Какими свойствами обладает экосистема задания части 4 олимпиады

Какими свойствами обладает экосистема задания части 4 олимпиады thumbnail

Задания школьного этапа олимпиады по экологии

2018-2019 учебный год.

9 класс

Время выполнения 60 минут.

Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 3 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы каждого из них запишите в листе ответов.

Начинать работу можно с любого задания, однако, рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах которых вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Часть 1. Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. В матрице ответов впишите букву правильного ответа.

1. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которую называют

а) атмосферой в) литосферой

б) гидросферой г) биосферой

2. Среда жизни, характерная для человека

а) водная в) наземно-воздушная

б) почвенная г) внутренняя среда другого организма

3. Продуценты, консументы и редуценты – это основные структурные компоненты

а) вида в) биогеоценоза

б) популяции г) биосферы

4. Продуцент, но не зеленый

а) плаун-баранец в) эвкалипт

б) хлорелла г) ламинария

5. Конкуренция в экосистеме смешанного леса существует между

а) березой и подберезовиком в) ландышем и березой

б) елью и березой г) грибом трутовиком и черникой

6. Определите верно составленную пищевую цепь

а) капуста → гусеница капустной белянки → синица → ястреб

б) ястреб → гусеница капустной белянки → капуста → синица

в) капуста → синица → гусеница капустной белянки → ястреб

г) гусеница капустной белянки → капуста → синица → ястреб

7. Из перечисленных животных наибольшее количество пищи по сравнению с собственным весом требуется

а) слону в) бурому медведю

б) синице г) ястебу-тетеревятнику

8. Первоначальный источник энергии в экосистеме леса

а) перегной в) солнечный свет

б) минеральные вещества г) почвенные бактерий

9. Весь комплекс пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах

а) цепь питания в) экологическая пирамида

б) пищевая сеть г) экологическая сетка

10. К антропогенным факторам относят

а) образование карьеров в) продолжительность светового дня

б) влагоемкость почвы г) естественный фон радиации

11. Продуценты в экосистеме заливного луга

а) разлагают органические вещества

б) создают органические вещества

в) обеспечивают процесс гниения

г) потребляют готовые органические вещества

12. Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счет органического вещества, созданного

а) только растениями

б) только растениями и животными

в) животными, грибами, бактериями

г) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактерями

13. Наибольшее число ярусов можно насчитать в растительном сообществе:

а) болота; в) степи;

б) леса; г) луга.

14. Появление новых паразитов наряду со старыми

а) положительно влияет на жизнь популяции

б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптации

в) приводит к гибели хозяина или сокращению его численности

г) не вызывает изменений в популяции

15. Какие отношения формируются в биоценозе между организмами со сходными потребностями

а) паразит – хозяин в) хищник – жертва

б) конкурентные г) симбиотические

16. Растения – паразиты заразиху, петров крест относят к

а) продуцентам в) консументам I порядка

б) редуцентам г) консументам II порядка

17. Примером биоценоза является совокупность

а) деревьев и кустарников в парке

б) растений, выращиваемых в ботаническом саду

в) птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу

г) организмов, обитающих на болоте

18. Роль растений в биосфере состоит в

а) освобождении энергии

б) поглощении и использование солнечной энергии

в) разрушение первичной продукции

г) превращение органических веществ в неорганические

19. Растительноядные позвоночные животные в биоценозе играют роль

а) потребителей органических веществ

б) потребителей неорганических веществ

в) конечного звена цепи питания

г) конечных разрушителей органических веществ

20. Численность популяции колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно возросла из-за

а) систематического окучивания картофеля

б) отсутствия врагов и конкурентов

в) использование в пищу разнообразных кормов

г) более благоприятного климата

21. Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах приведет к

а) расширению кормовой базы насекомоядных птиц

б) распространению заболеваний среди травоядных животных

в) увеличению видового разнообразия растений

г) уменьшению видового разнообразия растений

22. Бобовые растения, образующие симбиоз с клубеньковыми бактериями, включаются в круговорот:

а) углерода в) фосфора

б) азота г) калия

23. Заповедники – это

а) ландшафты, временно изъятые из хозяйственного использования

б) территории, которые используются в селекции

в) экосистемы, изъятые из хозяйственной деятельности

г) территории, отведенные для отдыха людей

24. Парниковый эффект создается в атмосфере Земли в результате накопления в ней

а) углекислого газа в) азота

б) пылевых частиц г) ядовитых веществ

25. Уменьшению загрязнения атмосферы, воды, почвы промышленными отходами способствует

а) использование полиэтиленовой упаковки для бытовых отходов

б) охлаждение промышленных вод на предприятиях с высокой теплоотдачей

в) установка высоких труб на промышленных предприятиях

г) использование малоотходных и безотходных технологий

Часть 2. Задание в виде суждений, с каждым их которых следует согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

  1. Экология – наука о закономерностях охраны окружающей среды.

  2. Компоненты биогеоценоза, синтезирующие органические вещества, называются сапрофагами.

  3. В экосистеме смешанного леса паразитические отношения устанавливаются между березами и грибами трутовиками.

  4. Элементы неживой природы, влияющие на организм, – это абиотические факторы.

  5. В течение года длина светового дня, в отличие от иных экологических факторов, изменяются строго закономерно.

  6. Термин «популяция» происходит от греческого «популюс», что означает жизнь.

  7. Строительство городов – фактор антропогенный косвенного действия.

  8. Бактерии гниения по типу питания относят к группе сапротрофов.

  9. Появление озоновых дыр приводит к повышению ультрафиолетового облучения.

  10. Отношения в экосистеме между организмами разных видов со сходными потребностями относят к типу хищник – жертва.

Часть 3. При выполнении заданий на соответствие к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в матрицу ответов цифры под соответствующими буквами.

3.1. Установите соответствие между компонентами биоценоза и конкретными представителями.

Представители

Компоненты биоценоза

А) липа

Б) дождевой червь

В) инфузория

Г) медуница

Д) кузнечик

Е) раковинная амеба

Ж) боярышник

З) дрозд

1) зооценоз

2) фитоценоз

3) микробиоценоз

3.2. Установите соответствие между особенностью питания организма и группой организмов.

Особенности питания

Группа организмов

А) захватывают пищу путем фагоцитоза

Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ

В) получают пищу путем фильтрации воды

Г) синтезируют органические вещества из неорганических

Д) используют энергию солнечного света

Е) используют энергию, заключенную в пище

1) автотрофы

2) гетеротрофы

3.3. Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят.

Организм

Трофическая группа

А) холерный вибрион

Б) бактерия брожения

В) туберкулезная палочка

Г) столбнячная палочка

Д) сенная палочка

Е) бактерия гниения

1) сапротрофы

2) паразиты

Часть 4. На предложенное задание дайте полный развернутый ответ. Ответ запишите четко и разборчиво.

Объясните, как осуществляется регуляция численности насекомых, насекомоядных и хищных птиц в экосистеме смешанного леса, если численность насекомых возрастает.

4

Источник

Экосистема (греч. oikos – жилище) – единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой
их обитания, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему.

Вы можете встретить синоним понятия экосистема – биогеоценоз (греч. bios – жизнь + geo – земля + koinos – общий). Следует разделять
биогеоценоз и биоценоз. В понятие биоценоз не входит компонент окружающей среды, биоценоз – совокупность исключительно живых организмов со
связями между ними.

Совокупность биогеоценозов образует живую оболочку Земли – биосферу.

Экосистема

Продуценты, консументы и редуценты

Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям разделены на:

  • Продуцентов
  • Растения, преобразующие энергию солнечного света в энергию химических связей. Создают органические
    вещества, потребляемые животными.

  • Консументы
  • Животные – потребители готового органического вещества. Встречаются консументы I порядка – растительноядные
    организмы, консументы II, III и т.д. порядка – хищники.

  • Редуценты
  • Это сапротрофы (греч. sapros – гнилой + trophos – питание) – грибы и бактерии, а также некоторые
    растения, которые разлагают останки мертвых организмов. Редуценты обеспечивают круговорот веществ, они
    преобразуют накопленные организмами органические вещества в неорганические.

Продуценты, консументыи и редуценты

Продуценты, консументы и редуценты образуют в экосистеме так называемые трофические уровни (греч. trophos – питание), которые
тесно взаимосвязаны между собой переносом питательных веществ и энергии – процессом, который необходим для круговорота веществ,
рождения новой жизни.

Пищевые цепи

Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней отражаются в пищевых цепочках (трофических цепях), в которых каждое
предыдущее звено служит пищей для последующего звена. Поток энергии и веществ идет однонаправленно: продуценты → консументы → редуценты.

Продуценты, консументыи и редуценты

Трофические цепи бывают двух типов:

  • Пастбищные – начинаются с продуцентов (растений), производителей органического вещества
  • Детритные (лат. detritus – истертый) – начинаются с органических веществ отмерших растений и животных

Пищевые цепи

В естественных сообществах пищевые цепи часто переплетаются, в результате чего образуются пищевые сети. Это связано с тем,
что один и тот же организм может быть пищей для нескольких разных видов. Например, филины охотятся на полевок, лесных мышей, летучих
мышей, некоторых птиц, змей, зайцев.

Экосистемы обладают важным свойством – устойчивостью, которая противостоит колебаниям внешних факторов
среды и помогает сохранить экосистему и ее отдельные компоненты. Устойчивость экосистемы обусловлена:

  • Большим разнообразием обитающих видов
  • Длинными пищевыми цепочками
  • Разветвленностью пищевых цепочек, образующих пищевую сеть
  • Наличием форм взаимоотношений между организмами (симбиоз)

Пищевая сеть

Экологическая пирамида

Экологическая пирамида представляет собой графическую модель отражения числа особей (пирамида чисел), количества их биомассы
(пирамида биомасс), заключенной в них энергии (пирамида энергии) для каждого уровня и указывающая на снижение всех показателей
с повышением трофического уровня.

Существует правило 10%, которое вы можете встретить в задачах по экологии. Оно гласит, что на каждый последующий уровень экологической
пирамиды переходит лишь 10% энергии (массы), остальное рассеивается в виде тепла.

Представим следующую пищевую цепочку: фитопланктон → зоопланктон → растительноядные рыбы → рыбы-хищники → дельфин. В соответствии с
изученным правилом, чтобы дельфин набрал 1кг массы нужно 10 кг рыб хищников, 100 кг растительноядных рыб, 1000 кг зоопланктона и
10000 кг фитопланктона.

Правило экологической пирамиды

Агроценоз

Агроценоз – искусственно созданный биоценоз. Между агроценозом и биоценозом существует ряд важных отличий. Агроценоз
характеризуется:

  • Преобладает искусственный отбор – выживают особи с полезными для человека признаками и свойствами
  • Источник энергии – солнце (открытая система)
  • Круговорот веществ – незамкнутый, так как часть веществ и энергии изымается человеком (сбор урожая)
  • Видовой состав – скудный, преобладают 1-2 вида (поле пшеницы, ржи)
  • Устойчивость экосистемы – снижена, так как пищевые цепочки короткие, пищевые сети неразветвленные
  • Биомассы на единицу площади – мало

Агроценоз

Биоценоз характеризуется:

  • Преобладает естественный отбор – выживают наиболее приспособленные особи
  • Источник энергии – солнце (открытая система)
  • Круговорот веществ – замкнутый
  • Видовой состав – разнообразный, тысячи видов
  • Устойчивость экосистемы – высокая, так как пищевые цепочки длинные, разветвленные
  • Биомассы на единицу площади – много

Биоценоз

Факторы экосистемы

Любой организм в экосистеме находится под влиянием определенных факторов, называемых экологическими факторами.
Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные.

  • Абиотические (греч. α — отрицание + βίος — жизнь)
  • К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы. Существуют физические – климат, рельеф, химические –
    состав воды, почвы, воздуха. В понятие климата можно включить такие важные факторы как освещенность,
    температура, влажность.

    Абиотические факторы экосистемы

  • Биотические (греч. βίος — жизнь)
  • К биотическим факторам относятся все живые существа и продукты их жизнедеятельности. Например: хищники регулируют
    численность своих жертв, животные-опылители влияют на цветковые растения и т.д. Это и самые разнообразные формы
    взаимоотношений между животными (нейтрализм, комменсализм, симбиоз).

    Биотические факторы экосистемы

  • Антропогенные (греч. anthropos — человек)
  • К антропогенным факторам относится влияние человека на окружающую среду в процессе хозяйственной и другой деятельности.
    Человек “разумный” (Homo “sapiens”) вырубает леса, осушает болота, распахивает земли – уничтожает дом для сотен видов животных.

    В результате деятельности человека произошли глобальные изменения: над Антарктикой появились “озоновые дыры”, ускорилось
    глобальное потепление, которое ведет к таянию ледников и повышению уровня мирового океана.

    Антропогенные факторы экосистемы

За миллионы лет эволюции растения и животные вырабатывают приспособления к тем условиям среды, где они обитают. Так у алоэ,
растения живущего в засушливом климате, имеются толстые мясистые листья с большим запасом воды на случай засухи. У каждого
организма вырабатывается своя адаптация.

Формируются привычные биологические ритмы (биоритмы): организм адаптируется к изменениям освещенности, температуры, магнитного
поля и т.д. Эти факторы играют важную роль в таких событиях как сезонные перелеты птиц, осенний листопад.

Листопад

Если адаптация не вырабатывается, или это происходит слишком медленно по сравнению с другими видами, то данный вид подвергается
биологическому регрессу: количество особей и ареал их обитания уменьшаются и со временем вид исчезает. Иногда деятельность
человека играет решающий фактор в исчезновении видов.

Морская крова

Закон оптимума

Если фактор оказывает на жизнедеятельность организма благоприятное влияние (отлично подходит для животного/растения), то
про фактор говорят – оптимальный, значение фактора в зоне оптимума. Зона оптимума – диапазон действия фактора, наиболее благоприятный
для жизнедеятельности.

За пределами зоны оптимума начинается зона угнетения (пессимума). Если значение фактора лежит в зоне пессимума,
то организм испытывает угнетение, однако процесс жизнедеятельности может продолжаться. Таким образом, зона пессимума лежит в пределах
выносливости организма. За пределами выносливости организма происходит его гибель.

Закон оптимума

Фактор, по своему значению находящийся на пределе выносливости организма, или выходящий за такое значение, называется ограничивающим
(лимитирующим). Существует закон ограничивающего фактора (закон минимума Либиха), гласящий, что для организма наиболее значим фактор,
который более всего отклоняется от своего оптимального значения.

Метафорически представить этот закон можно с помощью “бочки Либиха”. Смысл данной метафоры в том, что вода при заполнении бочки начинает
переливаться через наименьшую доску, таким образом, длина остальных досок уже не играет роли. Так и наличие выраженного ограничивающего фактора
сводит на нет благоприятность остальных факторов.

Бочка Либиха

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

10 класс

Задания муниципального этапа олимпиады по биологии

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 50 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Супротивное листорасположение
характерно для:
а) традесканции;
б) сирени;
в) дуба;
г) липы.

2. Антони ван Левенгук мог быть или был знаком с:
а) Наполеоном Бонапартом;
б) Михайло Ломоносовым;
в) Петром Первым;
г) Константином Циолковским.

3.К отделу Голосеменные относятся следующие растения:
а) сосна, ель, банан;

б) кедр, туя, секвойя;

в) тисс, кокос, кипарис;
г) можжевельник, лиственница, финиковая пальма.

4. При помещении растительной клетки в гипертонический солевой раствор
а) протопласт увеличивает свой объём
б) протопласт уменьшает свой объём, отходя от клеточной стенки
в) только центральная вакуоль уменьшает свой объём
г) концентрация растворённых веществ в цитоплазме повышается за счёт входа солей в клетку

5. Какие цветки семейства сложноцветных
никогда не имеют ни пестиков, ни тычинок:
а) язычковые;
б) трубчатые;
в) воронковидные;
г) ложноязычковые.

6. Устьица закрываются
а) при недостатке углекислого газа
б) при недостаточном освещении
в) при недостатке воды
г) при недостатке минеральных веществ

7. У корневища отсутствуют:
а) верхушечная почка;
б) придаточные корни;
в) главный корень;
г) пазушные почки.

8. В вишне или сливе съедобными являются бывшие:
а) семязачатки;
б) стенки завязи;
в) цветоложа;
г) пыльники.

9.Заростки каких растений образуют микоризу с грибами почвы?
а) мхов
б) плаунов
в) хвощей
г) папоротников

10. Характерными соцветиями для бобовых являются:
а) простой зонтик и корзинка;
б) колос и метелка;
в) головка и кисть;
г) щиток и сложный зонтик.

11.Сосуды ксилемы в период активного функционирования растения:

а) живые, но их клеточные оболочки одревесневают;

б) живые, но их ядро исчезает;

 в) живые, цитоплазма остается только около клеточной оболочки;

г) мертвые.
 

12. Фотосинтетическими пигментами высших растений не являются
а) хлорофиллы
б) каротиноиды
в) ксантофиллы
г) фикобилины

13. Парадоксальный сон – это:
а) один из видов патологического сна;
б) наиболее продолжительная фаза сна;
в) фаза сна с характерной высокочастотной активностью мозга;
г) начальная стадия сна.

14. Группой анамний является:

 а) голубь, саламандра, сумчатые;

б) дельфин, морской конек, тюлень;

в) лосось, жаба, скат;

г) ворон, тигр, тритон.

15. У каких кольчатых червей редуцирована полость тела?
а) у нереиса
б) у пескожила
в) у дождевого червя
г) у медицинской пиявки

16. Cердце насекомых:
а) в виде треугольного мешочка;

б) однокамерное;
в) в виде неполных двухкамер;

г) отсутствует.

17. Кем являются рабочие муравьи?
а) недоразвившимися самцами и самками;
б) недоразвившимися самцами;
в) недоразвившимися самками;
г) это особая стадия развития муравьев.

18. К паразитическим инфузориям относятся:

а) бурсария;

б) лямблия;

в) балантидий;

 г) амѐба дизентерийная.

19.Какие беспозвоночные являются биоиндикаторами, массовое размножение которых говорит о сильном загрязнении пресных водоёмов?
а) беззубка
б) гидра
в) пресноводный бокоплав
г) трубочник
 

20. Синтез белка не происходит в следующих органоидах клетки:

а) рибосомах;

б) лизосомах;

в) митохондриях;

г) ЭПР.
 

21. Описание «позвоночное животное с четырёхкамерным сердцем, кровьв спинной аорте смешанная» относится к:
а) лягушке

б) крокодилу

в) варану

г) крысе

22. Гематокрит человека составляет:

а) 0,01 – 0,03%;

б) 9-15%;

в) 41-46%;

г) 95-97%.

23. Отсутствие Х-хромосомы у женщины приводит к:

а) гемофилии;

б) дальтонизму;

в) серповидноклеточной анемии;

г) синдрому Шерешевского-Тернера.

24. Способность окрашиваться по Грамму некоторых бактерий обусловлена:

а) особенностями строения цитоплазмы;

б) особенностями строения клеточной оболочки;

в) выработкой растворителя;

г) нерезистентностью к красителю.

25. Гиалиновый хрящ образует:

а) носовые хрящи;

б) ушную раковину;

в) межпозвоночные диски;

г) надгортанник.

26. Инсулин секретируют:

а) α-клетки поджелудочной железы;

б) β-клетки поджелудочной железы;

в) D-клетки поджелудочной железы;

г) PP-клетки поджелудочной железы.
 

27. Сурфактант нужен для того, чтобы:

а) углеводы переваривались в ротовой полости;

б) стенки альвеол не слипались;

в) кровеносные сосуды расширялись;

г) сердцебиение замедлялось.

28. К жирорастворимым витаминам относят:

а) А и Н(биотин);

б) В1 и С;

в) D и В12;

г) К и Е.

29. Какие из указанных рыб характеризуются максимальной скоростью
накопления токсических веществ, если считать, что они обитают в одномводоёме (т. е. находятся в одинаковых экологических условиях)?

а) щука

б) линь

в) сом

г) карась

30. Лимбическая система расположена в:

а) промежуточном мозге;

б) конечном мозге;

в) среднем мозге;

г) продолговатом мозге.

31.Вилочковая железа продуцирует:

а)  Т- лимфоциты
б) инсулин
в) вазопрессин

г) эритроциты

32. Рост организма человека регулируется следующими гормонами:

а) гормоном роста, тиреоидными гормонами, инсулином;

б) гормоном роста, вазопрессином, тиреоидными гормонами;

в) гормоном роста, антидиуретическим гормоном, пролактином;

г) гормоном роста, адреналином.

33. В организме человека эритроциты разрушаются в
а) тимусе
б) жёлтом костном мозге
в) печени
г) поджелудочной железе

34. Паратгормон паращитовидной железы активизирует поглощение кальция изкишечника в кровь при условии достаточного поступления в организм человекавитамина:

а) D;

б) С;

в) Е;

г) В1.

35. Парасимпатическая нервная система увеличивает
а) давление крови
б) перистальтику кишечника
в) частоту сердечных сокращений
г) способность к обучению

36. Световая (1) и темновая (2) фазы фотосинтеза у эукариот происходят:

а) 1-в строме, 2-в тилакоидах хлоропласта;

б) 1-в тилакоидах, 2-в строме хлоропласта;

в) 1,2-в строме хлоропласта;

г) 1,2-в тилакоидах хлоропласта.

37. Абиотические факторы включают в себя такую экологическую единицу, как
а) биоценоз
б) экосистема
в) популяция
г) вид

38. Возбуждение нервных клеток сопровождается:

а) выходов ионов Na+ из клетки наружу;

б) выходом ионов Na+ наружу и входом ионов К+ внутрь клетки;

в) выходом ионов Ca2+ из клетки;

г) входом ионов Na+ внутрь клетки и выходом ионов К+ наружу.

39. Из перечисленных элементов в живых клетках в наибольшем количестве присутствует:
а) водород;
б) молибден;
в) иод;
г) кальций.
 

40.Микротрубочки в клетке не участвуют в процессах
а) колебания жгутиков и ресничек
б) движения хроматид
в) осморегуляции
г) движения органелл

41. Из оплодотворенной центральной клетки покрытосеменных растений образуется:

а) плод;

б) семя;

в) зародыш семени;

г) эндосперм.

42. Бройлерные куры – это:
а) особая мясная порода кур;
б) яйценосная порода кур;
в) гетерозисный гибрид;
г) инбредная порода кур.

43.  Редукционное деление (мейоз) происходит при образовании
а) споры бактерий
б) зооспоры улотрикса
в) зооспоры фитофторы
г) споры маршанции

44. Из энтодермы развиваются:
а) головной мозг;
б) мышцы;
в) хрящи;
г) печень.

45. Из названных биохимических процессов не характерен(-о) для клеток
растений

а) гликолиз
б) окислительное фосфорилирование
в) фотодыхание
г) синтез мочевины

46. Возможной переходной формой от дриопитековых к австралопитековымявляются:

а) парапитеки;

б) шимпанзе;

в) гориллы;

г) рамапитеки.

47. При гиперфунции коры надпочеников  у взрослого человека развивается:

а) болезнь Кушинга;

б) аддисонова болезнь;

в) акромегалия;

г) болезнь Альцгеймера

48. Наименьшая скорость тока крови наблюдается в:

а) капиллярах;
б) венулах;
в) спинной аорте;
г) брюшной аорте.

49. Сходство в строении органов зрения у головоногих моллюсков и позвоночных животных объясняется
а) конвергенцией;
б) параллелизмом;
в) адаптацией;
г) случайным совпадением

50. Онтогенез начинается с:
а) момента рождения;
б) образования морулы;
в) образования зиготы;
г) образования половых клеток.

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующие предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.Из названных хордовых челюсти для захвата пищи имеют:
1. минога;
2. саламандра;
3. угорь;
4. асцидия;
5. ланцетник.
а) 1,2,3;
б) 2,3,5;
в) 2,3;
г) 2,3,4;

д)1,5.

2. Какие из перечисленных растений обладают соплодиями?

1.лимонник

2. свёкла

3. ананас

4. кукуруза
5. шелковица

а) 1,2,3

б) 2,3,5

в) 2,5

г) 3,5

д) 3,4,5

3. Признаки, характеризующие улотрикс:
1) таллом прикрепляется к субстрату;
2) в цикле развития есть чередование поколений;
3) хроматофор в виде спирали;
4) размножается при помощи зооспор;
5) является первыми выходцами на сушу

а) 1,2,4,5

б) 1,2,4

в) 1,5

г) 2,3,5

д) 1,4,5

4. Среди адаптационных реакций растений на недостаток доступной воды можно назвать:
1. переориентировку листьев для уменьшения температуры листа;
2. снижение количества устьиц на единицу поверхности листьев;
3. увеличение площади поверхностилиста;
4. уменьшение толщины кутикулы;
5. опушение листьев.
а) 1,3,5;
б) 1,2,4;
в) 1,2,3,5;
г) 1,2,5.

д) 1,5.

5. Редукционное деление (мейоз) происходит приобразовании:
1. споры бактерий;
2. зооспор улотрикса;
3. спор папоротника;
4. зооспор фитофторы;
5. спор маршанции.
а) 1,35;
б) 2,3,5;
в) 3,4,5;
г) 3,5;

       д) 2,5

6. Признаки, общие для насекомых и ракообразных.

1.мальпигиевы сосуды

2. наличие усиков (антенн)
3. незамкнутая кровеносная система
4. наличие мандибул

5. одноветвистое строение конечностей

а) 1,2,3;
б) 2,3,4;

в) 1,3,5;

г) 2,4;
д) 1,5.

7. В клетках растений может происходитьсинтез:
1. фосфолипидов;
2. гликогена;
3. белки;
4. аминокислот;
5. кератина.
а) 1,2,3;
б) 2,3,4;

в) 1,3,5;

г) 2,4;
д) 1,3,5.

8. Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная системачеловека?
1)диафрагмы и межрёберных мышц
2) сердца и кровеносных сосудов
3) органов пищеварительного тракта
4) мимических мышц
5) почек и мочевого пузыря

а) 1,2,3;
б) 2,3,4;

в) 2,3,5;

г) 3,5;
д) 1,2.

9. Макроэргические соединения образуются:

1а) в цикле Кребса;

2) в световой фазе фотосинтеза;

3) в темновой фазе фотосинтеза;

4) при гликолизе;

5) при окислительном фосфорилировании.

а) 1,2,3,4;
б) 2,3,4;

в) 2,3,5;

г) 1,5;
д) 4,5.

10.Непосредственно с кислородом взаимодействуют:

1) АТФ;

2) ДНК;

3) гемоглобин;

4) цитохромоксидаза;

5) миоглобин.

а) 1,2,4,5;
б) 2,3,4;

в) 3,4,5;

г) 1,5;
д) 3,5.

Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите варианты ответа «да» (+) или «нет»(-). Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.

1.Грибы могут размножаться как половым, так и бесполым путём.

2. Функция газообмена у листа осуществляется через чечевички и устьица.

3. Кладофора – зеленая водоросль, имеющая вид кустика с ветвями из одного
ряда многоядерных клеток.

4. Земноводные получают кислород через лёгкие и кишечник.

5. У круглых червей полость тела заполнена паренхимой.

6. Зона коры больших полушарий мозга, ответственная за кожно-мышечную чувствительность, расположена в височной доле коры головного мозга.

7. Если в стенках сосуда преобладают α-адренорецепторы, то адреналин вызывает их сужение, а если большинство составляют β-адренорецепторы, то их расширение.

8. Не у всех летучих мышей на грудине имеется киль.

9. Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК .

10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

11. Бóльшую часть продукции наземных биоценозов потребляют детритофаги.

12. Для отряда Прямокрылые характерен сосущий ротовой аппарат.

13. Основное место синтеза цитокинина у вегетирующих растений – апикальные меристемы.

14. Евстахиева труба предотвращает разрыв барабанной перепонки при перепадах атмосферного давления .

15. Для однодольных растений характерен простой околоцветник .

16. В годы с недостаточными пищевыми ресурсами корм получают главным
образом старшие птенцы, в то время как младшие («запасные птенцы») погибают.

 17. В состав витамина В12 входит атом кобальта .

18. Действие силы тяги мышцы тем больше, чем ближе к прямому углу, под
которым тяга мышцы прилагается к кости.

19. Все формы изменчивости являются одним из наиболее важных эволюционныхфакторов.

20. В состав биоценозов обязательно входят автотрофные растения.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 17,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. [мах. 5 баллов] Соотнесите родовое название растения (1–10), с жизненнымиформами растений, предложенными в 1905 году датским ботаником К. Раункиером(А–Д).

1. Барвинок;

2. Ветреница;

 3. Одуванчик;

4. Голубика;

5. Омела;

6. Тюльпан;

7. Черника;

 8. Мак-самосейка;
9. Липа;
10. Лютик.

А) фанерофиты;
Б) хамефиты;
В) гемикриптофиты;
Г) геофиты;
Д) терофиты.

Род растения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Жизненная
форма

2. [мах. 4 баллов] Соотнесите типы гинецея (1–4) с буквенным обозначением рисунка,на котором он изображен (аг).

А) паракарпный; Б) синкарпный; В) апокарный; Г) лизикарпный.

Тип гинецея

1

2

3

4

Обозначение на рисунке

3. [мах. 2,5 баллов] Большинство водорастворимых витаминов используются клетками животных для образования коферментов. Сопоставьте коферменты с теми витаминами, из которых они образуются.

Коферменты

Витамины

1) биотин

2) коэнзим А (КоА)
3) НАД

4) тиаминпирофосфат

5) ФАД

а) витамин В1
б) витамин В2

в) витамин Н
г) витамин РР

д) пантотеновая кислот
 

Ответ внесите в соответствующую таблицу на бланке работы:

4. [мах. 6 баллов] Вам представлена карта Центров происхождения культурныхрастений (по Н.И. Вавилову). Установите соответствие названий растений (А–М) имест их происхождения (I-VII)

А. Рис 

Б. Картофель

В. Хурма

Г. Кукуруза

Д. Арбуз

Е. Топинамбур

З. Укроп

 Ж. Грецкий орех
И. Кофе
К. Пшеница

Л. Лимон

М. Слива

I – Южноазиатский тро?