Какими свойствами обладает акт применения
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 января 2014; проверки требуют 2 правки.
Акт применения права — это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.
Основные признаки[править | править код]
Некоторые учёные-юристы к внешней форме правоприменения относят и акты-действия (actus)[1][2]. Акты-действия выступают в качестве формы в тех случаях,, когда правоприменительная практика имеет свёрнутую, упрощенную структуру. Они служат тогда как бы генерализирующим компонентом, содержащим в себе большинство или даже все элементы практики. Их существование обусловлено характером определённой правоприменительной практики, и не случайно чаще всего они выражаются устно (устные приказы начальника воинской части…) либо с помощью определённых знаков, жестов и иных конклюдентных действий (жесты сотрудника ОВД, регулирующего движение транспорта…). Иногда акты-действия фиксируются в дальнейшем в письменном документе (удаление свидетелей из зала суда отражается в судебном протоколе…). Однако рассмотрение в качестве формы правоприменительной практики актов-действий не должно вести к отождествлению компонентов её содержания и формы[3].
- Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.
- Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.
- Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.
- Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права- документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.
- Правоприменительные акты обычно могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд или иной государственный орган в порядке и сроки, установленные законодательством. При этом, как правило, подача жалобы приостанавливает действие соответствующего акта до решения вопроса судом или иным властным органом.
Виды[править | править код]
по форме:
- приказы;
- постановления;
- указания;
- представления;
- резолюции;
- протоколы;
- решения;
- разрешения;
- предупреждения;
- приговоры;
- определения;
- распоряжения
- и др.
По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:
- акты государственных органов и общественных организаций;
- акты главы государства — Президента РФ;
- акты федеральных органов власти и управления;
- акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;
- акты органов правосудия;
- акты органов прокуратуры;
- акты органов надзора и контроля;
- акты коллегиальные и единоличные.
по функциям права:
- регулятивные (приказ о повышении по службе)
- охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)
по юридической природе:
- основные (выражают конечное решение по юридическому делу — приговор, решение суда)
- вспомогательные (подготавливают издание основных — постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)
по предмету правового регулирования:
- акты гражданско-правовые,
- уголовно-правовые,
- акты конституционно-правовые,
- акты административно-правовые
по характеру:
- материальные
- процессуальные
В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на:
- акты однократного действия (наложение штрафа)
- длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
Общие черты с нормативными актами[править | править код]
Правоприменительные акты обнаруживают следующие общие черты с нормативными актами:
- представляют собой, как правило, письменные акты-документы
- исходят от государства в лице его уполномоченного органов и должностных лиц
- обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством)
Отличия от нормативных актов[править | править код]
Правоприменительные акты отличаются от нормативно-правовых (НПА), в основном, в следующем:
- акты применения права принимаются на основе нормативных актов и должны им соответствовать
- акты применения права не являются источниками права
- не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА
- акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации.
- акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц
- акты применения права рассчитаны на однократное применение
- они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений)
- акты применения права могут быть выражен не только в письменной, но и в устной форме
Акты применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.
Примечания[править | править код]
- ↑ Гарапшин К.М. Правоприменительная практика в советском и общенародном государстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Казань, 1985. — С. 60.
- ↑ Аверин А.В. Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей. — Саратов, 2003. — С. 79—81.
- ↑ Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие. В 2 т. Т.1. — Ярославль, 2005. — С. 331—332. — 547 с.
См. также[править | править код]
- Применение права
- Нормативно-правовой акт
Источники[править | править код]
- Марченко М.Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2006. — 640 с. — 10 000 экз.
Источник
6 Сентября 2018 г.
Понятие и признаки
Акт, выраженный в форме письменного документа и завизированный подписью уполномоченного лица, является отражением некоего зафиксированного действия или произошедшего события. Как документ, акт применения права – это официальный способ закрепить (зарегистрировать) как, почему и применительно к кому использовалась та или иная норма права.
Признаками акта выступают следующие критерии:
- Поскольку в документе указывается, к кому применяется правовая норма (с учетом источников), то в целом акт приобретает индивидуальные и персонифицированные признаки. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что речь идет не только о конкретном субъекте, но и о частных жизненных ситуациях, связях и отношениях.
- Документ содержит признаки проявления власти, то есть в акте содержится предписание (обязательное требование) от уполномоченного государством органа и адресованное лицу конкретного рассматриваемого дела.
- Документ должен быть выражен в определенной законом форме (указывается название, наименование органа, место и время, подписи лиц и др).
В теории права и государства сформулировано определение:
Акт применения права – это резолюция (официальное решение) компетентного и уполномоченного государством органа по конкретному юридическому делу, которое содержит властное предписание от имени государства, выраженное в установленной законом форме и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений.
Отличительные черты
Иногда юристы делают различия между актом применения права и правоприменительным актом. На самом деле различие здесь только в названии. По существу, это одно и тоже. В то же время не стоит путать акт применения права и нормативно-правовой акт. Для наглядности приведем следующую сравнительную таблицу:
Вопрос | Нормативно-правовой акт | Акт применения права |
Общие черты | ||
Относится к юридическому акту? | Оба акта являются юридическими | |
Как издается? | Акты издаются уполномоченными государством органами и в соответствии с законной для таких актов процедурой | |
Какая степень юридической силы? | Каждый акт обладает определенной юридической силой и является средством правового регулирования. С точки зрения иерархии, правоприменительный акт находится в пределах НПА | |
Отличительные черты | ||
Какого характера? | Имеет обобщающий характер, содержит общие правила и установки | Носит индивидуальный характер, регулирует частное правоотношение |
К кому обращен? | Обращен к широкому кругу лиц | Адресован лицам, участвующим в деле |
Какой имеет срок действия? | Действует до тех пор, пока его не отменят | Его действие распространяется на конкретный случай |
Как часто применяется? | Может неоднократно применяться в пределах сроков действия | Применяется разово по отношению к конкретной ситуации по делу |
Как может влиять на норму права? | Может устанавливать, задавать, изменять или отменять нормы права | Никак не влияет, но выступает, как средство реализации правовых норм |
Как соотносится с источниками права? | Выступает источником права | Не относится к источникам права, но ссылается на них |
В какой форме выражается? | Только в письменной форме | Могут быть в письменной (приказ, решение и т.д.), устной (вызов свидетеля в зал), в виде конклюдентных действий (жестикуляция регулировщика) |
Классификация и виды правоприменительных актов
В зависимости от субъекта, который принимает акт, выделяют следующие акты:
- Представительных органов;
- Исполнительных органов;
- Судебных органов;
- Контрольно-надзорных органов;
- Негосударственных организаций;
- Органов местного самоуправления и др.
С точки зрения числа субъектов выделяют следующие акты:
- Единоличные (индивидуальные);
- Коллективные.
С точки зрения отрасли права и/или предмета правового регулирования различают акты:
- Гражданские;
- Трудовые;
- Финансовые;
- Конституционные;
- Административные;
- Материального права;
- Процессуального права и др.
По содержанию акты бывают:
- Регламентирующие, уточняющие права и обязанности (должностные инструкции);
- Регистрационные (удостоверение нотариусом тех или иных действий);
- Разрешительные (например, разрешение на приобретение/ношение оружия);
- Запретительные (например, отказ в разрешении приобретения оружия);
- Ограничительные (подписка о невыезде);
- Восстанавливающие право (решение суда о восстановлении в должности незаконно уволенного работника);
- О признании (решение суда о признании отцовства) и др.
В зависимости от функций права акты бывают:
- Регулятивные (исполнительные) (приказ о повышении по службе);
- Правоохранительные (например, приговор суда).
По времени действия акты бывают:
- Однократные (протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа);
- Длительного действия (приговор суда, устанавливающий уголовное наказание в виде лишения свободы на какой-либо срок).
По способу выражения бывают:
- Акты – документы (выраженные в письменном виде, например, протокол происшествия);
- Акты – сигналы (указания дежурного на КПП);
- Акты – действия (устные распоряжения начальства);
- Акты – символы (обозначение запретной зоны).
С точки зрения юридического значения различают акты:
- Основные – завершенное решение по делу (приговор суда);
- Вспомогательные – способствующие вынести решение по основному акту (постановление о привлечении лица).
Структура акта применения права
Для решений судебных органов, правоприменительный акт включает четыре последовательно расположенные части:
- Вводная часть: наименование документа и органа его издавшего, состав органа, место и время издания.
- Описательная часть включает притязания истца, возражения ответчика, пояснения других участников дела, то есть здесь излагаются обстоятельства дела.
- Мотивировочная часть отражает пояснения принятого судом решения со ссылками на нормативно-правовые акты, применяемые к рассматриваемому спору и в процессе судопроизводства. По существу, в этой части обосновывается принятое решение.
- Резолютивная часть содержит итоговый результат, окончательный вывод.
Для других актов, в частности, следственных протоколов, из структуры может быть исключена мотивировочная часть, а в разрешительных актах чаще всего встречаются только вводная и резолютивная части.
Источник
Правоприменительный акт – один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права вытекает из их названия – они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.
Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:
1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;
2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
3) не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение – не создавать, а применять нормы права;
4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.
Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные “казенные бумаги” выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.
Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.
Виды правоприменительных актов
Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.
По отраслевому признаку они подразделяются на:
– уголовно-правовые;
– гражданско-правовые;
– административно-правовые;
– финансовые и др.
По субъектам их издания на акты:
– судебных органов, прокурорских, следственных, контрольных;
– органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;
– президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.
По юридической природе – на:
– правоохранительные;
– правоисполнительные;
– правовосстановительные;
– правообеспечительные.
По последствиям – на:
– правообразующие;
– правопрекращающие;
– правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).
По форме выражения – на:
– письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);
– акты-документы;
– акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены.
Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.
По названию акты применения права могут иметь форму:
– указа;
– постановления;
– приказа;
– распоряжения;
– протокола;
– резолюции;
– разрешения;
– приговора;
– акта о наложении штрафа;
– указания и т.д.
Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.
Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г. <*>, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже – свойства нормативного акта.
Дополнительно
Акт применения права – правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.
Виды
1. По форме:
– указы;
– приговоры;
– приказы;
– решения и пр.
2. По субъектам, их издающим:
– акты государственных органов;
– негосударственных органов.
3. По функциям права:
– регулятивные (приказ о повышении по службе);
– охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);
4. По юридической природе:
– основные (выражают конечное решение по юридическому делу – приговор, решение суда);
– вспомогательные (подготавливают издание основных – постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).
5. По предмету правового регулирования:
– акты гражданско-правовые;
– уголовно-правовые и пр.
6. По характеру:
– материальные;
– процессуальные
Признаки:
1. Издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.
2. Строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.
3. Направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.
4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права – документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.
Общие черты с НПА:
– представляют собой письменные акты-документы;
– исходят от государства;
– обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
Отличительные черты с НПА
– акты применения права принимаются на основе нормативных и должны им соответствовать;
– акты применения права не являются источниками права;
– не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА;
– акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации;
– акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц;
– акты применения права рассчитан на однократное применение;
– они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений).
Акты применения норм права должны отвечать требованиям законности, обоснованности и целесообразности.
Источник