Какими свойствами обладает реле первого класса надежности
В устройствах железнодорожной автоматики нашли широкое применение электрические
реле, которые по принципу действия делятся на электромагнитные,
магнитоэлектрические, электродинамические, индукционные и другие.
В зависимости от рода тока, питающего обмотку возбуждения, различают реле
постоянного тока и переменного тока. В свою очередь реле постоянного тока
делятся на нейтральные (срабатывание этих реле определяется только величиной
магнитного поля и не зависит от направления тока в обмотке), поляризованные (
положение якоря, а следовательно зависит от направления тока в обмотке) и
комбинированные (имеют поляризованный и нейтральный якоря с общей магнитной
системой).
По времени притяжения или отпускания якоря реле подразделяются на
нормальнодейсвующие, быстродействующие и медленнодействующие.
По надежности действия электрические реле делятся на первый и низшие классы.
Реле первого класса надежности обладают следующими свойствами, обеспечивающие
безопасность функционирования:
переход якоря из притянутого
состояния в отпущенное после выключения тока в обмотке происходит только под
действием своего веса;
фронтовые контакты при
срабатывании реле не должны свариваться с общими контактами, что достигается
изготовлением их из разных материалов (металл- уголь);
якорь не должен прилипать к
сердечнику за счет остаточной магнитной индукции при отсутствии тока в обмотке;
на реле не должны влиять факторы
внешней среды, для чего корпус реле закрывается герметически пломбируемым
кожухом.
К реле низших классов надежности не предъявляются требования несвариваемости
контактов, а возврат якоря в исходное состояние допускается под действием
упругости контактных пружин.
Нейтральное реле постоянного тока первого класс надежности состоит из
сердечника 1, катушки возбуждения 2, подвижного якоря 3, и контактной группы 4
показано на рис.1.
рис.1
При отсутствии тока в катушке якорь реле находится в отпавшем состоянии. При
этом замыкаются общий (О) и тыловой (нижний) (Т) контакты. Под действием тока в
катушке создается магнитный поток, который, воздействуя на якорь 3, перемещает
его вверх. При этом общий контакт (О) замыкается с фронтовым контактом (Ф) и
размыкается с тыловым контактом (Т). Этот процесс называется срабатыванием
реле.
К поляризованным относятся такие реле, которые содержат в цепи магнитной
системы постоянный магнит, с помощью которого реле изменяет свое состояние в
зависимости от полярности тока, протекающего в обмотке возбуждения.
Поляризованные реле (рис 2) имеют два магнитных потока: рабочий, создаваемый
током в обмотке, и поляризующий, создаваемый постоянным магнитом.
Поляризующий поток обеспечивает направленность действия якоря при изменении
направления тока в обмотке. Данные реле могут работать в двух режимах: нейтральном,
при этом при перемене полярности тока в обмотке возбуждения, якорь переходит от
одного полюса к другому. После выключения питания, якорь остается в том
положении, которое он занимал при срабатывании.
рис.2
Для обозначения типов реле железнодорожной автоматики используется шифр,
состоящий из букв и цифр. Первая буква означает следующее:
Н-
нейтральное, П- поляризованное, К- комбинированное, И- импульсное
поляризованное, Т- трансмиттерное, ДС-двухэлементное секторное, АН-
автоблокировочное нейтральное и т.д. Буква М расположенная на втором месте
шифра, означает «малогабаритное». Третья и следующие буквы означают: Ш –
штепсельное, В- с выпрямительным элементом, МТ- медленнодействующее с
термическим элементом. Цифры после букв у нейтральных реле обозначают набор
контактных групп. Следующие цифры после тире указывают сопротивление обмоток в
Омах. Если реле имеет две обмотки с разными сопротивлениями, то цифры стоят в
виде дроби.
1.2. Устройство рельсовых цепей и режимы их работы
Рельсовой цепью называется электрическая цепь, в которой в качестве проводников
тока используются ходовые рельсовые нити железнодорожного пути.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание – внизу страницы.
Источник
На сегоднешний день техническое развитие невозможно без широкого применения автоматических устройств, позволяющие осуществлять контроль, защиту и управление определенными видами машин и различных агрегатов. В новейших технических машинах большинство процессов осуществляется с высокой скоростью, и соответственно человек не может успевать осуществлять управление ими без помощи автоматических устройств. Именно эти устройства дают возможность облегчить повседневную работу людей, а также сократить штат сотрудников (обслуживающего персонала). Одним из таких устройств и является реле. В переводе с французского реле (relais, от relayer – сменять, заменять).
Реле – это элемент автоматического устройства, у которого при плавном изменении входной величины происходит скачкообразное изменение выходной величины.
Классификация и условное обозначение реле
В зависимости от конструкции существует множество различных типов реле, которые работают на основе различных принципов.
Если подразделять реле по принципу физической природы явлений, на которое реле предназначено реагировать, то можно выделить следующие типы: электрические (большинство), тепловые, механические, магнитные, оптические, акустические, газовые, пневматические, жидкостные и другие.
Электрические реле в свою очередь (по принципу действия) делятся на электромагнитные, индукционные, магнитоэлектрические и электродинамические. Наиболее распространенным является – электромагнитное реле.
По роду питающего тока электромагнитные реле делятся на 2-е группы:
- постоянного тока;
- переменного тока.
А электромагнитные реле постоянного тока бывают следующих видов:
- нейтральные;
- поляризованные;
- импульсные;
- комбинированные.
Еще реле можно классифицировать по надежности действия:
- реле первого класса;
- реле низших классов.
К реле 1-го класса надежности выдвигаются основные требования:
1) отпускание якоря при выключении питания обмотки должно происходить под действием веса самого якоря и связанных с ним подвижных частей, поэтому якорь, как правило, утяжеляют специальными грузами, которые сделаны из немагнитного материала;
2) должна быть полностью исключена возможность магнитного прилипания якоря к сердечнику после выключения тока, для устранения прилипания, на якоре крепят бронзовый антимагнитный штифт;
3) фронтовые и общие контакты реле не должны свариваться, для этого контакты изготавливаются из разных по составу материалов (фронтовые – из граффито-серебряной смеси, а общий – из серебра).
Условное обозначение реле состоит из букв и цифр.
Рассмотрим пример: НМВМШ1-1000
Первая буква обозначает тип реле, в данном случае Н – нейтральное реле (также могут быть: И – импульсное, П – поляризованное, К – комбинированное, Т – трансмиттерное, если первая буква А – аварийное, О – огневое).
Вторая буква М – малогабаритное реле.
Третья буква В – означает, что реле с выпрямителем.
Четвертая М – медленнодействующее (с замедлением), может стоять буква Т – с термоконтактом.
Пятая Ш – штепсельное, если Р – с разборно-болтовое соединение.
После букв идут цифры, которыми обозначаются группы контактов:
1 – максимальное количество контактов, восемь тройников;
2 – 4-е полных тройника;
3 – 2 полных, 2 не полных тройника.
Дальше через (-) идет полное сопротивление обмоток реле в Ом-х, если одна цифра (как в нашем примере), то обмотки включены последовательно, если они включены параллельно, то указывается сопротивление каждой обмотки через (/), например – НМВШ-1000/1000.
Огневые реле контролируют целостность нитей накаливания ламп светофоров.
Графическое обозначение реле:
– нейтральное реле (с последовательно включенными обмотками
– нейтральное реле (с параллельно включенными обмотками
– комбинированное
– импульсное
– поляризованное
– трансмиттерное
– с замедлением при срабатывании (не сразу включается)
– с замедлением при отпускании (не сразу выключается)
– аварийное
Конструкция и свойства электромагнитных реле
Конструкция реле обычно состоит из 3-х органов:
- воспринимающий;
- промежуточный;
- исполнительный.
Воспринимающий или его еще называют чувствительный (катушка реле) преобразует входной параметр в физическую величину, которая необходима для работы реле.
Сравнение преобразованной величины с имеющимся эталоном происходит в промежуточном органе. И при достижении определенного значения осуществляет передачу воздействия от воспринимающего органа к исполнительному.
Исполнительный орган (это контакты), в свою очередь, воздействует на управляемую цепь.
Принцип действия: главным элементом электромагнитного реле (рис. 1) является электромагнит, по средствам которого происходит преобразование электрической энергии в механическое перемещение. Он состоит из обмотки (1) с сердечником (2), ярма (3) и подвижной части, называемой якорем (4).
Рис. 1 Схема электромагнитного реле
Когда электрический ток проходит по обмотке, якорь притягивается к сердечнику и осуществляет воздействие на контактные пружины (5). При этом контакты (6) замыкаются. Реле СРАБАТЫВАЕТ.
Ниже рассмотрим виды электромагнитных реле постоянного тока.
Нейтральное реле
Рис. 2 Схема нейтрального реле типа НМШ
Нейтральное – это реле, которое не реагируют на полярность напряжения, приложенного к обмотке. В него входят: 1 – катушка; 2 – сердечник; 3 – ярмо; 4 – якорь; 5 – противовес. Бронзовый штифт – 6 на якоре, предотвращает его залипание. Якорь, с помощью тяги – 7 управляет контактной системой – 8, которая состоит из 3-х контактов: Фронтового, Общего и Тылового.
Поляризованное реле
Поляризованные реле (рис. 3) своей конструкцией отличаются от нейтральных тем, что у них в магнитной системе имеется постоянный магнит, который реагируют на направление тока в обмотках катушек реле.
Рис. 3 Схема поляризованного реле типа ПМПШ
Магнитная система состоит из: 1 – катушка; 2 – сердечник; 3 – постоянный магнит; 4 – поляризованный якорь; 5 – изоляционная планка; 6 – контакты; ФК – рабочий поток (от обмоток); ФО – поляризованный поток (от магнита).
При отсутствии тока в обмотках ФО удерживает якорь в заданном положении и обеспечивает направленность действия якоря при изменении направления тока в обмотке. ФО, воздействуя с ФК, перемещает якорь из нормального положения в переведенное и наоборот.
Импульсное реле
Рис. 4 Схема малогабаритного импульсного реле типа ИМШ1-0,3
Импульсное реле – будет являться поляризованным реле. Магнитная система данного реле состоит изследующих элементов: катушки (1), постоянного магнита (2) с полюсными надставками (3) и поляризованного якоря (4). Якорь крепится одним концом к стойке (5) пружиной (6). К свободному концу якоря крепится контактная пружина (7), которая своим контактом замыкается с нормальным (Н) или переведенным (П) контактами.
ФО – при смене направления тока обеспечивает направленность действия якоря и удерживает якорь в заданном положении при отсутствии тока в обмотке. ФК – осуществляет перемещение свободного конца якоря, вследствие чего происходит замыкание контактной пружины с (Н) или (П).
Импульсное реле типа ИМШ1-0,3 получило пременение как путевое реле в импульсных РЦ постоянного тока.
В импульсных и кодовых РЦ переменного тока в качестве быстродействующего путевого реле используется импульсное реле типа ИМВШ-110 (в составе это реле есть выпрямительный мостик, который преобразует переменный ток в постоянный).
Комбинированное реле
Комбинированные реле типов КМШ-3000, КМШ-750 и КМШ-450 – они являются сочетанием нейтрального и поляризованного реле с одной общей магнитной системой (рис. 5).
Рис. 5 Схема комбинированного реле
Магнитная система комбинированного реле типа КМШ включает в себя катушки (1) и (2), сердечник (3), постоянный магнит (4), поляризованный якорь (5) и нейтральный якорь (6). При появлении в обмотках тока любой полярности происходит притяжение нейтрального якоря, вследствие чего происходит замыкание контактов: общего (О) и фронтового (Ф).
Изменение положения поляризованного якоря и соответственно замыкание управляемых им контактов осуществляется и зависит от направления (полярности) тока протекающего через обмотки катушек реле.
Основные характеристики электромагнитных реле
– U (I) притяжения якоря;
– U (I) отпускания якоря;
– R обмоток катушек реле;
– t замедления на отпускание и t замедления на притяжение якоря реле.
U (I), при котором якорь реле притягивается и происходит замыкание фронтовых контактов, называется напряжение (током) притяжения.
U (I), при котором осуществляется отпускание якоря реле и происходит замыкание тыловых контактов, называется напряжением (током) отпускания.
Отношение U (I) отпускания к U (I) срабатывания характеризует коэффициент возврата реле:
KВ = UO/UСР
или
KВ = IO/IСР.
Также реле характеризует и коэффициент запаса по току – отношение рабочего тока к току притяжения:
KЗ = Iраб/Iпр.
Для большого количества реле, которые применяются в устройствах СЦБ (сигнализация, централизация, блокировка), коэффициент возврата находится в пределах 0,25 – 0,5.
Для временных характеристик реле используются параметры:
- t притяжения – это время от момента включения энергии до момента замыкания замыкающих (фронтовых) контактов;
- t отпускания – это время от момента выключения энергии до момента замыкания замыкающих (тыловых) контактов.
В зависимости от времени срабатывания реле бывают следующих видов:
- быстродействующие, со временем замедления на притяжение и отпускание до 0,03 сек.;
- нормальнодействующие, со временем замедления на притяжение и отпускание от 0,15 до 0,20 сек.;
- медленнодействующие – 1,0….1,5 сек.;
- временные – более 1,5 сек.
В настоящее время в системах железнодорожной автоматики и телемеханики очень широко используется микропроцессорная техника, но несмотря на это, реле будут и в дальнейшем применяться в эксплуатации долгие-долгие годы.
В последние годы стали широко внедряться реле, которые созданы на основании новых принципов действия, это герконовые реле и гибридные реле. Они имеют высокую износоустойчивость по числу коммутаций, отличаются быстродействием, и имеют хорошую совместимость с интегральными микросхемами и другими агрегатами эл. техники.
В будущем наиболее перспективно будет использование реле совместно с полупроводниковой техникой. При этом важнейшие логические задачи управления будут решаться путем использования элементов бесконтактной техники, а реле будут применяться в качестве выходных и периферийных устройств, которые будут управлять довольно мощными приборами и их оставляющими.
Источник
Наиболее распространенными элементами систем железнодорожной автоматики и телемеханики являются реле и приборы релейного действия, при помощи которых осуществляются процессы автоматического управления, регулирования и контроля движения поездов, а также различные схемные зависимости.
Основным отличием реле и приборов релейного действия от других элементов автоматики и телемеханики является скачкообразное изменение выходной величины у при плавном изменении входной величины х (рис. 2.1). При изменении входной величины от нуля до хсp (срабатывания) выходная величина у остается постоянной и равной нулю (или близкой к нулю). После достижения входной величиной значения хср скачкообразно изменяется выходная величина от нуля до у1. При дальнейшем изменении входной величины выходная величина не изменяется и остается равной у1. При уменьшении входной величины до х0(отпускания) выходная величина скачкообразно уменьшается до нуля и остается неизменной.
Рис. 2.1. Характеристика реле Рис.2.2. Схема электромагнитного
реле
В устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики, как правило, применяют реле и приборы релейного действия, в которых входными и выходными являются электрические величины (ток и напряжение). Если скачкообразное изменениетока в выходной цепи достигается физическим размыканием цепи, то такой элемент называют контактным реле,или просто реле.Если скачкообразное изменение тока в выходной цепи обусловливаетсяизменением внутреннего состояния элемента (внутреннего сопротивления проводимости, индуктивности и т. п.) без физического размыкания цепи, то такой элемент называют прибором релейного действия, или бесконтактным реле.
Основной частью реле (рис. 2.2) является электромагнит — наиболее простой преобразователь электрического сигнала в механическое перемещение. Электромагнит состоит из обмотки 1 с сердечником 2, ярма 3 и подвижной части 4, называемый якорем. Якорь воздействует на исполнительный орган – контакты 5. При прохождении тока по обмотке возникает магнитный поток; магнитные силовые линии замыкаются через воздушный зазор, пронизывают якорь, который под действием электромагнитных сил притягивается, замыкая контакты. Это явление называется срабатыванием (возбуждением) реле. При выключении тока якорь под действием силы тяжести (собственного веса) или сил реакции контактных пружин возвращается в исходное состояние, размыкая контакты. Это явление называется отпусканием (обесточиванием) реле.
Для условного обозначения состояний элементов автоматики и телемеханики, в том числе и реле, применяют двоичную систему счисления: возбужденное состояние реле обозначают символом 1, обесточенное — символом 0.
Контактные реле получили наибольшее распространение в эксплуатируемых устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики благодаря их простоте и надежности работы. К их достоинствам следует отнести возможность одновременного независимого переключении нескольких выходных цепей постоянного и переменного тока, что обусловлено наличием раздельных групп контактов у этих элементов. При этом выходные цепи оказываются гальванически не связанными одна с другой и с входной цепью.
Достоинствами реле также являются малые потери мощности в контактном переходе, практически бесконечное отношение сопротивлений контакта в разомкнутом и замкнутом состояниях, независимость от воздействия электрических и магнитных нолей, высокая электрическая прочность и др.
Однако контактные реле имеют относительно большие размеры и массу, небольшой срок службы, особенно при работе в импульсном режиме, недостаточное быстродействие, обусловленное наличием механических перемещений при работе реле. Указанные недостатки в основном могут быть устранены применением бесконтактных реле, у которых отсутствуют подвижные трущиеся элементы. Бесконтактные приборы обладают большим быстродействием, имеют малые размеры и массу, менее подвержены воздействию вибрации, наблюдающейся при проследовании подвижного состава. Бесконтактные приборы получают все более широкое внедрение.
Вместе с тем бесконтактные приборы релейного действия имеют и существенные недостатки, которые связаны с трудностью построения бесконтактных элементов, отвечающих одному из основных требований к устройствам СЦБ — исключению опасных положений при повреждении отдельных элементов схем. При использовании бесконтактных реле возникает трудность одновременного коммутирования нескольких выходных цепей, гальванически не связанных друг с другом. Указанные недостатки ограничивают область применения бесконтактных реле в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики, поэтому в ответственных исполнительных цепях, а также при необходимости коммутации нескольких гальванически не связанных выходных цепей сохраняются, как правило, контактные реле, которые непрерывно совершенствуются.
В перспективе наиболее приемлемым следует признать оптимальное сочетание контактных и бесконтактных приборов. Применение тех или иных приборов в конкретных системах автоматики и телемеханики определяется на основании эксплуатационных, технических и экономических требований, предъявляемых к вновь разрабатываемым и проектируемым системам.
Рассмотренные классификация и основные характеристики относятся лишь к контактным реле.
По надежности действия реле подразделяются на I и низшие классы надежности.
К реле I класса надежности относятся реле, у которых возврат якоря при выключении тока в обмотках обеспечивается с максимальной гарантией и осуществляется под действием собственного веса (силы тяжести). Реле I класса надежности имеют также следующие дополнительные свойства, обеспечивающие высокую надежность их действия:
несвариваемость фронтовых контактов, замыкающих наиболее ответственные цепи при возбужденном состоянии реле; для этого фронтовые контакты изготовляют из графита с примесью серебра, а остальные контакты — из серебра;
надежное контактное нажатие и сравнительно большие межконтактные расстояния (нажатие на фронтовые контакты не менее 0,3 Н, на тыловые — не менее 0,15 Н), зазор между контактами при крайних положениях якоря должен быть не менее 1,3 мм; исключение залипания якоря при выключении тока в обмотке реле, что обеспечивается наличием антимагнитных штифтов на якоре.
Реле I класса надежности применяют во всех системах автоматики и телемеханики без дополнительного схемного контроля отпускания якоря.
У реле низших классов надежности возврат якоря при выключении тока в обмотках реле может обеспечиваться как под действием собственного веса, так и под действием сил реакции контактных пружин. Эти реле, как правило, используют в схемах, не связанных непосредственно с обеспечением безопасности движения поездов (диспетчерский контроль, схемы наборной группы маршрутно-релейной централизации, кодовая аппаратура диспетчерской централизации и др.). При использовании этих реле в ответственных цепях (дешифраторы автоблокировки и АЛС, путевые реле импульсных рельсовых цепей и др.) предусматривают обязательный схемный контроль притяжения и отпускания якоря реле при непрерывной импульсной работе. Если же эти реле работают в ответственных цепях с непрерывным питанием, то применяют их дублирование (параллельное или последовательное включение обмоток реле и последовательное включение контактов).
По принципу действия реле подразделяют на следующие типы:
электромагнитные, в основу действия которых положено свойство электромагнита притягивать якорь и переключать связанные с ним контакты при протекании по обмотке тока. Электромагнитные реле получили наиболее широкое распространение в железнодорожной и промышленной автоматике и телемеханике;
индукционные (двухэлементные), работающие от взаимодействия переменного магнитного потока одного элемента и тока, индуцируемого в легком подвижном секторе переменным магнитным потоком другого элемента. Индукционные реле работают только от переменного тока;
электротермические, основанные на явлении расширения тел при нагревании; чаще всего в электротермических реле применяют биметаллические пластины, изгибающиеся при нагревании, и замыкающие контакты, связанные с биметаллическими пластинами.
По роду питающего тока реле подразделяются на реле постоянного, переменного и постоянно-переменного тока.
Реле постоянного тока подразделяются на нейтральные, поляризованные и комбинированные.
В зависимости от времени срабатывания реле делятся на быстродействующие — с временем срабатывания на притяжение и отпускание до 0,03 с; нормальнодействующие — с временем срабатывания до 0,3 с; медленнодействующие — с временем срабатывания до 1,5 с; временные (реле выдержки времени) — с временем срабатывания свыше 1,5 с.
Реле имеет два состояния — рабочее (возбужденное) и нерабочее (обесточенное). В рабочем состоянии реле возбуждено током, якорь его притянут, верхние, нормально разомкнутые (фронтовые) контакты замкнуты. В нерабочем положении через обмотку реле ток не протекает (или он ниже тока отпускания), якорь находится в отпущенном положении, при этом замыкаются нижние, нормально замкнутые (тыловые), контакты.
Напряжение и ток, при которых якорь притягивается до упора и замыкаются фронтовые контакты, называют напряжением и током срабатывания, а напряжение и ток, при котором происходит отпускание якоря, — напряжением (током) отпускания. Номинальное рабочее напряжение всегда несколько выше напряжения срабатывания (обычно в 1,5 раза).
Отношение напряжения (тока) отпускания UОк напряжению (току) срабатывания UСРхарактеризует коэффициент возврата реле
kВ=UО /UСРили kВ =IО/IСР.
Для большинства реле, используемых в устройствах СЦБ, коэффициент возврата находится в пределах от 0,25 до 0,5.
В устройствах автоблокировки реле, кроме специальных типов, рассчитаны на номинальное рабочее напряжение 12 В, а в станционных устройствах, как правило, — на 24 В.
На железных дорогах применяют реле трех видов: малогабаритные штепсельные реле (НМШ, АНШ, ОМШ, АШ), предшествующие им большие штепсельные реле (НШ, КШ) и более поздние штепсельные реле Ленинградского (Санкт-Петербургского) завода (РЭЛ, ПЛ).
При проектировании и новом строительстве устройств предусматривают использование малогабаритных штепсельных реле, которые изготовляются двух типов: в защитном кожухе (колпаке) для установки в релейных шкафах и на стативах и открытые (без кожуха) для установки в релейных блоках электрической централизации.
Применяемые в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики реле имеют специальную маркировку (условное наименование), состоящую из букв и цифр, занимающих определенное место в обозначении. Первая буква или сочетание двух первых букв в обозначении указывают на физический принцип действия реле: Н — нейтральное, П — поляризованное, К – комбинированное, И — импульсное, ДС – индукционное переменного тока (двухэлементное секторное). Буква М, стоящая на втором месте в условном обозначении штепсельных реле, указывает на малогабаритное исполнение реле. Буква М отсутствует у малогабаритных реле автоблокировки, у которых буква А означает, что это реле автоблокировки малогабаритное. У пусковых реле в условном наименовании имеется буква П, а у реле с выпрямителями — буква В.
Конструкция реле, которая характеризуется в основном видом электрического контактного соединения с другими приборами, обозначается буквой Ш (штепсельное).
Условные буквенные обозначения некоторых типов реле расшифровываются следующим образом: НМШ — нейтральное малогабаритное штепсельное; НМПШ — нейтральное малогабаритное пусковое штепсельное; ИМВШ — импульсное малогабаритное штепсельное с выпрямителем; НШ — нейтральное штепсельное (большое); ДСШ— двухэлементное секторное штепсельное.
У медленнодействующих на отпускание реле в обозначении имеется дополнительная буква М, а у реле с замедлением на срабатывание, достигаемым с помощью термоэлемента, — буква Т, например НМШМ—нейтральное малогабаритное штепсельное медленнодействующее; НМШТ — нейтральное малогабаритное штепсельное с термоэлементом.
Цифра после указанных букв характеризует контактную систему реле. У штепсельных реле цифра 1 указывает на наличие восьми контактных групп на переключение 8 фт (ф — фронтовой, т — тыловой контакты); цифра 2 обозначает четырехконтактные реле (4 фт); цифра 3 указывает на наличие у реле двухконтактных групп на переключение и двух фронтовых контактов (2 фт, 2 ф); цифра 4 обозначает четыре полных тройника и четыре фронтовые контакта (4 фт, 4ф); цифра 5 указывает на наличие двух тройников на переключение и двух тыловых контактов (2 фт, 2 т).
У некоторых типов реле (ДСШ, ИМШ и др.) цифры, характеризующие контактную систему, не ставят. Второе число, которое пишется через черточку, указывает на значение общего сопротивления обморок постоянному току при последовательном включении обмотки (НМШ1-1800, АНШ2-1600). Если обмотки включают раздельно или они имеют различное сопротивление, то его значение указывают дробью: в числителе указывают сопротивление первой катушки, а в знаменателе — второй.
Полные номенклатуры некоторых типов реле расшифровываются так: НМШ1-1800 — нейтральное малогабаритное штепсельное реле с восемью контактными группами и общим сопротивлением обмоток, включенных последовательно, 1800 0м; НМПШ2-400— нейтральное малогабаритное пусковое штепсельное реле с четырьмя контактными группами на переключение и сопротивлением обмоток 400 Ом; НМПШЗ-0,2/220 — нейтральное малогабаритное пусковое штепсельное реле с контактной системой 2 фт, 2 ф и сопротивлением обмоток 0,2 и 220 Ом.
Таблица 2.1
Условные обозначения реле
Рассмотренная выше система обозначений выдерживается не для всех типов реле. Например, у огневых и аварийных реле первая буква указывает на назначение реле: ОМШ2-40 — огневое малогабаритное штепсельное четырехконтактное с сопротивлением обмоток 40 Ом; АШ2-110/220 — аварийное штепсельное четырехконтактное на номинальное напряжение 110 и 220 В. У нейтрального реле типа РЭЛ буквы в обозначении указывают: реле электромагнитное разработки Ленинградского электромеханического завода.
Условные графические обозначения реле в электрических схемах приведены в табл. 2.1.
Реле в защитном кожухе изготовляют для работы при температуре окружающей среды от —50 до +60 °С и относительной влажности до 90 % (при температуре +20 °С), а открытые реле, предназначенные для установки в релейных блоках, — при температуре окружающей среды от +5 до +35 °С и относительной влажности до 80% (при температуре +20°С).
Реле постоянного тока
Нейтральные реле
Электромагнитные реле постоянного тока получили наиболее широкое распространение, так как они просты по устройству и ненадежны в работе. Реле постоянного тока подразделяют на нейтральные, поляризованные и комбинированные.
Нейтральные реле не реагируют на направление тока в обмотке (нейтральны к полярности тока). Якорь нейтрального реле притягивается, переключая контакты при любой полярности тока в обмотках. После выключения тока якорь возвращается в исходное состояние. Таким образом, нейтральное реле является двухпозиционным.
Электромагнитная система нейтрального малогабаритного реле типа НМШ (рис. 2.3) состоит из сердечника 1 с двумя катушками 2, Г-образного ярма 3 и якоря 4 с противовесом.
Рис. 2.3. Конструкция и нумерация контактов реле
Бронзовый упор на якоре исключает его залипание, так как препятствует касанию якоря в притянутом положении к полюсу сердечника. Якорь двумя тягами 5 управляет контактной системой. Фронтовые контакты 7 изготовляют из графита с серебряным наполнением, аобщие 8 и тыловые 9 – из серебра. Контактирующий материал помещается на концы контактных пружин. Сочетание контактов графит-серебро исключает возможность сваривания фронтовых контактов с общими при пропускании по ним тока.
При отсутствии тока в обмотках реле якорь под действием силы тяжести противовеса находится в опущенном положении, общие контакты замыкаются с тыловыми. При прохождении тока через обмотки реле намагничивается сердечник, магнитные силовые линии замыкаются через воздушный зазор и якорь, который притягивается к сердечнику. Тяга перемещается вверх, размыкая тыловые и замыкая общие контакты с фронтовыми. Концы контактных пружин, через основание 6 выведенные наружу, образуют штепсельную розетку. Реле закрывается прозрачным кожухом 12 с ручкой 11. Кожух крепится к основанию реле затяжным винтом 10. Для включения реле в схему выведенные наружу контакты вставляют в гнезда штепсельной розетки, к лепесткам которой припаивают монтажные провода.
Шпули катушек нормально действующих реле изготовляют из фенопласта, а медленнодействующих из красной меди. За счет медных шпулей достигается замедление на отпускание якоря до 0,2 с. Для увеличения замедления до 0,6 с на месте первой катушки, расположенной у основания, устанавливают сплошную медную гильзу.
Расположение и нумерация контактов реле типов НМШ1 и НМШМ1 приведены на рис. 2.3.
Первая катушка подключается к выводам 1 и 3, вторая, помещенная со стороны якоря,— к выводам 2 и 4. Катушки могут включаться раздельно, последовательно и параллельно.
Фронтовые (ф) и тыловые (т) контакты, работающие с одним общим контактом (о), образуют контактную группу или тройник. Реле типов НМШ1 и НМШМ1 имеют восемь контактных групп и обозначаются 8 фт. Номер каждого контакта нейтрального реле составляют из двух цифр, первая из которых указывает номер контактной группы, а вторая — тип контакта. Все цифровые обозначения общих контактов оканчиваются цифрой 1, фронтовые — 2 и тыловые —3. Например, номер 72 обозначает, что это фронтовой контакт седьмой группы, 71—общий контакт, 73—тыловой контакт. Контакты рассчитаны на переключение цепей при токе нагрузки до 2 А. Выводы от обмоток подключаются к выводам 1-3 и 2-4 (см. рис. 2.3). При последовательном включении обмоток соединяют перемычкой выводы 2-3, а при параллельном — 1-2 и 3-4.
Источник