Какими свойствами наделяется дао

Какими свойствами наделяется дао thumbnail

Продолжим разговор о древней Китайской религии, о Даосизме. В прошлый раз я рассказал вам об основателе этой религии, о Лао Цзы и том человеке, которому мы обязаны тем, что знаем о Лао Цзы и его учении, о начальнике пограничной заставы — Гуань Ине.

Сегодня я попытаюсь популярно рассказать вам о философских основах Даосизма, о том, что такое Дао. Сразу скажу, что это именно популярно, и несколько поверхностное изложение, но, тем не менее, оно даст вам представление об этом учении.

Люди в Храме Белых Облаков беседуют с одним из монахов Даосов, он отвечает на их вопросы.

В основе Даосизма лежит понятие Дао. Само слово Дао переводится, как «Путь» или «Дорога», однако, не стоит зацикливаться на переводе этого слова. В самом «Дао Дэ Цзине» говорится о том, что объяснить, что такое Дао невозможно. И само слово для обозначения этого выбрано произвольно. Вот что по этому поводу написано в Дао Дэ Цзине:

Я не знаю, есть ли у него имя

Лишь называю его – Путь

Заставите описать его, скажу – Великое

Великое – постоянно в движении

Постоянно двигаясь – никогда не кончается

Не зная конца – возвращается

Небольшой сад с беседкой для медитаций и созерцания в Храме Белых Облаков

Дао можно лишь понять самому, но не объяснить другим. Чтобы понять это, нужно настроится на нужный лад, понять свойства Дао, увидеть, как другие «следуют Дао», увидеть, к чему из это приводит, на вас снизойдет знание — ваше личное — о том, что такое Дао.

А Даосизме Дао считается началом всего, всей вселенной, всех разумных, неразумных существ, живой и не живой материи. Все люди, боги (пока я использую это слово), духи, миры — всё произошло от Дао, который был до начала нашей вселенной и будет после ее конца. Но Дао — не бог, это своего рода первооснова, из которой в нашем мире состоит всё, и которая сама собой, своим существованием, направляет мир, природу, в определенное русло существования. Про него говорят, что «Дао — естественно».

Люди следуют законам Земли

Земля следует законам Неба

Небо следует законам Пути

А Путь – естественен

Храм Неба в Пекине – одна из первостепенных достопримечательностей Пекина. Тут молились императоры Китая, прося у Неба процветания для страны. Это тоже Даосский храм, ныне не действующий, в отличие от Храма Белых Облаков.

Обратите внимание, что тут ничего не говорится о богах, а точнее о «бессмертных», как их называют в Даосизме. Они — такие же дети Дао, как и люди. Даже если люди сами были созданы кем-то из них, то это само по себе менее важно, чем «следование Дао».

А в чем же заключается суть этого самого «следования Дао»? Его суть заключается в естественности поступков. Философия Даосизма — это философия естественности. В ней не приветствуются ни излишества, ни беспричинные лишения, так как ни то ни то не является естественным. Считается, что если человек следует Дао, то есть он естественен, то сам мир будет его оберегать от напастей, вещи вокруг него будут происходить сами собой и те, которые нужно. И всё это, в конечном итоге, приведет человека к долгой счастливой жизни. Те же, кто не следует Дао, обычно не живут долго.

Рождаясь, люди начинают свой путь к смерти

Трое из десяти – полной жизнью живут

Трое из десяти – лишь смерти ждут

Трое из десяти – сами свою смерть торопят

Отчего? От того, что меры не знают

Но слышал я об одном

Кто в сохранении жизни преуспел

Идя по дороге – не страшится ни тигра, ни носорога

На войне – не страшны ему враги и клинки их

Некуда носорогу свой рог вонзить

Некуда тигру когти впустить

Некуда врагу направить свой меч

Отчего?

Оттого, что нет в нем для смерти места

Храм Белых Облаков, один из павильонов

Ну и еще я скажу пару слов о бессмертии. Достаточно часто можно услышать, что главная цель Даосов — физическое бессмертие. Это совсем не так. Хотя Даосы, при помощи разных практик, стараются удлинить жизнь, но они не считают, что это можно делать до бесконечности. Смерть рассматривается как естественный процесс, часть «Великих превращений», которую не надо бояться. Однако, Даосы и правда стремятся к бессмертию, но это бессмертие уже другого рода — в виде, как мы бы сейчас сказали — энергетического существа. Про это есть всего одна строка в Дао Дэ Цзине: «Кто умер, но не исчез — бессмертен». В Даосизме считается, что бессметные бывают разных типов, но об этом – в одной из следующих статей.

Если вам понравилась статья, если вы хотите продолжений, где мы поговорим о энергиях Инь и Ян, о сходстве Даосизма с другими религиями, то поставьте лайк и подпишитесь на канал, это очень важно для меня.

А вот тут первая часть статьи о Даосизме.

Источник

Содержание

#1. Учение Дао

#2. Особенности религии

#3. Кто основал Даосизм?

#4. Символ Даосизма

#5. Принципы Дао

#6. Главное о даосских практиках

Даосизм - фото 1Даосизм является одним из направлений китайской философии, которое соотносится с религиозными традициями Китая. Его основные принципы вытекают из древних шаманских практик. Это направление появилось в эпоху хаоса, разорения китайского общества, непримиримой борьбы за власть. На первых порах учение стало популярным среди бедных китайцев, которых привлекла идеология направления.

В Даосизме существуют:

  • Мистическая форма — получила распространение в низших слоях общества, то есть простолюдинов. Она призвана воспитывать людей, развивать их нравственность и фанатичность исполнения правил и законов социума. Для этой формы свойственна простота мировоззрения и элементы суеверности. Свои духовные проблемы простой народ решал с помощью просвещенных даосских монахов.
  • Научная форма — была характерна для монахов, значительная часть которых занимались науками. Это даосское монашество желало создать эликсир вечной жизни. Это поиск способа бессмертия привел к множеству важных открытий и изобретений. Таким образом, было изобретено стекло, фарфор, а также порох. Кроме того, именно даосскими монахами были выдвинуты разные теории, в том числе теория появления мира, человечества и т.д.
  • Этически-философская форма – предназначалась исключительно для элитной части образованного общества. Смысл жизни и подобные вопросы – вот что интересовало элиту.

Основными идеями в Даосизме являются:

  • всеобщее равенство;
  • социальная справедливость.

Даосизм считается религией, не предполагающей наличия Ада и Рая. Ведь Абсолют дарует вечную жизнь, которую следует проводить, размышляя и созерцая чудеса Мироздания. Люди, познающие понятие Дао и следующие ему, будут жить вечно. Но это требует:

  • Питания духа представляет собой совершение хороших поступков. Люди являются скоплением большого количества духов с божественной силой. Небесными духами ведется подсчет деяний, которые каждый человек совершил на благо добра и зла. А также они определяют его жизненные сроки.
  • Питание физического тела является соблюдением очень строгой диеты, выполнением физических и дыхательных упражнений, сексуальных практик. Диета предполагает в идеальном варианте поддержание жизни за счет собственной слюны и вдыхания эфира росы.

Однако такие строгие ограничения не всем под силу выдерживать. Поэтому, стремясь к упрощению, стали искать пути создания чудодейственного эликсира вечной жизни. Он был нужен для высших слоев общества – императоров, представителей знати. Первопроходцем в этом деле стал император Цинь-Ши-Хуанди, снаряжавший в другие страны целые экспедиции за нужными для эликсира бессмертия ингредиентами.

Учение Дао

Что собой представляет учение о Дао? Дао является нескончаемой дорогой, идущей повсеместно и в то же время Даосизм - фото 2нигде, причем этот путь не имеет начала и конечной остановки, идет в неизвестном направлении. Такому вечному Абсолюту подчиняется все, его законы действуют для Неба и Земли. Это бесконечный путь предполагает вечное движение, которое свойственно и всей природе. Ведь в ней все меняется, в том числе и человечество.

Величайшим счастьем, с точки зрения основателя учения, является понимание и осознание первооснов, а также соединения с ними. К пониманию сути приходят те, кто соблюдает законы и правила, которые касаются телесного и духовного. Как выше уже говорилось, в человеке живут божественные духи и демоны, ведущие борьбу за душу. Душу можно усиливать, если творить добро, а зло кормит демонов и отдаляет человека от Дао. Однако физическая оболочка также нуждается в «правильном» питании. Почти полный отказ от еды и постоянные физические упражнения подчиняют тело разуму человека.

Кроме того, такой путь учит не делать ничего целенаправленно. Таким образом, все происходит без вмешательства человека. В том числе это применимо и в сфере политики. Наилучшим правителем считают того, который не пытается вносить перемены в жизнь общества, государства, поскольку воля Небес считается законом для всех подданных. Они сами находят решение своим проблемам.

Естественное Дао – это начало всего Мироздания. Все происходит от первоосновы, которая являясь первоисточником, указывает путь, направление движения для всех и всего во Вселенной. Хотя он и не есть Богом. Этим направлением акцентируется природный аспект первоосновы. Его философия основана на естественности и простоте. 

Кроме «Дао Дэ Цзин» древнекитайского мудреца Лао-Цзы был еще один известный трактат «Чжуан-Цзы». Его автор Чжуан Чжоу жил в 369 – 286 годах до нашей эры.

Особенности религии

Что касается Религии Даосизм, то это одна из самых древних в Китае, зародившаяся в 5-3 в. до нашей эры. Ее основоположником считают Лао-Цзы. И основана она на учении, представляющего собой путь к гармоничной жизни. К философскому трактату «Дао Дэ Цзин» стали относиться, как к религиозной священной книге.

В Даосизме существуют философское и религиозное направления. Религиозное направление дало толчок появлению новых божеств. Одним из таких стал Бог Юрди. Этому верховному владыке отошли в подчинение Небо и Земля. А богом домашнего очага стал Цзао-Ван.

В наше время Даосизм широко распространен во всем Китае и имеет тесные связи с буддизмом и конфуцианством. Были сооружены много храмов и монастырей, в оформлении которых сочетаются признаки всех трех китайских религиозных течений. Даосские божества использованы в росписях стен религиозных сооружений наряду с Богами Буддизма.

Кто основал Даосизм?

Основателем Даосизма считается Лао-Цзы. Этот древнекитайский мыслитель, ученый первым описал философию и ритуалы, практически сформировал целостное учение. Некоторые считают, что это вымышленная фигура. О нем известно их легенд. А других подтверждений его жизнедеятельности не существует.

Имя Лао-Цзы переводится, как «старый учитель», «вечный ребенок». Что интересно, по легенде мать его вынашивала в своем теле не 9 месяцев, а 81 год. Поэтому он пришел в этот мир седым стариком в 604 году до н.э. Некоторые придерживаются мнения, что он жил во времена Конфуция или был самим Конфуцием. По словам китайского историка Сыма Цянем он был очень образован и служил архивариусом и библиотекарем в период правления династии Чжоу. Еще одна легенда имеет свой вариант истории Мастера Лао-цзы, который будто заново родился, когда попал из Индии в Китай.

Несмотря ни на что, в Даосизме, учении религиозно-философского характера, практически каждой даосской школой он почитается в виде божества. Его считают один из «Троих Чистых». Императоры из династии Тан, считая Лао-цзы своим прародителем, обожествляли и строили ему храмы и возводили в звания и титулы.

Символ Даосизма

Главный символ в Даосизме представлен знаменитым знаком Инь и Ян. Он символизирует мужское и женское начало. Они должны быть неразлучны друг с другом. Этот черно-белый круг придумали даосские монахи. Он ассоциируется с жизнью, которая не бывает только светлой либо только темной. Черная часть круга символизирует женское начало (спокойствие и равновесие), белая часть – мужское (активные действия, напор и сильная жизненная энергия). По мнению монахов, все живое может гармонично существовать только в таком в симбиозе. Это два дополнения друг другу. Когда человек обладает только одним началом, то он живет не по правилам, а значит, не способен познать Дао и достичь бессмертия.

Принципы Дао

Даосизм - фото 3Принцип Дао заключается в естественности любых деяний человека. Те, кто стремиться менять Мир, противоречат даосской идеологии и основам вероучения. Приветствуется наблюдательность и желание пребывать наедине с собой, что способствует слиянию с Совершенством, Абсолютом и вечного гармоничного бытия.

Принципами являются:

  • Естественность – предполагает необходимость предоставления возможностей для каждого человека быть самим собой и иметь собственные взгляды на мир. Однако она также требует осторожности в отношении к окружению.
  • Не деяние – жить, ничего не делая целенаправленно. Человек достигает максимального результата, практически не прикладывая никаких усилий.
  • Бесформенность – предполагает наличие слабости и мягкости для бессмертия, вечной жизни. Мощь, сила и твердость являются спутниками смерти.
  • Трансформация – заключается в том, что сознанием обладает все в нашем Мире. Достижение мудрости дает человеку шанс на трансформацию во все, что он пожелает.

Согласно Даосизму, только следуя этим догмам, человек обретет шанс достичь бессмертия, внутреннего освобождения и истинного счастья.

Главное о даосских практиках

Практики в Даосизме представляют собой комплексную систему самостоятельного развития людей. Для Даосизм - фото 4достижения истинной цели – бессмертия, последователи этого китайского направления воспитывают в себе внутреннюю силу, совершенствуют свою человеческую природу.

За счет таких практик человек может гармонично развиваться физически, ментально и духовно. Они помогают выйти за грани физической локализации. Таким путем развивают душу и дух человека. Разные упражнения медитативной и энергетической направленности дают возможность увеличить количество жизненной силы и энергии, уменьшить напряжение, улучшить самочувствие. А также это может помочь исцелению и защите в разных опасных ситуациях.

Первым этапом для начинающих практиков является пробуждение целительного света, которое предполагает следующие шаги:

  • Сначала человек должен открыть микро-орбиту для соединения с силами Вселенной.
  • За счет даосской практики «Внутренняя улыбка» можно расслабиться, достичь блаженства в душе и внутри тела. Таким путем человек обретает самоуважение и любовь к себе и окружающим людям. А также происходит противодействие стрессу и правильное поступление «Ци» (энергии жизни).
  • Основной расслабляющей техникой считается методика с использованием несложных движений верхних конечностей в союзе с произнесением специальных звуков, которые охлаждают внутренние органы. У человека лучше переваривается пищу, нормализируется сон, он становиться более расслабленным и спокойным. Эта методика ценна для людей, практикующих любое боевое искусство. Таким образом они могут избавляться от излишнего тепла в организме. 
  • Практики омоложения представляют собой виды самомассажа (самоисцеление) при помощи энергии жизни. Это также способствует избавлению некоторых энергетических блоков и точек напряжения в физической оболочке.

Второй этап предполагает развития в человеке его внутреннего потенциала, силы.

  • Благодаря практике «Целительная любовь» преобразуется энергия сексуального плана, позволяя гармонизировать взаимоотношения мужчины и женщины. А это в свою очередь позволяет человеку развиваться духовно, поскольку происходит не расходование сексуальной энергии, а ее трансформация.
  • За счет Цигуна, который является одной из ключевых практик духовного плана, поднимают дух тела. Благодаря использованию разных поз и дыхательных техник люди ощущают тесную взаимосвязь с Землей, что способствует поднятию внутреннего духа. Специальными упражнениями жизненная энергия «Ци» направляется в правильное русло, что способствует очищению организма от вредных веществ (разных токсинов).
  • Методика «Концентрирования 5 стихий» позволяет человеку научиться преобразованию своих негативных эмоций в чистые энергетические потоки энергии. Отрицательные эмоции отвечают соответственно селезенке, легким, сердцу, печени и почкам, а также пяти стихиям. Таким образом, в человеке достигается гармоничное объединение этих стихий и эмоциональное равновесие. Позитивная энергия идет через открытые каналы микро-орбиты человека.
  • С помощью методики Тайцзи-Цигун, а именно энергией можно перемещать собственные тела. Такие упражнения с незначительным влиянием на телесную структуру позволяют научиться правильным движениям, избегая блокирования энергетических потоков. Это в свою очередь является предотвращением появления разных заболеваний.
  • Следующий шаг предполагает соблюдение лечебной даосской диеты, учитывающей стихии каждого человека, которые в нем преобладают. Кроме того, на выбор такой диеты влияют сезонные природные колебания.

Даосские упражнения и техники позволяют научиться исцелению, развитию души и духа. Такой путь позволяет человеку стать просветленным и развитым в духовном и физическом планах.

Продвинутый человек (практикующий) способен достичь бессмертия (в духовном царстве). В этом случае жизненная энергия «Ци», в буквальном смысле слова, видоизменяется. То есть она из физического состояния переходит в ментальную форму. Человеческий Дух держит курс в пустоту. Самое наивысшее достижение – бессмертность духа и тела.

Благодаря даосским практикам человек способен двигаться по пути улучшения здоровья, дальше в здоровом теле преобразовывать энергию и в конечном результате полностью обновляться, становиться мудрым и слиться с Дао. Их ценностью является достижение единства и гармоничности людей и всего, вокруг них. Речь идет о полной и истинной гармонизации. 

Если возникли вопросы о Даосизме, обращайтесь к специалистам Центра развития личности «Арканум».

Предыдущая статья

Хиромантия

К списку статей

Следующая статья

Оккультные науки

Источник

Как говорилось ранее, в Древнем Китае сложилась уникальная религиозная ситуация. Ещё в глубокой древности религиозные воззрения приобрели характер философских учений, которые взаимовлияли и взаимодополняли друг друга.

В 6 веке до н.э. в Китае появляются два фундаментальных философских учения – Конфуцианство и Даосизм, повлиявших на дальнейшее формирование культуры этой страны. И если в прошлой статье, я рассказывала о конфуцианстве, то эта статья об основных положениях даосизма.

Не менее важное место в государственной идеологии заняло учение старшего современника Конфуция – мудреца Лао Цзы(также обожествлённого посмертно), получившее название Даосизм. Изложено оно было в трактате «Дао дэ дзин» («Книга о Дао и дэ»).

Лао-Цзы

Говорят, что Лао Цзы родился стариком (так можно перевести его имя), и что мать зачала его не от человека, а чудесным образом. Всю жизнь проработав архивариусом, собрав множество знаний (в том числе и древнюю мудрость), он вынужден был покинуть родину. Легенда гласит, что на границе, таможенник, понимая, с кем имеет дело, попросил мудреца оставить хоть что-то на память. И тогда Лао-Цзы записал свои мысли, ставшие главной книгой даосизма. Сам же он исчез в неизвестном направлении, и может быть всё ещё жив, ведь его учение предлагало путь к бессмертию.

Центральным понятием этого учения является «Дао». Точный перевод этого слова – «Путь» – не отражает всю сложность и многозначность, которой наделяли его последователи даосизма. Объяснить значение этого слова можно лишь приблизительно – «Путь Вселенной», «Мировой Закон», «Высший Абсолют»и т.п. (По некоторым признакам, это понятие сопоставимо с индийским термином “дхарма”, о чём можно прочитать в этой статье).

Иероглиф “Дао” – “Путь”.

Дао никто не создавал, и не может уничтожить, оно безгранично и проявляет себя буквально во всём. Его нельзя увидеть, услышать, осязать, оно не имеет формы и названия. Это Ничто, в котором потенциально существует ещё не рожденное, не обретшее очертаний – Всё. Оно порождает многообразие форм природы и мироздания, является «вечным двигателем» всех процессов Вселенной, определяет путь развития и исчезновения всего, что есть в Природе.

Его невозможно познать с помощью органов чувств и человеческого разума, с ним лишь можно слиться воедино. Это и есть высшее благо, по мнению Лао-Цзы.

Очень много даосизм впитал из более древних натурфилософских концепций об устройстве вселенной. В частности, учения о Ян, Инь и У-син, которые влились в него, и стали неотъемлемой частью философии даосизма.

Лао-Цзы, основатель Даосизма.

Даосизм дает свой идеал человека – это человек совершенномудрый. Тот, кто следуя естественности, заложенной природой, сумел отказаться от «внешних» общественных правил (в том числе и «ли», как не являющихся «природным» свойством людей) и от радостей мирского человеческого существования в пользу созерцания, «недеяния» («у-вэй»), достижения внутренней гармонии и слияния собственной души с мировой душой – Дао. «ли» и «у-вэй» читайте здесь).

По мнению последователей учения Лао-Цзы, это слияние с вечным Дао давало возможность и личного бессмертия (или, как минимум, долголетия), которого можно было достигнуть, встав на путь аскетизма и следуя определённым правилам:

1) ограничение до минимума в еде;

2) выполнение определённых физических и дыхательных упражнений;

3) совершение не менее тысячи добродетельных поступков;

4) принятие снадобий, подобных «элексиру жизни» (его целеустремлённо пытались получить многие китайские алхимики).

Даосский бессмертный, управляющий драконом

В Китае есть предание о том, что однажды Конфуций и Лао-Цзы встретились, и у них состоялась беседа, после которой Конфуций сказал своим ученикам следующее: «Я знаю, что птица может летать. Я знаю, что рыба может плавать. Знаю также, зверь может бегать. На то, что бегает, можно смастерить силки; на то, что плавает, можно изготовить сети; на то, что летает, можно сделать стрелу с верёвкой. Но дракон, поднимающийся в небо на ветре и облаках, стоит выше моего понимания. Сегодня я встречался с Лао Цзы – как похож он на дракона!»

Конфуций и Лао-Цзы

Даосизм, стал своеобразным противопоставлением конфуцианству. Если последователи Конфуция считали приоритетным социальные стороны жизни личности, её функционирование, как “винтика” в структуре общества и государства, то приверженцы даосизма видели идеал в естественном развитии индивидуума, как элемента природы и вселенной.

Лао-Цзы и Конфуций.

Интересно, что эти две религиозно-философские системы, предлагая разные подходы и концепции к вопросу о месте человека в мире, не привели к религиозным войнам, а, в какой-то момент, стали взаимодополняющими, и в одинаковой степени повлияли на формирование классической китайской культуры.

Памятник Лао-Цзы в Китае.

Однако и они не стали единственными в системе верований и учений, получивших распространение в Китае. Наряду с конфуцианством и даосизмом большое влияние на эту цивилизацию оказал чань-буддизм, о котором также коротко я расскажу в следующей статье.

Если вас интересует культура древнего и средневекового Китая, то могу предложить вашему вниманию следующие публикации по этой теме:

Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.

Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.

Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.

Конфуцианство. Кратко.

Даосизм. Кратко.

Чань-буддизм. Кратко.

О развитии письменности и литературы в Китае.

Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.

Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.

Буддийская архитектура Китая.

Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.

Запретный город – Гугун в Пекине.

Го-хуа. Традиционная китайская живопись.

О традиционной китайской музыке.

Китайский традиционный театр и Пекинская опера.

Храм Неба в Пекине.

Источник