Какими свойствами обладает организм 5 класс

Какими свойствами обладает организм 5 класс thumbnail

Землю населяют многообразные живые существа, не похожие друг на друга. Несмотря на разное строение и образ жизни, их объединяют общие свойства живых организмов. Эти свойства отличают живую материю (всех живых существ планеты), от неживой природы (гор, рек, камней).

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем биологии – 23 лет.

Какими свойствами обладает организм 5 класс

Свойства

Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.

Признак

Описание

Клеточное строение

Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица строения и жизнедеятельности всего живого. Вне клетки жизнь невозможна

Питание

Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и сами создают органические вещества, запасая в них солнечную энергию. Процесс образования питательных веществ с помощью энергии света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, то есть поедают готовые органические вещества, и называются гетеротрофами

Обмен веществ

Научное название – метаболизм. Это все превращения веществ в организме, при этом одни вещества поступают из внешней среды, а другие (продукты распада) выделяются. Обмен веществ включает в себя питание организма, дыхание и выделение.

Дыхание

Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород необходим организму, чтобы получать энергию из органических веществ в результате их распада (окисления)

Рост и развитие

Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток. Процесс роста сопровождается развитием – качественными изменениями в организме. Живому свойственно индивидуальное и историческое развитие (эволюция)

Раздражимость

Способность реагировать на изменения внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом

Размножение

Организмы воспроизводят подобных себе существ. Это сложный процесс, который может протекать по-разному в зависимости от сложности организации организма. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская

Смерть

Этот естественный процесс является логичным завершением жизни. Все живые существа, независимо от продолжительности жизни, умирают

Клеточное строение организмов

Рис. 1. Клеточное строение организмов.

Живые организмы не живут обособлено от неживой природы, а активно взаимодействуют с ней. Вода и кислород – относятся к неживой материи, но при этом являются жизненно важными веществами для живых организмов. Взаимодействие живой и неживой природы осуществляется в результате обмена веществ.

Биологическое разнообразие

Общие свойства живого присущи и одноклеточным организмам, состоящим всего из одной клетки, и сложно организованным животным, таким как люди. Всё разнообразие живого на Земле учёные подразделяют на пять царств:

  • вирусы;
  • бактерии;
  • растения;
  • грибы;
  • животные.

Какими свойствами обладает организм 5 класс

Рис. 2. Царства живой природы.

Вирусы находятся на границе живой и неживой материи. Они не имеют клеточного строения и собственного обмена веществ. Но попадая в чужие клетки, используют их для размножения.

Бактерии отличаются от других одноклеточных организмов (растений и животных) отсутствием ядра – части клетки, в которой хранится наследственная информация. Такие примитивные организмы размножаются делением и имеют все признаки живого.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Растения, грибы и животные относятся к эукариотам. Их клетки имеют оформленное ядро. Растения от грибов отличаются способностью к фотосинтезу. Грибы не являются животными, так как имеют особое строение (грибница) и не способны к активному перемещению.

Царство животных очень обширно и охватывает множество существ от одноклеточных простейших (амёба) до млекопитающих (слон, кошка, белка), к которым относится и человек.

Разнообразие животных

Рис. 3. Разнообразие животных.

Все живые организмы имеют сходный химический состав, так как состоят из одних и тех же химических элементов. Для жизни важны углерод, кислород, азот, водород.

Что мы узнали?

Из урока 5 класса биологии узнали об основных свойствах живой материи, а также о разнообразии жизни на Земле. Основными признаками живого являются размножение, обмен веществ, раздражимость. Основу всех живых существ составляет клетка. Всё разнообразие живой природы представлено пятью царствами – вирусами, бактериями, растениями, грибами, животными. Вирусы являются переходной формой от неживой к живой материи.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Сергей Ардашев

    10/10

  • Amir Mahachev

    9/10

  • Про Сандый

    7/10

  • Александр Котков

    10/10

  • Артём Никитенко

    10/10

  • Александр Котков

    10/10

  • Елена Стипаненко

    10/10

  • Дима Семеньков

    9/10

  • Егор Албина

    10/10

  • Евгения Фомина

    8/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 3319.

Источник

Все живые организмы – от маленьких до больших – обладают общими свойствами и характеристиками, которые отделяют их от объектов неживой природы, таких как камни или почва. У живых существ есть клетки, ДНК, способность преобразовывать пищу в энергию, расти, размножаться, дышать и передвигаться. Эти свойства являются для ученых главными критерием отличия живых организмов от тел неживой природы. Давайте рассмотрим каждое свойство, характеризующее живых существ поподробнее.

Клетки и ДНК

Клетки – это строительные блоки жизни. От одноклеточных организмов, таких как бактерии, до многоклеточных, таких как люди, все живые существа состоят из клеток. Если вы посмотрите на клетки двух очень разных организмов, таких как кит и мышь, их может быть трудно различить даже под микроскопом. Все живые существа в зависимости от строения их клеток подразделяются на две большие группы: эукариоты (ядерные) и прокариоты (доядерные). Каждая клетка несет дезоксирибонуклеиновую кислоту или ДНК, материал, состоящий из хромосом, который передает генетическую информацию, включающую унаследованные черты ее линий.

Питание и метаболизм

Чтобы организм мог жить, он должен потреблять пищу и преобразовывать ее в энергию для своего тела. Все живые существа используют внутренние химические реакции для переработки съеденной пищи в энергию посредством пищеварения, а затем передают полученную энергию клеткам тела. Растения превращают энергию солнца в пищу посредством фотосинтеза, а также поглощают питательные вещества из почвы своими корнями.

Гетеротрофы, включая плотоядных, травоядных, всеядных и редуцентов, питаются другими организмами. Автотрофы, такие как фитопланктон и железобактерии, сами производят пищу. Но все эти живые организмы используют пищу для создания энергии посредством химических реакций, чтобы поддерживать свою жизнедеятельность.

Регуляция внутренней среды

Гомеостаз – это процесс, в котором живые существа поддерживают стабильную внутреннюю среду. Клетки поддерживают постоянную температуру в организме, уравновешивая биологические и химические вещества, а также избавляя организм от отходов. Гомеостаз необходим организму для завершения многих клеточных процессов, и потеря гомеостаза может поставить под угрозу его жизнь. Независимо от того, насколько живое существо является большим, маленьким, простым или сложным, его клетки постоянно работают, чтобы поддерживать стабильность внутренней среды.

Рост и развитие

Чтобы расти, живой организм должен иметь клетки, которые делятся упорядоченным образом, чтобы создавать новые клетки. По мере того как клетки растут, расширяются и делятся, организм со временем становится больше. Рост и развитие являются одним из главных свойств жизни.

Реакция на раздражители

Животные, растения, грибы, бактерии и все другие живые существа чувствительны к окружающей среде. Они могут реагировать на раздражители, которые представляют собой изменения в окружающей их среде, чтобы защитить себя. Стимулы окружающей среды могут включать в себя изменения температуры, запахи, указывающие на присутствие хищника, или различные звуки. Живые организмы также могут реагировать на боль, голод, жажду или дискомфорт. Эта чувствительность помогает выжить в окружающей среде.

Способность к репродукции

Одна из важнейших характеристик жизни – способность организма к репродукции. Все живые существа размножаются половым или бесполым путем. Половое размножение предполагает, что каждый родитель предоставляет половину генов своему потомству, в то время как бесполые родители предоставляют точную копию своей ДНК своему потомству через митоз. У живых существ преобладает стремление к размножению, которое поддерживает их жизнь достаточно долго, чтобы сохранить свой вид.

Процесс дыхания

Дыхание – это больше, чем просто вдох и выдох. Оно представляет собой способность живого организма преобразовывать энергию для питания клеток, используя кислород для расщепления сахаров и производства углекислого газа в качестве побочного продукта, выделяемого при выдохе. Все живые организмы обладают той или иной формой дыхания, хотя процесс может различаться между ними.

Движение

Вы можете быть удивлены, узнав, что все живые существа могут двигаться, особенно растения. Но это правда! Растения способны поворачивать листья к солнцу, закрывать цветочные лепестки и сгибать стебли при необходимости. Животные могут перемещаться быстро, в случае гепарда, или медленно, в случае улитки. Даже кораллы, которые также являются живыми существами, способны дрейфовать вместе с океанскими течениями и двигаться по мере роста. Способность к передвижению – ключевое свойство жизни.

Примечание

Вы можете подумать о неживых телах, которые соответствуют одной или двум из этих характеристик. Например, облака могут расти, а спящие вулканы, по-видимому, поддерживают гомеостаз. Но если объект не обладает всеми вышеперечисленными свойствами, он не является живым.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Источник

Оборудование: проектор, интерактивная
доска, презентация, дидактические карточки.

Ключевые понятия: растения, грибы,
животные, человек, размножение и питание
растений и животных.

ЭтапыДидактические
задачи
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
УрокаТехнологии
1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятииПриветствует учащихся, создает
доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет
готовность учащихся к работе.
Приветствуют учителя, настраиваются на
работу, проверяют готовность своего рабочего
места.
3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия
учащимися цели, учебно-познавательной
деятельности, актуализация опорных знаний и
умений.
– Мы с вами так же уже знаем, что природа
состоит из тел живой природы и из тел неживой
природы.

– Приведите примеры тел неживой природы.

– Что между ними общего?

Заполняют интерактивную схему (см.
слайд №4)

– Горные породы, металлы, вода, бытовые изделия
из разных материалов.

– Ответы учащихся.

4. Усвоение новых знаний и
способов действий
Постановка проблемы и создание
проблемной ситуации
Обеспечение восприятия
осмысления и первичного запоминания знаний и
способов действий, связей и отношений в объекте
изучения
– Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите
множество тел живой природы: животных, растения,
грибы, человек. (Демонстрация слайда №5)

Все тела
живой природы называются организмами.

Но посмотрите, какие они все разные. Почему же
всех их отнесли к большой группе организмов?
Какую же проблему нам сегодня необходимо решить
к концу урока.

Записывают определение организм.

Учащиеся в ходе фронтальной беседы формулируют
проблему урока: “какие особенности есть у
организмов, благодаря которым они отличаются от
других тел природы”.

Обсуждение проблемы и ее теоретический
анализ
– Просмотрите на (слайд №5) многообразие
тел живой природы, и скажите, есть ли какие-то
особенности?
Учащиеся высказывают своё мнение.
Выдвижение гипотезыУчитель обобщает высказывания учащихся
и способствует формулированию гипотезы: если
организмы обладают определёнными особенностями,
то не все тела природы являются организмами
(слайд №6)
Учащиеся формулируют гипотезу: если
организмы обладают определёнными особенностями,
то не все тела природы являются организмами.
Поиск методов доказательства или
опровержения гипотезы
Практический и теоретический. 
Работа в группах, получение продукта от
группы
Слайд №7.

Учитель предлагает учащимся,
пользуясь страницами учебника и знаниями из
личного опыта, заполнить таблицу.

(Приложение 1)

– 1 группа работает с дидактической
карточкой №1 (приложение 1);

– 2
группа работает с дидактической карточкой №2 (приложение 1).

Подведения итогов работы в группах,
создание общего продукта (схема, таблица, опорный
конспект и др.)
Учитель координирует, стимулирует и
обобщает оценивание работы групп.

– Все эти особенности живых организмов называют
биологическими явлениями.

Итогом работы каждой группы является
схема (слайд №8). Представитель каждой группы
рассказывает всему классу результаты своей
работы.

Учащиеся обобщают задания в схему (слайд
№8), дополняя ее по ходу выступления каждой
группы. Проводят итоги работы своих групп.

Записывают определение биологические
явления.

Вывод:

1)полученный продукт
подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

Учитель предлагает группам высказать
мнение о подтверждении или опровержении
гипотезы.
Учащиеся высказывают свои мнения о
подтверждении гипотезы. Значит, поставленная
проблема решена.
5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и
осознанности усвоения нового учебного
материала; выявление пробелов и неверных
представлений и их коррекция. Усвоение сущности
усваиваемых знаний и способов действий на
репродуктивном уровне.
Учитель предлагает проверить
полученные результаты с помощью тестов (слайды
№9- 11).
Учащиеся отвечают на тестовые вопросы.
Физ. Минутка (Приложение
3)
6. Закрепление знаний и
способов действий.
 Обеспечение усвоения новых
знаний и способов действий на уровне применения
в измененной ситуации, в практической
деятельности.
Слайд №13.

Для закрепления
изученного материала учитель предлагает
выполнить задание на инструктивных карточках.

Работа с инструктивными
карточками (Приложение 2).
9. Подведение итогов занятий Дать анализ и оценку успешности
достижения цели и наметить перспективу
последующей работы.
– Что нового вы узнали на сегодняшнем
уроке?

– Могут ли, полученные сегодня знания,
пригодится нам жизни?

Учащиеся в беседе делают выводы о
решении поставленной проблемы.
10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию
своего поведения (мотивации, способов
деятельности, общения). Усвоение принципов
саморегуляции и сотрудничества.
– Как вы сегодня изучали материал, что
вам понравилось в работе в группах?

– Чем вам
помогли слайды, таблицы, муляжи?

– Достаточно ли хорошо вы усвоили материал
урока?

Самооценка
11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания
и способов выполнения домашнего задания.
Проверка соответствующих записей.
Параграф 32, прочитать, ответить на
вопросы в конце параграфа.

Творческое задание:
зарисовать различные виды организмов.

Записывают в дневники д/з и проверяют
записи друг у друга в парах.
12. Использованная литература.Учебник В.М. Пакулова, Н.В.
Иванова. Природоведение: природа. Живая и
неживая. 5 класс

Источник

Оборудование: проектор, интерактивная
доска, презентация, дидактические карточки.

Ключевые понятия: растения, грибы,
животные, человек, размножение и питание
растений и животных.

ЭтапыДидактические
задачи
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
УрокаТехнологии
1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятииПриветствует учащихся, создает
доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет
готовность учащихся к работе.
Приветствуют учителя, настраиваются на
работу, проверяют готовность своего рабочего
места.
3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия
учащимися цели, учебно-познавательной
деятельности, актуализация опорных знаний и
умений.
– Мы с вами так же уже знаем, что природа
состоит из тел живой природы и из тел неживой
природы.

– Приведите примеры тел неживой природы.

– Что между ними общего?

Заполняют интерактивную схему (см.
слайд №4)

– Горные породы, металлы, вода, бытовые изделия
из разных материалов.

– Ответы учащихся.

4. Усвоение новых знаний и
способов действий
Постановка проблемы и создание
проблемной ситуации
Обеспечение восприятия
осмысления и первичного запоминания знаний и
способов действий, связей и отношений в объекте
изучения
– Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите
множество тел живой природы: животных, растения,
грибы, человек. (Демонстрация слайда №5)

Все тела
живой природы называются организмами.

Но посмотрите, какие они все разные. Почему же
всех их отнесли к большой группе организмов?
Какую же проблему нам сегодня необходимо решить
к концу урока.

Записывают определение организм.

Учащиеся в ходе фронтальной беседы формулируют
проблему урока: “какие особенности есть у
организмов, благодаря которым они отличаются от
других тел природы”.

Обсуждение проблемы и ее теоретический
анализ
– Просмотрите на (слайд №5) многообразие
тел живой природы, и скажите, есть ли какие-то
особенности?
Учащиеся высказывают своё мнение.
Выдвижение гипотезыУчитель обобщает высказывания учащихся
и способствует формулированию гипотезы: если
организмы обладают определёнными особенностями,
то не все тела природы являются организмами
(слайд №6)
Учащиеся формулируют гипотезу: если
организмы обладают определёнными особенностями,
то не все тела природы являются организмами.
Поиск методов доказательства или
опровержения гипотезы
Практический и теоретический. 
Работа в группах, получение продукта от
группы
Слайд №7.

Учитель предлагает учащимся,
пользуясь страницами учебника и знаниями из
личного опыта, заполнить таблицу.

(Приложение 1)

– 1 группа работает с дидактической
карточкой №1 (приложение 1);

– 2
группа работает с дидактической карточкой №2 (приложение 1).

Подведения итогов работы в группах,
создание общего продукта (схема, таблица, опорный
конспект и др.)
Учитель координирует, стимулирует и
обобщает оценивание работы групп.

– Все эти особенности живых организмов называют
биологическими явлениями.

Итогом работы каждой группы является
схема (слайд №8). Представитель каждой группы
рассказывает всему классу результаты своей
работы.

Учащиеся обобщают задания в схему (слайд
№8), дополняя ее по ходу выступления каждой
группы. Проводят итоги работы своих групп.

Записывают определение биологические
явления.

Вывод:

1)полученный продукт
подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

Учитель предлагает группам высказать
мнение о подтверждении или опровержении
гипотезы.
Учащиеся высказывают свои мнения о
подтверждении гипотезы. Значит, поставленная
проблема решена.
5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и
осознанности усвоения нового учебного
материала; выявление пробелов и неверных
представлений и их коррекция. Усвоение сущности
усваиваемых знаний и способов действий на
репродуктивном уровне.
Учитель предлагает проверить
полученные результаты с помощью тестов (слайды
№9- 11).
Учащиеся отвечают на тестовые вопросы.
Физ. Минутка (Приложение
3)
6. Закрепление знаний и
способов действий.
 Обеспечение усвоения новых
знаний и способов действий на уровне применения
в измененной ситуации, в практической
деятельности.
Слайд №13.

Для закрепления
изученного материала учитель предлагает
выполнить задание на инструктивных карточках.

Работа с инструктивными
карточками (Приложение 2).
9. Подведение итогов занятий Дать анализ и оценку успешности
достижения цели и наметить перспективу
последующей работы.
– Что нового вы узнали на сегодняшнем
уроке?

– Могут ли, полученные сегодня знания,
пригодится нам жизни?

Учащиеся в беседе делают выводы о
решении поставленной проблемы.
10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию
своего поведения (мотивации, способов
деятельности, общения). Усвоение принципов
саморегуляции и сотрудничества.
– Как вы сегодня изучали материал, что
вам понравилось в работе в группах?

– Чем вам
помогли слайды, таблицы, муляжи?

– Достаточно ли хорошо вы усвоили материал
урока?

Самооценка
11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания
и способов выполнения домашнего задания.
Проверка соответствующих записей.
Параграф 32, прочитать, ответить на
вопросы в конце параграфа.

Творческое задание:
зарисовать различные виды организмов.

Записывают в дневники д/з и проверяют
записи друг у друга в парах.
12. Использованная литература.Учебник В.М. Пакулова, Н.В.
Иванова. Природоведение: природа. Живая и
неживая. 5 класс

Источник