÑ ÐºÐ»ÐµÑки ÑаÑÑвоÑеннÑе в воде веÑеÑÑва. ÐапÑоÑив, ÑолÑко вода, ÑоглаÑно законам оÑмоÑа, бÑÐ´ÐµÑ Ð²ÑÑаÑÑваÑÑÑÑ Ð³Ð¸Ð¿ÐµÑÑониÑеÑким ÑаÑÑвоÑом из клеÑки, Ñ. е. пеÑедвигаÑÑÑÑ ÑеÑез полÑпÑониÑаемÑÑ ÑиÑоплазмÑ. ÐбÑем вакÑоли ÑменÑÑиÑÑÑ. ЦиÑоплазма в ÑÐ¸Ð»Ñ ÑлаÑÑиÑноÑÑи ÑледÑÐµÑ Ð·Ð° ÑокÑаÑаÑÑейÑÑ Ð²Ð°ÐºÑолÑÑ Ð¸ оÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð»Ð¾Ñки клеÑки ÑнаÑала в ÑÐ³Ð¾Ð»ÐºÐ°Ñ , заÑем во Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑÑÐ°Ñ Ñ Ð¾Ð±Ñазованием вогнÑÑÑÑ
повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑей (вогнÑÑÑй плазмолиз), и, наконеÑ, пÑоÑоплаÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¾ÐºÑÑглÑÑ ÑоÑÐ¼Ñ (вÑпÑклÑй плазмолиз). ÐÑи погÑÑжении плазмолизиÑованной клеÑки в Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð»Ð¸ гипоÑониÑеÑкий ÑаÑÑÐ²Ð¾Ñ Ð½Ð°Ð±Ð»ÑдаеÑÑÑ Ð´ÐµÐ¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ð·.
Ход ÑабоÑÑ.
1. ÐаблÑдение ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ð·Ð°. Ðезвием безопаÑной бÑиÑÐ²Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ Ñонкий ÑÑез Ñ Ð²ÑпÑклой ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑоÑной ÑеÑÑи лÑка. (Ðожно взÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¶Ð¸ÑÑ Ñ Ð²Ð¾Ð³Ð½ÑÑой ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑеÑÑи лÑка, коÑоÑÐ°Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ ÑнимаеÑÑÑ. Ðднако клеÑоÑнÑй Ñок ÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ»ÐµÑок не ÑодеÑÐ¶Ð¸Ñ Ð°Ð½ÑоÑиана, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ð°ÐºÑоли бÑдÑÑ Ð±ÐµÑÑвеÑнÑ.) СÑез помеÑаÑÑ Ð½Ð° пÑедмеÑное ÑÑекло в ÐºÐ°Ð¿Ð»Ñ Ð²Ð¾Ð´Ñ, накÑÑваÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÑовнÑм ÑÑеклом и ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ Ð¿Ñи малом и болÑÑом ÑвелиÑении микÑоÑкопа клеÑки Ñ Ð¾ÐºÑаÑеннÑм клеÑоÑнÑм Ñоком, обÑаÑÐ°Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на оболоÑкÑ, ÑиÑоплазмÑ, ÑдÑо и вакÑолÑ.
ÐаÑем на пÑепаÑаÑе заменÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð° ÑаÑÑÐ²Ð¾Ñ Ñоли или ÑÐ°Ñ Ð°Ñа. ÐÐ»Ñ ÑÑого Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð»Ðµ покÑовного ÑÑекла помеÑаÑÑ ÐºÐ°Ð¿Ð»Ñ 1 Ð ÑаÑÑвоÑа ниÑÑаÑа калиÑ. С пÑоÑивоположной ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑилÑÑÑовалÑной бÑмажкой оÑÑÑгиваÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð·-под покÑовного ÑÑекла. Таким обÑазом, на меÑÑо Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð´ покÑовное ÑÑекло поÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ ÑаÑÑвоÑ. ÐÑÑ Ð¿ÑоÑедÑÑÑ Ð¿ÑоделÑваÑÑ 2â3 Ñаза Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð¹ Ð·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð¾Ð´Ñ ÑаÑÑвоÑом. СпÑÑÑÑ 5â10 мин наблÑдаÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ð·.
2. ÐаблÑдение ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ð·Ð°. Ðа плазмолизиÑованном микÑопÑепаÑаÑе пÑоизводÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑаÑÑвоÑа ниÑÑаÑа ÐºÐ°Ð»Ð¸Ñ ÑиÑÑой водой Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑилÑÑÑовалÑной бÑмажки. ÐаблÑдаÑÑ Ð·Ð° изменениÑми в клеÑÐºÐ°Ñ , ведÑÑими к деплазмолизÑ.
3.ÐÑÑвление неÑпоÑобноÑÑи к Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ð·Ñ Ð¼ÐµÑÑвÑÑ ÐºÐ»ÐµÑок. СпоÑобноÑÑÑÑ Ðº Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ð·Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÑÑ ÑолÑко живÑе клеÑки. ЧÑÐ¾Ð±Ñ ÑбедиÑÑÑÑ Ð² ÑÑом, гоÑовÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñй пÑепаÑаÑ. СÑез ÑеÑÑи лÑка помеÑаÑÑ Ð² болÑÑÑÑ ÐºÐ°Ð¿Ð»Ñ Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð° пÑедмеÑное ÑÑекло и ÑбиваÑÑ ÐºÐ»ÐµÑки нагÑеванием пÑепаÑаÑа на пламени ÑпиÑÑовки (нагÑеваÑÑ ÑледÑÐµÑ Ð¾ÑÑоÑожно, не допÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð³Ð¾ иÑпаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð´Ñ). ÐÑепаÑÐ°Ñ Ð¾Ñ Ð»Ð°Ð¶Ð´Ð°ÑÑ, Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¾ÑÑаÑÑваÑÑ ÑилÑÑÑовалÑной бÑмажкой, наноÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑез ÐºÐ°Ð¿Ð»Ñ 1 Ð ÑаÑÑвоÑа ниÑÑаÑа ÐºÐ°Ð»Ð¸Ñ Ð¸ накÑÑваÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÑовнÑм ÑÑеклом. ÐÑепаÑÐ°Ñ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ микÑоÑкопом. Ðлазмолиза не пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ.
ÐÑводÑ.
1. ЦиÑоплазма ÑлаÑÑиÑна, вÑледÑÑвие ÑÑого она ÑпоÑобна в гипеÑÑониÑеÑком ÑаÑÑвоÑе оÑÑÑаваÑÑ Ð¾Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð»Ð¾Ñки клеÑки, а в гипоÑониÑеÑком Ð²Ð½Ð¾Ð²Ñ Ð²Ð¾ÑÑÑанавливаÑÑ Ð¿ÐµÑвонаÑалÑное положение.
2. ЦиÑоплазма полÑпÑониÑаема: пÑопÑÑÐºÐ°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸ не пÑопÑÑÐºÐ°ÐµÑ ÑаÑÑвоÑеннÑе в ней веÑеÑÑва. 3. Ðлазмолиз и деплазмолиз можно наблÑдаÑÑ ÑолÑко в живÑÑ ÐºÐ»ÐµÑÐºÐ°Ñ .
ÐонÑÑолÑнÑе вопÑоÑÑ.
1. ЧÑо Ñакое плазмолиз?
2. ЧÑо Ñакое деплазмолиз?
3. Ðакие ÑоÑÐ¼Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ð·Ð° Ð²Ñ Ð·Ð½Ð°ÐµÑе?
4. Ð ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑвойÑÑÐ²Ð°Ñ ÑиÑÐ¾Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ говоÑиÑÑ, изÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð·Ð¼Ð¾Ð»Ð¸Ð·?
5. СпоÑÐ¾Ð±Ð½Ñ Ð»Ð¸ плазмолизиÑоваÑÑÑÑ Ð¼ÐµÑÑвÑе клеÑки?
Источник