Какими свойствами обладает вода находясь в жидком состоянии 5 класс

Всем привет! Мы очень рады, что вы опять заглянули к нам на огонёк, поскольку ждали вас и подготовили познавательную статью о воде в жидком состоянии. Надеемся, что вам будет интересно. Подписывайтесь на наш канал, а мы станем радовать вас новыми увлекательными публикациями из «жизни» её величества воды!

Вода в жидком состоянии

Вода окружает нас повсюду. Это неудивительно, ведь речь идёт о самом распространённом в природе веществе. Большую часть поверхности Земли занимают моря и океаны, а кроме них есть ещё реки, озёра и пруды. Да что там говорить, если сам человек – венец творения – приблизительно на 75% состоит из воды. А её потеря с возрастом ведёт к ухудшению внешнего вида, а главное – здоровья!

Фото с сайта https://yandex.ru/images

Нельзя в данном контексте не упомянуть о важности роли воды в плане:

  • глобального круговорота вещества и энергии;
  • возникновения и поддержания жизни на нашей планете;
  • химического строения живых организмов;
  • формирования земного рельефа, климата и погоды.

Вода является совершенно удивительной субстанцией, у которой нет аналогов. Её уникальность, в частности, заключается в том, что она обладает способностью кардинально изменяться под воздействием температуры окружающей среды, принимая разные агрегатные состояния: жидкое, газообразное, твёрдое.

Вода «умеет» так меняться, что с первого взгляда трудно понять, что перед вами одно и то же вещество. Вам приходилось когда-нибудь на черноморском побережье Кавказа? Это то место, где одновременно можно наблюдать воду сразу в трёх агрегатных состояниях: у ног плещется море (вода в жидком состоянии), над ним проплывают белоснежно-кудрявые облака (парообразное состояние воды).

А где-то там, в туманной дали, едва виднеются обледенелые вершины величественных гор Кавказа (лёд как раз и является третьим агрегатным состоянием воды – твёрдым).

Круговорот воды в природе

Круговорот – это данность, дарованная нашей планете природой или, может быть, некими высшими силами, если допустить их существование. Без него жизнь на нашей планете была бы невозможна. А обеспечивается круговорот воды в природе как раз благодаря способности воды пребывать в разных агрегатных состояниях.

Фото с сайта https://yandex.ru/images

Суть этого глобального явления, которое является циклическим перемещением воды в биосфере Земли, состоит в том, что она под воздействием солнечного тепла испаряется с поверхности водоёмов (океанов, морей, рек, озёр и пр.), переносится в виде пара (облаков, тумана) воздушными потоками и в конце концов конденсируется, выпадая в виде атмосферных осадков (снега, града, дождя), пополняя воды Мирового океана.

Физико-химические свойства жидкой воды

Если говорить о химической сущности воды, то она уникальна. Знаете ли вы, что вода, в молекулу которой входят 1 атом кислорода и 2 атома водорода (химическая формула – Н2О), одновременно является и основанием, и кислотой? Между тем, это так!

Обсудим некоторые физические свойства воды. При нормальных условиях вода является жидкостью, не обладающей цветом, запахом и вкусом. Ей присущи высокая теплоёмкость и низкая электропроводность. Температуры плавления и кипения воды равны соответственно 0 и +100 градусов по шкале Цельсия.

И, конечно, в данном контексте нельзя не сказать о том, что вода – сильнополярный растворитель. Именно этим объясняется, что в природе в ней всегда растворены те или иные вещества (газы, соли).

В каких отраслях используется жидкая вода

Честно говоря, перечисление всех сфер применения воды – дело неблагодарное. Поскольку она используется столь широко, что доскональное перечисление всех вариантов её применения займёт немало времени. Но мы всё-таки попробуем обозначить наиболее важные сферы использования воды. Так, её применяют:

  • в сельском хозяйстве, в частности, для полива сельхозкультур;
  • в качестве теплоносителя, поскольку среди прочих жидкостей именно воде присуща наибольшая теплоёмкость;
  • как вещество, замедляющее нейтроны для повышения эффективности течения цепных ядерных реакций в реакторах;
  • при тушении пожаров и пр.

Да только в быту вода находит миллион применений. Без неё не обойтись в приготовлении пищи, мытье посуды, поддержании личной гигиены и чистоты в доме, поливе садов и огородов и пр..

И всё-таки одно из главных назначений воды – поддерживать жизнь на Земле, в том числе и нашу с вами. Мы не можем обходиться без этой поистине живительной влаги. Но вода, используемая для пития должна быть не только чистой, но и биологически полноценной. А такую воду можно получить только в результате фильтрования с использованием фильтров питьевой воды нашего производства.

На сегодня всё! Заранее благодарим вам за подписки, комментарии и лайки!

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат №10 Колпинского района Санкт-Петербурга

« ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»

Воспитатель первой

квалификационной категории

Силина Эльза Эдуардовна

Санкт-Петербург

2015

  Цели: показать опыты с водой, познакомить детей со свойствами воды, с различными состояниями воды.

  Оборудование: стакан, полоски из цветной бумаги, колба, стаканчики, ложка, соль, сахар.

  1. Организационный момент.

Перед началом нашего занятия, я вас попрошу пройти и помыть с мылом руки.

В природе есть капелька воды. Она сегодня с нами иона  всех любит. Так пусть же капелька заглянет к нам в класс и не только напоит  нас, но и придаст нам сил и уверенности в знаниях.

  1. Сообщение темы урока.

   -Сегодня мы с вами переместимся в научную лабораторию, и вы будете  исследователи. Давайте сейчас с вами отгадаем, что станет предметом нашего исследования.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …..(воды)

Слайд 1

  -Ребята, назовите тему нашего урока.  (вода и ее свойства)А что же такое вода? Слайд 2

Давайте сейчас посмотрим на  наш глобус.

-Какого цвета он вам показался? (голубого)

-Как вы думаете почему? (потому, что голубого цвета на нем больше) Голубой краской изображена на глобусе вода- все моря и океаны, реки и озера нашей планеты.

Слайд 3

-А сейчас мы с вами видим нашу Землю такой, какой ее видят космонавты из космоса, что мы можем сказать? (вода занимает в 2 раза больше места, чем суша).

Что бы случилось с Землей, если бы на ней не стало воды. Слайд 4.

Слайд 5.    «Вода одна из самых важных для человека веществ. Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше, чем  наполовину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 5 дней.

Слайд 6.Вода поит животных и растения. Вода работает на электростанциях, а еще вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров»

-Ребят, а какие природные явления связаны с водой? (иней, роса, снег и    т.д.)

-Как вы думаете, а в каких трех состояниях может быть вода, подумайте? (жидкое, твердое и газообразное)

Слайд 7

Демонстрация 3-х состояний:

Лед- твердое, вода- жидкое, кипение воды- газообразное.

-В одной из русских народных сказок, героине задают задание «принести воды в решете», сможет ли она его выполнить?  (лед)

4. Свойства воды.

-Вода обладает еще удивительными свойствами. Сейчас в своих лабораториях будите ставить опыты и делать выводы.

Опыт №1

Прозрачна ли вода?

Оборудование: ложка, стакан с водой, линейка.

Опустите ложку, а затем линейку в стакан, видно ли эти предметы?

Значит вода прозрачная.СЛАЙД 10

Опыт №2

Имеет ли вода запах?

Оборудование: стакан с водой

Возьмите стакан с водой и помашите рукой в сторону носа. Что можно сказать о запахе воды?

Вывод: вода запаха не имеет.СЛАЙД 11

Опыт № 3

-Имеет ли вода вкус?

-Можно ли назвать ее соленой, сладкой, горькой, кислой?

Вывод: вода вкуса не имеет.СЛАЙД 12

Опыт № 4

Имеет ли вода цвет?

Оборудование: стакан с водой, полоски –красная, синяя, белая.

Сравните цвет воды с цветом полосок, можно ли ее назвать синей, красной, белой.

Вывод: вода цвета не имеет.СЛАЙД13

Опыт № 5

Оборудование: 1 стакан-соль

        2 стакан-сахар

        3 стакан-мел

        4 стакан-марганцовка

Вывод: вода универсальный растворитель, она растворяет почти всё, даже некоторые металлы, например, серебро.СЛАЙД 14

Опыт № 6

-Что произойдет с водой если ее вылить из посуды?

Оборудование: ложка, стакан с водой, стакан пустой.

Вывод: вода перетекает из одного сосуда в другой, она текучая.СЛАЙД 15

Опыт № 7

Имеет ли форму вода?

Оборудование: колба, стакан с водой.

Перелейте из стакана в колбу. Что произошло с водой?

Вывод: вода формы не имеет, а приобретает форму предмета, в которую ее наливают.  СЛАЙД 16

Общий вывод: вода – жидкость, которая не имеет вкуса, запаха, цвета, формы, она текучая.

Слайд 17

7 ключей

Идем «пачкаем руки» и затем их моем начисто.

Релаксация: Вы слышите, как плещется вода и отдохнем. Давайте с вами закроем на минуточку глаза и представим, что мы на берегу океана (потянуться, глубоко вздохнуть). Он нас приветствует (протянуть руки и пошевелить пальцами), нам очень захотелось купаться (движение пловца).Океан нам очень рад, но нам пода возвращаться. Давайте помашем ему рукой.

 Итог.

-Перед вами лежит капелька, пусть каждый из вас нарисует свое настроение которое было у вас на сегодня.

Слайд 18. Живая кпелька

-Вы хорошо поработали!

-Как же надо относиться к воде? (беречь, не загрязнять водоемы)

Ведь вода — это наше богатство,
Это важный источник Земли.
И от качества водных ресурсов,
Зависит здоровье страны.
Берегите реки и озера!
Чтобы процветал родной наш край.
И тогда, увидите, что скоро,
Превратится он в цветущий рай!

-Загадки.

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок (туман)

Вился, вился белый рой,

Сел на землю стал седой (снег)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем не найдем (роса)

-В каких состояниях может быть вода?

Источник

Рассмотрим виды агрегатного состояние воды: лед, водяной пар, вода и плазма.  В связи с этим, различают воду по следующим состояниям:

  • твёрдое состояние — лёд;
  • жидкое состояние — вода;
  • газообразное — водяной пар;
  • плазма.

ТВЕРДОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ

В таком виде вода, в данном случае лед, сохраняет свою форму и объем. Под воздействием температуры вода начинает менять состояние и превращаться в лед, т.е. замерзать. Различают два вида твердого состояния воды — это аморфное и кристаллическое. При аморфном состоянии атомы вещества хаотичны, а при кристаллическом — наоборот упорядочены.

ЖИДКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ

В этом состоянии у вещества неизменен его объем, но его форма меняется, т.е. лед превратился в воду, растекся, изменив форму, но объем остался неизменным. Жидкое состояние вещества подразделяют на 2 вида — состояние смеси (молоко, суспензия, кровь) и чистая вода. Кстати жидкости могут быть использованы в качестве растворителей, но тут существует до сих пор “зависшая” проблема-это произвольные изменения в скорости прохождения химическим реакций в водных растворах. Склоняются к тому, что вода различной структуры имеет различные как физические, так и биологические свойства, и определенными опытами это доказано.
В итоге структурные связи – это одна из причин аномальных свойств воды.
Таким образом, вода и лёд – самые удивительные минералы на Земле.

СОСТОЯНИЕ ГАЗА

В газообразном состоянии не сохраняется ни форма, ни объем. Еще это называют водяным паром. Он не имеет цвета, ничем не пахнет и безвкусен. Пар для глаз невидим, он в воздухе растворен, но его представить как конденсат, который появляется когда кипит вода в кастрюле, как туман, или как испарение при дыхании на холодном воздухе. Его концентрация растворимости зависит от таких показателей — давление, температура. Также он подразделяется на два агрегатных состояния — туман и пар, их показателем предельной концентрации является точка росы и насыщенный пар.

ПЛАЗМА

Плазма – это непривычный для нас газ — ионизированный, состояние воды, выявленное недавно. Как известно, что при нагревании вода превращается в пар/газ, а если продолжать и дальше повышать температуру полученного газа, то на выходе мы имеем плазму. Плазму можно наблюдать невооруженным глазом — это Солнце, вспышки молнии.

КАК МЕНЯЮТСЯ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ

Под действием температуры и определенных внешних воздействий вода меняет свое состояние, происходит фазовый переход воды из одного состояния в другое. К фазовым переходам воды относятся такие процессы, как:

  • Лёд-вода, иначе процесс плавления, при котором происходит переход вещества из твердого состояния в жидкое.
    Чтобы понять, почему вода меняет свое состояние, нужно знать, что материя состоит из атомов, они в свою очередь группируются в молекулы. А молекулы постоянно движутся. Вот как раз эта энергия движения — кинетическая энергия, и задает состояние вещества. При постоянной температуре не происходит изменение объема и формы у твердых веществ, так как у них мало кинетической энергии. У жидких — объем прежний, но меняется форма, так как им хватает энергии для преодоления силы взаимного притяжения, что дает возможность им перемещаться. А вот у газа нет постоянной формы и объема, так как у его молекул очень много кинетической энергии и они абсолютно свободны в своих передвижениях.
  • Вода-лед, это процесс замерзания (кристаллизации) — жидкое вещество переходит в твердое. Рассмотрим процесс кристаллизации, он возможен, когда понижается температура. Когда молекулы теряют свое теплоту, то становятся менее подвижны, так как им не хватает энергии. Например, мы контейнер с водой поставили в морозильную камеру холодильника, и вода превратится в лед. Обратный процесс, нагревание льда приводит к таянию и смене состояния на жидкое. Если мы продолжим нагревать жидкость, то она при достижении точки кипения начнется превращаться в пар.
  • Вода-пар (газо/парообразование), пар-вода (конденсация). По мере того, как происходит увеличения температуры воды, ускоряется испарение, и как вода достигнет температуры 100*С, она начинает закипать, в таком состоянии она больше не может принимать энергию не изменив свое состояние, в итоге происходит испарение. Кипение — это интенсивный процесс перехода воды в пар, а конденсация это процесс обратный. При конденсации же, процесс происходит наоборот, выделяется небольшое количество тепла в окружающую среду, и ее температура немного повышается.
  • Лед-пар (минуя состояние воды), такой процесс получил название сублимация примером сублимации может послужить эксперимент с мокрой рубашкой, вывешенной на мороз — лед исчезнет с рубахи, превратившись в пар.
  • Пар — лед, в итоге мы имеем десублимацию. При этом процессе выделяется энергия. Примером может послужить морозный узор на стеклах.
  • Газ-плазма. Для этого необходимо ионизировать газ. Степень ионизации зависит от количества атомов и от температуры.

Статью проверил и отредактировал Papa Vlada.

Первоисточник статьи опубликован на сайте про воду.

Источник

Урок № 22. Тема урока «Свойства воды»

Цели и задачи:

Создать условия для:

  • предметные: понимания и объяснения причин и следствий материкового, океанического и Мирового круговоротов воды; классификации водных объектов на природные и искусственные; формирования представлений о новых свойствах воды;

  • метапредметные: развития мыслительной деятельности обучающихся, таких как, умений устанавливать причинно-следственные связи, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, а затем воспроизвести её; умение; развития способности сравнивать, анализировать, классифицировать, делать умозаключения и выводы;

  • личностные: развития коммуникативных навыков и умений работать в группе: договариваться, приходить к общему мнению; формирования представлений обучающихся о целостности природы через использование легенды, стихов, высказываний о воде; воспитание ценностного отношения к воде как источнику жизни.

Универсальные учебные действия:

1) личностные: формирование ценностного отношения к воде как источнику жизни, осознание целостности природы;

2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, осознавать конечный результат решения проблемы, оценивать достигнутые результаты;

3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, а затем воспроизвести; развития способности сравнивать, анализировать, классифицировать, делать умозаключения и выводы;

4) коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом).

Оборудование:

Физическая карта мира, презентация

Вода, застывшая в бутылке с отметкой уровня в жидком состоянии, стакан с железной ложкой и горячей водой, лёд, мел, растаявший в воде.

Тип урока: изучение нового материала

Этапы урока

Этап, время

Цель.

Задания

Деятельность обучающихся

Контроль

Источник информации

I. Постановка проблемы

3 мин

Развитие учебной

мотивации обучающихся

Жил-был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый правитель. И было у него три сына. Когда правитель состарился, он пожелал передать бразды правления тому из сыновей, кто окажется более способным к этому нелёгкому делу.

Он сказал: «Вы видите, что отец стар и не может больше править страной. Кому из вас по силам будет исполнить мою мечту, станет править моим народом. Видите вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Оно пустует. Я мечтал заполнить таким, что было самым нужным на свете. Но найти эту самую нужную вещь так и не смог. Отыщите её и заполните моё хранилище».

Сыновья отправились в путь Долго ездили они из города в город, из страны в страну, и в назначенный день предстали перед отцом.

Старший сын «Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто может прожить без него?»

Средний сын: «Землёй заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли?»

Младший сын: «Это огромное хранилище я заполню только светом и водой. Без света на земле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде». Отец доверил правление государством младшему сыну.

– Какой вопрос у вас возник?

-Запишите на доске проблему урока…..

-Был ли прав отец?

-Действительно ли вода – необыкновенное вещество?

Презентация

Слайд 1

II. Актуализация знаний

2мин

Подготовить обучающихся к восприятию нового материала

-Чтобы решить нашу проблему, нам необходимо вспомнить некоторые знания из курса естествознания прошлого года.

Как называется водная оболочка Земли?

-Какие свойства воды вам известны?

– Вспомним, что такое выветривание?

Значит, вода участвует в формировании рельефа Земли.

Ученые подсчитали, что на сушу ежегодно выпадает столько воды, сколько содержится в Черном море, или шести таких водоемах, как Каспийское море-озеро.

-Водная оболочка Земли называется Гидросфера.

-Вода – вещество, которое существует практически везде. Оно содержится в воздухе, в земле, в живых организмах. Оно есть даже в камнях.

-Вода очень хороший растворитель.

-Вода в жидком состоянии прозрачна, не имеет запаха, не имеет вкуса.

-Вода покрывает большую часть Земли.

-Человек больше, чем на половину состоит из воды. Он не может прожить без воды больше трёх дней. Он умрёт, если потеряет 21 % влаги своего организма.

-Выветривание – процесс разрушения горных пород, который может идти под влиянием ветра, воды и живых организмов.

Фронтальный опрос

III. Решение проблемы, знакомство с новыми знаниями.

1. Групповая работа с текстом учебника

8 мин.

1. Развитие мыслительной деятельности обучающихся (умение представить материал в другом формате, а затем воспроизвести, умение обобщать);

2. Сформировать представления о природных и искусственных водных объектах

– В каких состояниях встречается вода в природе, приведите примеры.

-Объединитесь в группы и заполните в тетрадях (вклеены схемы) пустые ячейки схемы. Группа, которая быстрее всех заполнит ячейки, пошлёт своего представителя к доске и, если схема будет заполнена и озвучена правильно, то группа получит оценку 5. Если будут ошибки, то группа, которая их обнаружит и исправит, получит оценку 5.

-В твердом состоянии воду называют льдом и снегом, в газообразном – водяным паром, в жидком состоянии вода встречается в составе клеток живых организмов.

Работа в группах

Выходит к доске представитель самой быстрой группы, заполняет таблицу, составляет рассказ о водных объектах. Другие – проверяют и дополняют

2. Беседа содержанию текста учебника

8 мин

Сформировать представления и дать определения понятиям: конденсация, океанический и внутриматериковый Мировой круговорот воды

-Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос, что такое океанический круговорот воды?

-Что такое внутриматериковый круговороты?

-Чем эти круговороты отличаются от Мирового круговорота воды?

-Посмотрите видеоролик. Какой из круговоротов будет представлен? Объясните, почему вы так решили?

-Объясните, как вы считаете, почему в живых организмах обновление воды идёт часы и минуты, а в реках она обновляется за недели, а в озёрах и болотах – за месяцы и годы?

-Вода, испарившаяся с поверхности океана, большей частью конденсируется и возвращается обратно в виде атмосферных осадков (малый, или океанический, круговорот.)

– Вода, испаряемая озёрами и реками и выпадающая обратно осадками – внутриматериковый круговорот.

– Вода, принесенная воздушными течениями с океана на сушу и снова достигшая океана совершает большой круговорот воды на земном шаре.

Представлен Мировой круговорот воды, потому что…

– Человек может выжить без воды три дня. Он пьёт и выделяет жидкость постоянно. В озёра и болота содержат большое количество воды, которое не может быстро обновиться, тем более что часто это замкнутые водоёмы.

Фронтальный опрос

«Круговорот воды» видеоролик

3. Физ. пауза

2 мин

Активизировать внимание, снять утомляемость

Поднимите вверх правую руку – если называю слово, означающее воду в различных её проявлениях, например, океан.

Левая рука – если предмет (или явление) связаны с водой, но сами водой не являются, например, полотенце.

Ничего не поднимаете – если не связаны с водой.

Лужа, шапочка, снег, корабль, река, водопад, дверь, волна, камень, роса, ручей, водопровод, линейка, радуга, рыба, спасательный круг, утка, зонт, ветер, катер, тумбочка.

4. Работа с текстом учебника

10 мин

-Запишите в тетрадь подтему «Свойства воды», поставьте двоеточие.(работа с текстом).

– О каком свойстве говорится в тексте? (запишите его в тетрадь) Объясните свойство теплоёмкость,

Демонстрация 1:

– Действительно ли это так нам поможет удостовериться демонстрация: ложка в стакане с горячей водой. Я вытаскиваю ложку. Что, по-вашему, быстрее остынет? О чём это нам говорит?

– Тёплые течения на карте обозначают красным цветом, а холодные синим. На основании этих знаний объясните, почему в Мурманске, теплее зимой, чем у нас в Хабаровске, ведь наш город расположен южнее.

– Подумайте, о каком свойстве может свидетельствовать следующий опыт? Запишите его.

Демонстрация 2: Мы с вами заморозили воду в бутылке и отметили её уровень до замерзания. Сравните её уровень после замерзания и объясните разницу.

Демонстрация 3:

-Что произойдёт, если я кусочек льда брошу в воду? (бросаю) Объясните причины.

Запишите это свойство.

Демонстрация 4: Давайте посмотрим, что может сделать вода с такой горной породой как известняк или мел. (показываю).

Как думаете, почему вода в океане солёная? Почему дождь, снег и лёд пресные?

-Какое свойство мы ещё не упомянули? Запишите его.

-Приведите примеры где или когда мы его можем наблюдать?

Вода обладает следующими свойствами: вода хороший растворитель, имеет высокую теплоёмкость, текучесть, расширяется при замерзании, твёрдая вода легче жидкой.

-Вода медленно нагревается и медленно остывает.

-Вода имеет большую теплоёмкость. Она долго нагревается и долго остывает, а металл наоборот.

-Побережье около Мурманска согревают тёплые течения, которые идут с экватора.

-Вода расширяется при замерзании.

– Вода при замерзании расширяется, поэтому уровень стал выше.

-Твёрдая вода легче жидкой.

-Лёд всплывёт, потому что он легче жидкой воды.

– Вода из рек попадает в океаны. Реки текут по горным породам и размывают их.

– С поверхности водоёмов испаряется чистая вода без солей…

-Большая текучесть.

Фронтальный опрос

IV. Итоговый контроль

5 мин

Тесты решают и взаимная проверка. Выставление оценок друг другу. Критерии на экране.

Вариант 1.

Выберите правильные ответы и запишите их в таблицу под номером задания.

1. Водная оболочка Земли называется

1) литосфера

2) атмосфера

3) гидросфера

4) биосфера

2. Лишним среди природных водных объектов является

1) канал

2) озеро

3) болото

4) река

3. Самой плотной пресная вода становится при температуре

1) +40 С

2) +20 С

3) 00 С

4) -20 С

5) -40 С

4. Выбери правильное утверждение

При охлаждении воды ниже +40 С, её плотность

1) увеличивается

2) уменьшается

3) остаётся прежней

5. Больше всего воды на Земле находится всостоянии

1) жидком

2) твёрдом

3) газообразном

Вариант 2.

Выберите правильные ответы и запишите их в таблицу под номером задания.

1. Меньше всего воды на Земле находится всостоянии

1) жидком

2) твёрдом

3) газообразном

2. Лишним среди искусственных водных объектов является

1) канал

2) озеро

3) пруд

4) водохранилище

3. Самую маленькую плотность пресная вода имеет при температуре

1) +40 С

2) +20 С

3) 00 С

4) -20 С

5) -40 С

4. Выбери правильное утверждение

При охлаждении воды до +40 С, её плотность

1) увеличивается

2) уменьшается

3) остаётся прежней

5. Гидросфера – оболочка Земли, состоящая из

1) земной коры

2) воздуха

3) живых организмов

4) воды

Ответы:

0 ошибки- «5»

1 ошибки – «4»

2 ошибки – «3»

3 ошибки – «2»

Взаимопроверка:

Задание

Ответы 1 вариант

Ответы 2 вариант

    3

    3

      1

      2

        1

        3

          2

          1

            1

            4

            Итог:

            Максимум 5

            Максимум 5

            VI. Рефлексия. Подведение итогов. Мотивирование оценок отдельных активных на уроке обучающихся.

            4 мин.

            Ребята, скажите, действительно ли вода – самое необыкновенное вещество на Земле?

            – Сравним наш ответ с авторским. Стр. 97.

            Дети:

            1 чтец: Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,

            Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

            Это главное таинство, главное чудо Планеты,

            Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

            2 чтец: Без воды на Планете не мыслимо что-то живое

            И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,

            И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,

            Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой….

            3 чтец: Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,

            Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,

            И в бездонном пространстве планета Земля голубая

            Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.

            4 чтец: Океаны и реки, озёра и вечные льдины,

            Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –

            Это только вода, это Жизни самой сердцевина,

            Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

            Учитель: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете» – так об этом удивительном веществе говорил Антуан де Сент-Экзюпери.

            В заключении я хочу попросить вас поделиться мыслями о том, чем для вас был полезен сегодняшний урок.

            Начинайте свои ответы со слов:

            – Сегодня я узнал…

            – Мне было интересно…

            – Я думаю, что изученная тема важна, потому что …

            – Мне больше всего понравилось…

            VII. Домашнее задание1 мин

            Стр. 98 ответить на вопросы, понаблюдать за снежинками, выявить их особенности и зарисовать .

            VIII. Мотивирование оценок. Выставление отметок. 1 минута

            Оценки, которые вы получили за тест проставьте себе и я распишусь. Кто считает, что он сегодня работал на 5 и 4 встаньте.

            Я выражаю вам устную благодарность за хорошую работу на уроке …, … Урок закончен. Спасибо всем за работу.

            Источник