Какими свойствами обладает игра

Игра (по Ожегову и Шведовой) – занятия, служащие для отдыха ,спортивного соревнования.
Игра (по Далю) – забава.
Игра (по Л. Выготскому) – развитие, воспитание.
По мысли академика Д. И. Узнадзе, играесть совершенно необходимое человеку спонтанное свободное действие его сил. «Игровой элемент» (Й. Хёйзинга) или «игровая модальность» (М. Каган) подобно эстетическому отношению пронизывает все сферы человеческого существования. Отсюда такие понятия, как политические, актерские, биржевые, полевые, олимпийские и т. п. игры; отсюда ощущение высшего мастерства как игры интеллектуальных и физических сил; отсюда широчайшее применение слова «игра» в переносном, метафорическом смысле, вроде игры ума и нервов, мышц и глаз, судьбы и фантазии, форм и пятен, струй и бликов.
Игра с точки зрения исследователя Й. Хёйзинги — это поведение. Она старше культуры, и «все основные черты игры уже воплощены в играх животных». Первое «исконное свойство» — сущность — «состоит в накале», в способности приводить в исступление, напряжение и радостность. Второе свойство как бы раскрывает эту суть: игра «отлична от Обыденного поведения в жизни»
Значение игры невозможно переоценить. Феномен ее в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, как способ передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
По определению (Г. К. Селевко), игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Для игры особенно важны:
1. Занимательность и интрига, неожиданность поворотов, которые программируются при построении композиции
2. Возможность разной реакции участников, что требует готовности к экспромту в ходе проведения игры
3. Предоставление играющим возможности самостоятельного принятия решения в ходе общих правил игры.
Большинству игр присущи 4 главные черты (по С. А. Шмакову):
· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
· творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (“поле творчества”);
· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, “эмоциональное напряжение”);
· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как Деятельности Органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
А) роли, взятые на себя играющими;
Б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
В) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
Г) реальные отношения между играющими;
Д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
– Развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
– Коммуникативную: Освоение диалектики общения;
– Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
– Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
– Диагностическую: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
– функцию коррекции: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
– Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
– Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
– Гедонистическая.
– Нормативная (правила игры).
– Релаксационная (восстановление физических и психических сил).
– Коллективно-образующая (возникновение игровых отношений).
– Компенсаторная (компенсация того, чего человеку не хватает).
– Обучающая.
– Познавательная (познание себя и мира).
– Воспитательная.
– Самореализации.
Признаки игры по Й. Хейзинги:
1. Игра старше культуры.
2. Игра есть содержательная функция со многими границами смысла. «Игра создаёт временное ограниченное совершенство».
3. Игра занимает важное место в жизни.
4. Игра даёт выход избыточной энергии.
5. Эта функция (игра) помогает развитию инстинктоподражания.
6. Игра удовлетворяет потребность в отдыхе и разгрузке.
7. Игра является своеобразным тренингом, востребованным жизнью.
8. Игра является упражнением в самообладании.
9. Игра удовлетворяет потребность в соперничестве и главенстве.
10. Игра является невинной компенсацией вредных побуждений.
11. Наличие характера состязательности в игре.
12. Относительная доступность и относительная прогрессивность (так как игра может быть регрессивной и вредной).
Подходы к природе игры самые разнообразные и подчас противоречивые. Г. В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами; английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление “избытка сил”; австрийский психолог К. Бюлер видит причину игры в функциональном удовольствии, а З. Фрейд рассматривает игру как реализации вытесненных из жизни желаний и т. п.
Е. А.Аркин, Л. С.Выготский, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
Источник
Сущность понятия «игра» и ее характеристика
Определение игры – одна из наиболее сложных проблем в педагогике. Согласно данным Л.С.Выготского существует много различных определений игры. Мы рассмотрим некоторые из них.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у различных педагогов, имеется свой взгляд на понятие «игра».
В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и реальнее того, который предлагается игрушечной лавкой». К.Д.Ушинский доказал, что содержание игры влияет на формирование личности воспитанника. [26]
В создании теории игры особая роль отводится исследованиям Н.К.Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление воспитанника познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для воспитанников – это способ познания окружающего». [16]
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный воспитаннику вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В дошкольном возрасте он впервые становится таким, что моделью его поведения становится взрослый – носитель общественных функций. Ребенок хочет быть как взрослый, но не может им быть в силу возраста. И тогда «быть взрослым» он может только в игре. В ней воспитанник берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации. [2]
А.П.Усова определила, что игра – это особая форма освоения действительности по ориентации в смыслах жизни, форма организации детской жизни, носящая самодеятельный и творческий характер, в ней ребенок делает первые шаги к самостоятельной жизни. [26]
К.Гросс полагал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. [8]
К.Бюлер считал, что игра приносит удовольствие. Это радость от самого действия. В игре воспитанник получает функциональное удовольствие от действий самих по себе. Испытав наслаждение в игре, он старается его возобновить, повторяя действия, движения. В ходе этих повторений его поведение совершенствуется. Игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни. Ребенок живет в тесном мире: квартира, семья, игрушки. И он старается раздвинуть границы этого мира с помощью игры. Он строит наблюдаемый им мир взрослых людей с помощью своей фантазии.[4]
А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. [9]
Итак, проанализировав различные подходы к определению игра, мы считаем наиболее полным и содержательным определение, приведенное в педагогическом словаре. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [14]
Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности воспитанников, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы. Изучение данного материала позволяет осмыслить предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. [19, с.10]
На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывает изготовление игрушек – самоделок, которые делают игровые интересы детей более устойчивыми, помогают их объединению в игре. Руководя игрой мы, тем не менее, не должны подавлять инициативу, самостоятельность детей. [20]
Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие внимания и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает воспитанника точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Для развития мышления и воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, образы и действия. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней воспитанник осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. [12, с.14]
В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности. Игра – это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.
С.А.Шмаков выделяет в игре четыре главные черты:
– свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
– творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
– эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п.;
– наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. [25]
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на воспитанника, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
– игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
– игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
– игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.[26]
Существуют разные виды игр:
– подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка;
– дидактическая игра – специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями;
– игра-драматизация – игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки;
– сюжетно-ролевая игра – это игры, которые придумывают сами воспитанники. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения;
– конструктивная игра – где воспитанники отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают некоторые вещи, возводят здания, сооружения, но в обобщенном, схематизированном виде. [9]
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.
Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность воспитанников имеет инициативный, творческий характер – дети способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.
Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. [18]
Таким образом, обнаруживается, что у большинства педагогов, таких как Л.С. Выготский, Н.К.Крупская, А.Н. Леонтьев, К. Бюллер, К.Д. Ушинский и др. имеется свой взгляд на понятие игра.
Одни считают, что игра – является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни, другие полагают, что это радость от самого действия, третьи утверждают, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Однако все исследователи сходятся во мнении, что игра является неотъемлемой частью в жизни дошкольников.
5
Источник
Главная
страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница
специальности «Организация работы с молодежью»
17. Функции и свойства игры. Игра как проявление свободы
1. Исследователь игр школьников Сталь Анатольевич
Шмаков
Родился 17 января 1931 года в г. Новосибирске,
Впервые в стране Шмаков создал педагогический класс,
городской педагогический клуб студентов и учителей при ТЮЗе.
По инициативе Шмакова впервые были созданы
инструктивные лагерные учебные сборы для подготовки студентов к работе в летних
оздоровительных лагерях.
Была разработана концепция зимнего отдыха детей –
“Снежная республика”, лагерь при сибирском отделении Академи наук.
В 1957 г. С.А. Шмаковым были разработаны проект и
концепция Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ “Орленок”. В
1961 году лагерь был открыт.
В 1961 г. работал в Финляндии, создавал пионерскую
организацию “Молодая Трава Суоми”.
С 1963 года, после знакомства с педагогом-новатором
Москаленко, Сталь Анатольевич переезжает в Липецк. С этого времени вся его
жизнь связана с Липецким педагогическим институтом.
В 1975 г. разрабатывал, курировал проект строительства
круглогодичного лагеря НЛМК “Прометей”, готовил концепцию его
деятельности. В настоящее время досугово-оздоровительный центр
“Прометей” входит в число лучших лагерей России.
Основная работа – «Игры учащихся как феномен
культуры».
Большинству
игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая
лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не
только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный,
очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности,
соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная
природа игры, «эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих
содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В
структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование,
реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью
реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее
добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности,
удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В
структуру игры как процесса входят:
а)
роли, взятые на себя играющими;
б)
игровые действия как средство реализации этих ролей;
в)
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми,
условными;
г)
реальные отношения между играющими;
д)
сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
2.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, которые
выводятся из главной, физиологически обусловленной, – функции отреагирования, снятия напряжения:
– развлекательно-рекреативная
(это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить,
пробудить интерес); именно в связи с этой функцией игра является неотъемлемой
частью человеческого досуга;
– коммуникативную:
освоение диалектики общения;
– самореализации в
игре как полигоне человеческой практики;
– игротерапевтическую:
преодоление различных трудностей, возникающих в других видах
жизнедеятельности; (игра полезна, поскольку позволяет безболезненно изживать
агрессивные инстинкты; согласно Фрейду, в игре при помощи символов реализуются
вытесненные бессознательные влечения (танец как игра));
– диагностическую:
выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; во многих играх человек
действует как бы в экстремальной ситуации, благодаря чему выявляются и
проверяются физические, психические, интеллектуальные и моральные ресурсы
личности;
функцию
коррекции: внесение позитивных
изменений в структуру личностных показателей;
– интеграционную:
усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
функцию
социализации: включение в систему
общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
3. Признаки игры:
– ограниченность зоны
действия во времени и пространстве; обособление от производственной
деятельности, от нормативной социальной среды, локализация «вне обычной жизни»;
(с другой стороны, происходит институционализация феномена игры в виде,
например, биржевой игры, лотерей, состязаний сторон в суде и политической
борьбы парламентских партий);
– использование специальных символов, правил, санкций и
поощрений, определяющих мотивы игры и ее содержание; внутри игрового времени
и пространства царит собственный и безусловный порядок, отклонение
от него лишает игру собственного характера: у каждой игры свои
правила, безусловно обязательные, не подлежащие сомнению; они могут быть
изменены, но они должны быть; играть надо “честно”,
по правилам; (игра как модель общества – законодательство, стихосложение,
музицирование, рисование, театр, война, церковная служба, философский спор и
любовный флирт осуществляются по определенным правилам);
– специфическая игровая
установка, когда человек одновременно верит и не верит в серьезность
происходящего;
– коммуникативность и
конкурентность;
– возможность в пределах
правил использовать любые приемы, все силы и мастерство для достижения победы
или выигрыша;
– непредсказуемость
результата участия в исходе игры.
4. Значение игры невозможно
исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит
ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в
обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и
проявлений в труде. В жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить
творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику
необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость,
находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится
проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро
меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание,
нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации
не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.
5. Игра, как и творчество, тесно
связана с понятием свободы. В игре человек выступает свободным от природной и
социальной зависимости и способным самому выступать как созидающий субъект, не подверженный
какой-либо принудительности. Игра выступает своего рода механизмом
актуализации свободы в социокультурном контексте. Речь идет:
а) о свободе от любых форм принуждения
(“игра по приказу — уже не игра”);
б) о свободе от прагматически
целесообразности деятельности (так, усилия шулера, предпринимаемые за карточным
столом ради денежного выигрыша, утрачивают качества игры, вырождаясь в псевдотрудовую
деятельность); особый случай — игра профессионалов (например,
футболистов), они относятся к своей игре как к работе, иногда как
к творчеству с присущим этим видам деятельности спектром чувств;
в) о свободе индивида от социальных ролей и
возможность выхода за рамки социального статуса (игровые возможности
карнавала);
г) о свободе от заданных традицией социокультурных
стереотипов (культивируя нестандартность взгляда на стандартные ситуации, игра
фактически стимулирует творческое мышление).
Так из забавы, шутки игра вырастает в серьезный
механизм, обеспечивающий развитие и человека, и общества в целом.
5.
Игры и развлечения подростковых и юношеских группировок, агрессивное
соперничество за лидерство, «война» за контроль над территорией, ведут к
сращиванию уличных компаний с организованной преступностью и контролю вожака
за поведением каждого из сообщества.
Юношеский
конформизм, принадлежность компании деформируют потребности молодых.
Неординарность, экстравагантность, необычайность – важный
социально-психологический фактор поведения молодежи.
Именно поэтому игровая деятельность молодежи должна
быть объектом пристального внимания педагогов, а организаторы работы с
молодежью должны прилагать усилия для ее организации.
Вверх
Источник