Какими свойствами характеризуется актуальность научного исследования

Какими свойствами характеризуется актуальность научного исследования thumbnail

Научное
исследование должно предварять
определение потребности или, другими
словами, актуальности, что предполагает
обязательную характеристику остроты
и необходимости решения соответствующих
проблем и задач. В
настоящее время под актуальностью
темы
исследования понимают степень ее
важности в данный момент и в данной
ситуации для решения данных проблем,
вопросов или задач [31. С. 15].

Освещение
актуальности должно быть сжатым. Как
правило, достаточно 1—2
страниц, или даже менее. Оно должно четко
задавать направление исследований.

Для
обоснования актуальности необходимо
понять и охарактеризовать противоречие
в исследуемой области менеджмента.

Научное
противоречие

– это важнейшая логическая форма
развития научного познания. Противоречие
представляет собой диалектическое
взаимодействие противоположных,
взаимоисключающих сторон и тенденций
предметов и явлений, которые вместе с
тем находятся во внутреннем единстве
и взаимопроникновении, выступая
источником самодвижения и развития
объективного мира и познания [4]. Категория
противоречия выражает сущность закона
единства и борьбы противоположностей
и является движущей силой формирования
нового научного знания. Так, один и тот
же процесс (например, процесс управления
организацией производственного цикла)
различные теории рассматривают с разных
теоретических позиций и делают разные
выводы и рекомендации.

Еще
один этап научного исследования –
формулирование проблемы,

обуславливаемой установленным
противоречием. Отметим, что не всякая
проблема является следствием противоречия,
но всякое противоречие порождает
проблему.

Понятие
«проблема» может быть использовано в
широком (общеупотребительном) смысле
– как синоним слов «задача», «дело»,
«вопрос», «трудность», «предмет внимания»,
«осложнение», «положение», «затруднение»,
«предмет обсуждения», «препятствие»,
и т.п. В научном же смысле, «проблема» –
это объективно возникающий в ходе
развития научного познания вопрос или
целостный комплекс вопросов, решение
которых представляет существенный
практический или теоретический интерес
[21. С. 27]. Это осознание невозможности
разрешить трудности и противоречия,
возникшие в данной ситуации, средствами
наличного научного знания и опыта.
Проблема осознается как такая
противоречивая ситуация, в коей имеются
противоположные позиции при объяснении
одних и тех же объектов, явлений и
отношений между ними. Это не
формально-логическое, но диалектическое
противоречие внутри единого предмета,
явления или процесса, как бы раздваивающее
их на противоположности и требующее
построения теории, которая может
разрешить данное противоречие. Разрешение
противоречий, составляющих стержень
проблемы, выступает источником развития
научных теорий [9].

Таким
образом, в научном исследовании проблема
есть осознание, констатация недостаточности
достигнутого в рамках объекта исследования
уровня знаний, что является либо
следствием открытия новых фактов,
связей, законов, обнаружения логических
изъянов существующих теорий, либо
следствием появления новых запросов
образовательной практики, которые
требуют выхода за пределы уже полученных
знаний, движения к новым научным знаниям
[51].

Приведем
пример возникновения научных противоречий
в области менеджмента, которые ведут к
возникновению проблем. Идентификация
противоречий дает возможность развить
теорию менеджмента и решить соответствующие
проблемы.

Согласно
теории корпоративного управления
основными
целями формирования предпринимательского
объединения в форме корпорации являются:

  • увеличение
    рыночной доли;

  • повышение
    качества товаров;

  • снижение
    издержек по сравнению с конкурентами;

  • расширение
    ассортимента продуктов и повышение их
    привлекательности;

  • укрепление
    репутации перед потребителями;

  • повышение
    качества обслуживания;

  • расширение
    применения инноваций;

  • укрепление
    конкурентных позиций на международном
    уровне;

  • рост
    доходов;

  • рост
    дивидендов;

  • увеличение
    доходов на инвестируемый капитал;

  • повышение
    кредитного и облигационного рейтингов;

  • рост
    потоков наличности;

  • повышение
    курсов акций;

  • улучшение
    и оптимизация структуры источников
    доходов.

На
основе этого убеждения (для достижения
указанных целей) предприниматели могут
создать корпорацию. Но на практике
может быть установлено (проблема), что
данные цели далеко не всегда могут быть
достигнуты путем организации корпорации
и применения приемов корпоративного
управления. Для решения проблемы может
оказаться необходимым рассматривать
перспективы достижения этих целей не
столько с точки зрения повышения
эффективности внутренней среды
организации, сколько с точки зрения
работы с факторами внешней, деловой
среды организации. Так, для достижения
отдельных из перечисленных целей было
бы более эффективным создание других
форм предпринимательских организаций
или работа с органами власти над
совершенствованием деловой среды
региона. То есть речь идет о принятии
принципиально других управленческих
решений, например, на уровне муниципального
или регионального управления, а не на
уровне организации (противоречие).
Противоречие в данном случае заключается
в том, что имеются разные теории, которые
предлагают различные средства для
решения одной и той же проблемы. И
управленческая задача состоит в том,
чтобы выбрать правильную методологическую
основу для решения конкретной проблемы
(например, для расширения применения
инноваций в конкретном технологическом
процессе).

Читайте также:  Какими свойствами обладает имидж

Правильное
определение проблем и идентификация
противоречий, их породивших, позволит
разработать теоретические предложения
в области менеджмента предпринимательских
организаций. А решение конкретных
практических проблем будет свидетельствовать
о разрешении соответствующего
противоречия. Охарактеризовав противоречия
и проблемы, актуализирующие исследование,
необходимо провести краткий обзор того,
что сделано предшественниками для их
разрешения, что осталось нераскрытым,
и что предстоит сделать.

Далее
нужно охарактеризовать цель и задачи,
которые должэн решить менеджер-исследователь
для преодоления проблем управления
организацией соответствующей
социально-экономической системы.

Вопросы
и задания для самоконтроля

1)
Охарактеризуйте общий смысл актуальности
как компонента научного исследования.

2)
Что такое научное противоречие? Приведите
пример. Почему научное противоречие
должно найти свое отражение в актуальности?

3)
Что такое проблема в научном смысле?

4)
Охарактеризуйте взаимоотношение
научного противоречия и проблемы в
научном смысле.

Задания
для работы на семинарах

Выполните
практические задания по определению
актуальности темы исследования
(приложение 1, практическое занятие 3).

Источник

Зачем в работе формулируется актуальность?

Как вы уже успели понять из вступления к данной статье, актуальность научной работы является одной из её основных составляющих. Обычно она формулируется в научном труде, преследуя при этом следующие цели:

  • наглядно показать, что изыскания по определённой теме являются научно значимыми;
  • возможность продемонстрировать, насколько важны ваши собственные исследования;
  • демонстрация перспективности рассматриваемой темы, чтобы ею и дальше продолжили заниматься, за пределами этой научной работы;
  • демонстрация практической значимости исследования;
  • возможность продемонстрировать свои знания в выбранной тематике;
  • возможность показать, насколько отражена эта тема в различных источниках.

Следовательно, актуальностью темы исследования стоит считать уровень её значимости. При отсутствии формулировки актуальности темы работа лишается своей научной ценности. Как правило, этот критерий прописывается во введении к курсовой или дипломной (хотя докторских и магистерских диссертаций это тоже касается далеко не в последнюю очередь).

Актуальность темы дипломной работы

Типичные ошибки при написании актуальности выбранной темы

Зачастую студенты не совсем верно дают формулировку данному аспекту, допуская, таким образом, неточности в своём будущем научном труде. В таком случае к недочётам следует отнести следующие шероховатости:

  • слишком большой объём, затраченный на освещение актуальности в тексте;
  • во введении ни разу не употреблён сам термин;
  • использование в тексте общепринятых понятий;
  • в работе не освящаются какие-либо противоречия, представленные в той науке, что определяет проблемное место исследования;
  • нет самой формулировки проблемы исследования, либо она неполная;
  • в научном смысле формулировка проблемы отсутствует, вместо неё представлена общепринятая.

Чтобы таких ошибок не возникало в вашей работе, что описаны чуть выше, стоит придерживаться следующих принципов, особенно когда вы работаете над формулировкой данного понятия:

  • текст, посвящённый актуальности, не должен быть обширным, в нём стоит отображать всё крайне чётко и ясно, примерные размеры в этом случае могут быть следующими: для написания актуальности темы в дипломе хватит одной страницы, а в курсовой и того меньше, половины листа будет более чем достаточно;
  • также необходимо дать небольшой обзор предпосылок для исследования: наглядно показать, что было сделано предшественниками; указать на те моменты, которые так и остались нераскрытыми, а также написать о том, что предстоит сделать сейчас;
  • также нужно сформулировать противоречие, ведь именно оно, использованное в своём научном значении, является одной из важнейших логических форм развития научного познания;
  • затем следует формулировка проблемы, что является своеобразной констатацией недостаточного изучения выбранной проблематики и произрастает она как раз из противоречия.

Актуальность проблемы, объекта и метода исследования

Под словосочетанием «актуальность объекта исследования» довольно часто имеют в виду обоснование востребованности для решения конкретной проблемы, возникающей в обществе.

Формулировка «актуальность объекта исследования» поясняет, из-за чего именно интересен данный предмет, в то время как «актуальность методов исследования» указывает, почему выбраны именно такие способы для осуществления обозначенной в работе цели.

В свою очередь обоснование вполне прекрасно делится сразу на два вида актуальности исследования: теоретическое и практическое, которые наглядно могут показать, в чём же именно может проявиться новизна исследования в этих двух областях.

Читайте также:  Какое из свойств присуще только газу

Ниже приведен пример актуальности дипломной работы, защищенной на отлично на тему “Использование информационных технологий на занятиях по разделу «Система охлаждения двигателя легкового автомобиля» в колледже”.

Актуальность темы дипломной работы

В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что актуальность темы исследования действительно является одной из самых важных составляющих при написании любого вида научной работы.

Даже сам термин говорит сам за себя, указывая на своевременность заявленной в названии тематики исследовательского труда. К формулированию её в тексте нужно подходить очень аккуратно и последовательно.

Помните, что цена ошибки может обойтись крайне дорого, поэтому прежде чем сдавать работу на нормонтроль, убедитесь, желательно на несколько раз, что вы всё написали правильно.

Источник

Одним из основных требований, предъявляемых к проблеме любого исследования, относится, прежде всего, его актуальность и соответствие современным требованиям общества. Актуальность работы – одно из основных требований, предъявляемых к научной работе. В обосновании актуальности определяется уровень изученности в психологии, педагогике избранной проблемы, указывается степень ее новизны для современной науки, дается краткий обзор истории исследований в русле данной проблемы. Здесь же выделяется именно та часть проблемы, которая еще не получила должного освещения в науке, но имеет большое значение для раскрытия психологических, педагогических механизмов и закономерностей проблемы в целом. Определить актуальность темы – означает также подчеркнуть ее связь с важными аспектами тех или иных социальных проблем современности, решению которых может способствовать ее исследование.

Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи.

Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.

Вместе с тем анализ дипломных/бакалаврских и курсовых работ свидетельствует, что во многих случаях в исследованиях обосновывается актуальность научного направления, а актуальность темы исследования остается как бы за кадром, т.е. обосновывается недостаточно или неубедительно. Часто нет указаний на практическую актуальность, или же она обозначена лишь в самом общем виде.

Поэтому при описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:

1) показать актуальность направления исследования;

2) выделить специфику, показать необходимость исследования темы;

3) охарактеризовать актуальность, как для науки, так и для практики;

4) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения, воспитания, развития, консультирования и т.д. и перед психолого-педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;

5) рассмотреть нормативно-правовые документы (законы, постановления, положения, программы приоритетных направлений и т.д.), в которых есть ссылки на необходимость данного научного исследования согласно специфики специальности, направления подготовки;

6) в степени разработанности проблемы сформулировать, что сделано предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);

7) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать;

8) сформулировать тему исследования;

9) выделить проблему исследования. Проблема исследования– теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос должен соответствовать двум критериям:

а) объективность. Возникновение проблемы должно быть продиктовано объективными факторами;

б) значимость. Проблема должна иметь теоретическое или прикладное значение для науки.

Поставить проблему, значит ответить на вопрос «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: «Каковы условия, необходимые и достаточные для …?». Проблема является основой всей работы. Формулировка проблемы научного исследования — это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы;

10) сформулировать тему исследования.

Читайте также:  Какие свойства организмов обуславливают различия между особями одного и того же вида

Приведем пример обоснования актуальности научного исследования по теме«Психолого-педагогическая работа по формированию эмпатии у детей с ограниченными возможностями здоровья».

В условиях ускоряющегося темпа жизни перед людьми все острее встает проблема дефицита теплоты отношений и собственного одиночества. Закономерно возникает вопрос об истоках такой отчужденности и безразличия. В связи с этим особую актуальность для нашего времени приобретает процесс формирования сочувствия и сопереживания к другим как к самому себе.

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и выступает, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Все большее значение придается изучению социальных эмоций в работах отечественных психологов (А. А. Бодалев, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Д. Кошелева, Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Я. З. Неверович, С. Л Рубинштейн, П. В. Симонов, Л. П. Стрелкова, Д. Б. Эльконин). Социальные эмоции способствуют «процессу социализации человека, становлению отношений в мире во взрослом и детском сообществах» […, с. 23].

Опыт работы психологов и педагогов, показывает, что большинство людей с ограниченными возможностями здоровья страдают недостатком коммуникативной культуры, проявляющейся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей, отсутствии сочувствия и сопереживания. Необходимо отметить, что данная проблема касается не только взрослых людей, но и детей дошкольного возраста, особенно детей с ограниченными возможностями.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является «фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей» […, с. 8].

Мы считаем, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для позитивных и эффективных изменений в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. А как показывают исследования психологов, результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности […, …].

Таким образом, можно отметить, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности. Одним из важнейших компонентов эмоционально-нравственной культуры детей является становление эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний.

В основополагающем государственном документе – «Национальной доктрине образования в Российской Федерации, одной из основных задач является обеспечение развивающемуся обществу современно образованных, нравственных, предприимчивых людей….» […].

Данная проблема исследования также отражена в ряде таких нормативно-правовых документах как: Закон Российской Федерации «Об образовании», где говорится, что «содержание образования должно обеспечивать…… формирование духовно-нравственной личности». «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми…» […]. В Национальной доктрине образования в РФ на период до 2025 г. – отмечается, что: «Государство в сфере образования обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности…» […].

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Общего Образования указано, что начальное общее образование призвано стать одним из инструментов гражданского, нравственного и интеллектуально-культурного становления российского общества XXI века, «одним из средств является ….. воспитание у детей и подростков открытости, толерантности, гармоничности отношений с людьми и природой». Основная образовательная программа нацелена на «…развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и собой…» […]. Достижение данной цели программы предполагает формирование навыков общения и сотрудничества.

Также в требованиях к результатам освоения данной основной образовательной программы начального общего образования говорится о сформированности способности к сочувствию и сопереживанию, взгляду на себя со стороны, способности, связанные с жизнью в обществе, умение помочь другому, нуждающемуся в помощи, заметить эту нужду, откликнуться на просьбу.

В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема появления и формирования эмпатии у взрослых и у детей школьного возраста. Гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в дошкольном детстве, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути формирования у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.

Источник