Какими свойствами обладает память
Анонимный вопрос
7 декабря 2018 · 1,0 K
Какую роль играет память в качестве психического здоровья человека?
Это очень сложный вопрос, не знаю, представляете ли вы насколько.
Есть разные точки зрения на роль памяти в формировании того, что принято называть здоровьем.
Скажем, Ницше подробно описал психический механизм фиксации ударов, и в этом смысле память – это запись всех травм и всей пережитой боли, потому что вы можете хорошо запомнить что-то, что причинило вам боль, чтобы держаться от него подальше. И во многом так работали древние системы воспитания и обучения: хочешь внушить знания и преподать урок – накажи, потому что удар хлыста хорошо запомнится.
С другой стороны психоаналитики хорошо изучили механизмы инфантильной амнезии. Фрейд находил этот феномен невероятно удивительным: как получается, что мы почти полностью забываем раннее детство, хотя по рассказам родителей уже умели хорошо говорить, заучивали стишки и поражали гостей своим красноречием?
В психоанализе инфантильная амнезия объясняется через защитный механизм вытеснения. В нежном возрасте человеку сложно управляться со своей сексуальной энергией – не только потому что не развились нужные органы и сексуальные практики пока не доступны, но и в целом первое обнаружение у себя этого желания повергает детей в шок.
Такое непросто усвоить, поэтому психика “дренирует” себя, чтобы не разрушиться от перенапряжения – происходит вытеснение сексуальных влечений и связанных с ними переживаний в бессознательное. И тогда по цепочкам ассоциаций и связанных эмоций могут вытесниться и другие переживания и воспоминания о них.
Так наступает период особой стыдливости, который мы называем “переходный возраст” – большая часть жизни до этого момента забывается в результате вытеснения. Но все сохраняется в бессознательном, поэтому через специальные техники, вроде психоанализа, можно все вспомнить.
В этом смысле память работает совершенно иначе: стирает негативный опыт, чтобы сохранить стабильность психики.
- Сохраняет позиции более научная, позитивистская точка зрения, согласно которой память работает по принципу аккумулятора – накапливает, распределяет и хранит знания, чтобы выдавать их по запросу сознания. Сложно воспринимать этот взгляд слишком серьёзно, особенно после наблюдений Фрейда и Ницше, хотя безусловно, что-то отвечающее действительности в этом есть.
Прочитать ещё 4 ответа
Может ли человек больной Альцгеймером вспомнить что-либо?
Вопрос задан не совсем корректно, как по мне, поэтому если кратко, то да, человек при данной болезни может вспомнить очень многое. Но здесь важно понимать суть данного заболевания, а именно то, что дебют начинается с распада памяти, но это не значит, что человек в одну секунду забывает всё. Старт начинается с явлений фиксационной амнезии, когда утрачивается память на настоящие события: человек не может вспомнить, что читал несколько часов назад, не помнит, куда ходили вчера, иногда даже могут забывать поели они или нет, не может вспомнить, кто его навещал и навешал ли вообще, в больнице постоянно забывают свою палату, врача, соседей по палате и т.п. И вот тут важно понимать, что память на отделенные события не только сохранена, но и даже бывает усилена – это называется законом Рибо, поэтому больные часто могут отлично помнить, как доехать до старого места работы, помнят то, что читали ранее или места, где когда-то были, помнят старые места жительства, людей, которых знали в далеком прошлом. При этом при болезни Альцгеймера на начальных этапах имеется критика к своему состоянию, больные чувствуют дефект памяти, поэтому прорастает плодородная почва для развития депрессий. Память и интеллект стремительно распадаются и в итоге наступает глобарная деменция – теряется ядро личности, нивелируется характер, преобладают только низшие инстинкты, выпадают высшие корковые функции (навыки счета, письма, узнавания предметов и умение пользоваться ими и т.п.). На этапе психического маразма, как правило, больные истощены, серьезно больны соматическими заболеваниями,и да, тут, уже вспомнить что-то прозаическое больной уже не сможет.
Прочитать ещё 2 ответа
Как можно улучшить свою память и понимать психологически, что означает та или иная информация, предоставленная памятью?
отаку анимешник, смотрела более 978 тайтлов
до Сих пор играю в яндере…
для того чтобы кого то понимать нужно иметь друзей, следить за их манерами за их речью,эмоциями и надо все это анадлизировать, хоть у меня мало друзей я интроверт, но со мной много кто обащется и на протяжении моей 15 ти летней жизни я много людей успела повидать. память можно улучшить с помощью классической музыки, я музыкантка играла на муз. инструменте с детсва так что память зашибись, запоминаю любого аниме персонажа с первого раза, возможно тебе поможет
Возможно ли натренировать память, чтобы быстрее запоминать информацию?
Основатель онлайн сервиса для тренировки и развития мозга «Викиум» · wikium.ru
Человеческий мозг обладает уникальным свойством — нейропластичностью. Это способность изменяться, самообучаться в зависимости от внешних обстоятельств. Именно благодаря этому свойству мы можем постоянно развивать свой мозг, подвергая регулярным когнитивным нагрузкам. И именно из-за этого свойства угасают функции мозга, если его не тренировать.
Память является одной из трех основных познавательных (когнитивных) функций мозга, и, соответственно, к ней тоже применимо правило нейропластичности — если ее тренировать регулярно, она станет только крепче. Получается, память можно натренировать, чтобы запоминать информацию быстрее, больше, а также быстрее ее извлекать из памяти в нужный момент.
Для тренировки памяти важны 2 аспекта: тренировка внимания и комплексный подход. Вниманием активизирует работу мозга, поэтому зачастую проблема «плохой памяти» кроется в простой невнимательности — мы не запоминаем то, на что не обращено наше внимание. Комплексный же подход подразумевает общую тренировку всех видов и свойств памяти: краткосрочной, рабочей, долгосрочной; объема, скорости запоминания и воспроизведения, длительности хранения.
Проверенные, общеизвестные способы тренировки памяти — чтение и заучивание стихотворений, изучение иностранных языков, игра в настольные игры — эффективны, но не комплексны. Для разностороннего развития мозга современные технологии предлагают когнитивные онлайн-тренажеры в игровой форме.
Сервис Викиум разработал 45+ таких тренажеров, основанных на научных исследованиях памяти, внимания и мышления. Ежедневная тренировка в течение 15 минут повышает концентрацию внимания, улучшает память и стимулирует мышление. Программа развития построена таким образом, чтобы сначала активировать внимание (разминка), а после этого попеременно тренировать остальные функции мозга. Подход здесь индивидуальный к каждому пользователю — на основе вводного тестирования подбирается план развития так, чтобы сильные стороны были опорой для более слабых. Кроме того, помимо ежедневных тренировок, можно дополнительно заниматься на тренажерах, направленных конкретно на развитие памяти — их 12.
Прочитать ещё 6 ответов
Может ли в голове человека закончиться место для памяти?
Профессор психологии Северо-Западного университета Иллинойса
Может. Но еще ни один человек не дожил до этого момента. В вашем мозгу памяти примерно 2 квадриллиона байт — если представить, что ваш мозг — это видеокамера, которую включили на круглосуточную запись в хорошем качества, то места там хватит на 300 лет.
Если говорить, скажем, про число языков, которое вы можете выучить за всю жизнь, то оно определяется количеством лет, которые вы проживете, и стараниями, которые приложите.
Лимит — в сроке жизни, а не в памяти. Люди, которые говорят «Мой мозг перегружен», просто не умеют им пользоваться. И их можно понять — представьте сами iPod, на котором миллион песен, — непросто найти ту, которая тебе нужна, если нет хорошей системы навигации. Хорошая навигация есть у тех, кто хорошо учится и работает над собой.
Прочитать ещё 3 ответа
Источник
Что такое память человека и как работает этот механизм? Какие процессы, связанные с памятью, происходят? Психология и физиология памяти. Ее теории и законы.
Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.
Что такое память?
Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?
Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.
Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:
- работы нервной системы;
- формирования каждого из процессов запоминания;
- воспитания, уровня обучения;
- темперамента;
- рода деятельности.
Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.
На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.
Пройти тест на темперамент
Самыми распространенными расстройствами считаются:
- гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
- гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
- парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.
Свойства памяти.
- Емкость – количество материала, который можно запомнить.
- Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
- Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
- Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
- Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
- Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.
Процессы памяти.
1. Запоминание.
Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.
Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.
Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.
В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.
2. Сохранение материала.
В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.
3. Воспроизведение.
Существуют четыре формы воспроизведения информации:
- Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
- Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
- Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
- Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
4. Забывание.
Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:
- Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
- Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.
Физиология и психология памяти.
Физиологический аспект.
Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.
Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.
Теории памяти в психологии.
Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.
- Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
- Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
- Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
- Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.
Как работают законы памяти?
- Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
- Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
- Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
- Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
- Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
- Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
- Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
- Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
- Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
- Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
- Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.
Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.
Пройти тест на психологический возраст
Другие статьи подобранные для вас:
Как тренировать память самостоятельно и при помощи современных технологий? Какие есть главные правила и методы тренировки памяти?
Какие существуют способы развития памяти? Какими методами пользуются известные личности? Что такое нейробика и как развивать память в любом возрасте?
Почему возникают проблемы с памятью и как это исправить? Какие бывают проблемы с памятью в разном возрасте? Как можно прокачать свою память?
Как укрепить память и восстановить ее? Какие факторы влияют на состояние памяти? Как предотвратить ухудшение памяти? 17+ рекомендаций и советов.
Какие упражнения для развития памяти самые эффективные? Что влияет на запоминание? Игры для улучшения памяти для взрослых и детей.
Что такое воспоминания и какие есть их виды? Какими бывают приятные воспоминания, и как бороться с неприятными. Для чего служат воспоминания?
Как быстро и легко запомнить важную информацию? Взгляд с точки зрения физиологии и психологии. 15 эффективных методов запоминания.
Какие виды памяти существуют и какие у них особенности? Существует ли срок хранения данных? Все классификации, описание каждого типа, примеры.
Как улучшить свою память и какие есть способы? Методы запоминания Цицерона и Айвазовского. Как наш образ жизни влияет на умение запоминать?
Источник
Личностное развитие предполагает накопление индивидуумом экзистенциального опыта, что требует актуализации человеком всех мыслительных процессов, включая процессы запоминания. Принимая во внимание многоаспектность памяти как психологического феномена, дать однозначную дефиницию психологического свойства достаточно проблематично.
Определение 1
В наиболее общем виде под памятью понимают психическое свойство личности, ее способность к накоплению, хранению и воспроизведению информации и опыта; способность к воспоминанию и воспроизведению отдельных переживаний прошлого, осознавая не только само переживание, но и его место в индивидуальной истории личности.
Основные свойства памяти как психологического феномена
Как познавательный процесс память характеризуется следующими свойствами:
- Объем – способность сохранять значительные объемы информационных данных;
- Точность – указанное свойство проявляется в запоминании не только общего содержания информации, но и отдельных фактов и событий;
- Готовность к воспроизведению – способность оперативно воспроизводить в сознании личности информационные данные. Указанное свойство памяти позволяет человеку эффективно использовать накопленный раннее экзистенциональный опыт;
- Скорость запоминания – индивидуальная характеристика памяти, которая находит свое отражение в оперативности запоминания информации;
- Длительность – способность личности на протяжении длительного времени сохранять пережитый опыт. Следует отметить, что данное качество индивидуально, имеет выборочный характер;
- Помехоустойчивость – свойство памяти, обеспечивающее возможность личности противостоять звуковому фону, помехам, концентрироваться на главной информации, которую необходимо сохранить в памяти для последующего воспроизведения.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Виды памяти
На основании критерия психической активности выделяют следующие виды памяти:
- Образная память представляет собой свойство личности запоминать образы, сформированные при помощи процессов восприятия через сенсорные системы и воспроизводимые в виде представлений. В структуре образной памяти выделяют зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильные виды запоминания;
- Двигательная память находит свое отражение в способности запоминать, сохранять и воспроизводить двигательные операции. Указанный вид памяти формирует основу любых двигательных актов и трудовых навыков;
- Эмоциональная память – запоминание чувств, эмоций;
- Семантическая, словесно-логическая память – запоминание мыслей, идей, концепций, выраженных в вербальной форме.
На основании критерия участия мышления в процессе запоминания информационных данных выделяют логическую и механическую память.
Определение 2
Под механической памятью понимается процесс запоминания и сохранения, основанный на многократном повторении информации без глубокого ее осмысления.
Определение 3
Логическая память основывается на использовании семантических взаимосвязей между запоминаемыми предметами, объектами, явлениями, процессами.
Психологические процессы в структуре памяти
Возможности запоминания и последующего воспроизведения информации обеспечиваются следующими психологическими операциями:
- Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий закрепление нового материала. Различают произвольное и непроизвольное, смысловое и механическое, опосредованное и непосредственное запоминание;
- Сохранение – процесс, обеспечивающий удержание результатов запоминания на протяжении длительного времени;
- Воспроизведение – поэтапный процесс, включающий стадию узнавания объекта, на которой осуществляется сравнение прошлого опыта с актуальным образом; стадию припоминания – активного поиска и добывания необходимого материала из долговременной памяти; на третьей стадии осуществляется репродукция человеком эмоционально-наполненного образа, полное определение образа объекта по всем параметрам;
- Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости, уменьшению объемов закрепленного в памяти материала. Данный процесс предупреждает перезагрузку памяти.
Таким образом, память представляет собой психический процесс, обеспечивающий запоминание и сохранение информационных материалов, способствующий личностному развитию, накоплению экзистенциального опыта.
Источник