Какими свойствами обладает закон

Какими свойствами обладает закон thumbnail

Закон – это принятый в особом порядке
первичный нормативно-правовой акт
высшего представительного органа
государственной власти, обладающий
высшей юридической силой и регулирующий
важнейшие общественные отношения.
Законы
обладают всеми признаками нормативных
актов и правовых актов. Помимо этого,
законы обладают рядом специфических
признаков, обусловливающих их особую
юридическую природу.
Признаки закона.
1)
Закон является разновидностью
нормативно-правовых актов, следовательно,
обладает всеми признаками нормативных
актов, равно как и правовых актов в
целом.
2) Первичный характер закона
означает, что он исходит от представительного
правотворческого органа, следовательно,
в той или иной мере выражает волю народа.
Поэтому закон является первичным по
отношению ко всем иным нормативным
актам, равно как и ко всем прочим правовым
актам; все прочие акты производны от
закона, издаются на его основе. Первичный
характер закона означает его
“самодостаточность”, ему не нужны
иные основания для функционирования,
наоборот, он сам является основанием
для всех иных актов и всей юридической
деятельности в государстве.
3) Высшая
юридическая сила – важнейший признак
закона. Высшая юридическая сила закона
означает, что все иные правовые акты
издаются, во-первых, на основе закона;
во-вторых, во исполнение закона; в-третьих,
не могут противоречить закону.
4) Законы
принимаются в особом порядке, подробно
регламентированном конституцией и
законодательными актами. Соблюдение
процедуры принятия закона – необходимое
условие их юридической силы, малейшее
нарушение этой процедуры ведет к
юридической ничтожности принятого
акта. Порядок принятия закона отличается
усложненностью, чем законотворчество
отличается от иных видов правотворчества. 
5)
Законы принимаются высшими представительными
(законодательными) органами государства,
только эти органы обладают правом
принимать законы. Этот порядок должен
подчеркнуть значимость закона, его
особую роль и место в системе правовых
актов.
6) Закон должен регулировать
важнейшие общественные отношения. Все
изменчивое, преходящее, не имеющее
конституирующего значения должно
отражаться не в законе, а в подзаконных
актах. К важнейшим общественным отношениям
относятся прежде всего взаимодействие
граждан и органов государства, полномочия
государственных органов, их классификация
и т.д.
Закон призван быть ведущим
источником права в правовом государстве.
Особые свойства закона позволяют ему
быть демократичным источником права,
выражающим волю и интересы народа.
Именно эти свойства и обусловливают
особую роль закона в системе нормативных
актов. Закон должен выражать принципы
права, идею приоритета прав и свобод
человека, демократические начала
общественного и государственного
устройства. Правовые законы составляют
основу правового государства. Поэтому
столь важно добиться реального
верховенства закона в системе правовых
актов государства, сделать закон
действительно ведущим, основным
источником права.

Закон как нормативно-правовой акт
высшей юридической силы имеет

особую структуру, которую составляют
следующие элементы (которые иногда
называются реквизитами): •наименование
органа, принявшего закон;

•        название
закона;

•        номер и дата
принятия;

•        преамбула;

•        нормативно-
правовое содержание закона;

•        последствия
несоблюдения закона;

•        отмена законом
иных нормативно-правовых актов (правовых
норм);

•        опубликование
закона и вступление его в силу;

•        подписание
закона.

2. Закон (как и любой нормативно-правовой
акт) должен содержать наи
менование
принявшего его органа. От уровня
государственного органа,
в компетенцию
которого входило принятие соответствующего
закона,
зависит его юридическая сила.

Название закона должно указывать на
круг общественных отношений, для
урегулирования которых он принят (то
есть на предмет правового регулирования).Необходимо
стремиться к тому, чтобы название закона
(позволяющее индивидуализировать его
из массы других законов) отражало его
содержание, звучало кратко и понятно. Номер
закона и дата его принятия также
помогают индивидуализировать его и
занять определенное место в иерархии
нормативно-правовых актов. При принятии
федеральных законов Федеральным
Собранием (Государственной Думой,
Советом Федерации) соответствующей
датой считается день окончательного
принятия данного акта Государственной
Думой.

Нормативно-правовое содержание является
главным элементом закона. Содержание
закона обычно делится на статьи, в
которых содержатся нормы права. Статьи
должны иметь номер. В объемных законах
могут выделяться разделы и главы.

Преамбула обычно содержит мотивы
принятия закона, его цели и задачи.

Как правило, в самом законе содержится санкция,
применяемая к нарушителям его норм.

Обязательным элементом закона должно
быть указание об отмене действия
иных нормативно-правовых актов данным
законом. Обычно данное указание
содержится в конце принятого закона
(указываются реквизиты отмененных актов
или их отдельные статьи).

После принятия закон подлежит
опубликованию и вступает в законную

силу непосредственно после опубликования
либо со дня, указанного в законе.

Последним элементом структуры закона
обязательно должна являться подпись
соответствующего должностного лица (для
федеральных законов Президента РФ).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Закон, свойства, юридические хар-ки:

1)наличие специфического предмета (наиб. значимое отношение)

2)характеризуются особой юридической силой

3)набор субъектов правотворчества (тождественно по волеизъявлению гос-ву; НО особенность: каждый раз по-разному).

4)совместно с волеизъявлением законодательного органа и главы государства (в регионе – законные организации и регион. парламент)

5)особый порядок принятия (обеспеч. качественное выражение публичной воли, демокр-ть и др)

Виды законов.

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

2) Федеральные конституционные законы

3) Федеральные законы

4) Законы субъектов федерации.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

– Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

– Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Читайте также:  Какие полезные свойства липового меда

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

– кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

– текущее законодательство.

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации

действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных в предметам ведения субъектов федерации.

Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ “О федеральном бюджете РФ на 1999 год”.);

чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на

– федеральные

– субъектов федерации.

По кругу лиц законы можно подразделить на

– общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);

– специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

По сфере действия законы можно подразделить на

– общие – действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ);

– местные – действующие на определенной части территории России (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним).

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 1510 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Определение 1

Закон является нормативным актом, который принимается в особом порядке в лице органа законодательной власти или по результатам референдума, выражающего волю народа. Также он обладает высшей юридической силой и регулирует самые важные общественные отношения.

Признаки закона

Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:

  • прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
  • подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • выражение воли и интересов народа;
  • обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
  • регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.

Замечание 1

На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.

Виды законов

На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов. Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан. Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.

Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)

Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).

Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).

Закон и его виды можно классифицировать на основании различных отличительных черт:

  • субъекты законотворчества (которые были приняты народов на референдуме или в лице законодательного органа);
  • предмет правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и другие);
  • срок действия (постоянный или временный закон);
  • характер (текущий и чрезвычайный);
  • сфера действия (общефедеральный и региональный);
  • содержание (экономический, бюджетный, социальный, политический и другие);
  • степень систематизации (обычный и кодификационный, или органический – Гражданский или Уголовный кодекс РФ и другие);
  • значимость норм, которые в нем содержатся (конституционный и обыкновенный);
  • объем регулирования (общий и специальный).

Подзаконные нормативные акты

Определение 2

Подзаконные акты являются актами, которые издаются на основе и для исполнения законов. У них меньшая юридическая сила, чем у законов, но они базируются именно на них.

В нормативно-правовом регулировании общественных отношений основное и определяющее место принадлежит законам, но у подзаконных актов также довольно важная роль в жизни общества, они играют вспомогательную и детализирующую функцию.

Читайте также:  Какое свойство молекул липидов обеспечивает им

Виды подзаконных актов

Существуют различные виды подзаконных актов.

  1. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
  2. На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
  4. Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
  6. Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
  7. Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.

Источник

Порядок внесения законопроектов

Общее понятие

Нормы утверждаются Государственной думой на основании большинства голосов избранников. Поправки также регулируется теми, кто принимает федеральные законы. Конституционные распоряжения действуют на территории всей России. Нормативные указы и акты можно издавать отдельно для субъектов РФ по вопросам совместного действия федерации и региональных подразделений.

Понятие, что такое закон РФ

В философии закон определяется как связанная необходимость явлений. Термин характеризует сочетание причин и следствий с точки зрения идеалистической и материальной наук. В обществознании слово используется в качестве объективного определения.

Конституция РФ определяет порядок утверждения правовых актов. Регламент осуществляет палата Федерального собрания. Закон одобряется Советом Федерации после голосования членов собрания. Если закон отклоняется, то для принятия в Госдуме требуется повторное голосование с поддержкой не менее трети депутатов.

Признаки нормативных актов

Закон поступает к президенту на подпись после согласия в собрании или прохождения в Думе (при неодобрении в Совете). Глава страны подписывает документ в течение 2 недель, и закон переходит в категорию принятых. Текст публикуется в течение 7 дней в государственных газетах или на официальном портале правовых сведений. Через 10 суток после этого указ вступает в силу. Иногда в тексте документа указывается другая дата начала действия.

Президент имеет право на отклонение норматива, но его вето может быть признано недействительным при наборе 2/3 голосов избранников в каждой палате.

В наименовании законопроекта содержится номер регистрации с присоединением букв и времени утверждения (подписания). Нумерация является последовательной, но не сквозной, и возобновляется каждый год с цифры 1. Поэтому в ссылке на норматив всегда проставляется год.

Порядок внесения законопроектов

Процедура состоит из инициативы и обсуждения.

Инициатива — предоставление определенным лицам или учреждениям права на внесение во властные органы предложений по совершенствованию законодательства. Представительские структуры и законодательные центры обязываются к рассмотрению поступающих инициатив перед принятием.

Конституционные положения

Обсуждение предлагаемого законопроекта проходит в нескольких чтениях. Рассмотрение осуществляется на открытом собрании палаты органа представительства. Вначале следует доклад подготовительного комитета с освещением основных вопросов проекта. Важные положения, которые касаются всего населения, обсуждаются всенародно посредством референдума.

Решение комиссии может быть следующим:

  • принятие;
  • отклонение без права повторного рассмотрения;
  • отправление на доработку некоторых положений.

Отличия в порядке принятия и изменения обыкновенных и конституционных законопроектов отражает их неравнозначное положение в системе права. Упрощенные процедуры принятия и голосования текущих указов подчеркивают их относительно уменьшенную глобальность, стабилизацию и функциональность по сравнению с конституционными правовыми нормативами.

В зависимости от утверждающих органов и территории действия есть следующая классификация законов:

  • общефедеральные;
  • законопроекты государственных субъектов.

Первый вид устанавливается высшими органами федерации и действует на всей территории. Второй вид утверждаются аналогичными органами субъектов государства и имеет силу только в подведомственных регионах. Если есть расхождения в общих и субъектных законопроектах, то предпочтение отдается федеральному закону.

Признаки нормативных актов

Законопроекты принимаются с соблюдением регламентирующих правил, как принято в соответствии с полномочиями органа законодательства. По содержанию документ регулирует важные отношения в общественном строе. В демократической стране федеральные законы занимают главенствующее положение среди юридических источников и применяются в качестве основы законодательства и правовой системы.

Читайте также:  На какой вопрос в тексте нет ответа каким уникальным свойством

Перечень признаков законов:

Структуризация системы

  1. Законодательное положение является актом юрисдикции, где устанавливаются правовые действия по добавлению в систему юридических норм, их изменению или отмене. Закон всегда составляется и принимается в письменном виде и представляет собой источник права.
  2. Законопроект является актом высших властных структур, обычно представительных органов государства. В России Совет Федерации выступает в качестве носителя государственного суверенитета.
  3. Нормативный акт (в значении слова «закон») всегда обладает высшей силой юрисдикции. Все другие нормативы стоят на ранг ниже и ни в чем не противоречат основному закону, а также соответствуют ему по содержанию.
  4. В законопроекте всегда присутствуют начальные правовые нормы по ключевым положениям, которые ранее отсутствовали в юридической системе страны. В нем содержатся аспекты урегулирования социальных, политических вопросов, принципы управления экономической системой.

Отмечаются его отличия от иных кодексов права в контексте рассмотрения законопроекта в качестве нормативного акта. ФЗ отличается от индивидуальных документов с содержанием информации по разовым вопросам (например, должностное назначение, управленческие вопросы, имущественные сделки). Государственный закон и право не сопоставляется с интерпретирующими актами толкования, где дается пояснение действующих норм, но не фиксируются правовые действия. Такие документы именуются постановлениями и предписаниями.

Конституционные положения

 Способ инкорпорации

Конституция отличается основополагающими и учредительными характеристиками от других актовых документов. Она координирует широкую область общественных связей, которые затрагивают действующие интересы членов общества. Закон на правовой основе выполняет функции укрепления экономического строя, определения территориально-национальной структуры, сохранения основных свобод и прав людей.

Конституционные нормы содержат базовые понятия о государственной системе и управлении, устанавливают особую законность и правовой порядок. Основополагающий закон объединяет базовые положения работы госорганов, политических партий, должностных субъектов и физических лиц. Статьи Конституции всегда важнее иных юридических указаний.

В категорию конституционных законов включаются постановления, которые вносят дополнения или изменения в текст Конституции. Сюда входят положения, необходимость которых является предусмотренной в самом основополагающем законе. Законопроекты посвящаются правовым основам федерации, и принятие осуществляется голосованием депутатов.

В конституции предусматривается объективное отраслевое деление:

  • административные законопроекты;
  • семейно-брачные законы;
  • гражданские нормы;
  • уголовные кодексы;
  • трудовые статьи и другие.

Федеральные законы принимаются государственным законодательством и действуют на территории России. Они касаются областной системы исполнительных органов, которые защищают здоровье, жизнь, свободу населения и интересы страны от преступных действий. Пример — закон «О милиции».

Метод консолидации

Законы федеративных субъектов (республик, областей, краев) устанавливаются в соответствии с определенной компетентностью структурных органов власти и действуют только на территории, где правят указанные формирования.

Структуризация системы

Совокупность законопроектов является основой для законодательства.

Обыкновенные законы — элементы повседневного законодательства. Они корректируют экономические, социальные, духовные и политические аспекты общества. Эти нормы должны соответствовать конституционным положениям, хотя сами имеют высшую правовую силу.

Обыкновенные законы делятся на виды:

  • Кодификационные. Включают базовые черты законодательства РФ и кодексы. В качестве основы закладываются крупные федеральные законы, которые координируют и устанавливают принципы работы всех правовых и общественных областей жизни страны.
  • Текущие. Разрабатываются на базе конституционных статей и отражают одноразовые действия и простые схемы.

Внесение закона в конституцию РФ

Кодификация обозначает существенные перемены в действующем законодательстве и включает разработку нового акта или переделку устаревшего юридического положения. В процессе отменяются отжившие нормы, закладываются новые понятия, устраняются пробелы и противоречия в законе. Кодификация проводится официально и только уполномоченными органами правительства.

Нормативные юридические акты выражают законность в конкретном варианте и представляются в разных формах. Распространенным является изложение в обособленном акте в виде кодекса (сборника, списка). Кодексы гражданского, семейного и другого права являются сборниками, которые сочетают и регулируют широкую систему юридических норм. Они представляют согласованный закон и обеспечивают полную и систематизированную координацию общественных связей.

В обществе есть множество правовых нормативов и актов. Для упрощения ориентировки они систематизируются и структурируются. В мировой юридической практике выделяются признанные виды группировок для упорядочивания законодательных дополнений и изменений.

Способ инкорпорации

Специальный процесс предусматривает объединение юридических материалов и частичное или полное размещение в различных сборниках по определенному принципу. Нормативные составляющие актов не изменяются. В некоторых случаях кратко переделывается суть изложения, но остается действенной юридическая сила, которая сохраняется со времени утверждения. Вопросами структуризации по типу инкорпорации занимаются федеральные органы, общественные формирования и уполномоченные граждане.

Различают виды процесса:

  • официальный;
  • полуофициальный (официозный);
  • неофициальный.

Первый тип структурирования означает размещение унифицированных сборников теми органами, которые создавали эти акты. При этом измененные совокупности нормативных положений переиздаются и публикуются. В результате выходит в свет новый законодательный источник.

Неофициальные структурные собрания создаются обособленными ведомствами, учебными и научными учреждениями, частниками без поручения и контроля правотворческих структур. Такие формы не рассматриваются в качестве основ законодательства и не относятся к категории общегосударственных законопроектов.

Метод консолидации

Законы федеративных субъектов

Способ предусматривает унифицированное объединение множественных указов, предусмотренное законодательной структурой. Создаются крупные блоки, которые сочетаются в соответствии с принципами кодификации. В конструктивный пакет входят однопрофильные отдельные статьи и параграфы в удобной и обоснованной последовательности. Их объединяет общность темы и направления использования.

Закон является основной базой для существования государственного права. В качестве нормативно-юридического акта он имеет характерные признаки и отличается от других правовых документов. Закон обеспечивает стабильность защиты интересов граждан, учреждений и государства. Его функции основываются на соблюдении конституционного права.

Источник